Гитара дисторшн для гитар про

Сделай сам

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Юрий Вершинников
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 19 октября 2018 г.

Часть I. От простого к сложному

В первые идея сделать дисторшн своими руками у меня появилась на лабораторной работе по операционным усилителям, которую устроил мой коллега. Включаем ОУ по схеме инвертирующего усилителя. Это наиболее простой вариант:

Коэффициент усиления определяется отношением R2/R1. Если сильно увеличить R2 (например, R1=10 кОм, R2=200 кОм), то сигнал на выходе должен стать в 20 раз больше входного, то есть очень большим, а по факту он не может быть выше напряжения. Получается, что «шапка» периодического сигнала срезается, и на выходе мы получаем импульсы, близкие к прямоугольным. Поскольку на лабораторной мы усиливали звуковой сигнал с микрофона, в наушниках я услышал именно их – магические «нелинейные искажения», или DISTORTION – любимое слово всех электрогитаристов.

Сказано – сделано. Пришёл домой и стал паять. Сразу встретился с первой проблемой. Питание операционного усилителя тут не показано, а оно должно быть биполярным. То есть у ОУ есть ещё два входа: Vcc+, туда должно подаваться напряжение +5÷10В, и Vcc-, туда должно подаваться в точности такое же напряжение, но со знаком «минус». «Земля» остаётся подвешенной между ними ровно посередине:

Гуглим. Оказывается, что в примочкостроении никто так не делает, а делают обычно вот так:

Между «землёй» (туда подключается отрицательная клемма батарейки) и «плюсом» питания включается делитель напряжения из двух одинаковых резисторов по 10÷50 кОм. Посередине получается точка Vreference – опорное напряжение +4,5 В. По-русски это «мнимая земля». Если подключить туда один из входов операционного усилителя (например, неинвертированный), то Vcc- будет как бы подключен к минусу питания (-4,5В), а Vcc+ – как бы к плюсу питания (+4,5В).

Когда мы к точке Vr подключим ещё что-то (вход ОУ является небольшой нагрузкой), один из резисторов окажется зашунтирован этой дополнительной нагрузкой, то есть через него потечёт дополнительный небольшой ток. Из-за этого напряжение будет немного уплывать вслед за током нагрузки (этот ток обычно переменный и очень небольшой по величине).

Поэтому точку Vr дополнительно стабилизируют «большим» электролитическим конденсатором 1÷100мкФ. Если ток нагрузки по величине небольшой (микроамперы) и переменный (сотни герц и выше), то он слегка разряжает и дозаряжает конденсатор каждый период, в среднем оставаясь равным нулю. Напряжение +4,5 В остаётся стабильным. Что нам и нужно.

Далее. Большинство схем состоит сразу из нескольких операционных усилителей, поэтому микросхем несколько. Моими самыми любимыми стали TL072 и TL074 (два или четыре операционных усилителя в одном корпусе; схему включения и расположение ножек можно легко загуглить). Они малошумящие и хорошо работающие на пониженном напряжении питания (±4,5 В – это пониженное, номинальное – от ±5 В и выше). На слух в неперегруженном состоянии вообще нет никаких шумов и искажений, очень чистый звук.

Следующая особенность: независимо от того, какую схему мы используем, при однополярном питании (как у нас) второй вход операционного усилителя оказывается под напряжением +4,5 В относительно земли, а нам нужно завести туда полезный сигнал (звук электрогитары).

Для этого нам понадобится разделительный конденсатор на входе и выходе (на рисунке выше это Cр1 и Ср2). Впаянные таким образом конденсаторы не пропускают постоянного напряжения 4,5 В из схемы, но при этом будут пропускать полезный сигнал (поскольку он переменный). По логике вещей, чтобы сигнал проходил без ослаблений и искажений, эти конденсаторы лучше взять побольше. Я пробовал электролиты 1 мкФ («плюсом» в схему, «минусом» наружу).

