Гитара это транспонирующий инструмент

Транспонирующие музыкальные инструменты

Транспонирующие музыкальные инструменты ― музыкальные инструменты, на которых реальная высота звуков не совпадает с нотированной, отличаясь от неё на определённый интервал вверх или вниз.

К транспонирующим относятся преимущественно духовые инструменты: большинство медных ― валторна, корнет, труба, саксгорны, некоторые разновидности туб; деревянные ― английский рожок и другие разновидности гобоя, кларнет и его семейство, саксофоны. Значительно реже транспонирующими могут быть смычковые струнные, например, скрипка-пикколо, использовавшаяся в эпоху барокко. Инструменты, звучащие по сравнению с написанными нотами на чистую октаву ниже (гитара, контрабас, контрафагот) или выше (малая флейта, челеста, колокольчики), по существу не являются транспонирующими, так как наименования ступеней звукоряда полностью сохраняются, и такая нотация используется лишь для удобства чтения.

Для транспонирующих инструментов наиболее удобный для исполнения звукоряд нотируется в тональности до мажор (C-dur). Обозначением строя инструмента служит буквенное обозначение звука, который прозвучит при исполнении ноты до: например, кларнет в строе си-бемоль или in B (это указывается в партитуре). В зависимости от строя инструмента написанные ноты прозвучат на определённый интервал выше или ниже. Так, при исполнении ноты до второй октавы на кларнете in B или на трубе того же строя прозвучит си-бемоль первой, на кларнете in A ― ля первой, на английском рожке или валторне in F ― фа первой и т. п.

Предпосылки для существования транспозиции

Нотация для транспонирующих инструментов возникла в XVIII веке, когда в силу несовершенства конструкции духовых инструментов (преимущественно медных) на них было возможно исполнять только звуки из простейшей гаммы или натурального звукоряда. Поскольку наиболее простой по написанию тональностью является до мажор (C-dur), именно в ней стали нотировать партии, отвечающие натуральному строю инструмента.

Читайте также:  Отырар туралы поэма ноты

С усовершенствованием конструкции инструментов в XIX веке им стал доступен более широкий круг тональностей, однако транспонирующая нотация сохранилась. В качестве довода в её поддержку обычно указывается тот факт, что благодаря ей один и тот же исполнитель может легко перейти с одной разновидности инструмента того же семейства на другую, имеющую другой строй при сохранении аппликатуры, например, с гобоя (который не транспонирует) на английский рожок (звучащий на квинту ниже, но с такой же аппликатурой). Иногда по требованию композитора такие смены инструмента совершаются при исполнении одного произведения (например, в опере Д. Д. Шостаковича «Нос» одному музыканту предписано играть на малом кларнете in Es, кларнете in B и бас-кларнете in B).

В партитурах композиторов XX века (Новая венская школа, С. С. Прокофьев и др.) предпринимались попытки писать партии транспонирующих инструментов в соответствии с их действительным звучанием (для удобства чтения партитуры дирижёром), однако такая практика не прижилась.

Источник

Транспонирующие инструменты симфонического оркестра

Транспонирующие инструменты симфонического оркестра обладают интересной особенностью. Заключается она в том, что реальная высота звучания извлекаемых звуков не совпадает с записью этих звуков на нотном стане. Эта запись может отличаться от реального звучания на определённый интервал. Иногда эти ноты записываются выше, иногда ниже их фактического звучания.

Транспонирующие инструменты (чаще речь идёт о духовых) представлены валторнами, трубами, корнетами, некоторыми тубами, кларнетами, саксофонами, также транспонируют и некоторые варианты гобоя. Кроме того, если мы настроим струнные инструменты не так, как они должны звучать реально, а выше или ниже на какой-либо интервал, то они тоже станут выполнять роль транспонирующих инструментов.

