MasterGitar.com
Когда вы выбираете гитару, то естественное желание узнать из чего она сделана. Если гитара приобретается у гитарного мастера, то проблем быть не должно. Гитарный мастер расскажет из чего сделана каждая часть. Но самое важное, не будет никаких расплывчатых формулировок, массив ли это древесины или фанеровка.
Иная ситуация с гитарами в магазинах. Маркетологи подсказали, что называть фанеру фанерой — это как-то слишком прямолинейно, поэтому решили просто называть её торговым названием древесины, из которой сделан внешний слой фанерованной гитары. Т.е., если вы видите, что в спецификации к гитаре написано, что корпус или обечайки и дно из палисандра(только название дерева без всяких уточнений), то значит, скорее всего у вас в руках гитара со шпоном палисандра на внешнем слое.
В случае с гитарами из массива дерева, т.е. цельного, без всяких фанеровок, те же маркетологи уже подсказали, что информацию эту надо подчеркнуть и с каждым названием древесины использовать слово SOLID или цельная.
Ещё раз на примере. Если в буклете к гитаре написано:
- Top (или Soundboard, что значит дека) — Cedar (кедр), то значит дека этой гитары сделана из некой слоеной конструкции, у которой внешний шпон сделан из кедра.
- Top — Solid Cedar — вот эта строчка означает, что гитара имеет деку из массива кедра. Дополнительное слово Solid.
Для обечаек и дна это уточнение также должно быть, но такая путаница возникает редко, так как гитара из массива это дорогая вещь. Выглядит это по-английски — back&sides — Solid american mahogony или по-русски обечайки и дно из цельного красного дерева.
Как правило, тот факт, что используется цельное дерево делается хорошо заметным, на гитаре налеплены всякие ярлычки с надписями, типа Solid Top. Другими словами, если вы нигде не видите этих надписей, то повод дополнительно убедится из чего сделана гитара.
Конечно, тот факт, что при изготовлении гитары применено настоящее дерево отражается на его цене. И если с декой из массива кедра гитара может стоить только на несколько сотен долларов дороже, то гитара полностью из массива будет стоить дорого и с фанерой это не перепутаешь.
Надо отметить, что существуют техники формирования обечаек гитары из двух типов дерева, снаружи палисандр или сверхплотная порода, а внутри что-то помягче, типа красного дерева. Используется эта техника мастерами, поэтому никаких секретов при покупке быть не должно. Фанеровка такой способ или нет вопрос спорный, так как переклеивается не какая-то техническая древесина, а массив специально подготовленных ценных пород. Не путайте это с фабричным вариантом.
Где-то тут упомним и про фабричные техники фанеровки, которые часто называются словами однокоренными со словом ламинирование. Об этом и речь, что гитара делается из слоеной структуры с ценной породой наружу. Я рекомендую обратить особое внимание на деку гитары и постараться купить инструмент с цельной декой. Как правило, это будет кедр. Испанские фабрики очень хорошо освоили эту технологию.
Конечно, ситуация не выглядит таким образом, что те кто хочет купить массив, будучи обманутыми, покупают фанерованные гитары. Скорее тем, у кого есть деньги только на фанерные гитары, дополнительно не напоминается о том, что за эти деньги они смогут купить только фанеру. Маркетинг — это психология человека, а она очень ранимая. А изготовители очень услужливы.
Как увидеть из чего сделана дека гитары
При выборе гитары вы можете попробовать убедиться из чего сделана дека, посмотрев в торец слоев. Торец слоев должен быть виден у звукового отверстия. Если гитара не новая, то торец может быть виден в иных местах: снят гриф или отломан кант. Часто торец отверстия закрыт каким-то пластиком, это дополнительный повод засомневаться.
На торце дерева вы должны увидеть рисунок слоев, который является продолжением структуры слоев с внешней стороны, это вертикальные или идущие под некоторым углом линии. Если такого рисунка нет, то это хороший повод засомневаться, что дека сделана из массива. Если же вы четко видите бутерброд из трех частей, то будьте уверены у вас фанера. Обратите внимание, что внешний слой очень тонкий, до 1мм.
Итак, фото для иллюстрации описанного выше.
На первом фото ниже мы видим торец деки в звуковом отверстии. Это явная фанеровка. Сверху и снизу тонкий слой ели, в середине что-то неизвестное.
И сразу массив, чтобы стало понятно. На самом первом фото статьи изображен торец звукового отверстия деки из массива ели и ещё одно фото ниже, где можно четко разглядеть вертикальные линии слоев дерева.
