Гитара для детей с дцп

В Бурятии бесплатно помогут девочке с ДЦП, которой требуется обследование перед важной операцией

При необходимости её пообещали отправить в федеральный медцентр

Фото: предоставлено А. Раднаевой

Год назад мы рассказывали историю шестилетней Инны Раднаевой с детским церебральным параличом. Тогда с помощью наших читателей удалось собрать средства на специальный параподиум, который поможет ребёнку встать на ноги.

Теперь наша маленькая землячка нуждается в операции на спинном мозге, но прежде необходимо пройти обследование у Андрея Леводарова – врача Ивано-Матренинской больницы. Она находится в соседнем Иркутске. Семье требуется 300 тысяч рублей для обследования, на дополнительные платные медицинские услуги, оплату приёма у врачей и на расходы, связанных с проездом и проживанием в другом городе. Близкие Инны уже объявили сбор средств.

Однако помочь девочке готовы и в родной республике. В детской республиканской клинической больнице родителям предложили провести полное обследование ребенка – согласно всем стандартам. Там же Инна Раднаева сможет пройти лечение и реабилитацию по полису ОМС. Никаких дополнительных затрат не потребуется.

Если будут показания к оперативному вмешательству или другому лечению, которое невозможно провести в Бурятии, ребёнка направят в специализированные федеральные центры и центральные клиники за счёт средств обязательного медстрахования, пообещали в ДРКБ.

Источник

Гитара для детей с дцп

Поиск

Необходимые знания для обучения игры на фортепиано ребенка с диагнозом ДЦП (Детский церебральный паралич)

Ребенок-инвалид – это дар для педагога. Никто и никогда не даст вам такой огромный опыт работы как такой ребенок. Ведь такие дети обладают своим особенным внутренним миром, который непонятен никем. Порой дети-инвалиды своими сокровенными мыслями не могут поделиться даже с родителями, а педагог для них может быть лучшим другом, хорошим воспитателем и строгим учителем…

Бесспорно у каждого ребенка-инвалида свой диагноз и свои особенности физического и психологического поведения. Я хочу с вами поделиться опытом работы обучения игры на фортепиано ребенка с диагнозом Детский церебральный паралич.

Моя ученица – Губанова Ника, 7 лет, обучается в музыкальной школе первый год. Девочка любознательная, веселая, позитивная, доброжелательная, но ленивая. В своем малом возрасте уже умеет читать и считать, любит общаться с окружающими и в силу своей любознательности всегда задает много вопросов. Часто недооценивает свои возможности, может намного больше чем сама предполагает. Нарушены двигательные функции – руки выполняют неестественные движения, средним и указательным пальцами Ника пытается сыграть сама, а большим, безымянным и мязинцем играет только с помощью педагога. Любит петь песни, играть на фортепиано уже выученные произведения, хотя при знакомстве с произведением всегда говорит что «это все сложно и я не смогу».

Основной формой организации образовательного процесса является индивидуальное занятие, продолжительность которого 30-40 минут в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей учащегося.

Моя задача – скоординировать и развить работу мелкой моторики, увеличить образность мышления, приобщить ребенка к миру музыки.

Особенность организации образовательного процесса – индивидуальный подход к ребенку, учитывать его эмоциональное и физическое состояние, настроение, отношение к предмету и преподавателю. Применять все методы обучения – словесный, наглядно-практический, игровой, объяснительный и другие, уметь ребенка мотивировать и поощрять.

Каждый ребенок с ДЦП имеет свои специфические отклонения в развитии. Поэтому, прежде чем приступить к планированию работы, необходима консультация лечащего врача либо родителей. Именно врач и родители подскажут, что ребенок на данный момент испытывает при необходимости совершить тот или иной комплекс движений, указывает границы физических возможностей и параметров движений. Только после этого становится реальным определить цель учебного года и выбор средств их достижения.

