Инструменты
      Автор: Чарльз Вега       Перевод: Михаил Ивановский       Источник: www.acguitar.com       Дата публикации: 08 марта 2012 г. |
Один из самых характерных, запоминающихся стилей в гитарной музыке – это фламенко. Гитары для фламенко похожи на классические инструменты, но в то же время заметно отличаются от них.
Г итара фламенко имеет наиболее запоминающееся, характерное звучание среди всех других гитар. Ее популярность в разные уголки мира перенесли такие мастера, как Пако Пенья, Мораито и Херардо Нуньеса. это стало одной из причин успеха Gypsy Kings и Ottmar Liebert.
На сегодняшний день гитара фламенко имеет больше отличий от классической гитары, чем это было раньше, и в то время, как об этих различиях известно практически всем гитаристам, мало кто знает, в чем именно они состоят. Дальнейшим вопросом является то, что те материалы и особенности, которые в настоящее время считаются традиционными для фламенко, изначально использовались по экономическим причинам, а не для каких-либо музыкальных целей. В этой статье мы рассмотрим звучание, историю и устройство гитары фламенко.
УНИКАЛЬНЫЙ ГОЛОС
Хорошо сделанная гитара фламенко реагирует быстрее и имеет более яркую атаку, чем классические гитары. Это очень хорошо, потому что музыка фламенко – это шквал нот, и хороший гитарист играет на ней несколько грязно, резко с широким и страстным звуком. Чаще всего звучание гитары фламенко описывается как ударное; оно, как правило, ярче, суше, строже, и имеет меньше обертонов, чем звучание классической гитары. На самом деле, некоторые джазовые и латиноамериканские гитаристы любят такую пробивную резкую тональность, а некоторые исполнители обнаружили, что звук этих гитар прекрасно подходит для современного исполнения музыки времен эпохи Возрождения и барокко.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
Гитара фламенко, пожалуй, самая испанская из всех гитар. В середине 1800-х андалузские мастера делали инструменты широкого диапазона стоимости, которые строились в значительной степени на качестве материала и элементах декора. Самые дешевые гитары были зачастую простыми, примитивными инструментами, изготовленными из местной древесины, такой, как кипарис, который был значительно дешевле импортных палисандра или клена. Деревянные колышки были доступнее, чем оборудованные металлическими деталями. Большинство гитаристов фламенко в конце 19-го – начале 20-го века составляли испанские цыгане, они были очень бедны и могли позволить себе только самые дешевые гитары, какие были в то время. В конце концов, инструменты с такими особенностями (дешевые, кипарисовые) и стали называть гитарами фламенко, хотя изначально не было никакой разницы для мастеров и гитаристов.
Сегодня некоторые материалы и расходы, связанные с ними, изменились. Сложно найти хорошего качества испанский – или, вернее сказать, средиземноморский – кипарис, к тому же он достаточно дорогой (хороший со всех сторон кипарис может стоить вдвое больше, чем высокого качества индийский палисандр), однако, кое-где его можно приобрести по разумным ценам.
УСТРОЙСТВО
Гитара фламенко отличается от своего классического «родственника» несколькими важными деталями. Для начала, гитара фламенко немного меньше классики по размеру. Кроме того, если гитара изготовлена из кипариса, она значительно легче. Это важно, потому что струны должны лежать ближе к деке, чтобы облегчить выполнение приема гольпес (ритмичная техника игры правой рукой, которая является неотъемлемой частью исполнения фламенко). У инструмента, как правило, меньший угол между грифом и корпусом и ниже подставка. По той же причине, верхняя дека должна быть защищена от ногтей гитариста-гольпеадора пластиной, которая обычно изготавливается из пластика (в прошлом, из белого пластика, а иногда даже из твердых пород дерева). Такая игра неизбежно вызывает дребезжание, особенно, если мелодия довольно агрессивна, но это не страшно и даже желательно при исполнении фламенко.
Металлические колки теперь более популярны, чем деревянные. Тем не менее, и у деревянных всегда найдутся защитники, в основном это дань традиции, но в деревянных колках есть и некоторые плюсы: они легче, и гитаристу так проще держать равновесие в традиционной посадке (обычно при исполнении фламенко гитара лежит на бедре гитариста).
ДРЕВЕСИНА ДЛЯ ФЛАМЕНКО
Кипарис до сих пор считается самым типичным материалом для дек и боковин гитары фламенко. Средиземноморский кипарис (Cupressus sempervirens) – это древесина кремового/желтоватого цвета с очень ярким ароматом, который, кажется, никогда не рассеивается полностью, даже на старых инструментах. Иногда на древесине отчетливо видны темные линии, но в остальном она довольно проста и обычна на вид. Благодаря его устойчивости, кипарис можно разработать до очень тонких величин. Близким родственником средиземноморского кипариса является кипарис монтерей (Cupressus macrocarpa), который растет на западном побережье США и обладает, в основном, такими же свойствами.
