Гитара ель или палисандр

Дерево для акустической гитары

Опубликовано: 2016-01-04 / Автор: Сергей Хмарук

Скорее всего, вы уже успели познакомиться с общим устройством акустики, поэтому будем сегодня более углубленно говорить о самом главном, – какое дерево для акустической гитары используют во время производства, а также, какими свойствами обладает та или иная порода древесины.

Как вы знаете, на звучание любого типа гитар (особенно на акустические) влияет большое количество факторов – форма и размер инструмента, вес грифа, крепление пружин и т.д. Но, конечно же, самое главное в любой гитаре – это дерево, ведь именно от него во многом зависит качество звучания.

Опытные слушатели гитарной музыки знают, что звучат все гитары по-разному, в основном это явление объясняется разницей в сортах древесины, из которой их изготавливают. Поэтому, сейчас мы попытаемся разобраться, отбросив все условности и мелкие детали, каким образом различные породы дерева влияют на звук гитары.

Дерево для акустической гитары

Честно говоря, для изготовления гитар применяют огромное количество разных сортов, что вспомнить их все сразу будет довольно сложно. Зато есть, так называемые, «традиционные» сорта, о которых мы и будем дальше говорить.

Верхняя дека

Это наиболее влияющая на звук часть акустической гитары, поэтому начнем именно с нее. Для изготовления верхней деки есть два стандартных сорта дерева – кедр и ель. Кедр (cedar), как правило, имеет «обволакивающее» и более мягкое звучание, а ель (spruce), наоборот, обладает более звонким и резким звучанием.

Читайте также:  Какая гитара у сургановой

В акустических гитарах наиболее часто применяют сорт ели под названием «ель ситхинская» (sitka spruce). Произрастает она как в США, так и в Европе. Цены на нее умеренные, т.к. эта порода не является редкой. На более дорогих гитарах можно увидеть верхнюю деку, сделанную из «немецкой ели» (engelmann spruce), ареал произрастания которой в основном находится в Канаде и Альпах.

Этот сорт древесины, в отличие от обычное ели, немного мягче, поэтому звучание не такое резкое. Цвет у немецкой ели имеет бело-молочный оттенок. Хорошо отличить эти два сорта можно по старым инструментам, где немецкая ель с годами становится слегка желтоватой, а обычная ель приобретает золотистый цвет.

На акустических гитарах стоимостью более 3000$, в очень редких случаях, можно встретить еще один сорт под названием «красная ель» (аdirondack spruce). Эта разновидность довольно дорогая и достаточно редкая, обладающая звонким, но более глубоким звуком, в отличие от обычной ели. Именно этот сорт в гитаростроении когда-то считался стандартом, но в нынешнее время основную массу гитар все же делают из ситхинской ели. Поэтому сегодня ель и кедр можно считать самыми популярными породами дерева для изготовления верхней деки.

Сочетание этих двух сортов дает специфическое звучание инструмента – ель более звонкая, а кедр придает более мягкий оттенок. Возможно, вы не знали, но ель подобна коньяку – чем она старше, тем более глубокий звук она приобретает и становится только лучше. Кедр же этим свойством не обладает, зато очень популярен в классических гитарах. Иногда попадаются довольно дорогие и приятно звучащие инструменты, корпус которых полностью выполнен из красного дерева (коа), но это все же исключение из вышеописанных стандартов производства.

Нижняя дека и обечайка

Изготавливают их обычно из одинаковых материалов. Чаще всего это клен (maple), красное дерево (mahogany), и палисандр (rosewood). Стандартом принято считать последние два, поэтому все остальные сорта принято сравнивать в первую очередь с ними. А вот все то, что хорошо для электрогитар, не всегда уместно для акустики. К примеру, липа (basswood) и ольха (alder) практически не используются для изготовления акустических гитар. Так какое дерево лучше?

Начнем с красного дерева. Этот сорт придает гитаре мягкий «ровный» звук средней глубины, где хорошо звучит в отдельности каждая струна. Поэтому, если вы любите играть переборами, то гитара из красного дерева будет отличным выбором для вас. А вот при использовании во время записи микрофона или внутреннего звукоснимателя, это дерево также дает замечательные результаты.

