Способ извлечения звука на гитаре
Прежде чем говорить о способе извлечения звука, необходимо сказать несколько слов об особенностях каждого из пальцев. Самый сильный, но неповоротливый палец — это большой. Наиболее ловкий — первый (указательный палец); второй палец, будучи самым длинным, больше других связан в своих движениях вследствие того, что он зависит от третьего пальца, а также из-за своего положения между первым и третьим пальцами. Это очень часто лишает его свободы при игре. Третий палец (безымянный) — слабый и менее подвижный. Четвертый палец (мизинец), самый короткий и слабый, почти не участвует в игре, за исключением редких случаев. Работая над техникой игры на гитаре, следует стремиться, чтобы все пальцы были ловкими и подвижными. Звук на гитаре извлекается посредством ударов по струнам кончиками пальцев правой руки. Сила удара исходит от третьего сустава. Извлекать звук на струне возможно от подставки и до грифа. Если мы будем извлекать звук с одинаковой силой, начиная от подставки и постепенно передвигая руку к грифу, то тембр инструмента заметно изменится. Отрезок, на котором возможно извлекать звуки, можно схематично разграничить на три части:
1) верхняя (у грифа — верхняя часть звуковой розетки),
2) средняя (у нижней части звуковой розетки),
3) нижняя (у подставки).
Попробуйте извлечь звуки в «заштрихованных» участках, и Вы услышите разницу в тембровой окраске.
В этих точках инструмент будет звучать с разной силой и разными тембрами. В верхней части (у грифа) сила звука тихая, тембр — мягкий. Самое сильное и яркое звучание инструмента — в середине (у нижней части звуковой розетки). Здесь в основном и извлекаются звуки.
В нижней части (у подставки) инструмент звучит довольно сильно и резко.
Верхней и нижней частью пользуются для изменения тембра. Например, в музыкальном произведении могут встретиться две одинаковые фразы. Чтобы звучание одной фразы отличалось от другой, нужно переменить тембр, то есть одну фразу сыграть в верхней части, а другую — в нижней. В дальнейшем музыкант сам должен почувствовать, где и как применять различные тембры.
В связи с тем, что сила звука и тембр меняются от передвижения руки, заметно касание пальцев в разных точках. Например, если коснуться одной струны в разных точках, она будет звучать неровно по силе звука и по тембру.
Чтобы звуки получились ровными и яркими, нужно помнить:
1. Удары пальцев i, m, а по одной струне следует сосредотачивать в одной точке.
2. Удары пальцев i, m, а по разным струнам (когда звуки извлекаются отдельно или вместе) должны располагаться по прямой, то есть перпендикулярно струнам (см. рисунок)
Существуют два способа, извлечения звуков.
1. Ногтевой способ, когда звук извлекается при помощи ногтей на пальцах правой руки.
2. Способ извлечения звука подушечками (мякотью) пальцев правой руки.
Первый способ считается наиболее употребительным и заключается в следующем: кончики подушечек пальцев (ближе к ногтю) касаются струн, и почти одновременно струна скользит на ноготь, который и заставляет струну звучать. От такого удара звук получается сильным и ярким. При игре ногтевым способом ногти должны быть не длиннее чем на 1,5—2 мм над уровнем подушечек пальцев, иметь полукруглую форму н концы ид должны быть хорошо отшлифованы. Большой палец при этом способе извлекает звук кончиком подушечки.
Так как ногти на пальцах все время растут, то за ними нужно следить, придавая им одну и ту же форму, размер и ни в коем случае не допуская шероховатостей — все это отражается на звуке.
Второй способ извлечения звука состоит в том, «то кончики пальцев правой руки при ударе касаются струн только подушечками пальцев, без участия ногтей. Этим способом концертанты почти не пользуются, так как инструмент звучит гораздо тише, чем при ногтевом способе. Если извлекать звук только мякотью пальцев, то ногти, разумеется, должны быть коротко острижены. Для игры на гитаре надо овладеть двумя приемами, так как они являются основными в гитарной технике;
1-й прием. Удары указательного, среднего и безымянного пальцев правой руки, направленные сверху вниз, то есть по направлению к деке.
