Фолк-гитара
Среди других акустических струнных щипковых фолк-гитара занимает особое место. Благодаря своим особенностям, она позволяет играть произведения разных стилевых направлений. Она одинаково популярна как среди начинающих, так и у профессионалов. Кантри, блюз, джаз, эстрадные песни – любые жанры отлично звучат на разновидности классической «шестиструнки».
Конструктивные особенности
Своим появлением модель обязана знаменитому лютье Кристиану Мартину в середине XIX века. Уже тогда музыканты пытались найти решение, чтобы усилить звук, недостаточный по громкости для концертных выступлений и аккомпанемента. В ходе экспериментов с классической шестиструнной «акустикой», он создал модель гитары с крупным корпусом, узким грифом и струнами из металла.
Основной проблемой создания сильного натяжения и увеличения «коробки» Мартин считал деформацию корпуса, поэтому свою модель усилил комплексом пружин, анкерным стержнем. По сути, он поместил под верхнюю деку пластины, скрещенные между собой.
Инструмент объединяет под собой несколько разновидностей, имеющих отличия:
- джамбо – корпус грушевидной формы, звучание громкое, звучное;
- дредноут – размер также крупнее, но звук отличается глубиной;
- флэттоп – весит меньше, имеет плоский корпус.
«Фолк» меньше по размеру, чем «джамбо» или «дредноут», но обладает не менее выразительными акустическими возможностями.
Металлические струны могут быть отрегулированы по высоте, что влияет на среднечастотное и низкочастотное звучание. От ударов пальцев музыканта верхнюю деку защищает специальная пластина – пикгард. В нижней части под грифом гитара имеет вырез, который облегчает исполнителю доступ к высоким ладам ниже 12-го лада.
Отличие от других моделей
Кроме увеличенного размера фолк-гитара имеет и другие отличия, выделяющие ее среди инструментов струнной щипковой группы:
- узкий с округленной поверхностью гриф;
- металлические или бронзовые струны;
- больше, чем у «классики» ладов;
- нижний струнодержатель находится ближе к резонаторному отверстию.
Маленьким детям играть на таком инструменте сложнее, чем на классической гитаре с нейлоновыми струнами. Для зажима металлических струн требуется больше усилий, по началу игра на них может травмировать непривычные подушечки пальцев.
Использование
Фолк-гитара – настоящая находка для разноплановых музыкантов. Прекрасно подойдет для песен у костра, домашних камерных концертов и выступлений на сценах клубов. Мощный звук позволяет исполнителям выходить с ней к слушателям, не используя никакого усиления звука кроме микрофона. Она звучит громко, звонко, идеальна для аккомпанемента, прекрасно отражает быстрые, динамические ритм-партии.
Наибольшую популярность фолк-гитара обрела в 60-е годы прошлого столетия, хотя изобретена была столетием раньше. В это время исполнители песен стали все чаще выходить на сцену с инструментом, самостоятельно аккомпанируя себе. Громкое звучание полюбили поклонники легендарных «The Beatles», которые активно использовали модель на своих концертах.
Освоив фолк-гитару, можно легко сыграть на электрической – они имеют одинаковое строение и ширину грифа. Также для игры часто применяется плекторная техника, как у электрогитары расширяющая возможности акустического ансамбля.
Источник
Чем отличаются акустические гитары
Чем отличаются акустические гитары.
· Более узкий гриф относительно классической гитары
· Закрытый колковый механизм
· Закрытый бридж и удерживание струн с помощью колышков
Так чем же отличаются акустические гитары?
Инструмент можно выбрать по удобству и внешнему виду, но при игре вы обнаружите, что форма и тип корпуса очень сильно влияют на тональность и характер звука.
Основные критерии по которым отличаются акустические гитары:
· Форма и тип корпуса
· Длина и ширина грифа
Типы акустических гитар – виды корпуса и размеры.
Дредноут.
Дредноут – это самая распространённая версия акустической гитары, вероятно, в виду своей универсальности.