Сказано – сделано! Я паял схему (б), R2/R1=200k/10k=20. Если коэффициента усиления будет мало, R2 можно ещё увеличить вплоть до 470 кОм (больше не стоит). Включаем, пробуем. Действительно, жужжит. Ура! Только очень громко! Чтобы ослабить сигнал, пришлось последовательно с выходом впаять резистор на 200 кОм (при входном сопротивлении музыкального центра 50 кОм). Это ослабило сигнал (да, у меня не было комбика. И я подключался в обычный музыкальный центр).

Радость была недолгой. Во-первых, звук грязноватый и жирный. Во-вторых, всё отлично жужжит и перегружается, но только если играть в начале грифа на басовых струнах. Пока звучит басовая струна, её мощный сигнал забивает остальные звуки. Если пытаться играть мелодию (соло), ничего не выходит, звук остаётся чистым и неперегруженным. Особенно хорошо это слышно, если использовать обычную электроакустическую гитару со встроенным предусилителем. Такой эффект называется фуззом, его можно послушать на ютубе. Схема с небольшими доработками используется для получения грязновато-жирноватого звучания. Очевидно, что сигнал с басовых струн получается больше по амплитуде, чем с тонких, да ещё зажатых в районе 12-го лада.

Пробуем дальше. Если на эквалайзере задавить нижние частоты и до упора поднять средние, то получается искомый звук, действительно похожий на панк-рок-исполнителей.

Гуглим, как же добиться «нормального» перегруза на верхних струнах. Есть два варианта:

  • До неприличия раздуть коэффициент усиления, чтобы перегружалось всё и сразу. Так сделано на педальке BigMuff (гуглим, смотрим).
  • Использовать дополнительный фильтр на входе. Этот фильтр будет ослаблять нижние частоты (то есть, звук с басовых струн), а всё остальное (соло в середине грифа) пропускать.

Далее усиливаем сигнал с ослабленными басами (или с раздутыми верхними частотами, что по сути одно и тоже). Так делает весь остальной мир.

Смотрим в Интернет:

Узнаёте? От таких педалей тащились ещё наши отцы!

Как это работает? Конденсатор 0,01 мкФ пропускает сигнал через резистор 10 кОм на положительный вход операционного усилителя. Вместе с этим резистором они образуют фильтр высоких частот. Он совсем не пропускает постоянную составляющую напряжения (частота 0 Гц ), то есть отсекает половину питания, и вход примочки остаётся не под напряжением. При этом ослабляются нижние частоты (басовая часть полезного сигнала).

Далее смотрим в обратную связь ОУ. Коэффициент усиления определяется соотношением двух резисторов – 1 МОм и переменного 500 кОм. Так регулируется коэффициент усиления. Минимальный коэффициент усиления будет 1000k/550k≈2. Максимальный был бы бесконечным, если бы не резистор 47 кОм, впаянный последовательно. Получаем 500k/47k≈21.

Обратите внимание: последовательно с резистором 47 кОм стоит ещё один конденсатор 0,05 мкФ. Он тоже разделительный. Дело в том, что переменный резистор 500 кОм подключен к «минусу» питания (то есть, к настоящей «земле», а должен быть – к «мнимой»); при этом он находится под напряжением +4,5 В относительно «минуса» питания. Так схема работать не будет.

Основное условие работы ОУ – напряжение между инвертирующим и неинвертирующим входами очень мало и почти равно нулю (на практике – несколько милливольт). Цепочка обратной связи (вход «минус») должна быть заземлена в ту же точку +4,5В, что и вход «плюс», или надо добавлять разделительный конденсатор. Если включить нижнюю ножку резистора не на «минус» питания, а между резисторами 20 кОм, то конденсатор 0,05 мкФ не нужен. Оставим это решение на совести разработчика. Кроме того, этот конденсатор выполняет небольшую дополнительную функцию. Конденсатор тоже имеет небольшое сопротивление (оно называется ёмкостным), и тем выше, чем ниже частота полезного сигнала. Если 500 кОм выкрутить на минимум, то последовательно с разделительным конденсатором останется только сопротивление резистора 47 кОм, а это уже сравнимо с сопротивлением резистора. Подробнее всё посчитаем во второй части статьи. Сейчас запомним, что этот конденсатор вносит дополнительное ослабление по нижним частотам (то есть, ещё подрезает «лишний жир из звука»).

