Гитара как приглушать струны

Как глушить струны на гитаре?

Здравствуйте, уважаемые гитаристы! Подразумеваю, что на эту страницу попали новички и начинающие, потому что вопрос, на который отвечает данная статья, не возникает у «бывалых» гитаристов. Ну, а для Вас я потратил немного своего времени, чтобы подробно рассказать, как глушить струны на гитаре.

Чтобы заглушить струну на гитаре, ее нужно коснуться. Звучит очень просто и легко, но на самом деле получается далеко не сразу. Есть несколько приемов, как глушить струны, но самый основной — коснуться ладошкой по всем струнам. Под словом «коснуться» имеется в виду простое прикосновение, а не надавливание и прочее. К примеру, если Вы что-то брынчите и Вам необходимо заглушить струны, Вы можете коснуться так:

Это заглушка всей ладонью. Вы просто легонько докасываетесь до струн ладонью во время игры — и все, струны заглушатся и звучать не будут. Так Вы заглушите сразу все струны гитары.

Однако, не всегда нам будет требоваться заглушить сразу все струны. Часто нам нужно будет заглушить только несколько струн — или вообще одну. Тогда это должно выглядеть примерно так:

Здесь Вы должны просто легонько докоснуться кончиком подушечки пальца до струны — и она заглушится. Это может быть как простое прикосновение во время игры, так и легкий удар сверху по струнам. Чем большую силу мы приложим для этого «удара», тем громче будет эффект заглушки.

Читайте также:  Самоучитель фортепиано для детей 6 лет

Это два основных способа как глушить струны на гитаре. Есть еще множество, которые Вы сможете найдете в сети, но толку от них и пользы особой нет.

Вообще, честно говоря, я бы не заморачивался над этим вопросом. Зачем Вам знать, как глушить струны? Имею в виду зачем Вам целенаправленно этому учиться? В обучении при игре на гитаре есть намного более важные вещи, чем заглушка струн (а это придет и так само собой с опытом).

Зачем глушить струны?

Вполне справедливый вопрос — а для чего вообще все это? Зачем глушить струны на гитаре? Ведь игра на гитаре, наоборот, подразумевает собой звучание всех струн. Но на самом деле не всегда. В заглушении струн при игре иногда возникает необходимость:

  • заглушка добавляет новые интересные «нотки» при игре;
  • используется в некоторых видах боя;
  • в некоторых песнях звук необходимо заглушить.

Таким образом, заглушка струн может быть иногда очень даже и полезна.

Я очень сильно надеюсь, что после прочтения данной статьи у Вас сложилось впечатление как глушить струны на гитаре. В любом случае, даже если у Вас это не получается — не заморачивайтесь! Не придавайте этому слишком большое значение.

Источник

Как делать заглушку на гитаре для начинающих?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Умение глушить струны является не менее важной техникой для гитариста, как и правильное извлечение из них звука.

Что это такое?

Под глушением струн на гитаре нужно понимать не только полное прекращение их звучания путём блокирования колебаний, но и специальные технические приёмы для частичного приглушения интенсивности звука или создания перкуссионных либо иных гитарных эффектов. Поэтому стоит отличать, когда музыкант выполняет глушение (полное прекращение звучания инструмента или отдельных струн), а когда заглушку (приглушение звука или перкуссию).

Следует отметить, что среди гитаристов термины «заглушка» и «приглушка» обычно имеют одно и то же значение.

Встречаются, правда, в некоторых гитарных форумах попытки выделить разновидности глушения струн левой и правой рук в отдельные группы под названием «приглушки» и «заглушки» соответственно, но это, к сожалению, не находит широкого распространения. Всё рассматривается вместе, в результате новичку зачастую приходится долго разбираться, что за приём имеет в виду автор разбора того или иного боя к песне на онлайн курсах или видео в интернете, не говоря уже о статьях на такую тему (без видео).

Для чего нужно?

Для полного или частичного глушения струн при игре на гитаре есть несколько причин.

  1. Нужно создать отрывистый характер аккомпанемента. Этого можно добиться, если играть с приглушкой всех звуков аккордов.
  2. Не все звуки на прижатых или открытых струнах входят в аккорд. Поэтому от них нужно избавляться, так как они могут исказить чистоту гармонии или даже, как говорится, звучать совсем не в лад.
  3. Смена позиции на грифе. При переносе левой руки во время игры из одного места на грифе в другое нередко тоже требуется приглушать струны, чтобы получить чистый звук исполнения композиции.
  4. Стремление гитариста разнообразить ритмику аккомпанемента. Если даже один из обычных ударов по струнам заглушить наполовину длительности, создав тем самым короткую паузу в звучании инструмента, в итоге получается более интересный ритмический рисунок.
  5. Внесение в партию гитары перкуссионных эффектов. Одним из средств имитации ударных инструментов является глушение струн.
  6. Снижение интенсивности звучания инструмента или отдельных его регистров. Иногда приходится приглушать громкость звучания инструмента или части его струнного комплекта, чтобы добиться выразительности в других голосах (в мелодии или басе).
  7. Необходимость приглушения части струн на электрогитаре для снятия обратной связи с усилителем, создающей лишний фон.