А чем же хорош палисандр? Это дерево отличается более глубоким «вязким» звучанием, особенно это можно почувствовать на басах. Гитары из палисандра хороши для игры в акустическом оркестре, для ритмических партий, а также для тех музыкантов, которые любят более глубокий звук. По отдельности струны слышны немного хуже, но зато можно получить объемный и сложный звук, играя боем. Записываться через микрофон будет немного сложнее, а вот при использовании встроенной электроники результаты вас не разочаруют.

Что касается остальных сортов, то клен, к примеру, обладает более звонким и резким звуком. Он ближе к красному дереву, но все же при этом не имеет той мягкости и мелодичности звучания. Орех (walnut) также довольно известное в гитаростроении дерево, звучание которого не очень глубокое, но довольно звонкое и если сочетать его вместе с кедром, то получается очень хороший инструмент.

Хотелось бы отдельно слово сказать о гавайской коа (koa), которая становится довольно популярной в последнее время. Звук у этого дерева довольно специфичный – немного глуховат, но при этом достаточно глубокий и мягкий без выраженной звонкости. Если звуком коа не может особо похвастаться, то вот внешний вид у нее на 5+, т.к. это один из самых красивых сортов древесины.

Еще есть бразильский палисандр, который считается элитным деревом для акустической гитары. В гитаростроении до 69-го года его использовали практически все производители, но потом был наложен запрет на его экспорт правительством Бразилии. Поэтому теперь приходится отдавать около 2000$ за две хорошие дощечки для стенок гитары, а это мало кому сейчас по карману. В связи с этим, основная масса акустических гитар изготавливается из палисандра, который экспортируют из других стран.

Еще один фактор, который влияет на акустические свойства той или иной древесины – место его происхождения, т.е. один и тот же сорт, произрастающий в разных странах, может немного отличаться по своему звучанию. Список разновидностей дерева еще можно было бы долго продолжать, но все перечислить просто не возможно в рамках данной статьи. Самое главное то, что мы рассмотрели основные сорта, которые наиболее часто встречаются в акустике. Все остальное – исключение, нежели правило.

На основе вышеописанного можно сделать вывод, что перед началом изготовления гитары, толковый мастер, в первую очередь думает о том, какое звучание инструменту он хочет придать в итоге. Когда же будет отдано предпочтение тому или иному звуку, остается самое важное – выбор материала для верхней и нижней деки. Понятия «мягкий звук» или «глубокий звук» здесь весьма относительны, но все же большинство гитаристов и мастеров согласны с этими терминами.

Гриф акустической гитары

Гриф, его накладка, а также струнодержатель практически не влияют на звук, хотя есть такие музыканты, которые утверждают обратное. Возможно, они обладают особым слухом, который у большинства гитаристов не так развит. Тут спорить можно очень долго. Грифы в большинстве своем делают из красного дерева либо из клена. Последний сорт, все же, используют чуть реже. Это относительно недорогие и достаточно твердые породы.

На классических гитарах часто можно встретить кедровый гриф с вклеенной полоской эбони (черное дерево), которое по своим физическим свойствам очень твердое, поэтому из него также принято делать струнодержатели и накладки. Эбони еще и достаточно дорогое дерево, используют его при создании гитар ручной работы и в элитных моделях именитых брендов. Вам же, скорее всего, попадется инструмент с палисандровой накладкой и струнодержателем.

Палисандр хоть и мягче черного дерева, но тоже достаточно хорош и вполне пригоден. Хотя есть музыканты, которые утверждают, что накладка из эбони приятнее, и что играть им на таких инструментах легче. Но вряд ли кто может, из большинства гитаристов, с закрытыми глазами отличить накладку из черного дерева от палисандра путем взятия на грифе ноты или аккорда. Поэтому не стоит слишком заморачиваться насчет этого.

Полезные советы

Бытует мнение, что дерево, из которого изготовлены пружины, также придает звучанию свой оттенок, но по большому счету, здесь наиболее важны параметры самой формы и размера пружин, которые практически всегда делают из того же материала, что и верхняя дека.

Если вы столкнетесь с выбором акустической гитары, то как минимум в 9 случаев из 10, инструменты, предлагаемые в музыкальных магазинах будут сделаны из дерева, описанного выше. Если кто не знает, то большинство гитар среднего ценового диапазона делают не из цельного, а из ламинированного дерева. В последнее время такие инструменты по качеству становятся все лучше и лучше. Не опытный, да и бывалый музыкант тоже, не всегда поймет по звуку какое дерево у него в руках, цельное или ламинированное.

