Инструменты
      Автор: Гайто       Дата публикации: 19 июля 2012 г. |
Тэппинг, каким мы его понимаем сейчас, очень недавнее, в сущности, изобретение — как и в случае со многими другими своеобразными, а порою даже экстремальными музыкальными техниками, зарождение его пришлось на вторую половину двадцатого века.
Е сли говорить точнее, тэппинг стал набирать обороты в 1956 году — и спустя без малого тридцать лет (этот период вечной музыкальной погони за горизонтом) разогнался до того, что стал, фактически, отдельным музыкальным стилем, которому, соответственно, нужны были новые, собственные инструменты.
Первым из них, задуманном конкретно под нужды и потребности тэппинг-стайла, был стик Чапмена, в народе называемый просто стиком – то есть «палкой», что, в принципе, визуально соответствует действительности. Стик Чапмена, творение джазмена-экспериментатора Эммета Чапмена, на момент своего выхода в 1974 году представлял собой длинную, тридцати-с-лишним-дюймовую «палку», гриф о двадцати четырех ладах, внизу которого располагались звукосниматели. Всё! Гениальная в своей простоте конструкция.
Ей предшествовали долгие годы многочисленных проб и ошибок — чтобы прийти к окончательному варианту Чапмену понадобилось почти десять лет. «Devil is in the details» — от прозаично оторванного грифа с прикрепленным под звукоснимателями бриджем получившуюся модель отличало, в первую очередь, количество струн. Их число выросло до десяти, хотя в дальнейшем количество оных менялось от модели к модели. Также для лучшего снятия звука понадобилось несколько приблизить струны к звукоснимателям, Сам гриф был удлинен практически до бас-гитарных размеров и, разумеется, значительно расширен.
Успех данной конструкции был впечатляющим — собственно, она и сейчас пользуется огромной популярностью именно как «основа основ», невзирая на современных конкурентов, о которых поговорим ниже. При этом маркетинг был до ужаса простым: примерно за год до релиза Эммет выдал несколько опытных экземпляров своим приятелям от музыки, знакомым с техникой «свободных рук», каковой он называл тэппинг. Своего рода эндорсерами стика стали Альф Джонсон, басист, которому было суждено прославить себя в Weather Report, и Тони Левин, один из лучших сессионщиков в истории бас-гитары, впоследствии примыкавший к множеству коллективов включая и такие как Pink Floyd, Dire Straits и King Crimson именно как «стикист».
Так же и сам Чапмен вышел на подмостки со своим новшеством — 10 октября 1974 года (считается за день рождения стика), на шоу What’s My Line. Все трое до того пленили музыкальную общественность, что стики вскоре начали раскупаться как пирожки (поставки были по одной-трем в магазин и этого хватало, как хватает и сейчас).
Пятиминутка музыкальной теории: логика строя или «где мои EADGBE?»
«Классический» строй десятиструнного стика — DAEBF#CGDAE (от верхней до нижней). На первый взгляд гитариста это не более чем хаотичное расположение нот, хотя при более тщательном рассмотрении ситуация постепенно начинает обретать ясность.
Любые соседствующие две струны консонируют, любые арпеджио пяти струн минус третья и четвертая дает гармоническое трезвучие, первые и последние три струны продублированы, что облегчает дублированную игру двумя руками. При этом существует нюанс несколько более хитрый — самую верхнюю ноту (а диапазон стика огромен), F# первой или, в научной нотации, пятой октавы, дает пятая струна, располагаясь при этом по центру грифа; а соседствующий с ней C принадлежит к большой (второй) октаве, являясь самой нижней по звуку струной — деталь, надо сказать, убивающая мозг обычного гитариста-классика, да и любого другого, в принципе. Однако именно в этом заключается основной «прикол» тэппинга — и дает гарантию, что ничем, кроме него, на стике не сыграешь…
На волне успеха классического стика (от себя могу сказать, что сыграл тут роль и определенный кинематографический пиар — см. необрезанную «Дюну», 1984) были выпущены и другие его модификации — среди интересных хочу упомянуть двенадцатиструнный вариант (дюжина струн потом стала своего рода золотым сечением тач-инструментов), басовый (число струн снизилось до восьми, в пользу нижнего диапазона) и вариант с укороченной мензурой.
При этом, несмотря на очень специфический звук тэппинг-стайла и некоторую «навязчивость» стика (я имею в виду то, что на этом инструменте очень трудно не играть соло), стик вышел и на стадионы. Среди популяризаторов его в первую очередь хочется назвать коллектив King Crimson (ставший своего рода тест-группой для разного рода тэп-инструментов), Pink Floyd (тут даже говорить не о чем) и Карлоса Сантану. Забегая вперед скажу, что популярности у стика (широко известного в узких кругах) за годы, отделяющие это повествование от наших дней, не убыло. Насчет последних лет не знаю, но еще недавно он звучал у Майкла Олдфилда, Dave Matthews Band и Dream Theater — достаточно широкий жанровый разброс, не правда ли.
