Гитара диез все ноты

Уроки классической гитары: этот раздел является самоучителем игры на гитаре онлайн

Данный раздел является самоучителем игры на гитаре и предназначен, в первую очередь, для начинающих гитаристов, которые только начали знакомиться с классической гитарой.

Данный раздел предназначен, в первую очередь, для начинающих гитаристов, которые только начали знакомиться с классической гитарой.

Уроки гитары — Гамма; Диез, бемоль — Урок 12

Несколько слов о ГАММЕ

В Уроке 7.2 мы познакомились с Вами с тем, как располагаются ноты на нотном стане и на грифе гитары, а также о том, что такое ТОН и ПОЛУТОН (на грифе гитары они соответствуют одному и двум ладам).
Также мы узнали о том, что любая последовательность нот в одну октаву, в которую входит восемь звуков называется ГАММОЙ.

Гамма — это основной «кирпичик» музыки, потому что именно на основе гаммы строятся мелодии и гармония. Знания о гаммах значительно расширят ваши возможности.

Так вот, гамма представляет собой определенную последовательность тонов и полутонов.

Все мелодии пишутся по общим правилам — правилам гаммы.

Итак, Вы уже знаете, что для ноты могут обозначаются буквами латинского алфавита (при использовании латинской системы записи нот ) и что расстояние между ними измеряется тонами и полутонами.

Читайте также:  Мое сердце не свободно ноты

Зачем это необходимо знать?
Дело в том, что западная музыка традиционно строится на определенной последовательности нот, то есть на гамме.
Вот так выглядит гамма от ноты С (ДО):

Ниже для примера приводится отрывок из мелодии «Bluebells of Scotland», в которой задействованы все ноты гаммы до мажор.

Послушать отрывок — diez_1.mid [347 b] (cкачиваний: 3045)

Если мелодия в до мажоре (основной гамме), проблем не возникает.
Но что же делать, если ту же самую мелодию нужно сыграть выше или ниже чтобы подстроиться под голос?
Если просто сместить ее в нужную сторону на нотном стане, она изменится.

Послушать отрывок — diez_2.mid [347 b] (cкачиваний: 1559)

Мелодия звучит уже иначе, потому что изменились интервалы между нотами.
Чтобы сохранить мелодию, расстояние между второй и третьей нотами должно, как и прежде, оставаться полтона, и для этого ноту ФА нyжнo поднять на полтона с помощью диеза.

Послушать отрывок — diez_3.mid [347 b] (cкачиваний: 1039)

После этого данный отрывок из мелодии оказался совсем в другой тональности.
Чтобы мелодия осталась прежней, нужно все ноты ФА поднять на полтона, то есть писать их с диезом.

Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар

Итак. выше упомянутый диез (который повышает ноту на полтона), как и бемоль (который понижает ноту на полтона) являются знаками альтерации.

Альтерация, это повышение или понижение какого-либо звука без изменения его названия.

Как Вы помните, полтона на грифе гитары соответствует одному ладу, это означает, что:
— если перед нотой стоит знак ДИЕЗ, то к ноте на грифе гитары необходимо прибавить один лад (сдвинуть её на один лад к резонаторному отверстию)
— если перед нотой стоит знак БЕМОЛЬ, то от ноты на грифе гитары необходимо отнять один лад (сдвинуть её на один лад к головке грифа)

Если ДИЕЗ стоит возле ноты СОЛЬ, которая находится на третьей открытой струне, то нота СОЛЬ-ДИЕЗ будет находиться на первом ладу третьей струны.

Обозначение диеза на нотном стане
Обозначение бемоля на нотном стане
Обозначение бекара на нотном стане
Бекар отменяет ранее применённые знаки альтерации

Знаки альтерации могут находиться:
В начале нотной строчки, сразу за ключом (так называемые ключевые знаки).
Они относятся не только к ноте на данной линейке, но и ко всем нотам в других октавах до окончания пьесы или до перемены знаков.
Ключевые знаки пишутся в начале каждой строчки, порядок их расположения строго регламентирован правилами, а количество зависит от тональности, в которой написано произведение. При переходе в другую тональность на достаточно длительное время используется перемена ключевых знаков: на месте прежних знаков (если таковые имелись) ставятся бекары, а затем указываются знаки новой тональности (если они не встречались ранее).

Перед нотой, к которой они относятся (так называемые случайные знаки или встречные знаки) — действительны только в одной октаве и только до конца такта, в котором находятся, если не отменяются до того другими знаками альтерации. Т.е. действие встречного знака отменяет первая же тактовая черта.

