- Легато на гитаре
- Обозначение приема легато
- Упражнения легато
- Песни под гитару Упражнение для левой руки. Легато. Видео.
- Упражнение для левой руки. Легато. Видео.
- Прием «легато». Упражнения.
- Легато
- Содержание
- Легато на музыкальных инструментах
- Классические струнные инструменты
- Гитара
- Синтезатор
- Вокал
- Скоростная медиаторная техника >Техника легато в творчестве современных гитаристов
- Постановка левой руки при игре легатной техникой
- Движения правой руки при использовании легато
- Глушение струн при легатной технике
- Упражнения на легатную технику
- Легатная техника в соло
Легато на гитаре
Легато – это особый прием игры на музыкальных инструментах. При этом сыгранные ноты должны звучать связанно, как бы одной единой плавной фразой. Между ними не должно быть ни единой паузы. В нотной записи этот прием обозначается дугой (лигой). Лига изображается над теми нотами, которые нужно сыграть связанно. Ноты могут быть разной длительности.
Обозначение приема легато
Применительно для гитары термин легато также обозначает слитное звучание нот. Многие известные гитаристы используют этот прием для исполнения скоростных сольных партий. Здесь нужно отдельно отметить технику звукоизвлечения. Существуют несколько видов техники:
- Восходящее легато – ноты играются с повышением тона. У гитаристов этот прием более известен под названием hammer (хаммер).
- Низходящее легато – ноты играются с повышением тона. Для гитаристов более ходовым является термин pull (пул).
- Смешанное легато – совмещаются восходящие и низходящие пассажи.
О приемах легато на гитаре Вы можете подробнее прочитать в статье под названием «Хаммер и пул». Там мы довольно подробно разбирали эти приемы и показывали само звукоизвлечение. Я надеюсь Вам будет легко понять, как играть легато.
Теперь предлагаю Вам упражнения для развития техники легато. Внимательно посмотрите какие ноты залигованы, как их лучше сыграть. И дальше пробуйте сыграть, постепенно изменяйте скорость игры, добивайтесь чистого звучания.
Упражнения легато
Итак, легато в музыке – это важный элемент красивой, быстрой и эффектной игры на гитаре. Этот прием надо развивать и часто тренироваться для беглости и независимости пальцев. В итоге Вы сможете исполнять классные трюки на гитаре в стиле знаменитых гитаристов, ваши сольные партии будут яркими и запоминающимися.
Источник
Песни под гитару Упражнение для левой руки. Легато. Видео.
Аккорды песен под гитару, видео
Упражнение для левой руки. Легато. Видео.
Прием «легато». Упражнения.
Легато — плавный переход от одного звука к следующему.
Еще одно эффективное упражнение, которое очень хорошо развивает независимость каждого пальца левой руки.
Будем учиться играть без участия правой руки. Выглядит легато так:
Бьем указательным пальцем по первой струне на первом ладу, как будто молоточком. У нас появляется некое звучание струны.
После легкого удара по струне не покидая ее, сдергиваем палец вниз, тем самым появляется дополнительный звук струны. Это и есть «легато».
Во время исполнения старайтесь следить за тем, чтобы громкость звука от удара был равен громкости звука от соскальзывания пальца со струны.
Потренировав указательный палец, оставляем его на первом ладу и переходим на средний, только уже на втором ладу. Тренируем его.
Переходим на безымянный палец. Добиваемся от него уверенного легато на третьем ладу. Указательный и средний при этом стоят на своих местах.
И замыкает всю цепочку безымянный палец на четвертом ладу. Его тренировка проходит посложнее.
В итоге делаем так:
Сначала ставим по очереди все пальцы с достаточной скоростью и с равным интервалом времени, каждый на свой лад, а затем в обратном порядке сдергиваем (также по очереди) все пальцы, тем самым извлекая легато.
Если вы достаточно усердно тренировали каждый палец, то упражнение не станет сложным.
Источник
Легато
Лега́то (итал. legato «связанный») в музыке — приём игры на музыкальном инструменте, связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует. Легато показывает, что ноты играются или поются гладко и связно. То есть, в переходе от ноты к ноте не должно быть никакой промежуточной паузы. Легато техника необходима для залигованного исполнения, но в отличие от связности (этот термин понимается для некоторых инструментов), не запрещает реартикуляцию. В нотной записи легато обозначается дугообразной линией — лигой, объединяющей ноты, исполняемые легато. Также может обозначаться словом legato около соответствующей группы нот. Легато, как стаккато, является своего рода артикуляцией. Существует промежуточная артикуляция, называемая либо меццо стаккато или нон легато.