Кроме того, есть целый ряд инструментов, которые звучат на октаву выше или наоборот, ниже того, что написано в нотах. К таким инструментам относятся: контрафагот, контрабас (звучат ниже на октаву); челеста, колокольчики, ксилофон, флейта пикколо (звучат выше на октаву). В данном случае речь не идёт о транспозиции, поскольку ступени звукоряда именуются одинаково. Тем не менее, эти инструменты тоже относятся к транспонирующим.

Каждый из транспонирующих инструментов имеет свой натуральный звукоряд. Обычно он соответствует обертоновому звукоряду инструмента. Все обертоны последовательно образуют совершенно определённые интервальные соотношения. Эта система, то есть определённое сочетание тонов лежит в основе образования лада.

Особенностью здесь является то, что некоторые звуки, извлекаемые на этих инструментах не полностью, не совсем совпадают с темперированным строем. Некоторые из них звучат чуть ниже, а некоторые – чуть выше, чем положено. Эти нюансы связаны с конструкцией каждого из инструментов. Так, например, нота соль в первой и второй октавах (по письму) звучит выше, а ми и си-бемоль во второй октаве – наоборот, ниже, чем должны. И таких примеров очень и очень много.

Некоторые погрешности можно скорректировать во время игры, а некоторые настолько серьёзны, что делают неприменимыми тональности, в которых много знаков. Данную проблему со временем решило изобретение клапанов и вентилей, однако это не повлияло на традицию применения транспонирующей нотации для этих инструментов.

Дело в том, что проблема эта очень тесно связана с аппликатурой. Например, играть на трубе в тональности До мажор намного удобнее с этой технической точки зрения, чем в Си-бемоль мажоре. На тот момент, когда начал применяться такой способ нотации, ещё не существовало симфонического оркестра в современном понимании и такой способ нотации не добавлял особых сложностей.

В результате мы имеем следующее: нота, записанная как «до» второй октавы для так называемого Кларнета in B прозвучит кaк си-бемоль, то есть на большую секунду ниже написанного значения; для Кларнета in A эта же самая нота «до» будет звучать как ля первой; а для Валторны in F – как фа первой октавы. Как вы уже поняли, добавление к названию транспонирующего инструмента таких уточнений, как: in A, in Es, in B, in F и так далее говорит о том, что именно эти указанные ноты будут звучать реально при попытке сыграть записанную в нотах «до».

Между прочим, некоторые транспонирующие инструменты всегда записываются соответственно звучанию (тромбоны и тубы in B).

Три-четыре столетия назад к транспонирующим инструментам относили некоторые органы. Их строй отличался от того, в котором звучал оркестр и, соответственно, нотация осуществлялась в другой тональности.

Пианисту в роли концертмейстера очень важно иметь хотя бы элементарное представление о транспонирующих инструментах, поскольку это добавляет определённые сложности при игре в ансамбле с ними.

Источник

Транспонирующий инструмент

Транспонирующий инструмент — это обычный термин для музыкальных инструментов, в которых нотация не соответствует высоте звука, которая должна звучать, а скорее сдвинута на определенный интервал ( транспонированный ; от латинского transponere , «переводить», здесь в смысле «к одному»). принеси еще одну подачу »). Таким образом, при транспонировании музыкальных инструментов нотный голос не соответствует фактическому звучанию инструмента. Описание транспозиции основывается либо на обозначении (и звук тогда, например, на октаву выше), либо на звуке (и тогда обозначение, например, на октаву ниже). Указание основной настройки (например, «труба в си» или «валторна в фа») на нотном листе показывает на основе ноты c, на какой интервал «звенящая» нота должна отклоняться от нотной ноты. (Например, в «Clarinet in Bb» вместо нотной c звучит a b). Для медных духовых инструментов основная нота соответствующей базовой настройки отмечена как c, а все остальные ноты сдвинуты соответствующим образом. Для язычковых инструментов то же самое относится к их соответствующей основной лестнице .

