Гитара для самых маленьких учебник

Учебно-методическое пособие «Маленькому гитаристу и его родителям»

МБОУ ДО «ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

МЫСКАМЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

Автор:ЕРМОЛОВИЧ Л.Г.

«МАЛЕНЬКОМУ ГИТАРИСТУ и ЕГО РОДИТЕЛЯМ»

Учебно-методическое пособие

по классу гитары классической шестиструнной

для преподавателей ДМШ и ДШИ, обучающих детей малого возраста

Каждого ребенка можно научить играть на любом инструменте. Учить и играть – это одна из составляющих приобщения ребенка к музыке и инструменту. Вопрос состоит в том: как лучше подойти к этому обучению, как не спугнуть, а привлечь ребенка к этому процессу – процессу обучения?

Обостряющие эмоционально мыслительные процессы, заставляющие пристальней всматриваться в детей, наблюдать, догадываться, сравнивать, искать, находить интересные способы обучения, с привлечением родителей к этому процессу, поспособствовало активизации мысли для создания учебно-методического пособия «Маленькому гитаристу и его родителям».

Основными предпосылками

создания данного методического пособия явились следующие факторы:

  • внесение новизны восприятия в образовательный процесс
  • использование разнообразных видов работ на уроке специальности
  • ненавязчивость изучения теории музыки
  • использование метода открытий, как одного из самых плодотворных методов в музыкально — педагогической практике
  • привлечение родителей к совместному обозначению и решению проблемы, связанной с обучением детей раннего возраста игре на гитаре.
  • привлечь и пробудить интерес к процессу обучения игры на шестиструнной гитаре детей малого возраста; обучить основам игровой техники как средства управления собственного исполнения и раскрытия художественного замысла музыкальных пьес..

Главные задачи:

· формирование и поддержание познавательного интереса у детей раннего возраста методом индивидуального подхода к каждому ребенку; игры-развлечения; подбора интересного, разнообразного репертуара

· формирование исполнительских умений и навыков с элементами занимательности:

— несоответствие прежним представлениям

· формирование развития эстетических взглядов, музыкальных и творческих способностей; мышления методом собственных сочинений и размышлений

· формирование восприимчивости к музыке и отзывчивости на нее

· формирование прочных умений и навыков индивидуальной и ансамблевой игры

· воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности и других качеств личности

· раскрыть и развить у учащихся, заложенную от рождения, способность видеть мир во всех его красках, слышать, чувствовать и понимать музыку

· воспитать эстетический вкус и умение разбираться в содержании и художественных достоинствах музыкальных произведений

· привить навыки самостоятельного разбора и изучения пьес, этюдов и т.д.

· на основе исполнительских навыков научить грамотно, интересно и ярко исполнять выученный репертуар

· разнообразить нотный материал, учитывая интересы и желания ребенка

Условные обозначения:

ход урока

слова учителя

рубрика «Для любознательных»

рубрика «Угадай мелодию»

Аннотация

На страницах пособия «Маленькому гитаристу и его родителям» Вы встретитесь с прекрасным миром- Миром музыки. Пособие позволит Вам привлечь детей малого возраста к обучению игры на шестиструнной гитаре. Развить у детей музыкальный слух, творческие способности, умение сочинять и слышать звуки, окружающие нас.

Данное методическое пособие предлагает годовой учебный курс обучения (поурочно) по предмету: «Гитара классическая шестиструнная». Предназначено для учащихся малого возраста (от 5 до 10 лет).

В качестве дополнения к пособию предложено приложение «Музыкальные стихи и сказки» с вопросами и заданиями для детей.

ДЛЯ ВАС, ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ.

ГЛАВНЫЕ УЧИТЕЛЯ — РОДИТЕЛИ.

«Родители, — писал известный педагог прошлого Я. А. Коменский, — могут научить своих детей всему, что умеют сами». Например, петь, танцевать, слушать музыку. А играющие папы и мамы – играть на музыкальных инструментах. Семья становится первой школой малышей».

