Гитара для советского усилителя

«Мария» с «Ритмом». Советский ламповый комбик.

День добрый всем любителям старой и необычной аудиотехники! Продолжаю серию статей о старых ламповых усилителях, сегодня предлагаю немного отступить от общей темы и поговорить об одном гитарном комбике. Это «Мария» — комбинированный гитарный усилитель состоящий из встроенной акустической системы и лампового усилителя «Ритм». Впервые система была создана в 1975 году и не ограничивалась комбиком. Полный комплект был в разы интересней — два усилителя со встроенной акустикой и набор из трех гитар «Мария-Ритм», «Мария-Лидер» и «Мария-Бас». «Мария-Ритм» — 12-тиструнная гитара с пластиковым корпусом. «Мария-Лидер» — шестиструнная полуакустика с корпусом из листового полистирола. «Мария-Бас»- просто нормальная бас гитара.

Гитары лично мне интересны чуть меньше, чем никак. Поэтому поговорим про главное — про сердце комбика — ламповый усилитель «РИТМ». Это возможно один из первых и самых распространенных музыкальных усилителей для электрогитар. Характеристики системы: номинальная мощность 20 Ватт, уровень шумов 60 Дб; КНИ меньше 1,5 %; диапазон частот 60-12000 Гц. В «Марию» «Ритм» устанавливался без каких-либо изменений, поэтому замена переднего щитка могла производиться вместо старого и стоить отметить она немного лучше. Но есть один ньюанс — оригинальный «Ритм» имел тумблер переключения входов, у «Марии» же этого переключателя нет. Как происходит переключение входов при одновременно подключенных гитарах? если знаете то пишите в комментариях! Нам требуется пояснительная команда.

Источник

Гитара для советского усилителя

В те далёкие времена, когда ещё был Советский Союз, рок был запрещён, джинсы были редкостью и несомненным признаком определённой крутости, а у музыкантов, не имевших родственников-моряков дальнего плавания и дипломатических сотрудников, которые могли бы привезти из Америки какой-нибудь Fender или хотя бы японскую реплику таковых, не было другого выхода, кроме как пользоваться гитарными изделиями отечественных производителей.

Читайте также:  Will your lips are still red ноты для фортепиано

Что это за инструменты? И почему о некоторых ходят легенды, а некоторые остались практически неизвестными?

Начнём с того, что в то время (да и не только) СССР находился в культурной изоляции от всего остального мира, дабы не поддаваться тлетворному влиянию загнивающего Запада. Выпускалась иногда литература с описанием, как подзвучить акустическую гитару («Адаптеризованная гитара» 1960 года выпуска) или решить вопрос с недостаточной громкостью акустических гитар и создать гитару из твёрдых пород дерева самостоятельно («Адаптеризация музыкальных инструментов» 1966 года).

Первой такой книгой, в которой детально освещались вопросы создания электрогитары с нуля, а также сведения о гитарах, звукоснимателях, эффектах и усилителях, стала изданная в 1966 году книга «Новые электромузыкальные инструменты» авторов Б. Г. Корсунского и И. Д. Симонова. В ней можно было найти схемы, по которым энтузиасты самостоятельно собирали свои гитары. К такому способу музыканты прибегали довольно часто, т.к., например, при средней зарплате инженера 120-150 рублей советская гитара стоила около 130-250 рублей, чешские и гэдээровские Jolan’ы и Musim’ы начинались с нереальных 250 рублей, про гитары Fender даже говорить не приходится, они были недосягаемой мечтой.

Гитары «АККОРД»

Гитары, выпускавшиеся небольшой серией с 1970 по 1972 годы прошлого века на Ленинградском заводе бытового обслуживания АККОРД, делались, несомненно, по мотивам инструментов итальянской фирмы EKO, довольно широко использовавшихся в то время официальными ВИА (по крайней мере характерная форма безошибочно узнаваема).
В силу того, что с той поры минуло уже более сорока лет, а количество произведённых инструментов было сравнительно небольшим (в масштабах СССР, конечно), в наши дни АККОРДы практически не встречаются.

Гитары «Тоника»

Первой гитарой, которую начали серийно выпускать в СССР, стала знаменитая «Тоника». Изготовление её началось в середине 70-х годов на Ленинградском заводе народных музыкальных инструментов имени Луначарского. К сожалению, отечественные производители пошли не путём изучения опыта западных соседей (ведь любые попытки скооперироваться с Западом карались едва ли не заключением в тюрьму), а решили заново «изобрести велосипед». Так и получилась «Тоника» — с не самой лучшей с точки зрения эстетики формой корпуса (однако весьма удобным для аккордной игры), вручную (зачастую некачественно) вырезанным пикгардом, головой грифа в стиле Firebird. Причём гитары, изготовленные на разных заводах, отличались некоторыми моментами. Про звучание сказать нечего, оно было откровенно плохим. В магазинах гитара появилась в 1967 году. Стоимость составляла 180 рублей. Дорого, некачественно, некрасиво – но люди покупали их, ибо иных вариантов попросту не было. Также выпускались вариации «Тоники» в виде 4-струнной бас-гитары, все эти версии выпускались на заводах в Свердловске, Орджоникидзе и Ростове. Новая модель называлась ЭГС-650. Она имела некоторые внешние отличия от исходной модели.