Содержание

Цель транспозиции

Одна из целей транспонирования — облегчить инструменталисту возможность играть в меняющихся настроениях. Транспонирование гарантирует, что одно и то же изображение ноты всегда соответствует одной и той же аппликатуре или одному и тому же естественному тону на инструменте, например B. с естественными рогами , которые достигают транспозиции путем прикрепления соответствующим образом настроенных смычков.

Другая цель — особенно с octaving — это использовать на персонал , не слишком много руководящих принципов. Поэтому октавированная нотация используется для инструментов с особенно высоким или низким звуком. Он обозначается числом 8 (в международном масштабе с добавлением, особенно для «оттавы») над или под ключом для октавы или числом 16 для игры на две октавы выше или ниже.

Обычно нетранспонирующие инструменты (инструменты, в которых звук и обозначение соответствуют) включают скрипку, фортепиано, флейту и тромбон.

Примеры транспонирования инструментов

  • звучание на две октавы выше нотного: рекордер Гарклейна , кроталы , глокеншпиль (варьируется от партитуры к партитуре, иногда звучит только на октаву выше)
  • Звучание на октаву выше нотной: флейта-пикколо , записывающие устройства в позициях сопранино и сопрано, кривые валторны , корнамусы и кортхолт в позициях альта и тенора, все записано в скрипичном ключе; Регистраторы в басовом и большом басовом регистрах, записанные в басовом ключе; Глокеншпиль и челеста , записанные в скрипичном и басовом ключах (как фортепиано )
  • звучание на октаву ниже нотной: гитара , лютня , хекельфон , нотная запись скрипичного ключа; Контрабас , электрический бас и двойнойфагот , нотирован в басовых ключах. Кроме того, есть партия тенора, если она записана в скрипичном ключе.

В более узком смысле, транспонирующие инструменты — это инструменты, которые транспонируются с интервалом, отличным от октавы:

  • вверх:
    • Сопрано-кларнет (малый кларнет) в Eb, звучит на минорную треть выше нотной
    • Труба в D или малая труба в D звучит на большую секунду выше нотной
    • Корневая нота Great Highland Bagpipe B, но записана в A (без знака!), Поэтому она звучит на незначительную секунду выше нотной
  • вниз:
    • Кларнет / труба / флюгельгорн / сопрано-саксофон в Bb, звук на большую секунду ниже нотного
    • Гобой д’амур / кларнет ля мажор на минорную треть ниже нотной
    • Альтовая флейта солью, звучит на четверть ниже нотной
    • Альт-саксофон / Валторна / Тенор Хорн / Труба Eb в Eb, звучание на мажорную шестую ниже написанного
    • Теноровый саксофон / бас-кларнет / басовая труба / теноровый валторна в Bb, звук на мажорную девятую ниже нотного
    • Баритон-саксофон в Eb звучит на большой беговой дорожке ниже нотной
    • Валторна (валторна) / английский валторна фа, звук на пятую меньше нотного. Но есть также другие обозначения для других рогов (например, разные формы лукового рожка ). Parforce рог в Bb звучит главную девятый ниже нотирована, то parforcehorn в Eb главных беговой дорожки понизит чем нотирована. Другие натуральные валторны обычно обозначаются «до», т. Е. По высоте звука.

Тот факт, что большинство медных духовых инструментов имеют базовую высоту звука B, влияет на все музыкальные стили. В Новом Орлеане джаз и диксиленд джаз, к примеру, части предпочтительно устанавливают ключи , такие как B плоских главных или соседних клавиш фа мажор или бемоль мажор в круге квинт . Это позволяет инструменталистам легко играть мелодию и аккомпанемент с удобной аппликатурой, при этом виртуозности не мешают чисто механические требования к комбинациям клапанов, аппликатуре и слайдам.

В венской классики , в литавры были в основном нотированы Транспонирование. Поскольку обычная пара литавр была настроена на основной тон и верхнюю квинту, в нотной записи использовались только ноты C и G. Инструкции по соответствующей настройке также можно найти здесь, в начале партии.

