Гитара что такое sweep

Свип на гитаре (Sweep picking). Прием игры

Свип (Sweep picking) это техника игры на гитаре, при которой извлекаются 3 и более ноты на соседних струнах. В переводе с английского, свип дословно это «подметать» или «мести». В реальности это движение как раз чем то и напоминает «подметание» струн. В зависимости от направления, свип бывает восходящим и нисходящим. В этой статье разберемся как играть свипом на гитаре, характерные его особенности, а также посмотрим на упражнения.

История

Джазовые музыканты 50-х годов, такие как Лес Пол, Барни Кессел и Тал Фарлоу, использовали эту технику в своих импровизациях. Виртуоз Чет Аткинс иногда пренебрегал фингерстайлом и играл свип арпеджио. На рок-сцене Ричи Блэкмор практиковался в свипе для исполнения арпеджио в песнях Deep Purple «April» и Rainbow «Kill the King».

Джах фьюжн гитарист Фрэнк Гамбале признан мастером свипа и первым исполнителем, полностью интегрировавшим эту технику в свой стиль. Свипом он играл арпеджио, пентатонические и диататонические лики и вертушки.

Читайте также:  Духи с нотами дурмана

Гамбале описывает свой метод в обучающем видео «Monster Licks and Speed ​​Picking», записанном в 1988 году. Это видео ценно для тех, кто заинтересован в освоении техники свипа.

Шведский гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин находился под влиянием скрипача-виртуоза Никколо Паганини. Пытаясь сымитировать флюидные пассажи Паганини на своем Fender Stratocaster, он решил, что звукосниматель — отличный способ быстро переходить от струны к струне с плавным звуком. Методы Мальмстина повлияли на два поколения гитаристов, таких как Тони Макалпайн, Джейсон Беккер, Стив Вай, Марти Фридман, Джон Петруччи, Алекси Лайхо, Тосин Абаси и многих других.

Как играть свип на гитаре

Свип это одна из самых сложных техник звукоизвлечения на гитаре. Она требует большого количества практики и разучивания. Основная идея свипа заключается в использовании ударов медиатора вниз при восходящем движении по соседним струнам и ударов вверх при нисходящем. Фишка данного приема в том, что вы не останавливаетесь между струнами, а как бы скользите по ним плавно. Движение должно быть плавное и однородное, чтобы звуки извлекались друг за другом. Очень часто данный прием игры применяется в игре соло партий.

Не пренебрегайте перегрузом при игре свипом, но также и не забывайте глушить лишние струны. Ваша игра должна быть максимально чистой и ровной, без посторонних призвуков. Ниже вы можете посмотреть отличное видео на тему отработки свипа на гитаре.

Советы и упражнения

  1. Играйте с большим количеством гейна (перегруза, дисторшна). Несмотря на то, что многие люди тренируют свип на чистом звуке, гораздо полезнее играть на большом гейне. Причина в том, что на перегрузе все ваши косяки и грязь будут очень хорошо слышны. Таким образом, вам их будет легче исправить и сделать игру чище.
  2. Играйте только на бриджевом звукоснимателе. Нековый как бы сглаживает игру и прощает ошибки. На бридже такое не пройдет, и опять же, все ваши ошибки и грязь будут очень хорошо слышны.
  3. Ни в коем случае не напрягайтесь при игре. Помните, что чем более вы расслаблены, тем больше у вас контроля за звукоизвлечением.
  4. К свипу нужно привыкнуть. По первой будет очень неудобно плавно скользить по струнам друг за другом. Причем звучать они должны последовательно, а не как аккорд вместе. Точно играйте по нотам. Это значительно улучшит вашу способность синхронизировать руки.
Читайте также:  Костюм с нотами танцы

Табулатура упражнения

Ниже вы можете увидеть табулатуру неплохого упражнения для отработки 3-х струнного свипа. Здесь 4 аккорда играются арпеджио секстолями на трех струнах.

Заключение

Ни в коем случае не зацикливайтесь только на обучении свипу! Помните, что это такой же прием игры на гитаре, как и переменный штрих, даунстрок и прочие. Вы должны изучать их все примерно в равной мере, чтобы стать настоящим виртуозом в будущем!

