Тэппинг (англ. tapping – постукивание) – это особая техника игры на струнном инструменте, которая отличается от обычных техник игры тем, что музыкант извлекает звуки, слегка ударяя по струнам между ладов на грифе, и не использует медиатор во время игры, поскольку тэппинг играется исключительно пальцами. Более распространенным видом тэппинга является одноголосный. Нередко гитаристы используют и полифонический тэппинг, но этот вид техники требует больше умения и усилий. В данной статье мы расскажем вам об истории возникновения техники тэппинга, расскажем, как играть тэппингом на гитаре и как научиться тэппингу, выполняя приведенные упражнения.
Игра одноручным тэппингом
Некоторые нотные интервалы очень сложно сыграть одной рукой. В таком случае, выполняемый правой рукой одноручный тэппинг и одновременная нормальная перестановка пальцев облегчают построение сложных нотных интервалов. При этом преимуществом игры тэппингом является сглаженное звучание пассажей, которые при исполнении обычным переменным штрихом имеют более грубое звучание.
Обычно при игре тэппингом присутствуют искажения звука. В данной ситуации гитаристу необходимо приглушить с помощью ладони постукивающей руки все открытые звучащие струны. Одноручный тэппинг предполагает множество способов игры и последовательностей. Но в своей основе они сводятся к использованию и чередованию таких приемов, как хаммер и пул (hammer-on and pull-off). Более подробно вы сможете изучить их в этой статье на нашем сайте.
Техника двуручного тэппинга
Двуручный тэппинг дает возможность исполнения на гитаре полифонической музыки с помощью 8-9 пальцев, что позволяет сыграть даже партии, написанные для клавишных инструментов. При этом двуручный тэппинг применяется иногда для воспроизведения разных видов музыки на гитаре. В данном способе игры на гитаре обе руки гитариста исполняют разные независимые партии. Поэтому этот прием также называют полифоническим тэппингом. Одновременное исполнение партий вызывает у слушателя ощущения, что на гитаре играют двое. Правда, у такого метода есть и недостатки, главный из которых состоит в том, что тембр нельзя изменить, что вызывает побочный эффект «чистого тона».
Тем не менее, такая техника игры на гитаре как двуручный тэппинг требует внимания, ведь может применяться в исполнении сольных пьес, ансамблевой игре, сложных многоголосных соло. А техника исполнения подходит как для любителей акустической гитары, так и для поклонников электрогитары и бас-гитары.
История тэппинга и великие гитаристы
Некоторые уверены в том, что тэппинг известен людям с давних времен, поскольку сам Никколо Паганини подобную технику использовал при исполнении партий на скрипке, а испанцы пытались понять, как играть тэппингом на гитаре. Аналогичная техника применялась к игре на различных других клавишных инструментах.
Основоположником тэппинга многие считают английского юношу, Джимми Уэбстера, который во время игры на гитаре использовал странную технику. Впоследствии ее назвали тэппингом. Продолжил эстафету уникальной техники Дэйв Банкер, который улучшил мастерство игры тэппингом так, что играл одновременно на двух грифах специально сделанной его отцом гитары. Эммет Чепмен в 70-х годах ХХ века увлекся тэппингом и усовершенствовал двухгрифовую гитару дополнительными струнами. На использование тэппинга других музыкантов вдохновил Эдди Ван (музыкальные темы «Spanisch» и «Fly Eruption»). Стив Хэкетт из группы «Genesis» стал одним из первых рок гитаристов, использовавших данную технику (песни «Dancing with the Moonlight Knight» и «The Return of the Giant Hogweed»). Настоящий переворот в музыке совершил виртуоз Стенли Джордан. На бас-гитаре мастерство тэппинга оттачивали Билли Шихэн, Джон Мен, Алекс Уэбстер, Виктор Вутен, Клифф Бёртон.
