Гитара импровизация по пентатонике

Содержание
  1. Импровизация. Пять боксов пентатоники
  2. Пентатоника
  3. Формула минорной пентатоники
  4. Формула мажорной пентатоники
  5. Блюз >Упражнения на основе пентатонических гамм – скорая помощь для гитариста
  6. Пентатоника С мажор:
  7. Упражнения:
  8. Пентатоника С минор
  9. Упражнения на основе С минорной пентатоники:
  10. Блюзовая пентатоника С минор
  11. Упражнения, основанный на блюзовой пентатонике С минор:
  12. Импровизация на гитаре: пентатоника
  13. Пентатоника
  14. Пять боксов минорной пентатоники
  15. Пять боксов мажорной пентатоники
  16. Советы
  17. Как импровизировать на гитаре. Советы для начинающих гитаристов.
  18. Импровизация на гитаре. О чем пойдет речь?
  19. Простые уроки для новичков
  20. Без знания гамм и нот
  21. Небольшой экскурс в теорию.
  22. Пентатоника – это просто!
  23. Гамма До-мажор
  24. Гамма Ля-минор
  25. Пентатоника До-мажор
  26. Пентатоника Ля-минор
  27. Джазовая импровизация на гитаре
  28. Блюзовая импровизация на гитаре
  29. Импровизация на гитаре – все, что нужно знать
  30. Играйте больше, учите больше
  31. Разбирайте каждую композицию
  32. Начинайте с простого
  33. Больше слушайте
  34. Чаще подбирайте песни на слух
  35. Учите теорию

Импровизация. Пять боксов пентатоники

Импровизация это наверно самая крутая вещь для музыканта. Ведь ни для кого не секрет, что просто так брать и на ходу сочинять красивую музыку это очень сложно. И учиться этому нужно очень долго сквозь кровь, пот и слезы. Но с чего же начать? Есть ли какая-то отправная точка в этом нелегком деле для нас гитаристов-самоучек? Спешу вас обрадовать, оказывается есть! И имя ей пентатоника. Мы ранее уже говорили о ладах и тональностях в музыке, где вскользь упоминали пентатоническую гамму. Что ж, начинаем.

Пентатоника

Петатоническая гамма это отличный инструмент для импровизации. Особенность ее в том, что состоит она всего из пяти нот и подходит практически для любой гармонии. Аппликатура на гитаре также особой сложностью не отличается.

Читайте также:  Где находится лямбда зонд у аккорда

Соло и мелодии на основе пентатоники могут использоваться в разнообразных музыкальных жанрах. Наибольшее распространение она получила в таких стилях как блюз, рок и метал. Даже есть гитаристы, которые играют свои соло в основном только в пентатонике. Например, всем известный Зак Вайлд (на фото).

Пентатоника — это лад, состоящий из пяти ступеней. Фактически бывает мажорной и минорной. В основе мажорной лежит мажорное трезвучие, а в основе минорной — минорное (спасибо, кэп). Пентатонику можно получить, если из натурального минора исключить вторую и шестую ступени, а из натурального мажора четвертую и седьмую. Пентатоника не содержит полутоновых интервалов.

Формула минорной пентатоники

1.5 тона, 1 тон, 1 тон, 1.5 тона, 1 тон

Формула мажорной пентатоники

1 тон, 1 тон, 1.5 тона, 1 тон, 1.5 тона

Говоря простыми словами, пентатоника содержит в себе самые основные ступени мажорных или минорных ладов. Поэтому она не имеет ярко выраженного звучания какого-либо лада. Но, если мы добавим в нее характерные ноты какого-либо диатонического лада, то по сути она в него и превращается. То есть пентатоника это как бы фундамент или основа. Чтобы это понять, давайте посмотрим на ее аппликатуру. На грифе можно выделить 5 позиций или боксов.

И все позиции на грифе сразу. Аппликатура Ми-минорной пентатоники (Em pentatonic)

Теперь давайте сравним аппликатуру минорной пенты с аппликатурой натурального минора. Красными квадратами обозначены вторая и шестая ступени.

То же самое будет происходить и с другими минорными ладами — фригийским и дорийским.

А вот аппликатура соль-мажорной пентатоники (G pentatonic). Посмотрите внимательно, ничего не напоминает? Подсказка: смотреть на 12-15 лады.

