Гитара это транспонированный инструмент

Транспонирующие музыкальные инструменты

Транспонирующие музыкальные инструменты ― музыкальные инструменты, на которых реальная высота звуков не совпадает с нотированной, отличаясь от неё на определённый интервал вверх или вниз.

К транспонирующим относятся преимущественно духовые инструменты: большинство медных ― валторна, корнет, труба, саксгорны, некоторые разновидности туб; деревянные ― английский рожок и другие разновидности гобоя, кларнет и его семейство, саксофоны. Значительно реже транспонирующими могут быть смычковые струнные, например, скрипка-пикколо, использовавшаяся в эпоху барокко. Инструменты, звучащие по сравнению с написанными нотами на чистую октаву ниже (гитара, контрабас, контрафагот) или выше (малая флейта, челеста, колокольчики), по существу не являются транспонирующими, так как наименования ступеней звукоряда полностью сохраняются, и такая нотация используется лишь для удобства чтения.

Для транспонирующих инструментов наиболее удобный для исполнения звукоряд нотируется в тональности до мажор (C-dur). Обозначением строя инструмента служит буквенное обозначение звука, который прозвучит при исполнении ноты до: например, кларнет в строе си-бемоль или in B (это указывается в партитуре). В зависимости от строя инструмента написанные ноты прозвучат на определённый интервал выше или ниже. Так, при исполнении ноты до второй октавы на кларнете in B или на трубе того же строя прозвучит си-бемоль первой, на кларнете in A ― ля первой, на английском рожке или валторне in F ― фа первой и т. п.

Предпосылки для существования транспозиции

Нотация для транспонирующих инструментов возникла в XVIII веке, когда в силу несовершенства конструкции духовых инструментов (преимущественно медных) на них было возможно исполнять только звуки из простейшей гаммы или натурального звукоряда. Поскольку наиболее простой по написанию тональностью является до мажор (C-dur), именно в ней стали нотировать партии, отвечающие натуральному строю инструмента.

Читайте также:  Как называют ноты для фортепиано

С усовершенствованием конструкции инструментов в XIX веке им стал доступен более широкий круг тональностей, однако транспонирующая нотация сохранилась. В качестве довода в её поддержку обычно указывается тот факт, что благодаря ей один и тот же исполнитель может легко перейти с одной разновидности инструмента того же семейства на другую, имеющую другой строй при сохранении аппликатуры, например, с гобоя (который не транспонирует) на английский рожок (звучащий на квинту ниже, но с такой же аппликатурой). Иногда по требованию композитора такие смены инструмента совершаются при исполнении одного произведения (например, в опере Д. Д. Шостаковича «Нос» одному музыканту предписано играть на малом кларнете in Es, кларнете in B и бас-кларнете in B).

В партитурах композиторов XX века (Новая венская школа, С. С. Прокофьев и др.) предпринимались попытки писать партии транспонирующих инструментов в соответствии с их действительным звучанием (для удобства чтения партитуры дирижёром), однако такая практика не прижилась.

Источник

Термины и определения в музыке

Транспозицией или транспонировкой называется:

  • перенесение музыкального произведения в другую тональность;
  • перенесение нотной записи партии какого-либо инструмента в другую тональность.

В первом случае в результате транспозиции изменяется высота реального звучания музыки. Во втором случае высота звучания остается неизменной, а меняется лишь условная высота записи данной партии.

Рассмотрим вопросы транспозиции отдельных партий.

Транспонирующим называется музыкальный инструмент, действительное звучание которого отличается от нотной записи его партии на определенный интервал. Интервал этот является постоянным для данного инструмента и называется интервалом транспозиции.

Строй транспонирующего инструмента определяется тем действительным звуком, который мы слышим при извлечении на данном инструменте написанного до. Так, например, если при написанном до реально звучит си-бемоль, значит инструмент в строе си-бемоль. Если при написанном до звучит фа, значит инструмент в строе фа.

Однако не следует упускать из вида, что понятие «строй» применяется в оркестровой практике двояко:

  1. Строй самого инструмента — понятие, определяющее акустическую настройку, основной звук натурального звукоряда инструмента. Применяется ко всем вентильным амбушюрным инструментам (в том числе и к басам) и изредка к тромбонам.
  2. Строй, в котором написана партия какого-либо инструмента — понятие, определяющее интервал транспозиции для данной партии. Может применяться по отношению к любым духовым инструментам.