В начале двадцатого века некоторые испанские мастера стали использовать клен и европейскую грушу для дек и боковин гитары фламенко. Этот материал тяжелее и плотнее, чем кипарис, и, как правило, дает инструменту звук с большей мягкостью и выдержкой. Некоторые современные производители продолжают использовать эту древесину при случае. Например, известный в Мадриде производитель Паулино Бернабе использовал дерево груши для обеих гитар – фламенко и классики – и Дж.А. Пантоха Мартин из Севильи часто использует клен для своих моделей фламенко. Платан (часто в форме ламината) обычно используется для некоторых фабричных моделей подешевле, так как этот материал не так дорог.
Хотя кедр и ель в равной степени обычно используется для классических гитар, для фламенко предпочтительнее, как правило, ель, так как она производит более четкий, конкретный звук. Большинство производителей фламенко используют европейскую ель (Picea abies) из-за ее относительно небольшого веса и хорошей жесткости. Однако есть также примеры отличных гитар с декой из кедра: звезда фламенко Sabicas в последние годы своей карьеры играл на гитаре Хосе Рамиреса из кедра.
“ФЛАМЕНКА НЕГРА”
Вариант гитары фламенко – это гитара, известная как «фламенка негра» (flamenca negra). Эти инструменты были сделаны в соответствии с нормами гитары фламенко (включая и тонкую древесину), но с палисандрам на задней деке и боковинах . Эти гитары популярны среди солистов (в отличие от тех, кто играет в ансамбле фламенко, который обычно включает в себя певца и еще одного гитариста) и предлагает звучание – золотую середину между звуком гитары фламенко и звуком классической гитары. Мадридскому мастеру Арканджелу Фернандесу часто приписывают создание первой «фламенка негра» около 1959 года, а гитаристы, такие, как Пако де Лусия, популяризовали этот стиль.
СДЕЛАЙ ЭТО ПО-ИСПАНСКИ
Если вы новичок, не имели дела с нейлоновыми струнами и не пытались сыграть фламенко, вы просто обязаны попробовать сделать это, чтобы, как минимум, услышать этот неповторимый чарующий голос. Вы будете удивлены и не останетесь равнодушны. Если вы серьезный поклонник этого стиля, то будете рады узнать, что теперь у вас более широкий ассортимент инструментов, чем когда-либо прежде, с производителями гитар фламенко из разных уголков мира.
ПРОИЗВОДИТЕЛИ ФЛАМЕНКО. ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ.
Как и классические гитары, гитары фламенко, если они отличаются высоким качеством, стоят достаточно дорого и могут потребовать долгих ожиданий. В то время, как не испанские производители оставили свой след в мире классической гитары, лучшие гитары фламенко традиционно приходят от испанских мастерских и производителей, хотя, разумеется, есть исключения.
Легендарный Антонио де Торрес (1817–1892) сделал несколько простых гитар из кипариса, которые были явно предназначены для небогатых гитаристов и, следовательно, нашли свой путь в руки к исполнителям фламенко. Хосе Рамирес Первый (1858–1923), основатель фирмы, которая до сих пор три поколения спустя носит его имя (в настоящее время ей руководит Амалия Рамирес), сделал себе репутацию за счет производства качественных гитар для музыкантов фламенко и обычных гитаристов. Он обучил этому ремеслу своего младшего брата Мануэля (1864–1916), и Мануэль, в свою очередь, обучил других, например, Сантоса Эрнандеса (1873–1943) и Доминго Эстесо (1882–1937). Хернандес и Эстесо, как часто говорят, определили образ современной гитары фламенко. Марсело Барберо (1904–1956) является еще одним производителем того же ранга.
Большинство современных испанских производителей создают как классические гитары, так и гитары фламенко, хотя есть некоторые, которые специализируются только на фламенко – например, семья Конде в Мадриде, Мануэль Рейес в Кордове и Андрес Домингес Герреро в Севилье. За пределами Испании ценятся такие американские производители гитар фламенко, как Лестер ДеВо, Аарон Грин и Том Блэкшир.
Источник
Гитара фламенко – особенности и тонкости игры
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Играть произведения, исполняемые гитаристами стиля фламенко, даже профессиональным классическим музыкантам без соответствующей подготовки бывает трудно, а то и невозможно. У этого направления имеются свои исполнительские особенности, технические приёмы и ритмические построения. Искусство фламенко включает в себя очень широкий спектр разнообразных жанров, причём каждый из них чем-то отличается от всех других: не акцентами, так гармонией, не тактовым размером, так исполнительской техникой, не приёмами игры, так неравномерностью ритма.
