Гитара инструмент симфонического оркестра

Струнно-смычковые инструменты симфонического оркестра

Ссылки на статьи обо всех инструментах симфонического оркестра находятся здесь: https://tatzilbert.ru/simfonicheskiy/ Симфонический оркестр и «Путеводитель». Струнно-смычковые инструменты в симфоническом оркестре, безусловно, самая основная группа. По количеству инструментов в ней это две третьих состава всего оркестра.

Окончательно сформированы, а также усовершенствованы эти инструменты были в конце 17 века. Смычок же в том виде, в котором существует сегодня, появился лишь в конце 18 века. Уже из названия группы понятно, что сюда входят такие струнные инструменты, в которых именно смычок используется как средство для извлечения звука.

Сюда входит 4 инструмента: скрипка и альт –более высокие, виолончель и контрабас – более низкие по звучанию. Сравните с другими, тоже струнными инструментами: гитара, гусли, цимбалы, лютня, мандолина – эти струнные обходятся без смычка.

Диапазон этой группы поистине огромен, он составляет семь октав! Кроме диапазона инструменты этой группы имеют разнообразный, притом очень красивый тембр. К тому же их звучание очень насыщенное, разнообразное по динамике.

По всем этим причинам именно этой группе, как правило, поручается ведение мелодии в любом исполняемом произведении. Эта группа по праву считается фундаментом симфонического оркестра.

Между инструментами группы существуют отличия. Для скрипки, например, характерна необыкновенная певучесть, по своей выразительности она приближается к голосу человека. Кроме того, это – самый техничный инструмент в группе. Она легко справляется со сложнейшими пассажами, трелями, скачками. Если к этому добавить, что это – самый высокий по звучанию инструмент, то становится понятно, почему ей отводится ведущая роль и в группе, и в оркестре в целом.

Читайте также:  Бизе цыганская пляска ансамбль для фортепиано

Альт, в отличие от скрипки, далеко не сразу был оценён по достоинству. Долгое время ему поручали лишь подчинённый гармонический голос, на этот инструмент часто переходили неудавшиеся скрипачи. Однако всё это уже давно в прошлом. Сегодня альт – очень популярный, солирующий инструмент с мягким, благородным тембром. Признание к нему пришло благодаря выдающимся мастерам прошлого и современности, прежде всего Николо Паганини, Юрию Башмету, Сурену Кочаряну, Фёдору Дружинину, Паулю Хиндемиту и многим другим.

Виолончель звучит на октаву ниже альта, почти до конца 18 века незаслуженно играла роль второстепенного, басового инструмента в оркестре. Сегодня, благодаря её необычайно красивому тембру и техническим возможностям, порой превосходящим скрипку, это – полноценный солирующий инструмент.

Контрабас – это басовый группы, её фундамент. К тому же он – самый объёмный по своим габаритам. Музыканты обычно играют на нём стоя. Он несколько тяжеловат по звучанию. В симфоническом оркестре контрабас появился в 17 веке и оказался там просто незаменим по своим функциям.

Источник

Как разобраться в симфоническом оркестре?

Симфонический оркестр похож на сложный производственный цех, в котором с первого взгляда ничего не понятно. Ну, скрипку-то каждый опознает, а вот как называется такое же, только побольше, на котором играют, поставив его на пол — уже большие сомнения. И что там дальше — во вторых, в третьих. в пятых рядах? Это уже выглядит как большая профессиональная тайна, потому что кого ни спроси — никто толком не знает, как называются все эти дудочки и блестящие трубы, одна другой больше, мелькающие иногда на заднем плане.

Но если разобраться в этом один раз, всё окажется не таким уж сложным.

Симфонический оркестр — это комбинация из четырёх групп инструментов.

На сцене эти группы расположены одна за другой. Прямо перед нашими глазами располагается группа струнных смычковых . Она в оркестре самая главная. Это такой оркестровый пролетариат, который трудится, не покладая рук со смычками, и отвечает вообще за всё: за главные высказывания, за яркие эмоции и вообще за создание звукового «климата» в коллективе. По этой причине им полагаются первые ряды. Кроме того, скрипки — не тромбоны, они слабее по звуку, и должны быть ближе к публике.