Дополнительно ещё несколько фотографий явно фанерованых дек. Был отломан кант и взору явно предстала слоеная структура деки. Четко видно, что слои внешнего слоя никуда не продолжаются. В середине нечто светлое. Это вид деки старой чешской Кремоны, такая же картина и у старых немецких Музим.
Фото, на котором в пазе крепления грифа хорошо видна слоеная структура не только деки, она измеряется линейкой, но и обечаек.
Источник
Дерево для гитарной деки
Ель. Sitka spruce (picea sitchensis)
До сих пор самый распространенный тип фабричных гитар стиля Dreadnought, часто преподносится как гитара общего назначения. Наиболее часто для используемого топа применяется древесина Ели Ситка. Ситка, в среднем, одна из самых сложных и сильных елей, которая хорошо подходит для этих инструментов. Она широко распространена, её много и поэтому это относительно недорогой и качественный материал, необходимый для гитарных решений, что также помогает объяснить его популярность для фабричных гитар. Используя Ель в этом контексте, у гитары преобладает яркий звук, более сильный в низких гармониках струн, но который является в значительной степени функцией гитарной конструкции, используемых струн и стиля игры. (мастер также не на последнем месте) …
Тем не менее, этот звук связан с определенным деревом, и поэтому ель Ситка, как утверждают, имеет “сильный фундаментальный ” звук.
С течением времени, для гитар со стальными струнами, Ель Ситка стала своего рода как точка отсчета, с которой сравнивают другие виды деревьев.
Engelmann spruce (picea engelmannii)
По сравнению с Елью Ситка, Ель Энгелман имеет меньшую плотность, жесткость и твердость. Если, например, заменить на готовой гитаре деку из Ситки, на Енгелман с такой же толщиной, то гитара будет звучать «темнее», может быть, даже несколько «мутнее». Это в результате того, что Ель Енгелман имеет ниже модуль Юнга и как следствие производительность деки с более низкой частотой. Однако, это может быть легко исправлено, увеличив очень немного толщину деки, таким образом укрепив её, чтобы вернуть нужные частоты обратно. В результате — гитара станет более чувствительна, потому что будет более низкая главная масса, из-за более низкой плотности Ели Энгелман. Используя Ель Енгелман в хорошо продуманной гитарной конструкции, можно будет получить очень чувствительную, отзывчивую, сбалансированную гитару. Это особенно важно если речь идет об «фингерстиле» (finger-style).
Из-за способности Энгелман работать в малой массе, и низким затуханием деки, то эта Ель, тоже очень подходит для топов в классических гитарах …
Из-за своей низкой твердости, Ель Энгельман легко «ранима» и подвержена повреждению как во время строительства инструмента (гитарный мастер не на последнем месте) так и в использовании его игроком….
Европейские Ели. European (Norway, German) spruce (picea abies)
Европейские ели, как правило, жестче, плотнее и тяжелее, чем Ель Энгелман (к которой они имеют близкие визуальные сходства), но они не столь плотные и жесткие, как Ель Ситка. У Европейских Елей наиболее заметным отличием от Ситки и Энгелмана является отношение перекрестного слоя к длиннослою с более высокой жесткостью. Для Ситки это соотношение составляет
0,75… для Энгельман она составляет
1,0 и Европейской Ели обычно это 1,2-1,4… Однако, не установлено является ли это какими-либо акустическими значениями… Структурно, есть прежде всего косметическая выгода как результат более высоких поперечных зерен на топе. Это идеально подходит для рип и пружин внутри гитары. Многие мастера предпочитают это для классической гитары. На слух есть очень небольшое различие тонально между Энгелман и Европейской Елью. Однако, осторожное использование ели Энгелмана приводит к более низкой массы для деки, более высокой подвижности и следовательно делает гитару более отзывчивой.
Германская ель, под шеллаком (френчполиш) выглядит очень красиво, блеск которой является не копируемым другими «белыми главными» деревьями.
Секвойя. Redwood (sequoia sempervirens)
Мастера, которые работали с этим деревом, говорят что оно переменно в его материальных свойствах. Хотя я эту изменчивость не обнаружил в табличных данных… Redwood может быть хрупким, легко расщепляется вдоль волокон, а также более стабильно по размерам при изменении влажности, чем большинство елей. С декой из Redwood могут быть сделаны очень приемлемые гитары. Но иногда бывают не характерные дифференциации тональных функций (впрочем любое дерево не стабильно, в той или иной мере).