2-й прием. Удары указательного, среднего и безымянного пальцев, направленные снизу вверх, то есть от деки.
Удары пальцев правой руки, направленные сверху виз и снизу вверх, должны быть примерно под углом 45° по отношению к деке.
Каждый из этих приемов мы рассмотрим отдельно.
1-й прием. Удар по струне каждого пальца, надавленный сверху вниз, состоит из трех моментов:
а) подготовительный момент — палец над струной полусогнутом положении;
б) удар кончиком пальца по струне, причем сила удара исходит от третьего сустава пальца:
в) после удара палец останавливается па соседней струне, опираясь на нее в том же положении, как во время удара, и затем снова принимает положение подготовительного момента (условное обозначение этого приема — V).
Этим приемом нужно пользоваться в тех случаях, когда все пальцы извлекают звуки поочередно. Извлечь несколько звуков одновременно этим приемом невозможно, поэтому в таких случаях следует применять 2-ой прием.
2-й прием. Удар по одной или нескольким струнам, направленный снизу вверх. Этот прием состоит из двух моментов:
а) подготовительный момент: пальцы над струнами в полусогнутом положении так же, как в первом приеме;
б) удар по одной или нескольким струнам; сила удара исходит от третьего сустава, пальцы остаются в полусогнутом положении, после чего опять занимают подготовительный момент. (Условное обозначение этого приема — А).
Этим приемом следует пользоваться в тех случаях, когда берутся несколько звуков одновременно, а также при всех видах арпеджио.
Большой палец извлекает звук так же, как и в 1-м случае.
Примечание.Обычно гитаристы-любители во всех случаях пользуются только 2-м приемом — “снизу вверх”. Это неправильно, и вот почему: если исполнить мелодию 2-м приемом, когда пальцы правой руки извлекают звук приемом “снизу вверх”, то она не будет иметь такой звучности и выразительности, как при 1-м приеме—“сверху вниз”.
Этими двумя приемами нужно овладеть в совершенстве и применять их, как уже было сказано раньше.
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Ученик с самого начала занятий на гитаре должен обратить самое серьезное внимание на посадку, а также на постановку правой и левой руки, причем необходимо строго следить за тем, чтобы не было напряжения в руках и во всем корпусе. Следует обратить внимание на то, чтобы во время исполнения пальцы обеих рук сохраняли полукруглую форму, были параллельны между собой и собраны все вместе.
После того как гитара настроена, надо проиграть упражнения на открытых струнах, тщательно следя за правой рукой. Упражнения надо играть со счетом. Считать надо очень ровно. Правая рука не должна напрягаться в кисти. Каждое из этих упражнений играть до тех пор, пока исполнение их не станет совершенно свободным и легким.
Наибольшую трудность для начинающих обучение игре на гитаре составляет нахождение нот на грифе. Поэтому я постараюсь приводить примеры на двух нотных станах (в дальнейшем переделаю ноты и для других занятий). Первый, верхний нотный стан приведен в обычном, классическом виде. А вот нижний уже изображает гриф гитары и расположение нот на нем (табулатура). Верхняя струна — первая, ну, а нижняя, как Вы уже догадались, шестая. Цифра «0» (ноль) обозначает открытую струну, а любая другая (отличная от ноля) — порядковый номер лада. Поэтому Вам не так уж будет тяжело найти требуемую ноту. Давайте я помогу Вам в трех первых тактах (см. рисунок ниже). Итак, первая нота «ми» (первая открытая струна) длительностью «целая», звучит на счет «раз, два, три, четыре«. Во втором такте две ноты «фа» (первый лад на первой струне), длительностью «половинные» (звучат по счету: «раз, два» — первая нота фа; три, четыре — вторая нота фа). В третьем такте четыре ноты длительностью «четвертная«, каждая звучит на счет или «раз«, или «два«, или «три«, или «четыре«, нота соль — первая струна, третий лад, а ноту фа, хотя и другой длительности, мы только что изучили, напомню: первая струна, первый лад. Все понятно?