Струнные — как матрёшки, они существуют в четырёх размерах. Чем больше инструмент — тем ниже звук. Скрипка — альт — виолончель — контрабас . Вот их размеры относительно друг друга:

Источник

Струнные инструменты симфонического оркестра. Видео урок.

Струнные инструменты в симфоническом оркестре являются самой многочисленной группой. Смычковыми их называют потому, что играют на них чаще всего смычком, в отличии от струнных народных инструментов, на которых звук извлекают щипком. Оркестры народных инструментов есть в каждой стране, но, я думаю, вы понимаете, что оркестры народных инструментов разных стран будут состоять из различных инструментов, т.к. народные инструменты у разных народов различные.

Например, очень распространенным украинским народным инструментом является бандура, поэтому на Украине есть оркестры бандуристов, в Белоруссии, например, распространённым народным инструментом являются цимбалы, поэтому они обязательно будут входить в состав народного оркестра.

Но есть оркестр, который, в какую бы страну мы не приехали, будет одинаковый – это симфонический оркестр.

И главную роль в нем играют струнные смычковые инструменты, с которыми мы сегодня и будем знакомиться.

Одним из самых важных инструментов этой группы являются скрипки.

Скрипка имеет довольно давнею предысторию, в которую мы с вами углубляться не будем, отметим лишь, что предшественницей скрипки была виола, которая, в свою очередь образовалась от слияния нескольких инструментов. Виолу, в отличии от скрипки, чаще всего держали не на плече, а на колене. Посмотрите на картину 15 века, где изображена игра на виоле

Форма скрипки окончательно установилась к 16 веку. И на рубеже 16-17 веков появились мастера, которые научились делать скрипки, звучание которых не могут повторить до сих пор, несмотря на то, что наука и техника шагнула далеко вперед.

Ни один музыкальный инструмент не привлекал к себе такого пристального внимания, как скрипка. Ее изучали математики, физики, химики, акустики и многие другие ученые, которые хотели разгадать секрет великолепного звучания скрипок, изготовленных итальянскими мастерами Страдивари, Амати, Гварнери.

Существовало множество легенд, которые по-своему объясняли прекрасное звучание скрипок. В одних из них говорилось, что для того, чтобы сделать хорошую скрипку, нужно выбирать в лесу дерево, на которое садятся птицы, и только из такого дерева можно сделать хорошую скрипку.

Существовали утверждения о том, что эти скрипки покрывали особым лаком, секрет приготовления которого не знал ни кто. Говорилось и о том, что нужно было соблюдать строгие математические пропорции частей скрипки.

Но при изучении, например скрипок Страдивари, все эти утверждения были опровергнуты учеными. Оказалось, что Страдивари не занимался заготовкой древесины, а покупал доски для скрипок у ремесленников.

Рецептом своего лака он делился даже с иностранцами, которые иногда приезжали к нему.

Изучая соотношения частей у различных скрипок, не смогли найти ни какой «волшебной» закономерности, благодаря которой бы эти скрипки хорошо звучали. Очевидно секрет был совсем в другом.

Первую свою скрипку Страдивари сделал в 11лет, а последнюю незадолго до смерти, а умер он в 93 года и каждый день на протяжении всей жизни он работал от зари и до зари. И, конечно, большой талант умноженный на огромный труд привел к таким результатам. Давайте теперь познакомимся более подробно с первым из четырех представителей струнной группы.

Скрипка. Ее часто называют «королевой оркестра».

Если внимательно посмотреть на ее форму, то можно найти в ней сходство с фигурой человека.

На ее корпусе есть два отверстия в форме буквы f. Это эфы.

На скрипке натянуты 4 струны, настроенные на ноты: ми, ля, ре, соль. Диапазон скрипки от соль малой октавы до соль 4 октавы. Если посмотреть на игру скрипача, то может показаться, что он держит скрипку левой рукой. Но это не так. К корпусу скрипки прикрепляется специальное приспособление, скрипач кладет скрипку на левое плечо и прижимает подбородником.