Эта статья поможет начинающим разобраться с вопросами об особенностях инструмента (гитары фламенко), его отличиях от классического аналога как по конструкции, так и по звучанию. А также здесь можно будет узнать, что нужно для игры на гитаре фламенко и как начать учиться на ней играть.
Особенности
Внешне гитара фламенко выглядит абсолютно так же, как и классическая. Даже если новичок возьмет её в руки и будет рассматривать с лупой, то всё равно отличий не заметит. Всё дело абсолютно в других особенностях, а не во внешнем виде.
Испанская гитара, которую называют фламенко, от классического инструмента отличается следующими характеристиками:
- конструкцией;
- материалом изготовления всех своих составных частей;
- внешними размерами корпуса и толщиной обечайки;
- высотой струн над порожками;
- звуком;
- некоторыми аспектами техники игры.
Конструктивно фламенковская гитара выполняется с максимально меньшим числом распорок внутри корпуса. Но они имеют чётко выверенную схему установки, чтобы показатели степени надёжности и прочности инструмента были не хуже, чем у классического аналога. Сбалансированность гитары фламенко у хороших мастеров достигает верха совершенства, что позволяет играть на ней даже при традиционной посадке, удерживая инструмент на коленях практически в вертикальном положении грифа, с большим комфортом.
Корпус гитары фламенко обычно уступает по своим внешним размерам корпусам классических инструментов. То же самое касается и его толщины (ширины обечайки).
Нижняя дека и обечайка изготовляется из кипариса. У «классики» используется в основном палисандр. Верхние деки и у фламенко, и у классического инструмента изготовляют из кедра или ели, а гриф – из палисандра или кедра. Некоторыми мастерами для обечайки и дек используется канадский клён и европейская груша, которые зарекомендовали себя материалами, дающими мягкий и более долгий звук инструменту.
Накладки на гриф фламенковских и классических моделей делают из древесины чёрного дерева. Однако у гитары фламенко они тоньше, чем у «классики».
Ещё одна особенность инструмента фламенко – нижняя дека изготовляется более тонкой, чем у обычной. Вкупе с меньшим числом распорок внутри корпуса это обстоятельство способствует получению более звонкого и яркого звука.
Строение и звучание
Используемый материал в производстве различных моделей гитары фламенко и внутреннее строение оказывают непосредственное влияние на звук музыкальных инструментов.
Важную роль в этом играют общая лёгкость конструкции гитары и более свободная резонаторная способность корпуса, что объясняется меньшим количеством каркасных распорок и относительно тонкими деками.
Именно поэтому гитара фламенко, имея меньшие размеры акустического барабана (корпуса), выдаёт громкий и яркий звук, превосходящий по многим параметрам звучание классических инструментов. Однако у последних звук не затухает значительно дольше.
Металлические порожки врезаются в гриф глубже, из-за чего они имеют меньшую высоту над поверхностью накладки. Кроме этого, и нижний порожек (на деке инструмента, где крепятся струны) тоже не такой высокий, как на обычной или классической гитаре, поэтому высота струн над грифом минимальна. При игре струны колеблются и могут задевать порожки, отчего появляется звук, относящийся к перкуссии. Но искусство исполнителей стиля фламенко позволяет держать под контролем шумовые эффекты – они звучат только тогда, когда так задумано, а не в случайном порядке.
Перкуссия расширяет гитарное мастерство и усиливает экспрессию композиции.
Строй гитары фламенко – испанский, то есть точно такой же, что и у классического «близнеца»: EADGBE (начиная с шестой – самой толстой – струны). Это – стандартный строй для любых видов шестиструнных гитар, в том числе и электрических. Его ещё называют «классическим».
А также можно услышать и о тональности строя: ми минорная. Такое утверждение не совсем справедливо, так как две струны из шести – пятая и четвёртая – настраиваются на звуки, не входящие в аккорд ми минор. Но созвучие остальных 4-х струн является именно аккордом ми минор. Аккордовые звуки в строе можно обозначить жирным шрифтом, чтобы наглядно увидеть названый аккорд: EADGBE. Таким образом, правильней будет назвать стандартный строй «условно ми минорным».
Гитаристы фламенко испанский строй струн редко изменяют. Если, например, потребуется сыграть в ре мажоре или ре миноре, понижают для удобства исполнения более низкого баса 6-ю струну на 1 тон в ноту ре (D). Такой строй называется нестандартным (Drop D).
Производители
На родине фламенко – Испании – большое количество производителей соответствующих моделей инструментов и гитарных аксессуаров. Но ещё больше там частных мастеров, специализирующихся именно на моделях фламенковских гитар ручной работы. Такие инструменты отличаются высоким качеством и прекрасным звучанием. Правда, цены на них для обычного человека со средним достатком могут показаться заоблачными (от 6 тыс. евро).
