Overdrive, Distortion, Fuzz: чем отличаются эти гитарные эффекты?
Введение
В начале 40-х годов прошлого столетия блюзовые гитаристы практически выворачивали наизнанку свои усилители, заставляя их работать на пределе для того, чтобы получить мощное искаженное звучание. И хотя первые попытки исказить звук были открыты во время попыток играть так громко, насколько это возможно, иногда без всякой логичной причины, а иногда – вынужденно, чтобы быть слышным в шумной аудитории и среди других членов ансамбля, благодаря таким джазовым легендам, как Чак Берри, «музыкальный» перегруз получил международное развитие и стал использоваться опытными гитаристами, как элемент музыкального искусства.
С увеличением популярности рок-музыки в начале 60-х увеличился и спрос на усиление, так как в этот период искажение звука было адаптировано и для рок-сцены. Такие гитаристы как Эрик Клэптон (Eric Clapton) со своим фендеровским усилителем, Рори Галахер (Rory Gallagher) с Vox и Джефф Бэк (Jeff Beck) со своим Marshall и многие другие повлияли на развитие и создание мощных примочек и эффектов для гитары.
Сегодня существует огромное множество устройств для обработки звука, а гитаристы комплектуют целые, так называемые, педалборды, в которых собирают все свои самые любимые эффекты. С появлением новых более мощных и удобных педалей эффектов появилось больше возможностей «музыкального» искажения звука, нежели родной перегруз усилителя. Overdrive, Distortion, Fuzz – это классические варианты гейновых эффектов, которые по сути преследуют одну и ту же цель искажения звучания электрогитары, однако имеют значимые отличия.
Предлагаем более подробно рассмотреть отличия этих гитарных эффектов, ведь каждая из них имеет свой уникальный музыкальный оттенок.
Overdrive
Если добавить мощности, гейна (gain) ламповому усилителю, то получится перегруженный, но естественный звук с теплыми обертонами. Простыми словами — эффект овердрайва имитирует перегруз лампового усилителя. Но если раньше такой эффект достигался за счет увеличения громкости и перегруза, то сейчас овердрайвовые педали позволяют искажать звук на приемлемом уровне громкости, добавляя лишь классические «хрустящие» оттенки, мягкие и натуральные.
Стиви Рэй Вон (Stevie Ray Vaughan) был хорошо известен использованием классического овердрайва Ibanez Tube Screamer в создании своего фирменного звучания. Эдди Ван Хален (Edward van Halen) использовал Boss SD-1, который дает звук характерно-лампового эффекта Overdrive.
Еще один вариант естественного перегруза – использование бустеров (booster). По сути, это тот же эффект overdrive, однако, если овердрайв вносит изменения в исходное звучание гитары, то бустер сохраняют исходный характер звучания усилителя и гитары, делая его лишь громче и нагруженнее. Поэтому многие музыканты используют бустеры для того, чтобы “подогреть”, выделить отдельные фрагменты композиции.
Это хороший вариант для тех, кто не любит примочки и потратил много времени и денег в поисках усилителя своей мечты, поэтому просто хочет усилить и подчеркнуть то, что в нём уже есть. К примеру педаль Spark Mini Booster даёт возможность увеличения уровня выходного сигнала на 20 дБ.
Distortion
Педали дисторшена имитируют звук сильно перегруженного лампового усилителя. При этом звучание получается более плотным и менее естественным, сустейн становится дольше. В сравнении с овердрайвом, амплитуда звуковых волн при дисторшне обрезается силнее и оттенок сигнала получается более четким. Такое звучание характерно для рок-музыки и металла.
На схеме видны отличия в амплитуде звуковых волн при эффекте овердрайва и дисторшна. Как видно из графика, происходит так называемый клиппинг сигнала, синусоида обрезается, из-за этого звук приобретает характерную резкость. Только в случае с овердрайвом эффект достигается его «мягким» ограничением по амплитуде, а в дисторшне более резким. Синим показан оригинальный сигнал, красным — дисторшн, желтым — овердрайв.
Например, Рэнди Роадс (Rhandy Rhoads) и Даймбэг Даррел (Dimebag Darrel) использовали педали MXR Distortion Plus. Несмотря на то, что это дисторшн, она больше напоминает овердрайвовую педаль. Стив Вэй (Steve Vai), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen) и Джо Сатриани (Joe Satriani) предпочитают Boss DS-1.
Фузз педали являются одними из самых старых среди дисторшнов и стали популярны в расцвете психоделического рока в 60-х годах. По звучанию педали больше напоминают колючий звук неисправного усилителя в комбинации с большим количеством обертонов, которые в результате дают такой рыхлый и колючий дисторшн. По-другому описать Fuzz очень сложно, поэтому лучше один раз его услышать.
Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) был известен использованием примочки Fuzz Face, которая является одной из самых популярных.
Источник
Что такое эффект перегруза на электрогитаре?
Прегруз, он же овердрайв и популярнейшая его разновидность — дисторшн — то самое всемирное известное электрогитарное звучание, пресловутое ДЖ-ДЖ. Жёсткий звук риффов, визжащие соло — всё создаётся путём перегруза.
Для справки, из Вики же:
Если говорить о природе происхождения, то овердрайв и дисторшн работают по одному физическому принципу — ограничение сигнала по амплитуде. В овердрайве это ограничение «мягкое» , то есть верхушки синусоиды обрезаются не ровной линией, а плавными скруглениями. В дисторшне ограничение «жёсткое» , то есть верхушки синусоиды просто ровно обрезаются.
Из-за «мягкого» ограничения выходной сигнал начинает искажаться пропорционально уровню входного сигнала. Таким образом, при использовании овердрайва для обработки гитарного сигнала можно подчеркнуть динамику звучания. В зависимости от силы удара по струнам будет меняться искажение гитарного сигнала, что кардинально отличается от дисторшна. Дисторшн искажает входной сигнал независимо от его уровня (амплитуды).
Источник
Педали перегруза. Общие сведения о гитарных педалях перегруза
Наверняка все слышали про некие «педали перегруза» и как их любят все гитаристы, а некоторые наверняка даже видели картинки с кучей маленьких коробочек с крутилками у какого нибудь крутого гитариста. Откуда взялись эти штуки и что они делают?
Педаль перегруза — это небольшое (чаще всего транзисторное, но иногда и ламповое) устройство, которое дает свой собственный эффект перегруза в дополнение к перегрузу усилителя. Несмотря на то, что существует огромное количество педалей перегруза, все они делятся на три типа: овердрайв (слабая степень перегруза), дисторшен (православная степень перегруза), и фуз (крайняя степень перегруза, превращающая звук в зудосрач).
Изначально, педали перегруза появились как карманная замена гитарным усилителям, и предпологались к использованию без усилителей. Но как то раз гитаристы обнаружили, что если воткнуть такую педаль в усилитель, получался прикольный звук, и с тех пор педали перегруза стали использоваться как педали перегруза. В связи с этим, педаль перегруза, если она присутствует в вашей цепочке эффектов, всегда должна идти до вашего усилителя, хотя некоторые втыкают педали перегруза в разрыв[*] — обычно так делают, когда собственный перегруз усилителя по каким-то причинам не нравится или не подходит.
Различают два способа использования педалей перегруза — как собственно перегруз, и как т.н. «грелку». Чтобы использовать педаль как перегруз, нужно. Да ничего особенного не нужно, просто воткнуть педаль до усилителя и настрорить по вкусу. С грелкой же не так все просто.
Само слово «грелка» образовано от выражения «прогревать усилитель». Процесс прогрева усилителя заключается в подаче более громкого сигнала, чтобы проще было вгонять усилитель в перегруз. То есть — вместо того, чтобы снабжать усилитель собственным перегрузом с педали, грелка снабжает усилитель более мощным сигналом, чтобы получить более сильный перегруз самого усилителя.
Чтобы использовать педаль перегруза как грелку, нужно сбавить степень перегруза на педали (то есть — убрать гейн) и вместо этого выкрутить громкость выходного сигнала из педали (обычно — ручка Volume или Level). Соответственно, не все перегрузы возможно (и целесообразно) использовать как грелки, а точнее — глупо использовать как грелку что то, кроме овердрайва (потому как на других педалях количество собственного перегруза педали будет слишком большим).
Итак, подытожим:
Педали перегруза — это круто
Перегруз бывает трех видов, в зависимости от степени (овердрайв, дисторшен, фуз)
Педали перегруза можно использовать как перегруз или как грелку
Грелка — это слабый перегруз (овердрайв) с сильным выходным уровнем
На большинстве педалей перегруза органы управления идентичны и работают одинаково: ручка гейна регулирует количество перегруза, ручка Level — выходной уровень. На педалях также могут попадаться ручка тона или собственный блок эквализации (как на усилителях), а также могут быть различные переключатели, которые так или иначе влияют на работу педали. Все их перечислять, разумеется, бессмысленно, так что если не знаете, что делает та или иная ручка — используйте свои уши. Однако, назначение часто встречающихся ручек я все же перечислю:
Drive — собственно, ручка гейна.
Ручки эквализации — позволяют регулировать частотный состав звука. Работать могут либо как эквалайзер, либо как фильтр, в зависимости от педали. Ну или не присутствовать вообще.
Level — выходной уровень, т.е. громкость. Именно ее нужно выкручивать, если вы хотите использовать педаль как грелку.