Источник

Скоростная медиаторная техника >Свип-пикинг

Свип-пикинг — один из самых сложных приемов игры на гитаре. Пионерами этой техники можно считать таких именитых гитаристов, как Лес Пол (Les Paul), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen), Ричи Котцен (Richie Kotzen), Джейсон Беккер (Jason Becker) и Фрэнк Гамбале (Frank Gambale). Они показали, как этот прием может разнообразить гитарное звучание.

Основная идея свип-пикинга в том, что при игре на повышение по всем соседним струнам следует играть даунстроками, а при игре на понижение — апстроками. Свип-пикинг применяется в игре арпеджио, пентатонических, а также мажорных и минорных гамм. Важно перемещать медиатор к следующей струне сразу после удара по предыдущей. Это движение должно быть плавным и одновременно быстрым. Это необходимо, чтобы научиться свип-пикингу.

Свип-пикинг также можно комбинировать с другими приемами. Фрэнк Гамбале — король свип-пикинга — смешивает переменный штрих со свип-пикингом, получая в результате сложные пробежки. Комбинацию этих двух приемов часто называют техникой экономичного звукоизвлечения. Ричи Котцен, в свою очередь, много экспериментировал с объединением свипа и легато при игре расширенных арпеджио.

Упражнения на свип-пикинг. Табы и ноты

Пример 1 — это несложная фраза со свип-пикингом, состоящая из триолей на двух верхних струнах. Первые две ноты каждого арпеджио извлекаются свипом вниз, а последняя нота — апстроком. Следите за тем, чтобы медиатор попадал на первую струну сразу после удара по второй.

В Примере 2 мы имеем дело с рисунком на три струны, сдвигающимся вверх и вниз по грифу, следуя прогрессии Bm-F#m-E-A. Чтобы придать фразе живости, я использую несколько обращений аккордов F#m, E и A.

Добавим еще одну струну и получим Пример 3 . Здесь мы играем серию мажорных арпеджио со смещениями на целый тон и полтона.

Легендарный Джейсон Беккер — источник вдохновения для многих. И далеко не только благодаря своей работе на лейбле Shrapnel. Послушайте композицию молодого Беккера “Serrana”.

Нечто подобное вы найдете в Примере 4 . Это небольшой этюд в духе Беккера. Он начинается с серии арпеджио А мажор (A-C-E), смещающихся вверх по грифу, проходя через несколько обращений. Далее мы сдвигаем их к F#m—параллельной минорной тональности к А мажору—и играем серию нисходящих арпеджио, приводящих нас к пятой позиции. Эти аппликатуры Беккер использует в “Altitudes”. Старайтесь, чтобы свип был плавным, но быстрым, и избегайте случайных хаммер-онов и пулл-оффов.

Пример 5 написан на основе творчества Ричи Котцена. Как уже упоминалось выше, в начале своей карьеры он часто комбинировал легато и свип-пикинг. Аккордовая прогрессия этого примера похожа на “Pachelbel’s Canon”. Здесь вы столкнетесь с несколькими сложными растяжками, поэтому начинайте медленно и постепенно наращивайте скорость.

Пример 6 напоминает нам как о Котцене, так и о Беккере. Он взят из старой композиции под названием “Ceremony” и включает в себя не только свип и легато, но и тэппинг. Идея этой фразы в игре диатонических арпеджио на фоне статичного аккорда D5. В данном случае мы играем Bm (B-D-F#) и Gmaj7 (G-B-D-F#). Мне очень нравится такой подход к свип-пикингу. Мы просто играем каскадом на фоне ритм-секции, а не стараемся попасть в долю.

Пример 7 — фигура в стиле Фрэнка Гамбале в тональности Е минор. Мы просто играем диатоническое арпеджио на каждую ступень Em (E-G-B). Эта фраза завершается бендом на первой струне и тэппинговой нотой на удерживаемом бенде.

В Примере 8 мы играем в рамках Е-дорийского лада (E-F#-G-A-B-C#-D). Квинтоли в первом такте чередуются между Bm9 (B-D-F#-A-C) и Em9 (E-G-B-D-F#). Интенсивность нарастает во втором такте, с дикой комбинацией тэппинга, пулл-оффов, слайдов и др.

Пример 9 — отличная фраза, основанная на симметричных трезвучиях уменьшенной гаммы G из целых тонов и полутонов (G-Ab-Bb-B-Db-D-E-F). Эту фразу можно играть, например, в четвертом такте блюзовой прогрессии G, перед сменой G7 на C9 (IV ступень). Она подразумевает смену тональности, но хорошо разрешается.