Если необходимо построить исключительно отзывчивую гитару со стальными струнами или классическую гитару, Редвуд не был бы наиболее предпочтительным деревом из-за его высокой плотности и более низкой жесткости по сравнению с некоторыми из альтернатив. Однако при грамотном подходе к толщине деки и соотношению этого по гибкости к материалу дна и обечаек (примерно ¼) можно получить вполне не плохой результат. Редвуд – отзывчивый как кедр, но с качествами ели. Под лаком или шеллаком, Редвуд проявляет свою красивую текстуру и богатый красно/коричневый цвет. Может выглядеть исключительным для тех, кто предпочитает более темные гитары.
Красный Канадский Кедр. Western Redcedar (thuja plicata)
Западный Красный Кедр (redcedar, который по сути является кипарисом, а не кедром, несмотря на его таксономию) это мягкая, низкой плотности, относительно низкой жесткости древесина, с очень низким затуханием. Ее модуль Юнга в диапазоне в 6,0 — 9,5 GPa… Её звуковой коэффициент отдачи говорит о том, что это превосходная древесина для деки , несмотря на её относительно низкую прочность и жесткость, и это действительно так. Если заменить, его на ту же толщину деки Ели или Ель Энгельман, кедр будет звучать более «темно». Это дало Красному Кедру репутацию как тонально «темный» или «теплый». Г лавным образом вследствие пониженного резонанса, как результат от использования древесины с более низким модулем Юнга. Если толщину деки компенсировать за счет её увеличения, то Красный Кедр может производить звук сопоставимый с елью. Гитары со стальными струнами с кедровой декой могут быть действительно отзывчивыми, выдающимися инструментами с большой тональной гибкостью. Redcedar чаще используется для классической гитары, для которой он хорошо подходит. Он имеет уникальное отличие от Ели в том, что по опыту многих других кто столкнулся с Кедром — гитара сразу имеет более зрелый звук, чем аналогичная возрастом Ель. Ель на гитаре должна хорошо поработать несколько лет чтобы звук развился в полной мере. Это не совсем ясно, почему дело обстоит именно так, однако есть предположение, что это, возможно, из-за функции неупругости древесины.
Источник
Дека из ели или кедра
Из какого дерева можно сделать деку гитары? Из первого попавшегося босяцкого, из солидного и уважаемого, из модного и, наконец, из правильного.
Для русского последний вариант – наиболее мучителен, т.к. русских учил Федор Михайлович Достоевский, который легких путей не искал, благо ум его был пытлив и дерзок.
Правда ведь, любезный читатель? Вот музыкальный магазин, а в нем – помимо мрачного патлатого сатаниста за прилавком – гнездовища инструментов. И с махагони по обечайкам, и с палисандром, с какой-то бубингой, и с непонятным венге. А на деке – только ель, да кедр, да вот еще – висит краснодеревная. Висит годами, потому что берут ее в руки, пробуют аккорд – и отставляют. Глухая и хворая, даром что красивая.
Что же за тоска такая? Ель и кедр — и все? Как два гендерных праздника – в которых ни звезд, ни снега, а носки, мимозы и дезодорант Олд Спайс.
В «Синтез-Аудио» — потомков Достоевского мало. Так – двое-трое, остальные – черствые и прагматичные люди и гадать дамам на картах не привыкли. А привыкли рассказывать прямо и без вензелей.
Не знаю – бытие ли определяет сознание у человека, или наоборот, но у дерева бытие определяет – запасливость.
Факт того, что музыкантам повезло с прямой, простой и очень звучной древесиной хвойных пород – следствие климата. Как та вертихвостка, пропевшая пролетевшее лето, лиственные деревья ровно раз год оказываются в грустной ситуации, когда зима катит в глаза, пищу добывать неоткуда, листья опали – и смерть, и мрак – как спели бы готы.
Кому же плакать, кому припадать и стенать?
У всех деревьев – и лиственных, и хвойных – схожая анатомия.
На рисунке видны: две части флоэмы — кора и луб, за ними следует — камбий, а после — две части ксилемы: светлая заболонь и темное — ядро. В центре — сердцевина.
Основных частей всего две:
1) древесина, ксилема и
В подавляющем большинстве клеток ксилемы и флоэмы – жизни нет. Но дерево как-то живет, растет. Что-то поддерживает дерево на протяжении десятилетий. Между ксилемой и флоэмой – есть очень тонкий, но очень активный слой – камбий. Именно деление камбия – обеспечивает дереву рост, те самые годичные кольца, а также толщину коры.
