Гитара как называются части гитары

Строение гитары — из чего состоит гитара?

Как у каждого музыкального инструмента, у гитары есть несколько составляющих ее частей. Выглядит это примерно как на картинке ниже. Строение гитары включает в себя: дека, нижний порожек, обечайка, гриф, колки, верхний порожек, порожки, лады, резонаторное отверстие и держатель.

строение гитары в общем представлено на картинке ниже

За что отвечает каждый элемент (часть)?

Нижний порожек служит креплением для струн: они закреплены там специальными патронами, при этом конец струны уходит внутрь гитары.

Дека — это лицевая и задняя часть гитары, думаю, тут и так все понятно. Обечайка — соединяющая часть передней и задней деки, составляет ее корпус.

Гриф содержит на себе порожки. Порожки — выступы на грифе. Расстояние между порожками и называется ладами. Когда говорят «первый лад» — это значит, что имеют в виду расстояние между головкой грифа и первым порожком.


порожек лады — расстояние между порожками

По поводу грифа — вы сейчас охренеете, но существуют гитары сразу с двумя грифами!

Колки являются внешней частью механизма, который натягивает (ослабляет) струны. Крутя колки, мы настраиваем гитару, делаем ее звучание правильным.

Резонаторное отверстие — отверстие гитары, примерно там располагается наша правая рука при игре на гитаре. Собственно, чем больше объем гитары, тем глубже ее звучание (но это далеко не главный определяющий фактор в качестве звучания).

Источник

Части гитары и их названия

Составные части гитары начинают изучать еще на первых уроках. Эта информация нужна для того, чтобы новичок понимал принцип работы, умел ее правильно настроить. Несмотря на то что внешне инструмент выглядит просто, чтобы разобраться в его устройстве потребуется время.

Общее строение

Гриф, головка грифа, корпус составляют основу инструмента. Каждая из частей выполняет важную функцию, без которой играть было бы невозможно.

Грифы струнных инструментов изготавливают из древесных брусьев, которым придают нужную форму. Различают ладовые (лютня, гитара, балалайка), а также безладовые (скрипка, виолончель) грифы. В конструкции выделяются три части: головка, чтобы натягивать струны; лады, чтобы разделять звучащие ноты; пятка, чтобы крепить к корпусу.

При изготовлении используется два типа распила дерева:

  1. Радиальный – бруски выпиливают через сердцевину ствола, чем объясняется их однородность по структуре и цвету. Их отличает высокая износостойкость, а также устойчивость ко внешним воздействиям или деформации.
  2. Тангенциальный – при распиле не затрагивают сердцевину, поэтому получается волнистый рисунок, образованный годовыми кольцами. Такие грифы стоят дешевле, но они подвержены усушке, а также их чаще приходится подстраивать.

Есть несколько способов крепления пятки грифов к корпусу. Они могут крепиться на болты, вклеиваться при помощи эпоксидной смолы в специально вытесанную выемку или полностью вклеиваться в корпус гитары, т.е. проходить сквозь него.

Голова грифа

Головка грифа – это место, расположенное выше его верхнего порожка. Часто украшена резьбой, является продолжением грифа, которое немного расширяясь, отклоняется назад. Есть два продольных отверстия с валиками для накручивания струн. У головки нет определенной формы – все зависит от мастера, который ее делал.

Гриф и головку изготавливают из одной заготовки, которую распиливают под углом. Часть будущей головки переворачивают, а затем приклеивают с противоположной стороны от места спила. Таким образом, в середине головки остается шов, но его обычно прикрывает накладка.

Корпус

Корпус строится из трех элементов: верхней деки, нижней, обечайки. От формы и размеров зависит звучание. Чем объемнее корпус, тем громче звук. Характеристики зависят от профессионализма гитарного мастера, подобранных материалов, правильной обточки пружин.

Другие параметры корпуса тоже важны. Чем уже отверстие в нем, тем больше отражается низкочастотных звуков. Узкая талия способствует более высокому звучанию инструмента. Сбалансированность звука зависит от того, насколько нижняя часть симметрична верхней.