Чтобы заглушить струны, к ним достаточно либо прикоснуться чем-либо (пальцами, раскрытой ладонью, ребром ладони), либо ослабить их прижатие к порожкам в тех случаях, когда играется аккорд на прижатых струнах.

Какие бывают виды глушения?

Простейшие виды глушения на гитаре выполняются в основном правой рукой. Это такие приёмы:

  • наложение на струны или хлопок по ним открытой ладонью;
  • глушение ребром ладони со стороны мизинца;
  • удар закрытой ладонью (практически кулаком с внутренней стороны);
  • заглушка большим пальцем.

На акустической либо электрической гитаре при игре медиатором часто применяется приём под названием «палм мьют» (Palm mute). Техника его выполнения предполагает частичное приглушение звучания струн нижнего регистра. При этом на басы (струны №№ 4, 5 и 6) в районе бриджа под острым углом накладывается ребро ладони правой руки, а медиатором продолжают игру на них обычным способом. Звуки получается, как у контрабаса. Эта же техника применяется и бас-гитаристами.

На электрогитаре, конечно, на первый план (ввиду усиленной акустики) выдвигаются приёмы глушения ненужных звуков, возникающих обертонов разного порядка, а также способы предупреждения нежелательных явлений обратной связи от усилителя. Со всем этим одинаково «борются» обе руки гитариста. Именно поэтому положение левой руки на грифе электрогитары кардинально отличается от её постановки на классической гитаре. Особенно это заметно у гитаристов, играющих в различных стилях рока пауэр-аккордами (квинтаккордами).

Все свободные (и даже несвободные) пальцы левой и правой рук рок-гитариста заняты глушением либо приглушением ненужных звуков. При этом ещё нужно и ритм задавать стандартными способами глушения струн, создающими те или иные гитарные эффекты.

Одним из эффективных видов глушения зажатых в аккорде струн на классических, акустических и электрогитарах является способ снятия звука путём одновременного ослабления силы прижатия пальцев левой руки, участвующих в получении аккорда. При ослаблении силы зажатия звучащие струны отходят от порожков, а так как пальцы продолжают их касаться, то колебания мгновенно затухают, звучание прекращается.

Таким образом, получается, что периодически (в требуемом ритме) прижимая и ослабляя пальцы, зажимающие аккорд, и действуя одновременно и синхронно правой рукой, извлекающей звуки, можно получить множество вариантов боя.

Кроме того, ударять по струнам можно и в моменты ослабления струн, что позволяет добавить в аккомпанемент и перкуссию.

Как правильно выполнять работу?

Правила выполнения простейших приглушек при игре аккордами зависят от схемы ритмического рисунка аккомпанемента. Чтобы научиться их делать, начинающим следует сначала разобраться в обозначениях, которыми чаще всего пользуются при записи боя.

Удары по струнам обычно обозначаются стрелками, указывающими направление штриха. К сожалению, у разных авторов удары вниз или снизу вверх по струнам имеют противоположное направление стрелок: у одних, например, удар вниз обозначается стрелкой, направленной именно вниз (↓), а у других, наоборот, такой же удар указывается на схеме стрелкой, направленной своей вершиной вверх (↑). Примеры:

Вторые, как ни странно, более правы, нежели первые. Дело в том, что они руководствуются правилами размещения струн гитары на табулатуре (шестая струна в табах снизу, первая — сверху).

Это же объясняется и нотным станом, в котором более высокие ноты по звучанию размещаются выше на линейках нотоносца. Отсюда и позиция — удар вниз означает движение звуков от более низкого к самому высокому, то есть будет правильней обозначить удар сверху вниз по струнам знаком стрелки, направленной вверх (↑).

Для примера предоставляется схема боя под названием «Шестёрка», чтобы разобраться и с обозначениями, и с тем, как правильно сыграть бой.

Алгоритм действий при игре представленного ритмического рисунка происходит следующим образом.