Случайные символы альтерации действуют на все ноты, стоящие на той же линейке, начиная от самого символа альтерации и до начала следующего такта или другого случайного символа альтерации на той же линейке.

Итак, о чем необходимо помнить:

  • Диез повышает ноту на полтона, то есть на один лад.
  • Бемоль понижает ноту на полтона.
  • Бекар отменяет диез или бемоль.
  • Диезы и бемоли, стоящие в начале строки, определяют тональность.
  • Диезы и бемоли, определяющие тональность, обязательны для всех соответствующих нот в произведении.
  • Случайные (встречные) знаки используются для временного изменения тональности и действуют только внутри такта.

В продолжение прошлого урока отработайте ещё одну пьеску:
Русскую народную песню: «Во поле берёза стояла».
Обратите внимание на ритм исполнения, за скоростью гнаться не нужно, главное, чтобы произведение исполнялось чисто.

Источник

Песни под гитару Знаки альтерации

Аккорды песен под гитару, видео

Знаки альтерации

Знаки альтерации:

Полутон — наименьший музыкальный интервал между двумя нотами.
Чтобы изменить звук, повысить или понизить его на полутон, используются следующие знаки:

ДИЕЗ: # — повышает звук на 1 полутон.
БЕМОЛЬ: b — понижает звук на 1 полутон.
БЕКАР: — отменяет предыдущий знак альтерации.
ДУБЛЬ-ДИЕЗ: Х — повышает звук на целый тон.
ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ: bb — понижает звук на целый тон.

  • Полутон соответствует продвижению на один лад на гитаре.

На рис. 9 проясняется использование диезов для обозначения повышения и, напротив, на рис. 10 показано использование бемолей для обозначения понижения звука на полтона.

Проанализировав эти два примера, вы увидите, что между нотой До и нотой Ре находится промежуточный звук, который можно определить как До-диез , если будем считать по восходящей, или как Ре-бемоль , если считать по нисходящей.

Таким же образом как До-диез соответствует Ре-бемолю , проявляется сходство в следующих парах звуков:

Октава — музыкальный интервал от ноты До и до следующей ноты До (или поднимаясь вверх, к более высокому звуку, или опускаясь вниз, к более низкому звуку), содержит 12 полутонов: при этом важно отметить, что интервалы между Ми и Фа , а также Си и До составляют полутон и соответственно в них не применимы знаки альтерации.

Источник

Ноты на гитаре

Эта статья завершает трёхчастную серию публикаций о нотах и опирается на материал, изложенный в первой и второй частях. Рекомендую предварительно их прочитать.

Оглавление

Схема грифа

В дальнейшем будем пользоваться схемой грифа, показанной ниже. Обратите внимание: лады нумеруются от колков, а струны — от самой тонкой к самой толстой.

Ноты на открытых струнах

При стандартной настройке гитары открытым (то есть не прижатым к ладам) струнам соответствуют следующие ноты:

  • 1-я струна (самая тонкая): ми первой октавы (E4)
  • 2-я струна: си малой октавы (B3)
  • 3-я струна: соль малой октавы (G3)
  • 4-я струна: ре малой октавы (D3)
  • 5-я струна: ля большой октавы (A2)
  • 6-я струна (самая толстая): ми большой октавы (E2)

Получается такая нотная последовательность: ми, си, соль, ре, ля, ми. Для её запоминания можно использовать мнемоническую фразу: « Мис сис Соль резала ляжку Минотавра».

Видно, что чем струна толще, тем ниже её звук.

У струны, прижатой к ладу, звучит только её часть между этим ладом и струнодержателем на корпусе гитары. Эта часть короче, чем вся струна, и потому звучит выше. Таким образом, самый низкий звук струна издаёт в открытом состоянии, а прижатие к любому ладу повышает её звук. Чем больше порядковый номер лада (т. е. чем он дальше от колков и ближе к струнодержателю), тем звук выше.

Принцип полутона

Гитара устроена так, что справедлив следующий принцип: на каждой струне интервал между нотами на любых двух соседних ладах равен полутону. Например, полутон образуют ноты на втором и третьем ладах первой струны, ноты на шестом и седьмом ладах второй струны, ноты на девятом и десятом ладах третьей струны и т. п.

Зная это, а также помня, что интервалы доре, реми, фасоль, сольля, ляси составляют целый тон, а интервалы мифа, сидо равны полутону, можно определить ноту на любом ладу любой струны.