Назначение каждого элемента гитары

Для лучшего понимания внешнего устройства необходимо знать, как называются другие части гитары, какую функцию они выполняют

Справка! Чтобы перейти к настройке гитары, необходимо разбираться в названии, назначении каждого ее элемента.

Колковая механика

Служит для крепления струн, настройки инструмента. Бывает для металлических и нейлоновых струн. Различают колки для каждой струны или на единой планке, которые прикручиваются с каждой стороны.

Порожек

Верхний элемент, расположенный на грифе, служит опорой для струн. При изготовлении используют плотную древесину, кость или синтетические материалы.

Гитарные лады

Металлические профили, изготовленные из нейзильбера, латуни, стали. Служат для изменения тональности струн.

Накладка на гриф

Деталь, в которую вставляются лады. Подвержена риску протирания, поэтому используют прочный материал.

Ладовый порожек

Представляет собой верхнюю и нижнюю деталь, обеспечивающую необходимую высоту струн над грифом.

Обечайка

Боковая поверхность гитарного корпуса. Нередко ее материал соответствует материалу нижней деки.

Розетка

Орнамент вокруг резонаторного отверстия, составленный из разной древесины.

Резонаторное отверстие

Элемент, которым инструмент резонирует. Через него из корпуса гитары выходят звуковые колебания.

Делится на две акустически важные части. Роль верхней деки более значима, так как тембр и качество звука в основном зависят от нее.

Порожек (нижний)

Подкладка, предназначенная для струнной регулировки. Влияет на звуковые параметры. Изготавливают из кости или пластика.

Подставка

Придает жесткости конструкции, оказывает натянутым струнам сопротивление. Материалы: палисандр, черное дерево.

Нижняя кнопка (пуговица)

Металлическое приспособление для крепления ремня.

Внутреннее устройство гитары

Знать внутренние части гитары и их названия тоже важно, так как они выполняют сразу две функции – укрепляют корпус, улучшают звучание. Например, деки имеют небольшую толщину (около 2 мм), чтобы они выдержали напряжение во время игры, используют специальные подкладки – футоры. Их располагают по шву в месте склейки двух частей деки.

Еще одним важным элементом внутреннего устройства инструмента (гитары) являются поперечные пружины. Помимо обеспечения жесткости конструкции, играют важную роль в настройке инструмента.

Во время исполнения распределяют энергию колебания струн, чтобы звучание было нужного тона и тембра.

Справка! В верхнюю деку, помимо поперечных, вклеивают дополнительные пружины, которые принято называть веерными.

В местах, где происходит склейка обечайки и дек, вклеивают контробечайку – укрепляющую рейку. Иногда их заменяют «сухарями» – маленькими специальными клиньями.

О гитарных струнах

Струны – источник звучания гитары. Их обозначают порядковыми номерами снизу вверх, ставят по увеличению толщины. Чем они толще, тем объемнее звучание. Различают несколько типов струн:

  1. Нейлоновые (синтетические) – ставят на акустические гитары. Внешне они напоминают прозрачную леску, а три басовые струны имеют металлическое покрытие. Основной недостаток – часто приходится подстраивать.
  2. Стальные – самый распространенный вид. Подходят для исполнения в любом музыкальном жанре, по насыщенности звучания превосходят другие типы.
  3. Карбоновые – по составу напоминают нейлоновые, но плотнее, поэтому тоньше. Дольше изнашиваются, поэтому их стоимость выше.
  4. Жильные – при изготовлении используют кишки животных. Их ставят исключительно на акустику. Считается, что они способны в полной мере раскрыть тембр инструмента. Их редкое применение объясняется тем, что модели этого типа быстро изнашиваются, а производят их только за границей.

Устройство гитары, схема размещения всех ее элементов, классификация струн – первое, что должен знать новичок, перед тем как освоить инструмент. Особенно это необходимо при самостоятельном обучении без помощи репетитора.