Электрогитара «Тоника ЭГС-650» ленинградского производства.

Гитары «Тоника Арт 405» свердловского, ростовского и орджоникидзевского заводов. Отличия в электронике и некоторых внешних деталях.

Гитары «Урал»

Спустя несколько лет после начала производства «Тоники» уральский завод начал изготавливать собственную модель гитары – «650», «650А» и «650 арт 422″(некоторые отличия в расположении колков и внешних деталях), которая в народе получила название «Урал». Этот инструмент по праву может считаться легендой советского гитаростроения, хотя сама гитара была не лучшей, но и не самой худшей.

Источник

Гитара для советского усилителя

С музыки я не живу. В смысле хлеба с маслом. Как и большинство, наверное, читателей этого опуса. А судя по сети, талантов у нас много , а гитаристов-виртуозов – еще больше. И инструмент каждый хвалит свой. Или делает вид – поди разберись все анонимно и виртуально. Любой нью-Блэкмор, солидно критикует всех и вся, или напротив, снисходительно пишет о каком-нибудь винтажном Фендере – да, есть у меня такая, играю знаете, а видал и не таких! Послушать их игру, как правило, негде – ни в сети, ни афиш по городу нет. А интересно было бы. Два отдельных полюса (а полюсов может быть много – а не только два, например у электродвигателя) составляют ностальгирующие коллекционеры и бескомпромиссные хулители т.н. советских электрогитар. Причем последние, судя по стилю высказываний, могли их и не видеть вовсе. Впрочем критика полезна, когда конструктивна. Я, тоже владелец подобного шестиструнного устройства, задавал себе извечный вопрос – кто виноват и что делать. Кто виноват – уже не важно, за давностью срока, ну а что делать, вернее, что я сделал – расскажу.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Во время событий, описываемых в данной статье ни одна электрогитара не пострадала !

Итак, не секрет, что люди всегда во что-то верят. В начале девяностых годов прошлого века (а как их не упомянуть – никак без них) меньшая часть населения Этой Страны еще верила в Светлое будущее, значительная часть уже успела поверить в Высшие силы, в различных их воплощениях, многие бросали умиротворенные взгляды на портреты американских президентов, напечатанных на зеленой бумаги (в ней есть истина) и практически все верили в то, что всем скоро будет хорошо. Предчувствие этого хорошего заставляло конкретного человека совершать всяческие поступки, то нелепые, то рискованные, то смешные. Одни открывали ларьки, другие их поджигали, кто-то уходил в тайгу спасая, как им касалось, душу, кто-то пел «Харе Кришна» в подземном переходе. Я купил себе электрогитару. Белорусскую. Соло-2. Произошло это в 1991 году.

Вообще-то гитара у меня уже была. Акустическая, за 18 рублей, производства Бобровской фабрики музыкальных инструментов, то есть все как полагается. Наслушавшись подростком по «Голосу Америки» Kiss и Metallikи, где гитарные риффы невозможно было отличить от рева глушилок, я подключал ее к старому проигрывателю с помочью самодельных звучков, поражая результатом соседей и домашних. И мечтал заиметь свою электрогитару. В те годы гитары в магазинах не «покупали». Их «доставали», если речь шла о Музимах и Кремонах, либо ловили момент, когда в магазинах «выбрасывали» ленинградки. Доставшееся мне изделие советского музпрома было в магазине последним и мне продали витринный образец. Вскоре магазин закрылся вовсе. Гитара имела встроенный фуз (не работал) и файзер, разновидность квакушки (работал, сквозь щелчки и шум транзисторов, доносилось хрипловатое кваканье, напоминающее плохо настроенный КВ-приемник). Выход составлял, по паспорту, 15 мВ, так что подключиться можно было только к микрофонному входу усилителя. Поэтому первое что я сделал это имплантировал внутрь дополнительный усилитель на микросхеме К140УД6 и сделал жужжалку на транзисторе МП38 и двух диодах. Можно было рубить тяжеляк по полной. Гитара жутко фонила, и приходилось поворачиваться, ориентируясь по минимуму наводок и не всегда лицом к слушателям. Впрочем это можно было считать оригинальным сценическим имиджем. Бренчали мы с приятелем самопальные песенки в две гитары – его акустику и соответственно мою, дома, в гостях, в зале КСП для небольших тусовок. Попытка сыграть на ней в большом зале института потерпела фиаско – инструмент самовозбуждался от колонок и прорыв в большую аудиторию не состоялся. Песенки писались, их давали слушать знакомым и т.д и т.п. Время шло, появился интернет, творения стали сливать туда, но это уже совсем другая история.
Вот как пишет о гитаре Соло-2 в Интернет: «белорусские лады очень тоненькие, аккуратные, всегда хорошо отшлифованные, играть на таких одно удовольствие. Гриф намного удобнее большинства советских грифов. Гитара в игре довольно удобная, довольно легкая. Датчики слабоваты, требует радикальных модификаций электроники.»


