Гитара для аккомпанемента пению

Самоучитель гитарного аккомпанемента

Соловьев Павел Викторович представляет свою Школу гитарного аккомпанемента.

ОТ АВТОРА

Эту мою работу я посвящаю моему другу, надежному и исключительно порядочному человеку, гитаристу Дамиру Мухаметхабировичу Галееву, директору фирмы «ДО мажор» (ИП Галеев). Он – первый человек, который поверил в мои возможности, осуществил первую публикацию моей «Школы» (начальный период обучения) в журнале «ДОмажор» (№ 1, 2005)

Неизвестный никому музыкант горячо доказывал Дамиру Мухаметхабировичу, что его система и опыт массового обучения игре на гитаре уникальны. Соловьев Павел Викторович нагло утверждал, что его система обучения – самая простая и действенная в России.

По Школе легко можно научиться играть и без преподавателя (иногда его негде взять – небольшие города, отдаленные села и т.п.). Правда, документальных подтверждений тому, что кто-то самостоятельно научился играть на гитаре по моей Школе – у меня нет. Сейчас положение может быть исправлено.

Я обращаюсь к людям, которые благодаря моей Школе самостоятельно научились играть на гитаре и ко всем ребятам и взрослым, кто обучался в разное время игре на гитаре у меня: — Пожалуйста, отправьте свои отзывы о моей работе:

Читайте также:  Киш уроки для гитары

Фирма «ДО мажор» (ИП Галеев) обладает эксклюзивным правом на издание и распространение моей «Школы» в печатном либо в электронном виде. Автором «Школы аккомпанемента» является Соловьев Павел Викторович.

ЧТЕНИЕ АККОРДОВ С ЛИСТА — вот залог успеха, стремительного развития исполнительского уровня начинающих гитаристов.

Ничего нового я не придумал, просто правильно использую опыт преподавания.

Самое основное, что я понял – нужно научить детей играть на гитаре, совсем не используя прием «Баррэ» (когда все струна пережимаются указательным пальцем). Этот прием труден для начинающих – значит, нужно обойтись без него.

Пришло понимание того факта, что при работе с малышами нельзя опираться на детский песенный репертуар (детские песни все, как правило, сложны для исполнения из-за того, что в них сплошь и рядом используются аккорды G, G7, C , F , H 7).

Пришлось подыскивать подходящий репертуар. За эти годы я могу перечислить эти песни на память:

1. Остров невезения

2. Не унывай! (туристическая песня)

3. Ты у меня одна (Визбор)

4. Там, за туманами (ЛЮБЭ)

8. Конь мой (ЛЮБЭ)

10. Три танкиста

После нескольких первых занятий дети способны по моей Школе обучать других людей игре на гитаре с использованием только четырех аккордов (разумеется, без применения приема «баррэ»). Важен подбор песен!

При работе с моим Песенным приложением к Школе игры, учтите, что большинство песен записаны мною на слух, с дисков или с плохих магнитофонных записей. Если будет расхождение в гармонии с печатным оригиналом, то это следует приписать несовершенству моего слуха.

Многие песни переработаны мной с печатных оригиналов.

Не забудьте, пожалуйста – любительский вариант обучения игре на гитаре предусматривает вольную посадку (не так, как обучают игре на классической гитаре).

Большой палец левой руки зачастую лежит вдоль грифа гитары, либо выглядывает в верхней части грифа чуть ли не наполовину (как у балалаечников). Струны могут быть любыми – хоть металлическими, хоть синтетическими. Строгих домашних заданий не бывает – учащиеся приходят с осознанным желанием научиться. Есть лишь одна рекомендация – заниматься дома каждый день не менее 15 минут!

На смотре-конкурсе «Сердце отдаю детям» я давал открытый урок. Условия были такие: группа специально отобранных детей из 10 человек (никто из них ранее музыке не обучался) должна была быть обучена определенным навыкам игры на гитаре в течении часа. Я учил их играть, и в конце часа они все сыграли по одной песне, причем каждому из них я дал другую песню. Единственно, о чем я сообщил жюри – это то, что голова у этих детей уже неплохо работает, а вот руки следует долго и упорно тренировать (пришлось всем участникам помогать в перемещении аккордов).

Все прошло успешно. Вот это и была первая официальная презентация моего метода мелкогруппового обучения гитарному аккомпанементу

Потом я был крайне удивлен, что стал лауреатом смотра, занял третье место . И получил в награду большой итальянский сервиз из 99 предметов и памятный приз победителя – кубок с надписью:

Управление образования Калининского района. Победителю конкурса «Педагог – внешкольник. Челябинск. 2006»

Экспресс – курс для начинающих.

Как нужно заниматься ежедневно.

Именно от выполнения требований, которые изложены в этом разделе, и будет зависеть, как скоро вы освоите гитару.

