Гитара форма корпуса вестерн

Типы корпусов акустических гитар

Опубликовано: 2016-01-07 / Автор: Сергей Хмарук

Мы продолжаем изучать устройство гитары и в сегодняшней статье мы с вами рассмотрим основные типы корпусов акустических гитар, а также влияние их формы на звук инструмента. Всем начинающим гитаристам рекомендуем прочитать ее до конца, т.к. здесь вы узнаете для себя много нового и интересного.

Многие, наверное, из вас уже знают, что достаточно много различных факторов могут влиять на звучание гитары, поэтому в одной статье их все описать довольно сложно, но вот такие параметры как форма и размер корпуса значительно влияют на звук акустической гитары. Их мы и рассмотрим сейчас более подробно.

Общая картина такова, что если мы предварительно знаем конфигурацию и размер корпуса, а также породу древесины из которого он сделан, то вполне возможно с относительной легкостью предугадать и его звучание. О породах древесины у нас уже была очень подробная статья, прочитать ее можно здесь.

Типы корпусов акустических гитар

Размеров и форм акустических гитар существует примерно столько же, как и мастеров, которые изготавливают эти инструменты. На сегодняшний день почти каждый лютье с легкостью копирует во всех деталях любой традиционный инструмент и плюс ко всему, обязательно привносит в конечный продукт что-то свое. Но все же не смотря на этот факт, существуют общепринятые стандарты, размеры и формы, от которых отталкиваются большинство гитарных мастеров. Сегодня это три основные размера:

  1. Dreadnaught — стандартный вестерн
  2. Orchestra Model — оркестровая модель
  3. Jumbo — «джамбо» (увеличенный корпус)
Читайте также:  Под небом парижа аккордеон алина хлебнова

Два первых типа конструкции корпуса, которые и по сей день самые известные и распространенные, были разработаны компанией Martin. Вестерны и оркестровые модели – это Martin D-28 и Martin OM-28 соответственно. Конструкция третьего типа, а точнее его разработка, принадлежит фирме Gibson, у которой модель Gibson J-200 до сих пор является традиционной американской «джамбо» гитарой.

Ниже приведена таблица, которая отображает основные размеры трех вышеописанных конструкций. Стоит отметить также, что на практике обычно каждая отдельно взятая гитара слегка будет отличаться размерами от значений в таблице. Но несмотря на это, все же более 90% инструментов гарантировано приблизительно будут соответствовать этим размерам и параметрам.

Ну а теперь рассмотрим в частности каждую отдельно взятую конструкцию и узнаем какие звуковые характеристики им присущи, а также попытаемся понять какими способами можно «подогнать» звучание до нужного нам результата.

Dreadnaught

Гитары с корпусом «стандартный вестерн» (dreadnaught) характеризуются более выраженными басами со своеобразным «рокочущим» звуком. Низкие частоты преобладают в ритм-партиях и при жестком аккомпанементе. Такая гитара идеально подойдет для игры в ансабле и игры аккордами, а вот для соло партий не всегда будет удачным вариантом. Как пример, акустическая гитара Fender CD-60 очень качественный инструмент.

Orchestra Model

Тип корпуса «orchestra model» имеет, как правило, ровное и «мягкое» звучание – идеальный баланс между нижними и верхними струнами. Гитары в таком исполнении прекрасно подойдут для игры перебором, а еще они ценятся звукоинженерами за то, что их хорошо амплифицировать обычным микрофоном. К основному недостатку можно отнести лишь слабую громкость инструмента, если к примеру, играть на такой гитаре в акустическом ансамбле. Еще довольно часто не хватает басов особенно при жестком стиле аккомпанемента.

