Гитара это какая частота

Содержание
  1. Эквализация инструментов
  2. Содержание
  3. Альт [ править ]
  4. Барабаны [ править ]
  5. Большой барабан [ править ]
  6. Малый барабан [ править ]
  7. Гитары [ править ]
  8. Бас-гитара [ править ]
  9. Акустическая гитара [ править ]
  10. Электрогитара [ править ]
  11. Диапазон гитары. Графические примеры диапазонов с описанием
  12. Диапазон гитары. Общая информация
  13. Что такое диапазон инструмента
  14. Частотный диапазон
  15. Преимущества гитарного диапазона
  16. Диапазон в разных строях
  17. В Standart-строях
  18. В Drop-строях
  19. Диапазоны разных гитар
  20. Диапазон шестиструнной гитары
  21. Диапазон семиструнной гитары
  22. Диапазон четырехструнной бас-гитары
  23. Диапазон пятиструнной бас-гитары
  24. Заключение
  25. Измерение и формирование частотных характеристик электрогитар
  26. Теоретическая часть
  27. Установка и алгоритм обработки
  28. Два слова про установку и измерение
  29. Какие устройства и ПО, повторим еще раз?
  30. Алгоритм
  31. Выделение значимых частей из записи
  32. Нормировка
  33. Гармоники
  34. Получение частотной характеристики
  35. Вернемся к теории
  36. А что еще можно сравнить?
  37. Оговорки
  38. Выводы для тех, кто любит выводы

Эквализация инструментов

Это незавершённая статья.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Содержание

Альт [ править ]

Наиболее характерный для большинства альтов диапазон — это 300..800 Гц. В звуке альта нет ничего особо интересного ниже 100 Гц, поэтому эти частоты можно смело вырезать ВЧ фильтром (если только вы не стремитесь к созданию какого-нибудь специального эффекта).

  • Полнота — 200 — 500 Гц.
  • Атака — 5 кГц.
  • Струна — 2,4 кГц.
  • Скрип — 4,2 кГц .

Барабаны [ править ]

Большой барабан [ править ]

Большой барабан или по другому бочка, обеспечивает ритмическую основу. Выделяется две основных части в звуке: глухое тело и яркий щелчок. «Тело» является нижней границей «мяса» — это та часть звука, которую вы ощущаете грудью. «Щелчок» возникает в момент удара по мембране барабана. Как и любой инструмент «бочка» создаёт множество частот во время удара.

Звукорежиссёры часто пытаются получить один из трех типов барабанного звука:

  1. “Мертвый глухой стук”, характерный для барабанов с одним заглушенным пластиком и тяжелым предметом (кирпич, мешок с песком, основание микрофонной стойки) на корпусе или внутри него.
  2. Резонансный звон, получаемый от барабана с двумя пластиками с небольшим отверстием в переднем.
  3. “Унылый бум” от барабана с двумя пластиками без отверстий в них, характерный для рэпа, хип-хопа и техно.
Читайте также:  Богемская рапсодия партитура для пианино

Первые два типа имеют обычно избыток “мутной нижней середины” в районе 300 Гц – вплоть до 10 дБ — и подъем на несколько дБ верхне-средней части АЧХ (5000 – 6000 Гц). Третий тип тоже имеет небольшой избыток “мути” на 300 герцах и значительный подъем АЧХ в нижней части диапазона (от 40 до 100 герц). Можно слегка придавить и “верха”, уменьшив тем самым нежелательную атаку звука.

В большинстве случаев «тело» бочки находится между 40Гц и 80Гц, в то время как «щелчок» расположен между 1кГц и 5 кГц. При этом, «мутность» у бочки обычно расположена между 220 и 340Гц. Так, в качестве основной рекомендации при эквализации бочки, постараться усилить частоты в районе 40 и 80 Гц для большего «мяса», вырезать частоты в районе 300Гц для уменьшения мутности и поднять/опустить частоты между 1 и 5 кГц для выделения/подавления щелчка.

