- Владимир Высоцкий. Легкие песни на трех аккордах
- Гитарный бой Высоцкого — разбор в популярных песнях
- Как играть бой Высоцкого на гитаре
- Другие варианты боя Высоцкого
- Бой как в песне «Я не люблю…», «Парус», «Охота на волков»
- Бой для медленных песен (для примера «Чуть помедленнее, кони…»)
- Бой как в песне «Баллада об уходе в рай», «Пожары»
- Бой как в композиции «Песенка о слухах»
- Бой Высоцкого
- Как играть бой Высоцкого на гитаре
- Другие варианты боя Высоцкого
- Бой как в песне «Я не люблю…», «Парус», «Охота на волков».
- Бой для медленных песен («Чуть помедленнее, кони»)
- Бой как в песне «Баллада об уходе в рай», «Пожары»
- Бой как в композиции «Песенка о слухах»
Владимир Высоцкий. Легкие песни на трех аккордах
Есть дата в календаре, которую я всегда отмечаю. И отмечаю не накрыв стол с выпивкой и закусками, а так, как отмечают музыканты. Собираю друзей и даю большой концерт. 25 января мы отмечаем день рождения Владимира Высоцкого. Музыканты и артисты исполняют его бессмертные песни и стихи, а любители и поклонники его творчества разделяют вместе с нами радость живого слова поэта.
Среди написанных Высоцким песен достаточно много простых, легких, которые можно сыграть на трех аккордах и не всегда они в жанре дворовой песни, есть и очень серьезные по сюжету и поэтические по выразительности слова и образности мысли, например, КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ, ПЕСНЯ О ДРУГЕ, РАЙСКИЕ ЯБЛОКИ.
Но, не смотря на то, что в песнях Владимира Высоцкого бывает по три аккорда, спеть их не легче, чем другие, у которых аккордов побольше. Потому что голоса он не жалел, а возможности его голоса были очень широкие. От шутливого напевания до истошного крика на пределе сил. В общем не экономил певец на голосе, а пел так как душа просила.
Предлагаю разучить одну из его поздних песен РАЙСКИЕ ЯБЛОКИ, написанную в последний год жизни, когда он уже пережил клиническую смерть и представлял, о чем писал.
_ _ Am Dm
Я когда-то умру — мы когда-то всегда умираем.
_ _ E7 Am
Как бы так угадать, чтоб не сам — чтобы в спину ножом:
_ _ Dm
Убиенных щадят, отпевают и балуют раем…
_ _ Am E7 Am
Не скажу про живых, а покойников мы бережём.
_ _ Am Dm
В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок
_ _ E7 Am
И ударит душа на ворованных клячах в галоп!
_ _ Am Dm
В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок…
_ _ Am E7 Am
Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб.
Для начала можно исполнять просто проводя по струнам тот аккорд, который стоит над ударным слогом. А потом можно начать играть ритмический рисунок например такой:
Аккорд извлекается движением руки подряд вверх-вниз, но не ровно, а рывками. Такой ритм по-английски называется шаффл, а по-русски не знаю как назвать, но в песнях Высоцкий использует часто. Вот и в ПЕСНЕ О ДРУГЕ тоже подойдет такой ритм:
Am E7 Am
Если друг оказался вдруг и не друг и не враг а так
A7 Dm E7
Если сразу не разберешь плох он или хорош
_ _ Dm Am
Парня в горы тяни рискни не бросай одного его
_ _ E7 Am
Пусть он в связке в одной с тобой там поймешь кто такой
Вариант ритма шаффл, когда на первую долю играется басовый звук, тоже подойдет:
А вот в песне КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ можно использовать ритмический рисунок с басом:
_ _ Em E Am
Вдоль обрыва по-над пропастью по самому по краю
_ _ H7 Em E7
Я коней своих нагайкою стегаю погоняю
_ _ Am Em
Что-то воздуху мне мало ветер пью туман глотаю
H7 Em E7
Чую с гибельным восторгом пропадаю пропадаю!
_ _ Am Em
_ _ Чуть помедленнее кони чуть помедленнее!
_ _ H7 Em E7
_ _ Вы тугую не слушайте плеть!
_ _ Am Em
_ _ Но что-то кони мне попались привередливые –
_ _ H7 Em E7
_ _ И дожить не успел мне допеть не успеть
_ _ Am Em
Припев: Я коней напою я куплет допою
_ _ H7 Em E
_ _ Хоть немного еще постою на краю
_ _ Am Am/C Em Em/G C H7 Em
Басовые звуки извлекаются большим пальцем правой руки, а ритм можно играть одним указательным пальцем вверх-вниз по первым трем струнам.
А у кого хватит умения можно разучить проигрыш, где используется бас другого аккорда. Это записывается в виде дроби, например аккорд Am (ля-минор) и бас аккорда C (до) или аккорд Em (ми-минор) и бас аккорда G (соль):
Ну и на закуску юмористическая песня ДИАЛОГ У ТЕЛЕВИЗОРА на трех простых аккордах:
Am Dm E7 Am
Ой, Вань, гляди, какие клоуны! Рот – хоть завязочки пришей…
_ _ Dm E7 Am
Ой, до чего, Вань, размалеваны, и голос – как у алкашей!
