Гитара. Этапы мастерства
Учебный курс «Гитара. Этапы мастерства» Учебный курс теории и практики» (издательство «Композитор» г. Санкт- Петербург, 2016 г.)
представляет собой оригинальную школу игры на гитаре. В понятной для начинающего музыканта форме автор раскрывает способы и приемы игры на инструменте. Курс состоит из двух тетрадей. В первой тетради содержится теоретический и практический материал для обучения игре на гитаре, а также общие сведения по теории музыки. Представлены многочисленные фотографии, схемы, рисунки, а также упражнения для постановки рук, описаны разнообразные приемы игры на гитаре и разобраны вопросы аккомпанемента.
Вторая тетрадь представляет собой репертуарный сборник. Она состоит из 129 номеров, среди которых есть как произведения, написанные автором, так и авторские переложения и обработки для гитары. В помощь начинающим гитаристам нотный текст сопровождается табулатурой с указанием положения звуков на грифе гитары.
Учебный курс может использоваться и как самоучитель для взрослых, и как пособие для работы с детьми в детских музыкальных школах и детских школах искусств.
Содержание:
Тетрадь первая (184 с.)
Предисловие
Глава 1. ГИТАРА
Общие сведения
Начало обучения игре на гитаре
Краткая история развития гитары
Игра на гитаре левшами
Выбор гитары
Основные разновидности гитар
Общее устройство гитары
Корпус
Гриф
Струны
Настройка гитары
Настройка шестиструнной гитары
Настройка двенадцатиструнной гитары
Уход за гитарой и струнами
Глава 2. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУК
Высота звука
Способы обозначения звуков. Звукоряд
Альтерация
Громкость звука
Длительность звука
Обозначение длительности звуков. Сумма длительностей
Особое деление длительностей
Паузы
Темп
Тембр
Графическая запись музыки
Табулатура
Буквенно-октавный способ
Цифровой способ
Нотная запись
Нотоносец, такт
Ключи
Октавные перемещения
Ключевые и случайные знаки альтерации
Музыкальный интервал
Простые интервалы
Составные интервалы
Аккорд
Трезвучие
Обращение трезвучий
Септаккорд
Нонаккорд
Аккорды с добавленными составными интервалами
Аккордовая сетка
Методические рекомендации по изучению нот
Глава 3. ВРЕМЕНН;Я ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКИ
Ритм
Метр и размер
Метр
Простые и сложные размеры
Смешанные размеры
Переменный размер
Такт
Затакт
Синкопа
Группировка
Счет нотных длительностей в музыкальном произведении
Глава 4. ЛАД
Мажорно-минорная ладовая система
Натуральный мажор
Натуральный минор
Гармонический, мелодический мажор и минор
Функции ступеней лада
Тональность
Квинтовый круг
Порядок возникновения ключевых знаков альтерации
Гамма
Аккорды в тональности
Другие распространенные ладовые системы и лады
Диатоника
Хроматика
Пентатоника
Лады с увеличенными секундами
Симметричные лады
Переменные лады
Блюзовый лад
Глава 5. ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ГИТАРЕ
Посадка гитариста
Классическая посадка гитариста
Женская посадка
Постановка рук
Постановка правой руки
Постановка левой руки
Аккорды
Баррэ
Аккорды, исполняемые приемом баррэ
«Волновое» арпеджио
Одновременное извлечение нескольких звуков
Развитие координации в работе пальцев правой руки
Примеры последовательностей аккордов в разных тональностях
Исполнение интервалов
Тремоло
Упражнения с комбинированным звукоизвлечением
Упражнения на развитие техники левой руки
Исполнение мелодий
Позиция
Гаммы
Игра в I позиции
Гаммы в одну, две и три октавы в закрытой позиции
Гаммы аккордами
Смена тональности
Приемы игры на гитаре
Легато
Глиссандо
Мелизмы
Вибрато
Бенд
Стаккато
Флажолет
Глушение струн — пиццикато
Прием секо или индекс
Прием расгеадо
Кольцевое расгеадо
Прием пульгар
Альсапуа
Приём арпеджиато
Более сложные приемы игры
Гольпе
Тамбурино
Тимбал
Пиццикато Бартока или поп (подцеп)
Слэп
Тэппинг
Подражание звуку барабана
Методические рекомендации к занятиям
Глава 6. АККОМПАНЕМЕНТ
Способы аккомпанемента
«Щипковый» аккомпанемент
«Ударный» аккомпанемент
Методические рекомендации по освоению аккомпанемента
Глава 7. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ И ЖАНРЫ
Строение музыкального материала. Простые формы
Сложные многочастные формы
Полифонические формы и жанры
Танцевальные жанры
Вокальные жанры в гитарной музыке
Знаки сокращения нотного письма
Тетрадь вторая (188 с.)
