Гитара это джазовый инструмент

Эстрадно-джазовая гитара: выбор инструмента для обучения

Термин «эстрадно-джазовая гитара» означает собирательный образ, который объединяет в себе типы гитар, на которых исполняется эстрадно-джазовая музыка.

Для использования в учебных целях можно выделить три типа гитар, на которых чаще всего такая музыка исполняется:

  1. Эстрадная акустическая гитара или электроакустическая гитара. Чаще всего используется в стилях: джаз, блюз, кантри, рок, популярная музыка.
  2. Полуакустическая (джазовая) гитара. Чаще применяется в джазе, блюзе, музыке соул, фанке.
  3. Цельнокорпусная электрогитара. Используется во многих музыкальных стилях: джаз, блюз, кантри, рок, латина, соул, фанк, популярная музыка и т.д.

Давайте ознакомимся с этими инструментами подробнее, но сначала стоит особо упомянуть классическую гитару.

Классическая гитара

Классическая гитара — акустический инструмент, который производит звук посредством вибрации корпуса (резонатора). Такой инструмент не требуют применения звукоусиливающей аппаратуры, но может использоваться и с ней.

Классическая гитара — строгий, консервативный инструмент, предназначенный главным образом для исполнения классической музыки. Все ее характеристики давно выверены временем и оптимально подходят для игры пальцами обеих рук.

Важными элементами конструкции классической гитары являются – классическая форма корпуса, сравнительно широкий гриф, крепление грифа к корпусу на уровне двенадцатого лада и использование нейлоновых струн. На этой гитаре звуки извлекаются пальцами.

Читайте также:  Гаммы для гитары принцип


Рис. 1. Классическая гитара.

За время существования классической гитары сложилась стройная школа обучения игре на этом инструменте, включающая в себя богатый и разнообразный учебный репертуар.

Немало выдающихся гитаристов исполняли джаз и эстрадную музыку на классической гитаре. Это, несомненно, обогатило современную музыкальную культуру и подняло джазовое гитарное исполнительство на высочайший уровень, но в силу звуковых и конструктивных особенностей, по моему мнению, нет оснований считать классическую гитару эстрадно-джазовым инструментом.

Ее глуховатый звук не вписывается в звуковую палитру джаза и эстрадной музыки, хотя и может использоваться в качестве дополнительной краски. К тому же классическая гитара не вполне сочетается с современным музыкальным оборудованием. Но отдельные элементы техники классического гитариста могут пригодиться эстрадно-джазовым исполнителям, желающим использовать пальцевый способ звукоизвлечения.

Эстрадная акустическая гитара

В производстве эстрадной акустической гитары не существует строгих норм и правил. Гриф ее более узкий, чем у классической гитары часто крепится к корпусу на уровне четырнадцатого лада. На этом инструменте используют металлические струны, которые позволяют извлекать мощный, насыщенный и яркий звук; играют пальцами или медиатором. Для того чтобы медиатор не царапал поверхность корпуса, на нем рядом с розеткой есть специальная защитная пластинка каплевидной формы – пикгард (защита от медиатора).

Часто акустические гитары оснащаются вырезом в корпусе (катавеем – от англ. “cutaway”). Он делает доступными для пальцев последние лады грифа. Гитары данного типа чаще всего используются в стилях кантри, фолк, блюз, рок, бардовская музыка. Они идеальны для аккомпанемента и игры боем, но также используются и для соло-партий. Единственным минусом такой гитары является недостаточная громкость в сочетании с другими электроинструментами эстрадно-джазового ансамбля.


Рис. 2. Эстрадная акустическая гитара.

Эстрадная электроакустическая гитара

Электроакустическая гитара — это что-то среднее между акустической гитарой и электрогитарой. Она имеет акустический корпус, но наличие звукоснимателей и эквалайзера (темброблока) приближает её к электрогитаре.


Рис. 3. Эстрадная электроакустическая гитара.

Джазовая гитара

В полуакустической (джазовой) гитаре впервые стали применяться магнитные звукосниматели и темброблок. Эта гитара имеет полый корпус с f-образными отверстиями. За счет этого звук джазовой гитары усиливается, даже без использования звукоснимателей, и приобретает характерный джазово-блюзовый оттенок. Этот инструмент часто используется для исполнения джаза, блюза, рокабилли и даже рока. Играют на нем как пальцами, так и медиатором.