Самыми яркими отличительными чертами этой гитары являются: большой корпус со слабовыраженной «талией», узкий и длинный гриф с доступом до 14 лада. Звук у Дредноута громкий, пробивной, с хорошим сустейном и преобладанием низких и средних частот.
Людям с небольшим ростом следует осторожнее присматриваться к Дредноутам, они имеют большой корпус, и могут быть некомфортны для игры.
Дредноут не часто используют в качестве солирующего инструмента, но, он отлично справится с ролью исполнения ритм партий. Редко можно встретить фингерстайл гитаристов с Дредноутами, в основном, на них играют медиатором из-за большого натяжения струн. Инструмент хорошо подойдёт для исполнения рока и рок баллад, бардовых песен, игры в ансамбле, гитара активно используется в эстраде и народной музыке.
Звучание и вид дредноута на примере Yamaha F310:
Yamaha F 310 — один из самых популярных представителей дредноутов, благодаря своим характеристикам и доступной цене.
Гитара по своей форме имеет округлый, и ещё больший относительно дредноута корпус, узкие плечи, четко выраженную талию.
Вам точно следует выбрать эту гитару, если вы хотите очень громкий, басовитый и мощный звук, способный заполнить всё в округе без использования усилителя.
От жёсткого чёса, до мягкого перебора, вы получите максимальную отдачу от этого инструмента. Это тот тип корпуса, который может аккомпанировать очень громкому вокалу без особых проблем, при этом вам нужно быть уверенным, что вы справитесь с размерами и нравом этого инструмента. Джамбо имеет большое распространение в кантри музыке.
Боб Дилан мастерски использовал все прелести этого корпуса, используя его в симбиозе со своим вокалом, чтобы дополнить его и заполнить тональный спектр своих записей. Так же Джамбо использовали такие звёзды как Элвис, Эммилоу Харрис, Джордж Харрисон и др.
Парлор.
Гитары типа Парлор в последние годы приобретают всё большую популярность. Она имеет небольшой, восмёрообразный корпус, который может идеально подойти людям с невысоким ростом.
Звук тихий, но читабельный, с преобладанием высоких и средних частот. Инструмент отлично подойдёт для игры перебором под мягкий вокал, а также для баллад и романсов. Звучание этого инструмента может смягчить и дополнить ваш вокал, не отвлекая от голоса.
Многие современные исполнители выбирают эту гитару за интересное, необычное звучание и внешний вид. Если вы посмотрите на фотографии Стинга с гитарой, вероятнее всего вы увидите именно Парлор.
Пример звучания корпуса парлор в песне Джона Майера “ Sonething Like Olivia ”:
Этот корпус по размеру очень напоминает Дредноут, но имеет более узкую «талию», благодаря этому меняется и тональные характеристики инструмента. Эта же особенность при динамичной игре позволяет надёжно удерживать инструмент на ноге.
Относительно дредноута, звук, более сбалансированный и выраженный, при этом, инструмент не уступает ему в громкости. Многие музыканты отмечают, что Аудиториум отлично звучит с маленькими калибрами струн, в то время как дредноут, лучше раскрывается только со средним калибром и выше, что означает, что если вы предпочитает более мягкое натяжение, этот корпус отлично для вас подойдёт.
Инструмент подразделяется на 3 размера и помечается как: «О» «ОО» «ООО» (по возрастанию). Размер также будет иметь большую роль в звучании и виде гитары.
Эрик Клептон мастерски справлялся с этим инструментом, и как никто другой мог раскрыть потенциал этого инструмента, он по-настоящему демонстрирует универсальность данного инструмента, используя блюзовые отрывки и мощные, резкие фразы в своём выступлении.
Выступление Эрика Клептона :
Гранд Аудиториум.
Как не сложно догадаться по названию, это увеличенная версия самой маленькой гитары Аудиториум, этот корпус часто дополняется вырезом для доступа к верхним ладам.