Помимо традиционного вырезания участка 200..400 Гц, в ряде случаев может помочь вырезание узких участков (эквалайзером с высокой добротностью) в районе 160 Гц, 800 Гц и 1300 Гц. Это нужно для того, чтобы выделить в миксе звучание других басовых инструментов — например, гитары. Можно включить фильтр высоких частот с частотой среза около 50 Гц — это сделает звук бочки более плотным и поможет компрессору справиться с его обработкой (так как на вход компрессора будет подан более «музыкальный» сигнал).

  • Низы — 80 — 100 Гц.
  • Тело — 120 Гц.
  • Пустота — 400 Гц.
  • «Щелчок» (точка) — 3 — 5 кГц.

Малый барабан [ править ]

Малый барабан или рабочий барабан, может быть очень коварным при эквализации. Все барабанные звуки совершенно неповторимы и таким образом требуют своей особенной подстройки эквализации. Звук каждого барабана зависит от его индивидуальной настройки, от стиля исполнения и качества самого барабана, что делает работу особенно сложной. Несмотря на эти факторы, большинство малых барабанов имеют звуковое сходство.

Нижняя граница находится в районе от 100 до 160 Гц. Наиболее «жирная» часть его звука обычно образуется в 220-240 Гц области, в то время как яркость атаки находится в 4-5кГц области. 300-700 Гц являются гулкими, вырезайте их, если понадобится. Эквализация высоких частот(в районе 8кГц и выше) малого барабана может иногда добавить приятный хруст во время атаки, но если часть звука от хай-хэта «протекает» на трек малого барабана, усилениечастот может значительно усилить так же и хай-хэт.

Звук малого барабана обычно имеет подъем в районе около 5000 – 6000 Гц и, иногда, небольшой подъем в области 60 – 100 Гц позволяющий тонкому барабану звучать “жирнее”. Иногда следует “прибрать” усиление на 300 герцах и уменьшить “шлепок” на частотах от 800 до 1000 Гц для придания звуку барабана “округлости”.

  • Жирность — 120 — 240 Гц.
  • Пустотелость — 400 Гц.
  • Удар — 900 Гц.
  • Резонанс — 2,5 кГц.
  • Треск — 5 кГц.
  • Щелчок — 10 кГц.

Гитары [ править ]

Обычно при обработке звука гитары, необходимо лишь украсить её поднятием диапазона от 3000 до 6000 Гц, и слегка опустить бубнящие 300 Гц.

Бас-гитара [ править ]

Бас-гитара служит источником всех тех частот, которые вы стремитесь убрать в звуке всех остальных инструментов. Четкость звучания баса во многом определяется участком в районе 800 Гц. Слишком высокий уровень низких частот приведет к «замазыванию» баса и сделает его неразборчивым. Существует такой подход к созданию звука баса: полностью вырезать все частоты ниже 150 Гц, сформировать среднечастотным эквалайзером нужный вам тембр и затем постепенно вводить обратно низкие частоты до тех пор, пока в звуке не появится нужная вам энергия и мощность. Если бас звучит неопределенно, проблема скорее всего в избытке низких частот и недостатке средних. Представляйте себе звук в линейном виде, как на диаграмме — «бугор» в области низких частот будет прятать от вас все, что лежит за ним в области средних и высоких.

При обработке звука некоторых бас-гитар необходимо убрать некоторое количество нижней середины (не переусердствуйте, иначе получите тонкий нечитаемый бас). Так же, часто необходимо поднять усиление в диапазоне около 2000 Гц (значительно больше, чем вам кажется, когда вы находитесь в режиме “Соло”). Иногда хорошо бывает поднять “низ” около 40 Гц для придания звуку плотной основы.

  • Низы — 50 — 80 Гц.
  • Атака — 700 Гц.
  • Щелчок — 2,5 кГц.

