Гитара как у башлачева
17 февраля 1988 года погиб Александр Башлачев. Из окна восьмого этажа он шагнул в вечность, оставив своим поклонникам песни, которые тектоническим разломом выделяются среди равнины русской рок-музыки.
Башлачев сам не понимал, насколько он одарен. То, что поражало его окружающих, для него было совершенно естественным. У него было редкое языковое чутье, которое проявлялось уже в детстве. Саша очень рано научился читать, хотя никто его этому специально не учил, не зная английского языка, переводил англоязычные тексты, хорошо читал по-польски. Природной языковое чутье редко его подводило, по корням слов он легко угадывал их значение и бегло переводил тексты зарубежных групп. Именно из-за хорошего чувства языка Башлачев успешно работал в газете «с поэтическим названием «Коммунист». Писал полные метафор тексты на производственную тематику.
2. Музыкальный слух
У Башлачева был уникальный музыкальный слух. Александр Измайлов, с которым СашБаш учился в институте, вспоминал, что Башлачев, который никогда до этого не играл на фортепиано, просто сел и начал на слух подбирать аккорды, он чувствовал музыку каким-то внутренним чутьем. Мать музыканта вспоминала, что в детстве Саша говорил ей, что больше всего сочувствует тем детям, которых насильно водят в музыкальную школу, поэтому она не повела его учиться музыке. Поразительно, но Башлачев умел извлекать музыку даже из простой папиросы, на которой он играл как на губной гармошке, а также мастерски играл на двуручной пиле.
Был ли Башлачев рок-музыкантом? Формально — по кругу общения — да, но стихи Башлачева все-таки ближе к поэзии, чем к рок-н-ролльным текстовкам. Музыкальная составляющая песен Башлачева не отличается виртуозностью исполнения. Скорее это бешеная, первобытная энергетика, камлание и безудержный напор. Современники как один вспоминают, как Башлачев разбивал руки в кровь о струны, пел с пеной у рта, забываясь и уходя в некое экстатическое состояние. Стихи Башлачева уходят своими корнями в русскую народную поэзию, они лежат в области поэтической традиции русского Севера. По воспоминаниям, когда Башлачев писал тексты, он часто даже не прописывал слова, писал только начальные буквы, поэтическая стихия рвалась из него сплошным потоком, СашБаш только направлял её в русло ритма. По мнению Бориса Гребенщикова, Бог дал Башлачеву «много и сразу». Справиться с такой ношей было непросто.
«Большая музыкальная карьера» Башлачева началась в сентябре 1984 года, когда Леонид Парфенов привез в Череповец Артемия Троицкого. Башлачев Троицкого поразил. Он сразу же пообещал организовать концерты в Москве и Питере. Через пару недель Башлачев приехал в Москву и закружился в череде «квартирников». Кроме выступлений перед рок-братией, Башлачев отметился также у Александра Градского и Аллы Пугачевой. С Градским «не срослось», хотя именитый музыкант признал за Башлачевым несомненный талант, отметив филигранность текстов. Пугачевой Башлачев понравился, она даже позвала послушать «череповецкого мальчишку» режиссера Марка Захарова, жившего этажом ниже.
Башлачев произвел на столичную публику неизгладимый эффект. Все признавали за ним несомненную гениальность. Возможно, это Башлачева и надломило. Он не был готов к такому призванию, к восхищению и «заглядыванию в рот». Пока он кружился в свистопляске концертов, посиделок «за стаканом» (в разных смыслах), его поэтический талант все меньше стал пробиваться наружу. Его это угнетало. Он говорил про постоянную внутреннюю работу, которая не находит выхода на бумаге. Песни писались все реже, Башлачев стал болезненно реагировать, когда его спрашивали о творчестве. Слава свалилась на него неожиданно. Он оказался в одном кругу с «небожителями», о встрече с которыми мог только мечтать. Постоянное бытовое неустройство, бесприютность только подчеркивали диссонанс между признанием и суровой реальностью.