Источник

Ликбез → Устройство гитары

Устройство гитары

Знать устройство гитары не обязательно для того, чтобы играть на ней, но для улучшения взаимопонимания и для общего развития, пожалуй, это достаточно важный атрибут.

На рисунке можно увидеть, как называются основные части гитары. На всякий случай сделаю несколько комментариев…

Две основные составляющие части гитары – это гриф (костыль с ладами) и база (корпус, резонатор, кузов).

Верхняя часть грифа называется головкой, на ней располагается колковый механизм, необходимый для закрепления и натягивания струн.

Встречаются гитары с двумя типами этого механизма – открытым (изображён на рисунке) и закрытым.

Для классической гитары свойственен закрытый тип, для современной (концертной) – открытый.

Последний более удобен в использовании. На электрогитарах устанавливают исключительно открытый тип механизма.

Ниже головки располагается рабочая часть грифа с ладами, последовательный отсчёт которых ведётся в сторону базы. Открытая (не зажатая) струна – это нулевой лад.

Чаще всего на определённых ладах напыляют инкрустацию (например, в виде белых точек) для облегчения ориентации пальцев на грифе, ну и, разумеется, для украшения.

База – это часть, которая формирует звучание гитары, поэтому её рекомендуется беречь в первую очередь. Маленькая трещинка может значительно ухудшить качество звука.

База состоит из верхней деки, нижней деки (на рисунке не видно) и обечайки. Обечайка – это фигурная боковая панель гитары.

На верхней деке вырезано небольшое отверстие – розетка, из которой и исходит большая часть звука.

Чуть ниже крепится держатель для струн (подставка) – он, как и колковый механизм, тоже бывает двух типов.

На классической гитаре используется узелковый тип, на современной гитаре – сквозной кнопочный тип.

Во втором случае крепление осуществляется за счёт металлических колечек на концах струн и пластмассовых кнопок.

Источник

MasterGitar.com

Краткое описание всех частей классической гитары. В том числе части гитары на английском языке, чтобы легче сориентироваться в англоязычном интернете. Необходимо ориентироваться в названии частей гитары, чтобы правильно задавать вопросы на форуме и понимать статьи сайта.

Рассматривать будем части классической гитары

Чтобы перейти к краткому описанию частей гитары, кликните по соответствующему названию прямо на картинке или в таблице ниже.

Части гитары,Guitar elements

Гриф гитары Гриф гитары
головка head, headstock
накладка на головку head plate
колковая механика, колки machine heads, tuning machines, tuners
верхний порожек nut
накладка fingerboard
шейка грифа neck
каблук Heel
лады frets
Дека гитары Top, Soundboard
пружины гитары brace
футер деки ——-
подставка bridge
нижний порожек (косточка) saddle
Обечайки Sides
верхний клец neckblock, headblock
нижний клец tailblock
контробечайки (обручики) lining
Дно (нижняя дека) Back
рипы brace
футер дна ——
Украшения Ornamentation
розетка rosette
кант binding
орнамент, инкрустация purfling

Видео версия статьи. Головка гитары. Часть 1

Видео версия статьи. Шейка грифа. Часть 2

Фактически это головка, шейка, накладка, пятка, а также лады и механика, поэтому обсудим по порядку составные части грифа.

Заготовки

Чтобы собрать материал на весь гриф классической гитары надо купить заготовки для:

  • Накладки на головку грифа;
  • Головки и шейки. Обычно продаётся целиком доска с размерами 650х85х22мм;
  • Пятки;
  • Накладки.

Головка гитары — Head

Это всё что выше верхнего порожка (распределителя струн на грифе). Головка гитары — состоит из двух частей: тела головки и накладки на головку гитары.

Форма торца головки грифа фактически является визитной карточкой гитарного мастера, которую видно намного дальше, чем лэйбл внутри корпуса. Также часто мастера делают окантовку по контуру. С обратной стороны головки может быть приклеена вторая накладка.