Рис. 4. Джазовая гитара.

Электрогитара

Цельнокорпусная электрическая гитара предназначена для использования со звукоусиливающей аппаратурой. Она снабжена, металлическими струнами, звукоснимателями и темброблоком. Играют на ней в основном медиатором, но иногда и пальцами. Электрогитара обладает самой большей продолжительностью звучания отдельной ноты (сустейном) среди всех гитар.

Электрогитара используется в самых различных музыкальных стилях. С ней музыканты используют различные звуковые эффекты, реализованные в виде педалей и процессоров. Без подключения к звукоусиливающей аппаратуре этот инструмент звучит тихо, но этого вполне хватает для домашних занятий.


Рис. 5. Электрогитара.

Рекомендации

Для начинающих музыкантов подойдут гитарные модели торговых марок: Fender, Gibson, Ibanez, Yamaha. Гитары этих марок имеют классический, оригинальный, узнаваемый звук. Я советую своим ученикам приобретать Fender Stratocaster или его реплики — «печатки», как говорят музыканты. Эти недорогие копии оригинальных моделей китайского, индонезийского производства имеют конструкцию и подобие звука оригинала. Такие инструменты вполне подойдут для занятий юного музыканта.

Начинающий гитарист в соответствии со своими музыкальными предпочтениями может выбрать любой из вышеперечисленных инструментов. Но при этом следует прислушаться к рекомендациям педагога, у которого он планирует заниматься. Только специалист может посвятить ученика и его родителей во все тонкости предстоящего процесса обучения и исполнения соответствующего репертуара. В любом случае при выборе инструмента необходимо понимать, что выбор инструмента влечет за собой выбор исполнительской техники и исполнения музыки определенных стилей.

Мой опыт преподавания подсказывает, что электрогитара является самым оптимальным выбором для начинающего эстрадно-джазового гитариста. Имея в своем арсенале электрогитару и комбо усилитель со встроенными гитарными эффектами, начинающий музыкант сможет освоить технический комплекс эстрадно-джазового гитариста, узнать, что такое хороший гитарный звук, исполнять музыку практически в любом музыкальном стиле.

Если желающему научиться игре на гитаре 6-7 лет, то рекомендуется начать обучение на гитаре меньшего размера — ¾, классической или электрогитаре. Их небольшой корпус, вес, мягкие струны, щадящие их неокрепшие пальцы, как нельзя лучше подойдут для начальных занятий. На данном этапе, в зависимости от инструмента, индивидуальных особенностей и желания юного музыканта, можно играть пальцами или медиатором.

Источники:

  1. Секреты гитарного звука/ [Текст] С. В. Арзуманов. – М.: Издатель Смолин К. О., 2003, 208 с. ил.
  2. Методика обучения игре на эстрадно-джазовой гитаре в ДШИ и ДМШ/ [Ноты, текст]: И. Б. Петров. – г. Энгельс, 2006, 64 с.

Ваши комментарии, отзывы и поддержка помогут сделать этот сайт лучше. )

Источник

Гитара в джазе

  • Гитара — это весьма немаловажная страница в истории современной музыкальной культуры, и неслучайно этот инструмент имеет массу преданных почитателей во всём мире.

Акустическая гитара первоначально вошла в джазовые ансамбли как элемент ритм-секции (предположительно как альтернатива банджо). В диксилендах гитара или банджо несли в основном аккордово-ритмическую функцию. Так как банджоисты (и гитаристы) играли в основном в бемольных тональностях, аккомпанируя духовым инструментам, то постепенно стали оформляться «джазовые» аппликатуры аккордов, отличающиеся от классических, основанных на открытых струнах, своеобразным «выпуклым» звучанием. Существенно развилась аккордовая техника благодаря использованию обращённых форм, для разнообразия голосоведения коротких аккордовых соло. Чуть позже, в чикагском стиле, гитаристы стали использовать некоторые замены аккордов, усложняя гармонию. Постепенно уже во времена чикагского джаза, в частности — Эдди Лэнг и другие, создали тот джазовый стиль игры медиатором, который в будущем стал в джазовой школе преобладающим.

