Взаимосвязи в гитарном искусстве
Встречаясь с выражением «мир гитары», мы относимся к нему как к некой метафоре, украшению речи и не больше. Однако, такое отношение глубоко ошибочно. За более чем 800-летнюю историю гитары, в культуре человечества действительно сформировался уникальный феномен: мир гитарного искусства, имеющий свою разветвленную историю и еще более разнообразное настоящее.
Мир гитары — это именно мир, а не отдельные явления, не имеющие между собой никакой связи. Это мир, живущий по своим, четко действующим, законам. Как в реальном мире разные страны возникали, развивались, объединялись и делились, так и стили в гитарном искусстве рождались, изменялись, а порой, исчезали почти бесследно. Как в реальном мире невозможно рассматривать отдельную страну, без учета ее истории и связей с остальным миром, так и каждый отдельный стиль в гитарном искусстве нельзя рассматривать изолированно от всего разнообразия мира гитары.
Для того чтобы наглядно проиллюстрировать эту мысль, мы изобразили существующий сегодня мир гитарного искусства в виде большого дерева:
Ветви — это стили, жанры и направления мирового гитарного искусства. Конечно, мы не смогли изобразить их все, нам пришлось ограничиться только самыми главными, основными. Иначе этих ветвей было бы так много, что рассмотреть в их переплетении что-либо было бы совершенно невозможно.
Давайте совершим обзорную экскурсию.
Вот, например, гитара фламенко (испанская гитара). Гитара пришла из Испании, и Фламенко — один из истоков современного гитарного искусства. Достижения испанских фламенкистов определили пути развития гитарной техники на много столетий вперед. Кстати, современная техника игры на эстрадной гитаре во многом базируется на принципах, заложенных испанцами! Между прочим, и современная классическая гитара тоже берет начало от испанской гитары.
Многие знают, что есть двенадцатиструнная гитара (например, на ней аккомпанирует себе Александр Розенбаум), но мало кто встречался с десятиструнной гитарой. А есть и такая! И если двенадцатиструнная гитара — это обычная гитара со сдвоенными струнами (зачем? — хороший вопрос — да просто, чтоб громче звучала), то десятиструнка — это та же шестиструнная гитара, но с четырьмя добавочными басовыми струнами. Сконструирована она была для того, чтобы увеличить диапазон звучания. На такой гитаре можно было сыграть те произведения, которые трудно исполнить на обычной шестиструнной. Это достаточно редкий инструмент (Кстати, ярчайшим представителем этого направления является крупнейший испанский гитарист Нарцисо Иепес). Мы не могли обойти вниманием десятиструнную гитару, именно потому, что она является, на сегодня, последним представителем целого семейства многострунных гитар (имевших от 8-ми, до 18-ти, а иногда даже до 48-ми струн), существовавших в разное время, в разных странах мира.
К классу многострунных гитар относится и ГРАН-гитара — звездное изобретение двадцатого века (ГРАН-гитаре немногим более 15 лет). ГРАН — это аббревиатура, происходящая от полного названия этого инструмента — «Гитара Российская Акустическая Новая». Авторами ее являются наши российские гитаристы Анатолий Ольшанский (Москва) и Владимир Устинов (Челябинск), в содружестве с Полом Маккартни. И если идея создания двенадцатиструнной гитары заключается в усилении громкости и объема звучания посредством простого удвоения струн, то принципы, заложенные в ГРАН-гитару, совершенно иные. В небольшой статье, конечно же, невозможно детально рассказать об уникальных достоинствах этого удивительного инструмента, и особенностях игры на нем. Но вкратце скажем следующее: если на двенадцатиструнной гитаре все струны (металлические) расположены в одной плоскости над грифом, то у ГРАН-гитары используются и металлические и нейлоновые струны одновременно, и располагаются они в разных плоскостях: металлические находятся под нейлоновыми (то есть, металлические расположены несколько ближе к грифу, чем нейлоновые) и немного наискосок от них. В итоге, можно играть только на нейлоне, а можно «подключить» и металл. разнообразие различных приемов и способов игры на этом инструменте просто поражает! Музыканты, виртуозно владеющие этой гитарой, добиваются совершенно необыкновенных акустических эффектов, «синтезируя» комбинации различных техник игры на ней. ГРАН-гитара явилась своеобразным уникальным акустическим синтезатором, способным сделать то, что не под силу другим музыкальным инструментам!