Практические упражнения: как научиться тэппингу на гитаре
Многие гитаристы, заинтересовавшись темой тэппинга, начинают исполнять сложные музыкальные композиции в данной технике, еще даже не разобравшись, как играть тэппингом. Поэтому в помощь новаторам хотелось бы привести упражнения на тэппинг, которые помогут настоящим гитаристам-виртуозам. Для начала начнем с упражнений на одной струне.
Упражнение первое. Первый палец левой руки ставим на 5-ый лад первой струны, а третий зависает над 8-ым ладом. Указательным пальцем правой руки необходимо ударить по 12-ому ладу. После сдергиваем палец и слышим звучание ноты ля на 5-ом ладу. Затем ударяем третьим пальцем левой руки по 8-ому ладу, потом снова первым по 12-ому. Повторяем несколько раз.
Упражнение второе. Повторяем все действия из первого упражнения, но только в обратной последовательности.
Упражнение третье. Советуем перейти от триолей к обычным шестнадцатым.
Упражнение четвертое. Похоже на третье, но в обратном порядке.
Упражнение пятое. Начинаем тренировать остальные пальцы. Начнем с четвертого. Основное упражнение составляют первые два такта. Остальное – лишь вариации. Можешь придумать аналогичное упражнение для второго пальца вместо третьего.
Упражнение шестое. Данный пример поможет научиться перемещать руки вдоль грифа электрогитары.
Упражнение седьмое. Небольшой тест – отрывок из соло «Eruption» Эдди Ван Халена, которое необходимо сыграть на второй струне. Все упражнения желательно играть до скорости 100 ударов в минуту.
Источник
Гитары и теппинг
О гитаре и теппинге Кто же изобрел этот новый способ извлечения звука под названием тэппинг? Классические гитаристы, знают один спецефический прием (vibration — название приема ассоциируется с вибрацией, хотя ничего общего с этим приемом не имеет). Суть его в следующем. Гитарист зажимает аккорд ударом левой руки по струнам, т.е. берет аккорд с размаху одной левой рукой. Правая рука при этом может исполнять другую партию, например, играть тремоло. Если внимательно рассмотреть этот прием, то в нем можно увидеть зачатки нового принципа игры. Кстати, этот прием у классиков настолько распространен, что имеет собственное обозначение в нотной записи. Если звуки извлекали одной левой рукой, то уж точно кто-то догадался это сделать и правой. Можно утверждать, что попытки играть тэппингом делали еще испанцы за пару веков до рождения Эди Ван Халлена. Почему же «фортепианная» техника не получила широкого развития на акустической гитаре? Во-первых — тихое звучание. Гитара и так не громкий инструмент, а тэппингом в акустическом варианте можно играть только затаив дыхание, так как оно находится практически на одном динамическом уровне с «тэппинговой» музыкой. Но это пол беды. В акустическом звучании, при звукоизвлечении ударами по струнам между ладов, возникают призвуки, от колебания другой части струны (от зажатого лада до верхнего порожка). Эти проблемы не могли способствовать развитию тэппинговой игры. Появление электрогитары открыло возможность в полной мере использовать нераскрытый потенциал этого удивительного инструмента. На электрогитаре громкость зависит только от мощности усилителя, да и призвуки от ударов по струнам практически не слышны, т.к. звукосниматель улавливает колебание части струны от зажатого лада, до нижнего порожка. Те исторические материалы, которые я сумел найти, относятся к середине пятидесятых годов. Скорее всего, тэппингом играли намного раньше, но документальное подтверждение относится именно к этому периоду. Судя по документам (исследователя истории тэппинга Traktor Topaz) одними из первых гитаристов, которые полноценно играли на гитаре новым способом были Merl Travis и Jimmy Webster. К сожалению информации о применении тэппинга в те годы (не говоря уж об аудиозаписях), несмотря на все мои попытки, я найти не смог. Скорее всего он начал заниматься тэппингом еще в молодые годы, а к середине 50-х достиг той зрелости, что смог свои знания изложить в виде учебного пособия.