Содержание
Легато на музыкальных инструментах
Классические струнные инструменты
Легато на скрипке — исполнение группы нот одним движением смычка без отрыва от струны. Причём не имеют значения ни певучесть фразы, ни длительность нот, из которых она состоит, ни динамика. Суть приёма именно в непрерывности ведения смычка в одну из сторон по струне. Даже две быстрых ноты, сыгранных на одном коротком движении смычка, считаются исполненными приёмом легато. В музыке классических струнных инструментов, легато это артикуляция, часто ссылающаяся на полностью сыгранные ноты смычком, причём едва заметными короткими паузами. Это может быть достигнуто путем контролируемого движения запястья сгибающейся руки, часто с помощью замаскированного или расширенного вибрато. Такой стиль игры легато может быть также связан с использованием портаменто.
Существует несколько способов артикуляции, основанных на приёме legato:
- son file — медленное движение смычка, но с давлением на него,
- portato — ослабление, либо давления смычка, либо его скорости перед каждым новым звуком
Гитара
В гитарной терминологии легато называют также прием исполнения нот левой рукой, без участия правой. На гитаре прием легато бывает трех видов:
- Восходящее легато (англ.hammer-on — «ударять») исполняется следующим образом: после того как левая рука будет поставлена на необходимый лад, палец правой руки защипывает струну и извлекает первый звук; затем палец левой руки опускается на соответствующий лад, извлекая таким образом второй звук.
- Нисходящее легато (англ.pull-off — «снимать») требует, чтобы пальцы левой руки были заранее расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука палец левой руки, прижимающий струну, вместо того чтобы, как обычно, сойти со струны, должен с силой оттянуть ее к себе, заставляя звучать следующий звук.
- Смешанное легато (hammer-on / pull-off) включает восходящее и нисходящее легато, следующие непрерывно одно за другим.
В технике игры на гитаре легато является одним из основных штрихов, благодаря которому облегчается движение пальцев правой руки (для праворуких гитаристов), а фразировка приобретает выразительность. Упражнения на легато рекомендуются для развития силы и самостоятельности пальцев левой руки.
В игре на гитаре (кроме классической гитары) легато используется попеременно в качестве метки для обеих музыкальных артикуляций. Особенность применения техники в том, что игра музыкальных фраз ведётся преимущественно постукиванием или стягиванием струн, а не штрихом. Использование легато техники с артикуляцией на электрогитаре обычно требует сыграть ноты, находящиеся близко или на самой струне. За первой нотой следуют другие, которые были сыграны вышеупомянутой техникой, хотя некоторые гитаристы-виртуозы (в частности, Алан Холдворс и Шон Лейн) разработали свои легато техники до такой степени, что они могут выполнить очень сложные отрывки при помощи пронумерованной перестановки нот на струне в крайних темпах. В частности Холдворс избегает стягивание из-за совершенно вредного влияния на гитарный тон, когда струна стягивается чуть боком. Хотя термин неясен при пересечении струн и положении ладовой руки. Для этого используется термин «Постукивание из ниоткуда». Многим виртуозам гитары, хорошо разбирающимся в гитарной технике, легато позволяет сыграть быстрые и «чистые» переходы. Несколько постукиваний и стягиваний вместе, иногда в разговорной речи, называются «Роллс», ссылаясь на сжиженный звук техники. Быстрые серии постукиваний и стягиваний между одной парой нот называются трелями. Когда играется легато на гитаре, музыкантами обычно используется больше нот в пределах такта, чем в заявленном времени, то есть играются 5 (квинтиплет) или 7 (септиплет) нот вместо обычных четных чисел или триплета. Это дает пассажу необычные временные рамки и медленно сыгранный необычный звук. Однако, это менее заметно на слух при быстром воспроизведении, как обычно в легато. Существует тонкая грань между легато и постукиванием пальцами разных рук. В некоторых случаях тэппинг и легато очень трудно отличить на слух. Как правило, легато используется, чтобы добавить больше сжиженного, ровного звучания на пассажах, которые играются гитаристами.
