Гитара форманта соло 2
История
Одна из самых популярных советских электрогитар, Форманта выпускалась Борисовским заводом с середины 70х до середины 80х. Дизайн, за который Форманту очень многие любят, очень удачен, он полностью повторяет модные Ибанез JetKing, Kawai и другие японские гитары конца 60-х годов, но главной её осебенностью является встроенный эффект «фуз» за счет которого в 70х годах эта модель была общем самой «навороченной» советской электрогитарой «для мяса». За время выпуска Форманта притерпела много изменений, а в середине 80х была унифицирована с появившейся новой моделью СОЛО-II, в результате чего превратилась в модель носящуюю указывающую на унификацию имя — СОЛО-II «ФОРМАНТА» с артикулом 262БЛ, в которой к сожалению от оригинального японского дизайна осталась лишь форма деки.
Устройство
Несмотря на то, что Формантку копировали с японских гитар Форманта не ушла далеко от своей предшественницы — Аэлиты производства той же Борисовской фабрики. Это тоже электрогитара с цельной декой из фанерованной доски, с тремя звукосниматели и механическим вибрато. Технически можно выразиться что Форманта — это апгейт Аэлиты, т.к. одна просто пришла на смену другой используюя те же заводские мощности и производственную базу: грифы, звукосниматели, кнопки, бриджи и многие другие детали на этих моделях не зависимо от периода выпуска почти полностью идентичны и абсолютно взаимозаменяемы. Однако некоторые отмечают, что по звуку Форманта предшедственнице всё-таки совсем чуть-чуть проигрывает.
Корпус
Дека выполена из фанерованной доски и покрыта полиэфирным отполированным лаком.
Гриф
Толстый и широкий, профиль почти квадратный. Интересно то, что особых неудобств не вызывает, видимо из-за очень аккуратных и качественных ладов. Гриф поставлен плохо, имеет отрицательынй угол крепления, но из-за низких датчиков игре это мешает в меньшей степени, чем на СОЛО-II.
Электрика
Три датчика, синглы. Включаются каждый отдельно нижним блоком клавиш. Фуз на двух транзисторах, выполнен внутри гитары, находится под верхней планкой и включается одиночной клавишей. Регулировки фуза — гейн и громкость. Батарея питания ставится в паз под грифом, закрытый некплейтом. Паз выбран недостаточно, чтоб разместить там батарею, некплейт на место привинтить на моем экземпляре нельзя.
ВАЖНО!
Выходное гнездо было ТОЛЬКО диновое (DIN-5, СГ-5), обычные советские аудиокабели СГ-3 не подойдут. В комплекте с гитарой шел специальный шнур или переходник т.к. распайка разъема нестандартная на замыкание для того тобы батарейка не садилась, когда гитара не подключена. Незнающие люди в отсутствии переходника думают что схема «мертвая» и начинают чудить с начинкой гитары.
Механика
Колки стандартные, Московские.Тремоло неплохое в целом, а бридж ужасен: дребезжит и без доработки его гитару серьёзно использовать невозможно (нужно как-то зафиксировать ролики), встречаются также еще и с деревянным бриджем, который лишен дребезжания.
Фирменная фишка белорусов — отвертка как антабка для ремня.
Общее впечатление
Несмотря на некоторые недостатки Форманта получилась настощей гитарой своего времени, с весьма приятным чистым звуком она у многих осела с советских времен как «домашняя реликвия», а ищущие «свой звук» экспериментаоры бесконечно бесконечно экспериментируют её встроенной электроникой из-за обилия которой Форманта может считаться одной из самых тяжелых электрогитар сделанных в СССР, в связи с чем и из-за отсутствия на ней иногда лого, начинающие путают её с Уралом, наслушавшись гонева про вес последнего.
Басист — Кайф 2009
Дополнено Chapt 2011
Источник
Гитара форманта соло 2
МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи
По сути своей — промежуточное звено эволюции от гитары ФОРМАНТА к гитаре СОЛО-II, производившееся на Борисовской фабрике музыкальных инструментов ориентировочно с 1985 по 1992 год.