Акустическая гитара [ править ]

Основная проблема с акустическими гитарами, как правило состоит в том, что они звучат бочковато (из-за неподходящих микрофонов, положения микрофона, акустических характеристик помещения — или просто из-за того, что инструмент плохой). Область «вредной» частоты обычно находится между 200 Гц и 500 Гц; ее надо вырезать. Усиление в области нижней середины скорее всего сделает звук резким, поэтому всегда лучше применять высокочастотный фильтр полочного типа и спада, если требуется придать звуку гитары особую яркость.

  • Полнота — 80 Гц.
  • Тело звука — 240 Гц.
  • Презенс — 2 — 5 кГц.
  • Атака 3,5 кГц.

Электрогитара [ править ]

Нижняя частота электрогитары — 80 Гц. Для устранения бочковатости надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения неприятного резкого призвука — ослабить в районе 1 кГц. Чтобы добиться высокого резкого звука, используйте фильтр плавного нарастания и спада в виде высоко частотной полки. Также можно поэкспериментировать с колоколобразным типом фильтра (6 кГц — 10 кГц). Чтобы «добавить яду», сделать «жалящим» звучание рок-гитары, попробуйте область от 1.5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака не станет такой, как нужно.

  • Полнота — 240 — 500 Гц.
  • Теплота — 400 Гц.
  • Струна — 2,5 кГц.
  • Присутствие — 1,5 — 2,5 кГц, колонка 4×12: срезать 1 кГц. ( но это не точно )

Источник

Диапазон гитары. Графические примеры диапазонов с описанием

Диапазон гитары. Общая информация

Европейская музыкальная теория разделяет звуки на двенадцать нот – семь полных, и пять неполных, обозначаемых диезами и бемолями. Из этого количества музыканты и собирают музыку, комбинируя их между собой по определенным правилам. Ноты разделены между собой октавами – все зависит от того, какую направленность имеет инструмент. Именно то, какие ноты по высоте он может воспроизвести, и называется его диапазоном. Поняв, что это такое, вы еще лучше сможете чувствовать свой инструмент, а также получите ряд теоритических знаний, которые помогут вам писать музыку. В данной статье мы подробно расскажем, что такое диапазон гитары, как на ней расположены ноты, и в чем заключается его преимущество перед остальными инструментами.

Что такое диапазон инструмента

Как уже было сказано выше, все ноты разделены между собой октавами. Если от одной ноты отсчитать 12 полутонов, то вы попадете на ту же самую ноту, но находящуюся в другой октаве. Самая низкая нота из всех слышимых человеком находится в так называемой суб-контроктаве. За ней следует просто контроктава. Потом следует малая, за ней — большая, далее – первая, вторая, третья, и так далее. Диапазон разных инструментов зависит от их предназначения и настройки. В стандартном строе гитары у шестиструнного инструмента открытая E находится в малой октаве, а E на 12м ладу первой струны – во второй октаве. Самая высокая нота находится в третьей октаве – это E на 24 ладу. Чтобы понять, какой диапазон у вашего инструмента, вам нужно узнать ноту самой низкой открытой струны на гитаре , и ноту на 12м ладу первой струны.

На картинке изображен пример в том виде как он записывается в нотной записи, т.е. на октаву выше от фортепьяно.

Частотный диапазон

По своей сути, каждая нота – это звук определенной частоты. Гитара покрывает почти весь слышимый диапазон частот, однако зачастую все они просто не нужны нам – поскольку их лучше воспроизводят другие инструменты. Частотный диапазон гитары начинается от 80Гц и заканчивается примерно на 1600Гц, в зависимости от инструмента и его настройки.

Преимущества гитарного диапазона

Эта тема касается не только размера диапазона гитары, но и особенностей строя. Дело в том, что ноты на грифе гитары можно извлекать в разных местах – позициях. Из-за разной толщины струн мы можем получать разный звук, благодаря чему при одинаковых нотах мы можем получать разное звучание и интонирование инструмента.

Кроме этого, из-за строя, вы можете очень просто находить нужную вам октаву буквально на ходу. Мы знаем, что стандартная гитарная Ми на шестой струне находится в большой октаве. Если зажать седьмой лад на пятой, то мы услышим Ми в первой октаве, и так далее. Таким образом, зная. Какую ноту вам надо сыграть сейчас, вы можете без проблем находить их на грифе, и переходить из одной октавы на гитаре в другую.