Согласен с этим, за исключением последней фразы. Я против модификации, так как помню, что лет 20-25 назад наши правители модифицировали СССР, в результате чего он исчез вовсе. С другой стороны, к продуктам советского (и российского тоже) автопрома, музпрома, электропрома наш человек не будет относиться как изделиям, готовым к применению по назначению. Это набор деталей, не всегда комплектный, конструктор «сделай сам», логическая головоломка или как-то так. Людям постарше знаком истинный смысл слов «автолюбитель» или «радиолюбитель». Короче, ревнители древности и коллекционеры могут далее не читать, а поднять глаза к началу статьи и прочесть ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Итак, я считаю, что музыкальный инструмент должен играть! Как умеет. И я решил помочь ему (ей, гитаре), в этом. Ну не вижу я прока в собирательстве чего-то музыкального и не использованию его для получения музыки! Инструмент жив пока на нем играют. Поехали. Я снял верхнюю крышку (по теперешнему пикгард) со всем напаянным добром.

И приобрел кусок белого пластика на ближайшем рынке, у безвестного поклонника Бахуса. А в музыкальном магазине два хамбейкера (мне хватит и двух) и комплект струн. Была выпилена новая крышка, на нее поставлены звучки и встал вопрос о начинке.

К слову сказать гриф, машинка и корпус (заэкранированный фольгой еще в том тысячелетии) остались прежние. Электроника, решил я, должна быть минимальна и функциональна. Что надо добавит компьютер или блок эффектов с педальным приводом. Усилитель внутри гитары должен раскачать сигнал от звучков, чтобы он не потерялся в кабеле, а минимум деталей – минимум искажений и шумов. Усилитель выполнен по схеме опубликованной в старом радиолюбительском журнале, я опробовал его, паяя на его основе самодельный микшер. Резистор R6 регулирует степень усиления, но не переборщите .

В сети куча схем на операционниках – можете попытать счастья с ними. Я не стал. Темброблок пассивный, как на родной схеме моей гитары (схема есть в сети)

– два конденсатора, резистор и переменник. Вариантов опять же — сотни и сотни по запросу в поиске «схема темброблока». Активный темброблок я паять не стал – батарейка будет садиться влет (лучше кстати купить аккумулятор такого же форм-фактора на 9 В). На этом можно остановиться, но я не удержался и впаял еще жужжалку. Схема элементарна, звук страшен и могуч.
По этой теме еще здесь

Вообще звук зависит и очень сильно, от входных и выходных конденсаторов, поэтому в темброблоке у меня сдвоенный переменник — на чистый звук и на примочку, со своими конденсаторами. Их емкость ОБЯЗАТЕЛЬНО надо подбирать по желаемому звуку и глубине регулировки. Подбором деталей (в том числе подстроечника на схеме примочки) можно получить как мягкое звучание в духе шестидесятых, так и колючий кислотный саунд нового поколения металлургов. Схем жужжалок в сети тоже полным-полно. У меня получилось, что на чистом звуке лучше регулировать тембр сразу после звучков, до усилителя, а на перегрузе – звук со звучков идет на схему примочки, а с нее на темброблок. Схемы просты – на уровне школьного курса физики, поэтому подробное описание и чертеж платы (хотя можно и без нее – навесным монтажом) я позволю себе пропустить.

Что еще? Два переключателя звучков, третий — чистый звук/перегруз, регулятор громкости, джек ну и все. Итак, новая крышка заняла свое место, старая бережно уложена на антресоли и когда на «Сотби» советские гитары пойдут по цене Страдивари или хотя бы Гварнери, то легким движением руки брюки превращаются в элегантные. В смысле, что для возвращения гитаре аутентичности достаточно ослабить струны и переставить назад родной верх. И все. Сытая старость владельцу обеспечена.
Предвижу каверзный вопрос: «А зачем вообще все это нужно, если можно пойти в магазин и купить дешевого китайца, корейца, дорогого американца, японца и т.д.?». Скажу честно – дорогих инструментов (по российским, не столичным меркам) я не держал в руках, а дешевые гитары из Поднебесной меня не впечатлили – ламинат МДФ или ДВП. По ощущениям не очень-то и лучше, через год-другой будет ли эта красота строить? А может все дело в привычке, в конце концов имею право.
Конкретно и по сути – фон исчез, шипение тоже, играй не хочу. Звук. а что звук? Насколько ты умеешь играть, так и звучит — не более и не менее. Что хотел – получилось. “Ваш звук — в ваших руках, и только в них. Именно то, как вы держите медиатор, как вы бьете по струнам, как вы держите гитару — эти вещи в сотни раз важнее того, на какой гитаре или усилителе вы играете.” —Stevie Ray Vaughan. А реализация собственной мечты – это, то чего я всем желаю. Удачи.

Источник

Гитара для советского усилителя

Настоящий АТЛАС предназначен для того, чтобы максимально упростить новичкам сайта процесс идентификации имеющихся у них электрогитар, произведённых в СССР, а старожилам облегчить навигацию по существующим на сайте и в МУZЕУМ’е материалам.