_ _ Dm Am
А тот похож – нет, правда, Вань, – на шурина – такая ж пьянь.
_ _ E7 Am
Hу нет, ты глянь, нет-нет, ты глянь, – я – вправду, Вань!
Am Dm E7 Am
– Послушай, Зин, не трогай шурина какой ни есть, а он – родня, –
_ _ Dm E Am
Сама намазана, прокурена – гляди, дождешься у меня!
_ _ Dm Am
А чем болтать – взяла бы, Зин, в антракт сгоняла в магазин…
_ _ E Am
Что, не пойдешь? ну, я – один, – подвинься, Зин.
Ритмический рисунок бас-аккорд. Аккорд можно играть щипком тремя пальцами одновременно или щелчком указательного пальца с глушением ладонью:
Полностью тексты песен и аккорды КОНИ ПРИВЕРЕДЛИВЫЕ, ПЕСНЯ О ДРУГЕ, РАЙСКИЕ ЯБЛОКИ, ДИАЛОГ У ТЕЛЕВИЗОРА, а также других песен Владимира Высоцкого можно найти в разделе Русский шансон на сайте Песни под гитару.
Источник
Гитарный бой Высоцкого — разбор в популярных песнях
Владимир Семёнович стал не только легендой бардовской песни. Он открыл стиль, в котором совмещались лирика, трагизм, философия. А в музыкальном плане – балладность, народно-дворовые мотивы, эстрадность, и даже элементы акустического рока. Помимо голосовой и текстовой составляющей, важным компонентом стал бой Высоцкого.
Многие пробуют его выучить и играть максимально похоже. Сам поэт играл в разной манере, поэтому для каждой группы песен (в примерно похожем стиле) сохранился уникальный ритмический рисунок. Мы постараемся разобрать основные нюансы и рассказать о некоторых ритмах, которые использовал Высоцкий.
Как играть бой Высоцкого на гитаре
Для начала разберем основной элемент, который называют блатным боем Высоцкого. Важную часть в технике занимало чередование басов (всегда играем большим пальцем). Они выделяются и дают определенную краску. Для примера зажмите Am. У него чередуются басы 5-6, либо 4-5.
В первом варианте удары исполняются указательным пальцем.
Второй вариант несколько видоизменяется по направлению стрелок. Здесь всё идёт вниз, за счёт того, что первую стрелочку ударяем средним пальцем, а сразу следом за ним – указательным. Третью стрелку удобнее будет брать средним.
Другие варианты боя Высоцкого
Один из вариантов, которым часто пользовался Высоцкий. В таких песнях, как «Сентиментальный боксёр», скорость разгоняется очень сильно.
Еще один основной элемент:
То же самое, что первый, но с заглушкой.
Ещё один нюанс, который использовал музыкант, это:
Более детальный разбор смотрите ниже на примере композиций (например, «Пожары»).
Также, например, в песне «Бабье лето» можно добавлять щипок трёх струн:
Иногда Высоцкий одновременно извлекает басовую ноту и первую или вторую струну (средним или безымянным). Получается совмещение баса и мелодической линии.
5+1 – 6+2 или 5+1 – 6+1
Бой как в песне «Я не люблю…», «Парус», «Охота на волков»
Первая стрелка вверх – указательным. На втором ударе – акцент. Иногда его можно не глушить. Третья – ребром большого вверх.
Бой для медленных песен (для примера «Чуть помедленнее, кони…»)
Здесь удары выполняются указательным или средним (также их можно чередовать). На второй стрелочке рекомендуется сделать акцент. В зависимости от настроения (даже в самих «Конях») можно варьировать темп от медленного к более быстрому.
Бой как в песне «Баллада об уходе в рай», «Пожары»
Эти композиции особо полюбились меломанам, поэтому их часто исполняют под гитару на домашних посиделках, на лавочке или на природе.
Основная особенность – во втором элементе стрелка №3 играется преимущественно по басовым нотам. А №4 – по верхним струнам (1-3). Таким образом, одно движение вниз разделяется на два – по басам и по верхнему голосу.
«Баллада об уходе в рай»:
Здесь несколько вариантов исполнения:
- Ударяем бас большим пальцем, затем вниз указательным и вверх большим (как бы делаем замах ребром, попутно задевая струны), и опять вниз. За вторым разом вверх-вниз уже указ-ым. 3-я стрелочка опять большим.
- Басы – большим, остальное – только указательным.
- Самый сложный. Бас – большим, затем вниз средним (как бы ногтем) и вверх указательным (подушечкой). Второй элемент – бас, средним – вверх (подушечкой), вниз (ногтем), указ-ым (подушечкой) – вверх.
Третий вариант самый трудный, однако добавляет именно звучание Высоцкого, как раз за счёт чередование острой атаки (ноготь) и мягкой (подушечка). Но из-за постоянного чередования этих приёмов он непрост в усвоении.