Играют на скрипке чаще всего смычком. Если щипнуть струну скрипки, то звук быстро угаснет, когда же ведут по струнам смычком, звук тянется долго, не гаснет. Смычок представляет собой трость с натянутыми конскими волосами. Чтобы волосы смычка не были гладкими, не скользили по струнам, а заставляли бы их колебаться, перед игрой их натирают, чаще всего, канифолью.

Скрипка очень часто выступает как сольный инструмент.

В истории было немало выдающихся прославленных скрипачей, одним из которых был Николо Паганини.

Его обвиняли в колдостве, потому что не могли поверить, что простой человек может так играть на скрипке.

Однажды на концерт к Паганини пришел слепой учитель музыки с другом. Слушая игру Паганини, он спросил друга: «Сколько человек играет на сцене?» Узнав, что играет один музыкант, он схватил своего друга за руку и потащил к выходу, сказав, что простой человек не может так играть, это – дьявол.

Паганини был не только выдающимся скрипачом, но и композитором.

Скрипка может солировать в оркестре. Например, в симфонической сюите Римского-Корсакова «Шехеразада» скрипка очень хорошо передает образ рассказчицы Шехеразады.

В симфоническом оркестре скрипок может быть 30 и больше, в 3-й части симфонической сюиты «Шехеразада» можно услышать как красиво и насыщенно будет звучать струнная группа инструментов.

Если на скрипках начать играть не смычком, а щипком (такой способ игры называется пиццикато), то можно передать звучание народных инструментов ( балалаек, домр). Когда композиторы хотят передать народный колорит, изобразить игру на народных инструментах, они используют этот прием игры.

Таким образом первый представитель струнной группы в симфоническом оркестре – это скрипка

Следующий инструмент струнной группы это альт.

Внешне он очень похож на скрипку, только немного больше ее. Его тоже держат на плече, прижимая подбородком, а играют, как и на скрипке, смычком.

Если смотреть на исполнителя издалека, то трудно его отличить от скрипки.

Если самый низкий звук скрипки – соль малой октавы, то самый низкий звук альта – до малой октавы, т.е. на пять ступеней ниже. Альт играет важную роль в оркестре, но ему редко поручаются сольные партии. Не часто встречаются и исполнители на альте, хотя в последнее время положение меняется. Если раньше исполнители на альте играли, в основном, произведения, написанные для скрипки, то теперь все чаще композиторы стали создавать произведения и для альта. Одним из выдающихся альтистов нашего времени является Юрий Башмет, который является не только солистом, но и дирижёром, создателем камерного оркестра «Солисты Москвы».

Если альт незначительно отличается по внешнему виду и способу игры от скрипки, то о следующем инструменте, с которым мы с вами познакомимся, этого сказать нельзя.

Виолончель отличается от скрипки не только значительно большими размерами, но и способом игры на ней.

Если посмотреть на фотографию, где изображена одна виолончель, то, не осознавая ее размеров, очень трудно получить представление об этом инструменте. По своему внешнему виду она очень похожа на скрипку, только значительно больше ее по размеру. Виолончелист играет сидя на стуле, а виолончель стоит перед ним на полу на специальной выдвижной «ноге», на металлическом стержне, который упирается в пол.

Если скрипку можно сравнить с высоким женским голосом, то виолончель – это низкий мужской голос – певучий, бархатный, насыщенный. На ней тоже 4 струны и играют на ней почти всегда смычком. Виолончель, в отличии от альта, значительно чаще является сольным инструментом, особенно хорошо передает она печаль, скорбь, глубокие переживания.

Выдающимся виолончелистом и дирижером 20 века был Мстислав Ростропович, которого вы видите на фотографии, в исполнении которого в видео уроке прозвучит фрагмент концерта для виолончели с оркестром Йозефа Гайдна.

И последний представитель струнной группы – это контрабас. Это самый большой по размеру и самый низкий по звучанию инструмент. Он играет в оркестре очень важную роль, являясь как бы фундаментом оркестра. Если внимательно присмотреться к его форме, то можно заметить, что она отличается от всех предыдущих струнных инструментов более покатыми «плечами», тем самым больше напоминая виолу. Контрабас часто используют в джазовых и эстрадных оркестрах, но играют там на нем щипком, т.е. способом, который называется пиццикато. Как сольный инструмент контрабас выступает не часто, хотя некоторые контрабасисты достигли очень высокого мастерства на этом инструменте.