Последний на сегодня пример ( Пример 10 ) представляет собой еще одну идею Фрэнка Гамбале, основанную на D-дорийском ладе (D-E-F-G-A-B-C). Эта современно звучащая фраза поражает несколькими арпеджио sus2, исполненными в форме квинтолей. Следующая фраза предлагает идею перекрестного ритма: три группы шестнадцатых нот играются на фоне четвертных триолей. На этом примере можно хорошо потренироваться в игре ритмических наложений. И в завершение играем каскад четырехнотных арпеджио.

Источник

Скоростная медиаторная техника >Искусство игры медиатором: Свип-пикинг для начинающих

Хватит тратить время попусту! Научитесь играть свипом так же, как Ингви, Вай, Тосин и многие другие.

Свип нередко относят к технике «шреддеров», но сама идея свипа — проведение медиатором поперек струн с целью скоростной игры — существует с момента изобретения самого медиатора.

Джазовые гитаристы 50-х годов двадцатого века, например, Лес Пол (Les Paul), Барни Кессел (Barney Kessel), Таль Фарлоу (Tal Farlow), использовали такой подход в своих импровизациях, а гений кантри-гитары Чет Аткинс (Chet Atkins) время от времени отходил от своей фирменной гибридной техники звукоизвлечения и прибегал к свипу при исполнении арпеджио.

Это только подтверждает тот факт, что техника свипа актуальна для многих жанров и направлений. Что касается свипа в роке, здесь стоит упомянуть Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore). Он играл арпеджио свипом в таких композициях, как «April» (Deep Purple) и «Kill the King» (Rainbow).

Маэстро стиля фьюжн Фрэнк Гамбале (Frank Gambale) известен как гитарист, применяющий технику свипа очень инновативно и разносторонне. Кроме того, он первым сделал свип неотъемлемой деталью своего стиля, играя этим приемом арпеджио, пентатонические и гептатонические (семь ступеней) гаммы и лады и многое другое.

В учебном видео Monster Licks and Speed Picking Гамбале подробно рассказывает о своем подходе. Это видео было впервые выпущено в 1988 году. Оно очень полезно для всех тех, кто интересуется техникой свип-пикинга (sweep-picking).

Однако, гитарист, имя которого чаще всего ассоциируется с этой техникой в контексте рок-музыки, родом из Стокгольма, Швеция. Именно он считается основателем гитарного направления, известного, как неоклассический хеви-метал (neoclassical heavy metal).

Шведского виртуоза гитары Ингви Мальмстина (Yngwie Malmsteen) вдохновляли такие гитаристы, как Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) и Ули Джон Рот (Uli Jon Roth). Также большое влияние на его стиль оказала игра скрипача-виртуоза Никколо Паганини (Niccolò Paganini), жившего в 19 веке.

Мальмстин много экспериментировал со своим стратокастером, копируя стремительные и захватывающие пассажи, которые Паганини исполнял на скрипке. В ходе этих экспериментов он пришел к выводу о том, что свип-пикинг лучше всего подходит для игры таких пассажей. С помощью этой техники можно переходить от струны к струне очень плавно и гладко, почти как играющий смычком скрипач.

Стиль Мальмстина, в свою очередь, оказал влияние на два поколения гитаристов. Среди них Тони МакАлпайн (Tony MacAlpine), Джейсон Беккер (Jason Becker), Стив Вай (Steve Vai), Маттиас Эклунд (Mattias “IA” Eklundh), Ричи Котцен (Ritchie Kotzen), Марти Фридман (Marty Friedman), Джон Петруччи (John Petrucci), Винни Мур (Vinnie Moore), Джефф Лумис (Jeff Loomis), Синистер Гейтс (Synyster Gates), Алекси Лайхо (Alexi Laiho), Тосин Абаси (Tosin Abasi) и многие другие.

Цель первых пяти упражнений данного урока — систематическая отработка отдельных движений, необходимых для игры свипом, начиная от свипа на двух струнах и заканчивая свипом на шести струнах. Если вы будете тренировать каждое упражнение с метрономом всего лишь по две минуты каждый день, ваша координация значительно улучшится, и вы сможете уверенно пользоваться этой техникой в собственных соло.