Jumbo

Ну и последний тип корпуса акустической гитары – «jumbo», который является неким компромиссом между двумя предыдущими. Его основной плюс – это большой корпус, который усиливает звук до уровня стандартного вестерна (иногда даже сильнее), а его симметричная конфигурация делает его сбалансированным и приближенным к оркестровой модели с характерным «сочным» оттенком. «Джамбо» гитары хорошо подходят для смешанных стилей музыки, особенно при игре на сцене. Также очень популярны и 12-ти струнные джамбо.

Теперь, когда в общих чертах нам стало понятно влияние конструкции корпуса гитары на звук, мы постараемся рассмотреть все детали более подробно.

Влияние корпуса на звук

Нам уже известно, что чем больше корпус гитары, тем громче она звучит. А вот что касается баланса частотных характеристик, то в практически любой конструкции хороший мастер может легко их подправить и сделать более выраженными низкие, средние или высокие. Все это достигается путем правильной обточки пружин и правильного подбора материалов. Как правило, звонкость гитары повышается благодаря меньшей толщине пружин и поэтому обычно мастера вначале корпус склеивают, а потом уже через отверстие резонатора точно «подгоняют» заранее наклеенные пружины.

Также не менее важен и диаметр самого резонаторного отверстия. Если он будет слишком большим, то это скажется на недостатке басов. Но счастью, большинство производителей делают его диаметр стандартным в 4 дюйма (для фолк гитар) и связано это в основном с тем, что многие фирмы производящие звукосниматели для акустических гитар, учитывают этот размер (звукосниматель должен четко вставляться в это отверстие и хорошо держаться за его края).

Еще один не маловажный момент – ширина талии корпуса, чем она уже, тем больше у инструмента будут преобладать средние и высокие частоты, и чем более симметричными окажутся нижняя и верхняя части корпуса гитары, тем более сбалансированным будет ее звук. А чем более глубоким будет корпус, тем соответственно и звучание инструмента будет глубже.

Безусловно, есть еще очень много других факторов, которые в различной степени могут повлиять на звучание инструмента. Например, это может быть крепление грифа, его вес или же конструкция струнодержателя. Хотя, все эти факторы не столь существенно отражаются на звучании и их скрупулезно принимают во внимание лишь не многие мастера, пытающиеся изобрести нечто необычное и уникальное. В промышленных масштабах такие мелочи конечно же не учитываются, а применяют в основном общепринятые стандарты.

Источник

Вестерн-гитара

Музыканты всего мира, выступая на эстраде, в клубах или на фестивалях, часто выходят на сцену с гитарой в руках. Это не обычная акустика, а ее разновидность – вестерн. Инструмент появился в Америке, став продуктом эволюции классической представительницы семейства. В России он обрел популярность в последние 10-15 лет.

Конструктивные особенности

Чтобы понять, чем этот музыкальный инструмент отличается от акустической гитары, нужно знать, что вестерн-гитара создана именно для аккомпанемента солисту или группе, а не для сложных классических переборов и исполнения академической музыки. Отсюда ряд отличительных конструктивных особенностей:

  • массивный корпус с узкой, как у классической гитары «талией»;
  • узкий гриф, который крепится к корпусу на 14-ом ладу, а не на 12-ом;
  • металлические струны с сильным натяжением;
  • внутри корпус усилен рейками, внутри грифа вставлен анкерный стержень.

Часто встречаются виды с выемкой под грифом. Она нужна, чтобы музыканту было легче играть на последних ладах. Для удобства исполнителя на грифе имеются маркеры ладов. Они есть на боковой и на передней части.

История создания

В начале прошлого века в Европе и Америке музыканты, исполняющие песни под гитару, оказываются в центре внимания публики. Они собирают залы, выступают в барах, где шум толпы часто заглушает звук музыкального инструмента.

Усилителей звука гитары тогда не существовало. Чтобы сделать звучание громче, американская компания Martin & Company начала заменять привычные струны металлическими.