Посадка. Можно ставить гитару на правое колено, можно играть стоя.

Первое время можно смотреть на гриф гитары.

Главное — не правая рука, не уделяйте на первых порах ей много времени.

Тут главное – удар по струнам нужно наносить всегда расслабленной кистью, чтобы не оборвать все струны одним мощным ударом.

Упражнение на расслабление кисти левой руки.

Поставить пальцы в позицию Am. Затем мысленно нанесите удар правой рукой по струнам (только мысленно!). В это время прижать струны левой рукой, затем, оставаясь на струнах, мгновенно расслабить кисть. Очень медленно повторяйте это упражнение до тех пор, пока не появится автоматизм. Это очень важно для вашей последующей жизни в музыке.

С «зажатыми руками» просто нельзя играть! В результате – травма рук, в переводе на музыкальный язык – «Проф. непригодность» или «переигранные руки». По сути дела – это инвалидность: человек не может сжать мячик в руке, когда переносит тяжесть – пальцы разжимаются сами. Смена погоды доставляет массу неприятных и болезненных ощущений.

Будьте внимательны, чередования напряжения кисти и последующего мгновенного расслабления – самое важное для Вас!

Теперь о том, как невероятно быстро научится играть на гитаре. Все очень просто.

Каждый день начинайте Ваши занятия с отработки переноса аккордов из одной позиции в другую. Это упражнение можно выполнять только левой рукой, при этом можно смотреть фильм по телевизору. Совершенно исключив даже малейший прижим струн левой рукой, отрабатывайте медленно перенос аккорда Am в позицию аккорда E. Этот перенос нужно отрабатывать каждый день примерно по 500 раз, но никак не менее! Тут весь секрет не в суетливом переносе, а в быстром броске обязательно расслабленной кисти левой руки. Примерно через неделю-другую таких занятий у вас включится «автомат» — при одном только взгляде на аккорд пальцы автоматически, не спрашивая Вашего согласия, сами мгновенно займут нужную позицию. Через неделю занятий вы уже никогда не будете смотреть на гитарный гриф – это Вам будет не нужно.

Теперь ваш взгляд будет всегда направлен только на цифровку или на нотный текст, табулатуру.

Последнее – если вы умеете ровно считать до двух (двухдольный размер), до трех (трехдольный размер), и до четырех (четырехдольный размер) – то вся песенная музыка распахнула перед вами двери!

Вам совершенно неважно, одну сотню песен сыграть — или десять сотен.

Известные вам аккорды просто чередуются в разных сочетаниях.

Если Вам неизвестен аккорд – просто загляните в таблицу аккордов (они есть и на моем диске, есть и в продаже в магазине «ДО мажор», и в других музыкальных магазинах.)

Берите в руки гитару, ежедневно занимайтесь, выполняйте все требования из «Экспресс – курса для начинающих» — и через кратчайшее время я по адресу –cmajor@inbox.ru — жду от вас радостных сообщений о том, как вы в совершенстве освоили искусство гитарного аккомпанемента в кратчайший период времени.

С уважением и пожеланием успехов — ваш автор,

Соловьев Павел Викторович.

Скачать Школу гитарного аккомпанемента можно по следующим ссылкам:

Источник

Аккомпанемент на гитаре. Виды и практические примеры аккомпанемента на гитаре

Аккомпанемент на гитаре — что это

Аккомпанемент на гитаре – это музыкальное сопровождение песни. Чаще всего исполняется аккордами. Взятый аккорд, который играется в каком-либо ритме уже можно считать таким сопровождением (некоторые треки даже так и исполняются). Ритмические фигуры левой и правой руки могут отличаться по сложности. Они настолько разнообразны, что одну и ту же песню можно саккомпанировать совершенно по-разному. В этом вся прелесть музыки.

Сопровождение включает разные виды боев, переборов, постукиваний по грифу гитары и других «примочек». Аккордовая часть может совмещаться с сольными вставками или идти непрерывным соло.

Аккомпанемент в музыке

В музыке это понятие применяется более широко. Помимо песен можно составить музыкальную поддержку мелодии. Это не только человеческий голос, но и любой другой инструмент. Чаще всего аккомпанируют на баяне, пианино, гитаре – инструменте, на котором можно создать гармонию (несколько звуков одновременно). Бывают дуэты, скажем фортепиано + флейта. Часто аккомпаниатор поддерживает 2 и более ведущих голоса (фортепиано + перекличка кларнета и трубы). Аккомпаниаторов может быть двое (дуэт пианистов, пианист + гитарист).

В сольном инструментальном исполнительстве музыкант может вести мелодия и аккомпанемент одновременно. Роль сопровождения отводится левой руке, а мелодию чаще всего ведут правой (нередко бывает перекличка рук и смена ролей, но это частные исполнительские случаи).

