- Из какой древесины изготавливают бас-гитары
- Породы дерева для производства бас-гитары
- Особенности изготовления грифа бас-гитары
- Специфика производства деки бас-гитары
- Свойства древесных пород для бас-гитары
- Бас-гитара
- Предисловие
- ВВЕДЕНИЕ
- История появления бас-гитары.
- КОНСТРУКЦИЯ БАС-ГИТАРЫ
- АККУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАС-ГИТАРЫ
- Диапазон
- Струны
Из какой древесины изготавливают бас-гитары
Древесина является самым широко используемым материалом в музыкальной промышленности. В отношении бас-гитары она играет не только эстетическую роль, ведь во многом от неё будет зависеть и звучание инструмента.
Породы дерева для производства бас-гитары
Часто бас-гитары изготовляют из не наиболее подходящих пород дерева, потому нужно внимательно разобраться в этом вопросе, ведь определить качество материала на глаз во многих случаях может только опытный специалист.
Самыми распространенными видами древесины для бас-гитары являются ясень (ash), ольха (alder), махагони (mahogany), палисандр (palisander), венге (wenge), зебрано (яebrawood), клен (maple), липа (basswood), бубинга (bubinga) и прочие. Некоторые из них используются только для изготовления корпуса инструмента, другие – исключительно для грифа или накладки, а есть и такие, которые могут справиться с обеими задачами.
Особенности изготовления грифа бас-гитары
Гриф бас-гитары обычно делается из одного куска дерева, но для достижения прочности его могут склеивать из нескольких пород. Наиболее подходящими материалами для грифа, а также его накладки считаются клен, махагони, палисандр, падук африканский, бубинга и другие.
Клен обладает упругой и крепкой структурой, что является одним из важнейших параметров при выборе древесины в данном случае. Для грифа бас-гитары также подходит махагони, так называемое красное дерево, которое по своей твердости и прочности заметно уступает клену, но зато придает инструменту теплый и плотный звук. Падук африканский имеет довольно твердую древесину и, в отличие от красного дерева, не нуждается в дополнительной доработке. Звучание его близко к звучанию клена, а качество материала напоминает палисандр.
Палисандр, или розовое дерево, обычно используется для накладки на гриф, гораздо реже из него делают корпус всей бас-гитары, поскольку эта порода дерева принадлежит к наиболее тяжелым. К тому же, это еще и очень дорогой материал, который также эффектно выглядит – темно-коричневый цвет с красными полосами. Для грифа бас-гитары прекрасно подходит бубинга, или африканский палисандр, твердое и плотное дерево с красно-коричневым оттенком. Палисандровая древесина отличается теплым звучанием.
Специфика производства деки бас-гитары
Самые распространенные виды дерева для изготовления деки бас-гитары – ясень, ольха, липа, махагони, зебрано, венге и другие.
Ясень является плотным и красивым материалом. Ему присуще такое же плотное и четкое звучание, но при этом присутствует теплота и мягкость звука. Ольха как самое универсальное сырье, в том числе для бас-гитары, имеет множество преимуществ и в яркости, насыщенности звучания, и в сравнительно небольшом весе.
Липа, прежде всего американская, придает звучанию бас-гитары красоту и певучесть. Это дерево не может похвастаться особенной привлекательностью, потому инструменты из него покрываются краской. Структура древесины махагони довольно равномерная, к тому же эта порода имеет средний вес. Бас-гитары из данного материала изготовляются для разных стилей, звучат они тепло и приятно.
Зебрано имеет очень красивый вид, но, к сожалению, также и немало весит. Венге – тоже не легкое дерево, подобное до зебрано, однако более темное – чаще всего, шоколадного цвета с черными полосами. Данная древесина часто применяется для ламинирования или шпона корпуса.
Свойства древесных пород для бас-гитары
Материал гитары исполняет такие важные функции:
- усиливает звук;
- придает звуку определенную окраску;
- увеличивает продолжительность звучания (так называемый сустейн).
Дерево дереву рознь, и, как показывает опыт, две одинаковые гитары сделать практически невозможно – все равно будет разница в оттенке звучания. Причина в этом не только само сырье, а также способ его распила, методика обработки и прочие профессиональные тонкости.
Например, разные виды ясеня или клена во многом отличаются. Американский ясень значительно легче плотного европейского, потому звучит теплее и ярче. Волнистый клен обладает мягкой структурой, а так называемый «птичий глаз» – более плотной.
Хотя все зависит от стилевых и звуковых предпочтений исполнителя.