В ряде случаев эти понятия совпадают. Так, партии корнетов пишутся в строе си-бемоль и сами корнеты тоже в строе си-бемоль. Такое же совпадение имеет место для труб (си-бемоль или ми-бемоль), альтов (ми-бемоль), теноров (си-бемоль). Для баритона (си-бемоль) понятия эти совпадают, если его партия нотирована в скрипичном ключе. Для валторны фа тоже совпадают, если только инструмент не перестраивается в си-бемоль с помощью квартвентиля.

В отношении ряда других инструментов такое совпадение отсутствует. Так, теноровый тромбон настроен в си-бемоль, теноро-басовый с включенным квартвентилем — в фа, малый и большой басы соответ-ственно настроены в ми-бемоль и си-бемоль. Тем не менее партии всех этих инструментов пишутся в соответствии с их действительным звучанием. Так же без транспозиции нотируются в ряде стран партии баритона в басовом ключе. Партии современных валторн пишут в их основном строе фа, не считаясь с возможностью перестройки инструмента.

В партитурах и оркестровых голосах обозначения строев почти всегда относятся к транспонирующим инструментам. Поэтому партии нетранспонирующих инструментов, независимо от акустической настройки последних, оставляются без обозначения строя.

В настоящее время в духовых оркестрах применяются транспонирующие инструменты почти исключительно в строях си-бемоль, ми-бемоль и фа.

В зависимости от интервала транспозиции их можно подразделить следующим образом (сверху вниз):

Сопрановые инструменты строя ми-бемоль: кларнет, корнет (применяется редко), труба (редко), фанфара, саксофон-сопранино (редко). Все они звучат малой терцией выше написанного.

Сопрановые инструменты строя си-бемоль: корнет, труба, кларнет, саксофон-сопрано. Звучат большой секундой ниже написанного.

Альтовые инструменты строя фа: валторна, английский рожок. В исключительно редких случаях могут встретиться: бассетгорн фа и альтовая флейта фа . Звучат все эти инструменты чистой квинтой ниже написанного.

Альтовые инструменты строя ми-бемоль: альт, валторна (редко), саксофон-альт, бассетгорн (редко). Звучат большой секстой ниже написанного.

Теноровые инструменты строя си-бемоль: тенор, баритон, басовый кларнет, саксофон-тенор. Звучат большой ноной ниже написанного.

Кроме того, в некоторых оркестрах может встретиться саксофон-баритон строя ми-бемоль, звучащий большой терцдецимой ниже написанного.

Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя си-бемоль содержит на два диеза больше или на два бемоля меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.

Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя ми-бемоль содержит на три диеза больше или на три бемоля меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.

Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя фа содержит на один диез больше или на один бемоль меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.

Источник

Транспонирующие инструменты симфонического оркестра

Транспонирующие инструменты симфонического оркестра обладают интересной особенностью. Заключается она в том, что реальная высота звучания извлекаемых звуков не совпадает с записью этих звуков на нотном стане. Эта запись может отличаться от реального звучания на определённый интервал. Иногда эти ноты записываются выше, иногда ниже их фактического звучания.

Транспонирующие инструменты (чаще речь идёт о духовых) представлены валторнами, трубами, корнетами, некоторыми тубами, кларнетами, саксофонами, также транспонируют и некоторые варианты гобоя. Кроме того, если мы настроим струнные инструменты не так, как они должны звучать реально, а выше или ниже на какой-либо интервал, то они тоже станут выполнять роль транспонирующих инструментов.

Кроме того, есть целый ряд инструментов, которые звучат на октаву выше или наоборот, ниже того, что написано в нотах. К таким инструментам относятся: контрафагот, контрабас (звучат ниже на октаву); челеста, колокольчики, ксилофон, флейта пикколо (звучат выше на октаву). В данном случае речь не идёт о транспозиции, поскольку ступени звукоряда именуются одинаково. Тем не менее, эти инструменты тоже относятся к транспонирующим.

Каждый из транспонирующих инструментов имеет свой натуральный звукоряд. Обычно он соответствует обертоновому звукоряду инструмента. Все обертоны последовательно образуют совершенно определённые интервальные соотношения. Эта система, то есть определённое сочетание тонов лежит в основе образования лада.

Особенностью здесь является то, что некоторые звуки, извлекаемые на этих инструментах не полностью, не совсем совпадают с темперированным строем. Некоторые из них звучат чуть ниже, а некоторые – чуть выше, чем положено. Эти нюансы связаны с конструкцией каждого из инструментов. Так, например, нота соль в первой и второй октавах (по письму) звучит выше, а ми и си-бемоль во второй октаве – наоборот, ниже, чем должны. И таких примеров очень и очень много.