В орбиту Башлачева заносило разных людей. Некоторые из них были откровенно деструктивными. К такому типу можно отнести Ирину Линник. Внучка физика-академика Владимира Линника, Ирина занималась научной работой, геологией, но продолжалось это недолго. В 1980-1990-х годах Линник принимала активное участие в тусовке ленинградских рок-музыкантов. На её даче в Комарово бывали многие известные рокеры, в том числе Борис Гребенщиков, Всеволод Гаккель, Святослав Задерий, Константин Кинчев. По воспоминаниям современников, помимо места для концертов и ночёвок, Линник предоставляла гостям различного рода галлюциногенные вещества — «грибочки», «травку». Тем и жила.
С октября 1986 года Башлачёву негде было жить и он переехал на дачу Ирины. Как вспоминает Анастасия Рахлина: «Я туда приезжаю. Они сидят. Какой-то чувак с буддийскими колокольчиками… Ирина играет на пиле. Саня сидит со специально расстроенной гитарой, и они камлают таким образом. При этом зима, люди спать ложатся на рассвете, а просыпаются, когда солнце уже зашло. Недолго и чокнуться… Его там накрыло будьте-нате». Долго Башлачев на даче Линник не прожил, но Константин Кинчев вспоминал, что в тот период СашБаш сильно изменился, постоянные злоупотребления сказались на нем не лучшим образом. Из окна он выпрыгнул через год.
Ирина Линник сыграла свою роль в биографии ещё одного русского рок-музыканта. В 1992 году её чуть не убил лидер группы «Ноль» Фёдор Чистяков, у которого она даже снималась в клипе «Настоящему индейцу». Своё нападение музыкант объяснял тем, что Ирина — ведьма. В итоге Чистяков загремел в сумасшедший дом, а после стал Свидетелем Иеговы. Ирина не успокоилась до сих пор. Четыре года назад ФСКН собрало богатый урожай на её участке в Комарово — 1247 кустов конопли.
Было в Питере культовое место — «Камчатка». Котельная, через которую прошли лучшие кадры русского рока. Здесь работал Цой, основатель «Алисы» Слава Задерий. Сюда захаживал БГ, Кинчев, Сергей Курехин. Числился кочегаром здесь и Александр Башлачев. Работал Башлачов, по большей части, формально. В то время ещё была в силе статья за тунеядство, запись в трудовой уберегала от неприятностей с представителями закона. Однажды Башлачев все же решил поработать, захотел стать «настоящим кочегаром». Как раз ударили морозы, Башлачеву пришлось серьезно «попахать». Когда пришли сменщики, СашБаш сидел замученный и сказал: «Я не кочегар, я просто сумасшедший поэт».
7. Последний полет
16 февраля СашБаш был у Вячеслава Егорова. Когда он уходил, то на обычное «пока» ответил: «Я не прощаюсь». 17 февраля он должен был сниматься в фильме «Город». Съемочная группа уже снимала один из планов сцены с Башлачевым, дублер СашБаша сидел спиной к камере, когда на площадку пришла Марьяна Цой и сказала: «Не ждите». Александр Башлачев выпрыгнул из окна восьмого этажа. Судя по расстоянию от стены дома, это был именно прыжок. При жизни Башлачев не раз говорил, что хотел стать ветром. СашБаш был похоронен под Ленинградом на Ковалевском кладбище: 3 квартал, 3 участок. Похороны организовывала Марьяна Цой. На кладбище, несмотря на большое количество народа, стояла звенящая тишина. Не было рыданий и традиционных речей. На гроб положили гитару. По иронии судьбы, это была не гитара Башлачева, свою он отдал в ремонт. Комья земли упали на струны, гитара запела и замолкла. Уже навсегда. О смерти Башлачева сообщила «Русская служба Би-Би-Си». Отечественная пресса молчала.
Источник
Истории «луначарок» Башлачева
В прошлом номере мы рассказывали, что в Череповце состоялось торжественное открытие интерактивного музея, посвященного жизни и творчеству нашего земляка, музыканта, рок-поэта Александра Башлачева. Он разместился в здании филармонии. Сегодня поделимся подробностями о ключевом элементе экспозиции.
Как рассказали «Голосу Череповца» близкие музыканта, всего за период активной творческой и концертной деятельности у Александра было три гитары. Все они были двенадцатиструнными, выпущенными на фабрике музыкальных инструментов имени А.В. Луначарского. Проясним: все три гитары внешне выглядели абсолютно одинаково; разница была только в дате выпуска, так что отличить один инструмент от другого смогут лишь специалисты.