Синтезатор
В синтезаторах легато является одним из видов монофонического действия. В отличие от типичного монофонического режима, где каждая новая нота реартикулируется путём перезапуска огибающего генератора, в режиме легато функции не ретригированны, если новая нота играется «легато» (с ещё не нажатой предыдущей нотой). Это вызывает начальный переход от атаки и затухания фазы до звучания на всей последовательности нот в легато. Функции достижения стадии длительности остаются теми же, до тех пор пока последняя нота не будет отпущена.
Вокал
В классическом вокале, легато может быть определено как вытягивание устойчивых гласных звуков с минимальными перерывами между согласными. Обычно называемое «линией», хорошее, ровное легато по-прежнему необходимо для любой успешной классической певицы. Это ключевая характеристика вокального стиля бельканто, который преобладал среди учителей и певцы в течение 18-го века и первых четырёх десятилетий 19 века. В западной классической вокальной музыке любая фраза, которая явно не выполнена в любой артикуляции знаков, например стаккато, как ожидается будет «легато». Обычно наиболее распространенный вопрос в вокальном легато является понятие «линия» в регистрах.
Есть и другие, нетрадиционные взгляды. Например Кендра Колтон, член вокального факультета Оберлинской консерватории, верит в разделение фраз на два или три отдельных слова, и добавление большой отдельной артикуляции между каждой единицей до любого слова, начинающегося с гласной.
Источник
Скоростная медиаторная техника >Техника легато в творчестве современных гитаристов
Сегодняшняя статья посвящена технике легато. Легато включает в себя хаммер-оны, пулл-оффы и слайды, которые позволяют делать переходы от ноты к ноте плавными. Многие гитаристы активно пользуются этой техникой. Аллан Холдсворт (Allan Holdsworth), Бретт Гарсед (Brett Garsed), Джо Сатриани (Joe Satriani), Эдди Ван Хален (Eddie Van Halen) и другие разработали собственные подходы к приему легато. Они часто играют быстрые и необычные последовательности нот без привязки к какому-либо конкретному ритму, что производит эффект игры «вне размера». Послушайте фразы с легато в классической композиции группы Ван Хален “Drop Dead Legs”.
Джо Сатриани и Ричи Котцен (Richie Kotzen) играют диатонические пассажи по схеме «три ноты на струну«, встраивая в них легато. Сатриани известен своими короткими легатными «взрывами», играя которые, он удерживает некоторые ноты. Несколько отличных примеров можно услышать в его композиции “Flying in a Blue Dream”. У Котцена очень сильная левая рука, и в дополнение к пассажам, основанным на гаммах, он пользуется техникой легато, чтобы играть фразы и арпеджио, выходящие за рамки той или иной тональности.
Но я считаю, что самым искусным гитаристом в плане техники легато можно назвать Бретта Гарседа. Он довел эту технику практически до совершенства. В комбинации с гибридным звукоизвлечением, легато в его исполнении дает очень плотное и жирное звучание. Такое мастерство требует большого опыта и многих лет тренировки. Посмотрите видеоролик к этой статье, где показан отрывок выступления Гарседа в 1986 году. Тогда ему было всего 23 года!
Постановка левой руки при игре легатной техникой
Для техники легато особенно важно положение левой руки на грифе . Расположите большой палец на задней стороне грифа, чуть ниже края. Не обхватывайте пальцем гриф, как если бы вы играли фразы в рамках пентатоники. Разведите в стороны рабочие пальцы левой руки (указательный, средний, безымянный и мизинец), расположив их прямо над ладами. Извлекать ноты вы будете кончиками пальцев. Также важно, чтобы пальцы были как можно ближе к накладке грифа. Так вы сможете обеспечить большую степень контроля. Это значительно повысит эффективность левой руки. Кроме того, рука будет меньше уставать.
Движения правой руки при использовании легато
Но нельзя забывать и о правой (звукоизвлекающей) руке, ведь некоторые ноты в легатных пассажах все же извлекаются именно ей. Следите за тем, чтобы атака была мягкой. При жесткой атаке будет слышна разница между нотами, извлекаемыми легато, и нотами, извлекаемыми медиатором. Старайтесь, чтобы все они звучали одинаково. Скоординированная работа левой и правой рук имеет огромное значение для техники легато.
Глушение струн при легатной технике
Еще один важный момент — глушение открытых струн. Играя на верхних струнах, глушите свободные нижние струны ладонью (подушечкой ладони, расположенной под большим пальцем). Сдвигаясь в направлении нижних струн, постепенно передавайте функцию глушения указательному пальцу левой руки.