По звуку, она ближе к Дредноуту, но обладает хорошо выраженными средними частотами. Это универсальный инструмент со сбалансированным и читабельным звучанием.
Гранд аудиториум отлично подойдёт как для аккомпанемента, так и для игры соло партий. Корпус был придуман в 1994 году компанией Тейлор, но уже завоевал сердца многих музыкантов благодаря своей универсальности, Гранд Аудиториум отлично чувствует себя в самых разных жанрах и стилях игры.
Данный тип корпуса часто можно увидеть у соло певцов, фингерстайл гитаристов, и даже Дидюля зачастую появляется с корпусом Гранд Аудиториум.
Гранд Аудиториум, отлично подойдёт вам, если вы ждёте от гитары универсальности, и любите экспериментировать со звучанием и типами игры.
Звучание Гранд аудиториум на примере гитары Dean AXS :
Фолк гитары это достаточно обобщённое понятие. Изначально считается, что это классическая гитара, которая получила узкий гриф и анкер. Нередко Фолк гитара представляет собой уменьшенный Дредноут.
Звук у таких гитар не громкий, чаще с преобладанием высоких и средних частот, благодаря этому имеет хорошую читабельность.
Гитара отлично подойдёт для разнообразной игры пальцами и фингерстайла. Она компактна, отлично подойдёт для походов и игр в компании друзей.
Чаще всего эти инструменты находятся в бюджетной ценовой категории, учитывая набор характеристик, это хороший вариант для новичка.
Пример звучания Фолк-гитары:
Выбор гитары с умом.
Мы надеемся, что наша статья ответит на многие ваши вопросы о том, чем же отличаются акустические гитары. Мы рассмотрели основные виды корпусов акустических гитар, и теперь, с этими знаниями вы можете выбрать свой идеальный инструмент, соответствующий вашим предпочтениям, типу игры и жанру.
Не торопитесь в выборе акустической гитары, посмотрите, на чём играют ваши кумиры. Ваш выбор должен вдохновлять вас на новое творчество, вам должно нравиться всё в своей гитаре, вид, звучание, удобство, и только тогда у вас будет почва для той музыки, которая льётся из сердца.
Источник
История гитары. Обзор акустических гитар. Типы и виды акустических гитар.
Поговорим о гитарах. Об акустических гитарах. Если вы приходите в музыкальный магазин и цепенеете перед витриной с гитарами, не зная, какую выбрать – вам совершенно необходимо прочитать нижеприведенный текст.
Разновидностей акустических гитар существует великое множество. Каждая современная модель – продукт длительной эволюции. Для начала посмотрим на «анатомию» гитары, чтобы были понятны все, возможно новые для вас слова, появляющиеся в тексте.
Деталей у гитары, как мы видим, достаточно много. Но основными составляющими, непосредственно влияющими на звук инструмента, являются две: корпус и струны.
СТРУНЫ
Источник звука. Вполне вероятно, вы уже знаете, что они бывают металлические и синтетические (последние повсеместно называют нейлоновыми). Часто музыканты отвергают нейлон из-за глухого, неяркого звука. С другой стороны, во время первоначального освоения инструмента, вы не получите никакого удовольствия от процесса обучения из-за вечных мозолей, которые легко появляются на непривыкших пальцах, соприкасающихся с металлическими струнами. Поэтому в качестве струн начального уровня рекомендуется брать все-таки мягкую синтетику. Особенно девушкам. Не стоит думать, что нейлоновые струны — это очень просто — и у них есть свои ярые сторонники. Все зависит от стиля игры: они хороши для исполнения классики и романсов, легко зажимаются, обладают очень мягким, ласкающим звуком. Кроме того, нейлон не дает знаменитых «шкряб-шкрябов», издаваемых при смене аккордов на металлических струнах, да и скорость игры будет больше, так как на мягком нейлоне лучше удаются сложные пассажи. Среди недостатков нейлона следует отметить быструю изнашиваемость, особенно обмотки трех басовых струн, а еще на них сильнее влияет температура и влажность, вследствие чего их сложнее настроить. Если вы планируете использовать гитару главным образом как аккомпанирующий инструмент для песен, то заметим, что при игре боем нейлоновые струны однозначно пасуют перед металлическими.