Все дети музыканты

По мнению японского учителя Шиничи Сузуки, как и по мнению большинства авторов систем музыкального воспитания, все дети музыканты, без исключения. Надо только вовремя разглядеть и развить их способности.

Главные учителя – родители

Никто так, как родители, не любят своих детей. Папы и мамы становятся для учеников главными помощниками, а порой и главными учителями. Вы – родители, иногда должны присутствовать на занятиях, заниматься дома с детьми. А если кто желает – сами учиться играть на гитаре вместе с детьми.

Наша с вами цель — не воспитать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека.

Родители коллеги педагогов

Для того чтобы правильно научить и воспитать детей, вы — родители, и мы — педагоги, должны постоянно учиться. Есть семьи, где папа и мама сами начинали учиться играть на том или ином музыкальном инструменте, чтобы потом научить детей или, если дети посещают музыкальную школу, помочь в их обучении.

Отношения учителя и родителей

Я уверена, что постоянный и близкий контакт между родителями и учителем совершенно необходим. Обучение игре на гитаре – дело сугубо индивидуальное, исключающее стандарты, программы, общие правила. Потому что мы – преподаватели, чтобы выстроить правильную линию поведения, должны знать индивидуальные особенности ученика: характер, темперамент, склонности, обстановку в семье. Особенности, которые никто не знает лучше родителей.

Мы – учителя, имеющие не только профессионально – педагогическую подготовку, но и опыт общения со многими детьми, можем подсказать вам – родителям, как именно вы

можете помочь в занятиях музыкой своим сыну или дочке.

Мой педагогический опыт показывает, что не только родители учатся у учителей или учителя учатся у родителей, но часто и те и другие учатся у детей. Учатся у учеников, у которых есть своя логика, свой взгляд, свое понимание жизни.

В Талмуде сказано: «Многому я научился у своих наставников, еще большему – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников».

У детей разный темперамент

Чтобы правильно организовать домашние занятия на инструменте, родителям надо постараться понять индивидуальные особенности своего ребенка, связанные с характером, склонностями, темпераментом. Древнегреческий врач Гиппократ выделил четыре темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Для сангвиника( живой, подвижный ребенок) урок должен быть разнообразным: игра на инструменте чередуется с изучением нот, пение – со слушанием музыки. Флегматичный ребенок ( спокойный, с несколько замедленной реакцией), напротив, плохо переносит частую смену впечатлений. Особенно осторожно надо заниматься с легкоранимыми детьми меланхолического склада, у которых особенно много зависит от настроения и которых перегрузки быстро приводят к истощению.

Независимо от темперамента всех детей пугает все монотонное, скучное. Поэтому для маленького музыканта большое значение имеет занимательный характер урока, введение в урок игровых ситуаций.

Первый период обучения на инструменте самый трудный

Особенно для тех, кто обучается на струнных инструментах. Если на фортепиано ребенок нажимает на клавишу и извлекает сразу более или менее полноценный звук, то начинающий гитарист первое время издает не совсем чистые и приятные звуки. Мы – педагоги чаще играем для начинающих музыкантов, показывая, как замечательно звучит гитара на самом деле. Как бы указывая цель, к которой надо стремиться.

Цель – целью, но дети не любят долго ждать. Им трудно объяснить, что, для того, чтобы добиться приятного звука, надо много играть однообразные и скучные упражнения. Это противоречит природе малыша – эмоциональной, пугающейся трудностей, стремящейся к быстрому результату. В этом случае на помощь придет материальный стимул, помогающий пройти этот трудный период.

Для успокоения родителей добавлю, что этот период длится сравнительно не долго, и что суммы материального стимулирования вполне могут быть символичны.

Внимание к музыкальным занятиям

Для стимулирования музыкальных занятий ребенка, многое делаем мы – учителя музыкальных школ: даем играть пьесы, которые нравятся ученику, организовываем классные концерты, конкурсы, другие выступления. Но немалая роль принадлежит и вам – родителям.