Диапазон в разных строях

В Standart-строях

Как уже было сказано выше, в стандартном строе диапазон гитары начинается с ноты E большой октавы и заканчивается на E в первой октаве. Стоит сказать о том, что диапазон гитары в октавах может варьироваться в зависимости от строя. Так, например, в Standart D, при котором все струны опускаются на то ниже, диапазон смещается как раз на один тон.

В Drop-строях

Помимо очевидного преимущества в виде более удобной позиции квинт-аккордов, Drop-строи позволяют расширить гитарный диапазон. Например, в классическом Drop D он начинается не с Ми, а с Ре большой октавы. При этом вы не теряете остальные ноты, как если бы опускали гитару полностью на тон. Смещение происходит точно так же, как и в Standart-настройке – диапазон смещается на такое же количество тонов, на какое вы опускаете струны.

Диапазоны разных гитар

Диапазон шестиструнной гитары

Как уже было сказано выше, в стандартном строе диапазон акустической гитары с шестью струнами покрывает три октавы – от Ми большой до Ми первой.

Диапазон семиструнной гитары

Семиструнная гитара расширяет свой диапазон вниз. Если мы говорим про стандартный строй, то ее диапазон расширяется от Ре большой октавы до Ре первой. Кроме этого, существует альтернативный строй, при котором седьмая струна настраивается в ноту Си уже контроктавы. Это значительно расширяет частотный диапазон инструмента, позволяя исполнять более низкие партии. Особенно такой строй популярен на электрогитарах.

Диапазон четырехструнной бас-гитары

Диапазон бас-гитары начинается от E в контроктаве и заканчивается G в большой. Разумеется, здесь речь идет о стандартном строе.

Диапазон пятиструнной бас-гитары

Расширение диапазона пятиструнной бас-гитары очень похоже на расширение диапазона семиструнной электрогитары. Теперь самая низкая нота – B субконтроктавы, а самая высокая – точно также Соль большой.

Заключение

Знание диапазона своего инструмента – ключ к игре в ансамбле, а также сочинении музыки. Он позволит вам понимать, где и как играть нужную вам партию, а также поможет находить нужные ноты на грифе. Обязательно уделите внимание изучению диапазона вашей гитары – это поможет вам лучше понять то, как строится музыка.

Источник

Измерение и формирование частотных характеристик электрогитар

Поговорим об искусстве. Например, о музыке. Например, о гитарах.

Создание электрогитар вещь достаточно консервативная. Несмотря на огромные успехи в обработке сигналов, которые позволяют доставать из гитар любые звуки в реальном времени (JTV89), до сих пор достаточно ценится тот самый «теплый и ламповый» звук, которым гитара должна обладать сама по себе. С другой стороны, при этом всем, звук гитары должен обладать именно теми характеристиками, которые хочет заказчик, которому вдруг захотелось иметь какой-то специфический звук у своей гитары.

Звук гитары формируется следующими вещами:

  1. Положением звукоснимателей
  2. Характеристиками звукоснимателей
  3. Типом струн
  4. Резонансными свойствами корпуса и материалов

За те струны, которыми будет пользоваться человек, создатель гитары, конечно, не отвечает. Влияние корпусных частей на звук для электрогитар (не полуакустических) штука достаточно религиозная. Влияние этого, с одной стороны не отрицается, но с другой стороны никто толком не знает, как это учитывать (а даже если говорит, что знает, скорее всего ничего толком объяснить не сможет).

Остаются звукосниматели. Их положение и характеристики передачи сигнала. Это мы можем померить, сравнить и учесть. По этим вопросам существует достаточно разработанная и несложная теоретическая база.

Теоретическая часть

Теоретические основы, позволяющие оценить влияние положения датчика, можно найти тут. А простенькое теоретическое описание передаточных характеристик датчика тут. Я со своей стороны, постараюсь как можно короче это все пересказать, чтобы вам по английски не читать.