КОРПУС
Безусловно, корпус для гитары чрезвычайно важен, так как именно за счет корпуса-резонатора мы и получаем тот или иной тембр звучания инструмента. Дешевые гитары делают из фанеры, поэтому они не очень прочны и звучат несколько хуже, чем гитары, у которых дека была сделана из определенной породы дерева. Что из чего следует делать — это большая наука! Существует ряд древесных пород, которые чаще всего используются при создании акустических гитар. Для верхней деки чаще всего берут ель или кедр, для грифа – прочный клен, накладку на гриф в основном делают из палисандра. Разумеется, чем качественнее исходный материал (порода дерева, возраст, степень предварительной обработки), тем лучше будет звучать гитара.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
История возникновения гитары в Европе сложна и неоднозначна. По основной версии, инструменты, подобные гитаре, появились в Испании после её завоевания маврами (арабами и берберами из Северной Африки) в 711 году н.э. Так сказать, высоко развитая культура Арабского Халифата оказала влияние на формирование культуры Европейской. В частности, на музыкальную культуру, в те далекие времена сильно ограниченную строгими рамками церковных канонов. Разнообразная и техничная инструментальная музыка Востока быстро завоевала симпатии испанской знати, и затем постепенно распространилась по всей Европе. Естественно, вместе с музыкой на территорию средневековой Европы пришли также инструменты, на которых эта музыка исполнялась. Это были популярные арабские музыкальные инструменты – тар, ребаб, танбур, цитра и аль-уд, которые и определили формирование и дальнейшее развитие музыкальных инструментов в эпоху Возрождения.
Аль-уд, который в Европе стали называть Ла-уд (Лютня), стал на много лет излюбленным инструментом аристократии, снискав репутацию «Инструмента Королей». Знаменитый арабский аль-уд овеян легендами о выдающихся восточных виртуозах. Европейские мастера, поменяв его сложный 17-ступенный строй на привычный 12-ступенный, дали жизнь, можно сказать, совершенно новому инструменту.
Появление же гитары в европейской музыке времён Средневековья произошло достаточно незаметно. Свидетельства существования похожего на гитару инструмента не столь многочисленны. Некоторые иллюстрации к церковным книгам, а также описания, относящиеся к XIII в., зафиксировали два вида инструмента, называемого «гитара» – мавританская и латинская. Эти инструменты слегка отличались друг от друга формой и конструктивными особенностями. Само же происхождение слова «гитара» не до конца ясно. Одни источники указывают на явное этимологическое сходство этого названия со словом «Кифара». Другие утверждают, что слово «Ги-Тара» произошло от названия арабского инструмента Тар (в переводе с персидского – «струна, нить»), внешне похожего на известную нам гитару. Существовали и другие, сходные по звучанию названия инструментов-хордофонов, пришедших в Европу с Востока – китаррон, цитра, ситар.
В 18 веке интерес к лютне постепенно угасает, и внимание мастеров все больше начинает привлекать гитара. В результате разнообразных многочисленных экспериментов возникают шести-, семи-, восьми- и даже 32- струнные инструменты. Французский мастер Обер де Труа конструирует в 1789 году (задолго до Led Zeppelin) даже необычную двух-грифную гитару. Позабавьте себя – сравните старинную гитару и знаменитую гитару Джимми Пейджа.
Целью всех этих экспериментов являлось усовершенствование конструкции и расширение исполнительских возможностей гитары. Важным шагом в преобразовании гитары становится отказ от удваивания струн. Затем последовал еще один революционный ход – звучание гитары становится намного громче, после того как с резонаторного отверстия (розетки) убирается декоративный узор и она становится открытой. К концу 18 века 6-ти струнная гитара с известным нам строем становится общепризнанным победителем над всеми остальными плодами экспериментов. Появляется целая плеяда композиторов-гитаристов, сочиняющих для «новой» гитары музыку в духе эпохи Венского классицизма.