Мало просто отдать ребенка в музыкальную школу. Если ребенок не видит внимания со стороны родителей к своим занятиям музыкой, если он чувствует, что они к его исполнению равнодушны, вряд ли можно рассчитывать на успех. Игра на инструменте рассчитана на слушателя. Как писателю нужны читатели, так музыкантам – слушатели.

Жена Святослава Рихтера рассказывала, что великий пианист любил, чтобы она присутствовала, когда он занимался дома.

Если ребенок разучивает какое- то музыкальное произведение, а вы заняты какими – то

другими делами и не можете посидеть и послушать его, непременно скажите, что вам нравится пьеса, что вы с удовольствием слушаете его игру. Ребенок будет стараться сыграть как можно лучше специально для вас. В данном случае уровень искренности не так уж принципиален.

Дети любят домашние концерты, на которых присутствуют близкие люди. Особенно им нравятся концерты совместные: поет бабушка, а ребенок аккомпанирует или дуэт с братом или сестрой, которые обучаются на других инструментах.

Доброжелательная атмосфера на уроке

При занятиях музыкой атмосфера на уроке должна быть доброжелательной, спокойной. Крики, нервозность вызывают у детей отвращение, как к занятиям, так и к самой музыке.

Родители, постоянно ругающие своих детей – учеников, приносят им значительно больший вред, чем те, которые захваливают их. Считая себя людьми трезвыми, объективными, они скептически относятся ко всему, что делает ребенок, и тем самым вызывают у него сомнения в своих возможностях.

Играйте на равных

Родители, желающие развить творческий потенциал своего ребенка, должны попытаться сами действовать не по шаблону – вести себя с ребенком на равных: в стремлении фантазировать, в играх с детьми.

Откажитесь от ложного стереотипа «взрослого» поведения – «впадите в детство», чтобы ребенок почувствовал, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он получаете от всего этого удовольствие.

Только тогда он раскроется. Будет искать творческий момент в любом деле.

Музыка – одна из многообещающих возможностей для развития творческого потенциала детей.

Занятия музыкой делают человека сильнее

Музыка не только помогает воспитанию чуткости, поэтического ведения мира, но и развивает такие качества, как: решительность, уверенность в себе. Как сказал Бетховен: « Музыка должна высекать огонь из мужественной души».

В истории немало ярких примеров воздействия музыки на человека и даже на массы людей.

В годы Великой Отечественной войны музыка воодушевляла советских людей, была источником мужества и нравственной силы. И здесь, конечно, вспоминается знаменитая песня А. Александрова «Вставай, страна огромная». Она была исполнена для бойцов, отправляющихся на фронт, прямо на Белорусском вокзале 25 июня, через три дня после начала войны. Или 7-я Ленинградская симфония Д. Шостаковича, которая прозвучала в марте 1942 года в осажденном Ленинграде. Причем многие музыканты для исполнения симфонии были отозваны с передовой.

Музыка приходит на помощь человеку в трагические минуты его жизни. Когда в 1912 году на «Титанике» возник пожар, корабль стал тонуть, и спасения уже не было, музыканты судового оркестра достали инструменты и заиграли Бетховена. И случилось чудо: обезумевшие люди, метавшиеся по палубе (в лодках уже места не было) остановились и стали слушать. Огромная внутренняя сила бетховенской музыки победила ужас смерти, помогла человеку до последнего мгновения остаться человеком.

Великие люди о музыке

Большое место занимала музыка в жизни многих великих людей.

Стендаль: « Слушая музыку, я сосредотачиваюсь с большой ясностью и напряженностью над тем, чем занят внутренне».

И.Е. Репин: «Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось ее слушать, я тосковал».

Ч. Дарвин: « …Если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило ежедневно читать какое – то количество стихов и слушать какое –то количество музыки. Быть может, путем таких упражнений мне бы удалось сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов к поэзии и музыке равносильна утрате счастья и может вредно отражаться на умственных способностях, а еще вероятнее. На нравственных качествах, так как ослабевает эмоциональную сторону нашей природы».