Да, все верно, на 12 ладу аппликатура Ми-минорной пенты. Таким образом, мы вывели закономерность: аппликатура мажорной пентатоники такая же как и у минорной, для ноты на 1.5 тона ниже нашей. То есть берем минорную пенту на 3 лада левее.

Здесь также все работает с натуральными ладами. Если к мажорной пенте добавить характерные ступени какого-либо мажорного лада, то мы получим его аппликатуру. Одинаково справедливо для лидийского и миксолидийского ладов.

Добавив ступени натурального мажора в соль-мажорную пентатонику мы получили аппликатуру натурального соль-мажора. И кажется кое-что еще. Да, точно, если взять за тонику ноту Ми, то здесь красуется и Ми-минор, параллельный минор для Соль-мажора. То есть, правило переноса на 3 лада влево работает и для натуральных ладов!

Пользуясь этими нехитрыми правилами и закономерностями, можно прийти к выводу, что запомнить, по сути, необходимо всего лишь одну основную аппликатуру. И в зависимости от ситуации использовать ее либо в качестве минора, либо в качестве мажора. То есть просто перемещать ее мысленно по грифу. Ах да, ну и также придется запомнить характерные ноты натуральных ладов. Благо их немного, всего одна-две.

Источник

Блюз >Упражнения на основе пентатонических гамм – скорая помощь для гитариста

Если вы играете американский джаз, блюз, фолк или рок, вам постоянно приходится иметь дело с пентатоническими гаммами. Они очень распространены в такой музыке.

Начинающие гитаристы сталкиваются с пентатоникой уже на самых первых этапах обучения, даже если они и не собираются играть соло.

Поэтому думаю, есть смысл предположить, что вы более или менее знакомы со звучанием этой гаммы и ладов, на которых она основывается.

Следующий шаг — применение всего этого на практике. Сегодня мы посмотрим, как фразы, базирующиеся на пентатонической гамме, могут помочь вам развить навыки игры на гитаре. Говоря проще, я покажу вам упражнения, основанные на ладах, которые вам уже знакомы.

Пентатоника С мажор:

Начнем с простого. Уверен, что вам уже приходилось иметь дело с пентатонической гаммой С мажор. Мы рассмотрим ее в пятой позиции.

Сыграйте гамму несколько раз, чтобы привыкнуть к ней и освежить ее в памяти.

Теперь сконцентрируемся на нескольких интересных пробежках на ее основе. Имейте в виду, что ваша цель — научиться лучше контролировать ваши действия, поэтому пробежки включают также и игру через струну. При этом все ноты входят в соответствующую гамму.

Упражнения:

Сыграйте каждую фразу несколько раз. Как только почувствуете уверенность, ускоряйтесь.

Пентатоника С минор

Здесь, в зависимости от позиции, нам придется поработать с несколько более сложными аппликатурами, чем в случае мажора. Возьмем третью позицию.

Очевидно, что здесь нет ничего, что коренным образом отличалось бы от того, что мы делали только что. Но если вы хотите научиться лучше контролировать то, что играете, последовательность нот снизу вверх — это то, что вам нужно.

Упражнения на основе С минорной пентатоники:

Данная конкретная пробежка включает в себя пять нот, заставляя вас импровизировать, когда вы уже не знаете, каким пальцем взять следующую ноту. Я советую играть упражнение слева направо в таком порядке: указательный — средний — безымянный — средний — мизинец.

Следуя этой схеме, вы сможете взять четвертую ноту на пятом ладу средним пальцем и потренировать растяжку с мизинцем. Раз уж мы упражняемся, давайте перенесем фразу и на другие позиции.

Блюзовая пентатоника С минор

Блюзовая пентатоника С мажор в пятой позиции славится довольно сложной аппликатурой. Об этом не следует забывать, поэтому сыграйте эту гамму несколько раз, чтобы привыкнуть к ней. Только после этого имеет смысл переходить к упражнениям.

Воспользуемся возможностью и потренируем растяжки. Помните: мы играем исключительно ноты данной конкретной гаммы. Если вы уже научились играть ее уверенно, переходите к упражнениям.

Упражнения, основанный на блюзовой пентатонике С минор:

Обе пробежки характеризуются довольно большими растяжками в секции между третьей и пятой струнами. Чтобы справиться с ними, сыграем несколько арпеджио, охватывающих весь лад на всех струнах.

Вам понадобится некоторое время, чтобы одолеть это упражнение, но уверяю вас: оно очень полезно.