На рубеже 30-х годов в джазовой музыке начали появляться элементы, ставшие впоследствии характерными для нового стиля — свинга, в период которого произошли изменения в судьбе гитары, а именно, появление электрогитары в 1931 году. Значение этого события в истории инструмента трудно переоценить. Изобретение электрогитары явилось импульсом к возникновению новых гитарных школ и направлений. С этого периода начинается новая система отсчёта в эволюции гитарного исполнительского мышления.

Основоположниками электрогитарной школы игры стали два выдающихся гитариста: Чарли Крисчен и Джанго Рейнхардт, которые своим творчеством показали огромные возможности, по существу, нового инструмента.

Гитаристы периода свинга, помимо технической стороны дела, существенно развили и гармоническое, импровизационное мышление, в полном объёме ввели в гитарную лексику импровизационную джазовую фразировку, послужившую основой в последующих стилях, в современном джазе. Гитара в джазе стала сольным инструментом, наряду с духовыми и фортепиано. Возможности специфической артикуляции (мелизмы—глиссандо, пиццикато, подтяжка струны и др.) дали гитаристу уникальный арсенал средств самовыражения.

Если для того, чтобы играть на гитаре блюз или ранний джаз, достаточно было знать «несколько аккордов и импровизационных фраз», то современные стили требовали высокого мастерства владения инструментом, а также знание законов гармонии и теории импровизации. Именно в период современного джаза, с конца 40-х годов по настоящее время, гитарное исполнительство достигло той зрелости, при которой стало возможным исполнение законченных сольных произведений. Выдающийся гитарист Джо Пасс первым в истории джазовой гитары записал всю пластинку без сопровождения других инструментов, доведя тем самым исполнительские возможности электрогитары в сольной игре до уровня классической гитары.

Как раз в это время, на рубеже 40—50-х годов, стали появляться гитаристы, использующие не совсем обычную технику при игре, которую назвали «TOUCH system», или «TOUCH style». Ударяя по струнам между ладов на грифе, они добивались звучания как бы двух гитар.

Связанные понятия

Чикаго-блюз (англ. Chicago blues) — разновидность блюза, которая зародилась в Чикаго. Характерными инструментами считаются электрогитара, ударные инструменты, пианино, бас-гитара, губная гармоника и иногда саксофон. Стиль начал формироваться в США в первой четверти двадцатого столетия, когда чернокожие американцы стали переселяться с юга в крупные города на севере страны. Одним из таких городов был Чикаго.

Альтовый саксофон — духовой музыкальный инструмент, являющийся одной из разновидностей саксофона. Своим появлением в 1842 году он обязан Адольфу Саксу, музыкальных дел мастеру из Бельгии. Он меньше, нежели теноровый саксофон, но больше, чем саксофон-сопрано. Считается наиболее популярным среди прочих разновидностей саксофонов. Широко используется в классических и джазовых композициях.

Источник

Джазовая гитара — Jazz guitar

Термин « джазовая гитара» может относиться либо к типу электрогитары, либо к разнообразию стилей игры на гитаре, используемых в различных жанрах, которые обычно называют « джаз ». Гитара джазового типа родилась в результате использования электрического усиления для увеличения громкости обычных акустических гитар.

Задуманная в начале 1930-х годов, электрогитара стала необходимостью, поскольку джазовые музыканты стремились усилить свой звук, чтобы его можно было слышать среди громких бэндов . Когда у гитаристов в больших группах были только акустические гитары, все, что они могли делать, это играть аккорды ; они не могли играть соло, потому что акустическая гитара не является громким инструментом. Когда гитаристы перешли с акустической гитары на полуакустическую и начали использовать гитарные усилители , гитару стало намного легче слышать, что позволило гитаристам играть гитарные соло . Джазовая гитара оказала большое влияние на джаз в начале двадцатого века. Хотя самыми ранними гитарами, использовавшимися в джазе, были акустические, а акустические гитары все еще иногда используются в джазе, большинство джазовых гитаристов с 1940-х годов играли на гитаре с электрическим усилителем или электрогитаре .