Бой как в композиции «Песенка о слухах»
Первая часть может исполняться как с заглушкой, так и без. Вторая похожа на бой «Пожары». Отличие в том, что на третий удар делаем акцент и играем не по басовым, а по верхним (как и удар 4) – отрывисто.
Бои Высоцкого разнообразны и многогранны. Практически в каждой песне есть свои небольшие нюансы, которые делают ее ритм узнаваемой. Но основные элементы мы перечислили в этой небольшой обзорной статье. Далее лишь стоит слушать, экспериментировать и играть творчество великого барда.
Пробовали ли вы сыграть бой Высоцкого? Какой именно выбрали? Поделитесь своим опытом в комментариях.
Постичь азы гитарного боя Высоцкого поможет видео:
Источник
Бой Высоцкого
Владимир Высоцкий – один из известнейших авторов-исполнителей на всей постсоветской территории. Его песни стали гимном своего времени, разошлись на цитаты и до сих пор очень популярны. Музыка Высоцкого отличается характерной экспрессивностью, наполненностью эмоциями – несмотря на то, что Владимир Семёнович использовал только гитару, его композиции выглядят законченными, не требующими никакого дополнения.
Как играть бой Высоцкого на гитаре
Давайте вместе разберем характерный стиль игры Высоцкого. В большинстве его песен используется бой, схожий с блатным, либо вальсовым. Владимир Семёнович, очевидно, не следует каким-то определенным правилам, аккомпанируя соответственно эмоциональному настроению текста песни – расставляя акценты, паузы, усиливая и уменьшая громкость звучания гитары. Каждая отдельная песня, каждое отдельное выступление имеют своё характерное звучание.
Однако, мы все же можем найти закономерность в том, что называют характерным боем Высоцкого. Давайте взглянем на схему ниже:
Басовая струна – указательным пальцем вниз – вторая басовая струна – указательным пальцем вниз – первая басовая струна – быстрое движение указательным пальцем вниз-вверх, вторая басовая струна – указательным пальцем вниз.
Как видно, характерный бой музыканта содержит чередующиеся удары по верхним и нижним струнам. Высоцкий играет довольно быстро, для создания плотной и насыщенной текстуры песни. Для игры таким штрихом, как это видно из живых выступлений Владимира Семёновича, необходимо положить руку на струны, и играть басовые ноты большим пальцем, а нижние струны задевать указательным, либо указательным, средним и безымянными пальцами. При движении вверх, Высоцкий использует только указательный палец, как бы загребая струны.
В некоторых случаях, используется слегка измененная вариация этого боя, с заглушкой
Басовая струна – указательным пальцем вниз с заглушкой – вторая басовая струна – указательным пальцем вниз с заглушкой – первая басовая струна – быстрое движение указательным пальцем вниз-вверх, вторая басовая струна – указательным пальцем вниз с заглушкой.
Указательный палец движется вверх-вниз очень быстро, и к этой скорости нужно привыкнуть. Мы рекомендуем играть под метроном, начиная с малого темпа и постепенно ускоряясь. При игре боем Высоцкого, полагайтесь на свой слух.
Старайтесь слегка изменять движения, в зависимости от настроения отдельных моментов песни, её лирики. Для безупречного исполнения, вам нужно научиться эмоционально чувствовать текст, выражая свои эмоции через аккомпанемент.
Другие варианты боя Высоцкого
Бой как в песне «Я не люблю…», «Парус», «Охота на волков».
Бас – вверх – вниз с заглушкой – вверх — второй бас — вверх – вниз с заглушкой – вверх
Бой для медленных песен («Чуть помедленнее, кони»)
Бас – вверх – вниз – вверх – второй бас — вверх – вниз – вверх
Бой как в песне «Баллада об уходе в рай», «Пожары»
Бас – вниз – вверх – другой бас – вверх –вниз – вверх – бас
Этот бой играется с акцентом на басах, используя три пальца – большой, указательный и средний.
Бой как в композиции «Песенка о слухах»
Бас – быстрое движение вниз-вверх указательным пальцем-второй бас — быстрое движение вниз-вверх указательным пальцем
В данном бое акцент делается на басах, а остальные струны являют собой некую перкуссионную составляющую песни.
Владимир Семёнович очень любил использовать этот элемент – быстрый удар вниз-вверх указательным пальцем. Пожалуй, эту часть боя Высоцкого можно назвать самой характерной.
В целом, Высоцкий насыщает свои песни отдельными элементами, такие как резкие удары по струнам с заглушкой для окончания, либо вступления, в некоторых случаях, вместе с первым ударом по басовой струне, загребает первую струну средним, либо безымянным пальцем.
Все перкуссионные моменты его песен перечислить невозможно. Если вы хотите играть точь-в-точь как Высоцкий, важно развивать слух и оттачивать артистичность исполнения, ведь его песни, в первую очередь, это мощный текст и эмоции.
Источник