А.И. Герцен: « Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой – то гармонией, музыкой. Музыка одна может перенести трепет одной души в другую…»

И.С. Тургенев: « Редко что может заставить меня плакать. Еще иногда стихи Пушкина до слез тронут. А от музыки часто плачу».

Источник

Букварь гитариста — Шестиструнная гитара — Пособие для начинающих — 2002

Букварь гитаристаШестиструнная гитараПособие для начинающих — 2002

Итак, Вы купили гитару и пока не знаете как ее настроить, как держать, как правильно извлекать отдельные звуки, не говоря уже об аккордах, не знаете нот и не понимаете как перенести на гитару указанные в песеннике «иероглифы» типа С7, Am и т.п. На все эти вопросы Вы найдете ответы в этой небольшой книжке.
В ней собраны сведения, которые необходимо знать любому начинающему (да и не только) гитаристу независимо от того, что он хочет научиться играть: современный рок, джаз или народные, либо бардовские песни. Для тех, кто тяготеет к теоретическим знаниям и осознанной игре, в книжке даны соответствующие формулировки и объяснения. Если же Вас больше интересует практическая сторона этого материала, Вы можете опустить теорию и изучать аппликатуры аккордов, запоминать их обозначения, играть приведенные последовательности в различных ритмах.
В книжке Вы найдете справочные данные, которые пригодятся Вам и через несколько лет обучения. И хотя в ней нет ничего лишнего, не стоит рассчитывать на исчерпывающую информацию по всем иинтересующим Вас вопросам.

Содержание
От составителя
I. Вводная часть
1.1. Устройство гитары
1.2. Посадка гитариста
1.3. Постановка правой руки
1.4. Приемы звукоизвлечения
1.5. Постановка левой руки на грифе гитары
II. Основы нотной грамоты
2.1. Запись нот
2.2. Ритм
2.3. Паузы
2.4. Размер, такт
2.5. Лига
2.6. Фермата
2.7. Нота с точкой
2.8. Знаки альтерации
III. Основные обозначения. Буквенно-цифровая запись нот и аккордов. Табулатура
3.1. Обозначения пальцев рук гитариста
3.2. Обозначение струн
3.3. Буквенное обозначение нот
3.4. Расположение нот на грифе гитары
3.5. Строй, диапазон и настройка гитары
IV. Аккорды, их строение, обозначения и аппликатуры
4.1. Буквенно-цифровая запись аккордов
4.2. Аккорды в первой позиции
4.3. Игра аккордов правой рукой
4.4. Аккорды, обозначенные дробной записью
2-5. Лига
2.6. Фермата
2.7. Нота с точкой
2.8. Знаки альтерации
V Основные обозначения. Буквенно-цифровая запись нот и аккордов. Табулатура
3.1. Обозначения палацев рук гитариста
3.2. Обозначение струн
3.3. Буквенное обозначение нот
ЗА. Расположение нот на грифе гитары
3.5. Строй, диапазон и настройки гитары
VI. Аккорды, их строение, обозначения и аппликатуры
4.1. Буквенно-цифровая запись аккордов
4.2. Аккорды в первой позиции
4.3. Игра аккордов правой рукой
4.4. Аккорды, обозначенные дробной записью
4.5. Аккорды с использованием баррэ
4.6. Аккорды, их строение и обозначения
VII. Аккордовые
S.J. Характерные последовательности аккордов для популярных песен
5.2. Примеры типичных аккордовых последовательностей для тем, написанных в разных стилях
VIII. Ритмические формулы для игры на гитаре в различных стилях
6.1. Определение длительностей нот и пауз. Ритмические рисунки аккомпанемента в и восьмых при комбинировании четвертей J
6.3. Ритмы, используемые для t
6.4. Ритмы рока размере J’ длительности
6.3. Ритмы, используемые для аккомпанемента в размерах

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Букварь гитариста — Шестиструнная гитара — Пособие для начинающих — 2002 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Читайте также:  Киберпанк джонни сильверхенд гитара
Оцените статью