Однако ничто не стоит на месте: «прогресс неизбежен, друзья мои». И вот уже в начале девяностых, без малого спустя двадцать лет после выхода стика Чапмена, на горизонте возник новый инструмент той же направленности. И, по словам его создателя Марка Уорра, значительно более отвечающий нынешним потребностям тэппинга и, что немаловажно, со значительно более расширенным диапазоном музыкальных возможностей.
Гитара Уорра — инструмент, с запозданием заполнивший промежуточную нишу в гитарно-стиковой эволюции: к «стику» вернулся корпус, к тэппингу добавились пиццикато с многочисленными гитарными и бас-гитарными техниками игры, а к звуку пришли новые, невиданные доселе возможности звукоизвлечения. Это позволило позиционировать гитару как ультрасовременный, отвечающий всем потребностям музыкальной общественности того времени, инструмент.
О создателе его известно очень мало. По непроверенным фактам, он был достаточно близок к Stick Enterprises Inc., не исключено даже, что был одним из ее инженеров, но явно не спешил делиться своими наработками с компанией, вскоре после релиза обрушившей на него шквал судебных исков за плагиат. Из залов суда Уорр неизменно выходил победителем — и монополия производства тэп-инструментов вскоре была нарушена.
Что являли собой гитары Уорра?
Прежде всего — гитары. У них был полноценный корпус. Форма варьируется от модели к модели, однако везде остается типичной для бас-гитар — от Washburn до последних моделей Fender. Корпус позволил разместить достаточное для хорошего управления двенадцатью струнами количество регуляторов и звучков (априори это были синглы, хотя на олимпе прайс-листа Warr Guitars Inc. существуют варианты с «пьезой» и вживленным в нее MIDI-преобразователем).
Поставщиком по дефолту является достаточно камерная фирма по производству звучков и электроники Bartolini, известная еще с 1970-х годов по работе с простаивающим на тот момент Fender. Впрочем, для некоторых моделей существует такая специфическая вещь как датчики GK-2A от Roland, созданные для подключения к гитарным синтезаторам — в любом случае, на официальном сайте компании в свое время была представлена возможность кастомной сборки — при самой дешевой модели стоимостью в три тысячи долларов они явно могут себе такое позволить.
Гриф, струны и принцип строя остались, по сути, теми же, что и на стике (за то и судились), разве что добавились безладовые модели, представляющие собой для тэппинга, на мой дилетантский взгляд, нечто из области фантастики.
За двадцать с лишним лет существования инструмента набралось с десяток модификаций. Расскажу, как водится, о нескольких.
Первой моделью, 1991 года выпуска, был Artist — двенадцать струн, четыре закрытых датчика, на каждый из них свой регулятор. Достаточно логичная схема, очень верная для дебюта — собственно, в описании его Марк Уорр делится всей логикой линейки. Судите сами: «Я хотел сделать этот инструмент наиболее подходящим для двуручного тэппинга: длинный сустейн, мощный звук, большая чувствительность. Ну и потом, очень крутой вид.»
За моделью Artist пошел авторский вариант от Трея Гана из King Crimson — TGSS Trey Gunn Signature, с корпусом отчасти напоминающим Mustang Bass, шестью регуляторами при четырех синглах и вариантами на двенадцать и четырнадцать струн. Судя по некоторой статистике, эта модель стала «золотой» в линейке Warr Guitars Inc., — довольно нетипичная судьба для авторских инструментов, не правда ли?
Так же интересной или, скорее, забавной мне показалась версия Phalanx — специальный вариант для гитаристов, подогнанный под EADGBE или BEADGC (шестиструнная гитара и шестиструнный же бас соответственно). Конкуренцию на звание самой специфической модели самой специфической гитары Phalanx явно могла составить исторически следующая модель Artisan.
Полуакустическая, пустотелая (чувствуете, как нарастает градус абсурда?) тэп-гитара, с восемью, десятью и двенадцатью струнами на выбор. Эстетствующий внешний вид (с эфами) и концептуально-интересный вариант расположения синглов, а также редкая разновидность со встроенным МИДИ-датчиком.