Конечно же, в каждой стране гитара развивалась как-то по-особенному, по-своему. Каждая нация привносила некий неповторимый колорит в гитарное музыкальное искусство. Так, например, семиструнная гитара получила мировое признание только попав на благодатную почву русской музыки. И именно Россия стала ее второй родиной, так что во всем мире она даже называется не иначе, как русская семиструнная гитара. Сейчас это довольно редко встречающийся инструмент. Но, тем не менее, у нас в стране есть виртуозы, играющие на семиструнной гитаре, которые являются яркими звездами не только на российском музыкальном небосклоне (например, гитаристка-семиструнница Анастасия Бардина (Москва).
Семиструнная гитара как раз и относится к очень крупной ветви национальных школ гитары. Сюда же можно отнести и американскую фолк-гитару или гитару-вестерн, которая очень развита и любима в США, а также английскую гитарную школу, являющуюся наиболее сильной профессиональной гитарной школой в мире. Надо сказать, что на сегодняшний день не Испания и не Америка лидируют по уровню профессионализма гитаристов, а именно Англия. Сюда же можно отнести и латиноамериканскую гитару, так называемую латинас, и португальскую, и множество других гитарных школ и направлений с их национальными особенностями.
Теперь давайте коснемся другого интересного направления гитарного искусства — аккомпанирующей гитары. Это, в первую очередь, бардовское искусство и авторская песня — очень мощное течение во всем мире, что совсем не удивительно. Пение присуще человеку изначально, и, конечно, гитара не могла оказаться в стороне. Развита эта ветвь, вопреки распространенному мнению, не только в России, но и в других странах, разве что называется иначе.
Хотя надо отметить, что не только эта крупная ветвь искусства гитары связана с сопровождением песне и с аккомпанементом вообще. На аккомпанементе очень хорошо можно проследить те самые взаимосвязи в гитарном мире, те тонкие нити, которые соединяют разные стили музицирования. Ведь не только бардовская гитара выполняет функцию сопровождения в песне. Гитара фламенко сопровождает пение кантеоров, семиструнная гитара сопровождала русский городской романс, и та же электрогитара далеко не всегда играет ведущую роль в группе.
Кстати, электрогитара появилась из той же почки, что и джазовая гитара. Разделяет их всего два-три десятилетия. Гитара в джазе пришла на смену банджо. Для этого ее даже пришлось несколько модернизировать, сделав более выпуклыми деки (наподобие дек скрипки или виолончели), для того, чтобы звук ее стал максимально громким и приобрел характерный стаккатный сустейн (очень короткую длительность звучания), необходимый для выполнения в джазе ее ритмо-гармонической функции. Электрогитара же явилась следующим этапом усовершенствования звуковых характеристик эстрадной гитары с приходом эпохи электроники.
Сегодня именно электрогитара является наиболее яркой представительницей мира гитары. Она впитала в себя все, выработанные в течение нескольких столетий, достижения мирового гитарного искусства.
Начинающим гитаристам кажется, что достаточно взять в руки медиатор и Fender Stratocaster, поставить «рычащую» квинту и половина успеха у тебя в кармане.
Ан, нет — не тут-то было.
Освоение этого инструмента требует долгой и кропотливой работы, знания различных видов техники и приемов игры, и глубокой исполнительской культуры в целом. Вам никогда не удастся достичь чего-либо значительного, если вы не удосужились правильно поставить руки (игровой аппарат), а Ваши теоретические знания о музыке и о гитаре можно записать на одной почтовой открытке!
В европейских консерваториях эстрадные гитаристы обязательно очень серьезно изучают акустическую гитару и базовые техники игры на инструменте. Только глубокие знания и владение базовыми гитарными техниками позволяет вырваться из круга любительского музицирования. Вспомните таких суперзвезд, как Ричи Блэкмор, Джими Хендрикс, Ингви Малмстин, Эл Ди Меола, Карлос Сантана, Эрик Клэптон. Все крупнейшие гитаристы мира, в каком бы стиле они не играли, великолепно владеют базовыми техниками игры и акустической гитарой. Без этого они так и остались бы заштатными гитаристами, ремесленниками, удел которых — подражание. Они никогда не смогли бы достичь уровня настоящих Художников, Мастеров.