В видео уроке прозвучит пьеса Камиля Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных», которая называется «Слон». Низкий регистр контрабаса очень хорошо передает здесь образ этого крупного животного.

Давайте теперь еще раз повторим, какие инструменты входят в состав струнных инструментов симфонического оркестра.

Это скрипка, альт, виолончель и контрабас

Источник

Структура и инструменты симфонического оркестра

Инструменты симфонического оркестра структурно разделены на 4 основных группы: струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные.

Струнные инструменты

Фундамент оркестра составляет струнная (смычковая) группа. Входящие в нее инструменты – скрипка, альт, виолончель, контрабас – уже с начала XVIII века приобрели ведущую роль в оркестре. Они обладают поистине бесценными качествами: протяженностью звучания, мягкостью, «кантиленностью», теплотой и ровностью тембра.

В большинстве случаев струнные инструменты симфонического оркестра выступают сплоченно, «единым фронтом», и являются основными носителями мелодического начала. Количество музыкантов, играющих на струнных, составляет примерно 2/3 всего коллектива оркестра. Огромный диапазон, многообразие выразительных приемов игры, большой количественный состав делают струнную группу неизменным участником, ядром оркестра.

Не случайно для струнного оркестра создаются не только отдельные пьесы, но и крупные многочастные произведения («Струнная серенада» Чайковского, «Дивертисмент» Бартока, «Маленькая ночная музыка» Моцарта и многие другие).

Скрипка

Небольшой по величине, но самый гибкий по своим техническим и виртуозным качествам представитель струнно-смычковой группы. Звук ее – нежный, легкий и певучий – обладает в то же время удивительной сочностью и компактностью.

Скрипки в оркестре разделяются на первые и вторые. Первые, как правило, излагают основной тематический материал. Вторые чаще всего аккомпанируют первым, иногда дублируют их партию. Располагаются скрипки обычно на переднем плане, слева от дирижера.

Солирующая скрипка – частое явление в оркестровой партии (например, соло в сюите Римского-Корсакова «Шехеразада», Третьей сюите Чайковского и др.).

Альт

По размеру альт несколько больше скрипки. Тон у него – матовый, грудной. Ему доступны звуки более низкого регистра. Альт – инструмент довольно подвижный, хотя издавна используется для заполнения средних, мелодически нейтральных голосов в общей звуковой гармонии.

Располагаются альты во втором ряду, справа от дирижера. Альт солирует редко. Наиболее ценными примерами могут служить развернутая альтовая партия в симфонии Берлиоза «Гарольд в Италии», а также технически трудное соло в симфонической поэме Р. Штрауса «Дон Кихот».

Виолончель

По размерам виолончель намного больше скрипки и альта. Ее звук – бархатный, сочный, певучий. Несмотря на размер, по техническим и виртуозным возможностям виолончель не уступает скрипке. Располагаются виолончели в первом ряду справа от дирижера.

Солирующей виолончели поручаются многие ответственные эпизоды (поэма Р. Штрауса «Дон Кихот», III часть Первой симфонии Шостаковича, увертюра к опере Россини «Вильгельм Телль» и другие).

Контрабас

Является самым крупным по величине представителем струнно-смычковой группы. Контрабас обладает густым, «вязким» тембром. Будучи малоподвижным инструментом, он создает в оркестре басовую основу.

Группа контрабасов располагается в глубине эстрады, обрамляя правую сторону оркестра. Один из чрезвычайно редких примеров солирующего контрабаса – пьеса под названием «Слон» из сюиты Сен Санса «Карнавал животных».

Деревянные духовые инструменты

Прямо перед дирижером в два ряда располагается группа деревянных духовых:

  • флейты и гобои – в первом ряду;
  • кларнеты и фаготы – во втором.