Струна гитары это веревочка, которая привязана с двух концов. Когда мы ее дергаем, она начинает вибрировать, потому что она привязана и никуда ей не сбежать. Но есть важные аспекты того, как именно это происходит. Струна вибрирует с различными периодами. Периодами кратными длине струны: 1, ½,¼,⅛,… Это можно изобразить такой картинкой:


Гармоники струны. Картинка из www.till.com/articles/PickupResponse

Можно самому провести эксперимент с гитарой, внимательно посмотрев на картинку. Дернуть за струну, а потом легонько пальцем прикоснуться ровно в середине струны. Как можно понять из картинки, такое движение заглушит все нечетные гармоники у которых в этом месте не минимум, и звук не пропадет, а несколько изменится. Такой прием называется натуральный флажолет, если дернуть за струну уже держа палец в середине и тэппинговый флажолет, если дернуть за струну, а потом прикоснуться пальцем. Но это лирика. Нам важно, что частот много и, на самом деле, все не ограничивается только периодами кратными длине струны.

И тут нам надо вспомнить, что звукосниматель создает магнитное поле в районе струны. Металлическая струна колеблется в этом поле прямо над датчиком и возмущает его как-то. За счет этого в контуре датчика образуется ток в соответствии с законом Фарадея. И всякие скорости движения струны непосредственно над датчиком нам и интересны.

Физики установили, что относительная (нормированная) скорость движения струны над каким-то местом струны описывается такой формулой:

X — это расстояние от порожка (нижнего) до звукоснимателя, L — длина вибрирующей части струны(тут есть некоторые оговорки, но мы их опустим).

Примечание о расстоянии X. Если бы струна колебалась только с одной основной гармоникой, максимум этой величины приходился бы ровно на центр струны (синус пи пополам равен 1)

Однако, струна имеет и остальные гармоники, и интенсивность гармоник падает пропорционально квадрату их номера, вторая — в четыре раза слабее, третья — в девять, и так далее. Даже добавление второй гармоники изменит скорость струны и сделает её распределение несимметричным:

А если просуммировать «все» гармоники, максимум сдвинется в положение, находящееся ровно в ⅓ от порожка.

Этот факт и определяет положение датчиков и резонаторного отверстия на корпусе гитары.

И обратно к теме. У каждой струны есть своя основная частота F0, и основная длина струны L0. Очевидно, что изменения частоты при изменении звучащей «длины» будут обратно пропорциональны относительно основных частот (чем больше длина, тем меньше частота):

Можно это взять и подставить в уравнение 1.

Здесь — константа, при условии, что датчик стоит над одним местом струны, и получается, что скорость синусоидально зависит от частоты. Естественно, знак скорости нас не интересует, поэтому можно нарисовать эту зависимость в децибелах, как в вышеуказанной статье:

Теоретическая ЧХ «восприятия» струны датчиком с нулевой шириной. Картинка отсюда

В логарифмическом масштабе частот график амплитуды синуса выглядит изрядно загадочно и необычно… Но зато из формулы (2) очевидно, что при изменении X, вся эта картинка будет сдвигаться вправо/влево относительно оси частот. Это, собственно, и формирует характерные звуки bridge и neck датчиков (тут есть картинка, как это расположено). Для bridge первый пик уезжает вправо, для neck влево. Для bridge X совсем маленький, соответственно F должен быть сильно больше, чтобы достичь первого пика. Таким образом для bridge характерно менее басовое звучание и больше средних частот.

На этом можно было бы остановиться с положением датчика, но это еще не все.

Датчик — это не точка над гитарой, из которой берется звук. У датчика есть ширина. Т.е. Датчик «собирает» и складывает звук над «набором» точек над собой, для каждой из которых частотная характеристика немного сдвинутая. Или умными словами — берется интеграл по всей длине пересечения датчика и струны (сюда тем, кто интегралов не боится). И из этого интеграла у нас получается, что у нас уже не один синус, а два. Оба зависят от частоты и один зависит от X, а другой от ширины датчика W.