Конечно, можно сразу заняться блюзом или хард-роком. Но при этом было бы чрезвычайно полезно развить свой музыкальный слух , максимально расширить кругозор, свои знания о гитаре и о музыке вообще! Без этих знаний Вы никогда не будете знать, как эффективнее формировать и совершенствовать технику игры, не научитесь чувствовать и понимать свой инструмент, а значит, никогда не подниметесь, в избранном Вами стиле, к вершинам мастерства. Так же как веточка не может расти без дерева, так и Ваше искусство неминуемо засохнет, лишенное главного — знания и владения базовыми гитарными техниками.
Посмотрите, откуда берут начало и растут все направления, а главное — что их питает!
Безусловно, ни одно учебное заведение, ни одна консерватория в мире не возьмется обучить Вас всему, что изображено на нашем Древе гитары. Да этого и не нужно. Если Вы будете высокообразованным музыкантом и гитаристом, владеющим базовыми знаниями и техниками игры — вы легко освоите любой стиль, впишетесь в любое направление, станете лидером-виртуозом любой группы. Музыкант, великолепно владеющий базовыми гитарными техниками, чувствует себя в мире гитары как рыба в воде. Поэтому, в выбранном стиле, Ваше движение к вершинам мастерства будет несравнимо более легким и стремительным!
Источник
Гитара это искусство или творчество
Музыкальный инструмент: Гитара
Гитара… Какие ассоциации возникают, когда слышишь это слово? Страстная испанка танцует зажигательный танец, подыгрывая себе на кастаньетах. Шумные цыгане, поющие свои веселые песни. А может быть тихий летний вечер, берег реки, где под отблески костра звучит задушевная песня. Везде мы слышим пленительный тембр гитары — инструмента, который покорил народы всего мира. Ей доверяют душевные переживания и делятся своей радостью, поэты посвящают ей стихи. Многие знаменитости любили слушать гитару, И. Гете, Дж. Байрон, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой посвятили ей немало строк в своих великих произведениях.
Историю гитары и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.
Звук
«. У гитары нежный звук, как прикосновенье рук. У гитары тихий звук, словно шепчет друг. » — так писал о своем любимом инструменте замечательный испанский гитарист-виртуоз Ф. Таррега. Бархатный и мягкий гитарный тембр великолепно гармонирует со звучанием разных инструментов, например, мандолины , балалайки, скрипки .
Звук на инструменте — это результат колебания натянутых струн, прижимая их пальцами левой руки на ладах, исполнитель получает нужную высоту звука.
Диапазон гитары составляет почти четыре октавы (от « ми» большой октавы до «си» второй октавы).
Строй: 6 струна — «ми» большой октавы; 5 – «ля» большой октавы; 4 – «ре» малой октавы; 3 – «соль» малой октавы; 2 – «си» второй октавы; 1 – «ми» первой октавы. Инструмент звучит на октаву ниже действительной для него нотной записи.
Базисными способами извлечения звука на гитаре являются щипок и удар по струнам. Щипок бывает двух видов: апояндо (опираясь на нижнюю соседнюю струну) и тирандо (без упоры). Удар и щипок выполняются пальцами правой руки, а также с помощью медиатора (плектра).
Гитаристы–исполнители пользуются дополнительными интересными приемами звукоизвлечения, широко используемыми в различных стилях музыки : баррэ, арпеджио, арпеджиато, легато, тремоло, восходящее и нисходящее легато, бенд (подтяжка), вибрато, глиссандо, стаккато, тамбурин, гольпе, флажолеты.
Фото:
Интересные факты :
- В Национальном археологическом музее Афин хранится скульптура, датируемая четвертым столетием до нашей эры, изображающая девушку, музицирующую на гитаре.
- Антонио Торреса, которого называли гитарным «Страдивариусом», до сих считают самым лучшим мастером по изготовлению этих инструментов.
- В Музее музыкальных инструментов, находящимся в консерватории Парижа находится гитара, принадлежащая работе веницианского мастера К. Коко. Образец, на котором стоит дата – 1602, является первым дошедшим до нас инструментом 17 века.