Деревянные духовые инструменты симфонического оркестра представляют собой трубки различного устройства, формы и величины, издающие музыкальные звуки в результате колебания заключенного в них столба воздуха. Эти трубки создаются из особых сортов дерева, отсюда и название этой группы (в наши дни часто применяются и другие материалы – металл, пластик, различные сплавы и даже стекло).

Они снабжены клапанным механизмом, регулирующим высоту и силу звучания. Извлечение звука у флейты происходит путем вдувания воздуха непосредственно в отверстие трубки, у остальных – с помощью особого приспособления, так называемого язычка, или трости.

Уступая смычковым в тембровой насыщенности, динамических свойствах и разнообразии приемов игры, духовые обладают специфическими качествами – силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками.

Флейта

Является самым подвижным инструментом группы деревянных. Флейте поручается исполнение быстрых, «извилистых» мелодических линий, легких и грациозно-блестящих пассажей. В нижнем регистре флейта звучит матово, «гнусаво». В верхнем – звук ее становится свистящим, холодным, почти бестембровым.

Флейта часто выступает как солирующий инструмент (сюита «Арлезианка» Бизе, сюита из балета «Дафнис и Хлоя» Равеля, «Симфонические метаморфозы» Хиндемита, прелюд Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна» и другие).

Существуют разновидности флейты: малая, или пикколо (ее тембр – резкий, пронзительный, диапазон захватывает самую верхнюю область звукоряда), альтовая и басовая.

Гобой

Инструмент симфонического оркестра, обладающий несколько «гнусавым», а в верхнем регистре – резким тембром, подвижной техникой, хотя во многом уступающей флейте. Звучание гобоя очень характерно и отличается особой эмоциональной выразительностью.

Развернутые соло гобоя встречаются довольно часто (начало II части Четвертой симфонии Чайковского, средний эпизод поэмы Р. Штрауса «Дон Жуан», медленная часть симфонии Бизе и другие).

Разновидность гобоя – английский рожок, или альтовый гобой. По размеру он крупнее обычного гобоя, его диапазон более низкий, а тембр более густой. Мастерски использовал английский рожок Сибелиус в поэме «Туонельский лебедь».

Кларнет

Обладает огромным диапазоном. Звук у него светлый, сочный, в низком регистре – густой, в верхнем – ясный, серебристый. В подвижности кларнет успешно соревнуется с флейтой. Кларнет – единственный представитель деревянной группы, которому доступно усиление и ослабление силы звука.

Кларнету Чайковский поручил проникновенный рассказ Франчески в фантазии «Франческа да Римини». Великолепное соло кларнета звучит в начале медленной части Второго концерта для фортепиано Рахманинова.

Из разновидностей кларнета следует упомянуть малый кларнет с его острым, крикливым тембром и басовый кларнет, звучащий мрачно и таинственно…

Фагот

Самый крупный по величине инструмент в группе деревянных духовых. Технические возможности фагота довольно значительны. Тембр разнообразен: то «гнусавый», «ворчливый», то насмешливый, то печальный.

Из многочисленных соло фагота вспомним начальную тему из II части сюиты Римского-Корсакова «Шехеразада», один из эпизодов I части Седьмой симфонии Шостаковича, основную тему скерцо Дюка «Ученик чародея».

Разновидность фагота – контрафагот – по диапазону самый низкий инструмент оркестра. Тембр его мрачный и тусклый. Солирует контрафагот крайне редко, обычно он удваивает партию фаготов и контрабасов.

Саксофон

Инструмент занимает промежуточное положение между деревянными и медными группами. Изобретенный Саксом в 50-х годах XIX века, саксофон стал неизменным участником джазовых и эстрадных ансамблей, нередко используется и как инструмент симфонического оркестра.

Тембр у него сочный, бархатистый, немного пряный. Выразительно звучит соло саксофона в сюите «Арлезианка» Бизе, пьесе «Старый замок» из «Картинок с выставки» Мусоргского — Равеля, в I части «Симфонических танцев» Рахманинова.

Медные духовые инструменты

Медные духовые инструменты симфонического оркестра размещаются обычно за деревянными, чаще всего в один ряд: слева – валторны, затем трубы, тромбоны и туба. Способ извлечения звука у медных иной, чем у деревянных. Приспособлением для этого служит трость, а мундштук – металлический наконечник в форме воронки или чашечки.