Традиционно джазовые электрогитаристы используют арочную пластину с относительно широкой полой звуковой коробкой, диафрагмами в стиле скрипки , « плавающим мостом » и магнитным звукоснимателем . Также используются цельнокорпусные гитары, выпускаемые серийно с начала 1950-х годов.

Стили игры на джазовой гитаре включают « сочинение » с голосами джазовых аккордов (и в некоторых случаях ходячими басовыми партиями) и «дуть» ( импровизация ) над последовательностями джазовых аккордов с фразировками и орнаментами в джазовом стиле . Компинг — это игра аккордов под мелодию песни или сольные импровизации другого музыканта. Когда джазовые гитаристы импровизируют, они могут использовать гаммы, режимы и арпеджио, связанные с аккордами в последовательности аккордов мелодии и элементами мелодии мелодии.

СОДЕРЖАНИЕ

История

1900 — середина 1930-х гг.

Струнный, играющий на аккордах ритм можно услышать в группах, которые включали инструменты в стиле военных оркестров, такие как медные духовые, саксофоны, кларнеты и барабаны, такие как ранние джазовые группы. Поскольку акустическая гитара стала более популярным инструментом в начале 20-го века, производители гитар начали создавать более громкие гитары, которые были бы полезны в более широком диапазоне настроек.

Gibson L5, акустическая гитара Archtop, которая была впервые выпущена в 1923 году, была гитарой раннего «джазового» стиля, которую использовали ранние джазовые гитаристы, такие как Эдди Лэнг . К 1930-м годам гитара начала вытеснять банджо как основной аккордовый ритм-инструмент в джазовой музыке, потому что гитару можно было использовать для озвучивания аккордов большей гармонической сложности, и у нее был несколько более приглушенный тон, который хорошо сочетался с прямым басом. , который к этому времени почти полностью заменил тубу как доминирующий басовый инструмент в джазовой музыке.

Конец 1930-1960-х гг.

В конце 1930-х и на протяжении 1940-х годов — пора расцвета джаза и свинга биг- бэндов — гитара была важным инструментом ритм-секции . Некоторые гитаристы, такие как Фредди Грин из группы Count Basie , разработали специфический для гитары стиль аккомпанемента. Однако немногие из крупных групп использовали гитарные соло с усилением, которые вместо этого исполнялись в контексте небольших комбо. Самыми известными джазовыми гитаристами этого периода были виртуоз Мануша Джанго Рейнхардт , Оскар Мур, который играл с трио Нэта «Кинга» Коула , и Чарли Кристиан из группы и секстета Бенни Гудмана , который оказал большое влияние, несмотря на его ранняя смерть в 25 лет.

Лишь в послевоенный период с массовым появлением небольшого комбо-джаза гитара стала универсальным инструментом, который использовался как в ритм-секции, так и в качестве мелодического инструмента и сольного импровизатора. В руках Джорджа Барнса , Кенни Баррелла , Херба Эллиса , Барни Кесселя , Джимми Рэйни и Тала Фарлоу , которые усвоили язык бибопа , гитара стала рассматриваться как «серьезный» джазовый инструмент. Усовершенствованные электрогитары, такие как Gibson ES-175 (выпущенная в 1949 году), предоставили музыкантам более широкий выбор тембров. В 1940–1960-х годах такие исполнители, как Уэс Монтгомери , Джо Пасс и Джим Холл, заложили основы того, что сейчас известно как игра на «джазовой гитаре».

1970-е

Когда в начале 1970-х зародился фьюжн джаз-рок , многие музыканты перешли на более рок-ориентированные гитары с массивным корпусом . Другие джазовые гитаристы, такие как Грант Грин и Уэс Монтгомери , обратились к применению своих навыков в поп-ориентированных стилях, сочетающих джаз с соулом и R&B, таких как органные трио в стиле соул-джаза . Молодые джазовые музыканты оседлали волну эклектичных популярных жанров, таких как блюз, рок и фанк, чтобы привлечь новую аудиторию. Гитаристы в области фьюжн соединили гармонический и мелодический язык пост-бопа таких музыкантов, как Джон Колтрейн , Маккой Тайнер , Орнетт Коулман и Майлз Дэвис, с жестким (и обычно очень громким) рок-тоном, созданным гитаристами, такими как Эрик из Cream. Клэптон , изменивший определение звучания гитары для тех, кто не знаком с черными блюзовыми исполнителями Чикаго, а до этого региона Дельты Миссисипи, на которых был основан его стиль. В «Bluesbreakers» Джона Мэйолла Клэптон увеличил громкость звука, который уже был впервые применен Бадди Гаем, Фредди Кингом, Би Би Кингом и другими, который был плавным, с тяжелыми вибрато пальцами, изгибом струны и скоростью через мощные усилители Маршалла.