Можете также попробовать вот что: разобравшись со всеми упражнениями, вновь сыграйте все гаммы в чистом виде. Вы сразу заметите прогресс. Ведь все эти упражнения — просто вариации нот гамм.

Роберт Киттлбергер (Robert Kittleberger) — основатель и редактор Интернет-ресурсов Guitar Chalk и Guitar Bargain. Его уроки так же будут публиковаться на Гитаршколе, поэтому подписывайтесь на бесплатную рассылку и получайте новые интересные уроки гитары каждый день.

На первой картинке скорее ля мажор. ))

это первый бокс ля минорной пентатоники и пятый бокс мажорной до, это параллельные тональности. они совпадают.

Источник

Импровизация на гитаре: пентатоника

Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 24.02.2015 · Обновлено 06.07.2019

Ни для кого ни секрет, что импровизация — это высшая точка для каждого музыканта. Для её овладения требуется годы тренировок и анализа всей музыкальной системы. Но даже овладев всем, что необходимо для того, чтобы создавать во истину замечательную музыку, вы поймёте, что нет предела совершенству и есть ещё очень много вещей, которые вы для себя не открыли. В этой статье я познакомлю вас с гаммой «пентатоника», которая ляжет в основе вашей импровизации на гитаре.

Пентатоника

Пентатоника — это отличный инструмент для блюз, джаз и рок-музыкантов. Её уникальность заключается в том, что она подходит, практически, под любую гармонию, вписывается во многие музыкальные ситуации и стили. Пентатоника состоит из пяти нот и имеет очень удобные, и наглядные аппликатуры на грифе гитары.

В теории пентатоника — это гамма, состоящая из пяти нот (ступеней). Пентатоника бывает мажорной и минорной, а так же при добавлении хроматизма в минорную и мажорную гамму, можно получить так называемую «блюзовую пентатонику», которая имеет характерное блюзовое звучание.

Пять боксов минорной пентатоники

Минорная пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов:

В тональности Ля-минор ноты записываются так:

Ля До Ре Ми Соль Ля

Как и понятно по названию эти ноты нужно использовать по верх минорных аккордов.

Большинству гитаристов будет удобна первая позиция, и лишь очень не многим все пять. За второе место борются 2 и 4 позиции. Ну и далее по наклонной. Для того чтобы понять сам принцип — нужно овладеть всеми боксами пентатоники. Если кто не понял сразу, то каждая позиция — это продолжение предыдущей. Чёрные точки в каждой позиции — это тоника, то есть главная ступень гаммы. Белые — все остальные ноты в тональности.

Пять боксов мажорной пентатоники

Мажорная пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов:

В тональности Ля-мажор ноты записываются так:

Ля Си До# Ми Фа# Ля

Исходя из названия эти ноты нужно использовать по верх мажорных аккордов.

Советы

  • Овладейте каждым боксом в любой тональности, визуально расположив их друг с другом на грифе гитары (тоника вам в этом поможет).
  • Пойте название каждой ноты! Это поможет вам выучить ноты пентатоники и найти свои отправные точки.
  • Играйте под инструментальное сопровождение в удобной для вас тональности. Например в тональности Ля-минор:
  • Пополняйте запас ликов (фраз). В этой статье вы найдёте клёвые фразы: Музыкальные идеи

Источник

Как импровизировать на гитаре. Советы для начинающих гитаристов.

Импровизация на гитаре. О чем пойдет речь?

Гитарная импровизация – это одна краеугольных тем музыкального мастерства. На предмет этого вопроса было уже огромное количество разговоров, и почти каждый именитый гитарист имеет свое мнение по этому вопросу. И оно верно – ведь именно в импровизации и рождается музыка, именно импровизацией и было создано огромное число известнейших композиций.

Более того, на ней построено огромное количество представлений и шоу – в рок-музыке зачастую известные исполнители не переигрывают свои соло в живую, а придумывают какие-то новые, и некоторые из них становятся поистине легендарными. На импровизации построен целый жанр – джаз, который в корне отличается от всей остальной музыки.

И видя это, любой начинающий гитарист задастся вопросом – а сложно ли это? Надо быть честным – да, импровизация — это действительно непросто. Однако, это не настолько сложно, как говорят многие. Для простой игры не требуется огромных музыкальных познаний, пяти лет школы, и подобных вещей. Достаточно будет просто немного поработать головой и разобрать уже то, что вы и так знаете – однако, более глубоко. И тогда уже через пару дней тренировок на гитаре вы сможете играть свои первые импровизированные соло и сочинять свои песни!

