- Мажорные аккорды для гитары. Мажорные трезвучия в гитарном варианте
- СОСТАВЛЕНИЕ мажорного аккорда для гитары
- ПОСТРОЕНИЕ мажорных аккордов для гитары
- Аккорд F (Фа-мажор) на гитаре
- Строение аккорда F (Фа-мажор) на гитаре
- Пояснения к аппликатурам
- Аппликатуры аккорда F (Фа-мажор) в пяти позициях на гитаре
- Аккорд F (Фа мажор) без баре
- Как играть мажорные аккорды на гитаре
- Аппликатуры в позициях
- Аккорды по системе CAGED
- Таблица мажорных аккордов
- Аккордовые последовательности
Мажорные аккорды для гитары. Мажорные трезвучия в гитарном варианте
Мажорные аккорды для гитары, в отличие от минорных, звучат весело, бодро, мажорно.
Хотя разница между мажорным и минорным трезвучием – это всего одна нота (терция), общее звучание и настроение сильно отличается, что хорошо слышно даже просто на слух.
Примечание: картинка к этой статье наглядно показывает, как разные аккорды путем передвигания по грифу превращаются в ДО-мажор.
Обратите внимание на нумерацию ладов (справа от сетки — III, V, X, X — присмотритесь внимательно!).
СОСТАВЛЕНИЕ мажорного аккорда для гитары
Мажорный аккорд – это трезвучие, в которое входит 3 ноты: тоника (1), большая терция (4 полутона) и квинта (7 полутонов от тоники).
Если записать формулу мажорного аккорда в полутонах, получим следующее:
1 + 4 + 3 (тоника + большая терция + квинта от основного тона или малая терция от третьего тона)
Если сравнить мажорную и минорную схему в полутонах, то мы увидим очевидную разницу:
- минорный аккорд — (1+3+4)
- мажорный аккорд – (1+4+3)
Даже простейшая математика позволяет понять, что в мажорном и минорном аккорде будут общими и тоника и квинта.
Различие же появится лишь в терции (малая терция – минор, а большая терция – мажор).
Чтобы построить аккорд мажора от любой из нот, проще всего обратиться к полутоновому звукоряду и просто посчитать на пальцах сперва 4 полутона от тоники, а затем 3 полутона от терции.
C, c#, D, d#, E, F, f#, G, g#, A, a#, H, C, c#, D, d#, E, F, f#, G, g#, A, a#, H, C
Для простоты построим ДО-мажор по схеме 1+4+3:
Получим аккорд ДО-мажор со следующими тремя нотами: С, Е, G (до, ми, соль)
Получим аккорд СОЛЬ-мажор со следующими тремя нотами: G, H, D (соль, си, ре)
Получим аккорд РЕ-мажор со следующими тремя нотами: D, f#, A (ре, фа-диез, ля)
Получим аккорд ЛЯ-мажор со следующими тремя нотами: A, c#, E (ля, до-диез, ми)
Получим аккорд МИ-мажор со следующими тремя нотами: E, g#, H (ми, соль-диез, си)
Получим аккорд СИ-мажор со следующими нотами: H, d#, f# (cи, ре-диез, фа-диез)
Мажорные гаммы с диезами: C, G, D, A, E, H, F#, C#
Теперь перейдем к мажорным гаммам, в которых у ключа будут бемоли, а для начала запишем бемольный звукоряд и снова вычитаем мажорный аккорд по схеме 1+4+3:
C db D eb E F gb G ab A B H C db D eb E F gb G ab A B H C db D eb E F gb G
Получим ряд мажорных аккордов с бемолями
Получим аккорд ФА-мажор со следующими тремя нотами: F, A, C (фа, ля, до)
Получим аккорд СИ-бемоль-мажор со следующими нотами: B, D, F (си-бемоль, ре, фа)
Мажорные гаммы с бемолями: F, B, Eb, Ab, Db, Gb, Cb
ПОСТРОЕНИЕ мажорных аккордов для гитары
Для простоты изложения будем рассматривать пример ДО-мажора, в тональности которого отсутствуют и диезы и бемоли. Итак, по формуле 1+4+3 аккорд ДО-мажор будет содержать ноты: до, ми, соль.