Это – итальянцы Фердинанд Карулли, Мауро Джулиани, Матео Каркасси и Николо Паганини (да-да! тот самый знаменитый скрипач! не все знают, что он также прекрасно владел и гитарой), испанцы Дионисио Агуадо (Гарсия) и Фернандо Сор. Все эти музыканты в то время активно гастролировали по Европе. Дионисио Агуадо, помимо всех остальных заслуг, приписывают также усовершенствование формы гитарной подставки (в наши дни подставки этого типа используются на «классических» гитарах). Ноты произведений этих композиторов начинают записывать на нотоносце (в скрипичном ключе), в отличие от прежней упрощенной табулатурной записи.
И, наконец, важный этап в развитии гитары связан с именем испанского мастера Антонио Торреса (1817-1892), подытожившего опыт своих предшественников и установившего основные конструктивные особенности этого инструмента. Антонио Торрес отказался от обильной инкрустации, характерной для гитар того времени, увеличил размеры корпуса, экспериментально определил оптимальную длину колеблющейся части струны («мензуру») – 650 мм, использовал накладку на грифе для крепления ладов, переходящую на деку и ограничиваемую резонаторным отверстием. Новая гитара была по достоинству оценена выдающимся испанским гитаристом Франсиско Таррегой, творчество которого сыграло важную роль в популяризации инструмента. Именно гитару конструкции Торреса мы теперь и называем «классической». Практически в таком виде гитара сохранилась и по сей день.
В нашем обзоре мы рассмотрим основные разновидности современных акустических гитар, расскажем об истории их возникновения и поясним для каких стилей музыки предназначена та или иная модель.
Для начала расшифруем несколько распространенных терминов, с которыми вы, возможно, уже сталкивались.
ФОЛК-ГИТАРА (FOLK)
Фолк-гитара (Folk) — акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн. Применяется ныне практически во всех музыкальных жанрах. Иметь у себя дома хотя бы одну фолк-гитару – необходимое условие нормального существования для музыканта будь ты хоть пианист, хоть барабанщик. Отцом современной фолк-акустики считается американец Христиан Фредерик Мартин (Christian Frederick Martin), который на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков столкнулся с проблемой усиления звука обычной классической гитары — и решил эту проблему. Решение стало возможным благодаря изобретению стальных струн, в противовес ранее использовавшимся жильным. Натяжение таких струн было куда сильнее, что потребовало более габаритного корпуса и особенного Х-образного крепления пружин верхней деки — именно это новшество сделало американцу имя и принесло ему кучу денег. Следует отметить также, что гриф у фолк-гитары существенно уже, чем у классической и снабжен внутри анкерным болтом (все для той же прочности и успешной борьбы с деформацией от натяжения струн). В результате на фолк-гитаре очень удобно играть медиатором разнообразные ритм-партии. Звук получается не только громким, но и очень четким и легко управляемым. На классике так не сыграть. Мартин назвал своё детище folk-guitar. Это определение существует до сих пор, хотя более употребляемыми в народе все-таки стали термины «вестерн» или «эстрадная гитара» — не иначе, в противовес камерной и консервативной классической гитаре. До сих пор компания Martin & Co производит едва ли не самые пафосные, дорогие и желанные инструменты.
Вестерн-гитара (Western) — то же самое, что и фолк-гитара.
Флэттоп (FlatTop) — фолк-гитара с плоской верхней декой.
Арктоп (ArcTop) — акустическая или полуакустическая гитара с выпуклой передней декой и f-образными резонаторными отверстиями (эфами), расположенными по краям деки. В целом корпус такой гитары напоминает увеличенную скрипку. Разработана в 20-х годах XX века фирмой Gibson. Зачастую ArcTop-гитары приобретают самые замысловатые очертания.