Теоретическая ЧХ «восприятия» струны датчиком с конечной шириной. Картинка из http://www.till.com/articles/PickupResponse/

Примерно так это выглядит математически:

где, k — константа, зависящая от струны. Понятно, что W (иногда намного) меньше X даже с учетом деления на 2, поэтому у графика появляется еще один пик, который сдвигается сильно в область высоких частот.

И тут у нас образуются какие-то нехорошие дыры в частотной характеристике (ЧХ) в самых неприятных местах. Если мы будем расширять W, у нас с одной стороны дыры в ЧХ будут пропадать, зато и амплитуда сигнала будет уменьшаться, потому что в формуле (3) в знаменателе стоит W. В общем, есть некоторая проблема, которая, как ни странно, решается автоматически.

Мы много говорили о том, где датчик стоит. Но очень мало о том, как он проводит сигнал. Датчик это RLC-цепь второго порядка с резонансом и его ЧХ выглядит примерно так:

ЧХ типичного датчика как резонансной цепи второго порядка. Картинка из www.muzique.com/lab/pickups.htm

Резонансный пик достаточно изящно покрывает часть дырок, образованных тем фактом, что датчика есть ширина. И все искусство создания гитары состоит в том, чтобы ни в каких нотах особенно не было провалов в громкости, и были пики в нужных местах. В данной статье, правда, мы про это ничего не будем говорить особо. Это измерить можно, например, так.

А теперь, когда вы примерно понимаете, что происходит, собственно, расскажем, что мы измеряли и что получили.

Установка и алгоритм обработки

Нам было интересно узнать, а чем звук выходящий из гитары отличается от того, который звучит, когда дергаешь за струну.

Два слова про установку и измерение

Чтобы это определить, мы брали микрофон Shure M58. В силу его популярности, везде валяется его примерная частотная характеристика. Таким образом мы могли измерить «реальное звучание» (которое и определяется струной и корпусом). Далее ставили микрофон напротив датчика (на оптимальном расстоянии для записи). Дергали за струну. В микрофон записывалось то, что определено пунктами (3,4) из первой части, а в датчик всеми четырьмя. Далее остается только как-то «вычесть» из звука записанного из датчика звук записанный с микрофона и посмотреть, что собственно датчик со звуком делает, в отрыве собственно от того, какой это звук, из чего сделана гитара, и какие на ней струны. Мы написали программу, которая умеет это все делать и строить всякие графики.

На самом деле все не так просто, но про это в конце.

Какие устройства и ПО, повторим еще раз?

Алгоритм

  1. В левый канал мы записываем микрофон, в правый в линию включаем гитару (EMU такое позволяет).
  2. Дергаем за одну струну N раз, чтобы «одинаковые» сигналы записались в датчик и микрофон и было что усреднять. Следим, чтобы между нотами были промежутки тишины.
  3. Убираем шум и немного выравниваем сигналы на глаз (но это не обязательно)
  4. Выделяем из записи каждую отдельную записанную ноту в два массива: нота с микрофона, нота с датчика.
  5. Нормируем все массивы с записями, чтобы ноты имели одинаковую «мощность на единицу времени»
  6. Для каждого массива делаем фурье преобразование N= 32768 (но можно другое, 16384, тоже ничего )
  7. Выделяем в спектрах массивов пики, которые соответствуют, собственно звуку ноты и сглаживаем (Как ни странно, именно сама нота нам особо и не помогает в оценках)
  8. Вычитаем из каждого спектра датичка каждый спектр микрофона (учитывая собственную ЧХ микрофона).
  9. Усредняем результаты для всех частот, получая спектр, характеризующий отличие звука с датчика от звука записанного на микрофон.

Немного пройдемся по некоторым частям процесса.

Выделение значимых частей из записи

Выделение происходит по крайне простому принципу: Где у нас сигнал в среднем больше некоторого граничного значения на протяжении достаточно большого количества времени, то у нас и нота.