Отыщем эти ноты на грифе гитары…. При этом важно учесть, что басовой нотой обязательно должна быть тоника – то есть нота ДО.
Пример до-мажора (Б – это большая):
— шестая струна глушится
— пятая струна зажата на третьем ладу (ДО – тоника в басу)
— четвертая струна зажата на втором ладу (МИ – Б. терция – 4 полутона от тоники)
— третья струна открыта (звучит нота СОЛЬ – квинта – 7 полутонов от тоники)
— вторая струна зажата на первом ладу (ДО – тоника – основная нота аккорда)
— первая струна открыта (звучит нота МИ – Б. терция – 4 полутона от тоники)
Это классическая позиция ДО-мажора, с которой вы наверняка уже знакомы.
Если мы передвинем эту позицию вдоль по грифу на 2 полутона вперед, а порог грифа заменим на барэ указательным пальцем, получим аккорд РЕ-мажора (D):
— шестая струна глушится
— пятая струна зажата на пятом ладу (РЕ – тоника в басу)
— четвертая струна зажата на четвертом ладу (ФА-диез – большая терция)
— третья струна зажата на втором ладу (ЛЯ – квинта, которую берем барэ)
— вторая струна зажата на третьем ладу (РЕ – тоника – основная нота аккорда)
— первая струна зажата на втором ладу (ФА-диез – Б. терция, которую берем барэ)
ВАЖНО: в литературе мажорный аккорд обозначается или просто большой тонической буквой или же припиской «DUR» — durum или Major. Например, ФА-мажор обозначается: F или F-dur или F Major
Главное – когда вы строите мажорный аккорд для гитары (любой вообще), следите за тем, чтобы:
а) в басу обязательно была тоника
б) в аккорде обязательно присутствовали все 3 ноты мажорного трезвучия
в) задействовалось как можно больше струн (3 ноты аккорда можно повторять).
Например, в том же классическом варианте ДО-мажора (смотрите выше аппликатуру) мы видим, что:
а) в басу стоит тоническая нота ДО (шестая струна не звучит)
б) тоническая нота ДО повторяется 2 раза (пятая и вторая струна)
в) большая терция (4 полутона) МИ звучит также 2 раза (четвертая и первая струна)
г) квинтовая нота (7 полутонов от тоники) звучит один раз (открытая третья струна)
Аналогичным образом мы могли бы построить тот же ДО-мажор с нотами до, ми, соль, где-нибудь в середине грифа гитары. Например:
— шестая струна глушится
— пятая струна зажата на третьем ладу (ДО – тоника в басу)
— четвертая струна зажата на пятом ладу (СОЛЬ – квинта)
— третья струна глушится
— вторая струна зажата на пятом ладу (МИ – большая терция мажорной гаммы ДО)
— первая струна глушится
И это тоже будет ДО-мажор, так как мы извлекаем звук 3-х основных нот мажорного трезвучия: до, ми, соль. Точно так же можно сперва рассчитать ноты, а затем найти их на грифе гитары, любого другого мажорного аккорда вообще!
Несложно догадаться, что даже на 6-ти струнах классической гитары на расстоянии грифа до 12-го лада можно построить уйму таких вот вариаций одного и того же аккорда.
В этом и заключается прелесть гитары, а также знаний об элементарной теории музыки.
Если вы знаете, какие 3 ноты входят в трезвучие, знаете расположение нот на грифе гитары, вы без труда сможете создать любой аккорд вообще, и мажорный в частности!
Источник
Аккорд F (Фа-мажор) на гитаре
Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 16.04.2015 · Обновлено 19.04.2015
Сегодня вы узнаете, как брать аккорд F (Фа-мажор) в пяти позициях на гитаре. Каждая позиция отличается друг от друга лишь в удобстве расположения нот, а так же звучанием самого аккорда. Почти все они играются с использованием баре, но ниже я приведу аппликатуры, где аккорд F берётся без баре.