Для удобства все электрогитары сгруппированы по фабрикам и заводам, их производившим. Мы сочли излишним снабжать все инструменты подробными развёрнутыми описаниями, ограничившись лишь названием модели (поскольку многие из них носили по заводской номенклатуре повторяющиеся «оригинальные» имена типа БАС или РИТМ-СОЛО, в кавычках указаны сленговые названия, имеющие хождение среди коллекционеров), длиной мензуры, стоимостью в рублях СССР, приблизительным периодом производства и ориентировочным количеством выпущенных экземпляров. В случае если на сайте или в МУZЕУМ’е наличествует обзор инструмента, с ним можно ознакомиться, кликнув на изображение интересующей вас электрогитары.

Естественно, указанные сроки производства и тиражи во многих случаях обозначены достаточно приблизительно — в силу отсутствия оригинальной документации. В ряде случаев (гавайская гитара МЭФМИ, Луначарские «арктопы», МАРИИ, часть Борисовских инструментов) объёмы производства экстраполированы исходя из тиражей паспортов или этикеток, вклеивавшихся в гитары. По мере поступления новых данных, АТЛАС будет корректироваться и обновляться.

Обращаем внимание, что имеющиеся у вас инструменты могут несколько отличаться деталями от представленных на фото: помимо вполне вероятных изменений, внесённых в оригинальную конструкцию предыдущими владельцами, необходимо учитывать тот факт, что в разные периоды производства на фабриках и заводах менялся пластик из которых изготавливались пикгарды, а колки, датчики и ручки ставились исходя из того, что могли предложить смежники и т.д. Поэтому, при определении своей гитары, вам следует исходить в основном из формы корпуса, как наименее подверженного вмешательствам криворуких «улучшателей» элемента.

Помимо этого, игнорируя достоинства и недостатки данных гитар как собственно музыкальных инструментов, и исходя только из степени редкости той или иной модели, мы условно разделили их на три категории:

— категория А: инструменты, выпущенные исчезающе-малыми партиями или даже в единичных экземплярах, и представляющие большую коллекционную ценность;
— категория Б: инструменты, выпущенные сравнительно небольшими тиражами и безусловно востребованные;
— категория В: инструменты, выпущенные массовым тиражом и могущие представлять интерес в зависимости от состояния, комплектации и т.д.

Московская экспериментальная фабрика баянов им. Советской Армии / Московская Экспериментальная Фабрика Музыкальных Инструментов

Гавайская электрогитара арт. Б-6Р/420
Мензура: 580 мм
Цена в Советском Союзе: 55 руб.
Годы выпуска: 1956-1970
Тираж: ориентировочно 2000
Категория Б

Гитара адаптеризованная cемиструнная арт. Б-5Р/410
Мензура: 610 мм
Цена в Советском Союзе: 40 руб.
Годы выпуска: 1962-1972
Тираж: 2200
Категория Б

АЭЛИТА
Мензура: 650 мм
Годы выпуска: 1971
Тираж: опытный образец
Категория А

АЛГИНА
Мензура: 610 мм
Годы выпуска: 1972
Тираж: опытный образец
Категория А

ЭЛГАВА Уника-2 арт. 412/412р
Мензура: 610 мм
Цена в Советском Союзе: 130 руб.
Годы выпуска: 1972-1981
Тираж: 10000
Категория Б

СУПЕРТОН
Мензура: 780 мм
Цена в Советском Союзе: 130 руб.
Годы выпуска: ориентировочно 1972
Тираж: опытный образец
Категория А

ЭЛГАВА-В арт. Н-7Р
Мензура: 610 мм
Цена в Советском Союзе: 131 руб.
Годы выпуска: 1974-1981
Тираж: 15000
Категория Б

РОДЕН арт. 423р
Мензура: 776 мм
Цена в Советском Союзе: 130 руб.
Годы выпуска: 1974-1981
Тираж: 15000
Категория Б

Ленинградская Фабрика народных (щипковых) музыкальных инструментов им. А.В. Луначарского
(Ленинградское производственное объединение по производству музыкальных инструментов)

Гитара адаптеризованная cемиструнная арт. В-21р/620
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 23 руб.
Годы выпуска: 1962-1972
Тираж: неизвестен
Категория А

Гитара адаптеризованная шести- и семиструнная, арт. 630
Мензура: 620 мм
Цена в Советском Союзе: 35 руб.
Годы выпуска: 1964-1976
Тираж: неизвестен
Категория А

РИТМ-СОЛО арт. 407 («Ленинградская ТОНИКА»)
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 130 руб.
Годы выпуска: 1969-1974
Тираж: ориентировочно 2000
Категория А

БАС («Ленинградская ТОНИКА-бас») арт. 408
Мензура: 760 мм
Цена в Советском Союзе: 130 руб.
Годы выпуска: 1969-1974
Тираж: ориентировочно 1000
Категория А

ЭЛЕКТРОГИТАРА ПОЛУАКУСТИЧЕСКАЯ арт. 409 («Арктоп»)
Мензура: 610 мм
Цена в Советском Союзе: 190 руб.
Годы выпуска: 1970-1975
Тираж: ориентировочно 7000
Категория Б