Корпус, формой повторяющий корпус электрогитары ФОРМАНТА (в свою очередь восходящий к японской KAWAI S-170), изготовлен из буково-елового блока, заключённого между двумя слоями берёзовой фанеры. Буковый гриф крепится к деке четырьмя шурупами через металлический трапецеидальный некплейт, утопленный в корпусе. Как правило, угол посадки грифа отрицательный, и даже при полностью опущенном бридже расстояние между струнами и двенадцатым ладом недопустимо большое. Профиль грифа довольно удобен, если не считать необъяснимого участка от порожка до второго лада, имеющего прямоугольное сечение. Накладка грифа фанерована очень красивым шпоном красного дерева, имеет разметку точками, нулевой лад и пластмассовый (иногда деревянный) направляющий порожек. Гайка анкера под шлиц выведена в голову грифа и прикрыта металлической крышечкой в форме короны. Если на ФОРМАНТЕ раздельные Алапаевские колки были установлены в ряд, то у данного гибрида они расположены на две стороны. В отличие от большинства электрогитар СССР, как правило покрытых чёрной полиэфирной бронёй или окрашенных в робкий санбёрст, поздние изделия Борисовской фабрики зачастую имели матовое покрытие серого, розового или голубого металлика.
Фурнитура СОЛО-II «Форманта» также являет собой переходный микс: тремоло-система, построенная по принципу Bigsby, использована ФОРМАНТАвская, а бридж и звукосниматели в гробообразных корпусах уже от СОЛО-II. Бридж, представляющий собой производную от тюн-о-матика, позволяет регулировать общую высоту струн (при этом штифты закреплены не на основании, а на самом бридже), мензуру каждой струны в отдельности и в некоторых пределах менять межструнное расстояние, поскольку роликовые сёдла посажены на валах с резьбой. Казалось бы, система прекрасна, но в силу того, что перепад высот между валом тремоло и бриджем пренебрежимо мал, струны идут через сёдла практически по касательной, следствием чего является чудовищный дребезг всей конструкции. В принципе, исправив угол наклона грифа, можно добиться того, что нормальное расстояние между струнами и накладкой будет достигаться при максимально поднятом бридже, но и тут есть свои подводные камни, о которых чуть ниже. Верхняя антабка очень невысокая, почти плоская, а нижняя являет собой советскую копию знаменитой вывинчивающейся антабки-отвёртки от Чехословацкого концерна JOLANA.
Электроника гитары опять же является переходной: встроенный фузз и органы управления повторяют ФОРМАНТУ, а звукосниматели уже нового образца. Схема смонтирована на трёх пикгардах из красивого искристого пластика: на правом закреплены трёхклавишный селектор датчиков (НЧ у среднего и бриджевого звукоснимателей обрезаны изначально), мастер-громкость, регулятор тембра и гнездо СГ-5, на среднем — три нерегулируемых сингла с винтами-магнитоводами, а на левом — одиночная клавиша выбора режима «актив/пассив» и плата фазз-эффекта с регулировками гейна и тембра. Отсек батареи стандарта «Крона» находится под некплейтом со штампом «АРТ. 262-БЛ», а замыкается цепь питания перемычкой между 4 и 5 контактами штекера. В силу малого выхлопа звучков и их жёсткой фиксации, даже если произвести все описанные выше манипуляции с грифом и бриджем, датчики окажутся слишком далеко от струн.
В общем и целом, данное произведение Белорусских лютнеров нельзя назвать слишком большой удачей: это довольно тяжёлая (4,3 кг) гитара, с мензурой 650 мм, требующая определённой столярной доработки — и всё равно звучащая несколько странно. К плюсам можно отнести неожиданный для такого обвеса сустейн. СОЛО-II «Форманта» можно с определёнными оговорками рекомендовать для грязного блюз-рока, панка или нойзовых вариаций.
Данный экспонат, ориентировочно 1991 года выпуска, был любезно передан в дар МУZЕУМ’у Кириллом ПОДОБОЙ и восстановлен Питерским гитарным мастером Павлом ШУПИКОМ в июне 2013 года.
Источник
Гитара форманта соло 2
В те далёкие времена, когда ещё был Советский Союз, рок был запрещён, джинсы были редкостью и несомненным признаком определённой крутости, а у музыкантов, не имевших родственников-моряков дальнего плавания и дипломатических сотрудников, которые могли бы привезти из Америки какой-нибудь Fender или хотя бы японскую реплику таковых, не было другого выхода, кроме как пользоваться гитарными изделиями отечественных производителей.