  1. На счёт «раз и» сделать щелчок указательным пальцем правой руки по струнам гитары сверху вниз от 6-й струны по направлению к 1-й.
  2. На счёт «два» также производится удар сверху вниз по струнам, но так как у стрелки рядом указан знак «Х» (приглушка), то моментально после удара следует либо ребром ладони, либо большим пальцем поперёк струн заглушить их звучание. Если действовать резко, то вместе с тем возникнет характерный щелчок, усиливающий эффект глушения (перкуссионный звук).
  3. Далее следует счёт «и», на котором указательный палец возвращается снизу вверх, задевая при этом несколько тонких струн (три или четыре).
  4. На счёт «три» производится лишь удар по струнам ребром ладони (или большим пальцем правой руки). Предпочтительней будет действие большого пальца — он создаёт больший эффект как по звуку, так и по эстетике игры.
  5. Далее выполняются удары по струнам переменным штрихом (снизу вверх-вниз-снизу вверх).

Стрелка со знаком «Х» рядом означает приглушку аккорда: извлекается аккорд и сразу же глушится. Просто знак «Х» в схеме ритмической схемы на ритмической линии указывает полное глушение звука аккорда с воспроизводством перкуссионного эффекта (имитации ударного инструмента).

Впрочем, и приглушка после аккорда тоже вызывает перкуссию.

Удар большим пальцем по струнам производится с обязательным вращательным осевым движением предплечья и кисти против часовой стрелки. Удар ребром ладони, наоборот, требует вращения предплечья и кисти по часовой стрелке. Оба движения выполняются довольно резко и быстро.

Источник

Глушение струн указательным пальцем

В этом видео подробно рассмотрена техника глушения вышележащей струны указательным пальцем левой руки. Развеяны мифы о мнимых недостатках этой техники, появившиеся в результате банального непонимания геометрии указательного пальца, а также его механики зажатия струн в блюзовом и классическом хватах. В видеоуроке на этот счет даны подробные объяснения. Кроме того, приведен ряд примеров, когда умение глушить вышележащую струну на гитаре указательным пальцем существенно облегчает игру на электрогитаре, обеспечивая должную степень чистоты. Также продемонстрированы ситуации, в которых от данной техники лучше отказаться.

Мифы о нецелесообразности глушения указательным пальцем

Миф № 1 говорит нам о том, что, если я буду зажимать первым пальцем третью струну, к примеру, а четвёртой (она у меня оказывается в качестве вышележащей) я буду касаться этим же пальцем, у меня пострадает зажатие третьей струны. То есть при хаммер-пуллах, при извлечении этой ноты, у меня может возникнуть просадка по динамике относительно других нот, которые зажаты, например, вторым — третьим, или третьим — четвертым. Неважно. На мой взгляд, этот миф родился от непонимания, так скажем, вообще всего процесса — как, что строится при зажатии струны.

Классический хват. Начнем с него. Первый палец у нас располагается так, что прижатие осуществляется боковиной. У нас на смыкание (большой и указательный палец), они приходят боком друг к другу. То есть, в классическом хвате не может быть такой ситуации, когда мы зажимаем серединой подушечки пальца. Зажатие осуществляется боком. Это очень легко проверить. Любой желающий может взять поставить первый палец левой руки, например, на третий лад и дотянуться четвёртым (мизинцем), допустим, до седьмого, восьмого ладов. И, я уверен, что подавляющее большинство людей (у которых не было, ни травм, ничего такого с левой рукой) заметят, что первый палец у нас ложиться на бок. Что нам это даёт? Боковина, она всё-таки несколько жестче, чем середина, и сопоставима с кончиком непосредственно пальца. Поэтому жёсткость прижатия здесь теряться не может.

Кроме того, вторая позиция по этому вопросу. Глушение вышележащей струны указательным пальцем подразумевает под собой не нависание первого пальца над лишней струной, а касание её снизу. Это большая разница. То есть, если я буду пытаться нависать над струной, я в любом случае её смогу зажать. Или у меня может пострадать прижимная поверхность. Это факт. Но глушение осуществляется именно, подпиранием струны снизу. Что такое нависание? Нависание — это когда мы берём, и непосредственно сверху касаемся фалангой пальца струны. А подпирание происходит снизу. То есть, зажимая нижележащую струну, мы просто коснулись ее снизу. Если эти параметры выполнены, то никаких проблем не будет.