Методические рекомендации. 1
Репертуарное приложение
1.Упражнение на прижатых струнах №3……………………….……………….….3
2. Упражнение на прижатых струнах №4………………………………………..…3
3. Прелюд ……………………………………………………………………………..4
4. Маленькая пьеса…………………………………………………. ………………4
5. Вальсик…………………………………………………………….………………..5
6. Прелюл №2. 6
7. Мельница, пьеса………………………………………………..…. ….…..6
8. Утренняя пьеса……………………………………………………………………..7
9. Дождь, пьеса………………………………………………………………..…….…7
10 Рафтинг, пьеса. 8
11. Вальс. 10
12. Bear dance, английский народный танец……………………………………. …10
13. У церкви стояла карета, рус. нар. 14. Эх, Настасья, рус. нар. .11
15. Травушка-муравушка, рус. нар. 16 Степь, да степь кругом; рус. нар. 17. Не слышно шума городского, рус. нар. 18. Танец слоненка. 13
19. Куманечек, побывай у меня, рус. нар. 20. «Кошачий» вальс». 14
21. Мустанг, пьеса. 15
22. Полуденная пьеса. 15
23. Шейла О Нил, слова Р. Бернса……..…………………………………………. 16
24. Приморский вальс………………………………………………………..………..17
25. Очаровательные глазки, рус. песня; неизвестный автор………………………..18
26. Пчелочка златая, рус. нар. 27. Как при лужку, при лужке; рус. казачья нар. песня……………………………..19
28. Я на горку шла, рус. нар. 29. Тройка мчится, муз. П. 30. Баллада. 21
31. Away in a manger, англ.нар. рождественская песня. 22
32. Окрасился месяц багрянцем, . рус. нар. 33. Вдоль по Питерской, рус. нар. 34. Cielito lindo, мексиканская народная песня……………………………………. 25
35. Китайская шкатулка, пьеса…………………………………………………….….26
36. Так громче музыка играй победу, рус. нар. солдатская песня…………………..26
37. Ах, ты, душечка, красна девица, муз. М. Глинка………………………………. 27
38. Тумбалалайка, еврейская нар. песня…………………………………………….…28
39. С одесского кичмана, рус. нар. песня………………………………………………29
40. Как родная меня мать провожала, рус. нар. песня…………………………………29
41. По долинам и по взгорьям, доподлинно автор не установлен……………………30
42. Помню я еще молодушкой была, рус. нар. песня. 31
43. Майский жук, пьеса. ……………………. …..32
44. Калинка, муз. И.Ларионов (1860 г.), считается как русская народная песня. 33
45.Гамма До мажор интервалами 46. Во саду ли, во городе; рус. нар. 47.По диким степям Забайкалья, рус. нар. 48. When She Cam, американская нар. песня…………………………………..……. 37
49. Твист, танец, муз. народная………………………………………….…. …………37
50. Let my people go, афроамериканский нар. спиричуэл……………………..………38
51. We wish you merry christmas , англ.-амер. рождеств. нар.песня…………………38
52. Cotton fields, афроамериканский нар. песня……………………………………..…39
53. Гамма Си мажор интервалами сексты…………………………………………….41
54. The midnight special, амер. нар. песня………………………………………………42
55. Red river valley, амер. нар.ковбойская песня………………………………. 42
56. Kumbaya, my lord, афроамериканская нар. духовная песня………………………44
57. Сельский вальс ……………………………………………………………………….45
58. Прелюдия …………………………………………………………………………….46
59. Корейский танец теней, пьеса………………………………………………………47
60. Вальс…………………………………………………………………………………..48
61. Богородице дево, радуйся; церковная русская народная песня………………….48
62. Сколь славен наш господь в Сионе; муз. Д. Бортнянский…… ……………….49
63. Христос воскрес; детская христианская песня; автор неизвестен……………….49
64. Господи, помилуй, рус. нар. церковная песня……………………………………..50
65. Николай Чудотворец, рус. нар. церковная песня………………………………….50
66. Боже, царя храни; гимн; муз. А. Львов…………………………………………….51
67. Честнейшую херувим, рус. нар. церковная песня………………………………. 53
68. Арабская мелодия, муз. народная………………………………………………….53
69. Полонез ………………………………………………………………………………54
70. Осенний вальс……………………………………………………………………….55
71 Трехтональный этюд…………………………………………………………………56
72. Военный вальс…………………………………………………………. 57
73. Огонь в камине, пьеса……………………………………………………. 59
74. Обычная пьеса. 61