Гитара адаптеризованная шести- и семиструнная, арт. 413
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 27,75 руб.
Годы выпуска: 1972-1976
Тираж: неизвестен
Категория А

Гитара адаптеризованная шести- и семиструнная, арт. 417
Мензура: 610 мм
Цена в Советском Союзе: 33 руб.
Годы выпуска: 1975-1982
Тираж: неизвестен
Категория А

ЭЛЕКТРОГИТАРА ПОЛУАКУСТИЧЕСКАЯ арт. 419 («Арктоп пластмассовый»)
Мензура: 610 мм
Цена в Советском Союзе: 85 руб.
Годы выпуска: 1975-1976
Тираж: ориентировочно 5000
Категория Б

МАРИЯ Лидер арт. 424/424р
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 110 руб.
Годы выпуска: 1976-1984
Тираж: ориентировочно 11000
Категория В

МАРИЯ Ритм арт. 425/425р
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 114 руб.
Годы выпуска: 1976-1984
Тираж: ориентировочно 11000
Категория В

МАРИЯ Бас арт. 426/426р
Мензура: 760 мм
Цена в Советском Союзе: 125 руб.
Годы выпуска: 1976-1984
Тираж: ориентировочно 11000
Категория В

Комплект АДМИРАЛ
Три гитары (ритм, соло и басс)
Мензура: ритм и соло — 630 мм, басс — 864 мм
Год выпуска: 1980
Тираж: выставочный образец
Категория А

Ленинградский завод спортивных изделий / Ленинградский завод электромузыкальных инструментов / Арендный завод МУЗДЕТАЛЬ
(Ленинградское производственное объединение по производству музыкальных инструментов)

МАРИЯ Лидер арт. 424р/1С1-02950220
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 110 руб.
Годы выпуска: 1984-1993
Тираж: ориентировочно 15000
Категория В

МАРИЯ Ритм арт. 425р
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 114 руб.
Годы выпуска: 1984-1993
Тираж: ориентировочно 15000
Категория В

МАРИЯ Бас арт. 426р/1С3-02950220/2С3-02950220
Мензура: 760 мм
Цена в Советском Союзе: 125 руб.
Годы выпуска: 1984-1993
Тираж: ориентировочно 15000
Категория В

Модернизированный комплект МАРИЯ
Три гитары (ритм, соло и басс) на основе комплекта МАРИЯ
Год выпуска: 1983
Тираж: выставочный образец
Категория А

АК АДМИРАЛ
Мензура: 630 мм
Год выпуска: 1985
Тираж: 5
Категория А

АК АДМИРАЛ Бас
Мензура: 864 мм
Год выпуска: 1985
Тираж: 5
Категория А

СОЛО
Мензура: 645 мм
Годы выпуска: 1987
Тираж: 10
Категория А

БАС
Мензура: 860 мм
Цена в Советском Союзе: 250 руб.
Годы выпуска: 1987
Тираж: 10
Категория А

РИТМ
Мензура: 630 мм
Годы выпуска: 1987
Тираж: 10
Категория А

Ленинградский завод АККОРД

АККОРД Ритм
Мензура: 650
Цена в Советском Союзе: 125 руб.
Годы выпуска: 1970-1972
Тираж: ориентировочно 400
Категория А

АККОРД Бас
Мензура: 790 мм
Цена в Советском Союзе: 125 руб.
Годы выпуска: 1970-1972
Тираж: ориентировочно 400
Категория А

АККОРД Ритм («ES-335»)
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1972-1975
Тираж: ориентировочно 400
Категория А

АККОРД Соло («ES-335»)
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 205 руб.
Годы выпуска: 1972-1975
Тираж: ориентировочно 400
Категория А

АККОРД Басс («Hofner»)
Мензура: 790 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1972-1975
Тираж: ориентировочно 400
Категория А

АККОРД Басс («ES-335»)
Мензура: 790 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1972-1975
Тираж: ориентировочно 200
Категория А

АККОРД Скрипка
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1973-1975
Тираж: ориентировочно 100
Категория А

АККОРД Скрипка-басс
Мензура: 800 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1973-1975
Тираж: ориентировочно 300
Категория А

Свердловская фирма клавишных музыкальных инструментов УРАЛ

ТОНИКА ЭГС-650 арт. 406 (РТУ РСФСР 672-60)
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 220 руб.
Годы выпуска: 1969-1971
Тираж: 10000
Категория А

ТОНИКА ЭГС-650 арт. 406 (РСТ РСФСР 83-70)
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 220/180 руб.
Годы выпуска: 1971-1977
Тираж: 65000
Категория В

ТОНИКА ЭГБ-805 арт. 416
Мензура: 805 мм
Цена в Советском Союзе: 145 руб.
Годы выпуска: 1971-1977
Тираж: 10000
Категория Б

Электробалалайка ПРИМА ЭБ-445
Мензура: 445 мм
Годы выпуска: 1972-1975
Тираж: изготавливалась по заказам
Категория А

УРАЛ 650А арт. 422
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1975
Тираж: опытный образец
Категория А

УРАЛ 650А арт. 422
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1975-1977
Тираж: 15000
Категория А