Но здесь все же стоит отдать предпочтение той гитаре, у которой верхняя дека будет все же из «настоящего» дерева, т.е. цельная, а остальное все уже не так важно. Но в чем же разница? Влияние дерева на звук в ламинированных гитарах существенно меньше, т.к. прессованные слои вибрируют не так свободно, как это может делать цельная деревянная пластина, поэтому такие гитары лишены своей «индивидуальности».

Расположение волокон – тоже немаловажный момент, который стоит учитывать. На любой приличной акустической гитаре, если хорошо присмотреться, можно увидеть, что верхняя и нижняя деки состоят из двух симметричных кусков. Обычно симметричны как сама форма, так и расположение волокон, которые должны быть ровно расположены. Это достигается при помощи системы специальной нарезки дерева. Благодаря этому можно заставить дерево вибрировать оптимально.

Также стоит обратить внимание, особенно на верхней деке, на расстояние между волокнами. Чем оно больше, тем дерево мягче, а звук, соответственно, менее звонкий и более мягкий. Наилучшим вариантом считается расстояние 1-2 мм по всей поверхности, особенно если оно не сильно изменяется от центра к краю. Иначе говоря – параллельные и ровные волокна позволяют дереву свободно вибрировать, что в итоге отражается в виде хорошего и красивого звучания.

Ну что ж, подведем итоги. Если вы ищите себе инструмент до 300$, то на дерево можете особо не обращать внимание. Лучше всего акцентируйте внимание на качество склейки, удобство игры ну и, конечно же, звучание. А если уже хотите что-то по дороже, то можете прислушаться к вышеописанным рекомендациям.

Так что, если вы не собираетесь посвятить свою жизнь гитарному мастерству, а просто хотите выбрать тот инструмент, который наиболее подходит под ваш стиль игры, то этих советов вам вполне должно хватить, и каких-либо трудностей у вас не возникнет.

Источник

Дерево для гитар – какое лучше?

На протяжении веков гитары создают из дерева, однако это не просто дань традициям или нежелание развивать технологическую сторону инструмента. Напротив, любые разновидности дерева для гитар являются наиболее выигрышным вариантом по множеству причин. Речь идет не только о звучании и звукоизвлечении, но и о технических аспектах производства и использования инструмента.

В случае с классическими и акустическими гитарами материал играет очень большую роль. Именно от правильности его выбора будет зависеть конечный звук, его сила, полнота, насыщенность. Конструкционно гитара устроена таким образом, что при щипке струны, звук сначала попадает во внутреннюю полость инструмента, там он резонирует о стенки корпуса и затем выходит наружу, набрав должную силу и богатство звучания.

Особенности звучания дерева и других материалов

Древесина позволяет добиваться лучшего эффекта звучания, ведь сам материал обладает определенной плотностью, но при этом имеет натуральную пористую структуру, характер которой неизменно отражается на звучании.

Совершенно неслучайно более дорогостоящие гитары от известных брендов звучат намного мощнее, богаче и глубже. Надо понимать, что их стоимость складывается не столько из популярного имени производителя, сколько из более дорогой породы и сложной технологии ее предварительной обработки.

С начала XX века было много экспериментов по созданию гитар из других материалов, начиная с металлов, и заканчивая синтетическим пластиком различного типа. К сожалению, ни один другой вариант, не может предоставить владельцу такого приятного и хорошо узнаваемого звучания, кроме самого дерева.

В то же время может показаться, что для электрогитар материал корпуса важен не так сильно. За звукоизвлечение здесь отвечают звукосниматели, и в каком-то смысле это правда. Однако корпус также участвует в процессе формирования звука, от него напрямую зависит сустейн и множество иных нюансов.

Не стоит забывать и о технических характеристиках дерева, значительно опережающих большинство своих конкурентов. Правильно обработанное и подготовленное дерево для гитар обладает достаточной прочностью и долговечностью, при этом оно имеет довольно комфортный вес. С ним намного легче и проще работать в плане подготовки и обработки. И это, не говоря уже о том, что чисто с эстетической и тактильной точки зрения древесина имеет привлекательный внешний вид и на ней просто приятно играть, касаясь пальцами теплой палисандровой, а не холодной металлической или пластиковой накладки на гриф.