- Николо Паганини, выдающийся итальянский скрипач, виртуозно играл как на скрипке, так и на гитаре. Многие технические гитарные приемы он переносил на скрипку, и по высказываниям современников своим невероятным мастерством Паганини обязан гитаре. Маэстро любил говорить: «Я король скрипки, а гитара моя королева». Гитара знаменитого скрипача является экспонатом музея Парижской консерватории.
- Увлекались исполнением на гитаре такие знаменитые композиторы, как К.М. Вебер, Д. Верди, А. Диабелли.
- Выдающийся немецкий композитор Ф. Шуберт очень трепетно относился к гитаре. Инструмент, на котором музыкант играл и не расставался с ним всю свою жизнь, сейчас является экспонатом музея – квартиры Франца Шуберта в Вене.
- Знаменитый испанский композитор и гитарист Фернанд Сор, именуемый современниками «Мендельсоном гитары», пять лет в начале 19 века жил в Москве вместе со своей женой, которая служила балетмейстером в Императорском театре. Гюллень Сор ставила преимущественно балетные спектакли, музыку к которым писал ее супруг.
- В Академии науки и технологии Хьюстена (США) была изготовлена самая большая в мире гитара. Она имеет длину более 13 метров, что в 6-7 раз больше человеческого роста. Поскольку все пропорции инструмента соблюдены и толстые струны, сделанные из авиационного кабеля имеют соответствующую длину, то звук у него такой же, как на обычной гитаре.
- Самый большой ансамбль гитаристов выступил в Польше 1 мая 2009 года и состоял из 6346 участников.
- Американская компания по производству музыкальных инструментов «Fender» производит около 90 000 струн в день. Это более 30 000 км. в год, что равно расстоянию кругосветного путешествия.
- В Карнельском университете Нью-Йорка в 1997 году была изготовлена самая маленькая гитара. Инструмент, длина которого составляла 10 микрометров, был изготовлен из кремния. Струны гитары вибрировали на чистоте в 1000 раз превышающей восприимчивость человеческого уха.
- Самое длинное беспрерывное выступление на гитаре продолжалось 114 часов 6 минут и 30 секунд, оно состоялось в июне 2011 года. Этот рекорд был установлен Дэвидом Брауном в Дублине (Ирландии) в пабе «Temple Bar».
- Электрически усиленная гитара была изобретена Джорджем Бичемпом в 1931 году, а в 1936 году всемирно известная американская фирма «Гибсон» создала свою первую электрогитару.
- Одними из самых популярных производителей гитар являются фирмы «Gibson, «Dean», «PRS», «Ibanez», «Jackson», «Fender», «Martin», «Gretsch», «Hohner», «Takamine», «Strunal», «Furch», «Almansa», «Amistar», «Godin» и другие.
- Гитару Б. Дилана, прославленного американского актера, автора и исполнителя, продали ровно за 965 тысяч долларов в декабре 2013 г. через аукционный дом «Кристис». До этого самой дорогой гитарой считалась Stratocaster Эрика Клэптона «Блэки», проданная в 2004-м году за 959 500 долларов.
- Би Би Кинг — американский блюз-гитарист, певец, именуемый поклонниками «королём блюза», является первым музыкантом, применившим электрогитару в рок-музыке.
- Памятники гитаре установлены в г. Набережные Челны (Россия), в Парачо (Мексика), в г. Бейрут (Ливан), на реке Катунь (Россия), в г. Абердин, штат Вашингтон (США), в селе Морское (Россия), в г. Кливленд (США), в г. Китченере (Канада), в г. Челябинск (Россия), в г. Потоси (Боливия), в г. Майами (США).
Конструкция
Принцип конструкции струнных инструментов почти всегда одинаков и включает корпус (кузов) инструмента и гриф с головкой.
- Нижняя и верхняя деки, из которых состоит корпус гитары, соединены друг с другом обечайками, изогнутыми в виде восьмерки. В зависимости от типа гитары верхняя дека оснащена одним или несколькими резонаторными отверстиями, а также подставкой для крепления струн и нижним порожком. Самая широкая (нижняя) часть корпуса гитары равна 36 см, а верхняя – 28 см. Корпус концертной гитары обычно изготавливается из резонаторной ели или белого клена.