Некоторые погрешности можно скорректировать во время игры, а некоторые настолько серьёзны, что делают неприменимыми тональности, в которых много знаков. Данную проблему со временем решило изобретение клапанов и вентилей, однако это не повлияло на традицию применения транспонирующей нотации для этих инструментов.

Дело в том, что проблема эта очень тесно связана с аппликатурой. Например, играть на трубе в тональности До мажор намного удобнее с этой технической точки зрения, чем в Си-бемоль мажоре. На тот момент, когда начал применяться такой способ нотации, ещё не существовало симфонического оркестра в современном понимании и такой способ нотации не добавлял особых сложностей.

В результате мы имеем следующее: нота, записанная как «до» второй октавы для так называемого Кларнета in B прозвучит кaк си-бемоль, то есть на большую секунду ниже написанного значения; для Кларнета in A эта же самая нота «до» будет звучать как ля первой; а для Валторны in F – как фа первой октавы. Как вы уже поняли, добавление к названию транспонирующего инструмента таких уточнений, как: in A, in Es, in B, in F и так далее говорит о том, что именно эти указанные ноты будут звучать реально при попытке сыграть записанную в нотах «до».

Между прочим, некоторые транспонирующие инструменты всегда записываются соответственно звучанию (тромбоны и тубы in B).

Три-четыре столетия назад к транспонирующим инструментам относили некоторые органы. Их строй отличался от того, в котором звучал оркестр и, соответственно, нотация осуществлялась в другой тональности.

Пианисту в роли концертмейстера очень важно иметь хотя бы элементарное представление о транспонирующих инструментах, поскольку это добавляет определённые сложности при игре в ансамбле с ними.

Источник

Транспонирующий инструмент

Транспонирующий инструмент — это обычный термин для музыкальных инструментов, в которых нотация не соответствует высоте звука, которая должна звучать, а скорее сдвинута на определенный интервал ( транспонированный ; от латинского transponere , «переводить», здесь в смысле «к одному»). принеси еще одну подачу »). Таким образом, при транспонировании музыкальных инструментов нотный голос не соответствует фактическому звучанию инструмента. Описание транспозиции основывается либо на обозначении (и звук тогда, например, на октаву выше), либо на звуке (и тогда обозначение, например, на октаву ниже). Указание основной настройки (например, «труба в си» или «валторна в фа») на нотном листе показывает на основе ноты c, на какой интервал «звенящая» нота должна отклоняться от нотной ноты. (Например, в «Clarinet in Bb» вместо нотной c звучит a b). Для медных духовых инструментов основная нота соответствующей базовой настройки отмечена как c, а все остальные ноты сдвинуты соответствующим образом. Для язычковых инструментов то же самое относится к их соответствующей основной лестнице .

Содержание

Цель транспозиции

Одна из целей транспонирования — облегчить инструменталисту возможность играть в меняющихся настроениях. Транспонирование гарантирует, что одно и то же изображение ноты всегда соответствует одной и той же аппликатуре или одному и тому же естественному тону на инструменте, например B. с естественными рогами , которые достигают транспозиции путем прикрепления соответствующим образом настроенных смычков.

Другая цель — особенно с octaving — это использовать на персонал , не слишком много руководящих принципов. Поэтому октавированная нотация используется для инструментов с особенно высоким или низким звуком. Он обозначается числом 8 (в международном масштабе с добавлением, особенно для «оттавы») над или под ключом для октавы или числом 16 для игры на две октавы выше или ниже.

Обычно нетранспонирующие инструменты (инструменты, в которых звук и обозначение соответствуют) включают скрипку, фортепиано, флейту и тромбон.

Примеры транспонирования инструментов

  • звучание на две октавы выше нотного: рекордер Гарклейна , кроталы , глокеншпиль (варьируется от партитуры к партитуре, иногда звучит только на октаву выше)
  • Звучание на октаву выше нотной: флейта-пикколо , записывающие устройства в позициях сопранино и сопрано, кривые валторны , корнамусы и кортхолт в позициях альта и тенора, все записано в скрипичном ключе; Регистраторы в басовом и большом басовом регистрах, записанные в басовом ключе; Глокеншпиль и челеста , записанные в скрипичном и басовом ключах (как фортепиано )
  • звучание на октаву ниже нотной: гитара , лютня , хекельфон , нотная запись скрипичного ключа; Контрабас , электрический бас и двойнойфагот , нотирован в басовых ключах. Кроме того, есть партия тенора, если она записана в скрипичном ключе.