  1. Берем абсолютные значения сигнала датчика;
  2. Прибавляем константу C (чтобы нуля не было, потому что потом надо логарифмировать);
  3. Переводим в децибелы;
  4. Сглаживаем скользящим средним;
  5. Проходим по всему массиву, выделяя куски, где сигнал больше некоторой константы Lim;
  6. Откидываем слишком короткие куски;
  7. Считаем, что сигнал у датчика находится там же где у микрофона, поэтому сигнал для микрофона обрезаем по тем же границам.
  8. Возвращаем два массива, содержащих «нарезки» нот.

Нормировка

Все ноты записаны с разной громкостью и громкость с микрофона и с датчика различаются. Поэтому теперь надо это все выровнять, чтобы иметь возможность сравнивать. Для этого мы:

  1. Берем референсный «обрезок» и для него считаем «мощность на единицу времени»:

Где, N — размер i-го массива, r — значения из i-го массива.

  1. Потом для каждого i-го «обрезка» пересчитываем значения массива:

Гармоники

После того, как каждый из обрезков нормируется, от него берется фурье и вычисляется его спектр. В спектре очень много лишнего, от которого надо избавиться. Например, собственно, сыгранная нота, которая имеет большие, но сильно варьирующиеся, амплитуды. Для этого мы для начала все эти пики находим. Как?

  1. Для всего спектра делаем двойное сглаживание скользящим средним с коэффициентом 0.05.
  2. Сглаживание делает ряд запаздывающим относительно оригинального, потому что в скользящем среднем большое значение начинает иметь «предыстория» любой точки. Чтобы этого избежать, находится смещение, проверкой корреляции оригинального ряда и сглаженного. Выбирается такое смещение, которое делает эту корреляцию максимальной.
  3. После этого находятся непрерывные массивы точек, которые превышают сглаженный и сдвинутый график на 1.5 СКО оригинального ряда и из них берется максимальная. Это выглядит примерно так:


Спектр ноты Ми первой октавы и то, как он сглаживается

Далее, относительно каждого пика мы заменяем ±M точек оригинального ряда на точки сглаженного и сдвинутого ряда. В принципе, можно было сразу брать сглаженный, но мало ли что-то важное можно пропустить.

Таким образом, мы получаем ряды «без пиков» как для микрофона, так и для датчика.

Получение частотной характеристики

Вычитая друг из друга полученные ряды датчика и микрофона и далее усредняя, мы получаем что-то такое:


ЧХ Neck датчика копии JP7 (в некотором смысле передаточная функция датчика).

CI+, CI- это плюс/минут доверительный интервал для усредненного ряда. Важно тут понимать, что конкретные значения децибел тут не так важны, как относительное расположение. Мы не знаем какая «на самом деле» была громкость струны. Микрофон мог стоять дальше, мог ближе. Нормирование громкостей сделало громкости интегрально схожими, но мы не знаем, были ли они такими на самом деле. Поэтому подпись оси Y во многом просто потому что не подписывать оси некрасиво. Никакого сакраментального смысла ось Y не несет. Однако иногда бывает интересно посмотреть, как соотносятся сигнал микрофона и датчика, когда они нарисованы отдельно:


Сглаженные спектры для Neck датчика копии JP7. Спектры нарисованы усредненными и сглаженными.

Но опять таки надо помнить, что эти графики можно смело двигать друг относительно друга вверх и вниз.

Вернемся к теории

А зачем собственно нужна была вся эта теория перед графиками? Как эти вещи связаны? Вот тут-то и заключается самое интересное.

Давайте рассмотрим ЧХ для JP7 и такую же теоретическую, рассчитанную для длины грифа 650 мм, расстояния датчика от нижнего порожка 130 мм (neck), шириной датчика 2 дюйма (51 мм), и для Ми первой октавы 328 Гц:

Мы явно видим, как с теоретическими совпадают провалы, связанные с расположением датчика. sin(pi*129.5*1620/(640*328)) примерно равен 0 и это половина периода, ровно как на графике. В районе 4800 Гц провал меньше, потому что именно там находится (скорее всего) резонанс передаточной функции электрической части датчика.