Итак, первую «луначарку» Александр приобрел в мае 1984 года, когда вместе со своим товарищем, ныне известным журналистом и блогером Леонидом Парфеновым ездил на II фестиваль Ленинградского рок-клуба, проходивший в Ленинградском межсоюзном доме самодеятельного творчества. На этой, купленной тогда двенадцатиструнке, он и играл до января 1986 года.
Теперь «луначарка» Башлачева, после долгих скитаний, занимает постоянное место в экспозиции нового музея, посвященному поэту.
В январе 1986-го Башлачев гостил в Переделкино у поэта Андрея Вознесенского, вместе с музыкальным критиком Артемием Троицким. В процессе посиделок гитару нечаянно уронили на пол, она получила серьезное повреждение и ремонту уже не подлежала. Однако Александр все равно забрал ее и отвез к своему другу Вячеславу Егорову — на тот момент звукорежиссеру группы «Аквариум» — в Ленинград. Дальнейшая судьба этой гитары неизвестна.
В том же январе Андрей Вознесенский помог Александру с покупкой новой гитары. Именно ее вы можете встретить в руках у музыканта при просмотре известной архивной видеозаписи «квартирника» у Бориса Гребенщикова (май 1986 г.), а также на записи концерта в ДК Ильича (май 1987 г.).
На этой гитаре он играл до октября 1987 года. К тому времени гитара перестала держать строй, у нее появились проблемы с колками: инструмент пришел в негодность. Перед своим отъездом из Ленинграда в Свердловск поэт заглянул в Малый драматический театр (с 1998 года — Театр Европы) к режиссеру Роману Смирнову и заодно поделился с ним, что гитара совсем стала плоха. А у Смирнова на тот момент была точно такая же «луначарка», но в хорошем состоянии, и он предложил Башлачеву обмен, сказав: «Я все равно свою сдаю в театр, так что давай ты заберешь мою, а твою мы оставим здесь — спишем, и все». Александр согласился на обмен. На этой гитаре он и играл до своей смерти в феврале 1988 года. И именно она была погребена с музыкантом при церемонии захоронения.
По прошествии нескольких лет с момента гибели музыканта, уже в начале 90-х, режиссер Смирнов приехал в театр и попросил вынести все имеющиеся гитары, желая найти ту, которую когда-то выменял у Александра. Ему выставили в ряд несколько разных гитар, но той самой среди них не было. И тут одна из сотрудниц вспомнила, что у них есть еще одна, довольно старая и видавшая виды, гитара. Да, это оказалась она. Через некоторое время гитара была передана в семью поэта. Сейчас она занимает достойное место в новом интерактивном музее Башлачева.
Источник
10 фактов об Александре Башлачеве
Александр Башлачев, трагический символ целого поколения, которое Гребенщиков назвал «поколением дворников и сторожей», написал всего около 70 стихотворений. Но этого оказалось достаточно, чтобы за надрывность и образность поэзии его сравнивали с Есениным и Высоцким. Башлачев ушел из жизни ранним утром, выбросившись из окна ленинградской многоэтажки. Устав от жизни, устав от ее неправедности, которую чувствовал каждым своим обнаженным нервом, как-то сказав, «поэты в миру после строк ставят знак кровоточия»…
Вспомним несколько фактов из жизни поэта.
1. Александр Башлачев родился в Череповце 27 мая 1960 года в семье начальника участка завода и преподавательницы химии. В возрасте четырех лет умел перемножать большие цифры. В своем классе, где было около 40 человек, Башлачев выпускал альманах. Обожал Есенина и Высоцкого. В 7-м классе заявил классной руководительнице, что мечтает стать журналистом. В 10-м классе научился играть на гитаре.
2. Проработав год после школы художником в одном из домов культуры, Башлачев поступил на факультет журналистики Уральского госуниверситета. Местный факультет журналистики считался третьим по силе в стране после МГУ и Ленинградского госуниверситета. Однокурсники поражались способности Башлачева, изучавшего немецкий язык, «слышать» другие языки. Смысл английских слов он понимал по их звучанию, переводил с английского, не зная его. Как вспоминают друзья, он очень тонко чувствовал слог, звучание слов, интонации. Башлачев разработал свою структуру стиха, согласно которой каждое слово должно плавно вытекать из предыдущего, а строки в первую очередь должны соотноситься не по рифме, а по смыслу.