Игроки Fusion, такие как Джон Маклафлин, переняли плавный и мощный звук рок-гитаристов, таких как Клэптон и Джими Хендрикс. Маклафлин был мастером-новатором, сочетая жесткий джаз с новым звучанием Клэптона, Хендрикса, Бека и других. Позже Маклафлин сформировал Mahavishnu Orchestra, исторически важную фьюжн-группу, которая выступала на аншлаговых площадках в начале 1970-х и в результате произвела на свет бесконечное потомство фьюжн-гитариста. Гитаристы, такие как Пэт Мартино , Эл Ди Меола , Ларри Кориелл , Джон Аберкромби , Джон Скофилд и Майк Стерн (два последних выпускника группы Майлза Дэвиса) создали новый язык для гитары, который представил джаз новому поколению поклонников. Подобно иконам рок-блюза, которые им предшествовали, гитаристы-фьюжн обычно играли на своих твердотельных инструментах, используя усиление в стиле рок-стадиона и «эффекты» обработки сигнала, такие как имитация дисторшна, вау-вау, октавные делители, компрессия и педали фланца. Они также просто увеличили громкость на полную, чтобы создать естественный овердрайв, как у блюз-рокеров.

1980–2000-е гг.

К началу 1980-х радикальные эксперименты фьюжн-эры начала 1970-х уступили место более дружественным к радио звукам мягкого джаза . Гитарист Пэт Метени смешал звуки рока, блюза, кантри и «мировой» музыки, сохранив прочную основу в бибопе и крутом джазе, играя на акустической гитаре с плоским верхом и электрогитаре с более мягким и мягким тоном. который был подслащен мерцающим эффектом, известным как « хорус ». В 1980-х годах нео-традиционная школа джаза стремилась воссоединиться с прошлым. В соответствии с такой эстетикой молодые гитаристы той эпохи искали чистый и круглый тон, и они часто играли на традиционных гитарах с полым корпусом без электронных эффектов, часто через ламповые усилители .

По мере того, как такие исполнители, как Бобби Брум , Питер Бернштейн , Ховард Олден , Рассел Мэлоун и Марк Уитфилд возродили звучание традиционной джазовой гитары, также произошло возрождение Archtop luthierie (изготовления гитар). К началу 1990-х многие небольшие независимые мастера начали изготавливать гитары Archtop. В 2000-е годы джазовая игра на гитаре продолжает меняться. Некоторые гитаристы имеют влияние латинского джаза, танцевальная клубная музыка в стиле эйсид-джаз использует сэмплы Уэса Монтгомери , а такие гитаристы, как Билл Фризелл, по- прежнему не поддаются классификации.

Типы гитар

Гитары Archtop

В то время как джаз можно играть на гитаре любого типа, от акустического инструмента до твердотельной электрогитары, такой как Fender Stratocaster, полноразмерная гитара Archtop стала известна как прототип «джазовой гитары». Гитары Archtop — это акустические гитары со стальными струнами, с большой звуковой коробкой, арочным верхом, диафрагмами в стиле скрипки , « плавающим мостом » и магнитными или пьезоэлектрическими звукоснимателями . Первыми создателями джазовых гитар были Гибсон , Эпифон , Д’Анджелико и Стромберг. Электрогитара подключена к гитарному усилителю, чтобы звук был достаточно громким для исполнения. Гитарные усилители имеют элементы управления эквалайзером, которые позволяют гитаристу изменять тон инструмента, подчеркивая или уменьшая выделение определенных частотных диапазонов. Использование эффектов реверберации , которые часто используются в гитарных усилителях, долгое время было частью звука джазовой гитары. В частности , с 1970 — х годов джаз — фьюжн эпохи, некоторые джазовые гитаристы используют также педалей эффектов , таких как овердрайв педалей , хоровых педалей и вау педали .