Новый исполнительский прием игры на гитаре натолкнул гитаристов на изменении конструкции гитары. Одной из таких инструментов, вернее самой первой тэппинговой гитарой, была двухгрифовая гитара Duo-Lectar™, запатентованная в 1955-м году. Создатель гитары Joe Bunker сделал ее для своего сына гитариста Dave-а Bunker-а, который использовал двуручную технику, играя одновременно на двух грифах.
Позже уже в 1961-м году Дэйв Банкер создал уже другую двухгрифовую гитару, еще более расширив исполнительские возможности новых гитар.
В настоящее время Дэйв Банкер, имея небольшую фабрику, разрабатывает все новые и новые инструменты. Наиболее интересной разработкой является гвухгрифовая гитара, объединяющая в себе бас-гитару (4-х струнную) и «гитарный тэппинговый» гриф.
Как вы понимаете, игра на этих инструментах происходит сразу на двух грифах, один музыкант сам себе басист и гитарист. Для того, чтобы добиться чистоты звучания на эти гитары устанавливаются специальные датчики, которые снимают звук только в том случае, если палец касается струны. Скажу честно, что подобных звукоснимателей я никогда не видел и не могу сказать, как они работают и какие ощущения испытываешь во время игры. Проблемы глушения струн при игре тэппингом довольно актуальны. Многие гитаристы используют специальную заглушку (на верхнем порожке), которая напоминает каподастер. Хотя эти датчики (как и механические заглушки) спасают музыкантов от ненужных звуков, в этой технологии я вижу ряд недостатков. Например, совершенно непонятно как при игре использовать открытые струны, которые дают неповторимый чисто гитарный колорит? Скорее всего при игре на такой гитаре тэппингом надо чем, то жертвовать. Дэйв Банкер более 40 лет работает над созданием подобных гитар. Однако в нашей стране тоже есть свои таланты, которые мыслят в этом направлении. На музыкальной выставке Музыка-Москва 2000 представители гитарной фирмы Shamray (директор Александр Шамрай) демонстрировали подобную уникальную гитару — с двумя грифами, бас-гитару и гитару на одном корпусе. Как ни странно, но выполнена она была просто безукоризненно, остается только порадоваться, что в России есть мастера высочайшего класса. В 2003-м году мастер Сушков с фирмы Shamray изготовил уникальную двугрифовую гитару для игры тэппингом специально для меня.
Играть на этих гитарах довольно непросто, естественно требуется довольно длительная подготовка как в плане звукоизвлечения, так и в плане координации рук. При игре на двух грифах необходимо научиться «раздваивать» мышление и контролировать сразу две партии.
STICK — гитара В нашей стране наибольшую известность тэппингового инструмента имеет необычный струнный инструмент — STICK. Его создал Эммет Чампан, гитарист, «стиковец» и президент компании Stick Enterprises. Эммет Чапман серьезно начал заниматься техникой двуручного тэппинга еще с 1969 года на обычной электрогитаре. Причем в этом деле у него были большие успехи, он работал гитаристом, используя новый метод извлечения звука с известными музыкантами того времени. Однако Эммет Чапман понял, что для игры двумя руками на грифе, для еще большего расширения исполнительских возможностей двуручной игры необходимо несколько изменить конструкцию гитары и увеличить количество струн. В 1974-м году появился серийный STICK, разработанный Эмметом. Сейчас на стике играют уже тысячи музыкантов. STICK уже получил статус полноценного музыкального инструмента, имеющего свой репертуар, своих любителей, поклонников… Так как инструмент довольно новый и практически неизученный, к тому же имеющий огромный потенциал, он привлекает к себе внимание многих гитаристов, желающих открыть для себя что-то действительно новое как в техническом, так и в музыкальном планах. STICK бывает двух видов — стандартный, имеющий десять струн и двенацатиструнный — гранд стик. Многие музыканты настраивают этот инструмент по своему, так.как., инструмент таит в себе много нераскрытых тайн и изменение строя может дать дополнительные приемущества при игре. Кроме этого, стик предполагает использование MIDI системы, которая дополняет звучание стика синтезаторными звуками.