Из какого дерева делают гитары?

Дерево для музыкальных инструментов может очень сильно отличаться, и обычно стоимость инструмента как раз и зависит от выбранной породы. Настоящие профессионалы всегда имеют несколько любимых сортов и без проблем различают их на слух.

Для того чтобы узнать, какое лучше дерево для гитар, стоит более детально рассмотреть самые популярные породы, используемые для создания инструментов. Все они имеют какие-то свои особенности, не говоря уже о способах обработки и подготовки, так что необходимо всегда иметь в виду, что гитары из одной и той же породы у разных производителей могут иметь несколько разные оттенки звучания.

Ольха (Alder)

Ольха совсем неспроста пользуется такой большой популярностью, ведь ее применяют повсеместно, как при производстве бюджетных, так и более дорогих гитар. Среди преимуществ ольхи выделяют:

  • довольно небольшой вес, что особенно важно для деки, однако это никак не влияет на ее плотность и жесткость;
  • множество жестких прожилок, придающих древесине плотность, а звуку насыщенность;
  • отсутствие ярко выраженного звукоизвлечения, возможность хорошо передавать как высокие, так и низкие частоты.

Это значит, что при должном мастерстве, музыкант сможет играть на ней музыку в диаметрально противоположных стилях с одинаковой глубиной и сочностью. За такую универсальность породу очень любят мастера из Ibanez и Washburn.

Плюсом является еще и то, что ольха имеет очень светлый и яркий оттенок, который великолепно смотрится под прозрачным глянцевым лаком. Эту породу можно назвать одной из самых сбалансированных и универсальных.

Липа (Basswood)

Липа практически также универсальна, как и ольха, она обеспечивает хороший сбалансированный звук, а сама древесина еще и хорошо поддается обработке. Это довольно легкая порода, достаточно пористая и в каком-то смысле даже мягкая, из-за чего ее необходимо покрывать толстым слоем качественного лака.

В плане звука липа особенно характерно выделяет основной тон, из-за чего инструменты из нее выбирают соло гитаристы. Сама древесина имеет преимущественно бежевый тон с резкими прожилками, так что для получения красивой текстуры мастерам приходиться приложить немало усилий.

Болотный ясень (Swamp Ash)

Болотный ясень является прекрасным примером постоянного творческого поиска производителей лучших гитарных брендов. На протяжении многих лет при создании гитар активно использовался северный ясень. Однако его южный болотный собрат быстро доказал свою уникальность и удобство в плане обработки, из-за чего сейчас почти повсеместно используют именно эту разновидность породы.

Сорт болотного ясеня произрастает в болотистой местности на юге США и является более легким и пористым по сравнению со своими видовыми аналогами. С ним легче работать, но при этом из-за уникальной структуры он еще и восхитительно резонирует по всему диапазону.

Это значит, что гитара с такой декой подарит вам очень теплый, чистый и в некотором смысле даже пронзительный звук. При этом болотный ясень позволяет очень хорошо раскрывать и читать басы, из-за чего его часто используют именно для создания бас-гитар.

Одной из важных деталей, связанный с болотным ясенем является тот факт, что древесина этого дерева очень неравномерна, а ее плотность и пористость часто не позволяют выбрать однородные части даже для одной гитары. У крупных производителей имеются свои особенности выдержки и обработки породы, но выбирая подобный инструмент, стоит послушать несколько вариантов, так как каждый из них может иметь ощутимо разный звук.

Красное дерево (Mahogany)

Красное дерево для гитар совершенно не случайно является лучшим решением для музыкантов, предпочитающих играть в действительно тяжелых стилях. Ведь из-за своей высокой плотности они способно подарить вам очень плотный и сочный звук без провисаний.

С помощью подобных гитар можно добиться извлечения плотной и мощной звуковой стены, что в целом не отменяет общего разнообразия звучания. В итоге гитары с декой из красного дерева ценятся за хорошую атаку и теплый, в каких-то моментах даже бархатистый обволакивающий звук.