Разогнанный таким образом сигнал поступает на цепь нелинейных искажений (через ещё один разделительный конденсатор) – резистор 10 кОм и два диода. Здесь использовано не ограничение по напряжению питания ОУ, а ограничение на двух включенных на «землю» диодах. Диоды включены параллельно, но встречно. Всё, что меньше напряжения открывания диода (

0.6 В), без искажений проходит на выход. Если сигнал «пытается» стать больше, чем 0,6 В (а мы помним, у нас он очень усиленный), то открывается один из диодов и «лишняя» амплитуда уходит в «землю». «Верхушки» выходного сигнала будут отсутствовать. Причём верхние частоты усиливаются и обрезаются даже лучше, чем нижние.

Получаем простейший дисторшн. В Советском Союзе это же решение придумал учёный-радиолюбитель по имени В.Кетнерс, спаял и описал его в статье Ограничитель сложного сигнала. Его решение даже более продвинутое и собрано на двух операционных усилителях.

Описанная педаль даёт панк-роковый звук с обилием верхних частот, характерным шипением-песочком. Причём звуки в середине грифа на слух перегружены даже сильнее, чем басовые.

Если вам мало гейна – просто уменьшите резистор 47 кОм ещё в пару раз, до 22 кОм. Отлично подходит, чтобы играть жёсткие грубые рифы, но не для мягкого соло и блюза.

Если поиграть с конденсатором на выходе и сделать его 3,3÷6,8 нФ, звук будет чуть помягче. А песка – чуть поменьше.

На какое-то время я на этом и успокоился.

Дисторшн для акустической и электрогитары (ч.II)
Дисторшн для акустической и электрогитары (ч.III)

При использовании данной статьи на других Интернет-ресурсах указание автора и прямая ссылка на guitar.ru обязательна!

19.10.18 Автор: Имя админа
распечатать
статью
подписаться на
RSS-канал
отправить
другу
подписаться
на рассылку
мы
ВКонтакте
мы в
LiveJournal
мы в
Twitter

25.11.2020, Gordoninize
Что ставил для ENB? А что нужно? я скачал его через их менеджер и активировал в к нем же и инчего не изменилось

Источник

Guitar Pro 6 Tutorial: How to Add Distortion to a Track

Written by Bobby May 4, 2020 3 Comments

In addition to being a great tab and notation generating software, Guitar Pro 6 is also a robust sound processing bank that stores guitars, effects and even amp models that can be applied to whatever piece of music you’re working on. It’s a great addition to any home recording studio setup.

In this tutorial, I’m going to show you how to add distortion to a track, adjust volume properly and then save it all as a user-defined preset in Guitar Pro 6.

The software makes this incredibly easy.

Moreover, all the well-known distortion models you would expect are available, right down to specific pedals.

Why you might want to add distortion

Being able to add effects is an incredibly helpful feature to have packaged with tab and notation software.

It allows you to hear what certain measures and licks might sound like, were they to migrate from Guitar Pro 6 to your actual rig.

If you want to use a particular distortion sound, you can get a feel for what it will sound like from within Guitar Pro 6 without having to pickup your guitar.

While the effects aren’t going to sound exactly true to the real thing, they at least give you an idea of what to expect and aid in the songwriting process.

Some options in the «saturation» library:

  • Blues overdrive
  • Tube Screamer
  • Rat style distortion
  • Grunge distortion
  • Classic overdrive
  • Modern metal

Aside from distortion you’ll have a full range of other effects to choose from as well, which can be engaged in the same step-by-step manner I’ve outlined below.