Не всегда оно так очевидно.

Возьмем другую гитару. Fender Stratocaster Ritchie Blackmore Edition. Достаточно характерная гитара со специфическими свойствами и датчиками со сложным названием Seymour Duncan Quarter Pound Flat SSL-4 single-coil Strat pickup. Рассмотрим ее полученную частотную характеристику. Длины грифа 655 мм, расстояния датчика от нижнего порожка 150 мм (neck), шириной датчика 2 дюйм (50 мм) (на самом деле, там стоит очень-очень мощный сингл, и параметры хамбакера для него подходят лучше), и для Ми первой октавы 328 Гц:

Надо сказать, что так получилось не сразу, а при наложении фильтра низких частот на теорию. И в целом видно влияние каких-то других странных вещей.

А что еще можно сравнить?

Посмотрим на тот же фендер. Еще можно сравнить, например, neck (150 мм) датчик c bridge (50 мм) датчиком. Измеряем характеристику первого, характеристику второго, потом смотрим на отдельном графике (после небольшой фильтрации).

Зеленым на графике — bridge, оранжевым — neck. Из графика видно ровно то, что и так все вроде как знают. Neck вытаскивает совсем низкие частоты, Bridge средне-высокие. Вопросы тут, как обычно, возникают в деталях, которые интересны только большим любителям музыки и всего этого. Например, в пиках neck в районе 9000 Гц.

Оговорки

Теперь про то, почему «на самом деле все не так просто».
Микрофон, особенно направленный, снимает тоже только часть струны, как и датчик, соответственно, имеет сходную ЧХ, зависящую от положения микрофона и «ширину» захвата звука. Однако, очевидно, что у микрофона «ширина» датчика намного больше, соответственно, все частоты синуса намного больше и ЧХ микрофона во многом выражается в виде высокочастотных колебаний, «зашумляющих» спектр.

Возьмем, например, частотную характеристику Fender Stratocaster Ritchie Blackmore Edition, измеренную для neck положения датчика. Поскольку ЧХ описывается синусом (как мы это знаем из теории), можно еще раз взять от спектра фурье преобразование, чтобы оценить выделяющиеся частоты (брать фурье от спектра весьма сомнительное развлечение, кстати). Результат представлен на картинке.


Фурье преобразование спектра Fender Stratocaster Ritchie Blackmore Edition (neck)

Четко выделяются пики, определенные свойствами «положения датчика», «ширины датчика» и «ширины микрофона». Скорее всего нет сильно выделенного пика «положения микрофона», потому что микрофон стоял прямо напротив датчика…

Выводы для тех, кто любит выводы

  1. Положение датчика влияет не менее, чем его собственная частотная характеристика. А может даже и больше;
  2. Ширина датчика, исходя из формулы (3), влияет ровно как указано на картинке.

Для сингла она не влияет ровно никак. Для хамбакера все сделано так, что в районе 9000 находится провал. И это тоже формирует фирменный «не яркий» звук такого звукоснимателя. Хотя, конечно, это не единственная вещь, влияющая на звук такого датчика;

  1. Невозможно поставить датчик так (или сделать его такой ширины), чтобы он не убивал какие-то частоты. Собственно эти убитые частоты и задают характерный звук гитары;
  2. Если вы хотите какой-то определённый звук от заказываемой гитары, важно найти, у кого вы этот звук слышали, тогда будет проще ориентироваться на положение датчиков на том инструменте.
  3. В принципе, можно запросто дерзать и теоретически строить какие-то свои фильтры из комбинаций положений, ширин и электрических схем датчиков. Накладывать эти фильтры на какой-нибудь записанный на микрофон звук и смотреть — нравится ли вам? Хотите ли вы, чтобы гитара звучала именно так? Готовы ли вы так искать идеальный звук?

Соавтор:А.А.Городецкий, Imperial College London.

Источник

Оцените статью