75. Элегия…………………………………………………………………………………62
76. Ноктюрн………………………………………………………………………………64
77. Беглец, пьеса………………………………………………………………………..…65
78. Фургон, пьеса………………………………………………………………………. 66
79. Клондайк, пьеса………………………………………………………..……………..67
80. La Cucaracha, мексиканская народная песня …………………………………….…68
81. House of the rising sun, американская народная песня………………………………70
82. When the saints go marching in, американская народная песня………….…………71
83. Рок-н-ролл; нар. американская песня и танец…………………………………….…72
84. Хали-Гали, нар. танец………………………………………………………. 73
85. Jazz- rock band, пьеса…………………………………………………………………..74
86. Испанские мотивы; сюита, муз. народная…………………………………………. 76
87. Avanti popolo (Bandiera rossa), песня итальянских коммунистов……………….…..78
88. Сыр мангэ прихаяпэ ( Как мне надоело), цыганская нар. песня…………………….79
89. «Эх, раз пошел», цыганская нар. песня………………………………………………..80
90. Хор наш поет. цыганская нар. песня…………………………………………………..81
91. Ай, дану, данай; цыганская нар. песня………………………………………………. 83
92. Ехали цыгане, цыганская нар. песня…………………………………………………..84
93. Эй, ямщик! Гони-ка к Яру!, цыганская нар. 94. Что мне горе, цыганская нар. 95. Не для меня придет весна, рус. казачья нар. 96. Милая, романс; муз. Э. 97. Ах, ты степь широкая; рус. нар. 98. Очи черные, романс; муз. Ф. 99. Гамма ля мажор интервалами 100. Я ехала домой; романс; муз. М. Пуаре…………………………….…………………..94
101. Домашний 102. Нет, не любил он!, муз. А. 103. Angelico salutatio, 104. Звезда Востока, 105. Ласточка, муз. неизвестный 106. Соловей; романс; муз. А. Алябьев……………………………………………………..101
107. Из под дуба, из под вяза; рус. нар. песня……………………………………………. 104
108. Взгляд твоих черных очей, романс; муз. Н. Зубов…………………………………. 105
109. Грешная обитель; хорал………………………………………………………………..106
110. Мравалжамиер (Долгие лета), грузинская нар. песня………………………………..108
111. The First Noel, англ. нар. рождественский 112. O Come All Ye Faithful, христианский гимн XVIII в. 111
113. Ах, ты, душечка; рус. нар. песня. 112
114. Тихая ночь, рождественская песнь; Ф. 115. Это было давно (рассказ ямщика) рус. нар. 116. В мире есть красавица одна; муз. Э Шентирмай на венгер. нар. мелодию………. 116
117. Дубинушка, рус. нар. песня……………………………………………………………..117
118. Из-за острова на стрежень, рус. нар. песня…………………………………………. 119
119. Марш Преображенского полка, неизвестный композитор. ……………………. 120
120. Старинный егерский марш, неизвестный композитор……..………………………. 121
121. «Auld Lang Syne», слова Р. Бернс, шотландская нар. песня…………………………..122
122. Мелодия часов Вестминстерского аббатства, неизвестный автор. 124
123. Этюд «Поезд», ударный аккомпанемент………………………………………………125
124. Этюд «Звукоряд» . 127
125. Гамма Соль-мажор интервалами децимы. 128
126. Я встретил Вас, романс; слова Ф. Тютчев; муз. неизвестный автор. 129
127. Гори, гори моя, звезда; романс; муз. П. Булахов, 128. Октябрь. Осенняя песнь (из цикла «Времена года»),муз. П. Чайковский. 134
129. Зима «Ларго» из концерта «Времена года» муз. А. Вивальди. 137
130. Сакура, японская нар. песня. 139
131. If music be the food of love; муз. Г. 132. Кабы Волга-матушка да вспять побежала, рус. нар. песня. 141
133. Славься, ты, Русь моя!; муз. М. Глинка………………………………………………..142
Источник
—>»Гитара для нас»- Школа игры на гитаре —>
—>
« Июнь 2021 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |
—>
Гитара наиболее популярный музыкальный инструмент во всем мире. Умение играть на гитаре поможет вам очень быстро приобрести новых друзей в незнакомых местах, преодолевать языковые барьеры. Е сли вы любите и хотите быть в центре внимания или, наоборот,- вы предпочитаете уединение, а может, волею судьбы оказались в таком состоянии, то гитара поможет вам и в том, и в другом случае.