Среди известных испанских мастеров, работающих под заказ, можно назвать П. Бернабе и Х. Конде (оба из Мадрида), А. Мартина из Севильи.
Цены на заводские брендовые модели, разумеется, в разы меньше, чем на экземпляры ручной работы, но их качество уже не то. Выделяются фабрики Alhambra, Admira, Ramirez, Manuel Rodriguez, Prudencio Saez, среди продукции которых можно найти модели с ценниками от 700 евро. Это в основном серии Flamenco Student либо Guitarra Negra («чёрная гитара»), чьи нижние деки выполнены из палисандра, массива ели или клёна. Примерно 1000 евро следует отдать за инструмент Manuel Rodriguez FF, так как нижняя дека корпуса у него выполнена из массива кипариса.
Что необходимо для игры?
Чтобы научиться прилично играть музыку фламенко на гитаре, необходим как минимум классический 6-струнный инструмент с нейлоновыми струнами.
В идеале, конечно, лучше иметь для этого одну из моделей гитары фламенко, пусть не слишком дорогую – класса Student или Negra.
Кроме того, нужны ещё несколько гитарных аксессуаров, часто применяемых в игре музыки фламенко.
- Сехилья (каподастр). Специальное устройство-зажим, используемое для смены тональности инструмента. Его часто называют «переносным верхним порожком», так как им зажимаются все струны на любом ладу и фиксируются в таком положении на всё время исполнения композиции. Если, например, установить сехилью на III ладу, то строй гитары оказывается уже не в условно ми минорной тональности, а на 1,5 тона выше – в строе соль минора (GCFBbDG). Строи, полученные в результате установки каподастра на разных ладах, тоже называются стандартными, так как интервальное соотношение между соседними струнами не изменяется по причине того, что все струны повышают своё звучание на одно и то же количество полутонов (между ладами звук меняется на 1 полутон). В табулатурах и нотах установку каподастра обозначают над первым тактом композиции словом Cejilla с указанием номера лада, на котором следует зажать струны.
- Гольпеадор. В случае, когда обучение или игра производится на обычном акустическом инструменте, для защиты верхней деки от трещин и других повреждений её материала или лакового покрытия при выполнении пальцами приёма гольпе нужно приклеить защитную пластиковую пластину, называемую «гольпеадором». Гольпе выполняется резким ударом одним или двумя пальцами правой руки по верхней деке в районе нижней или верхней половины деки. Туда и приклеивается защитная пластина.
- Обучающая литература. Без самоучителя или первоначальных уроков с опытным преподавателем обойтись вряд ли получится. Гитара сама по себе является довольно сложным музыкальным инструментом для обучения, не говоря уже о таком необычном стиле игры на ней, как фламенко. В нотных магазинах можно найти и самоучитель, и табы композиций в стиле фламенко.
Если преподавателя именно в этом стиле найти не удастся, то наверняка с уроками по основной технике сможет разобраться любой классический гитарист.
Как играть?
Уроки игры на гитаре фламенко для начинающих следует начинать с освоения базовых упражнений на развитие силы и независимости пальцев обеих рук.
Для правой руки:
- разучиваются разные варианты простого арпеджио (переборов) на открытых струнах;
- отрабатываются одиночные удары по струнам указательным и большим пальцем (сначала по заглушенным пальцами левой руки струнам, позднее – в различных аккордовых последовательностях);
- переменное и ровное звукоизвлечение указательным и средним пальцами на одной струне приёмом пикадо (сначала медленно, а по мере возрастания уверенности в движениях – ускоряя темп);
- работа большого пальца на басовых струнах (приём апояндо – с опорой на соседнюю струну);
- щипковое звукоизвлечение на открытых пальцев по схеме «сначала бас – затем аккорд»: басовая струна извлекается большим пальцем, а одновременное извлечение звуков из трёх тонких струн выполняется указательным, средним и безымянным пальцами;
- изучение ритмических отрезков (компасов) основных стилей музыки фламенко: солеарес и сигирийя, фаррука и фанданго, алегрия и булериас.
Для пальцев левой руки (начать после некоторого развития пальцев правой руки – примерно через 2 недели каждодневных занятий с правой рукой):
- поочерёдное прижатие всех струн (начинать с первой) с обязательным звукоизвлечением в следующей последовательности ладов: I-II-III-IV (пальцы: указательный-средний-безымянный- мизинец соответственно);
- отработка постановки аккордов в открытой позиции с ударами вниз по струнам большим пальцем правой руки (простое расгеадо).
После приобретения некоторых навыков по прижатию струн и постановки аккордов нужно начинать ежедневную работу по отработке простого и сложного расгеадо, арпеджио на прижатых в аккорды струнах и технике пульгар (игре большим пальцем правой руки).
Источник