Первыми гитарами, использовавшимися в джазе, были акустические, позже на смену им пришла типичная электрическая конфигурация из двух звукоснимателей хамбакера . В 1990-х годах среди джазовых гитаристов возродился интерес к акустическим гитарам Archtop с плавающими звукоснимателями. Оригинальные акустические гитары Archtop были разработаны для увеличения громкости: по этой причине они были сконструированы для использования с относительно тяжелыми гитарными струнами . Даже после того, как электрификация стала нормой, джазовые гитаристы продолжали использовать струны толщиной 0,012 дюйма или тяжелее из соображений тона, а также предпочитали струны с плоской намоткой . Характерная арочная верхняя часть может быть сделана из цельного куска дерева, имеющего дугообразную форму. , или кусок многослойной древесины (по сути, разновидность фанеры), которому придана форма. Ель часто используется для верха, а клен — для спины. Гитары Archtop могут производиться серийно, например, серии Ibanez Artcore , или ручной работы мастера, такие как Роберт Бенедетто .

Другие гитары

  • Гитары Selmer-Маккаферрите тесно связаны с Джанго Рейнхардт и цыганским свингом .
  • Резонатора гитара была использована (но не исключительно) на Оскар Aleman .
  • Гитары с нейлоновыми струнами ассоциируются с латинским джазом , например, в творчестве Чарли Берда и Лауриндо Алмейды .
  • Гитары со стальными струнами с плоским верхом (особенно гитары Ovation ) использовались в «акустическом измельчении » Джона Маклафлина , Ларри Кориелла и Эла Ди Меолы .
  • Электрогитары с твердым корпусом использовались в джаз-роке , например, Биллом Фризеллом и Стэнли Джорданом . В частности, у Telecaster есть поклонники джаза, например, Эд Бикерт и Тед Грин .
  • Синтезаторные гитары в джаз-роке и авангардном джазе, например, Аллан Холдсворт и Пэт Метени .
  • Семь струн гитары от Джорджа ван Eps , Ленни Breau , Баки Пиццарелли и Говард Олден .
  • Восемь-струнные гитары от Ralph Patt .

Музыкальные ингредиенты

Джазовая ритм-гитара часто состоит из очень текстурной игры с необычным размером, которая включает в себя обильное использование экзотических, трудных для ладов аккордов. При тайминге 4/4 обычно играют интервалы в 2,5 долей, например, на 2, а затем на половину доли или «и» после 4. Джазовые гитаристы могут играть аккорды «впереди» удара, играя аккорд на восьмой доле. обратите внимание перед фактическим изменением аккорда. Аккорды обычно не играются в повторяющемся ритмическом стиле, как если бы играл рок- ритм-гитарист .

Гармония

Джазовые гитаристы используют свои знания гармонии и теории джаза для создания джазовых аккордов «голоса», которые подчеркивают 3-ю и 7-ю ноты аккорда. Некоторые более сложные аккорды также включают 9-ю, 11-ю и 13-ю ноты аккорда. В некоторых современных джазовых стилях доминирующие 7-е аккорды в мелодии могут содержать измененные 9-е (либо сглаженные полутоном, который называется «плоский 9-й», либо усиленный полутоном, который называется «диез-9»); 11-е (обостренные на полутон, называемые «диез-11»); 13-е (обычно сглаживается полутоном, что называется «плоской 13-й»).

Джазовым гитаристам необходимо изучить ряд различных аккордов, включая мажорные 7-е , мажорные 6-е , минорные 7-е , минорные / мажорные 7-е , доминантные 7-е , уменьшенные , полууменьшенные и расширенные аккорды . Кроме того, им необходимо изучить преобразования аккордов (например, измененные аккорды, такие как «альт-доминантные аккорды», описанные выше), замены аккордов и техники повторной гармонизации. Некоторые джазовые гитаристы используют свои знания джазовых гамм и аккордов для создания аккомпанемента в стиле ходячих басов .