Исполнители оценили изменения. Звук стал сочнее, мощнее и прорывался сквозь шумную публику. Но сразу стало понятно, что необходимо увеличение корпуса, так как резонирующего пространства не хватало для полного звукоизвлечения. А за увеличением конструкции последовало усиление корпуса системой дополнительных балок – bracing (от англ. укрепление).

Большое внимание экспериментам с акустической гитарой уделял американец Х.Ф. Мартин. Он запатентовал X-образное крепление пружин верхней деки и стал известен во всем мире.

Примерно в это же время мастера компании Gibson применили крепление грифа к корпусу при помощи анкера. Усиление конструкции спасало устройство от деформации при сильном натяжении струн. Громкое звучание эволюционировавшего музыкального инструмента, его мощный, густой тембр понравился исполнителям.

Отличие от гитары дредноут

Оба инструмента являются акустическими, но между ними есть разница. Главное отличие во внешнем виде. Дредноут имеет более широкую «талию», поэтому его более крупный по размерам корпус еще называют «прямоугольным». Еще одно различие заключается в звучании. Многие музыканты считают, что дредноут имеет более широкие возможности в низком тембровом звучании, идеальна для исполнения джаза и блюза. Вестерн-гитара прекрасно подходит для аккомпанемента вокальным солистам.

Техника игры

Музыкант, играющий на классической акустике, не сразу привыкнет к исполнительской технике на вестерн-гитаре, в первую очередь, из-за сильного натяжения струн.

Играть можно пальцами, что демонстрируют зрителям виртуозы, но чаще применяется медиатор. Он помогает избежать повреждения ногтей музыканта при игре «боем».

Есть и другие особенности техники:

  • благодаря узкому грифу гитарист может использовать для прижимания басовых струн большой палец;
  • на тонких металлических струнах прекрасно реализуются джазовое вибрато и бенды;
  • глушение струн происходит ребром ладони, а не внутренней частью.

Технически вестерн более профессиональна для сцены и выступлений на публике, но все же она уступает другому виду – электрогитаре. Поэтому на масштабных мероприятиях музыканты все-таки используют второй вариант, а вестерн применяют для создания акустического фона.

Источник

Гитарно-музыкальный исторический журнал

В Штатах, Мартин продолжил традиции Штауффера, вот почему американская концепция вестерн гитары корнями уходит к австрийской школе, а не к испанской. В частности, бриджевые пины – одно из таких наследий австрийской школы. Хотя позже и испанская школа оказала своё влияние. А также и немецкая, откуда Мартин позаимствовал X-образное расположение пружин, в дальнейшем оказавшееся весьма кстати. Хотя изначально, Мартин руководствовался выбором такой геометрии, чтобы не попасть случайно в пружину, высверливая отверстия для бриджевых пинов. Основным дистрибьютором гитар Martin стала компания с интересным названием Zoebisch & Sons, пока Martin не занялись распространением своих гитар самостоятельно. Обратите внимание на ключик, торчащий из пятки. Гриф крепится болтом, регулирующим угол грифа относительно корпуса, как на советских истерн-гитарах.

Эволюция вестерн-гитары

Акустической вестерн гитарой принято, в отличие от классической, называть гитару, использующую не нейлоновые или жильные, а металлические струны. И хотя отцом вестерн-гитары принято считать Кристиана Фредерика Мартина, на самом деле это не совсем так. Martin начали производить гитары в Америке с 1833 года, а металлические струны научились изготавливать лишь в самом конце 19 века, чуть ли не в 1900 году. Тем не менее, Martin – одни из тех, кто оказал наибольшее влияние на окончательно сформировавшуюся конструкцию вестерн-гитары.

А зачинателями этого дела были шведские эмигранты, братья Карл и Август Ларсон из Чикаго. Но сперва вернёмся всё-таки к гитарам Martin.