Следует отметить, что именно эти гитары в 40-50-х годах первыми были электрифицированы, так как были невероятно любимы джазменами (эта любовь сохраняется и по сей день) за свой яркий среднечастотный звук и, как следствие, удобство использования в оркестре. И именно от этих инструментов ведет свой род многочисленное семейство электрогитар, которым мы уделим пристальное внимание в других обзорах. Ну а здесь лишь приводим несколько забавных картинок. Так сказать, результат стремительной эволюции популярнейшего инструмента за последние 50 лет.
Однако вернемся в русло последовательного научного обзора и будем рассматривать только те современные акустические гитары, которые являются, с нашей точки зрения, прямыми наследниками (сохранившими основные черты инструмента-родоначальника) старинной гитары.
КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА (CLASSIC)
Классическая (Classic) — акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса (XIX век). В настоящее время выпускается практически всеми ведущими производителями, что понятно. Модели различаются незначительными деталями. Применяется для исполнения, разумеется, классической гитарной музыки, испанского фламенко или латины. Также невероятно любима бардами. Вероятно, по причине того, что струны мягкие и, следовательно, знаменитые три аккорда можно научиться, с грехом пополам, извлекать за час занятий. Опять же песни исполняются, главным образом, лирические – аккомпанировать надо негромко. На иллюстрации приведена гитара испанского бренда PEREZ 660 Cedar.
Дредноут (Dreadnought) — фолк-гитара с увеличенным корпусом характерной «прямоугольной» формы. Обладает повышенной, по сравнению с классическим корпусом, громкостью и усиленными низкими частотами в тембре. Разработана в 20-х годах XX века фирмой Martin. Эту модель фолк-гитары многие и сегодня считают стандартом в производстве гитар. Увеличенный корпус инструмента расширяется внизу, гитара имеет широкую талию. Головка грифа плоская, поперёк головки грифа расположены валы колков. В подставке гитары просверлены отверстия, в которые продеваются струны с «пулями» на конце. Струны не обвязываются вокруг подставки, а зажимаются пробками. Гитара отличается громкостью и хорошими басами. Иногда дредноут называют вестерном, но это, как мы уже знаем, не совсем верно. Скажем так: дредноут-гитары – это разновидность вестерн-гитар. Используются эти гитары практически во всех музыкальных жанрах. Чаще как аккомпанирующий инструмент, создающий прекрасную «подложку» для голоса или солирующих инструментов.
Аудиториум или Гранд Аудиториум (000, Auditorium, Grand Auditorium) – несмотря на внушительное название, гитары этой модели имеют более тонкую талию и деку по сравнению с Dreadnought. В результате, многие музыканты находят такую гитару более удобной. В то же время инструмент обладает достаточным уровнем средних и высоких частот, что улучшает читаемость солирующих партий.
Джамбо («Jumbo» переводится с английского как громадина, великан) — укрупненный вариант фолк-гитары, разработанный в 1937 году фирмой Gibson и ставший невероятно популярным среди кантри- и рок-гитаристов. Инструмент со стальными струнами, большим корпусом, узким грифом, плоской верхней декой и округлыми линиями обвода. Джамбо, как и дредноут принадлежит к классу, так называемых, вестерн-гитар. Корпус этого инструмента имеет сходство с корпусом классической гитары, но размеры его более впечатляющи. Гитара имеет яркое и сочное звучание. Используется и как аккомпанирующий, и как солирующий инструмент. Прекрасно слышна в ансамбле. Как и дредноут, отлично звучит практически во всех известных стилях музыки, но особенно любима поклонниками, недавно появившегося и стремительно набирающего популярность благодаря стараниям вундеркиндов, вроде Томми Эммануэля (Tommy Emmanuel) и Тони МакМануса (Tony McManus), стиля «фингерстайл» (fingerstyle). Стиль интересен тем, что один музыкант на одном инструменте может вести несколько самостоятельных музыкальных партий, что, в некоторой степени, роднит гитару с фортепиано.