Целый ряд рефлексов и навыков, являющихся для здорового человека стандартными, для ребенка с ДЦП бывает очень сложно выполнимыми. Преподавателю, начинающему работу по обучению игре на любом музыкальном инструменте, необходимо знать следующее:

— ребенок с заболеванием ДЦП с поражением рук в первое время занятий не может привести в движение необходимый палец, не подвигав прежде всеми пятью; это влияет, в свою очередь, на крайне медленный темп исполнения;

— мышечная память развита очень слабо, поэтому уже разученный нотный текст достаточно долго может исполняться в самых разных аппликатурных комбинациях;

— игра попеременно двумя руками тормозится во время перехода мелодии от одной руки к другой, так как скорость переключения внимания и сигнал к отдыхающей руке весьма заторможен;

— в первые годы обучения бывает невозможным исполнение музыкальных произведений двумя руками одновременно даже в самых примитивных вариантах, поскольку сигнал принимает та рука, на которую ребенок в данный момент смотрит. Одновременное нажатие любых клавиш двумя руками порой вызывает напряжение всех мышц рук, плечевого пояса, спины;

— такой ученик никогда не сможет играть на фортепиано и одновременно глядеть в ноты;

-ребенок с ДЦП имеет маленький объем мышечной памяти двигательных комбинаций (но не слуховой), поэтому подобный дефект необходимо компенсировать за счет логической, зрительной, тактильной видами памяти;

— искаженные мышечно-моторные реакции у детей с ДЦП (особенно у хромающих) нарушают ощущение метрической и ритмической пульсации и тормозят ее развитие.

Учитывая выше перечисленные отклонения от норм здорового человека, преподаватель никогда не должен ставить перед таким учеником непосильных задач. В каждый момент обучения необходимо знать порог его возможностей.

Основной задачей в работе с Губановой Никой — развитие мелкой моторики. Это достигается через пальчиковые игры, несложные легкие пьесы, построенные на различного вида секвенций или поступательном движении мелодии в пределах диапазона голоса ученика и возможности вокального исполнения. В результате появляется подвижность пальцев у ребенка и возникает интерес к занятиям.

Применение различных методов и приёмов использования музыкальных средств для реабилитации детей с ограниченными возможностями оказывает весьма эффективное воздействие не только на коррекцию психомоторных реакций, но также на развитие всех сенсорных систем, памяти, и психо-эмоциональной сферы ребенка, способствует разработке артикуляционного аппарата и развития речи в целом: она становится более эмоциональной и выразительной.

Занятия в музыкальной школе – это ещё и возможность показать себя на сцене в качестве пианиста. Выступления помогают детям с ограниченными возможностями избавиться от комплексов, повышают их самооценку, делают их более коммуникабельными, открытыми в общении. Эффективность коррекционно-развивающего обучения в целом, во многом зависит от слаженности в работе различных специалистов.

Источник

Публикации

Музыкотерапия как стимул для развития детей с ДЦП

История музыкотерапии

Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у людей, а точнее, детей с ограниченными возможностями, меньше. И этому найдется свое решение — музыкотерапия.
Помните поговорку: «Терпение и труд все перетрут»? Вам нужно именно это, если у вас ребенок с ограниченными возможности (нарушение опорно-двигательного аппарата, нервные заболевания, олигофрения, проблемы со слухом или зрением). Еще древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом, но сильное воздействие на здоровье, конечно, оказывает музыка. Уже в Древней Греции Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и заканчивал день пением: утром — чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером — успокоиться и настроиться на отдых.
Современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Удивительно, что конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие определенным музыкальным нотам. Поэтому и возникла музыкотерапия как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Лечение музыкой

Музыкотерапия — наиболее древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются, чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Специалисты различают пассивную и активную формы музыкотерапии. В первом случае пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Поэтому естественность и доступность, которая есть в музыке, — одна из причин бурного развития музыкальной терапии в последние 2-3 десятилетия. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

  • помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
  • помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
  • музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
  • косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей второго года жизни круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам — зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство — подражательность, — которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении.

Работа с особыми детьми

Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки. Это, во-первых, умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка. Во-вторых — умение установить контакт с ребенком. Такое возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное — положительным эмоциональным настроем.
Также необходимо вызвать у детей интерес к занятиям, научить понимать простейшие игровые ситуации по сигналу: убегать от собачки, птички, кошки, грозить ей пальцем, догонять куклу, искать ее, выражать удивление по поводу ее исчезновения. Используя все эти методы в процессе систематической работы, вы всесторонне развиваете ребенка, обогащаете его новыми музыкальными впечатлениями, помогаете овладеть различными навыками.
Таким образом, искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку, так как, вне зависимости от болезни, это понятно всем. Игра поможет организовать и активизировать детей с ограниченными возможностями, собрать их внимание, установить с ними контакт, а присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для них мощным стимулом в процессе реабилитации.