Что это за инструменты? И почему о некоторых ходят легенды, а некоторые остались практически неизвестными?
Начнём с того, что в то время (да и не только) СССР находился в культурной изоляции от всего остального мира, дабы не поддаваться тлетворному влиянию загнивающего Запада. Выпускалась иногда литература с описанием, как подзвучить акустическую гитару («Адаптеризованная гитара» 1960 года выпуска) или решить вопрос с недостаточной громкостью акустических гитар и создать гитару из твёрдых пород дерева самостоятельно («Адаптеризация музыкальных инструментов» 1966 года).
Первой такой книгой, в которой детально освещались вопросы создания электрогитары с нуля, а также сведения о гитарах, звукоснимателях, эффектах и усилителях, стала изданная в 1966 году книга «Новые электромузыкальные инструменты» авторов Б. Г. Корсунского и И. Д. Симонова. В ней можно было найти схемы, по которым энтузиасты самостоятельно собирали свои гитары. К такому способу музыканты прибегали довольно часто, т.к., например, при средней зарплате инженера 120-150 рублей советская гитара стоила около 130-250 рублей, чешские и гэдээровские Jolan’ы и Musim’ы начинались с нереальных 250 рублей, про гитары Fender даже говорить не приходится, они были недосягаемой мечтой.
Гитары «АККОРД»
Гитары, выпускавшиеся небольшой серией с 1970 по 1972 годы прошлого века на Ленинградском заводе бытового обслуживания АККОРД, делались, несомненно, по мотивам инструментов итальянской фирмы EKO, довольно широко использовавшихся в то время официальными ВИА (по крайней мере характерная форма безошибочно узнаваема).
В силу того, что с той поры минуло уже более сорока лет, а количество произведённых инструментов было сравнительно небольшим (в масштабах СССР, конечно), в наши дни АККОРДы практически не встречаются.
Гитары «Тоника»
Первой гитарой, которую начали серийно выпускать в СССР, стала знаменитая «Тоника». Изготовление её началось в середине 70-х годов на Ленинградском заводе народных музыкальных инструментов имени Луначарского. К сожалению, отечественные производители пошли не путём изучения опыта западных соседей (ведь любые попытки скооперироваться с Западом карались едва ли не заключением в тюрьму), а решили заново «изобрести велосипед». Так и получилась «Тоника» — с не самой лучшей с точки зрения эстетики формой корпуса (однако весьма удобным для аккордной игры), вручную (зачастую некачественно) вырезанным пикгардом, головой грифа в стиле Firebird. Причём гитары, изготовленные на разных заводах, отличались некоторыми моментами. Про звучание сказать нечего, оно было откровенно плохим. В магазинах гитара появилась в 1967 году. Стоимость составляла 180 рублей. Дорого, некачественно, некрасиво – но люди покупали их, ибо иных вариантов попросту не было. Также выпускались вариации «Тоники» в виде 4-струнной бас-гитары, все эти версии выпускались на заводах в Свердловске, Орджоникидзе и Ростове. Новая модель называлась ЭГС-650. Она имела некоторые внешние отличия от исходной модели.
Электрогитара «Тоника ЭГС-650» ленинградского производства.
Гитары «Тоника Арт 405» свердловского, ростовского и орджоникидзевского заводов. Отличия в электронике и некоторых внешних деталях.
Гитары «Урал»
Спустя несколько лет после начала производства «Тоники» уральский завод начал изготавливать собственную модель гитары – «650», «650А» и «650 арт 422″(некоторые отличия в расположении колков и внешних деталях), которая в народе получила название «Урал». Этот инструмент по праву может считаться легендой советского гитаростроения, хотя сама гитара была не лучшей, но и не самой худшей.
Источник
Гитара форманта соло 2
Форманта. Выпускалась Борисовским заводом. Была в общем самой «навороченной» гитарой «для мяса», так как имела внутри эффект «фуз».
Корпус. Форма слизана с двух гитар — Ибанез и Кавай, дизайнов 60-х годов (если не прав, поправьте).
Гриф. Толстый и широкий, профиль почти квадратный. Интересно то, что особых неудобств не вызывает, видимо из-за очень аккуратных и качественных ладов.
Колки стандартные.
Лак полиэфирный, варианты цвета лака — черный, серебристый металлик, розовый, изредко — зеленые.