Когда клетки камбия делятся в сторону центра, происходит следующее. Разделившаяся клетка увеличивается, живая протоплазма постепенно отступает к краям и образует вторую клеточную стенку. Первая и вторая клеточные стенки становятся арматурой будущей древесины, а скрепляет их особое полимерное соединение – лигнин. Накопившийся лигнин, а также раздвоение стенки приводят к тому, что клетка лишается влаги и отмирает – одревесневает.
Начало стрелки — взрослая лучевая клетка, указывающий конец стрелки — молодая лучевая клетка, только что оделившаяся от камбия.
И в хвойной, и в лиственной древесине есть два типа клеток – живые и одревесневшие. Живые – проводят питательные вещества и накапливают соки, одревесневшие – становятся прочным и сложным каркасом, с развитой системой проводящих труб.
Простота и сложность строения древесины, а отсюда – ее акустические свойства – зависят от того, какая ткань в ней преобладает.
В хвойных породах больше 90% клеточной ткани – это трахеиды. Умненьким американским школьникам любят объяснять строение древесной ткани – коктейльными трубочками. Если взять такие трубочки и попытаться заполнить ими окружность, выложив их правильными кругами по годовым кольцам, – можно получить приблизительное представление о том, что такое трахеиды.
Трахеиды, как говорят биологи, имеют веретенообразную форму. Мы не биологи – потому согласимся. Они очень длинные. Если разрезать древесную ткань вдоль – можно увидеть, что трахеиды идут стройными рядами, а поперек – имеют почти правильную прямоугольную форму. Именно трахеиды придают хвойной древесине строгую, лаконичную структуру. Это почти церковный орган.
Вот они — наши трубочки. Трахеиды сибирского кедра. Срез с торца.
А это уже ситка-ель под электронным микроскопом. Практически идеальное строение.
Простые и правильные клеточные ряды – не препятствуют звуку, который распространяется по ним легко и свободно. А плотное прилегание слоев – один к другому – без разного рода включений и вкраплений, без посторонних проникновений – заставляет их вибрировать хором, всем вместе. Это очень ценное качество хвойных пород древесины – и вот почему именно из нее изготовляют главные излучающие элементы – деки музыкальных инструментов.
Так выглядят трахеиды ели вдоль волокон. Видны поры (о них — ниже).
Снова обратимся к визуализации. Если взять рекомую трубочку – и проделать иголкой по всей ее длине дырки – можно получить представление о том, что такое поры трахеид. В молодых клетках много пор, но по мере одревеснения большая их часть закрывается внутренними механизмами – мембранами – истонченными стенками, торусами – своеобразными клеточными «задвижками», или перекрывается внешним воздействием — наложением на поры стенок соседних клеток.
Иллюстрация в стиле СССР, из которой ничего не понятно. Зато в ней есть слово «торус».
У пористой древесной структуры есть одна принципиальная особенность – поры всегда парные. Т.е. не существует какой-то там отдельной клеточной «дырки», перфорации; если в одной трахеиде образовалась пора – она обязательно соприкасается с порой другой трахеиды. Таким образом клетки деверева сообщаются – проводят влагу, питательные вещества.
Отлично видны парные поры
Оставшиеся десять процентов хвойной древесины – это запасающие клетки. Они разнообразны, но главное – в хвойной древесине их совсем мало, т.к. хвойные – не сбрасывают листву, им есть, где хранить запасы питания, они не нуждаются в дополнительных внутренних резервуарах. Любопытным можно дать название запасающей ткани хвои – паренхима. Клетки паренхимы, в отличие от трахеид, самые обычные – равные по длине и ширине. Делящиеся клетки камбия – тоже относят к паренхиме.
Иллюстрация, на которой тоже ничего не видно, кроме трахеид. Зато понятно соотношение трахеид — и всех остальных тканей ксилемы.
С лиственной древесиной все сложнее. В ней, кроме механической, проводящей мертвой ткани, много депо питательных веществ, а также – сосудов.
Механическая часть лиственной древесины – либриформ. Она волокнистая, довольно спутанная, к тому же, в отличие от хвойных трахеид, объем либриформа – не так велик, не больше 75%, но все же – именно либриформ – основная и определяющая.
Слева-направо: лучевые клетки (ray cells), сосуд (vessel), клетки паренхимы (parenchyma cells), трахеиды (tracheids), волокно либриформа (fibers — волокна).