Нужно помнить, что инструменты из более плотной древесины дают более чистый и яркий звук, а у изготовленных из дерева с меньшей плотностью он получается более сочный. Кроме того, светлые породы дерева обычно звучат гораздо ярче по сравнению с темными. Надо также отдать должное текстуре инструмента: чем равномернее она распределена и чем ярче выражена, тем выше стоимость изделия.
Источник
Бас-гитара
Предисловие
Данный раздел сайта магистра ДонНТУ является неотемлемой частью, позволяющей более полно раскрыть творческий потенциал магистра. Даёт более полное представление о личностных качествах магистра.
В этом разделе речь пойдет о таком музыкальном инструменте как бас-гитара. Основой для выбора данной тематики раздела стало значительное влияние, которое оказывает музыка на развитие современных молодежных субкультур, и роли вышеназванного инструмента в звучании музыкальных композиций.
ВВЕДЕНИЕ
Бас-гитара (басовая гитара) — струнно-щипковый музыкальный инструмент, разновидность гитары, предназначенная для игры в басовом диапазоне. Применяется во многих стилях и жанрах в качестве аккомпанирующего и реже — сольного инструмента. Со времени своего появления в середине XX века стала одним из наиболее распространенных басовых инструментов, особенно в рок-музыке. Партия бас-гитары в музыкальном произведении называется басовая партия или басовая линия, а исполнитель на бас-гитаре — бас-гитарист или басист.
История появления бас-гитары.
Первая бас-гитара, запущенная в массовое производство, была создана легендарным в гитарном мире человеком по имени Leo Fender. Изобретатель и инженер-самоучка, начавший свой путь инженера, как и многие другие – с починки радиол. По иронии судьбы, создатель самой известной в мире гитары не умел играть ни на гитаре, ни на басу. «Ни единой ноты». Fender Precision Bass был выпущен в продажу в 1951 году. Дизайн был прост, как и всё гениальное – ладовый гриф, один звукосниматель, и корпус самой обычной формы. Модель 1954 года имела немного обведённые края, для более удобной игры. Модель 1957 года претерпела смену звукоснимателя и головы грифа на более пригодные для собственно игры, и стала «старшей сестрой» всем известного Stratocaster’a. Эта модель была самой удачной, и большинство басов от Fender повторяют его конструкцию в той или иной степени. В 1960 году был создан Jazz Bass, ещё одна легенда от Fender. Он мало чем отличался от своего старшего брата, но был лучше сконструирован с точки зрения электроники. Эти модели до такой степени популярны в мире басистов, что типы звукоснимателей, используемых на них, называют P и J. Видя такой успех, подтянулись и другие компании; такие как Gibson, Danelectro. Некоторые позже стали ассоциироваться с определённым стилем музыки, например Rickenbacker 4000, на которой в своё время играл Paul McCartney. В 70-е Ernie Ball создал первую акустическую бас-гитару. Целью было добиться более естественного звука бас-гитары в созвучии с акустической гитарой. Идея опередила своё время почти на два десятилетия – акустический бас был принят в компанию других акустических инструментов в конце восьмидесятых с запуском в эфир программы MTV Unplugged. В 1971 году Alembic заложили основу high-end бас-гитар. Ключевыми элементами стали активная электроника, первосортные породы дерева, многослойная система neck-through-body. Так же, Alembic первыми создали бас с графитовым грифом, а так же пятиструнный бас (с нижней Си) в 1976. Fodera так же начала производство 5-струнных басов в середине 70-х, а так же вместе с Anthony Jackson разработали 6-струнный бас. Ранние электро-бас-гитары использовались вместе с контрабасами. К 1960, бас-гитара заменила контрабас в большинстве популярных музыкальных стилях – за исключением разве что джаза и кантри. Это так же произвело небольшую революцию – басисты вдруг перестали быть превязанными к одному месту, и их стало гораздо лучше слышно. Контрабас начал возвращать свои позиции в середине 80-х, когда вновь возрос интерес к ранним вариантам стилей рок и кантри. А возвращение рокабилли взлетевшими на вершины всех чартов Stray Cats снова сделали контрабасы популярными. В 1990-ые усовершенствованные звукосниматели и дизайн акустических басов и контрабасов позволили басистам добиться хорошего чистого звука от акустических инструментов. Многие группы решили вопрос низких частот при помощи контрабаса.