Начинайте с упражнений на двух струнах и постепенно двигайтесь дальше. При этом темп метронома должен оставаться неизменным. Это означает, что сначала вы будете играть восьмыми нотами, что покажется вам очень медленным. Но с переходом на другие длительности (восьмые триоли, шестнадцатые ноты, квинтоли и, конечно, шестнадцатые триоли и эквивалентные им секстоли) будет все сложнее.

Сконцентрируйтесь на синхронизации движений рук. Нужно, чтобы правая и левая руки входили в контакт со струной одновременно. Струны нужно зажимать по одной (в этом вся соль свипа!), а свободные струны нужно слегка глушить незадействованными пальцами.

Иначе соседние струны будут звучать вместе, весь эффект пропадет, и арпеджио прозвучит как простой аккорд, взятый боем. Чистая игра особенно важна в технике свипа, и для того, чтобы научиться играть чисто и четко, придется долго и упорно тренироваться.

В рамках второй группы упражнений мы рассмотрим несколько распространенных подходов к технике свипа. При этом мы будем работать с одной позицией. Каждое упражнение базируется на каком-либо одном типе аккорда. Так вы сможете сконцентрироваться на упражнении, чтобы привыкнуть к новой для себя технике.

Третья, и последняя, группа упражнений поможет вам разобраться с разными аспектами свипа и значительно развить выносливость в игре, ведь большую их часть следует играть без остановки шестнадцатыми нотами, с перерывами только на «вдох-выдох». Разбейте упражнения на секции из четырех тактов и тренируйте каждую из них с метрономом, постепенно увеличивая темп до 100 ударов в минуту (100 bpm). Это и есть темп, к которому надо стремиться.

Как найти нужное звучание

В рок-музыке для этой техники лучше всего подходят гитары типа «стратокастер». При этом лучше переключиться на звукосниматель в нэковой позиции, чтобы тон был теплым и «округлым». Включите гитару в современный ламповый усилитель и поставьте ручку «gain» на средний уровень — так, чтобы ноты звучали ровно и с достаточным сустейном, но чтобы в то же время можно было легко глушить струны.

Толщина и форма медиатора также влияют на звучание при игре свипом. Возьмите медиатор толщиной от одного до двух миллиметров с округлой формой острия, чтобы играть с достаточной атакой и легко скользить по струнам.

РИС. 1: свип на двух струнах

[РИС. 1] Это арпеджио на двух средних струнах, основанное на аккорде Cmaj7, можно с тем же успехом играть на двух верхних или на двух нижних струнах. Слегка проведите медиатором (сначала вниз, затем вверх) по двум струнам, стараясь при этом, чтобы сопротивление было как можно меньше. Так движения руки, в которой вы держите медиатор, станут плавными, и вы уйдете от коротких акцентированных даунстроков и апстроков.

РИС. 2: свип на трех струнах

На РИС. 2 представлено арпеджио аккорда C7, играемое на трех струнах. Стремитесь к тому, чтобы движения медиатора вверх-вниз были такими же плавными, как и в первом упражнении. Сконцентрируйтесь на ударах, приходящихся на сильные доли такта, а промежуточные ноты должны «встать на место» сами. Через каждые три ноты меняйте направление движения медиатора.

РИС. 3: свип на четырех струнах

Теперь перейдем к арпеджио на четырех струнах. В этом нам поможет весьма экзотическая фраза с переменной доминантой, основанная на аккорде С7. Она очень напоминает стиль игры Гамбале. Помните о том, что свип-пикинг хорошо звучит только в том случае, если каждая нота четко отделена от соседних. Поэтому зажимать струны нужно по одной, иначе они сольются в аккорд.

РИС. 4: свип на пяти струнах

Итак, перейдем к арпеджио на пяти струнах. Что-то подобное вы можете услышать в игре Стива Вая и Маттиаса Эклунда. Здесь мы играем шестнадцатыми квинтолями (пять нот на одну четверть). Опять же, если вы сфокусируетесь на высшей и низшей нотах в рамках одной доли, все промежуточные ноты получатся сами по себе. Следите за тем, чтобы скорость движения медиатора не менялась. Это нужно для того, чтобы все ноты звучали равномерно. Периодически произносите что-то вроде «Гип-по-по-та-мы». Так ваше ухо сможет лучше «запомнить» правильный ритмический рисунок квинтолей.