ОРКЕСТРОВАЯ ГИТАРА (ORCHESTRA)
Оркестровая (Orchestra) — первоначально эта гитара, разработанная компанией Martin, отличалась от своего прототипа (модели 000) более короткой декой. Позже Martin OM стал Martin 000, так что сегодня OM опирается на свою оригинальную версию. Martin OM – первые (одни из первых) серийно выпускаемые гитары с 14-ю ладами (выше деки). Несмотря на то, что первоначально эти модели разрабатывались для классических гитаристов, они быстро завоевали популярность среди музыкантов, играющих в стилях ковбой (cowboy) и блюграсс (bluegrass).
Электроакустическая гитара (как правило оснащена «вырезом» – cutaway) — акустическая гитара со встроенным звукоснимателем, особенностью которой является форма деки, облегчающая доступ к нижним ладам. В принципе, все рассмотренные выше разновидности гитар могут быть снабжены звукоснимателем, так что электроакустика – это не какой-то особенный инструмент, а характеристика или дополнительная опция.
Разновидностью электроакустической гитары являются так называемые гитары Ovation. Название этой фирмы быстро стало нарицательным, обозначая целый класс гитар, задняя дека которых сделана не из дерева, а из синтетических материалов — углепластика, эпоксидной смолы и так далее. Самостоятельный звук у таких инструментов тихий, но Ovation прекрасно выступают в роли электроакустических концертных инструментов, давая полноценный звук акустической гитары и хорошо уживаясь с пьезодатчиком, лучше справляясь с обратной связью, чем могут похвастаться отнюдь не все деревянные гитары.
Применяются такие гитары весьма широко в блюзе, кантри, рокабилли и в рок-музыке. Зачастую звук такой гитары (в силу его уже практически полностью электрического происхождения) обрабатывают различными гитарными процессорами, эффектами и т. п. Получается красиво.
ЦЫГАНСКАЯ ДЖАЗОВАЯ ГИТАРА (GYPSY)
Цыганская джазовая гитара (Gypsy) — акустическая гитара разработанная гитарным мастером Марио Маккаферри в 30-х годах ХХ века. Отличительными особенностями являются выпуклые деки и расположение пружин в корпусе, характерное для мандолины. Есть два типа этой гитары различающиеся формой розетки: большая D-образная и малая о-образная, которые во Франции называются соответственно grand bouchet и petit bouchet. Эти гитары рассчитаны на использование металлических струн и имеют характерное громкое звучание с преобладанием обертонов средних частот. Довольно популярно и другое название этих гитар, происходящее от названия фирмы, впервые пустившей эти инструменты в продажу – Selmer. Gypsy-гитары используются почти исключительно для исполнения музыки в стиле джаз-мануш (jazz-manouche) – европейском направлении джаза, известном также как цыганский джаз (gipsy-jazz) или цыганский свинг (gipsy-swing). Эта музыка, ставшая популярной благодаря легендарному бельгийско-цыганскому гитаристу Джанго Рейнхардту (Django Reinhardt), в последнее время приобретает все большее количество поклонников и в Европе и в России. Этот стиль соединяет в себе традиционную музыку цыган этнической группы «мануш» и свинг. Характерными его особенностями являются достаточно незамысловатая гармоническая сетка, но фантастический драйв и изысканная импровизационная техника солистов.