В так называемых оркестровых аранжировках сопровождение может составлять из одноголосных инструментов и превращаться в мощную аккомпанементную основу из трёх голосов и более. Подобные трио-квартеты поддерживают целых хоры, оперные сольные номера на несколько голосов (бас+баритон+сопрано+альт) или совместную работу нескольких симфонических инструментов. Часто такие аранжировки бывают контрапунктными – когда каждый инструмент играет свою партию (не сливаются в унисоне).

Роль аккомпанемента

Это в первую очередь ритмическая и гармоническая основа. В какой-то степени похлопывания в ладоши можно назвать примитивной формой сопровождения. Часто аккомпанемент на гитаре помогает новичку не только спеть песню, но и вообще вступить и «въехать в тональность». Так как пение a capello это уже другой уровень мастерства. Часто в музыкальных номерах можно встретить вступления без сопровождения или куски в середине. Но затем поддержка всё равно вступает, так как наполняет ткань произведения полнотой гармонии, делает песню сочной и плотной.

Виды аккомпанемента на гитаре

Удары по струнам (бой)

Пожалуй, самое первое, что осваивает новичок – это пару аккордов и свой первый бой. Эта ритмическо-гармоническая поддержка используется как в дворовых песнях, так и в более сложных жанрах – кантри, рок, даже частично классика (чаще всего в испанской гитаре). Видов таких ударов по струнам существует несчётное множество. В первую очередь потому, что к каждой песне можно подобрать индивидуальный бой со своими фишками и ритмической основой. Существуют основные схемы, которые можно порекомендовать новичкам. Но от них не только можно, но и нужно отходить в процессе обучения.

Главное, что даёт изучения данного приёма – это совмещение левой и правой руки. Если вы сумели зажать аккорд, а правой рукой продержать ритм на протяжении хотя бы первой строчки песни, поздравляем – перед вами открывается удивительный мир музыки.

Бас-Щипок

Ещё один интересный вариант аккомпанемент на гитаре – бас + щипок. Это то самое «унца-унца», которое используется в основном в простых «блатных» или дворовых песнях (скажем, «Постой, паровоз»). Однако даже эту простую форму можно усовершенствовать и сделать неожиданную поддержку для всеми знакомой песни.

Арпеджио

Термин «арпеджио» применяется для классических инструментов. В среде любителей знакомо слово «перебор». Это дословно «перебирание» струн аккорда в определённой последовательности. Ноты аккорда создают звуковую «петлю», которая звучит на протяжении всей композиции (или её части). В основном применяется в лирических произведениях, чтобы «взяло за душу». Часто применяется в качестве разнообразия между боями или в переходной части песни (бридже, например или перед припевом). Виды арпеджио также отличаются разнообразием. От простейшей четвёрки до более замысловатых фигур, которые используются даже в рок-балладах (Guns`n`Roses «Don`t Cry»).

Извлечение звуков с добавлением перкуссии

Тем, кто хочет добавить живости и танцевальности в своё исполнение, можно порекомендовать различные удары и щелчки по деке. Конечно, дворовые гитаристы часто добавляют похлопывания и постукивания по корпусу гитары. Это и звучит прикольно и выглядит эффектно. Но чаще всего это единичные использования один-два раза за песню. Более опытные и техничные музыканты составляют из подобных фишек ритмические дополнения и основу. В основном это так называемая «диско-бочка» — удар запястьем ровными четвертями или восьмыми с одновременным извлечением звуков пальцами правой руки. Таким образом, создаётся присутствие малого барабана и бочки.

Кроме того, аккомпанемент аккордов можно разнообразить различными глушениями, которые тоже создают эффекты ударной установки.

Фингерстайл (2 голоса ритм и мелодия)

Приведённый выше эффект «диско-бочки» это элемент фингерстайла. Подобное исполнение требует наработки техники и мастерства. В основном фингерстайлщики исполняют инструментальные версии известных песен или мелодий из фильмов, игр. Обязательно ведение мелодии и ещё одного-двух голосов (в зависимости от сложности аранжировки и мастерства исполнителя). Отличительной особенностью является «приправа» всего этого чёткой ритмической основой.

Мелодия — основная тема композиции

Отдельная мелодия тоже может стать хорошим сопровождением. Например, можно попробовать петь в унисон или устроить перекличку – ваш голос A capella + мелодическая составляющая песни/аккомпанемента. Пример – John Lee Hooker – «Boom Boom». Певец исполняет основную тему песни, которая затем отзывается небольшими сольными вставками в аккомпанементе.