How to Add Distortion: Step by step Guitar Pro 6 Tutorial

Step #1

Open Guitar Pro 6 and create a tab to add the distortion to. I’ve removed ​ ​ standard notation just to make the sheet simpler and cleaner.

Step #2

On the left hand menu, find the guitar pedal logo and click on it. This will bring up the effects selection window:

Step #3

Click one of the blank pedal spaces then select the «Effects» tab.

Step #4

There should be 14 pedals under the «Saturation» section, all of which are different types of distortions.

Step #5

Double click the distortion pedal you want to use (I used the «Rat» model in the example). It’s engaged by default.

Step #6

Click the play button on your track to listen to the distortion with your tab.​

Step #7

To turn the pedal off, simply click the button on the graphic and the red LED light will switch off.​

​Adjusting Gain/Volume for Pedal & Track

Volume can seem a bit off going from your clean sound to your distortion in Guitar Pro 6 if you don’t take the time to adjust settings. Fixing it is a fairly simple process.

First, you’ll want to make sure the mix volume is properly adjusted.

For your clean sound, try and match both the Channel level (blue) and Master level (orange) to around 3db.

From there you’ll want to move over to your pedal controls.

For the Rat model, I found that bumping the volume up just past 12 o’clock, with the gain around 2-3 o’clock, gave me a great balance of volume between my clean and dirty sound.

The Tube Screamer worked better with the volume a little closer to 11 o’clock:

This is how you can approach tinkering with these effects and adjusting volume.

Just use your mouse to drag the knobs to one direction or the other and make sure you settle in on a slight volume bump with your distortion pedal engaged, just like you would on your actual rig.

Once you get things set the way you like, you can save the effects bank as a user-defined preset.

Saving a User-Defined Preset

To save a preset, click the drop-down menu right above the pedal graphics. It should say «Clean» by default.

From the drop-down menu select «Save a User-Defined Preset.»

The next window allows you to save your settings as a .preset file which can be read by the Guitar Pro 6 software.

Choose a location, a name for your file (for example, I called mine «Rat distortion») and then click save.

To load one of your saved presets, go back and click on the drop-down menu, go to «Load User-Defined Preset» then select the name of whatever preset you want to load.

Other Resources

Guitar Pro 6 is a powerful program with a lot of features and capability. If you have other questions about using it, or just want to explore the software further, I’d refer you to the following links:

You can download Guitar Pro 6 onto a Windows, Mac or Linux machine, as well as most smartphones, tablets and mobile devices.

The trial version isn’t limited in time, though is limited in terms of functionality.

Saving, as well as the import/export features are disabled. Likewise, the guitar selection for playback is limited to just a few options, whereas the full version has a ton of different instruments to choose from.​

About Bobby

Bobby is Guitar Chalk’s founder and a contributor at Guitar World. He has also developed content for PRS, Seymour Duncan and IK Multimedia. You can shoot him an email to get in touch.

Comments

Anonymous says

How to for example notate on measure 2, beat 3.4, to stomp the pedal and get the playback sound to reflect this?

Bobby Kittleberger says

Just to be sure I understand your question – do you want to mark on the notation where to engage the pedal and when to disengage it?

I think it most cases that’s just a matter of writing “distortion” on the bar where you want to engage the pedal.

René says

Chap. 6 – 2 Changing sounds in the middle of the track in Guitar Pro 6
https://www.youtube.com/watch?v=sa-vH0jdaVY

Comment Policy: You’re down to leave a comment? That’s awesome. Keep in mind that comments are moderated and rel=»nofollow» is in use. Please avoid any spammy keywords or a domain as your name, otherwise your comment will be deleted. Let’s stay on topic, keep questions relevant and have a meaningful conversation. All the best.

LEAVE A COMMENT Cancel reply

ABOUT THE AUTHOR

Guitar Chalk’s Founder and Editor

Bobby has developed guitar and music-related content with a number of companies and publications, including Guitar World, Guitar Player, Harmony Central, Paul Reed Smith, and Seymour Duncan.

Источник

Читайте также:  Процессор для гитары он лайн
Оцените статью