Под занавес хочется упомянуть WarrMetal — второй по популярности инструмент линейки. Двенадцать струн, три хамбакера (вариант, чрезвычайно внезапный для Warr), и, судя по отзывам, само воплощение овердрайва и сустейна. Насчет этого не знаю, но судя по капсу, которым Марк пишет о своем детище на сайте, гитара с этого дня — must have деталь арсенала каждого металлиста.
Музыкальная общественность чрезвычайно ретроградна в своем большинстве, особенно, когда дело доходит до таких экстремальных вещей как тэппинг. Поэтому Уорру сложно было ждать вала покупателей. Их, собственно, и не было, и нет, виною тому и специфика инструмента, и стик, значительно более масштабная и революционная в свое время изобретение. Однако среди немногих звезд Высшей Лиги, ставших счастливыми обладателями WG, хочется упомянуть Джона Пола Джонса (ему всегда жали четыре струны — к счастью, его музыку на Уорре не постигла та же судьба, что и его струнные аранжировки). В основном составе LZ он на ней поиграть уже не успел, однако несколько раз появился с ней в супергруппе Them Crooked Vultures, так и не став, впрочем, живой аватарой тэппинга.
Из людей, более преуспевших в этом жанре (Трея Гана я не называю), был Колин Марстон, мало кому известный музыкант из авангард-метал рок-группы Behold. the Arctopus, и Маркус Рейтер, чьи коллаборации, в основном, поражают уши неподготовленных слушателей — в отличие от сольных работ, являющих весьма впечатляющий скилл владения WG.
Двенадцать лет назад на этом сайте уже публиковалась первая в рунете статья про тач-инструменты — так вот с того момента, положа руку на сердце, не изменилось практически ничего. Да, вышли новые модели в обеих линейках (более того, в скором будущем обещали презентовать новый, революционный вариант стика — так что ждите третьего опуса), появилось некоторое количество новых групп с тачами наперевес, ситуация с продажами в России, наконец, стала улучшаться — но по сути резюмировать нечего.
Прогнозы неутешительны: благодаря Кире Шеридан, все мы теперь знаем про Каки Кинг, благодаря Ютьюбу — про Престона Рида; тэппинг (очень специфический, конечно) с удовольствием живет на акустических гитарах, и это повод для отдельной статьи. А с вышеописываемыми инструментами пока что беда — не появилось еще человека, доставившего бы один из них на верхние строчки чартов (Пинк Флойды чуть-чуть не дотянули) — и «оба два», как и вся тач-техника, по-прежнему относятся к некоему тэппинг-культу, в пределах которого и остаются.
Источник
AllFrets
Фортепианная техника — основы
Фортепианная техника или TouchStyle, как некоторые ее называют – это вершина теппинговой игры. Здесь основной проблемой является не звукоизвлечение и не глушение струн, а достижение полной независимости рук. Надеюсь, ты сумел сыграть соло из урока Играй, как Стив, потому что впереди тебя ждет кое-что посложнее.
Не буду долго тянуть, перейдем сразу к упражнениям из видеошколы, которая так и называется «Фортепианная техника игры на электрогитаре». И начнем мы с упражнений для правой руки. Большой палец опирается на гриф гитары, ноты извлекаются остальными четырьмя пальцами при помощи пулов и хаммеров.
Упражнение 1. Не ограничивай себя только той, позицией, в которой оно дано.
Упражнение 2. Можешь продолжить это упражнение и на четвертой струне.
Эти четыре упражнения – лишь начало. В уроке переменный штрих, гаммы ты найдешь аппликатуры, гамм (удивительно – неправда ли?:)) Играй их, используя только правую руку и приемы пул и хаммер. После того, как ты станешь чувствовать себя уверенно, играя правой рукой, переходи к игре интервалов. Играй все интервалы во всех возможных позициях и на всех струнах. Более подробно об интервалах будет сказано в уроке посвященном теории.
И вот настал момент, когда твоя правая рука стала чувствоваться себя уверенно. Что делать дальше? Все просто – займись левой. Придумывай упражнения, играй гаммы, интервалы. В конечном счете, если ты не можешь придумать упражнение для себя, то, скорее всего ты еще не готов для фортепианной техники.
Далее следует объединение правой и левой руки. Поначалу будет сложно сделать это, но со временем… В следующем уроке тебя ждет довольно интересная и скорее всего известная композиция. Переходи к ней, только после того, как проработаешь все, о чем мы здесь говорили.
Источник
Гитара для фингер стайла. Как выбрать?
Первое на что лучше обратить внимание при выборе гитары под фингерстайл — корпус. От материала и формы корпуса зависят частоты, краска звука и громкость инструмента. Выберем из тех форм, которые встречаются чаще всего: дредноут, фолк, грандаудиториум.
