Гитара для стиля опен джи

Как выбирать гитару?

Итак, на что надо обратить внимание при выборе гитары для обучения в строе OPEN G. Ну, во первых, на целостность корпуса. Конечно, мелкие царапинки и сколы лака, не оказывают влияния на звучание, но радости они не добавляют) и жизнь инструменту не продлевают. Важно обратить внимание на состояние деки. Дека должна быть плоской. Если вы прикладываете линейку позади бриджа (подставки, которая держит струны) параллельно ему, не должно быть сильной выпуклости. Почему? Потому, что если она присутствует, значит перед бриджем (под струнами) обязательно будет незаметная для взгляда вогнутость. Которую линейка, тем не менее, всё равно выявит. Происходит это потому, что струны ТЯНУТ бридж. Как бы пытаясь изменить плоскость деки. Это может привести к тому, что пружины внутри могут отклеиться. Соответственно, в недалёком будущем можно попасть на дорогостоящий ремонт.

Чем старее инструмент, тем отчётливей видны волны, которые повторяют рисунок пружин. Чем дека площе – тем лучше для дальнейшей долгой жизни вашей гитары. Постарайтесь выяснить материал изготовления деки. Если она изготовлена из массива – звук доставит вам больше удовольствия, нежели, если дека будет из фанеры. Правда, дека из массива более капризна к перепадам температуры и влажности, которые неизбежны при хранении. Но и звучит она гораздо вкусней, чем фанерная.

Далее следует обратить внимание на то , чтобы бридж сидел плотно. У дорогих гитар, как правило, с этим не бывает проблем. Уж и не знаю, чем и как этот бридж приклеивают на дешёвых гитарах, но отлетает он довольно часто. Порой приводя инструмент в состояние негодности. Нижний порожек. Они бывают разные. Есть цельные, которые просто вставляются в прорезь на бридже. Их высоту регулируют путём подтачивания снизу по мере необходимости. А есть другие порожки. Их высота регулируется прокладками, которые ставят под их основание ещё на заводе. У гитары Овейшен их должно быть три. Это гарантия того, что в дальнейшем у вас будет свобода манёвра по регулировке высоты струн.

Читайте также:  Наш кораблик золотой ноты

Переходим к грифу. Гриф может быть съёмным и приклеенным намертво. Второе – гораздо хуже. Так как менее ремонтопригодно. Съёмный гриф прикручен двумя болтами. Не путайте эти болты с анкерным ботом, который служит для изменения прогиба грифа. Это совсем другая история 🙂 Анкер необходим для того, чтобы можно было регулировать прогиб грифа. И тут очень важно, чтобы гриф был ровным. Как это проверить? Возьмите гитару как винтовку и «прицельтесь». Прижмите деку к плечу и смотрите на гриф. Вы всё увидите сами. Посмотрите с обеих сторон грифа. Линия должна быть либо идеально ровной, либо иметь небольшой равномерный прогиб, будто лодка. Никаких бугров, выпуклостей, быть не должно. Если они есть – вы не сможете опустить струны достаточно низко. Эти бугры будут выдавать посторонний звук, т.к. прижатая до него струна, при колебании, обязательно будет соприкасаться с этим бугром. И будет треск, чвыканье, называйте это как угодно. Лечится это очень дорого. Поэтому будьте максимально внимательны.

Если вы выбираете гитару с катавеем, обратите внимание на то, чтобы гриф был строго перпендикулярен корпусу гитары. Со временем, у таких гитар, гриф начинает как пизанская башня, очень медленно, как бы ПАДАТЬ в сторону катавея. Происходит это потому, что форма клёца, который проходит внутри гитары и соединяет деку и обечайку, менее жёсткая из-за своей нессиметричности.