Здесь ясно показано:
если труба си-бемоль играет ноту, транспонированную «нотацию си-бемоль» как C, то по си-бемоле нужно ударить на фортепиано так, чтобы звучала та же нота. Если саксофон Eb играет «свою» C в «нотации Eb», в нотации звучания будет та же нота, что и, например, на фортепиано Eb.

Обозначение одинаковых по звучанию нот на транспонированных инструментах
Фортепиано
не трансп.
С. Cis
Des
Д. diş
его
Э. Ф. Fis
Ges
г G резки
плоской
А. Диез
B
ЧАС
Труба
в Bb
Д. diş
его
Э. Ф. Fis
Ges
г G резки
плоской
А. Диез
B
ЧАС С. Cis
Des
Валторна
фа
г G резки
плоской
А. Диез
B
ЧАС С. Cis
Des
Д. diş
его
Э. Ф. Fis
Ges
Саксофон
в Eb
А. Диез
B
ЧАС С. Cis
Des
Д. diş
его
Э. Ф. Fis
Ges
г G резки
плоской

Старые оркестровые произведения

Иногда оркестры используют очень старые ноты, в которых все еще использовались природные трубы, валторны и т. Д. Игрок мог менять эти естественные инструменты во время выступления в зависимости от информации на нотном листе или передумать, меняя трубные повороты; ноты затем также попеременно транспонируются, чтобы соответствовать данному инструменту. Однако сегодня такие духовые партии непрерывно исполняются на одном и том же современном инструменте.

Обозначение Кухло

Хор тромбонов обычно играет в так называемой нотации Kuhlo или C, названной в честь Иоганнеса Кухло . Здесь все (обычно четыре) партии даны в партитуре на нотоносцах в сочетании с наградой . Независимо от базовой настройки своего инструмента, духовые играют нотную ноту (исключение: регистр туба, он должен быть на октаву ниже). Преимущество этого типа нотной записи состоит в том, что хоры тромбонов могут воспроизводить движения непосредственно из сборников гимнов и нот для хоров.

Источник

Транспонирующий инструмент — Transposing instrument

Инструмент перемещения является музыкальным инструментом , для которого нотный не написан в концертном поле (шаг концерта шаг на не транспонирование инструмента , такие как пианино). Например, игра на написанной средней C на транспонирующем инструменте дает высоту звука, отличную от средней C; эта высота звука определяет интервал транспонирования при описании инструмента. Игра на написанном C на кларнете или саксофоне сопрано дает концерт B ♭ (то есть B ♭ на концертной высоте), поэтому они называются инструментами B ♭ . Использование транспонированной музыки для этих инструментов является условием нотной записи . Инструменты не транспонируют музыку, скорее их музыка написана с транспонированной высотой тона.

Когда инструмент используется в ансамбле, необходимо учитывать транспонирование инструмента. Даже в импровизации , где не записываются определенные ноты, аккорды и гармония записываются в соответствующей транспонированной форме.

Для некоторых инструментов написанная C звучит как C, но находится в другой октаве ; говорят, что эти инструменты транспонируются «на октаву». Питчи на пикколо звучат на октаву выше, чем написано, тогда как на контрабасе звучат на октаву ниже.

СОДЕРЖАНИЕ

Причины переноса

Легкость переключения инструментов

Некоторые инструменты имеют различные размеры, причем большие версии имеют меньший диапазон, чем меньшие. Обычные примеры — кларнеты , саксофоны и трубы . Музыка для этих групп инструментов часто пишется в транспонированной форме, так что аппликатуры соответствуют одним и тем же нотам для любого инструмента в семье, даже если высота звучания будет отличаться. Таким образом, музыкант, играющий на нескольких инструментах в семье, может читать музыку одинаково, независимо от того, какой именно инструмент используется.