Если вы хотите знать и уметь играть все мажорные и минорные аккорды, а так же играть арпеджио этих аккордов на гитаре, то советую познакомиться с системой CAGED.
Строение аккорда F (Фа-мажор) на гитаре
Если посмотреть с точки зрения теории музыки, то Аккорд F (Фа-мажор) состоит из мажорного трезвучия Фа, Соль, До.
- Тоника — F (Фа).
- Большая терция — A (Ля).
- Чистая квинта — C (До).
Прима, большая терция и чистая квинта — это так называемые музыкальные интервалы. Подробнее я о них я рассказывал в статье см. интервалы на гитаре.
Пояснения к аппликатурам
Cтруны от 1 по 6 расположены слева на право (от самой тонкой, до самой толстой). Римские цифры (I, IV и так далее), обозначают номера ладов на гитаре. Арабские цифры (1, 2 и так далее) в кружках, обозначают каким пальцами нужно прижимать струны. Подробнее см. обозначение пальцев, ладов и струн на гитаре.
- Указательный палец.
- Средний палец.
- Безымянный палец.
- Мизинец.
Аппликатуры аккорда F (Фа-мажор) в пяти позициях на гитаре
Каждая аппликатура отличается своим удобством и звучанием. Какая подходит именно для вас — решать вам 🙂
Аппликатура аккорда F (Фа-мажор) в первой позиции:
- Аппликатура аккорда F (Фа-мажор) во второй позиции:Зажимаем все струны указательным пальцем на 1-м ладу (приёмом барре).
- Зажимаем 5-ю струну безымянным пальцем на 3-м ладу.
- Зажимаем 4-ю струну мизинцем на 3-ладу .
- Зажимаем 3-ю струну средним пальцем на 2-м ладу
- Зажимаем 1, 2, 3, 4 и 5 струны указательным пальцем на 3-м ладу (приёмом барре).
- Зажимаем 1, 2 и 3 струны безымянным пальцем на 5-м ладу.
- Зажимаем 2-ю струну мизинцем на 6-м ладу .
Аппликатура аккорда F (Фа-мажор) в третей позиции:
- Зажимаем 3, 2 и 1 струны указательным пальцем на пятом ладу (приёмом барре).
- Зажимаем 2-ю струну средним пальцем на 6-м ладу.
- Зажимаем 4-ю струну безымянным пальцем на 7-м ладу.
- Зажимаем 5-ю струну мизинцем на 8-м ладу.
Аппликатура аккорда F (Фа-мажор) в четвёртой позиции:
- Зажимаем 5, 4, 3, 2 и 1 струны указательным пальцем на 8-м ладу приёмом барре.
- Зажимаем 4-ю струну средним пальцем на 10-м ладу.
- Зажимаем 3-ю струну безымянным пальцем на 10-м ладу.
- Зажимаем 2-ю струну мизинцем на 10-м ладу.
Аппликатура аккорда F (Фа-мажор) в пятой позиции:
- Зажимаем 4, 3 и 2 струны указательным пальцем на 8-м ладу.
- Зажимаем 5-ю струну средним пальцем на 12- ладу.
- Зажимаем 6-ю струну безымянным пальцем на 13-м ладу.
- Зажимаем 1-ю струну мизинцем на 13-м ладу.
Аккорд F (Фа мажор) без баре
Если вы только начали играть на гитаре и пока не можете брать баре, то эти варианты аккорда F без баре именно для вас. Я записал их в табулятуре (по техническим причинам). Если вы не знаете как её читать, то см.как читать табулатуру. Так же я подробно расписал, какие струны и на каком ладу нужно зажимать.
В первой позиции:
- Зажимаем 1-й лад указательным пальцем на 6-й струне и этим же пальцем глушим 1 и 2 струны.