Несмотря на визуальную простоту конструкции стика, этот инструмент довольно сложен в изготовлении. Во-первых, большое количество струн, в том числе и басовых, требуют усиление анкерной конструкции, для того, чтобы гриф со временем не деформировался. Во-вторых, стик требует высокой точности, особенно это касается ровности грифа и ладов, для того, чтобы струны можно было опустить как можно ближе к грифу. В нашей стране я знаю только одного музыканта, владеющего игрой на этом инструменте (и счастливого обладателя стика) — это Антон Горбунов. Будучи одним из лучших бас-гитаристов России этот талантливый музыкант стремится в совершенстве овладеть техникой игры на стике. (Антон Горбунов работает в коллективе Линды.) Так постепенно стик «пробивается» в Россию. Радует то, что уже упомятуя в этой статье отечественная фирма Shamray, занимающаяся производством гитар, изготовила стик собственной конструкции, который был представлен на музыкальной выставке Музыка-Москва 2000. (более подробно о стике можно узнать на официальном сайте Эммета Чапмана http://www.stick.com/)
Warr — гитара Гитары Warr в двух словах можно охарактеризовать как нечто среднее между стиком и обычной электрогитарой. От стика взят гриф и общая концепция расположения струн, все это изначально предназначено для игры тэппингом. Но к этому «тэппинговому» грифу добавлен корпус, который по мнению разработчиков дает более богатый звук чем звучание стика. По слухам между Эмметом Чампаном и представителями Warr в свое время разгорелся скандал по поводу лицензии по производству. Не знаю чем это все кончилось, но, в конечном итоге, в выигрыше остались музыканты, которые имеют возможность выбрать для себя тот инструмент, который им больше по душе. Помимо этого конкуренция заставляет производителей выпускать более качественные и более дешевые инструменты (хотя цены на эти экзотические инструменты остаются довольно высоки). Warr гитары имеют очень много разновидностей. Самой простой гитарой этой фирмы является восьмиструнный инструмент, который практически является обычной гитарой, только с большим количеством струн (добавлено две басовые струны).
Далее идет серия десятиструнных и двенадцатиструнных гитар, подобных стику. Хотя с трудом можно представить как можно играть на таких гитарах, но фирма Warr производит и 14-ти струнные гитары Все Warr-гитары оснащены специально изготовленными звукоснимателями Bartolini. Особый интерес вызывают пьезо-миди датчики, которые объединяют в себе пьезо звукосниматель для получения звука акустической гитары и полифонический (MIDI) датчик, в котором каждая струна «снимается» отдельно и посылается на MIDI-конвертор. Данные универсальные бриджи бываю следующих типов: для 12-ти струнной гитары:12-String Piezo — 12-String MIDI; для 12-ти струнной гитары но уже:12-String Piezo — 6-string MIDI, и для восьмиструнного инструмента: 8-String Piezo — 6-String MIDI. Все эти датчики работают как с конверторами ROLAND, так и AXON. Кроме этого, фирма ROLAND специально для гитар WARR создала датчики GK-2A. Для подключения к гитарным синтезаторам. Причем на одну гитару можно установить два таких датчика. Кроме этих инструментов гитарные мастера разрабатывают все новые и новые единичные инструменты, учитывая опыт уже серийных моделей стика и WARR-а. Ясно одно, тэппинговые гитары постепенной входят в нашу жизнь и процесс этот уже необратимый. Можно по-разному относиться к музыке созданной на этих инструментах, скорее всего тэппинговый Бах еще не родился (или только ходит в школу). Но условия для появления такого человека созданы. К сожалению (или к счастью), в настоящий момент в среде гитаристов touch style идет фаза накопления технического багажа и создание музыкального языка. Эта коллективная работа