РИС. 5: свип на шести струнах

Арпеджио на шести струнах построено на трезвучии А мажор (A C# E) с третьей ступенью в басу и интервалом в квинту, играемым на 12 ладу шестой струны. Так мы получаем нужное количество нот для шестнадцатых триолей (по шесть нот на каждую долю). Играя восходящую последовательность, мы исполняем шесть нот одну за другой в рамках одного движения медиатора, зажимая каждую ноту последовательно. Играя нисходящую последовательность, мы выполняем пулл-офф на шестой струне. Это лучше, чем еще раз ударить медиатором, несмотря на то, что ход его движения нарушается.

РИС. 6: трезвучия — три верхние струны (фрагменты)

Именно такое арпеджио мажорного трезвучия является важной основой техники свипа Ингви Мальмстина. Уделите особое внимание направлению движения медиатора как в восходящей, так и в нисходящей частях. Смена восьмой триоли на четвертную ноту и обратно позволит вам сконцентрироваться на схеме движения медиатора в рамках небольшого отрезка, а затем передохнуть немного на четвертной доле.

РИС. 7: трезвучия — три верхние струны

В данном примере мы вновь играем восходящие и нисходящие последовательности нот, но уже объединяя их. Сконцентрируйтесь на движении медиатора вверх-вниз в целом, а не на каждом соприкосновении со струнами по отдельности. Как только вы добьетесь уверенного исполнения этой фразы, переходите к минорным арпеджио и арпеджио типа sus и dim7.

РИС. 8: трезвучия — комбинирование трехструнных и шестиструнных арпеджио

Этот пример характерен для стиля игры Джейсона Беккера и Джеффа Лумиса. Начнем с арпеджио на трех струнах из предыдущего примера, затем перейдем к арпеджио на шести струнах (см. РИС. 5). Для звукоизвлекающей руки это довольно сложно, поэтому начинайте в очень медленном темпе и не забывайте о плавных движениях руки.

РИС. 9: пентатоника в размере 4/4

Здесь мы комбинируем свип на двух струнах с пентатоническими фигурами. Зажимайте струны на пятом ладу указательным пальцем, а на седьмом ладу — безымянным пальцем. Ставьте пальцы на обе струны ровно и переходите со струны на струну перекатывающимися движениями, чтобы глушить ненужные струны и избегать одновременного звучания нескольких нот.

РИС. 10: экономичные движения медиатора

Движения медиатора должны быть экономичными, поэтому, переходя от струны к струне, выбирайте кратчайшую траекторию движения. В целом это означает, что при игре гаммы вы переходите к соседней струне с помощью двухструнного мини-свипа. В этом упражнении мы комбинируем тон-полутоновую уменьшенную гамму В из восьми нот (B C# D E F G G# A) с арпеджио аккорда Bdim7 (B D F G#).

РИС. 11: заключительное упражнение на развитие техники игры свипом

Это упражнение играется в тональности А минор. Первая часть базируется на последовательности “V-i” (пять-один), а арпеджио четко обрисовывают смену аккордов. Начинаем с восходящих двухструнных свипов в рамках трезвучий E (E G# B) и Bb (Bb D F). Затем играем несколько трезвучий А минор (А С Е). При этом мы постепенно увеличиваем количество задействованных струн — это отличный способ научиться уверенно играть длинные фразы свипом. Арпеджио Bm7b5 (B D F A) в такте 4 включает в себя серию трехструнных свипов в комбинации с несколькими сложными пропусками струн. Такт 7 представляет пентатоническую гамму А минор (A C D E G), играемую четвертями с использованием двухструнных свипов (экономичных движений медиатора).

Вторая часть упражнения имеет более неоклассический оттенок и начинается с нескольких трезвучий на трех струнах с пулл-оффами в стиле Ингви. Обязательно соблюдайте обозначенное направление движения медиатора. Такт 12 — это самая сложная часть упражнения. Здесь мы играем несколько шестиструнных арпеджио в духе Джейсона Беккера. Если вам сложно глушить струны или исполнять ноты, отделяя их друг от друга, попробуйте слегка глушить извлекаемые ноты приемом палм мьют (palm mute — глушение ладонью). Так можно добиться большей четкости. Последний такт основан на гармонической гамме А минор (A B C E D F G#). Здесь мы пользуемся приемом свипа, переходя с пятой струны на четвертую.

Это бы максимально полный урок свипа, который Вы сможете найти бесплатно. Гитаршкола публикует уроки гитары ежедневно без выходных. Поэтому подписывайтесь на бесплатную рассылку и учитесь играть на гитаре.

Источник

Оцените статью