- Гриф, вытачиваемый из древесины прочных пород, с одной стороны имеет так называемую пятку, прикрепленную к обечайке. С другой стороны гриф заканчивается головкой с колковой механикой, которая служит для натяжения струн. На гриф приклеивается накладка с встроенными металлическими порожками, разделяющими лады, которые располагаются в хроматическом порядке. Между шейкой грифа и головкой находится верхний порожек, влияющий на уровень высоты струн.
На современной гитаре обычно устанавливаются синтетические или металлические струны.
Общая длина инструмента — 100 см.
Разновидности
В настоящее время все гитары подразделяют на два типа: акустические и электрические.
Акустическая гитара имеет полый корпус, с находящимся в нем резонирующем отверстием. Она королева на концертной сцене и участница простых дворовых посиделок.
Акустическая гитара очень многолика, так как имеет разные варианты, вот некоторые из них:
- Классическая – является прямым потомком испанской гитары. Отличается широким грифом и обязательным наличием нейлоновых струн, которые звучат мягко и негромко. Данный тип гитары применяется на академической концертной сцене, а также в учебных классах.
- Дредноут — имеет названия Кантри и Вестерн. Из-за наличия металлических струн звучит громко и звонко. На таком инструменте звук извлекают с помощью медиатора. Этот вид инструмента используется для исполнения в разных стилях.
- Джамбо – гитара с увеличенным корпусом и громким звуком, наиболее востребована в рок, поп, блюз, кантри-музыке. Из-за металлических струн звукоизвлечение происходит с помощью медиатора.
- Укулеле – второе название гавайская гитара. Миниатюрный инструмент с четырьмя нейлоновыми струнами и техникой исполнения как на обыкновенной гитаре. Звукоизвлечение происходит кончиками пальцев или специальным медиатором из войлока.
- Семиструнная — (цыганская или русская). Имеет семь струн, настроенных по терциям. Владимир Высотский, Булат Окуджава и Сергей Никитин предпочитали данный вид гитары.
- 12 струнная – очень большой и массивный инструмент. Главное отличие — наличие 12 спаренных струн.
- Электроакустическая – вид гибридного инструмента, в котором наличие встроенного пъезозвукоснимателя дает возможность подключения к усилителю.
- Полуакустическая – переходный инструмент от акустической к электрогитаре. Наличие полого корпуса роднит её с акустической гитарой, а наличие звукоснимателя и регуляторов тембра сближает с электрогитарой. Инструмент имеет второе название джаз-гитара, так как в основном применяется в джазе. Полуакустическая гитара по форме напоминает скрипку. Имеет два резонаторных отверстия как у скрипки — в виде буквы «f».
- Бас— одна из разновидностей акустических гитар. Инструмент имеет 4 струны и предназначен для исполнения партий в низком диапазоне.
Второй тип гитары — это электрогитара, являющаяся сегодня самостоятельным видом музыкального инструмента, который имеет возможность обработки звука, что позволяет музыкантам достигать различных желаемых звуковых эффектов.
Применение и репертуар
Область применения гитары очень широка, ей подвластно многое. В самых различных формах популярной музыки, а также в таких стилях, как джаз, блюз, рок, фанк, соул, металл, кантри, рок-музыка фолк, фламенко, мариачи основным инструментом является гитара. Она может аккомпанировать, а может выступать как солирующий инструмент.
Библиотека репертуара для инструмента огромна, есть даже концертные произведения с симфоническим оркестром. Талантливые композиторы-исполнители, среди которых: Ф. Таррега, Д. Агуадо, М. Джулиани, Ф. Сор, Ф. Карулли, А. Сеговия, М. Каркасси оставили для потомков большое творческое наследие. Очень любили гитару, увлекались игрой на ней и не обошли своим композиторским вниманием такие великие мэтры, как Л. Шпор, Г. Берлиоз, Ф. Шуберт, К. М. Вебер, А. Диабелли, Р. Крейцер, И. Гуммель. Композиторы К. Монтеверди, Г. Доницетти, Д. Россини, Д. Верди, Ж. Массне использовали звучание гитары в своих оперных спектаклях.
Особенно хочется отметить заслугу в обогащении гитарного репертуара легенду скрипичного исполнительства Н. Паганини. Его наследие составляет около двух сотен различных сочинений — это сольные пьесы, а также различные ансамбли для гитары и скрипичных инструментов.