Джазовые гитаристы учатся исполнять эти аккорды в диапазоне различных последовательностей аккордов, используемых в джазе, таких как повсеместная прогрессия II-VI, блюзовая прогрессия в стиле джаз (которая, в отличие от 12-тактовой прогрессии в блюзовом стиле, может иметь две последовательности). или большее количество смен аккордов на такт) блюзовая форма минорного джазового стиля, последовательность « смены ритма » на основе I-vi-ii-V , а также множество богатых модуляцией последовательностей аккордов, используемых в джазовых балладах и джазовых стандартах . Гитаристы могут также научиться использовать типы аккордов, стили бренчания и педали эффектов (например, эффект хоруса или фуззбокс ), используемые в джаз-латиноамериканской музыке, джаз-фанке и джаз-рок-фьюжн-музыке 1970-х годов.

Мелодия

Джазовые гитаристы объединяют основные строительные блоки гамм и паттернов арпеджио в сбалансированные ритмические и мелодические фразы, которые составляют связное соло. Джазовые гитаристы часто пытаются наполнить свою мелодичную фразировку чувством естественного дыхания и легато-фразировкой, которую используют валторны, например, саксофонисты. Кроме того, сольные импровизации джазовых гитаристов должны иметь ритмичный драйв и «чувство времени», создающее ощущение « свинга » и «грува». Самые опытные джазовые гитаристы учатся играть с разными «чувствами времени», такими как игра «впереди такта» или «позади такта», чтобы создать или снять напряжение.

Другой аспект стиля джазовой гитары — использование стилистически подходящих орнаментов, таких как ноты грации, слайды и приглушенные ноты. У каждого поджанра или эпохи джаза есть разные орнаменты, которые являются частью стиля этого поджанра или эпохи. Джазовые гитаристы обычно изучают соответствующие стили украшения, слушая известные записи данного стиля или эпохи джаза. Некоторые джазовые гитаристы также заимствуют приемы орнаментации у других джазовых инструментов, например, заимствование Уэсом Монтгомери исполнения мелодий в параллельных октавах, которое является техникой джазового фортепиано. Джазовые гитаристы также должны научиться добавлять попутные тона, использовать «направляющие тона» и тоны аккордов из последовательности аккордов, чтобы структурировать свои импровизации.

В 1970-х и 1980-х годах, играя на гитаре в стиле джаз-фьюжн, джаз-гитаристы использовали подходы к сольному исполнению на гитаре , такие как соло на основе риффов и использование пентатонических и блюзовых гамм. Некоторые гитаристы использовали эффекты дисторшна и вау-вау под влиянием Джими Хендрикса, чтобы получить устойчивый тяжелый тон, или даже использовали техники быстрого гитарного измельчения , такие как тэппинг и тремоло- бенд. Гитарист Эл Ди Меола , который начал свою карьеру с Return to Forever в 1974 году, был одним из первых гитаристов, выступавших в стиле « клочья », техника, позже использовавшаяся в игре рок и хэви-метал. Ди Меола использовал альтернативный звук для исполнения очень быстрых последовательностей нот в своих соло.

Импровизация

Когда джазовые гитаристы импровизируют , они используют гаммы, режимы и арпеджио, связанные с аккордами в последовательности аккордов мелодии. Подход к импровизации изменился с самых ранних эпох джазовой гитары. В эпоху свинга многие солисты импровизировали «на слух», украшая мелодию орнаментом и передавая ноты. Однако в эпоху бибопа быстрый темп и сложные последовательности аккордов делали все труднее играть «на слух». Наряду с другими импровизаторами, такими как саксофоны и пианисты, джазовые гитаристы эпохи бибопа начали импровизировать над сменой аккордов, используя гаммы (целая шкала тонов, хроматическая шкала и т. Д.) И арпеджио. Джазовые гитаристы, как правило, импровизируют вокруг отношений аккорда и гаммы, а не переделывают мелодию, возможно, из-за того, что они знакомы с аккордами, полученными в результате их роли на сочинении. Источником мелодичных идей для импровизации является расшифровка импровизированных соло с записей. Это дает джазовым гитаристам источник «фраз», мелодических фраз и идей, которые они включают в неизменном виде или в вариациях, и является устоявшимся способом обучения у предыдущих поколений игроков.