Простые уроки для новичков

Без знания гамм и нот

Скорее всего, если сейчас вы читаете эту статью – то вы понятия не имеете, что такое гаммы, как их играть, а ноты для вас это вообще что-то невероятно зловещее, сложное и непонятное. Скажем честно – совсем без знания нот дела никуда не пойдут, однако – сюрприз – вы уже их знаете .

Аккорды. Весь секрет именно в них. По факту обозначения аккордов – это те ноты, от которых они строятся. То есть A – обозначает ноту Ля, плюс дополнительные два звука, терция (малая или большая) и квинта. Это третья и пятая ступень от ноты Ля, но даже эта терминология вам не понадобится.

Небольшой экскурс в теорию.

Он не будет очень сложным, но будет крайне полезным для вашего развития. Итак, нот всего 12. Это семь полных – до (C), ре (D), ми (E), фа (F), соль (G), ля (A) и си (B), плюс еще пять промежуточных – обозначающихся с так называемым «Диезом». Промежуточных нот пять, потому что их нет между Ми и Фа, а также Си и До.

Между полными нотами идет промежуток в так называемый тон – на гитаре это два лада. То есть между всеми перечисленными семью звуками расстояние будет в два лада – кроме, соответственно, Ми и Фа, и Си и До – в данном случае промежуток будет один лад.

Теперь возьмите гитару и зажмите аккорд E – Ми. Теперь не меняя позицию сдвиньте его на один лад вверх – то есть теперь зажатие струн будет происходить на втором и третьем, а не первом и втором. А на первом поставьте баррэ. Что получилось? Правильно – аккорд F. Теперь всю позицию сдвиньте на два лада – то есть на третий. Вы поставили аккорд G.

И это работает со всеми остальными позициями. Если вы сдвинете Am на два лада и поставите баррэ на втором, то выйдет аккорд Bm. И так далее.

Это называется «аккордовые формы», и оно работает со всеми позициями, которые вы ставите, когда играете так называемые аккорды для начинающих. Если вы сумеете выучить эту вещь – то вам откроется огромнейший простор для импровизации аккордами.

Более того, все септаккорды, все трезвучия с повышенными ступенями, также подчиняются этому правилу. Поэтому первое, что стоит выучить для того, чтобы сочинять собственные песни – это именно формы аккордов. Это также поможет вам и выучить ноты на грифе – просто смотрите на то, как называется трезвучие, и обращайте внимание на то, какая струна при игре звучит самой первой – и именно это и будет нота.

Пентатоника – это просто!

А вот для этого уже придется немного подучить, что же такое гамма, поскольку без нее понять, что такое пентатоника нельзя. Опять же, это будет не очень тяжело, поскольку основную суть можно понять из предыдущего раздела.

Итак, мы знаем, что все ноты разделяются между собой тоном или, в двух случаях, полутоном. По сути своей гамма представляет из себя последовательность идущих друг за другом нот, выстроенных в определенном порядке. Самая первая нота в гамме называется тоникой.

Гамма До-мажор

Мажорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.

То есть мажорная гамма До выглядит вот так:

До – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.

Гамма Ля-минор

Минорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

В этом случае возьмем минорную гамму Ля:

Ля – си – до – ре – ми – фа – соль – ля.

Каждая из нот, которая используется в гамме, называется ступенью – всего их восемь. Это классическое правило, от которого и отходит пентатоника. В пентатонике нот пять – поскольку в ней отсутствует две ступени. В мажорном случае это четвертая и седьмая, в минорном – вторая и шестая.

Пентатоника До-мажор

То есть для того, чтобы построить пентатонику, вам надо просто убрать из гаммы две ноты.

В такой ситуации пентатоника от До-мажора выглядит так:

До – ре – ми – соль – ля – до

Пентатоника Ля-минор

От Ля-минора так:

Ля – до – ре – ми – соль – ля.

Поэтому для того, чтобы построить пентатонику, следует просто понимать, какую ноту на грифе вы сейчас играете, подобрать к этой ноте гамму – что очень просто, если действовать по схеме – и после этого убрать из нее нужные ступени. Конечно, это потребует времени, однако это просто необходимо для рок-импровизации, а также для решения вопроса – как играть красивые соло на гитаре.