3. Учась в Свердловске, Башлачев большую часть учебного года проводил в родном Череповце. Писал тексты для местной группы «Рок-сентябрь». Эта команда стала лауреатом конкурса, организованного «Комсомольской правдой». По признанию друзей, Саша не интересовался политикой, лекции посещал крайне редко, проводя время в небольшой комнатке в помещении факультета, которую ему выделили как университетскому художнику. Друзья называли его СашБаш.
4. Песни Башлачев начал сочинять в 1983 году, когда закончил университет. Он вернулся в родной Череповец, начав работать в местной газете «Коммунист». По иронии судьбы, поэт и музыкант попал на работу не в отдел культуры, как хотел, а в скучный партийный отдел газеты. В 1984 году на квартире ныне известного журналиста Леонида Парфенова, сверстника, друга и земляка Башлачева, состоялось знакомство последнего с известным музыкальным критиком Артемием Троицким.
«Хотя словами этого действительно не выразишь, мне посчастливилось стать одним из первых слушателей Башлачева, и впечатление было абсолютно ошеломляющим, сродни прикосновению к чему-то магическому и запредельному», — писал Троицкий в предисловии к книге стихотворений Башлачева «Как по лезвию», вышедшей в Москве в 2005 году.
Троицкий предложил Башлачеву переехать в Москву.
5. Башлачев начал вести жизнь трубадура, бродячего певца и поэта, скитавшегося по российским городам и весям, останавливаясь на ночлег в квартирах знакомых. Не имея возможности пробиться на сцену, давал квартирники — концерты на квартирах, в которые набивались десятки людей. Он абсолютно не хотел продвигаться в каком-то профессиональном плане, хотя с точки поэтического дара был «на несколько этажей» выше тогдашних рокеров. Он говорил, что песни и стихи приходят к нему свыше, осеняя его. Во время выступлений его пальцы часто были в крови, настолько Башлачев «выворачивал» себя, поражая слушателей своей исповедальностью.
«Столкновение с человеком, в котором от природы есть дар и который умеет им пользоваться производит впечатление, будто заглянул в печку горящую. Этот внутренний жар, захлебывающийся поток всегда действует сильно на кого бы то ни было, не может не действовать. Этот самый дар, Божий дар, есть у всех, просто один из ста тысяч доводит его до ума», — говорил о нем Борис Гребенщиков.
6. Один из своих квартирников Александр дал на квартире Аллы Пугачевой. Потом, приезжая в Череповец, показывал знакомым оборот обложки своего паспорта, где, по его словам, рукой примадонны были нарисованы сердце и капля крови. Поэтический дар Башлачева высоко оценили Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко. Последний с восторгом отозвался о Башлачеве в своей «Антологии русской поэзии», которая с большим успехом печаталась в конце 1980-х годов в популярном в те годы журнале «Огонек».
7. В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в аудитории Ленинградского медицинского училища. Кустарная запись этого концерта была издана под названием «Кочегарка». В 1985 году Башлачев вступил в легендарный ленинградский рок-клуб, а в 1986 году устроился на работу в не менее знаменитую котельную «Камчатка», где в свое время работал Виктор Цой. Голос Башлачева был хронически сорван из-за постоянных выступлений на квартирниках.
8. Любимой группой Александра Башлачева была The Doors. Ее лидер Джим Моррисон, гениальный американский поэт, так же как и Башлачев ушел из жизни в 27 лет.
9. Самой знаменитой композицией Башлачева считается «Время колокольчиков». На концертах перед знакомыми и случайными людьми он выступал с браслетом из колокольчиков на руке и тремя колокольчиками на груди. Подавляющее большинство своих стихов и песен Башлачев создал менее чем за два года — с лета 1984 по весну 1986 года. Перед смертью практически не писал. А лишь перерабатывал свои старые песни. Незадолго до смерти снялся в культовом фильме «Рок» режиссера Алексея Учителя, но затем попросил вырезать все сцены со своим участием.
10. Утром 17 февраля 1988 года он открыл створку окна в доме 23 по улице Кузнецова в Ленинграде и шагнул в вечность. Похоронен Александр Башлачев на Ковалевском кладбище Северной столицы. На гроб в землю положили его гитару. Уже после гибели у него родился сын Егор.
Источник