Стили игры

Ритм биг-бэнда

В джазовых биг-бэндах , популярных в 1930-1940-х годах, гитарист считается неотъемлемой частью ритм-секции (гитара, ударные и бас ). Обычно они играли в такт четыре обычных барабана, хотя возможна и гармоничная импровизация. Фредди Грин , гитарист оркестра Count Basie , был известным представителем этого стиля. Гармонии часто минимальны; например, основная нота часто опускается в предположении, что она будет исполнена басистом.

Сбор в малых группах

Когда джазовые гитаристы играют аккорды под мелодию песни или сольные импровизации другого музыканта, это называется « компилирование », сокращение от «аккомпанемент». Стиль аккомпанемента в большинстве джазовых стилей отличается от аккордового инструмента во многих популярных музыкальных стилях. Во многих популярных стилях музыки, таких как рок и поп, ритм-гитарист обычно исполняет аккорды в ритмической манере, которая задает ритм или грув мелодии. Напротив, во многих современных джазовых стилях в пределах меньшего размера гитарист играет гораздо реже, смешивая периодические аккорды и нежные голоса в паузах в мелодии или соло и используя периоды тишины. Джазовые гитаристы обычно используют при сочинении самые разные инверсии , а не только стандартные голоса.

Аккордовая мелодия и соло без аккомпанемента

В этом стиле гитарист стремится воспроизвести всю песню — гармонию, мелодию и бас — примерно так, как это могут сделать классический гитарист или пианист . В этом стиле нельзя оставлять аккордовые корни на усмотрение басиста. Сами аккорды могут использоваться редко или более плотно, в зависимости как от отдельного исполнителя, так и от его или ее аранжировки конкретной пьесы. В разреженном стиле полный аккорд часто играет только в начале мелодической фразы. Напротив, более плотные аккордовые текстуры подходят для аккордового соло (см. Ниже). Третий подход — поддерживать стабильную, насыщенную басовую партию, как у пианиста из Нового Орлеана. Здесь одновременно воспроизводятся не более двух или трех нот, а полная гармония обозначается арпеджиацией. Сторонники этого стиля часто происходят из кантри , фолка или рэгтайма , такие как Чет Аткинс , хотя иногда его используют и прямые джазовые практики, например Мартин Тейлор . Мелодию-аккорд часто играют с помощью плектра (см. Тал Фарлоу , Джордж Бенсон и др.); тогда как фингерстайл , как практикуется Джо Пассом , Джорджем ван Эпсом , Тедом Грином , Робертом Конти , Ленни Бро или гибридным пикированием, как практикуется Эдом Бикертом , Ласло Сирсом и другими, позволяет использовать более сложный, полифонический подход к соло без сопровождения аккомпаниатора.

«Дувание» или одиночное соло

Обычно считается, что Чарли Кристиан и Джанго Рейнхардт инициировали использование гитары для воспроизведения мелодий и импровизаций на других инструментах, причем первый использовал раннюю форму усиления, а второй играл с силой на акустической гитаре. На протяжении многих лет джазовые гитаристы могли солировать в стандартных джазовых идиомах, таких как бибоп , крутой джаз и так далее, в то же время впитывая влияния рок-гитаристов, такие как использование электронных эффектов.

Аккордовое соло

Джазовые гитаристы не ограничиваются импровизацией одной ноты. При работе с аккомпанементом аккордовые соло создаются путем одновременной импровизации аккордов (гармонии) и мелодии, обычно в верхнем регистре на струнах 1,2,3 и 4. Уэс Монтгомери был известен тем, что играл последовательные припевы в отдельных нотах, затем октавах и, наконец, аккордовое соло — это можно услышать в его импровизации на стандарт Lover Man (Oh, Where Can You Be?) . Играя без аккомпанемента, джазовые гитаристы могут создавать аккордовые соло, играя бас, мелодию и аккорды, индивидуально или одновременно, на любой или всех струнах — например, работы Ленни Бро , Джо Пасс , Мартина Тейлора и других. Этот метод также может быть включен в несопровождаемый солирования: например , Джанго Рейнхардт «s „импровизации“ , как он называл его сольным.

Источник

Оцените статью