Ну, и конечно, надо смотреть на ширину и форму грифа. Ширина грифа определяется верхним порожком. Для строя OPEN G, наиболее подходит узкий гриф. С шириной порожка от 41 до 43 мм. Обусловлено это тем, что в некоторых аккордах один палец должен прижимать сразу две струны. Делать это, при широком грифе, тоже возможно, но совершенно неудобно. И о комфортной игре можно позабыть. Что касается профиля грифа…. Представьте себе, что вы разрезали-распилили гриф поперёк. В самой его середине. Форма среза и есть профиль грифа. Он может быть V-образым, С-образым, D-образным. И тут важно не промахнуться. V-образый гриф довольно неудобен. По крайней мере для игры в том строе, в котором преподаю я. Когда тебе надо зажать указательным пальцем все струны на одном ладу, это, так называемое «ребро» грифа, находится как раз под большим пальцем. Рука устаёт очень быстро. Удобней всего – профиль С. Но тут важно не перепутать его с профилем D. Идеальный вариант – поиграть на инструменте. Поиграть не 5 минут. Хотя бы с часик. И, если у вас заболела рука, это – не ваш гриф.

Читайте также:  Соло гитара джентльмены удачи

На что ещё обратить внимание. На изношенность ладов. Это тоже не самая дешёвая операция – шлифовать, или того хуже, менять накладку грифа. Стоит обратить внимание вот на что: если накладка грифа приклеена к деке – не должно быть щели между декой и самой накладкой.

И последнее. Для тех, кто только начинает учиться, желательно, чтобы маркеры были не только на накладке, но и отчётливо обозначены и с боковой стороны грифа, чтобы меньше приходилось перегибаться.

Вот, собственно и всё. Вкратце. Будут другие вопросы – обращайтесь.

Источник

Игра слайдом >Слайд-гитара: Загадка строя open G — видео

Альтернативные варианты гитарного строя используются для игры слайдом уже давно — еще с тех времен, когда дельта-блюз только зарождался и набирал силу.

Чаще всего это строи open E, open D, open G и open A. Конечно, гитаристы не ограничиваются ими, внося в них изменения в зависимости от музыкального стиля, да и просто от настроения.

Джони Митчелл (Joni Mitchell), Стивен Стиллз (Stephen Stills), Рай Кудер (Ry Cooder) и многие другие музыканты, играющие поп-, рок- и фолк-музыку, в своих композициях пользуются целым рядом разных видов строя.

Мы же уделим сегодня внимание строю open G и его применению в блюзе со слайд-гитарой.

Применение гитары с open G в блюзе

Как вы видите на РИС. 1 , строй open G, также известный как «испанский строй», выглядит так: D G D G B D (от шестой струны к первой). Чтобы перейти к нему от стандартного строя (E A D G B E), нужно опустить первую, пятую и шестую струны на тон.

Удар по открытым струнам в этом случае дает аккорд G мажор, при этом тоника находится на третьей и пятой струнах. Легендарный блюз-гитарист Роберт Джонсон (Robert Johnson) пользовался open G во многих своих композициях. Среди них “Crossroad Blues”, “Walkin’ Blues”, “Come On in My Kitchen” и многие другие.

Если вы играете слайдом в этом строе, получается, что размещение слайда над соответствующим ладом также дает мажорный аккорд с тоникой на третьей и пятой струнах. Как показано на РИС. 2 , аккорды I, IV и V (первой, четвертой и пятой ступени) в тональности G (аккорды G, C и D соответственно) можно извлечь так: открытые струны дают аккорд G, зажатие на пятом ладу (либо слайд на пятом ладу) дает аккорд С, зажатие (слайд) на седьмом ладу — аккорд D.

Во втором такте я привел несколько стандартных для open G слайдовых фраз на фоне аккордов D и C, в третьем такте — для аккорда G, а в четвертом вы видите аккорд G мажор на двенадцатом ладу.

Теперь разберем несколько типичных для open G позиций, в которых обычно играют соло (как со слайдом, так и без него). Посмотрите на РИС. 3 . Минорную пентатоническую гамму (G Bb C D F) можно сыграть в практически полностью симметричной аппликатуре по всем струнам, кроме второй.