Инструменты, транспонировать так часто говорят, в определенном «ключ» (например, «B ♭ кларнет» или «кларнет в B ♭ »). Это относится к концертному полю , что звуки , когда игрок играет написана С. , написанный С играло на B ♭ кларнет производит концертный B ♭ , письменные С на кларнете производит концертный A и C написано на C кларнет производит концерт C (последний пример — инструмент без транспонирования).

Роговые мошенники

До изобретения клапанов в 19 веке валторны и трубы могли воспроизводить только ноты обертонной серии с одной основной высоты звука. (Исключение составляет слайд-подшипниковые версии , такие как свирель и палец-дырочных рога , как Корнетты и змея .) Начиная с началом 18 — го века, система жуликов была разработана в Германии, что позволила этому фундаментальному быть изменен путем введения одной из набор крючков между мундштуком и свинцовой трубкой инструмента, увеличивая общую длину его звуковой трубки. В результате вся валторная музыка была написана так, как будто для основного тона до, но мошенники могли сделать один инструмент транспонирующим инструментом практически в любой тональности.

Замена этих жуликов с свинцовой трубой занимала много времени, и даже предотвращение их выпадения во время игры было проблемой для игрока, поэтому смена жуликов могла происходить только во время значительного отдыха. Медиальные крючки, вставленные в центральную часть инструмента, были усовершенствованием, разработанным в середине 18-го века, и их также можно было заставить работать как слайд для настройки или для изменения высоты основного тона на полутон или тон. Введение клапанов сделало этот процесс ненужным, хотя многие музыканты и композиторы сочли качество звука клапанных инструментов более низким ( Рихард Вагнер иногда писал партии валторны как для естественных, так и для валторн вместе в одной пьесе). Транспонирование фа стало стандартом в начале 19 века, когда валторна звучала на идеальную квинту ниже написанной высоты тона в скрипичном ключе. В басовом ключе композиторы различались в зависимости от того, ожидали ли они от инструментов транспонировать на одну квинту ниже или выше на четверть.

Согласование стандартов шага

В музыке Германии периода барокко, и особенно в музыке Иоганна Себастьяна Баха , инструменты, используемые для разных целей, часто настраивались на разные стандарты высоты звука, называемые Chorton («высота звука хора») и Kammerton («высота звука камерной [музыки]. «). Когда они играли вместе в ансамбле, тогда для компенсации пришлось бы транспонировать партии некоторых инструментов. Во многих кантатах Баха партия органа обозначена на целую ступень ниже, чем у других инструментов. См. Инфляцию смолы .

Несколько современных ансамблей старинной музыки должны сделать что-то подобное, если они включают одни инструменты, настроенные на A415, а другие на A440 , примерно на полтона друг от друга. Современные конструкторы инструментов континуо иногда включают в себя подвижные клавиатуры, которые могут играть с любым стандартом высоты тона. У клавесина есть одна струна для каждой ноты, перебираемая плектром, а разница в высоте тона между A Baroque A на 415 Гц и «современной» A на 440 Гц составляет половину шага. При перемещении механизма клавиатуры вправо или влево клавиша A играет следующую струну, а именно A ♯ с частотой 440 Гц или A ♭ с частотой 392 Гц соответственно. Перемещение клавиатуры позволяет играть выше или ниже, хотя самая верхняя или самая нижняя клавиша не будет воспроизводить звук, если конструктор не предоставил дополнительные струны для размещения функции транспонирования.

Транспозиция на октаву

Если инструмент имеет диапазон, который не подходит для нотоносца при использовании одного из обычных ключей, его музыка может быть написана на скрипичном или басовом ключе, с высотой звука на октаву выше или на октаву ниже, чем написано. Это позволяет избежать использования чрезмерных строк бухгалтерской книги . Говорят, что эти инструменты «транспонируются на октаву» — они не играют в тональности, отличной от инструментов концертной высоты тона, а звучат на одну или несколько октав выше или ниже написанного. Музыка для контрабаса звучит на октаву ниже, чем написано, музыка для пикколо звучит на октаву выше.