Также как и модели усилителей, в ампсимах по причинам законов об интеллектуальной собственности педали перегруза не будут называться так, как они называются в реальном мире, но часто по внешнему виду и названию педали можно понять, что именно эмулируется. Например, Tube Screamer может называться «Overscream», «Cream Tube», «Scream 808» (намек на модель TS808), «Scream 9» (намек на модель TS9), и чаще всего имеет ярко зеленый цвет. То же самое относится ко всем остальным педалям — ProCo Rat обычно называется Bat (или R47, что является l33t-версией слова Rat) и имеет черный цвет, MetalZone выполнен в черно-желтой гамме и обычно называется Metal-что нибудь (Metal Clone, Metal Tone, Metal Distortion и т.д.), и все в таком духе. Что эмулирует конкретная педаль в конкретном ампсиме всегда можно найти в мануале к ампсиму или в гугле.
Теперь рассмотрим несколько распространенных педалей и области их применения.
Treble booster (требл бустер)
Олдскульная примочка, из тех времен, когда группи были красивее, водка вкуснее, а трава – забористей. Суть примочки — добавление высоких частот, посему обычно используется в качестве грелки для старообрядных ламповых усилителей (вроде Vox AC30), которые звук имеют теплый и ламповый настолько, что бубнят и ворчат невыносимо глухо. Юзали требл бустер многие столпы православного гитарного звука – Мэй, Галлахер, Айомми, Блекмор. Обращаться аккуратно, ибо вместе с верхами вытаскивает наружу и шум. Категорически непригоден для сатанинского хайгейна.
Ibanez Tube Screamer (скример, ламповая кричалка, зеленый нагнетатель)
Легендарная педаль овердрайва, выпущенная фирмой Ibanez в бородатые годы. Педаль имеет довольно серединистый звук, за что ее и любят (особенно соло-гитаристы и блюзмены). Играли в нее, пожалуй, все, кто вообще в состоянии держать в руках гитару, а слышали ее звук, наверное, вообще все, даже если не догадывались об этом. Педаль применима практически в любых стилях, как для соло, так и для ритма. Очень помогает для излечивания бубнящего перегруза некоторых усилителей (например, Mesa Boogie). Педаль отличается ярко зеленым цветом (это важно!) и предельной простотой настройки.
Mxr Distortion+
Еще одна популярная педаль перегруза, на этот раз подареная миру фирмой MXR. Выделяется бледновато-желтым цветом, в связи с чем часто использовалась Рэнди Роадсом. Отличается отсутствием какой либо эквализации (имеется только ручка гейна и громкости), в результате чего не всегда удается получить из нее то, что хочется. Впрочем, пре- или пост-эквалайзер (как и ручки усилителя) никто не отменял.
ProCo Rat
Педаль перегруза, популярная среди таких столпов гитарного звука, как Курт Кобейн, Дэвид Гилмор, Мэтью Беллами, Джефф Бек, Дейв Грол, Джеймс Хетфилд и многих других. Среди особенностей — черный цвет и ручка Filter, которая регулирует количество частот в области зудосрача.
Boss DS-1 Distortion
Педаль перегруза от фирмы BOSS, используемая такими ребятами, как все тот же Курт Кобейн, ага, Стив Вай и Джо Сатриани. Имеет ярко выраженый оранжевый цвет.
Boss OD-1 OverDrive/SD-1 SuperOverdrive
Педали овердрайва, тоже от фирмы BOSS. Вполне могут использоваться (и используются) как грелки, не в последнюю очередь благодаря своему ярко-желтому цвету.
SansAmp Gt-2
Фактически, первый в мире ампсим (правда, аналоговый). Прибор, который был призван помочь гитаристам не таскать с собой усилитель, но в результате стал очередной педалью перегруза (SansAmp в переводе с французского в буквальном смысле означает «без усилителя»). Имеет три эмуляции усилителей (Fender, Marshall и MesaBoogie) в трех вариантах (Clean, Crunch и Heavy), и со встроеной эмуляцией кабинета с тремя положениями микрофонов. В принципе довольно неплохо звучит даже сам по себе.
Boss MetalZone (миталзона)
Знаменитая примочка от BOSS, пламенно любимая и одновременно пламенно ненавидимая говнарями. На этой примочке довольно сложно нарулить хороший звук, отчасти благодаря тому, что у нее богатые возможности регулировки звука (то есть — испортить звук очень просто). Обладает полноценным блоком эквализации, поэтому на ней можно нарулить как православный серединистый перегруз, так и сатанинский хайгейн с вырезаной серединой.