Рассмотрим для примера четвёртую струну. В открытом состоянии она издаёт звук ре. Если прижать эту струну на первом ладу, получится нота, которая на полтона выше, чем ре, то есть ре-диез. На втором ладу находится нота, которая ещё на полтона выше, то есть ми. На третьем ладу получаем ноту ещё на полтона выше, то есть фа (между ми и фа полутон). На четвёртом ладу получаем фа-диез, на пятом — соль, на шестом — соль-диез, на седьмом — ля, на восьмом — ля-диез, на девятом — си. На десятом ладу получаем ноту до (между си и до полутон), а на одиннадцатом — до-диез.

На двенадцатом ладу получаем звук ре, который ровно на одну октаву выше исходного звука ре открытой четвёртой струны. На тринадцатом ладу находится ре-диез, который на октаву выше ре-диеза на первом ладу, на четырнадцатом ладу — нота ми, которая на октаву выше ми на втором ладу, и так далее. Всего на грифе обычно около двадцати ладов.

Рассмотренные ноты на четвёртой струне показаны на следующем рисунке. Звук открытой струны обозначен слева от грифа на воображаемом «нулевом ладу». Для наглядности белые клавиши фортепиано соединены пунктирными линиями с соответствующими ладами. Принадлежность нот к октавам и пунктирные линии для чёрных клавиш отсутствуют, чтобы не загромождать рисунок.

Двенадцатый лад

Вернёмся к двенадцатому ладу. Оказывается, что любая струна на двенадцатом ладу даёт звук, который ровно на одну октаву выше звука открытой струны.

Это происходит потому, что каждый последующий лад повышает звук струны на полутон, а интервал октава, как мы помним, состоит именно из двенадцати полутонов.

Кстати, с помощью рулетки можно убедиться в том, что двенадцатый лад делит звучащую часть струны ровно пополам. Это приводит к удвоению частоты звука, что и составляет физическую суть октавы.

Такое свойство делает двенадцатый лад особенным, и на нём обычно стоит отметка, отличающая его от других ладов.

Иногда удобнее искать ноты на грифе, отсчитывая не от открытой струны вверх, т. е. в сторону повышения звука, а от двенадцатого лада вниз. Допустим, мы хотим найти ми-бемоль (ре-диез) на первой струне. Зная, что на двенадцатом ладу находится, как и на открытой струне, нота ми, и помня, что ми-бемоль на полутон ниже ми, от двенадцатого лада отсчитываем один лад (полутон) в сторону понижения звука, т. е. в сторону колков, и находим ми-бемоль на одиннадцатом ладу первой струны. Ещё на полутон ниже — на десятом ладу — нота ре, и так далее.

Одинаковые ноты на разных струнах

Особенность гитары в том, что одну и ту же ноту во многих случаях можно сыграть на разных струнах. К примеру, ноту ми первой октавы можно сыграть и на открытой первой струне, и на пятом ладу второй струны, и на девятом ладу третьей струны, и на четырнадцатом ладу четвёртой струны, как показано на следующем рисунке. Это даёт возможность выбрать в каждой конкретной ситуации наиболее удобный способ и избежать лишних движений руки по грифу.

Все ноты на грифе

Заключительная схема показывает на гитарном грифе все ноты, соответствующие белым клавишам фортепиано, вплоть до двенадцатого лада. Эта схема поможет при занятиях на гитаре. Клик на изображении откроет в новом окне его увеличенную версию.

Упражнения и вопросы для самоконтроля

  1. Какая гитарная струна считается первой: самая тонкая или самая толстая?
  2. Выберите верный вариант: звук открытой струны гитары тем ниже, чем струна (толще/тоньше).
  3. Перечислите ноты, соответствующие открытым струнам гитары. Начните с первой струны, дойдите до шестой, затем перечислите эти же ноты в обратном порядке.
  4. Выберите верный вариант: звук открытой струны (выше/ниже), чем звук этой же струны, прижатой к любому ладу.
  5. Выберите верный вариант: на одной и той же струне звук на десятом ладу (выше/ниже), чем звук на пятом ладу.
  6. Определите, сколько тонов/полутонов между звуками на двух соседних ладах одной и той же струны, между звуком открытой струны и звуком той же струны на пятом ладу, между звуком открытой струны и звуком той же струны на двенадцатом ладу.
  7. Для каждой струны назовите ноту на двенадцатом ладу.
  8. Определите, где находится нота фа на первой струне, нота до на второй струне, нота A♯ на третьей струне и нота D♭ на пятой струне.
  9. Сколько тонов/полутонов между звуками открытых соседних струн гитары?

Эта статья — третья в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3

Источник

Оцените статью