УРАЛ 650 арт. 422
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1976-1980
Тираж: 58000
Категория Б

Электробалалайка БЕРЁЗКА ЭБ-445
Мензура: 445 мм
Годы выпуска: 1976-1980
Тираж: изготавливалась по заказам
Категория А

УРАЛ 510Г арт. 427
Мензура: 805 мм
Цена в Советском Союзе: 145 руб.
Годы выпуска: 1977-1980
Тираж: 13000
Категория Б

УРАЛ 510Л Н-36р/403р
Мензура: 805 мм
Цена в Советском Союзе: 130 руб.
Годы выпуска: 1980-1995
Тираж: 42000
Категория В

УРАЛ 650 арт. 422р
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1985-1995
Тираж: 28000
Категория В

ВОЛНА
Мензура: 650 мм
Встроенный эффект: фленджер
Год выпуска: 1981
Тираж: неизвестен
Категория А

Фабрика клавишных инструментов РОСТОВ-ДОН (МПО КАВКАЗ)

ТОНИКА ЭГС-650 арт. 406
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 180 руб.
Годы выпуска: 1970-1974
Тираж: 12000
Категория В

АЭЛИТА арт. 414
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 190 руб.
Годы выпуска: 1971-1986
Тираж: 45000
Категория В

БАС («Кавказ») арт. 416
Мензура: 805 мм
Цена в Советском Союзе: 145 руб.
Годы выпуска: 1975-1987
Тираж: 37000
Категория В

СТЕЛЛА арт. Н-2р/428Р
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 210/242 руб.
Годы выпуска: 1977-1993
Тираж: 35000
Категория В

АЭЛИТА-2 арт. 2151р
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 190 руб.
Годы выпуска: 1986-1993
Тираж: 20000
Категория В

БАС-2 арт. Н-166р/2452р/С-9
Мензура: 805 мм
Цена в Советском Союзе: 145 руб.
Годы выпуска: 1987-1995
Тираж: 17000
Категория В

БАС-3 арт. С-10
Мензура: 862 мм
Годы выпуска: 1992-1993
Тираж: неизвестен
Категория А

Ростовская-на-Дону баянная фабрика

АЭЛИТА ЭГС-650/510.Б.2. арт. 416/414
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 190 руб.
Годы выпуска: 1974-1980
Тираж: 6500
Категория В

ТОНИКА ЭГС-650/510.А.2. арт. 406
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 180 руб.
Годы выпуска: 1975-1981
Тираж: 25000
Категория В

ТОНИКА ЭГБ-805/510.Б.2. арт. 416
Мензура: 800 мм
Цена в Советском Союзе: 143/145 руб.
Годы выпуска: 1975-1981
Тираж: 25000
Категория В

ЭЛЕГИЯ 510.Д
Мензура: 650 мм
Годы выпуска: 1981
Тираж: опытный образец
Категория А

Фабрика музыкальных инструментов ТЕРЕК г. Орджоникидзе (МПО КАВКАЗ)

ТОНИКА ЭГС-650 арт. 406
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 180 руб.
Годы выпуска: 1973-1978
Тираж: 4500
Категория В

АЭЛИТА арт. 414
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 190 руб.
Годы выпуска: 1975-1981
Тираж: 5500
Категория В

БАС («Терек») арт. 416
Мензура: 805 мм
Цена в Советском Союзе: 145 руб.
Годы выпуска: 1975-1981
Тираж: 3500
Категория В

Куйбышевская фабрика щипковых музыкальных инструментов

САМАРА арт. 410 (адаптеризованная шестиструнная и семиструнная акустика)
Мензура: 610 мм
Цена в Советском Союзе: 41 руб.
Годы выпуска: 1970-1982
Тираж: ориентировочно 10000
Категория Б

САМАРА «Ритм-соло»
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 240 руб.
Годы выпуска: 1974-1980
Тираж: изготавливалась по заказам
Категория А

САМАРА «Соло»
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 280 руб.
Годы выпуска: 1974-1980
Тираж: изготавливалась по заказам
Категория А

САМАРА «Бас»
Мензура: 760 мм
Цена в Советском Союзе: 240 руб.
Годы выпуска: 1974-1980
Тираж: изготавливалась по заказам
Категория А

САМАРА «Соло» (поздняя)
Мензура: 650 мм
Годы выпуска: 1975-1980
Тираж: ориентировочно 100
Категория А

Куйбышевский (Самара) сталелитейный завод

ЭЛЕКТРОГИТАРА
Мензура: 650 мм
Годы выпуска: 1972
Тираж: ориентировочно 100
Категория А

Ивановская фабрика музыкальных инструментов

ЭЛЕКТРОГИТАРА арт. 410 (адаптеризованная семиструнная акустика)
Мензура: 610 мм
Цена в Советском Союзе: 40 руб.
Годы выпуска: 1976-1986
Тираж: неизвестен
Категория Б

Новосибирский завод радиодеталей ОКСИД

ЭЛЕКТРОНИКА арт. 411
Мензура: 650 мм
Встроенный эффект: вибрато
Цена в Советском Союзе: 220 руб.
Год выпуска: 1971-1973
Тираж: ориентировочно 500
Категория А