Блюзовый хват. Здесь фишка в том, что у нас пальцы стоят под углом. В блюзовом хвате три точки взаимодействия левой руки и грифа. Прижимная поверхность и прижимные пальцы оказываются у нас под углом. Если я буду смещать прижимную поверхность так, чтобы коснуться вышележащей струны снизу (это ключевой момент), то можно будет заметить, даже по отпечаткам, что у меня не смещается прижимная точка по вертикали моего пальца. Она смещается относительно центра по горизонтали. Опять-таки, жёсткость не страдает. Если говорить про людей, у которых фаланги маленькие (например, это могут быть девушки, подростки тринадцати-четырнадцати лет, у кого рука ещё не вытянулась), то здесь надо смотреть индивидуально. Но в остальных случаях у подавляющего большинства людей проблем никаких не бывает. Это я могу сказать по собственному опыту.

Ещё один момент, касающийся этого мифа. Если пальцы у нас будут стоять слишком перпендикулярно, не огибая гриф как положено, само собой, у нас прижимной поверхности не хватит. То есть, чем более перпендикулярен палец на кладке грифа, тем меньше у нас прижимная поверхность остаётся для осуществления зажатия струны. Если палец у нас будет огибать струны, то есть, он ляжет и будет огибать у нас кладку грифа, касаясь нижележащих струн и одной вышележащей, то никаких проблем не будет. Прижимная поверхность увеличится. Так что, если выполняются все эти параметры, всё будет хорошо и глушение вышележащей струны на гитаре первым пальцем не принесёт никакого дискомфорта.

Миф № 2. Если я буду глушить вышележащую струну первым пальцем, у меня может случиться двухструнное, трёхструнное барре, и первый палец прижмёт нижележащие струны, и они зазвенят. Будет грязь. Почему это тоже неправда? Дело в том, что глушение нижележащих струн указательным пальцем осуществляется за счёт двух параметров.

Первый параметр — это форма самого пальца. То есть, он может быть у нас прямой, дугообразный. И второй параметр — это положение руки вот по этой вот оси (см. 6.14 мин.). Это важный момент. Если у меня палец прямой, как бы я ни манипулировал вот этим положением, я волей-неволей буду зажимать барре. То есть, у меня практически не будет некого среднего положения. У меня получится так, что-либо я убираю прижимную поверхность, и у меня тогда открываются нижележащие струны, либо я наоборот тащу слишком сильно на себя, и у меня, как минимум одна нижележащая струна начинает звенеть. Это само собой тоже плохо.

И второй момент, если первый палец у нас принимает корректную форму, то есть, он слегка дугообразный, обязательно изгиб в этой фаланге (см. 6.55 мин), то мы получаем манипулируемую поверхность, которая может у нас глушить нижележащие струны достаточно точно. Если у нас выполнены условия изгиба, дальше мы манипулируем непосредственно положением руки вот по вот этой вот оси (см. 7.12 мин). Оттяну руку на себя, получу зажатие нижележащих струн. Оттяну руку чуть-чуть вперёд, ровно настолько, чтобы коснуться нижележащих струн, значит, они у меня будут заглушены. Если эти параметры соблюдаются, то опять-таки нижележащие струны не зазвучат.

То же самое происходит с блюзовым хватом. Распрямляем палец — получаем барре. Чуть-чуть делаем изгиб в фаланге, получаем — глушение. Плюс корректное положение по озвученной нами ранее оси. В результате получается, что оба этих мифа о том, что якобы глушение первым пальцем вышележащей струны это негативная техника — действительно не более, чем додумки и догадки. В любом случае, конечно же, надо исходить, повторюсь, от размера фаланг человека. Люди с маленькими фалангами действительно могут испытывать дискомфорт. Поэтому нужно пробовать, анализировать и делать объективные выводы самостоятельно, нужна ли вам эта техника или не нужна.

Подробную демонстрацию ситуаций, когда техника глушения вышележащей струны указательным пальцем полезна, а когда от нее лучше отказаться, смотрите на видео.

Вывод

Итак, всё-таки стоит ли учиться глушить вышележащую струну на электрогитаре указательным пальцем? Конечно же, думать всегда надо своей головой. Не воспринимать за истину в последней инстанции ролики на YouTubе. У одного человека может быть одна позиция, у другого — другая, у третьего — третья. В любом случае, думать нужно своей головой, анализировать и делать уже выводы самостоятельно для себя. Стоит ли, например, что-то осваивать, тратить время на освоение какой-то техники, или не стоит. На мой взгляд ситуация такая. Глушение первым пальцем эта полезная техника и приём. Как я уже сказал в данном видео, можно привести кучу примеров, когда эта техника действительно в разы облегчает выполнение такого параметра, как частота. Конечно же, бывают случаи, когда пользоваться ей не нужно. Моя позиция такова, что освоить этот приём нужно, это полезно. А когда его применять и когда его не примять, и применять ли вообще, это уже личное дело каждого.

Источник

Оцените статью