В более узком смысле, транспонирующие инструменты — это инструменты, которые транспонируются с интервалом, отличным от октавы:

  • вверх:
    • Сопрано-кларнет (малый кларнет) в Eb, звучит на минорную треть выше нотной
    • Труба в D или малая труба в D звучит на большую секунду выше нотной
    • Корневая нота Great Highland Bagpipe B, но записана в A (без знака!), Поэтому она звучит на незначительную секунду выше нотной
  • вниз:
    • Кларнет / труба / флюгельгорн / сопрано-саксофон в Bb, звук на большую секунду ниже нотного
    • Гобой д’амур / кларнет ля мажор на минорную треть ниже нотной
    • Альтовая флейта солью, звучит на четверть ниже нотной
    • Альт-саксофон / Валторна / Тенор Хорн / Труба Eb в Eb, звучание на мажорную шестую ниже написанного
    • Теноровый саксофон / бас-кларнет / басовая труба / теноровый валторна в Bb, звук на мажорную девятую ниже нотного
    • Баритон-саксофон в Eb звучит на большой беговой дорожке ниже нотной
    • Валторна (валторна) / английский валторна фа, звук на пятую меньше нотного. Но есть также другие обозначения для других рогов (например, разные формы лукового рожка ). Parforce рог в Bb звучит главную девятый ниже нотирована, то parforcehorn в Eb главных беговой дорожки понизит чем нотирована. Другие натуральные валторны обычно обозначаются «до», т. Е. По высоте звука.

Тот факт, что большинство медных духовых инструментов имеют базовую высоту звука B, влияет на все музыкальные стили. В Новом Орлеане джаз и диксиленд джаз, к примеру, части предпочтительно устанавливают ключи , такие как B плоских главных или соседних клавиш фа мажор или бемоль мажор в круге квинт . Это позволяет инструменталистам легко играть мелодию и аккомпанемент с удобной аппликатурой, при этом виртуозности не мешают чисто механические требования к комбинациям клапанов, аппликатуре и слайдам.

В венской классики , в литавры были в основном нотированы Транспонирование. Поскольку обычная пара литавр была настроена на основной тон и верхнюю квинту, в нотной записи использовались только ноты C и G. Инструкции по соответствующей настройке также можно найти здесь, в начале партии.

Здесь ясно показано:
если труба си-бемоль играет ноту, транспонированную «нотацию си-бемоль» как C, то по си-бемоле нужно ударить на фортепиано так, чтобы звучала та же нота. Если саксофон Eb играет «свою» C в «нотации Eb», в нотации звучания будет та же нота, что и, например, на фортепиано Eb.

Обозначение одинаковых по звучанию нот на транспонированных инструментах
Фортепиано
не трансп.
С. Cis
Des
Д. diş
его
Э. Ф. Fis
Ges
г G резки
плоской
А. Диез
B
ЧАС
Труба
в Bb
Д. diş
его
Э. Ф. Fis
Ges
г G резки
плоской
А. Диез
B
ЧАС С. Cis
Des
Валторна
фа
г G резки
плоской
А. Диез
B
ЧАС С. Cis
Des
Д. diş
его
Э. Ф. Fis
Ges
Саксофон
в Eb
А. Диез
B
ЧАС С. Cis
Des
Д. diş
его
Э. Ф. Fis
Ges
г G резки
плоской

Старые оркестровые произведения

Иногда оркестры используют очень старые ноты, в которых все еще использовались природные трубы, валторны и т. Д. Игрок мог менять эти естественные инструменты во время выступления в зависимости от информации на нотном листе или передумать, меняя трубные повороты; ноты затем также попеременно транспонируются, чтобы соответствовать данному инструменту. Однако сегодня такие духовые партии непрерывно исполняются на одном и том же современном инструменте.

Обозначение Кухло

Хор тромбонов обычно играет в так называемой нотации Kuhlo или C, названной в честь Иоганнеса Кухло . Здесь все (обычно четыре) партии даны в партитуре на нотоносцах в сочетании с наградой . Независимо от базовой настройки своего инструмента, духовые играют нотную ноту (исключение: регистр туба, он должен быть на октаву ниже). Преимущество этого типа нотной записи состоит в том, что хоры тромбонов могут воспроизводить движения непосредственно из сборников гимнов и нот для хоров.

Источник

Оцените статью