Кристиан Фредерик Мартин родился в Саксонии, в то время ещё независимой от Пруссии, в городке Маркнойкирхен, славящемся своими мастерами музыкальных инструментов. В возрасте 15 лет, по протекции своего отца-краснодеревщика, он отправился в Вену, обучаться ремеслу у Иоганна Георга Штауффера, создателя концепции Венской гитары. Именно Штауффер внедрил металлические ладовые порожки, вместо обвязанных вокруг грифа обрезков струн, колковую механику с червячной передачей, в отличие от фрикционных, державшихся в отверстии исключительно за счёт силы трения. Ему же и приписывают изобретение крепления грифа, свободно качающегося на одном болте, пущенным сквозь пятку, как на советских (я ещё называю их «истерн») гитарах.

Вернувшись в родной Маркнойкирхен, Мартин не смог отрыть производство гитар, так как этот бизнес полностью контролировался местной Гильдией скрипичных мастеров, не позволявших Гильдии краснодеревщиков производить и продавать музыкальные инструменты. И это несмотря на то, что дед и прадед Кристиана были скрипичными мастерами, и лишь отец краснодеревщиком. Поэтому он был вынужден эмигрировать в Америку, где не было такого давления, и возможности вести собственный бизнес были гораздо доступнее.

Одной из главных целей Мартина, впрочем, как и других производителей, появившихся в САСШ (как называли у нас в стране США до середины тридцатых годов прошлого века), таких, как, например, Washburn, было сделать гитару массовым и доступным музыкальным инструментом, и поставить производство на поток. Чтобы гитару можно было просто купить в магазине или по почтовому каталогу, а не заказывать у мастера. От этой идеи и произошли названия серий как Martin, так и многих других брэндов того времени. Style 27 означал, что гитара в розницу продавалась за 27 долларов, Style 30 -30 долларов, и т.д., пока инфляция и введение корпусов различного размера не внесли свои коррективы. Но ещё до этого, во второй половине 19 века в САСШ попадают испанские (классические) гитары Антонио де Торреса, конструкция которых превосходит гитары венской школы. Торрес довёл окончательную концепцию испанской классической гитары до той, конструкции которой производители придерживаются и по сей день. Гитары конструкции Торреса с более широким корпусом, обеспечивающим больший акустический объём и веерообразной системой пружин звучали громче, и американцам необходим был достойный ответ.

В то время размеры гитар Martin маркировались цифрами от 0 до 5, причём градация была такова, что с увеличением цифры уменьшался размер корпуса. По сегодняшним меркам эти гитары совсем мелкие, и размер 0 соответствует гитарам типа Parlor, и в 1958 году сын Кристиана Фредерика, которого звали также как и отца, только с припиской Джуниор, ввёл размер 00, сопоставимый с гитарой Торреса. А на закате века Орвилл Гибсон начал экспериментировать с арочными деками, позаимствованными у конструкции мандолин и скрипок. Кстати, вопреки распространённому заблуждению, Орвилл не является основателем фирмы Gibson, и основана она была не в 1894, как принято это считать, а в 1902, когда пятеро местных бизнесменов купили у него патент на арктопы, выплачивая ему приличные роялти до самой смерти. А до того на гитарах Орвилла Гибсона даже не было того легендарного логотипа на голове, его место занимал полумесяц со звездой (хотя на бриджах мандолин таки был выгравирован логотип в рукописном «Script» стиле). Обратите внимание на то, что маркер грифа расположен не на девятом, а на десятом ладу, как у советских истернов.

И всё равно, акустическая гитара звучала недостаточно громко. Для салонов и камерных залов ещё куда ни шло, но на уличных ярмарках, её громкости не хватало, даже чтобы аккомпанировать скрипачу или другому солирующему инструменту, особенно на фоне громкой толпы. Поэтому размер корпуса продолжал увеличиваться, и уже внук Кристиана старшего, Фрэнк Хенри Мартин, в 1902 году ввёл размер корпуса 000, а в 1916м по заказу одного из ритейлеров, Оливера Дитсона, и D-Size, получивший прозвище Dreadnought, по аналогии классом военных кораблей, которые у нас в стране называют линкорами.