Белорусское производственное объединение музыкальных инструментов г. Борисов

РИТМ-СОЛО арт. 212-БЛ («Футурама»)
Мензура: 580 мм
Цена в Советском Союзе: 130 руб.
Годы выпуска: 1974-1975
Тираж: ориентировочно 1600
Категория А

РИТМ-СОЛО арт. 212-БЛ («Футурама-2»)
Мензура: 580 мм
Цена в Советском Союзе: 130 руб.
Годы выпуска: 1975-1979
Тираж: ориентировочно 2500
Категория Б

БАС арт. 216-БЛ
Мензура: 800 мм
Цена в Советском Союзе: 160 руб.
Годы выпуска: 1975-1984
Тираж: ориентировочно 10000
Категория Б

РИТМ-СОЛО арт. 230-БЛ («Белорусская АЭЛИТА»)
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 180 руб.
Годы выпуска: 1975-1982
Тираж: ориентировочно 7000
Категория В

ФОРМАНТА арт. 241-БЛ
Мензура: 650 мм
Встроенный эффект: фузз
Цена в Советском Союзе: 230 руб.
Годы выпуска: 1978-1986
Тираж: ориентировочно 6000
Категория В

БАС-I арт. 253-БЛ
Мензура: 800 мм
Встроенный эффект: фузз, глиссандо
Цена в Советском Союзе: 180 руб.
Годы выпуска: 1984-1993
Тираж: ориентировочно 8000
Категория В

СОЛО-II арт. 254-БЛ
Мензура: 650 мм
Встроенный эффект: фузз и фейзер
Цена в Советском Союзе: 230 руб.
Годы выпуска: 1984-1997
Тираж: ориентировочно 11000
Категория В

СОЛО-II «Форманта» арт. 262-БЛ
Мензура: 650 мм
Встроенный эффект: фузз
Цена в Советском Союзе: 230 руб.
Годы выпуска: 1985-1997
Тираж: ориентировочно 10000
Категория В

БЕЛАРУСЬ Бас
Мензура: 863 мм
Годы выпуска: 1993-1997
Тираж: ориентировочно 1500
Категория А

Минский завод ТРАНЗИСТОР

ТУРИСТ-1
Мензура: 648 мм
Цена в Советском Союзе: 85 руб.
Встроенный усилитель с динамиками
Годы выпуска: ориентировочно 1974-1976
Тираж: 1500
Категория А

Львовская опытно-экспериментальная фабрика народных инструментов

ЭСТРАДА (адаптеризованная шестиструнная и семиструнная акустика)
Мензура: 610 мм
Цена в Советском Союзе: 60 руб.
Годы выпуска: 1971-1986
Тираж: неизвестен
Категория Б

ЛЬВIВ Ритм арт. 077/170-у
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1971-1986
Тираж: неизвестен
Категория Б

ЛЬВIВ Бас арт. 077/168-у
Мензура: 830 мм
Цена в Советском Союзе: 185 руб.
Годы выпуска: 1971-1986
Тираж: неизвестен
Категория Б

ЛЬВIВ солидбоди
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: неизвестна
Годы выпуска: 1972-1977
Тираж: изготавливалась по заказам
Категория А

Одесская фабрика музыкальных инструментов

РИТМ-СОЛО
Мензура: 650 мм
Годы выпуска: 1972
Тираж: неизвестен
Категория А

БАС
Мензура: 800 мм
Цена в Советском Союзе: 170 руб.
Годы выпуска: ориентировочно 1972
Тираж: неизвестен
Категория А

РИТМ-СОЛО арт. 077-174 У
Мензура: 650 мм
Годы выпуска: 1972-1986
Тираж: около 5000
Категория Б

БАС арт. 077-204 У
Мензура: 800 мм
Цена в Советском Союзе: 170 руб.
Годы выпуска: 1973-1986
Тираж: около 5000
Категория Б

Филиал завода ЭЛЬТА г. Свердловск Ворошиловградской обл.

СОЛО-РИТМ ЭГСР-650 (три датчика) арт. 077/171
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 180 руб.
Годы выпуска: 1972-1975
Тираж: ориентировочно 1000
Категория А

СОЛО-РИТМ ЭГС-650 (два датчика)
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 180 руб.
Годы выпуска: 1975-1977
Тираж: ориентировочно 1000
Категория А

ЭГБ-760
Мензура: 770 мм
Цена в Советском Союзе: 170 руб.
Годы выпуска: 1975-1984
Тираж: ориентировочно 2000
Категория А

СОЛО-РИТМ (три датчика) арт. 077/167-У
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 180 руб.
Годы выпуска: 1977-1984
Тираж: ориентировочно 2000
Категория А

Черниговская фабрика музыкальных инструментов им. П.Постышева

РИТМ-СОЛО (с тремоло)
Мензура: 650 мм
Годы выпуска: 1971-1977
Тираж: ориентировочно 1500
Категория А

РИТМ-СОЛО
Мензура: 650 мм
Годы выпуска: 1974-1977
Тираж:ориентировочно 2500
Категория А