В данном примере я играю восходящую и нисходящую гаммы в разных аппликатурах. Запомните и отрепетируйте оба варианта со слайдом и без него. Играя слайдом, следите за тем, чтобы он располагался параллельно соответствующему порожку лада и прямо над ним, чтобы играть верные ноты.

На РИС. 4 я привел несколько фраз для соло на основе пентатоники G минор. Как и многие другие гитаристы, играя слайдом, я предпочитаю пальцевое звукоизвлечение, потому что это значительно облегчает глушение струн. Глушить струны нужно обязательно, иначе ваше звучание будет очень грязным. Например, при переходе от одной струны к другой, я глушу первую из них пальцем звукоизвлекающей руки и лишь затем извлекаю ноту на следующей струне. Так каждая нота будет звучать четко, что особенно важно при игре на перегрузе.

Великий Джонни Винтер (Johnny Winter) — настоящий мастер слайд-гитары в строе open G (помимо прочего, конечно). Его композиция «Dallas» с альбома 1969 года сыграна в строе open A — это строй, близкий к open G по своей структуре. По сути, это строй open G, поднятый на целый тон: E A E A C# E (от шестой струны к первой). На РИС. 5 показано семитактовое соло в стиле Винтера. Не забывайте также и об открытых струнах. Они облегчают переходы от струны к струне и смену позиций, придавая соло разнообразие. В конце фразы я перехожу к двенадцатой позиции и помещаю слайд на три верхние струны на двенадцатом ладу, получая таким образом трезвучие G мажор. После него я играю фразы на десятом, одиннадцатом и двенадцатом ладах.

РИС. 6 — «гибридная» гамма G, очень полезная для игры соло слайдом в строе open G. Ее ноты играются на десятом и двенадцатом ладах каждой струны и на девятом ладу четвертой и шестой струн. Потренируйте слайды с двенадцатого на десятый лад на каждой струне, а также слайды вверх к каждой ноте (см. РИС. 7 ). Сюда можно добавить дополнительные высокие ноты, делая слайды к пятнадцатому и семнадцатому ладам (см. РИС. 8 ). Тренируясь, обязательно следите за положением слайда и высотой звука.

В заключение приведу два примера двенадцатитактового блюза в тональности G. На РИС. 9 аккорд G7 извлекается без слайда зажатием баррэ указательным пальцем на третьем ладу двух первых струн. Третья и четвертая струны открыты. В тактах 1-3 я переключаюсь между игрой слайдом и стандартным способом. В тактах 11 и 12 я подчеркиваю аккорды V и IV (D7 и C7) в стиле Мадди Уотерса (Muddy Waters), играя мелодию из одиночных нот.

РИС. 10 — блюз в стиле композиции Джонни Винтера “Dallas”. Открывающая аккордовая фраза в тактах 1-3, 6 и 7 исполняется без слайда. Здесь мы чередуем аккорды G7 и G6, причем секста играется на втором ладу первой струны. В такте 5 аккорд С7 зажимается стандартным образом, а в тактах 9 и 10 аккорды D7 и C7 играются в первой позиции. После этого возвращаемся к G7 (тонический аккорд) и играем несколько фраз, включающих ноты на открытых струнах.

Источник

Строй гитары Open G

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Гитара — удивительный музыкальный инструмент, завоевавший практически весь мир. Поражает в нём и тот факт, что его легко можно подстроить под любой голос или другой музыкальный инструмент, за считанные секунды изменив строй. Шестиструнная гитара насчитывает не менее двадцати разных строев, пользующихся популярностью среди гитаристов разных стилей игры. Одним из таких настроек является строй Open G, который особенно популярен среди исполнителей шансона. Об особенностях этого варианта гитарного строя и игре в нём рассказывается далее.