Роль медных весьма значительна. Они вносят в оркестр новые яркие краски, придают звучанию блеск и мощь, служат также басовой и ритмической опорой. Современный симфонический оркестр имеет в составе не менее 4 валторн, 2-3 труб, 3 тромбона и 1 тубу.

Валторна

Обладает теплым певучим тембром. Это выделяет ее из среды медных инструментов. Техническая подвижность валторны довольно ограничена, зато ей доступны гибкие, пластичные мелодии широкого дыхания (достаточно вспомнить поэтичное соло в Andante Пятой симфонии Чайковского).

Труба

Инструмент звучит «воинственно», призывно. Тембр трубы – звонкий, «фанфарный». Ей часто поручают четкие мелодические фразы типа военных сигналов. Прекрасно звучат в ее исполнении и широкие, «кантиленные» мелодии (соло в симфонической «Поэме экстаза» Скрябина).

Разновидность трубы – корнет-а-пистон, столь же острый по тембру и исключительно подвижный – часто применяется в современном оркестре.

Тромбон

Тромбон – инструмент низкого регистра и «грозного», «массивного» тембра. В техническом отношении значительно уступает трубе. Мощно и «увесисто» звучит часто используемый для басовой опоры квартет – 3 тромбона с трубой.

Тромбону часто поручаются торжественные, величественно-помпезные мелодические обороты (II часть «Траурно-триумфальной» симфонии Берлиоза, I часть Третьей симфонии Малера, «Болеро» Равеля).

Туба

Самый низкий инструмент медной духовой группы. Ее тембр – очень густой, насыщенный и глубокий. Из-за своей технической «неповоротливости» туба редко используется как сольный инструмент (редчайший в своем роде пример – соло в пьесе «Быдло» из «Картинок с выставки» Мусоргского – Равеля). Чаще всего она служит басовой опорой, фундаментом медной группы.

Ударные инструменты симфонического оркестра

Основная функция ударных – ритмическая. Кроме того, ударные инструменты симфонического оркестра создают особый звуко-шумовой фон, дополняют и украшают оркестровую палитру различными эффектами.

Располагаются ударные в глубине эстрады, обрамляя левую сторону оркестра. По характеру звучания ударные делятся на два типа:

  • одни имеют определенную высоту звука – литавры, колокольчики, ксилофон, колокола;
  • другие – лишены звуковой настройки. К таким ударным относятся треугольник, бубен, малый и большой барабан, тарелки, тамтам, кастаньеты и другие.

Ведущее место среди ударных занимают литавры – обязательный участник симфонического оркестра. Динамический диапазон звучания литавр огромен – от еле уловимого шороха до мощных громоподобных раскатов. Неудивительно, что им поручаются эффектные соло («Сцена в полях» из «Фантастической симфонии» Берлиоза, финал Первой симфонии Шостаковича и др.).

Арфа

Среди инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы с ее нежным, затухающим звуком, скользящими аккордами, переливчатыми пассажами, флажолетами.

Арфа, подобно фортепиано и органу, обладает наиболее полным диапазоном, здесь представлены все звуковые регистры. Являясь в основном аккомпанирующим инструментом, арфа исполняет и эффектные соло («Испанское каприччио» Римского-Корсакова, сюиты из балетов Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и др.)

Челеста

Эпизодически в симфоническом оркестре используется челеста. Инструмент внешне похож на маленькое пианино. Звук у нее хрупкий и прозрачный, напоминающий слабый звон колокольчиков.

Фортепиано

Фортепиано как типично оркестровый (не солирующий) инструмент – явление довольно редкое. Своим ярким тембром оно вносит определенную свежесть, часто «прорезая» звучание оркестра (Первая симфония Шостаковича, «Петрушка» Стравинского).

Орган

В грандиозных по замыслу симфонических произведениях иногда используется орган – гигантский многотембровый инструмент, отличающийся богатством колористических и динамических качеств.

Таково в общих чертах строение современного симфонического оркестра.

Источник

Оцените статью