На заметку

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:

Источник

Возможно ли научиться играть на гитаре при ДЦП?

Если двигательные функции правой руки сохранились хотя бы в степени, достаточной, чтобы равномерно брякать по струнам, то она однозначно сможет научиться играть на гитаре на уровне аккомпанимента аккордами! Возможно, у неё не получится играть перебором, но это и не обязательно.
Если у нее функционирует на правой руке предплечье и один большой палец, она может научиться очень даже виртуозно играть гитарные соло.

Струны на грифе пусть прижимает левой рукой, как это делают праворукие гитаристы. Многие музыканты — левши играют на гитаре как правши, т. к. в момент, когда человек ещё не умеет играть на гитаре, ему все равно, какой рукой прижимать струны на грифе — он одинаково не умеет это делать обеими руками ))

Гитару я бы порекомендовал брать вестерн-типа, у неё гриф поуже, и на первых порах поставить на неё нейлоновые струны, чтобы было лёгкое натяжение. Через полгодика, когда окрепнут пальцы, можно будет поставить металлические струны, они позвончее.

Источник

Гитара для детей с дцп

Аннотация: Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Статья:

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезни и дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детей. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Музыка, как вид искусства, дарит неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С XIX века пошло распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом. Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Музыка является важным средством профилактики и коррекции целого ряда нарушений. Использование музыки с лечебными и коррекционными целями выделилось в отдельное направление в медицине, психологии и специальной педагогике, и получило название «музыкотерапия». Музыкотерапия по определению С.В. Шуршарджана, — это психотерапевческий метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Особая ценность этого метода заключается в том, что занятия музыкой почти всегда служат источником положительных эмоций.

Музыкотерапия имеет три вида: рецептивная (пассивная), активная, интегративная.

Интегративная музыкотерапия включает в себя две методики:

Музыкоцветотерапия- синтез музыки и цвета (восприятие музыки в сочетании с цветом).

Музыкотерапия- основана на синтезе музыкального и зрительного восприятия. Музыкальное восприятие в сочетании с просмотром шедевров мировой живописи.

Репродуктивная музыкотерапия используется в работе с дошкольниками имеющие нарушения зрения, речи, которые имеют эмоционально-личностные проблемы.

Активная музыкотерапия включает в себя вокал терапию, которая обучает гармонизации внешнего и внутреннего мира человека.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями лечить и развивать с помощью музыкотерапии. Работая с детьми с ограниченными возможностями, нужно иметь определенные навыки. Это, во-первых, умение создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка. Во-вторых-умение установить контакт с ребенком. Такое возможно с помощью, мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное- положительным эмоциональным настроем. Искусство развивает и воспитывает, позволяет разобраться в жизни и понять самого себя, оно формирует самооценку, так как вне зависимости от болезни, это понятно всем. Игра поможет организовать и активизировать детей с ограниченными возможностями, собрать их внимание, установить с ними контакт, а присутствие живой музыки на занятиях и праздниках становится для них мощным стимулом в процессе реабилитации.

Для музыкотерапии подойдут следующие классические произведения:

Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности- «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.

Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы- «Кантата № 2 «Баха, «Лунная соната» Бетховена.

Для общего успокоения – «Симфония № 6» Бетховена, часть 2,

«Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.

Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением- «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения- «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.

Изумительно красив город- курорт «Анапа» — одно из живописных уголков природы, где расположились курорты и пансионаты. Место, где находится детский сад № 16 «Пчелка» как будто специально создано для детей с нарушениями в развитии. Здесь постоянно заботятся о том, как сделать жизнь ребят интересной, помочь им побороть робость и скованность, активизировать нарушенные двигательные и речевые функции, вселить веру в себя, веру в будущее.

Музыкальная терапия детям с диагнозом ДЦП открывает неповторимый, прекрасный окружающий мир, помогает осмыслить и почувствовать свое место в этом мире, открыть через музыку способность дарить людям радость общения музыкой. В настоящее время уже накоплен большой опыт в развитии музыкальных способностей детей с ДЦП: это и занятия вокалом, и хоровое пение. И даже игра на фортепиано или синтезаторе.