Двенадцатиструнная гитара – инструмент, который собирается на основе усиленных корпусов дредноута и джамбо, также может быть с синтетической задней декой или вовсе с цельным корпусом. Для таких гитар характерен более широкий гриф и парные струны, внутри пар, как правило, настраивающиеся в унисон или в октаву. Звук, следовательно, еще более богатый и громкий, но сам инструмент требует особенного подхода. Играть на нем непросто, а настраивать и вовсе целая история. Используется, как правило, исключительно для аккомпанемента. Но играя на одной гитаре, вы получаете звучание, как будто, сразу нескольких инструментов. Весьма любима певцами, исполняющими свои песни без поддержки ансамбля, под одну гитару (например А. Розенбаум или А. Градский). Также очень активно используется в так называемом «русском роке». К примеру, на гитаре, приведенной на иллюстрации, играет знаменитый лидер группы «Крематорий» Армен Григорян. Кстати, помимо того, что это двенадцатиструнная гитара, она еще и цельнокорпусная. То есть у нее отсутствует привычный для нас резонатор. Без подключения к усилителю звук практически неслышен, но это позволяет такую гитару «разгонять» до большой громкости, не боясь обратной связи (feedback). В то же время звук благодаря качественному звукоснимателю остается прозрачным и вполне акустическим.
РЕЗОНАТОРНАЯ ГИТАРА
Резонаторная – грубо говоря, помесь гитары и граммофона. Резонаторная гитара была придумана в 1925 году для получения более громкого гитарного звука: в ту пору были распространены биг-бэнды, в которых гитара, к тому времени еще не усиливаемая электричеством и оттого довольно сдержанная в плане громкости, соседствовала с медными духовыми типа саксофона, которые, разумеется, делали ее абсолютно не слышимой публике. Первым, кто озадачился данной проблемой, был Джон Бушамп, музыкант и промоутер очень модных в ту пору водевилей, после чего поручил ее создание Джорджу Допийра, скрипачу и лютье словацкого происхождения. Тот достаточно оперативно справился с поставленной задачей и, спустя пару месяцев, представил Бушампу весьма своеобразную модель, резонатор которой был выполнен в форме крупного литого диска с отверстиями. Конструкция и вправду значительно усиливала звук и спустя два года гитара начала массово выпускаться под знаменами фирмы National String Instrument Corporation, основанной Бушампом и Допийра после получения последним патента на изобретение. Резонаторной гитарой заинтересовались музыканты практически всех популярных жанров – она полюбилась в блюграссе, кантри, джазе и, конечно же, в блюзе. Интересно, что в 20-30-х годах (напоминаем, в эпоху биг-бэндов) почти все тихие струнные инструменты примеряли на себя металлический резонатор. Были сконструированы не только резонаторные гитары, но и резонаторные мандолины и даже резонаторные скрипки. Но после изобретения и повсеместного внедрения различных электрических звукоусиливающих устройств, все эти странные инструменты моментально сошли со сцены. Осталась только резонаторная гитара. Дело в том, что этот инструмент обладает какой-то необъяснимой магией. Фактически, с добавлением резонатора, гитара приобрела столь необычную тембральную окраску, что превратилась в некий совершенно новый инструмент.
Уменьшенная – чаще всего классическая гитара, но выполненная в размере 3/4 или еще меньше. Разработана специально для обучения юных музыкантов. Ее компактный корпус обеспечивает отменный комфорт во время игры. Звук чуть-чуть тише, чем у «взрослой» модели, но во всех остальных качествах (тембр, атака, сустейн и т. п.) она ничуть не уступает старшей сестре. Наоборот, юный музыкант, начав заниматься сразу на большой гитаре рискует в лучшем случае разочароваться, а в худшем — получить проблемы с суставами.
ТРЭВЕЛ (TRAVEL)
Трэвел (Travel) – это маленькие с точки зрения формы деки гитары, предназначены либо для «маленьких» гитаристов, либо для тех, кто любит жить налегке. Одни модели являются уменьшенной версией своих прототипов, другие имеют свой собственный уникальный дизайн. Комбинация таких факторов, как относительно низкая цена, компактные размеры и хорошее звучание, делает эти гитары отличным решением для тех, кто привык к быстрым сборам и легкому багажу.
Ну а напоследок еще несколько забавных картинок. Теперь уже посмотрите — что может сделать причудливая фантазия мастеров с самой обыкновенной, знакомой нам всем с детства, гитарой.
Источник