Стили аккомпанемента

В зависимости от стиля музыки, может меняться и аккомпанемент на шестиструнной гитаре. Это зависит от традиций и происхождения самого жанра. Скажем, у рэгги уникальная ритмическая основа, которая не подойдёт для рок-песни или тем более дворового шансона. А дворовый бой никак не прозвучит в качестве сопровождения для «Ace of Spades» Motorhead. Однако часто стили заимствуют бои и переборы друг у друга. Например, фанковый ритм часто применяется в поп-песнях, используется в роке и метале. В свою очередь существуют практически универсальные бои, которые могут подойти сразу к нескольким жанрам.

Возможности гитарного аккомпанемента

Если вы научились играть основные схемы боя, используете переборы – то для вас открывается возможность исполнить практически любую песню. Чем больше приёмов в арсенале гитариста, тем разнообразнее и интереснее звучит его шестиструнный аккомпанемент. Добавляйте по 1-2 фишке в давно разученные песни и увидите, как она зазвучит ярче. Не обязательно стараться досконально изучить определённую манеру. Можно взять что-то из рока, фингерстайла, блюза, рэгги и добавить в другой жанр.

Построение гитарного аккомпанемента

Самый простой способ – следовать сильным долям в песне. Так вы создадите ритмический «скелет». Возьмите несложную песню с ярко выраженными сильными долями и акцентами (ту же Кино – «Звезда по имени солнце») и простучите вместе с записью. Для удобства ниже предложен аудиофрагмент партии барабанов из этой композиции.

Барабанная партия куплета

Постепенно вы поймёте, где ваша рука не совпадает с записью. Теперь возьмите гитару и старайтесь попадать в такт, играя по «мёртвым нотам». Левой рукой заглушите, а правой бренчите по струнам. Скоро вы будете попадать в такт вместе с оригиналом. Когда в голове уложился ритм, можно приступить к подбору аккордов.

Проще всего прослушать басовую линию (если есть такая возможность). От неё уже можно строить гармонию. Можно также подбирать басы при игре с оригиналом. Например, вы услышали повторяющуюся в куплете линию «A-C-D-G». Скорее всего, здесь будут аккорды – Am, C, Dm, G. Вам нужно определиться с ладовым наклонением трека (мажор или минор) и от этого уже «плясать».

Табы партии баса и аудиофрагмент

Кроме того, существуют определённые клишированные последовательности, которые используются в большинстве песен. Поэтому, если вы «нащупали» пару аккордов, то восстановить композиторскую мысль уже будет проще.

Разумеется, многие песни не ограничиваются простыми аккордами. Вполне возможно, что вы захотите изучить более сложные цепочки с «заковыристыми» гармониями, которые значительно обогатят вашу игру.

Читайте также: как подобрать аккомпанемент

Как научиться аккомпанировать на гитаре

Обучающие статьи по теме

Аккорды

Заучите предложенные последовательности и пробуйте подставлять их в подбираемые песни.

  1. Am – C– G – Dm
  2. C – Am – Em – C
  3. Am – G – Dm – E
  4. Em – D – C – B7
  5. Em – C – G – C – G – D
  6. Em – C – G – D
  7. Am – Em – Am – G
  8. Am – Dm – E – Am – F — Dm – E
  9. Am – F – C – E
  10. Am – F – C – G

Ритмические рисунки

Предложенные ритмические фигуры универсальны для многих треков. Поэтому стоит их заучить, чтобы потом применять на практике.

Рисунок #1

Рисунок #2

Арпеджио (переборы)

Схема #1

Схема #2

Мелодия

Чтобы аккомпанировать на гитаре, нужно хорошо слышать основную мелодию. Часто она присутствует в самой гармонии. Поэтому помимо аккордов можно также играть и мелодическую линию песни.

Комбинирование приемов

Совмещение разных приёмов значительно украсит ваше исполнение. Это может быть чередование боя и перебора, вкрапление мелодии песни в бой, добавление перкуссионных эффектов и т.д.

Аккомпанировать и петь одновременно

Для начинающего исполнителя важен ответ на вопрос как петь под гитару . Совместить пение и игру на инструменте непросто, так как приходится следить одновременно за несколькими процессами.

Нужно отлично знать текст. Даже если вы досконально можете исполнить мелодию, но «плаваете» в тексте (читаете с листа), то заминки непременно будут. Выучите песню, пойте её без аккомпанемента, под плюс, а ещё лучше под минусовку (если такая есть).

Заучите отдельно само музыкальное сопровождение. Довести до мышечного автоматизма это конечно хорошо, но что вы будете делать в случае ошибки? Не стоит слишком зазубривать аккорды и полагаться исключительно на «автоматическое воспроизведение». В вашей голове должна быть хотя бы сетка из последовательности басов и пару вариантов замены аккорда, который вы элементарно забыли.

Сыграйте песню целиком. Медленно, коряво, с остановками на обдумывание (а что же играется дальше) и мычанием текста. У вас должно быть общее представление, что получится в итоге. После этого разбирайте по строчке, по куплету или по переходу с одного аккорда на другой.

Источник

Оцените статью