- Зажимаем 3-й лад безымянным пальцем на 5-й струне.
- Зажимаем 3-й лад мизинцем на 4-й струне.
- Зажимаем 2-й лад средним пальцем на 3-й струне.
Во второй позиции:
- Зажимаем 3-й лад указательным пальцем на 4-й струне.
- Зажимаем 5-й лад средним пальцем на 3-й струне.
- Зажимаем 6-й лад мизинцем на 2-й струне.
- Зажимаем 5-й лад безымянным пальцем на 1-й струне.
В четвёртой позиции:
- Зажимаете 5-ю струну указательным пальцем на 8-м ладу и им же глушите 1 и 6 струны.
- Зажимаем 4-ю струну средним пальцем на 10-м ладу.
- Зажимаем 3-ю струну безымянным пальцем на 10-м ладу.
- Зажимаем 2-ю струну мизинцем на 10-м ладу.
Источник
Как играть мажорные аккорды на гитаре
Мажорные аккорды в звучании своём весёлые, торжественные. В буквенно-цифровой системе обозначаются лишь одной латинской буквой основного звука. Например, C – до мажор, F# – фа-диез мажор и т.д.
Мажорный аккорд в основном виде состоит из трёх звуков и строится по интервалам:
основной звук + большая терция + малая терция (или чистая квинта от основного звука)
Например, от звука до:
- до – основной звук;
- ми – (б.3) большая терция от основного звука;
- соль – (м.3) малая терция от ми (б.3), или чистая квинта от до (основного звука).
Табы и ноты с интервальной схемой C:
А можно строить и по мажорной гамме соответствующей аккорду (С – до мажору, F – фа мажору и др.). Первая, третья и пятая ступень – это звуки аккорда.
Аппликатуры в позициях
Если вы желаете изучить больше аппликатур для 6 струнной гитары по конкретному аккорду, пройдите по соответствующе ссылке (см. список). На страницах – разнообразные формы мажорных аккордов с аппликатурными сетками, фото постановки пальцев и аудио (звучание на акустической гитаре): с баррэ и без баррэ, упрощённые (лёгкие для начинающих), открытые (с открытыми струнами).
А в рамках этой статьи, далее, мы разберём мажорные аккорды на гитаре в пяти основных формах по системе CAGED. Изучим аппликатуры и научимся их находить на грифе для любого аккорда (включая и альтерированные с #(диезом) или b (бемолем) ). Плюс к этому – таблица (как шпаргалка) с сетками всех аппликатур в позициях. А ещё – разные аппликатурные связки популярных аккордовых последовательностей в мажоре.
Аккорды по системе CAGED
В основе системы – формы пяти мажорных аккордов в открытой позиции. Их обозначения в названии – «CAGED»: сетки и фото
Согласно принципу системы, любой мажорный аккорд можно взять на грифе в пяти аппликатурах, или в пяти формах открытых аккордов в позиции. То есть, например, F можно взять в аппликатуре C, A, G, E и D.
Но в позициях аккорды для гитары по CAGED уже в аппликатуре с баррэ.
Разберём на примере «перемещение». Возьмём G# (соль-диез мажор) в форме E.
Находим E: на 1-ом и 2-ом ладу с открытыми струнами. Основной звук этого аккорда ми – на 6-ой и 4-ой струне.
Теперь, чтобы взять G# в этой же форме E – в позиции находим его основной звук соль-диез на 6-ой струне. Это 4-ый лад – IV позиция. Поскольку аккорд закрытый, в позиции, то вместо нулевого лада, или порожка, из открытой формы E у нас получается баррэ указательным пальцем на 4-ладу (см. схему). Нужно прижать все струны. Остальными пальцами – аппликатуру E (как на схеме): средний – 3-я струна, 5-ый лад; мизинец – 4-ая струна, 6-ой лад; безымянный – 5-ая струна, 6-ой лад.