Fuzz (фуз)
Фуз — это крайняя степень перегруза, и эта примочка превращает звук в зудосрач. Но если играть в неё через усилитель, то благодаря кабинетам зудосрачность сглаживается и получается такой приятный шершавый звук. Эффект фуза бы обессмертен Джими Хендриксом, Дэвидом Гилмором (все помним соло из Time?), Мэтью Беллами и кучей других гитаристов. Эффект тяжеловат в обращении и звучит очень специфически, поэтому как правило умение играть с фузом свидетельствует о прокачаном скилле игры на гитаре.
Источник
Что нужно знать гитаристу, чтобы звучать круто и не мешать группе?
Фидбэк
Одна из самых больших проблем состоит в том, что-то, что звучит хорошо для вас одного, не работает так же хорошо в группе. Например, большое количество перегруза может упростить для вас игру быстрых шред-ликов во время ежедневной репетиции в своей спальне, но если вы используете те же настройки на выступлении, тогда есть реальная опасность, что никто не сможет услышать, что именно вы играете. Дисторшн добавляет шум в ваш звук, а когда у вас за спиной стоит целая группа, то этот шум порой может мешать разобрать какую , собственно, ноту вы играете. Уменьшение уровня перегруза может потребовать от вас более аккуратной игры, но на эту жертву стоит пойти, если это поможет вашей музыке в целом звучать лучше.
Кроме вышеописанного, тех, кто использует много перегруза, поджидает ещё один неприятный сюрприз: высокий уровень громкости увеличивает риск фидбэка. Конечно, фидбэк это не всегда плохо — Пит Таунсенд и Джими Хендрикс были первооткрывателями использования контролируемого фидбэка, как музыкального эффекта, а многие современные гитаристы, как Джо Сатриани , создали множество отличных вещей с его использованием — но в данном случае я имею в виду фидбэк, который заставляет вашу гитару вопить, когда вы её об этом не просили. Когда вы выкручиваете ручку на 11, малейший раздражитель может заставить вашу гитару сорваться в пронзительный вой, поэтому те, кто привык играть громко и с большим перегрузом, должны помнить маленькие хитрости: устанавливать ручку громкости на гитаре на ноль когда не играешь, сохранять дистанцию с усилителем и, конечно, очень аккуратно приглушать струны, которые не должны звучать. Если вы можете поклясться, что всё это делаете, но у вас всё равно есть проблемы с фидбэком, то, наверное, пора уже признать, что вы используете просто нереальное количество перегруза.
ТИПЫ ПЕРЕГРУЗА
Важно понимать, что есть два разных типа перегруза. Первый образуется в предусилителе (звукоформирующий элемент усилителя, который управляет тембром и коэффициентом усиления) и характеризуется размытым звучанием, которое знакомо каждому, кто пытался заставить звучать свой усилитель грязно на низкой громкости. Второй является результатом перегруза оконечного усилителя (элемент усилителя, отвечающий за общий уровень громкости, выставляемый ручкой Master Volume ). Этот тип перегруза звучит более мелодично — гитара отзывчива и вы получаете столько сустейна, сколько нужно, но общий тембр очень гладкий, без шершавости и шумов дисторшна предусилителя.
Ламповые усилители очень ценятся за искажения в оконечном усилителе — чем больше вы нагружаете ламповый усилок, тем сильнее он «поёт» — именно так было создано большинство классических звучаний рок гитары, которые мы знаем и любим. Конечно, Даймбэг Даррэлл из Pantera получает фантастический звук из транзисторного (не лампового) стека Randall , но это скорее исключение, чем норма. Большинство рок-гитаристов предпочитают играть через ламповые усилители, а большинство успешных транзисторных разработок всё равно включают функцию эмуляции ламповой схемы (откровенно говоря, если вам нужен чистый, резкий звук на высоком уровне громкости, то вы скорее предпочтёте транзисторный усилитель; впрочем, пусть ваши уши сами примут решение).
Как известно, нормальный усилок звучит лучше всего, когда работает на полную, поэтому имеет смысл использовать усилитель, который при выкручивании на максимум звучит на нужном вам уровне громкости. Если вы купите Адский Усилитель и у вас не будет удобного случая играть на подобающих настройках, то это будет всё равно, что ездить на Ferrari по пробкам. Бывает масса ситуаций, в которых не плохо бы иметь относительно маломощный ламповый усилитель — например, выступая с группой, вы обнаружите, что звукооператор яростно отвергает идею «сделать гитару на сцене громче» (его можно понять — работа у него состоит в том, чтобы получить отдельный сигнал для каждого инструмента, а звучание стены Marshall ’ов на полной громкости будет воздействовать на каждый микрофон, стоящий на сцене). Что касается студии, то я только напомню вам, что в ранних вещах Led Zeppelin Джимми Пейдж использовал слабенький усилитель Fender Supro для записи отнюдь «не слабеньких» гитарных партий…
P. S. Делитесь с друзьями ссылкой, они должны владеть ценной информацией!
Источник