Популярные произведения
Исполнители
Каждый период развития инструмента выявлял замечательных музыкантов–исполнителей. Они не только покоряли слушателей своей блестящей и виртуозной игрой, но, сочиняя произведения для гитары, вносили неоценимый вклад в расширение репертуара для инструмента,
Первыми известными виртуозами-гитаристами были музыканты, которые блистали при дворах королей и знатных вельмож, среди них: Х. Паленсия, А. Пеньефьель, А. Толедо, М.Толедо, Р. Гитарра, Ф. Кабесон, Л. Милан, Л. Нарваес, Х. Бермудо, А. Мударра , Э. Вальдеррабано, Д. Писадор, М. Фуэньяма, Л. Инестреса, Э. Даса, Х. Амат, П. Сероне,Ф. Корбетта, Н. Веласко, Г. Гранатта, Д. Фоскарини, Г. Санс, Л. Рибайяс, Р. Висео и Ф. Герау, Ф. Аспаси, Л. Ронкалли, Д. Кельнер, С. Вейс, Ф. Корбетта, Р. Визе, Ф. Кампион, Г. Санз. Все наследие, оставленное этими музыкантами очень ценится и востребовано и в нынешнее время.
Следующий этап в истории инструмента, называемый «золотым веком гитары», неразделим с творчеством незаурядных музыкантов, добившихся мирового признания и доказавших, что гитара на концертной сцене может достойно соперничать с другими инструментами. Д. Агуадо, Ф. Сор, Ф. Карулли, Д. Регонди, М. Джулиани, Х. Аркас, М. Каркасси, А. Нава, З. Феранти, Л. Леньяни, Л. Моретти – профессиональное мастерство этих концертантов подняло искусство исполнения на гитаре на очень высокий уровень.
Развитие исполнительского искусства в 19 веке тесно связано с именем выдающегося гитариста Ф. Тарреги, в руках которого гитара могла звучать как камерный оркестр. Заложивший основу в классической технике исполнительства на инструменте, он воспитал созвездие талантов, среди которых: Д. Прат, И. Лелюп, Э. Пухоль, М. Льобет, Д. Фортеа.
20 век подарил миру замечательных исполнителей-гитаристов, новаторов в различных стилях и музыкальных жанрах. А. Сеговия, Би Би Кинг , Д. Пейдж, Д. Гилмор, С. Вон, Д. Хендрикс, П. Нельсон Э́. Ширан, Р. Джонсон, И. Мальмстин, Д. Сатриани, Р. Блэкмор оставили неизгладимый след в совершенствовании технических возможностей в гитарном искусстве.
Из российских современных исполнителей особенно хочется выделить имена таких виртуозов, как Н. Кошкин, Л. Карпов, М. Яблоков, В. Козлов, И. Рехин, В. Чебанов, Н. Комолятов, Д. Илларионов, В. Широков, В. Терво.
История
История гитары своими корнями уходит в древнейшие времена, когда охотник, натянув тетиву лука, услышал звук, который пришелся ему по душе. Он понял, что этим можно не только добывать себе пищу, но и услаждать душу, применяя как музыкальный инструмент. Предки гитары были известны еще в 15 веке до нашей эры. Археологи находили рисунки, датируемые данным периодом, изображающие людей с музыкальными инструментами, которые очень напоминали гитару. Искусствоведы считают, что ее колыбель находится в странах Ближнего и Среднего Востока. Народы древнейших цивилизаций: Египта, Шумера, Месопатамии, Индии и Китае имели инструменты с различными названиями, которые могли быть предком гитары. Киннор, кифара, нефер, ситар, набла, сумерер, самблек, самблус, самбуит, пандура, кутур, газур, махал – названий много, но принцип конструкции идентичен: выпуклый корпус, который обычно делали из высушенной тыквы или черепашьего панциря и гриф с ладами. А в третьем или четвертом веке в результате эволюции в Китае появляется инструмент юань, имеющий общие с гитарой элементы конструкции — это резонаторный корпус, состоящий из двух дек, соединенных между собой обечайками.