КОНСТРУКЦИЯ БАС-ГИТАРЫ
1- головка грифа; 2 — колковый механизм; 3- верхний порожек; 4 — лад (часть грифа между соседними ладовыми планками); 5 — ладовая планка; 6 — ладовые метки; 7 — струны; 8 — корпус; 9 — гриф; 10 — звукосниматели; 11 — потенциометры; 12 — машинка (устройство для крепления струн на корпусе гитары); 13 — гнездо для штекера.
Рисунок 2 — Устройство бас-гитары. (а- шестиструнный бас, б — четырёхструнный бас)
По способу крепления грифа к корпусу гитары все инструменты можно условно разделить на четыре группы:
— в первую группу входят бас-гитары с привинченным (bolt on neck) грифом. Это наиболее дешевый способ крепления грифа;
— ко второй группе относятся инструменты с вклеенным (glued neck) грифом. Такой тип крепления ведёт к частичному удорожанию инструмента;
— третью группу составляют бас-гитары с грифом, проходящим сквозь корпус (neck-through). Преимуществом «сквозного» грифа является большая продолжительность звука (сустейн) и чистота тона, а единственным недостатком — некоторая потеря глубины звука. Такая технология изготовления бас-гитар ведёт к ещё большему удорожанию инструмента;
— четвёртый способ крепления грифа появился относительно недавно и включает в себя достоинства каждого из рассмотренных типов крепления, поскольку гриф проходит не через весь корпус, а лишь через его часть, что позволяет сохранить хороший сустейн и не потерять глубину звука.
До недавнего времени наиболее традиционной и распространённой моделью бас-гитары являлась четырёхструнная бас-гитара с 20-24 ладовыми планками. В 70-х годах известный американский бас-гитарист Энтони Джэксон впервые в концертной практике использовал шестиструнную бас-гитару. С тех пор всё больше исполнителей пользуются пяти- и шестиструнными инструментами. Преимущества таких инструментов, по сравнению с обычной четырёхструнной бас-гитарой, очевидны: во-первых, это расширенный диапазон, как в верхнем, так и в нижнем регистрах, а во-вторых — увеличение числа охватываемых звуков в одной позиции (без перемещения кисти левой руки вдоль грифа), что помогает решению некоторых аппликатурных задач. Однако игра на таких инструментах имеет и дополнительные технические трудности, которые могут серьёзно осложнить начинающим музыкантам процесс обучения. Подобные препятствия возникают и при освоении безладовой бас-гитары. Несмотря на то, что безладовый инструмент предоставляет некоторые дополнительные возможности для достижения большей музыкальной выразительности, чистота интонации при этом, как показывает практика, является большой проблемой не только для начинающих музыкантов.
АККУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАС-ГИТАРЫ
Диапазон
Аккустика — наука о звуке. Звук — это физическое явление, вызываемое колебаниями упругого тела — источника звука (натянутой струны, пластинки, мембраны, кожи, обтягивающей барабан, столба воздуха в духовом инструменте и др.). Упругое тело при своём колебании создает в окружающем воздухе звуковые волны, которые передают колебания барабанной перепонке нашего уха. В современной музыке используются звуки не только традиционных музыкальных инструментов, но и всевозможные шумы, существующие в природе, а также сопутствующие деятельности человека, однако музыкальными по традиции называют звуки, которые имеют чётко выраженную высоту. К музыкальным следует также отнести звуки всевозможных ударных инструментов, без которых трудно представить себе современную музыку. Большинство из этих звуков не имеют строго определённой высоты и являются шумовыми, т.е. картина их звукового спектра представляет собой наложение множества звуков различной частоты.
1) Высота звука определяется частотой колебаний звучащего тела, т.е. количеством колебаний, производимых в секунду. Чем больше частота колебаний, тем выше звук. Частота колебаний зависит от степени упругости звучащего тела, от его величины. Например, чем тоньше и короче струна и чем сильнее она натянута, тем производимый ею звук будет выше. Человеческий слух воспринимает звуки, имеющие не менее 16 и не более 20 000 колебаний в секунду. Из них в музыке применяются звуки, имеющие основную частоту примерно от 16 до 4200 колебаний в секунду.
2) Тембром называется окраска звука, которая придаёт ему специфическое, индивидуальное для каждого инструмента или голоса характерное звучание и неповторимость. Любой музыкальный звук помимо основной частоты содержит одновременно и более слабые высокие призвуки (гармоники), благодаря которым мы и определяем, какой инструмент исполняет тот или иной музыкальный фрагмент, а также узнаём голоса любимых исполнителей.
3) Длительность звука, время его звучания зависит от продолжительности колебаний звучащего тела. Чем дольше будут продолжаться колебания, тем длительнее будет звук.