БАС
Мензура: 760 мм
Годы выпуска: 1974-1977
Тираж: ориентировочно 2000
Категория А

Ереванская экспериментальная фабрика музыкальных инструментов

КРУНК «Ураган»
Мензура: 650 мм
Год выпуска: ориентировочно 1969
Тираж: неизвестен
Категория А

КРУНК «Ани»
Мензура: 650 мм
Год выпуска: 1970-1972
Тираж: ориентировочно 1500
Категория А

КРУНК
Мензура: 650 мм
Годы выпуска: 1971-1983
Тираж: 12000
Категория Б

КРУНК-50 арт. 077-38 АР/077-62 АР
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 180/145 руб.
Годы выпуска: 1971-1983
Тираж: 12000
Категория Б

АНИ
Мензура: 800 мм
Годы выпуска: 1972-1981
Тираж: 9000
Категория Б

ЭЛЕКТРОМАНДОЛИНА
Мензура: 350 мм
годы выпуска: 1973-1983
Тираж: 3000
Категория А

КРУНК-Мини
Мензура: 485 мм
Год выпуска: 1973-1983
Тираж: ориентировочно 400
Категория А

КРУНК-75
Мензура: 800 мм
Годы выпуска: 1975-1983
Тираж: 9000
Категория Б

КРУНК 12-тиструнный арт. 65 АР
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: 200 руб.
Встроенный эффект: фузз
Годы выпуска: 1977-1983
Тираж: ориентировочно 1200
Категория А

КРУНК «Аэлита»
Мензура: 650 мм
Годы выпуска: 1979-1980
Тираж: 500
Категория А

ДВУХГРИФОВЫЙ
Мензура гитарная: 650 мм
Мензура басовая: 800 мм
Годы выпуска: 1981-1983
Тираж: 1200
Категория А

Рижский «750 завод технических средств пропаганды» / «750 завод звуковой аппаратуры»

ГОНГ
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: в розничную продажу не поступал, распространялся по в/ч
Годы выпуска: ориентировочно 1978-1982
Тираж: неизвестен
Категория А

ГОНГ Бас
Мензура: 760 мм
Цена в Советском Союзе: в розничную продажу не поступал, распространялся по в/ч
Годы выпуска: ориентировочно 1978-1982
Тираж: неизвестен
Категория А

ГОНГ «Star-VII»
Мензура: 580 мм
Цена в Советском Союзе: в розничную продажу не поступал, распространялся по в/ч
Годы выпуска: ориентировочно 1978-1982
Тираж: неизвестен
Категория А

ГОНГ «Les Paul»
Мензура: 650 мм
Цена в Советском Союзе: в розничную продажу не поступал, распространялся по в/ч
Годы выпуска: ориентировочно 1978-1982
Тираж: неизвестен
Категория А

ГОНГ Бас «Ягуар»
Мензура: 760 мм
Цена в Советском Союзе: в розничную продажу не поступал, распространялся по в/ч
Годы выпуска: ориентировочно 1978-1982
Тираж: неизвестен
Категория А

Таллинский комбинат бытового обслуживания «ÜHENDUS»

ÜHENDUS
Мензура: 620 мм
Цена в Советском Союзе: неизвестно
Годы выпуска: ориентировочно 1964-1970
Тираж: неизвестен
Категория А

ÜHENDUS Бас
Мензура: 724 мм
Цена в Советском Союзе: неизвестно
Годы выпуска: ориентировочно 1964-1970
Тираж: неизвестен
Категория А

ÜHENDUS Электромандолина
Мензура: 350 мм
Цена в Советском Союзе: неизвестно
Годы выпуска: ориентировочно 1964-1970
Тираж: неизвестен
Категория А

ÜHENDUS Электромандола
Мензура: 620 мм
Цена в Советском Союзе: неизвестно
Годы выпуска: ориентировочно 1964-1970
Тираж: неизвестен
Категория А

и это. я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться — сначала отправьте СМС, мол, «я такой-то и такой-то». Наверх


Зарегистрирован: 04.06.2007, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 23226 И ещё пара слов о дальнейшем развитии АТЛАСА.

Безусловно, в силу достаточной зыбкости почвы, по которой мы с вами ступаем, опираясь на УРАЛовские грифы, многие задекларированные в АТЛАСЕ данные могут вызвать определённые возражения у части активных участников форума. Повторюсь – АТЛАС не является застывшей догмой и будет корректироваться по мере поступления дополнительной информации. Для ведения неизбежных диспутов существует тема Собираем материалы для МАЛОГО ОПРЕДЕЛИТЕЛЯ СОВЕТСКИХ ГИТАР. Полемизируем и делимся с коллегами своими новыми открытиями там.

Единственная просьба: в качестве доводов и доказательств своих заявлений не использовать аргументы типа «знакомый брата моего тестя как-то говорил, что на нашем Верхненижненском молокозаводе тоже делали электрогитары, ему отец рассказывал» или «у меня в 1963 году была ТОНИКА, только другой формы» – давайте подкреплять свои заявления хотя бы какими-то документальными свидетельствами.

Источник

Оцените статью