Дизайн гитары в отличии от АРТ 241 БЛ был изменён и именл больнинство фурнитуры одинаковой с Соло2 для удешевления производства, без того плохое качество изготовления гитары при этом сильно пострадало.
Электрика. Три датчика, синглы. Включаются каждый отдельно нижним блоком клавиш. Фуз на двух транзисторах, выполнен внутри гитары, находится под верхней планкой и включается одиночной клавишей. Регулировки фуза — гейн и громкость. Батарея питания ставится в паз под грифом, закрытый некплейтом. Паз выбран недостаточно, чтоб разместить там батарею, некплейт на место привинтить на моем экземпляре нельзя.
Выходное гнездо было ТОЛЬКО диновое. Джеки врезали самопальщики.
Гриф поставлен плохо, после 11 лада струны ложатся на датчики. Придется ставить вставку. Тремоло неплохое в целом, а бридж ужасен: дребезжит и без доработки его гитару серьёзно использовать невозможно (нужно как-то зафиксировать ролики).
Фирменная фишка белорусов — отвертка как антабка для ремня.
Самая тяжелая электрогитара в СССР. Из-за отсутствия на ней иногда лого, начинающие путают её с Уралом, наслушавшись гонева про вес последнего.
Басист — Кайф 2009
БОРИСОВСКАЯ ФАБРИКА
МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Форум, благодаря которому «всё это»:
Хорошо представленный тематический виртуальный музей
Источник
Гитара форманта соло 2
Электрогитары Бас 1 и Соло 2 стали прародителями легенд о том, что в каждую гитару УРАЛ встроены все примочки мирa, переключаемые секретными кодами, вводящимися с помощью кнопок и ручек, т.к. эти гитары действительно имеют встроенные эффекты. Соло 2 имеет целых два встроенных эффекта – Фазер и Фузз, весьма плохого качества. Хотя в техническом описании и указывается, что гитара делается из ценных пород древесины на деле это все тот же советский сэндвич. Бук, только сортом по лучше из которого сделаны гриф и два бруска в деке по центру, между брусками из сосны, все как водится в «сэндвиче» с верху и с низу оклеено трехмиллиметровой фанерой. Все гитары красились черным полиэфиром, цветные варианты красились матовой грунтовой краской поверх черного полиэфира. Из-за того, что по краям в гитаре дека состоит из сосны бока деки очень боятся ударов. Падение гитары со стула может обернуться серьезной вмятиной и большими сколами краски. Пикгард сделан из оргстекла толщенной 3,5 – 4мм, крашенного с внутренней стороны краской. Деки у Бас I и Соло II одинаковые, у Соло II под пластиком скрывается печатная плата процессора эффектов и две большие металические пластины с электроникой, которые – то и занимают пространство, под пикгардом. Струнодержатель и бридж — подобие tune-o-matic перенятый на свой лад у Jolana имеет широкую трехмерную регулировку мензуры, высоты и ширины струн, бридж прикрывается декоративной крышечкой. Гриф сделан из двух кусков бука – пака грифа и перо, хорошие хромированные литые колки с прямоугольными или круглыми лепестками. Гриф имеет 20 + нулевой лад, хотя на грифе отлично поместился бы еще один. Белорусские лады очень тоненькие, аккуратные, всегда хорошо отшлифованные, играть на таких одно удовольствие. Гриф тоньше, чем у Урала имеет профиль Thin Flat, от второго до 15-го лада, под остальными ладами профиль грифа отсутствует т.е. он не закруглен, несмотря на это он намного удобнее большинства советских грифов. Крепление грифа на четырех болтах сквозь металлическую пластину, недостаток крепления грифа в том, что гриф не параллелен деке, а находится под отрицательным углом, из-за чего струны ложатся на бриджевый звукосниматель при попытке опустить бридж. Гитара в игре довольно удобная, датчики слабоваты, довольно легкая, инструмент вполне подходящий для репетиций в гараже, учебы и тренировок дома, если не включать встроенные эффект, но зато благодаря ним можно подключаться к чему угодно и модно бацать, но для выступлений, пользуясь встроенными эффектами не годится и требует радикальных модификаций электроники.
Страничка об этой гитаре на cheesyguitars.com
Форум, благодаря которому «всё это»:
Хорошо представленный тематический виртуальный музей
Источник