Заготовка

Обычно продаётся единная заготовка на головку и шейку гитары, 650х85х22мм, которая распиливается под углом. На фото видно, как распиливается единная заготовка, часть будущей головки переворачивается и приклеивается. Шов, который образуется, будет закрыт накладкой для головки.

Фактически для изготовления головки грифа нужна плитка дерева с размерами 190-210х80-85х17-23мм. Головка может быть склеена из двух половинок шов будет проходить по центру и может быть закрыт накладками.

Накладка на головку гитары — Headplate

Это тонкая пластина плотной древесины, которую мы видим на лицевой стороне головки. Обычно это древесина корпуса гитары. Накладка придаёт красивый внешний вид, а также укрепляет головку. При классической приклейке головки гитары к шейке шов проходит как раз по лицевой стороне, что накладка прекрасно скрывает.

Заготовка

Это деревянная пластина с размерами 200х85х5мм. В чистом размере толщина накладки где-то 3мм. Накладка может быть куплена отдельно, но также накладку можно сделать из обрезков остающихся от дна. В талии как раз остаются необходимые два кусочка. Половинки склеиваются просто симметрично встык или через орнамент.

Колковая механика, колки — Tuners, Machine heads, Tuning machines

Бывают колки для нейлоновых струн и металлических. Для нейлоновых струн на вал колковой механики напресована пластиковая втулка.

Можно различать колки на единой планке, т.е. с каждой стороны головки привинчивается планка для трех струн; и колки для каждой струны, т.е. механизм для каждой струны привинчивается отдельно на своей основе. Раздельный вариант удобен для изготовления семиструнных гитар.

Верхний порожек — Nut

Опора струн на грифе гитары. Изготавливается, как правило, из кости. Есть варианты с использованием специальных синтетических материалов и плотного дерева.

Заготовка

Достаточно просто приготовить кость самому для изготовления порожков, но можно и купить уже подготовленную заготовку из желаемого материала. Заготовка это прямоугольный брусочек с размерами соответсвующими вашему грифу, т.е.:

  • длина порожка — это ширина грифа,
  • высота — это толщина накладки плюс 2.5мм, 1мм — это высота лада и ещё 1.5мм на зазор и глубину пропила под струны,
  • толщина верхнего порожка примерно 6мм в чистом виде.

Накладка — Fingerboard, Fretboard

Деревянная деталь, в которую вбиваются лады гитары. Важным требованием к поверхности является стойкость к протиранию. Все видели ямки между ладами на накладках из мягкого дерева. Также накладка учавствует в укреплении грифа. Соответвенно, материал накладки должен быть максимально прочным. Лучшим выбором является черное дерево, которое массово применяется на классических гитарах.

Заготовка

Максимальная ширина заготовки определяется конечной шириной накладки у звукового отверстия. Обычная заготовка для классической гитары для накладки это доска с размерами 520х75-80х9-10мм. Если вы будете выпиливать заготовку из большего куска дерева, то можно отталкиваться от чистых размеров накладки и учесть, что ширина у верхнего порожка в чистом виде около 51-53 мм — заготовка может быть клинообразной, а длина накладки определяется мензурой гитары. Толщина готовой накладки от 6-8 мм и может изменятся по длине.

Шейка грифа — Neck

Изготавливается обычно из красного дерева или специального кедра, также применяется клен и другие породы. Шейка грифа — это и есть его тело. Часто шейка делается из двух половинок с вклейкой плотного дерева посредине. Это делается для укрепления шейки грифа, а также эта техника позволяет использовать две узкие заготовки.

Заготовка

Продаётся доска с размерами 650х85-90х20мм Примерно 200мм для головки и остальное на шейку. Сама шейка может быть одним куском дерева, а также — несколькими. Как правило это две большие части и узкая вставка посредине.

Какова должна быть ширина шейки в заготовке. У классической гитары склейка шейки и головки заходит на середину длины головки, а это примерно 75мм. Соответственно, после склейки половинок минимальные размеры пакета:

  • ширина у 12 лада может быть 65мм,
  • ширина у верхнего порожка — 75мм,
  • толщина 20мм.