4) Сила звука или его громкость определяется интенсивностью колебаний, их амплитудой. Чем сильнее колебательное движение, чем больше его амплитуда (размах), тем громче звук, и наоборот. Сила звука имеет существенное значение для передачи различных эмоциональных состояний и развития музыкальной драматургии. Например, кульминация произведения, момент наивысшего напряжения в развитии музыкального сюжета, как правило, связаны с максимальной громкостью исполнения.
Все музыкальные звуки, расположенные в восходящем или нисходящем порядке, образуют звукоряд. Сравнивая между собой звуки звукоряда, можно легко убедиться, что каждому из них на определённом расстоянии выше и ниже соответствуют звуки, с которыми он сливается. Сливающиеся звуки имеют одинаковые названия. Расстояние между ближайшими сливающимися звуками называется октавой. В современной европейской музыке октава делится на двенадцать звуков, из которых только семь имеют самостоятельные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си или c, d, e, f, g, a, b. Эти звуки называют основными ступенями звукоряда. Звуки до, ре, ми, и т. д. повторяются в звукоряде по несколько раз. Чтобы отличить звуки одинакового названия, но разной высоты, принято делить весь звукоряд на ряд октав, началом каждой из них считая звук до. Начиная с самой низкой октавы, в восходящем порядке, названия их следующие: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвёртая октава, пятая октава (рис.3).[1]
Рисунок 3 — Диапазон музыкальных звуков. Диапазон бас-гитары
Струны
Большое влияние на звучание вашего инструмента оказывают струны. Основными характеристиками струн можно считать их длину, толщину, материал, из которого они сделаны и способы их навивки.
Длину струн, поставляемых различными фирмами на музыкальный рынок, можно разделить на пять категорий:
1. Коротко-мензурные — Short Scale (30 » , 762 mm ).
2. Средне-мензурные — Medium Scale (32 » , 812 mm ).
3. Длинно-мензурные — Long Scale (34 » , 864 mm ).
4. Экстра — Extra Long (36 » , 914 mm) .
5. Экстра плюс — Long Plus (38 » , 965 mm) .
Первые струны для электрических бас-гитар имели плоскую навивку ( flatwound ) и изготавливались путём намотки на стальной корд никелированной или хромированной стальной полоски (рис.4а). Струны с плоской навивкой имеют мягкое, округлое и упругое звучание, близкое к контрабасовому. В зависимости от типа струн, можно получить различные варианты окраски звука: мягкий, тёплый, жёсткий, глухой, объёмный, насыщенный, рычащий, металлический или кристально чистый.
В 1963 г. был опробован новый тип струн (рис.4б) с круглой навивкой ( roundwound ), которые имеют более яркое звучание, насыщенное высокими гармониками и обладают хорошей атакой (резко выраженным началом звука). Такие струны до настоящего времени остаются наиболее популярными среди бас-гитаристов и изготавливаются путём намотки круглой проволоки из нержавеющей стали на стальной корд. Недостатком таких струн является шершавая поверхность, которая как напильник обдирает пальцы, ладовые планки и образует канавки под струнами на грифах безладовых инструментов. Для устранения этой проблемы в настоящее время производятся струны с круглой навивкой из мягких сплавов или стали с никелиевым, медным и даже золотым покрытием. Звук струн с таким покрытием отличается большей мягкостью по сравнению с традиционными струнами из нержавеющей стали, однако срок их службы значительно меньше.
а) — с плоской навивкой; б) — с круглой навивкой; в) — с полукруглой навивкой.
Рисунок 4 — Различные типы навивки струн
Существует ещё один тип струн ¾ струны с полукруглой навивкой ( ground или halfwound ), которые изготовляются путём срезания внешней стороны круглой навивки (рис.4в). Гладкая поверхность таких струн сделали их популярными среди музыкантов играющих на безладовых инструментах. Форма навивки этих струн позволяет сберечь гриф инструмента и, в то же время, сохранить характерную для струн с круглой навивкой яркость окраски звука.
Помимо формы оплётки струны различаются также своей толщиной, подразделяясь на три основные группы: тонкие, средние и толстые. Чем толще струны, тем богаче звучание вашего инструмента, но и тем больше нужно приложить усилий для игры на инструменте. Более тонкие струны мягче, податливее, на них проще играть, особенно быстрые пассажи. Диаметр струн принято измерять в долях дюйма. Таблица, приведенная ниже, даёт приблизительные диаметры струн разных комплектов:
Источник