I. В.В. Худяков -автор книг:
1. «Гитара для нас» с описанием проверенных новых действенных методов и способов быстрого и качественного обучения игре на акустической гитаре (300 с., все права защищены- Свидетельство о регистрации в Российском авторском обществе №18493 от 29.07.2011).
2. Репертуарный сборник «Гитара для нас», книга вторая
(180 с., издательство «Композитор», Москва, 2014 г.).
1. Опыт работы свыше 25 лет.
2. Инновационная методика быстрого
и качественного обучения игре на гитаре.
3 . Обучение различным способам быст рой и качественной настройки гитары- как самостоятельно по слуху, так и при помощи электронного тюнера;
. Читать дальше »
Источник
—>»Гитара для нас»- Школа игры на гитаре —>
—>
« Январь 2014 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
—>
—>
I. В.В. Худяков -автор книг: 3. «Гитара. Этапы мастерства». Учебный курс теории и практики в двух тетрадях (184 с. и 188 с.; издательство «Композитор»,г. Санкт-Петербург, 2016 г .). В Школе «Гитара для нас» Вашему вниманию предлагаются: 1. Постановка качественного звукоизвлечения»безногтевым» пальцевым способом игры; 7. Разъяснение того факта, что нет в нашей Школе нет гарантии 100%-го успеха в обучении как Вам могут обещать в других местах- это явное несоответствие действительности. По многолетней статистике около 5% -10% учеников прекращают посещать занятия, не добившись конкретных результатов по разным причинам, не зависящим от преподавателя, например: — перегруженность занятиями в других кружках и секциях, дополнительными уроками с репетиторами по общеобразовательным предметам у школьников и студентов; — отсутствие должного родительского контроля по выполнению гитарных домашних заданий ; — много работы или семейных дел у взрослых учеников. 1. Оригинальная, инновационная методика быстрого и качественного обучения игре на гитаре, а также приобретения необходимых теоретических знаний, надежно работающая 25 лет, которую создал Худяков Владислав Владимирович, основатель и руководитель Школы игры на гитаре «Гитара для нас», имеющий педагогический стаж- свыше 25 лет работы по обучению игре на гитаре в государственных Домах Культуры, Центрах Досуга и частных общеобразовательных школах г. Москвы. Школа «Гитара для нас» -не юридическое лицо; не имеет своего помещения и банковского расчетного счета. Это- система обучения игре на 6-струнной акустической гитаре . Греческое слово σχολή «школа» в Древнем мире означало «досуг, свободное времяпровождение», затем стало использоваться в значении как «занятия на досуге», а в дальнейшем — «учебные занятия». Школа «Гитара для нас», помимо широко известной учебной литературы, предоставляет: 2. 300-страничное новое собственное учебное пособие «Гитара для нас» 3. Около 200 новых оригинальных музыкальных переложений для 6-струнной акустической гитары. 4. Несколько десятков авторских музыкальных произведений: этюдов, пьес и песен. 5. В процессе обучения большое внимание уделяется развитию качественного звукоизвлечения.Поэтому первоочередной задачей является: -приобретение устойчивого навыка классической посадки и правильная постановка обеих рук гитариста (в дальнейшем, по желанию ученика, изучается игра на гитаре и стоя, и лежа). -совершенствование техники движений конкретно каждого пальца во всех приемах игры на гитаре; особенно, правой руки, так как, именно в работе ее пальцев заключается большинство оттенков, нюансов исполнения музыкального произведения. 6. Предпочтение отдается «безногтевому» способу игры (в соответствии также и с мнением Ф.