Этот закрытый аккорд в форме E можно «двигать» по грифу как угодно – вверх или вниз. В зависимости от того, какой аккорд вам нужен. Чтобы не запутаться, ориентируйтесь по расположению основного звука на 6-ой струне или 4-ой. Именно от основного звука выстраивается аппликатура.
Например, в форме E: G → B
Ну что ж, давайте ещё попрактикуемся в использовании системы CAGED. Выполним ещё одну задачу: к примеру, найдём для F аппликатуры всех форм. Этот же принцип вы сможете использовать и в дальнейшем для любого аккорда.
Для F аппликатура С:
В открытом С основной звук на 5-ой. Находим на этой же струне звук фа – основной звук фа мажора. И берём «лесенку» с баррэ.
A:
В форме открытого A – аппликатура с баррэ на 8-ом ладу. «Перемещаемся» с ориентиром по основному звуку на 3-ей струне.
Если вам это баррэ покажется сложным, неудобным, смотрите упрощённые аппликатуры в позиции именно для фа мажора (пройдите по соответствующей ссылке – список в начале статьи).
G:
В аппликатуре G. В 10-ой позиции (от фа на 6-ой струне, на 13-ом ладу).
Форма G с баррэ сложная. В основном используются её упрощённые варианты. Не обязательно отрабатывать её в полном виде (учиться брать). Но важно видеть, представлять её на грифе в позиции относительно конкретного звука. Этот навык необходим для построения альтернативных, более простых аппликатур на основе формы G с баррэ.
E:
Форма E. По основному звуку (тонике) – фа, 6-ая струна, 1-ый лад.
D:
В виде открытого D. В аппликатуре баррэ не требуется, но постановка пальцев расширенная. Находим по тонике аккорда на 4-ой струне – это 3-ий лад.
Таблица мажорных аккордов
Таблица для начинающих – все 12 мажорных аккордов в пяти вариантах по системе CAGED. Она поможет тем, кому пока ещё трудно отыскивать на грифе необходимые аппликатуры. А также по ней можно сверяться – после того как форма будет найдена самостоятельно. То есть, узнать, правильно ли определён, построен мажорный аккорд.
Таблицу можно распечатать – на два стандартных листа. Два файла в архиве здесь.
В сетках: 6 струн – с пальцами. Возле каждой струны обозначены цифрами: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец, T – большой. Аппликатуры указаны последовательно – по позициям на грифе (от нижней к верхней).
Базовые аккорды системы – С, A, G, E и D – в таблице указаны, начиная с открытых аппликатур на первых ладах. И эти открытые аккорды можно взять на баррэ на октаву выше. Например, E, и на 12-ом ладу. Тогда получается 6 основных форм: открытый + 5 с баррэ.
Аккордовые последовательности
А теперь, как играть мажорные аккорды на гитаре в удобных аппликатурных связках. Рассмотрим распространённые последовательности в разных мажорных тональностях.
Примечание: Используются не только основные формы с баррэ (по CAGED), но и упрощённые аппликатуры на их основе, часто используемые в аккомпанементе.
В ля мажоре: A – D – E – A
- • D и E в форме A;
- • В ля мажоре: шестую нужно прижать большим пальцем, и одновременно подушечкой этого пальца глушить 5-ую струну; ещё вариант постановки – 6-ую прижимать указательным.
В ми мажоре: E – G –A
С отрытого E переход на упрощённые его формы с баррэ.
В фа мажоре: Bb – F – C – F
Удобная аппликатура в связке с открытым С.
В соль мажоре: G – C – Am7 – D
В ми мажоре: E – C#m – A – B
Ещё вариант этой последовательности, но в си мажоре: B – G#m – E –F#
Изученные последовательности сыграйте в других тональностях. Попробуйте использовать другие аппликатуры. При этом чтобы они были удобны для левой руки и красиво звучали.
На этом завершаем занятие. Мажорные аккорды в разных аппликатурах – это сила! Изучайте, применяйте! Для своих песен, для кавер-версий, в разных аранжировках и инструментальных составах. Вдохновения и творчества!
Источник