Дредноут . Самая популярная гитара, так как часто их выбирают в качестве первого инструмента, когда еще не понятно, что будет играть гитарист. Но из-за большой формы дредноут не всегда удобен в фингерстайле, а также имеет много баса. Большое количество баса снижает читаемость мелодии. Поэтому гитаристы в дальнейшем делают выбор в сторону гитар поменьше: грандаудиториум или фолк.
Дредноут же больше подходит под пение и под аккорды.
Фолк . Фолком могут называть гитары в размере ОМ, 00, 000. Хоть 000 — это аудиториум, эти тонкости при выборе первой гитары не обязательно учитывать.
Они отличаются между собой размером, а значит и звуком. Эти гитары меньше по размеру из-за чего удобнее лежат в руках. Поэтому их подбирают под фингерстайл. И если большая гитара не всегда удобно лежит в руках, то фолк комфортнее.
Песни под нее сильно не споешь, так как баса в таком корпусе мало и звук гитары легко перекричать. Но для фингер стайла подходит идеально, так как лучше читаемость нот.
Грандаудиториум . У этой модели фигура похожа на фолк, но с чуть большей задней частью корпуса. Вообще, это разработка американской компании Тэйлор, но их давно делают и другие брэнды.
По басам это средний вариант, между дредноутом и фолком. С ней можно и спеть, и сыграть. Золотая середина.
Когда с формой определились, выберите нужную ширину грифа.
Какая ширина бывает . На акустических гитарах гриф делают от 43мм до 45мм. Это принятые стандарты, на которые ориентируются большинство брэндов. С грифом 43мм гитару не сложно найти, но если нужно что-то шире, есть Sigma GMC-STE и OMM-ST. Это одни из лучших гитар для фингерстайла с грифом 44.5мм среднего уровня.
А больше 45мм можно встретить среди гитар Furch. Но уровень инструментов чуть выше.
На что влияет. От ширины зависит удобство игры. Например, если у вас широкие пальцы или был опыт игры на классической гитаре, то стандартных 43мм может быть мало. Чтобы не было проблем с удобством и долго не привыкать к гитаре, рассмотрите 45мм. Такие цифры пишут в спецификациях к гитаре. Если их нет, то можно измерить самому уже в магазине.
Нужен ли звукосниматель?
Со звукоснимателем можно подключаться к усилителю. Например, если вы поехали на репетицию или у вас выступление, то не придется стоять возле микрофона, чтобы гитара играла в него. Сможете свободно передвигаться.
Какой звукосниматель нужен?
Звукосниматели бывают нескольких видов: магнитный, пьезовый, пьеза+микрофон.
Разбирать их подробнее сейчас не будем, об этом должна быть отдельная статья, но выделю из них самый подходящий: пьеза+микрофон
В фингер стайле часто применяются перкуссионные приемы. Это удары по корпусу, которые заменяют барабаны. И если играть в усилитель через пьезовый или магнитный звукосниматель, то эти удары не будут слышны в зале. Поэтому для фингерстайла идеально подойдет пьеза+микрофон. Микрофон снимает перкуссию и акустику гитары. Поэтому звук будет более естественным, чем на пьезовых звукоснимателях.
Яркий пример такого исполнения — Томми Эммануэль. Он играет на Мэйтон, это дорогой австралийский инструмент. Но благодаря ему Томми в состоянии держать в напряжении зал весь двухчасовой концерт.
Конечно, есть звукосниматели дешевле, которые тоже справляются со своей задачей.
Далее выбираем струны.
На акустическую гитару рекомендуют ставить струны калибра 12-54, а иногда 13. Такая толщина раскрывает звук материалов гитары и дает богатое звучание. Но иногда в начале развития ставят калибр 11-52. Он немного проигрывает в звуке калибру 12-53, но зажиматься будет легче.
Для фингер стайла желательно опустить струны ниже к грифу, так как нагрузка на пальцы во время игры больше, чем при игре аккордами. Например, можно остановится в стандартной отстройке Гитарного клуба: 2,25мм на шестой струне и 1,75мм на первой, по отношению к 12 ладу. Этого хватает для легкого зажатия струн, а также для игры со средней атакой боем. Но если вы уже твердо определились с жанром и уверены, что атаки по струнам не будет, можете просить мастера опустить струны ниже: 1,75-2мм от шестой струны, и 1 5мм от первой.
Под фингерстайл подходит фолк или грандаудиториум, если решили выбрать гитару со звукоснимателем, то лучше пьеза + микрофон. Струны 11го или 12го калибра, а высота струн должна позволять зажимать их без усилий и лишнего треска.
Приходите в Гитарный клуб попробовать любую гитару. От простой до самой дорогой.
Источник