Прослушать 1-ое упражнение
Прослушать упражнение 1
Прослушать упражнение 2
Прослушать упражнение
Немного прокомментирую упражнения. Прошу заострить Ваше внимание на аппликатуре. Поскольку у начинающих пальцы непослушные, и учащиеся начинают «мухлевать», играют не теми пальцами, которыми надо, а какими удобнее. ПРОСЬБА — так не поступать. Я, к сожалению, не могу наблюдать за Вами, поэтому Вы уж сами проследите за своими пальчиками. Это важно.
В последнем упражнении встречается новый знак, забегая вперед, объясню, что он обозначает. — реприза. Повтор музыкального материала, который расположен слева, справа, или между двумя точками. Более подробно в разделе «Музыкальная теория».
Источник
Правила звукоизвлечения.
На этом уроке рассмотрим как должны двигаться пальцы. Начнем с большого пальца.
1. Большой палец (p)
Большой палец является точкой опоры для всей руки. Это главное, что нужно запомнить. Точка опоры нужна для того, чтобы рука уверенно себя чувствовала при игре и каждый палец точно знал свое положение в пространстве относительно струн. Точка опоры стабилизирует руку.
Большой палец нельзя воспринимать отдельно от всей руки. Он является естественным ее продолжением. Составляет с ней единое целое. Когда мы играем большим пальцем, то он играет не сам по себе, изолированно, а под весом руки. Рука как будто давит на палец, а палец под ее весом сам продавливает струну. Вот это ощущение и нужно поймать в первом упражнении.
Упражнение 1
Суть упражнения в следующем:
Расслабьте правую руку. Поднесите к струнам. Сделайте небольшой замах рукой вверх, и опустите ее большим пальцем на шестую струну таким образом, чтобы он под весом руки соскользнул на пятую. Почувствуйте что рука висит на большом пальце, а остальные пальцы расслаблены, пока не старайтесь их как-либо позиционировать, пусть висят свободно.
Попробуйте соскользнуть большим пальцем дальше вниз, с пятой на четвертую и с четвертой на третью. При этом сам палец не делает никаких движений, он просто соскальзывает под весом руки.
Обратите внимание: рука при замахе не ходит жестко, как палка. Она расслаблена в области запястья, и в месте соединения большого пальца с рукой.
Видео-иллюстрация упражнения 1:
Суть упражнения не в том, чтобы формально сыграть звук. Нужно поймать ощущение веса руки и точки опоры в пальце. Понять, что большой палец не играет сам по себе, он является продолжением руки.
Конечно, в реальной ситуации, рука не делает таких больших замахов. Она может слегка пружинить, двигаться в гораздо меньшей степени, почти незаметно. Такую амплитуду мы делаем в учебных целях.
Еще раз обращу внимание на ход руки. Она не должна двигаться как палка от локтя и до кончика пальца. Обратите внимание на свободный ход в области запястья и в месте соединения пальца с рукой. Во время движения руки вверх кисть может естественным образом отвисать вниз, это не является ошибкой. Но следите чтоб после извлечения звука рука принимала правильное положение. Такое движение руки можно сравнить с движением хлыста. Когда рука идет вверх, кисть чуть провисает вниз. Когда рука возвращается вниз, кисть идёт за рукой как-бы с запозданием, область запястья выпрямляется и рука двигается вниз уже с прямым запястьем. Наглядно это показано на анимациях.
Правильное движение руки (хлыст):
Неправильное движение руки (палка):
Ещё одна частая ошибка заключается в том, что ученик перед поднятием руки бросает кисть вниз, и только потом поднимает. Кисть бросать вниз не надо! До подъёма вверх большой палец должен находиться на струне, обратите на это внимание.
Повторю, мы делаем упражнение с такой большой амплитудой в учебных целях, чтобы расслабить руку и запомнить ощущение при игре баса. При игре в реальных условиях это движение будет с гораздо меньшей амплитудой, почти незаметным. Это упражнение на развитие ощущения веса руки в большом пальце. Целью является не движение само по себе, а ощущение в руке. Это ощущение можно вообще без движения вызвать, но с движением легче. Это не значит, что всегда при игре нужно будет рукой махать 🙂
Упражнение 2
Следующее упражнение похоже на предыдущее. Разница лишь в том, что теперь мы держим пальцы ima в правильном положении и ставим их на соответствующие струны после извлечения звука большим пальцем.