Джазовая импровизация на гитаре

А вот тут все гораздо сложнее. Дело в том, что джаз играется очень своеобразно – там практически никогда не применяются стандартные аккорды, их расширяют при помощи поднятия ступеней и добавления дополнительных нот. Именно поэтому важно начать с классических джазовых стандартов. Вы можете не учить ноты и гаммы, однако стоит посмотреть уроки – как они строятся, на чем вообще базируется джаз. И только тогда вы сможете комфортно импровизировать.

Блюзовая импровизация на гитаре

По сути, весь блюз построен на пентатониках. Для освоения импровизации в этом направлении вам поможет раздел выше, где подробно рассказано, как она строится, и на чем базируется. Однако стоит также посмотреть определенные блюзовые стандарты, под которыми подразумеваются аккордовые последовательности, приемы и характерные ритмические рисунки.

Импровизация на гитаре – все, что нужно знать

Но ведь начало статьи обещало, что теории будет по минимуму! И верно – на этом мы закроем эту тему. Сейчас мы дадим несколько советов для начинающих, которые можно применять и при игре красивыми переборами, и соло-партий, и аккордовых позиций.

Играйте больше, учите больше

Именно так. Все очень просто – чем больше вы сами играете и слушаете, чем больше учите произведений – тем больше становится ваш музыкальный запас. Это как со словарем – если вы много читаете, то и ваш лексикон будет гораздо шире. Поэтому занимайтесь каждый день, и учите как можно больше песен.

Разбирайте каждую композицию

Однако просто заучивать текст композиции недостаточно. Гораздо эффективнее будет, если вы станете разбирать их. Почему на этом месте стоит такой аккорд? Почему в соло сыграна эта нота? Начиная отвечать себе на эти вопросы вы не только будете пополнять свою голову музыкальными фразами – вы начнете понимать, как музыкальная кухня работает. Это очень важно для грамотной импровизации – поскольку именно так лучшие ходы будут откладываться в голове, и потом вы невольно сами начнете, их применят на практике. Запоминайте каждый услышанный ход, увеличивая для себя количество фраз и интонаций.

Начинайте с простого

Ингви Мальмстин, каким бы гением он ни был, не сразу начал играть теппингом и свипом. Ни один гитарист не начинал осваивать сразу сложные вещи. Начинайте с простого – с простых переборов, аккордов и сольных пассажей. Именно так – переходом от простого к сложному – и происходит рост. Постепенно вы сможете сыграть все более замысловатые мелодии, а сейчас попробуйте что-то простое.

Например, простые переборы на гитаре схемы для которых представлены на этом сайте. Еще прекрасно подойдут композиции группы Blackmore’s Night, или вообще классические произведения.

Для отработки соло и начала импровизаций подойдут песни AC/DC, например, или же композиции команд Offspring и Green Day.

Аккордовые же песни можно найти на этом сайте – просто возьмите обычный трек с трезвучиями для новичков.

Больше слушайте

Каждый уважающий себя музыкант должен не только играть – но и еще слушать. Слушайте больше музыки, самых разных направлений – от рэпа до тяжелого метала. И главное – вслушивайтесь в то, как в них устроены композиции, как звучат инструменты. Запоминайте это и потом пытайтесь повторить на грифе инструмента. Таким образом, вы пассивно расширяете свой музыкальный словарный запас. Мелодии откладываются у вас в подкорку, и потом в процессе импровизации обязательно проявят себя.

Чаще подбирайте песни на слух

Основа импровизации – умение слышать не только себя, но и других. В какой тональности играет, басист или второй гитарист? Какой аккорд сейчас можно обыграть? А какая нота хорошо зазвучит в данном случае? Это все развивается только с тренировкой слуха. А развить его можно только одним способом – подбором мелодий. Поначалу это будет, скажем честно, очень тяжело – но потом, постепенно, слух будет улучшаться, и весь процесс станет быстрее.

Учите теорию

Да, импровизировать без знания теории возможно. Да, это будет получаться, и даже в определенный момент – легко. Но когда? Через пять лет непрерывной игры на слух? Или через шесть? Теория значительно упрощает этот вопрос – вы просто будете знать, что надо сыграть в тот или иной момент, без каких-либо сомнений. Вы будете знать, как строятся аккорды, и вы будете знать вообще все способы каким бы то ни было образом разнообразить вашу музыку. Обязательно учите музыкальную теорию, если хотите стать кем-то большим, чем просто обычным дворовым гитаристом.

Источник

Оцените статью