При этом сама порода имеет превосходный внешний вид и при обычном покрытии матовым или глянцевым лаком смотрится очень дорого и оригинально. Красноватый оттенок в сочетании с темными полосами создает должный визуальный эффект. Такой внешний вид как раз неплохо соответствует подходящим тяжелым стилям и пониженным гитарным строям. Также стоит отметить, что красное дерево в целом оказывается тяжелее большинства аналогов и это также стоит учитывать при выборе.

Орех (Walnut)

Если вы ищите теплый глубокий звук с ярко выраженными средними и высокими частотами, тогда вам стоит присмотреть для себя инструмент из ореха. Они встречаются не слишком часто, но обладают определенными преимуществами.

В частности, орех имеет:

  • свой уникальный оттенок,
  • хорошую долговечность благодаря общей плотности древесины.

Правда за это придется расплачиваться довольно большим весом самой деки.

Клен (Maple)

Клен весьма разнообразен, но в качестве дерева для гитар обычно используют две его основные разновидности.

  • Более мягкий европейский клен. Он встречается чаще и делает звук очень глубоким, обволакивающим и насыщенным. Благодаря большим открытым порам древесина радует владельца богатыми обертонами.
  • Американский hard maple, который обладает более жесткой структурой и довольно норовистым характером. Он выдает резкий звук с хорошей атакой, однако поскольку он сложен в плане обработки, деки из него делают крайне редко.

Грифы из клена пользуются большой популярностью из-за своей жесткости, красивого внешнего вида, хорошего сопротивления любым нагрузкам и высокого уровня защиты от влаги или температурных факторов.

Тополь (Poplar)

Довольно распространенная и недорогая древесная порода, из которой производят достаточно недорогие гитары. Среди важных отличительных особенностей тополя можно выделить довольно небольшой вес и простоту обработки.

Тем не менее, дерево довольно плотное, с большими порами и универсальным звуком. Оно не порадует вас какими-то выдающимися особенностями, но в то же время не будет провисать. Тополь хорошо передает бас, имеет очень светлый древесный оттенок, и редко встречается в чистом виде без цветного лака.

Палисандр (Rosewood)

Довольно дорогое, красивое и сложное в обработке дерево, крайне редко выступающее материалом для деки. Сама древесина имеет насыщенный шоколадный оттенок с множеством тонких темных прожилок. Палисандр отличается высокой плотностью и некоторой маслянистостью, из-за чего звук получается немного приглушенным с бархатистыми обволакивающими плотными низами.

Обычно только деки дорогих и эксклюзивных моделей выполнены из этой породы, а вот в качестве накладки или материала для грифа ее используют повсеместно по двух причинам:

  • Палисандр отлично выдерживает постоянное трение и очень приятен на ощупь.
  • Такая древесина придает звучанию дополнительный сустейн.

Подведем итоги

Детально разобрав основные виды дерева для музыкальных инструментов, мы выяснили их главные особенности, на основании которых вы сможете сформировать список собственных предпочтений. Зная, как выбрать дерево для гитар, вам все равно стоит потратить определенное время на прослушивание приглянувшихся моделей, особенно с учетом того, что некоторые породы могут довольно сильно отличаться даже в рамках одной гитарой серии.

Также при выборе стоит уделить внимание материалу грифа, притом в электрогитарах это даже важнее, чем в акустиках. Два основных варианта тут это красное дерево и клен.

Клен встречается чаще, имеет очень равномерную плотную структуру и хорошо переживает все негативные факторы окружающей среды. Он не боится высокой влажности, повышенных и низких температур, а также выдерживает впечатляющие статические и динамические нагрузки. С точки зрения звука, клен практически никак не влияет на него, добавляя лишь небольшой приятный звон и не искажая тон, что очень важно.

Что же касается красного дерева, то оно в целом немного более долговечно, по сравнению с кленом, и имеет свой яркий характер. С ним вы сможете добиться большего сустейна, а все звуки будут более мягкими, не слишком резкими, размеренными.

Мы перечислили далеко не все возможное виды дерева, так как в серийном производстве оказываются, задействованы даже довольно редкие и экзотические породы, такие как венге, зирикот, эбеновое дерево, падук, либа, коа, и многие другие. Теперь вы будете знать с чего начать свой выбор, а поэкспериментировав с различными инструментами сами составите свои личные впечатления и обзаведетесь фаворитами, с которыми ваше звучание будет безупречным.

Источник

Оцените статью