Так что кто именно был предком гитары, и когда она попала в Европу достоверно не известно. Историки и искусствоведы до сих пор не знают точного ответа, возможно, это была арабская лютня, азиатская китара или древняя кифара.
Начало формирования гитары такой, какой привыкли мы ее видеть, относится примерно к 12 веку. Она, вытесняя другие музыкальные инструменты, становится одной из самых популярных в европейских странах. Инструмент динамично применяют во Франции, Англии, Германии, но особое признание он приобретает в Италии и Испании.
В середине 13 века сведения о гитаре становятся более достоверными. Она получает свое настоящее имя и до нас доходят более точные данные, о ее участии в музыкальной жизни различных стран. В Испании инструмент, активно применяемый как солирующий и аккомпанирующий, становится поистине народным.
Эпоха Возрождения, которая характеризуется бурным расцветом культуры, очень плодотворно сказалась и на развитии гитары. В Испании, где инструмент получил особую народную любовь, его развитие шло наиболее интенсивно. К ранее существовавшим на инструменте четырем струнам добавили пятую, причем четыре струны сдвоили, а одну оставили одинарной. Изменили строй, который впоследствии получает название испанский (E, H, G, D, A). Усовершенствованная гитара вступает в успешную конкуренцию с известными в то время виуэлой и лютней, постепенно вытесняя их из музыкальной жизни.
Инструмент все глубже проникает в массы, он звучит во дворцах знатных вельмож и в домах простых людей. В городах организуются различные «салоны» — ассоциации, кружки, собрания, на которых постоянно проводятся гитарные концерты. Для инструмента в его развитии начинается замечательный период, мода на него распространяется по всей Европе. Композиторами для гитары создается обширная литература, появляются первые издания сочинений для инструмента и учебные пособия. Исполнители — виртуозы показывают выразительные и технические возможности гитары.
В 17 веке испанская гитара активно распространяется по европейским странам, где она становится одним из самых модных инструментов. Толчком этому послужило страстное увлечение музицированием на гитаре французского короля Людовика XIV. В этот же период она пересекла Атлантический океан и прочно обосновалась на американском континенте.
В Европе инструмент продолжал свое преобразование, например, на него установили фиксированные лады. А в Италии для достижения большей звучности, имеющиеся на гитаре струны из жил попробовали заменить металлическими.
В 18 веке инструмент вступает в новый этап своего развития. Появление новых композиторов, сочиняющих для гитары, а также музыкантов — виртуозов являлось признаком растущей популярности инструмента. В это время гитара подверглась ряду конструктивных изменений, которые придали ей более совершенный вид. Инструменту немного поменяли форму корпуса, заменили двойные струны на одинарные и добавили шестую струну, тем самым, расширив его технические возможности. Гитара, сформировавшись по – новому и, приобретя поистине всенародную любовь, вступила в эпоху, которую называют «золотым веком гитары».
В 19 веке усовершенствование гитары продолжается. Созданный в то время испанским гитарным мастером Антонио Торресом инструмент, сегодня мы называем классической гитарой. Этот период также ознаменовался выдвижением замечательных композиторов и музыкантов — виртуозов, внесших неоценимый вклад в развитие инструмента. Однако не все так гладко складывалось в истории гитары.
Во второй половине 19 века востребованность инструмента снижается, и он уходит на второй план, так как все большую популярность приобретает новый для того времени инструмент – фортепиано. Из европейских стран верными гитаре остались только Испания и Англия.
Забвение оказалось не долгим. В 20 веке гитара вновь обретает популярность и расцветает с новой силой. Появившиеся вновь одаренные исполнители-виртуозы, в основном испанского происхождения, меняют отношение широкой публики к ней как к старинному инструменту и выводят гитару на академическую сцену, ставя её в один ряд с такими инструментами, как скрипка и фортепиано.
В 30-х годах прошлого столетия появилась новая разновидность – электрогитара, использование которой кардинально изменило представление об инструменте и его применении.
Гитара – самодостаточный демократичный инструмент, имеющий большую популярность и завоевавший огромную любовь. Во всех своих разновидностях гитара очень универсальна. Она прекрасно чувствует себя на больших концертных сценах, в студиях звукозаписи, дома за праздничным столом и в походах у костра. Став составной частью жизни разных народов, инструмент занял прочное место в чувствах многих людей.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Гитара
Источник