Гитары , как и контрабасы, в типичной нотации звучат на октаву ниже написанной ноты. сопранино , сопрано , бас, а иногда и альт , ксилофон и челеста звучат на октаву выше написанной ноты. Колокольчики , garklein рекордер и Кротали звук на две октавы выше текстовому.

Большинство авторитетных источников включает этот тип обозначений в понятие «транспонирующие инструменты», хотя это особый случай в том смысле, что эти инструменты остаются в том же ключе, что и неперемещаемые инструменты.

Механические и физические соображения

Большинство деревянных духовых инструментов имеют одну крупную шкалу, исполнение которой включает более или менее последовательное поднятие пальцев снизу вверх. Эта шкала обычно обозначается как шкала C (от C до C, без диезов или бемолей) для этого инструмента. Нота записывается в виде звуков С , как нота транспозиции инструмента: на E ♭ саксофона альта, что записные звуки как концерт E ♭ , в то время как на кларнете, что звуки записных как концерт А. кларнеты являются одним исключением, в что на самом деле они имеют две разные гаммы в первом и втором регистрах, номинально шкалу F и шкалу C, но рассматриваются исполнителем как звучащие «на высоте» для кларнета C. Фагота является еще одним исключением; это не транспонирующий инструмент, но его «домашняя» гамма — F (как нижний регистр кларнета до).

Исключение составляют некоторые диатонические инструменты, такие как губная гармошка и оловянный свисток , которые по сути играют только одну гамму. Гармонист или свисток обычно владеет несколькими инструментами в разных тональностях и выбирает один, соответствующий исполняемой песне. «Ре-гармоника» или «ре-свисток» воспроизводят гамму ре мажор, но они не «в тональности ре», как в предыдущем абзаце. Фактически, «свисток D», который является наиболее распространенным типом оловянного свистка, можно было бы сказать, что он находится «в тональности C» по логике предыдущего абзаца, но эта фраза не используется. (Примечание производится с шестью пальцами вниз D, соответствие C флейте , C гобое и C саксофоне .) Д свисток и D Гармоника играет D — мажорную гамму , но не «в ключе D.»

Медные духовые инструменты , когда играют без задействованных клапанов (или, для тромбонов , с полностью задвинутым слайдом), играют серию нот, которые формируют серию обертонов на основе некоторой основной высоты звука, например, труба B ♭ , при игре с клапаны не задействованы, обертоны воспроизводятся на основе B ♭ . Обычно эта высота — это нота, обозначающая транспонирование этого медного инструмента. Исключение составляют тромбоны: они читаются на концертной высоте, хотя теноровые и басовые тромбоны звучат в B ♭ , альт-тромбон — в E ♭ . Двойные рожки — еще одно исключение, поскольку они объединяют два разных набора трубок в один инструмент, что наиболее характерно для F и B ♭ . Тем не менее, партия рожка транспонирована равномерно в F (и действительно, редко, если вообще когда-либо указывает, будет ли использоваться двойной или одинарный рожок), при этом игрок решает, когда переключаться с одной стороны инструмента на другую. Одиночные рожки B ♭ также обычно читаются из частей, транспонированных в F.

В общем, для этих инструментов есть причина считать определенную высоту «домашней» нотой инструмента, и для этого инструмента эта высота обычно обозначается буквой C. Концертная высота этой ноты — это то, что определяет, как мы относимся к транспонированию этого инструмента.

Партитура дирижера

В партитурах дирижеров и других полных партитурах музыка для транспонирования инструментов обычно написана в транспонированной форме, как и в партиях исполнителей. Некоторые композиторы с начала 20 — го века и далее написал оркестровые оценки полностью в концертном поле, например , партитуры Сергея Прокофьева «с фортепиано с оркестром № 1 в D ♭ .

Источник

Оцените статью