Кстати, эту форму корпуса Martin позаимствовал у сардинской гитары, на которой играют смычком, как на виолончели, настраивая её на кварту ниже стандартного строя гитары. Но вернёмся на закат века 19го.

Напомню, что все гитары 19 века использовали жильные струны, очень, кстати, дорогие, сопоставимые с недельным заработком рабочего. Поэтому, гитары принадлежали, как правило, людям среднего класса. Однако, благодаря огромной миграции поселенцев, двигавшихся на запад, возникла потребность в проволоке для ограждений, чтобы обозначить границы своих ранчо. Таким образом, были изготовлены неисчислимые тысячи миль стальной проволоки, и кому-то пришла идея адаптировать её для музыкальных инструментов. Когда стали доступны металлические струны, быстро выяснилось, что они стоят в пять раз дешевле, чем жильные, гораздо громче и долговечнее, что делало их вдвойне привлекательными для растущего массового рынка.

Вот тут-то и пришлась кстати, X-образная геометрия пружин, гитары Martin оказались лучше адаптированы под стальные струны, хотя и они не всегда справлялись с жёстким натяжением металла, и вплоть до 1926 года Martin позиционировали свои гитары как инструменты, рассчитанные на жильные струны.

И тогда появились братья Ларсон, владельцы розничного магазина музыкальных инструментов на улице Вязов (не той, что из знаменитого фильма, которая находится в Спринвуде, штат Огайо). Выкупив у Роберта Маурера его мастерскую, братья создали крепкую, прочную гитару, способную выдерживать натяжение металлических струн. Именно Larson внедрили применение анкерного механизма, посаженые с напряжением деки, а также современную усиленную конструкцию бриджа, и прошло немало лет, прежде чем другие американские производители перешли с жильных струн на металлические. Gibson пришли к этому лишь в 1922 году, а Martin и вовсе в 1926. Тогда же в двадцатые годы Оскар Шмидт ввёл в обиход двенадцатиструнки, хотя ещё на рубеже веков Holzapfel & Beitel уже экспериментировали с этой идее, но до массового производства её не довели.

Однако на этом эволюция вестерн-гитары не закончилась. Первая гитара Gibson, рассчитанная на использование металлических струн, сконструированная Ллойдом Лоаром, давшая старт такому направлению, как джазо-выебанки, выделялась не только резонаторными отверстиями в виде скрипичных эф, но и грифом. Он заходил в корпус на двенадцатом ладу, а на четырнадцатом, открывая больше игрового пространства, однако закрепилась эта идея за Martin, изготовившими в 1929 году гитару с 14 открытыми ладами для известного гитариста и банджоиста Перри Бехтеля. Взяв за основу модель 000 и изменив форму плечей, освобождая место для двух дополнительных ладов, Martin создали то, что сейчас называют Orchestra Model (первенцем стал OM-28) или Grand Auditorium. А год спустя, проделав то же самое с D-28, Martin окончательно сформировали концепцию дредноута.

Gibson не заставил себя долго ждать, ответив флэттоповой моделью Jumbo (Slope Shoulder), а затем и Super Jumbo в корпусе ещё большего размера, поставив точку в окончательном формировании вестерн-гитары, как инструмента. На этом развитие, конечно же, не закончилось, появились гитары с катавеем (вырезом, облегчающим доступ к нотам выше 14 лада), электроникой, но ничего кардинально нового, пожалуй, за исключением параболических ложкообразных Ovation, и цельнокорпусных электроакустик без акустического резонатора, в истории вестерн гитар уже не было изобретено. Разве, что ещё гитары конструкции Марио Маккаферри, получившие распространение в цыганском джазе, и резонаторные гитары добро, но это уже самостоятельные разновидности гитары, заслуживающие отдельных статьей.

Источник

Оцените статью