Теперь займемся практическими упражнениями. Они помогут вам развить технику легато, а также обогатят ваш арсенал интересных фраз в стилях разных гитаристов.
Упражнения на легатную технику
- Упр. 1 — это основа, способствующая развитию выносливости и независимости пальцев. Оно построено на идее хаммер-онов и пулл-оффов. Первый палец располагается на пятом ладу.
- Упр. 2 также необходимо для тренировки независимости пальцев. Это не самый простой пассаж, поэтому начинайте в медленном темпе. Попробуйте сыграть его по всем струнам.
- Упр. 3 представляет собой восходящий и нисходящий пассаж секстолями. Повторяйте эту фразу несколько раз без перерыва для тренировки выносливости. Настоятельно рекомендую играть ее с метрономом. Вы быстро заметите эффект!
- Цель Упр. 4 — научиться повторять одну и ту же фразу, сохраняя при этом ровное звучание и не выбиваясь из ритма. Восходящий пассаж играйте первым и вторым пальцами, а на нисходящем оставайтесь в той же позиции, но играйте четвертым и вторым пальцами. Это довольно сложно, но через какое-то время вы почувствуете, что ваши пальцы стали более независимыми и подвижными.
- В Упр. 5 мы переходим к гаммам по схеме «три ноты на струну». Гаммы обычно играются именно по этой схеме, поэтому чтобы четко сыграть ритмический рисунок из шестнадцатых нот, потребуется тренировка. В восходящей части следите за тем, чтобы первый удар по каждой струне был даунстроком. В нисходящей части первую ноту на каждой струне можно играть «хаммер-оном из ниоткуда» — так называет этот прием Грэг Хоу (Greg Howe).
- Упр. 6 также играется по схеме «три ноты на струну». Оно включает в себя две позиции G-дорийского лада (G-A-Bb-C-D-E-F). Здесь мы вновь встречаемся с секстольным ритмом и хаммер-онами из ниоткуда в нисходящей части.
Легатная техника в соло
- Отработав основы, можете переходить к упражнениям, больше напоминающим фразы из настоящих соло. Упр. 7 можно услышать в исполнении Ричи Котцена. Фраза основана на нотах А-эолийского лада (A-B-C-D-E-F-G) и играется на третьей струне. Это самое настоящее испытание для левой руки!
- Упр. 8 тоже взято из арсенала Котцена, но на этот раз мы работаем с Е-эолийским ладом (E-F#-G-A-B-C-D). Фраза начинается в восьмой позиции, сдвигается к пятой и завершается в третьей позиции с разрешением к открытой шестой струне.
- Как вы могли заметить, просматривая видеоролики к этой статье, Джо Сатриани — настоящий мастер легато. Эта техника — неотъемлемая часть его уникального стиля. Упр. 9 очень напоминает отрывок из “Flying in a Blue Dream”. Здесь мы играем ноты С-лидийского лада (C-D-E-F#-G-A-B). Обратите внимание на быстрые последовательности нот, смены позиций и неожиданные задержки на некоторых нотах для большей выразительности.
- Упр. 10 — фраза в стиле Джона Петруччи (John Petrucci), основанная на Е-эолийском ладу. Этот пассаж потребует от вас нескольких смен позиций. Он растянут практически по всему грифу.
- Упр. 11 — комбинация арпеджио и пентатоники А минор. Обратите внимание на растяжки. На большой скорости эта фраза звучит очень здорово!
- А теперь вернемся к Бретту Гарседу. Упр. 12 написано в его стиле. Мы играем ноты А-эолийского лада на двух верхних струнах. Это непростое упражнение, поэтому наберитесь терпения!
- Упр. 13 — нечто среднее между стилями Гарседа и Хоу. Эта фраза включает игру по схеме «три ноты на струну», игру через струну и пентатонические ходы в Е миноре. Разбейте фразу на части и проработайте каждую в отдельности, постепенно повышая темп.
Если Вы нашли неточности в уроке или просто хотите дополнить, пишите в комментарии ниже.
На Вашем сайте я встречал уже много уроков про легато. Но они все отличаются, в зависимости от инструмента и стиля игры. Этот урок на легатную технику, пожалуй, самый интересный и полезный. Большое спасибо за подробное описание и табулатуры упражнений.
Источник