Детский церебральный паралич- тяжелое заболевание центральной нервной системы, проявляющееся в различных психомоторных нарушений при ведущем двигательном дефекте. У одних ребят поражены руки, у других ноги ( парапарезы). Дети плохо видят, часто падают. Им сложно наклоняться, приседать удерживать различные предметы в руках. Почти у всех нарушена речь, есть дети с полным ее отсутствием. У многих наблюдаются психические расстройства. Нужно понять каждого, вовремя прийти на помощь, обогреть добрым словом.

Свою работу по музыкальному воспитанию детей с церебральным параличом я считаю маленькой частичкой всего процесса воспитания и обучения в нашем детском саду, радуясь тому, что и мой труд содействует зарождению у детей веры в будущее, готовит их к самостоятельной жизни, дает возможность сделать жизнь ребят более интересной и привлекательной.

Мы хотим, чтобы дети научились радоваться вместе с нами первой исполненной песне под аккомпанемент, пусть пока с нашей помощью, пусть не совсем внятно, нет четкости, ритмичности, уверенности. Я хочу, чтобы моих воспитанников радовало то, что их неокрепшие пальчики научились сжимать уголки платочка, охватывать палочку флажка, удерживать кубики. Чтобы они чувствовали радость, когда под их пальцами впервые зазвучит музыкальный инструмент.

Музыкальное воспитание в детском саду является составной частью системы обучения и воспитания детей с церебральным параличом и имеет, помимо общеразвивающей, коррекционно-компенсаторную направленность. Оно направленно непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций (зрительного и слухового восприятия) и речевой деятельности.

Коррекционные задачи предусматривают:

-развитие способности эмоционально и адекватно воспринимать музыку разного характера;

-развитие способности развивать звуки по высоте, силе, длительности и тембру;

-формирование чувства ритма, способности запоминания и воспроизведения мелодии;

-развитие музыкально-ритмических движений и целых композиций (танцы, пение с движением и целых композиций);

-обогащение детских представлений об окружающем мире.

Эффективность осуществления общеразвивающих задач средствами музыки, в связи с выраженным у детей, страдающих церебральным параличом, нарушением движения, дыхания, голоса и слуха, обеспечивается за счет ряда коррекционных упражнений.

Коррекционные движения под музыку помогают развивать у детей моторную функцию, правильную осанку, постепенно движения станут ритмичными и четкими. С помощью музыки развиваются личностные качества, самостоятельность. Музыкотерапия- это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Самый большой эффект от музыки- профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.

Коррекционно- развивающие игры под музыку помогают преодолевать не только различные нарушения движения в речи, но и помогают снять возбудимость, нервозность, раздражительность.

Коррекционные упражнения с музыкальными инструментами развивают подвижности пальцев, учат ощущать и напряжение, и расслабление мышц.

Для музыкально-двигательного развития детям с данной формой заболевания предлагаются специальные упражнения в спокойном и медленном темпе, что закрепляет правильную постановку конечностей. Для развития речевых навыков детям предлагаются веселые, не очень быстрые песни, отражающие события жизни, а также чтение стихов, потешек и др. Мелкая моторика рук развивается через выполнение танцевальных движений с предметами, применение элементов логоритмических упражнений, а также через игру на детских музыкальных инструментах. С помощью средств музыкальных видов деятельности дети преодолевают барьер психофизических и речевых расстройств, учатся комфортно и спокойно вести себя в обществе сверстников и окружающих их людей.

Для развития музыкально-двигательной активности детям данной категории заболевания предлагаются танцевальные упражнения с предметами в медленном темпе, так как у детей преобладает замедленный темп всех действий. С учетом этой особенности детям предлагаются небольшие стихи, песни, инсценировки. Дети учатся выступать перед зрителями, приобретают навыки исполнительства, раскрепощаются в движениях под музыку, что дает импульс для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка и проявление себя как человека талантливого, своеобразного, тонко чувствующего прекрасный мир музыкального искусства. Анализ исследований показывает, что у детей с данной формой ДЦП происходит улучшение в области музыкально-слуховых представлений, чувства ритма и эмоционально-коммуникативной сферы.

Таким образом, все дети постепенно овладевают навыками и умениями музыкальных видов деятельности, успешно реализуя себя в танцах, песнях и хороводах, используя свои возможности и огромное желание. Так осуществляется главная задача системы музыкально-эстетической реабилитации, ведущая к гармоничному и духовному развитию ребенка, она также закладывает основу для будущего интеллектуального и физического роста личности.

Источник

Читайте также:  Гриф гитары установка ладов
Оцените статью