Длина шейки грифа:

  • это та часть, что будет в корпусе, например, шип ласточкин хвост;
  • основная часть шейки;
  • и часть, которая является телом головки.

Каблук, Пятка — Heel

Изготавливается из такого же материала как и шейка грифа. Может быть сделан из единого куска, а может быть набран из кусочков. Испанская технология изготовления гитары предполагает, что клец гитары и пятка — это одно целое. Если клец и пятка грифа — это разные детали, то между собой их соединяют с помощью шипового соединения. Также есть крепление с помощью четырех чепиков.

Заготовка

Понятно, что габариты заготовки должны соответствовать конечной форме пятки. Рекомендовать какие-то размеры не имеет смысла, так как получить их самому очень просто.

Лады или ладовые порожки — Fret

Лады* или ладовые порожки — это металлический профиль. Материал нейзильбер, нержавеющая сталь, латунь. Существуют разные размеры самой головки лада по высоте и ширине. Важной характеристикой лад является правильная форма места касания со струной и высота лада.

Заготовка

Лады продаются нарезанными на отрезки кусочками или в бухтах.

* — Лады это промежутки между порожками, но на обывательском уровне и при поиске в интернете используется именно слово лады. Эта ошибка часто будет повторяться и на страницах нашего ресурса. Так что фразу «аккуратно ударьте по ладу молотком», воспринимайте с этой поправкой.

Дека гитары -Top, Soundboard

Самая акустически важная часть гитары. Материал верхней деки, как правило ель или кедр. К изготовлению деки надо относится наиболее тщательно. Повышенная аккуратность требуется также по причине того, что дека это лицо гитары — все дефекты будут хорошо видны. Состоит дека из двух частей, шов проходит ровно посредине гитары.

Материал для изготовления дек гитары должен быть хорошо выдержанным и радиальным, т.е. во всех трех плоскостях слои дерева должны идти вдоль габаритов заготовки. Подготовка такого материала — это отдельная профессия со своими таинствами.

Заготовка

Состоит из двух частей — это две тонкие пластины дерева. Эти половинки так и росли рядом друг с другом. Обычные размеры для заготовок на классическую гитару (530х210х5мм)х2штуки

Пружины гитары — Brace (top)

Важнейшая характеристика — это радиальность дерева ( статья про радиальность ). Пружина веерной системы классической гитары достаточно маленькая, тем не менее из-за того, что слои пружины должны как бы стоять на деке, сама заготовка деки не подходит для пружин. Хотя, если вы захотите поставить низкие пружины, не более 4.5мм, то толщины деки может хватить.

Заготовка

Это планки мелкослойной и супер радиальной древесины ели или кедра. Если вы будете выпиливать пружины из большой заготовки, то используйте способ определения направления слоёв путем раскалывания хотя бы один раз. Вдоль плоскости этого скола уже можно ровно отпиливать материал.

Рипы

Рипы деки и дна — это радиальная ель, как правило, а также разного рода варианты для других типов гитар. Может быть применнено махогони. Заготовка это планка с сечением 20х10мм. Длина определяется местом приклейки и вашим корпусом.

На деке направление слоёв футера идут вдоль его длины. Применяется для укрепления разных областей деки, как правило, под подставкой и рядом со звуковым отверстием.

Хорошо подходят обрезки заготовок для дек. На фото прямоугольниками указаны схематично области деки откуда можно вырезать необходимый вам футер.

Футер дна

Этот футер укрепляет склейку двух частей дна. Его особенность — это поперечное направление слоёв относительно укрепляемого шва. Т.е. футером могут быть также обрезки деки, но только надо срезать полоску с её торца. Когда для деки футер это обрезки с боков. (Картинке чуть выше.)

Также специальные футеры для ремонта трещин деки также скорее являются кусочками футора для дна, так как их слои идут перпендикулярно слоям деки.