В первом упражнении пальцы ima у нас свободно висели, теперь подогнем их по правилам предыдущего урока. После того, как бас прозвучал, поставим их на струны в правильную постановку.
Видео-иллюстрация упражнения 2:
2. Пальцы ima
Принцип движения пальцев ima показан на анимации ниже.
Правильное движение пальцев ima:
Обратите внимание на сустав, помеченный красной точкой. Он должен ходить строго внутрь ладони и обратно. Конечно, при игре пальцы не двигаются с такой большой амплитудой, движения гораздо экономнее. Большая амплитуда делается в учебных целях, для наглядности.
На следующей анимации показан пример неправильного движения пальцев. Видите, помеченный сустав ходит от себя. Пальцы как будто подпрыгивают.
Неправильное движение пальцев ima:
На анимации показана крайняя степень неправильного движения. В реальности оно обычно меньше, но в этом направлении. Часто бывает что сустав уходит от себя не сразу, а после звукоизвлечения, при движении назад, и это тоже недопустимо. Должно быть строгое движение внутрь и по той же траектории назад, без лишних петель.
Если продолжить амплитуду движения пальцев до конца, то она должна закончиться на основании большого пальца, как показано на анимации.
Конечная точка правильной амплитуды:
Одна из самых распространённых ошибок постановки после кривого запястья это «плоская рука», поэтому останавлюсь на этой ошибке подробней. Ладонь правой руки старайтесь держать как можно дальше от струн. В начале обучения пальцы imа лучше держать почти прямыми, таким образом достигается правильное направление движения. Движение пальцев ima должно начинаться от основания, а следующие суставы его подхватывают. Ещё раз повторю: от основания пальца. Если же ладонь находится близко к струнам, то у пальцев меньше свободы, они извлекают звук за счёт последних суставов, почти кончиками пальцев, это грубая ошибка.
На двух анимациях ниде это наглядно показано:
Правильная форма руки и движения пальцев:
Неправильная форма руки (плоская):
Обратите внимание: на первой анимации в работу включен весь палец, движение начинается от ладони. На второй анимации работают два последних сустава, движение изолировано, усилия распределяются не оптимально.
На начальном этапе лучше перестраховаться и играть почти прямыми пальцами, с максимально отдалённой ладонью от струн в рамках разумного, конечно. У прямых пальцев всегда больше свободы движения чем у скрюченных, плюс к движению подключаются мышцы руки, а не только пальцев.
Запомните эти принципы, поработайте пальцами без гитары. И только потом переходите к следующему разделу.
Упражнение 3 (упражнение на касание)
Теперь, наконец-то, берем гитару и применяем полученные знания на практике. Будем извлекать первые звуки.
Сперва покажу еще раз правильное и неправильное направление движения пальцев ima около струн и в другом ракурсе.
Надеюсь, с этим движением уже все понятно и можно переходить непосредственно к упражнению.
Называется оно «упражнение на касание». В нем совмещено звукоизвлечение большим пальцем со звукоизвлечением пальцами ima. При этом пальцы ima работают с максимально увеличенной амплитудой.
Поставьте руку на струны в правильном положении. Пальцы ima касаются струн немного боковой частью пальца.
Большой палец играет бас как в предыдущих упражнениях, с небольшим замахом руки. Пальцы ima поочередно извлекают звуки скользящим движением внутрь ладони с обязательным касанием основания большого пальца. Спешить тут не надо, все внимание на правильное выполнение и положение руки.
На видео показано это упражнение с трех ракурсов. Обратите внимание на то, что при звукоизвлечении пальцами ima сама кисть неподвижна. Двигаются только пальцы и только внутрь. Это важный момент.
Упражнение на касание:
Мы играем с такой амплитудой в учебных целях, чтобы закрепить правильное направление. В реальности амплитуда будет гораздо меньше.
Источник