Либриформ там и сям испещрен другими частями древесины, причем, каждая из этих частей – совершенно самостоятельна, живет своей отдельной жизнью, образует свои обособленные, взаимосвязанные структуры. Кроме того, видимо для того, чтобы совсем отбить у лютнеров охоту связываться с лиственными породами, в них между разнородными (гетерогенными) структурами – существуют прослойки из промежуточных, переходных структур.
Проводящую функцию обеспечивают сосуды и трахеиды (да-да, в лиственной древесине тоже есть трахеиды – только их совсем мало), а паренхимные клетки – запасают питательные элементы.
Для сравнения — количество разнородных включений в дубе, вишне и сосне. У дуба — громадные сосуды, у вишни — чуть меньше, зато их гораздо больше, в сосне же — сосудов нет вовсе, а то, что похоже на сосуд — смоляной ход. Паренхимные скопления — у сосны упорядочены в секторы, у дуба и вишни — понатыканы как попало.
Сосуды – уникальная особенность лиственной древесины. Образуются они сложно. Это хитрая система, при которой – сначала возникают нормальные клетки – примерно равные по длине и ширине; они бывают сгруппированы столбиком – одна над другой. После – в этом столбике происходят два процесса, о которых можно сказать «что» и «как», но трудно – «почему». В получившемся столбике внутренние перегородки растворяются, а общая внешняя стенка – наоборот утолщается. Получается один большой длинный механизм – полый сосуд. Поры сосудов образуются также в процессе соединения члеников и растворения их внутренних перегородок. Заращения могут происходить неполно – отсюда перфорации, отсюда – поры.
Зрелая древесина. Видны сосуды в массе либриформа.
Помните Плаксу Миртл из «Гарри Поттера»? Мёётл — так сказали бы саксы. Девочка названа в честь дерева, что много говорит о ее родителях. А на фото — поры в сосудах мирта — простая пора и лестничная пора.
Трахеиды лиственной древесины – это переходная форма от камбия к другим структурам. Если трахеида сосудистая – из нее позже образуется сосуд. Если волокнистая – из нее получится собственно древесина – либриформ.
Стрелкой показано, как из камбия образуется сосудистый трахеид, который позже — станет полноценным сосудом.
В старых сосудах ядровой древесины образуются тилы, закрывающие просвет и лишающие дерево питания.
Тилы, образовавшиеся в сосуде черного ореха.
Паренхимные клетки (как мы помним – равные по длине и ширине) – накапливают питание для дерева. Чем их больше, тем древесина легче, т.к. эти клетки – живые и почти не одревесневшие. У деревьев русских широт, к примеру, паренхимы бывает не больше 15%, а вот у тропических деревьев паренхима составляет основную массу. Отсюда легкость этой древесины, ее невесомость. Паренхима в лиственной древесине ранжирована по-разному: она может быть равномерно распределена между либриформом (и тогда ее называют диффузной), а может находиться между слоями (такую паренхиму зовут метатрахеальной).
Осина. Вы найдете здесь паренхиму? Вот и я не найду. А она — есть! Только она диффузная — равномерно распределенная между либриформом. Зато замечательно видны сосуды.
Удивительны нагромождения лиственных пород. И они же – драматичны для звука. Акустические свойства лиственных деревьев давно оценены, взвешены и найдены неудовлетворительными. Звук по такой древесине не бежит и не распространяется, а, споткнувшись трижды, — гаснет безо всякой надежды.
Дуб. Поперечный срез ствола. Дикое нагромождение всего самого полезного.
Потому, если вы, любезный читатель, не дедушка в маразме, выпрашивающий по знакомым на день города значки «мать героиня», поверьте опыту мастеров.
Для сравнения с дубом — сильно увеличенный срез ели. Даже в таком громадном приближении — простота и строгость.
А это — ясень. Опять включения запасающих и проводящих конгломератов.
Почему не сосна? Это ведь тоже хвойная древесина! — спросит читатель, — и будет прав. Сосну тоже можно использовать. Из сосны получаются изумительно звучные деки. Но есть «но». Сосна богата смоляными ходами, а еще богаче — сучками. Чтобы вырезать из ствола чистые заготовки – слишком много придется отправить в брак. Для мастера это не особо критично, для фабричного производства – неприемлемо. Просто бизнес.
Типичные музыкальные проблемы сосны — осмолы и сучки. Нарядно, конечно, но для музыкальных инструментов — никак не годится.
Потому, повторим, только кедр, только ель. Остальное – от лукавого. Если лукавому нужно наше спокойствие, пусть придет и возьмет его! А мы торопиться не будем.
Источник