Материал подставки должен быть прочным, чтобы не изгибаться легко под напряжением струн. Основной материал палисандр. Применяется и черное дерево.

Заготовка

Брусочек с размерами 210х35х12мм Сама подставка может иметь меньшие размеры, поэтому, если вы будете выпиливать из большого куска, то учитывайте это — стандартная заготовка с приличным запасом.

Нижний порожек — Saddle

Отличным материалом для изготовления нижнего порожка гитары является кость. Нижний порожек сильно влияет на звук. Поэтому он должен быть плотно подгнан к пазу подставки. Материал для порожков можно купить, а можно самому сделать из кости.

Могут быть изготовлены из различнейших плотных материалов. Как правило материал обечаек совпадает с материалом дна. Изгибаются обечайки способом нагрева и смачивания дерева. Дерево тогда преобретает свойство гнуться и сохранять эту форму после остывания.

Заготовка

Две тонкие длинные доски. Размеры 2шт х(750-800х100-120х4-5.5мм)

Верхний клёц — Neck block, Head block

В испанском варианте верхний клец — это продолжение грифа. Также традиционым является клец — отдельная деталь, в которую вклеивается гриф.

В испанском варианте это и есть продолжение шейки и пятки. В случае отдельно клец и пятка — это две разные части, то заготовка 100х80-60х25-40мм Разбег большой, так как мастера делают по разному. Разные применяют и материалы.

Нижний клёц — tailblock

Этот клец соединяет между собой обечайки и придаёт дополнительную жесткость корпусу в нижней части. Конструкции бывают разными, как большие клецы, так и фактически выродившиеся до футера. Заготовка определяется внешним видом и размерами корпуса.

Контробечайки (обручики) — Linings

Контробечайки учавствуют в придании жесткости корпусу гитары, а также укрепляют склейку между деками и обечайками. Существуют несколько видов контробечаек:

  • Цельные, т.е. изогнутая по форме гитары цельная полоса дерева
  • Нарезная (Kerfed Guitar Linings) — полоса дерева нарезана и приклеена к обечайкам непропиленной стороной.
  • Нарезная реверсная — также пропилена, но приклеена пропиленной стороной к обечайкам.
  • Набранная из отдельных частей. Присуща испанской сборке, когда к деке приклеивается обечайка и в угол склейки, по очереди, вклеиваются маленькие чепики, причем опять по разному, кто делает промежутки между ними, а кто клеит встык.

Заготовка

Всё зависит от вашего варианта конструкции. Можно также приобрести уже готовое изделие. Материал также различается, могут быть как кедровые чепики, так и цельная полоса из плотных пород.

Дно (Нижняя дека) — Back

Дно гитары очень сильно влияет на тембральность интрумента. Когда говорится о материале гитары, тогда имеется в виду именно дно и обечайки гитары. Материалов применяемых очень много. Сколько плотных пород столько и вариантов. Традиционными материалами для изготовления гитар являются кипарис для фламенко и палисандр для классической гитары.

Заготовки

Фактически такие же заготовки, как и для деки гитары — 2шт х(530х210х4-6мм). только из плотного материала. Также комплект на дно это две части. Также они росли рядом и максимально симметричны относительно будущей склейки.

Розетка гитары это набранный из кусочков разноцветной древесины орнамент. Изготовление розетки целое дело. Можно купить готовую розетку. Обычно это кольцо с разрывом. который попадет под накладку гитары. Толщина будет около 1мм. Можно найти потолще.

Можно набрать свою уникальную розетку самому используя разноцветное дерево и перламутр.

Сам по себе кант помимо визуального эффекта имеет также вполне определенные функции. Он закрывает торец дек от разного рода воздействий, как механических, так и попадания влаги. Участвует в общей прочности корпуса гитары. Рядом с кантом может врезаться также орнамент или какое-то другое украшение (purfling)

Источник

Читайте также:  Модель гитары у розенбаума
Оцените статью