когда-нибудь перейдет из количества в качество и музыканты будут создавать для новых инструментов «классический» репертуар. Кстати, в этот процесс можете включиться и вы, если сумеете приобрести подобные инструменты и овладеете ими технически. Кроме этого, развитие тэппинговых гитар идет и с другой стороны, а именно создание новых электронных инструментов с гитарным интерфейсом. Одной из таких гитар является Ztar — уникальный инструмент, созданный для гитаристов, владеющих этой техникой. Вместо струн эта «гитара» (хотя ее с трудом можно назвать гитарой) имеет маленькие клавиши. Эти клавиши помимо динамики передают некоторые гитарные гитарные исполнительские приемы — пуллы, хаммеры, даже слайд. Я знаком с Руфатом Сулеймановым — единственным обладателем этого инструмента в России. Надеюсь, что он напишет статью об этой электронной «гитаре» более подробно и компетентно. Проблемы тэппинга В заключении кратко остановимся на некоторых моментах нового способа игры, которые в каком-то смысле тормозят распространение тэппинга. Первое это звук, который при звукозвлечении ударами по струнам между ладов получается не очень красочный. При игре медиатором, тем более пальцами, гитарист имеет большое количество способов приданию звуку характера, определенного звукового колорита. При тэппинговом звукоизвлечении гитарист ограничен несколькими лишь приемами, что приводит к некоторому однообразию звука и, в конечном счете, слушать все это долго довольно утомительно. Правда здесь есть «пища для размышления» — необходимо выработать (найти) свои приемы игры, которые могут обогатить звучание. Второй проблемой является то, что теппинг (особенно полифонический) неэффективен или мало эффективен в ансамблевой игре. Хотя здесь вопрос спорный, но лично мое мнение, что играть классический джаз в оркестре теппингом совершенно не имеет смысла. Хоть тэппинговый гитарист играет за двоих, сама музыка от этого почти никогда не выигрывает. Слушая пластинку, не зная как это все происходит, создается впечатление игры двух не очень музыкальных гитаристов. Хотя Стэнли Джордан делает просто чудеса технического мастерства (с трудом даже верится, что все это может один человек), в совершенстве владеет правильной ладо-гармоничесой фразировкой и т.д., среди моих коллег (а среди них в основном джазовые музыканты) я не могу назвать ни одного, кто бы с огромным удовольствием слушал этого гитариста. В лучшем случае, происходит аналитическое прослушивание интересных (виртуозных) моментов для ознакомления, т.е. чисто с профессиональной точки зрения. Для души все же лучше послушать раннего Бэнсона… Однако это относится только к ансамблевой игре. Сольные произведения зачастую очень интересны не только в техническом, но и в музыкальном плане. Но прослушать сольный концерт (полтора часа) в исполнении одного гитариста тоже дело довольно утомительное, особенно для простого народа. Т.е. такие концерты смогут выдержать только очень большие любители гитарной музыки и профессиональные гитаристы. Что касается тэппинговых гитар, то, как я уже говорил, гитаристы в настоящее время, «борются» с инструментом, а не с музыкой. Но несмотря на это, на все недостатки тэппингового звукоизвлечения, именно в наши дни происходит «закваска» будущего гитарного мышления и будущей гитарной лексики. Проще говоря, происходит фаза осмысления «фортепианной» гитары как совершенно нового инструмента, который объединяет в себе народную, классическую, джазовую, рок-гитару и тэппинг постепенно входит в арсенал всех гитаристов этих устоявшихся школ. И пусть сейчас тэппинговая гитарная музыка напоминает больше сок, чем выдержанное вино, гитаристы не могут оставаться равнодушными к тем возможностям, которые дает гитара и двуручный независимый тэппинг. Конец