Сора, Ф. Тарреги- великих гитаристов прошлых веков) на нейлоновых струнах. В прочем, по желанию ученика, всегда возможно начать исполнять произведения и «ногтевым» способом, но, практически, никто не выражает такого стремления, так как, возникают неудобства, связанные с постоянным уходом за ногтями на одной правой руке (ведь на левой- ногти должны полностью отсутствовать). Нередко приходят ученики, выражающие настойчивое стремление играть на гитаре с металлическими струнами. Никто им не мешает, но потом многие из них, попробовав учиться играть на «нейлоне», все же отказываются от «металла», пусть даже и на время учебы. 7. Ученики, являющиеся «левшами», начинают обучаться в той же посадке, что и «правши». Практика показывает правомерность такого решения; к тому же «левши» имеют преимущества в освоении приемов игры, выполняемых именно левой рукой (баррэ, легато). 8. Дети в возрасте 9,5 лет и моложе не принимаются у нас на занятия в группах или индивидуально; потому что, к сожалению, абсолютное большинство примеров из педагогической практики показывает: ребенок вроде и может прижать струны с ослабленным натяжением, и в состоянии обхватить гриф и корпус уменьшенной гитары размером 3/4 или 7/8, но в этом возрасте у него пока явно недостаточно концентрации внимания, усидчивости и просто сообразительности (мягко говоря). В таких случаях мы рекомендуем заниматься вначале на маленьком синтезаторе (если есть,- то и на фортепиано),развивать общую координацию, мелкую моторику движений (вязание, вышивание, печатание текста на клавиатуре) и т.д. Такие подготовленные детишки, придя на занятия по гитаре в 10- летнем возрасте очень быстро прогрессируют,- с резким опережением графика обучения. 9. Родители самых маленьких учеников всегда приглашаются на несколько первых занятий в целях моральной поддержки, а также для того, чтобы помочь ребенку на первых порах в домашних условиях правильно выполнять задания по гитаре. При этом на уроках им предлагается также использовать фото и видеосъемку. Два раза в год проводятся официальные открытые уроки для всех желающих. 10. На наших занятиях предлагается очень большой выбор музыкальных произведений из всевозможных источников, гарантирующих нахождение индивидуального подхода к самым различным ученикам, пришедшим в Школу «Гитара для нас», которые отличаются между собой и в возрасте, и в способностях, и в возможностях;а также в культурном развитии и степени технической подготовленности в игре на гитаре. 11. Для гитаристов, желающих научиться или уже умеющих исполнять песни, предлагается курс обучения разнообразному и красивому аккомпанементу самого высокого уровня в который входят и изучение основ гармонии, благодаря чему можно самостоятельно подбирать нужные аккорды к любимым песням и мелодиям. 12. При желании, вам будет предложена методика обучения правильному исполнению той или иной песни (романса)-то есть,вы сможете овладеть таким навыком как пение (вокал), также вам будут рекомендованы педагоги по эстрадному и народному пению. 13. Оказывается всесторонняя поддержка творческих способностей учеников : 1) Работа над интонированием каждого разучиваемого музыкального произведения; 2) Ознакомление с возможными вариациями его исполнения. 3) Исполнение отдельно верхнего. нижнего и среднего голосов. Последующее разностороннее прослушивание и дальнейшая самостоятельная начальная импровизация в развитии какой-либо конкретной музыкальной темы этого произведения Вам может быть предложено обучение основам импровизации. Но, помните, что «лучшей импровизацией всегда является та, что подготовлена заранее»- впрочем, и в этом случае вам помогут грамотно сориентироваться; — ознакомление и обучение работе с компьютерной программой «Guitar Pro» в целях записи и воспроизведения музыки в нотном или табулатурном формате; — представление возможностей выступления на сцене в различных Центрах Досуга, а также на фестивалях самодеятельной (авторской) и туристской песни. Источник |