Особенности

Сейчас никто наверняка сказать не сможет, кто придумал понизить первую, пятую и шестую струны на стандартной шестиструнной гитаре на 1 тон, чтобы получить открытый гитарный строй соль мажор. Но это и не столь важно, так как более важен результат. А в результате получился строй, при котором все шесть открытых струн (то есть без зажатия на ладах) инструмента звучат аккордом соль мажор (G).

Вот реальное звучание каждой струны на шестиструнке, настроенной в соль мажор:

  • первая — ре первой октавы (обозначается D4);
  • вторая — си малой октавы (B3);
  • третья — соль малой октавы (G3);
  • четвертая — ре малой октавы (D3);
  • пятая — соль большой октавы (G2);
  • шестая — ре большой октавы (D2).

Нотную запись для гитары принято вести на октаву выше её реального звучания, чтобы не перегружать текст дополнительными линейками в нижней части нотоносца, которые усложняют восприятие музыканта при чтении нот с листа. В этом случае звуки открытых струн гитары, настроенной на строй Open G, в нотном виде отображаются следующим образом (в сравнении со стандартным классическим строем):

Если внимательно сравнить строй Open G со строем стандартной классической гитары, то можно заметить, что в открытом соль мажорном строе три струны — вторая, третья и четвёртая (выделены на рисунке выше красным цветом) — остались в той же настройке, что и у классического инструмента. При этом оставшиеся струны — первая, пятая и шестая — в точности соответствуют строю первой, шестой и седьмой струн русской 7-струнной гитары.

В результате получился этакий гибрид, правда, больше походящий всё-таки на семиструнку (без одной струны).

Какой размер струн лучше?

Для открытого строя соль мажор обычных акустических гитар со стандартной мензурой вполне сгодятся металлические струны калибра от 10 до 11 с шестой струной калибров 49-54. Обычно считается, что понижение звука на полутон-тон вполне допустимо для тех струн, которые установлены изначально на гитарах стандартного — испанского — строя. В случаях же, когда диапазон снижения высоты превышает 1 тон, нужно устанавливать более толстый комплект, чтобы избежать биения чересчур ослабленных струн о порожки грифа.

В нашем случае три струны понижены ровно на один тон, так что, вроде бы, беспокойства особого не должно быть. Однако есть мнение, что только при изменении высоты всех струн одновременно на один и тот же интервал можно не заботиться о смене комплекта на более толстый калибр. Поэтому будет правильней всё-таки сменить комплект на 10 или 11 калибр, если изначально на акустической или электрической гитаре будут стоять струны калибра 8 или 9, прежде чем настраиваться на Open G. Выше 11 калибра не следует забираться на акустике, а на рок-гитаре можно попробовать, если есть желание получить ещё более мощный звук от баса.

Но рекомендации, приведённые выше, не следует считать правилами. На каких струнах играть, решает сам музыкант, ориентируясь на свои предпочтения и ощущения. Можно считать этот вопрос сугубо личным делом каждого гитариста.

Варианты настройки на гитаре

Любую гитару (обычную акустику, электрогитару ритм, соло или бас) можно настроить на желаемый строй, в том числе и открытый строй G, несколькими способами:

  1. по слуху с помощью камертона или другого настроенного музыкального инструмента;
  2. по слуху «под себя», не используя при этом ни камертон, ни какие-либо музыкальные инструменты;
  3. используя электронный тюнер (лучше хроматический, который подойдёт для настройки гитарных струн на любые звуки).

С опытом, конечно, придут навыки настройки гитары всеми указанными методами, а новичкам пока что будет доступен лишь один из них — с помощью электронного тюнера. Тем же гитаристам, которые владеют игрой на обычной шестиструнке с классической настройкой, умеющим настраивать струны на ми минорный лад, нетрудно будет немного переквалифицироваться на открытый строй. Им нужно всего лишь со стандартного строя понизить три необходимые струны на тон ниже обычного.

Рассмотрим подробней каждый из указанных выше методов настройки шестиструнного инструмента в соль мажорный открытый строй.

По камертону (другому музыкальному инструменту)

По камертону, имеющему звук ля первой октавы, следует настроить первую струну (самую тонкую). Для этого необходимо зажать её на VII ладу, на котором и расположен идентичный звук. В этом случае открытая первая струна будет звучать нотой ре первой октавы, чего нам и следовало добиться.

После этого камертон можно отложить в сторону, так как получен собственный ориентир — настроенная первая струна. Именно она и обеспечит дальнейшую правильную настройку инструмента.

Первую открытую струну можно и без прижатия привести в нужный тон, если имеется другой правильно настроенный музыкальный инструмент. На этом «другом» инструменте берётся нота ре первой октавы, в унисон которой и нужно подтянуть или ослабить первую открытую струну.

А далее будет удобнее продолжить настройку по приведённому ниже порядку.

  1. Вторая струна, прижатая на III ладу, должна звучать в унисон с открытой первой. Тогда в свободном (открытом) состоянии она будет звучать нотой си малой октавы.
  2. Третья струна зажимается на IV ладу, настраиваясь в таком положении на созвучность с открытой второй. Если это получится, то в открытом состоянии она издаст ноту соль малой октавы, как того и требует описываемый строй G.
  3. Струна №4 зажимается на V ладу и приводится в унисон к звуку третьей открытой. Таким образом, можно будет считать, что открытая она будет звучать нотой ре малой октавы.
  4. Пятую струну нужно будет прижать на VII ладу, чтобы после её настройки по открытой четвертой она в свободном положении звучала нотой соль большой октавы.
  5. Шестая струна будет звучать звуком ре большой октавы, если её прижать на V ладу и настроить по пятой открытой.

В помощь к данному алгоритму — рисунок ниже, изображающий настройку схематически:

По слуху «под себя»

Этот вариант отличается от первого только тем, что нужно настроить первую струну чисто по слуху, если есть такой опыт. Если же опыта нет, то натянуть её до такого состояния, чтобы она не болталась, но и не была излишне жёсткой, перетянутой. А уже после этого настройку выполнить по первому методу — каждую следующую струну по предыдущей.

По тюнеру

Самый простой и быстрый вариант. Нужно перевести тюнер или соответствующую программу-настройщик на ПК или смартфоне в автоматический режим и, извлекая звуки из струн, подтягивать показания индикатора до нужных латинских буквенных обозначений звуков, соответствующих строю G, то есть по струнам от первой: D4-B3-G3-D3-G2-D2.

Как играть в строе?

Обучение игре на гитаре в открытом строе G мало чем отличается от каких-либо других строев. Так же всё начинается с переборов (арпеджио) на открытых струнах, изучения способов звукоизвлечения, присоединяется левая рука, затем изучаются аккорды, играются хроматические построения и гаммы.

Но есть и свои особенности.

Например, в такой настройке гитары удобнее играть аккомпанемент под песни, легче брать баррэ (часто лишь одним указательным пальцем).

Всё это способствует быстрому продвижению в части ритма, позволяет раньше овладеть разнообразными видами гитарного боя. Бас при таком строе звучит более мощно, звучно, что, конечно, мотивирует музыканта на дальнейшие успехи.

Приведём примеры нескольких аккордов для гитары в строе G, которых вполне хватит для начала:

Эти аккорды нужно сгруппировать в так называемые боксы, состоящие из связанных между собой гармоний, логично расположенных и имеющих законченную музыкальную фразу.

Например, возьмём такие связки аккордов:

Играя эти боксы в разном ритме и бое, можно хорошо отработать смену аккордов, научиться играть разные виды ритма, изучить гриф гитары.

Кроме того, необходимо научиться понимать табулатурные и нотные записи партий гитары (табы и ноты). Например, разбираться в такой записи:

Это втрое увеличит шансы стать хорошим гитаристом.

Источник

Оцените статью