Гитара как у пасториуса

Jaco Pastorius — гений безладового баса

Роль случая в историях обнаружения склонности и даже таланта к чему либо — дело распространённое. Как часто мы сами по воле случая открываем в себе нечто новое? Так и Джако Пасториус (Джон Фрэнсис Энтони Пасториус Третий), будучи уже в 15 лет барабанщиком в одном музыкальном коллективе во Флориде, переключился на бас-гитару по самой тривиальной причине: в группу пришёл более опытный музыкант и сел за ударную установку, а басист, как раз, ушёл. Джако, воспользовавшись освободившимся местом, стал играть в группе на бас-гитаре. Казалось бы — типичный рабочий момент, коих случается тысячи за творческую деятельность музыкального коллектива, но в данном случае именно эта перемена стала судьбоносной в жизни не только Джако Пасториуса, но и всего музыкального мира второй половины 20 века.

Многие считают Джако Пасториуса основоположником современных принципов игры на бас-гитаре. То, что показал он, теперь успешно используют тысячи басистов по всему миру. Как точно заметил один из коллег по цеху: «Джако открыл дверь и мы все в неё вошли».
И это при том, что 90% современных бас-гитаристов играют на классических бас-гитарах, оснащённых ладовыми порожками, в то время как Пасториус продемонстрировал миру виртуозную игру именно на безладовой бас-гитаре, не говоря уже о том, что, по большому счёту, именно он является одним из создателей безладовой бас-гитары.

Из барабанщиков в басисты

Овладев к 15 годам игрой не только на ударных, чему его обучил отец-джазмен Джек Пасториус, но также и на гитаре, клавишных и даже саксофоне, он, тем не менее, не отдавал особого предпочтения чему-либо одному. Выбор за него сделал случай.
Младший брат Джако примерно так оценивал его уровень мастерства тех лет: «Когда ему исполнилось 16, он был, наверное, лучшим бас-гитаристом в Южной Флориде. Когда ему исполнилось 17, он, определённо, был лучшим басистом во всем штате».

Читайте также:  Лидия раздобарина пчелка ноты

Спустя несколько лет успехи молодого человека заметили Джо Завинул (пианист) и Уэйн Шортер (саксофонист) основатели джаз-фьюжн группы «Weather Report». Вернее, Джако Пасториус сам рассказал им о себе, после их очередного концерта. Он добился встречи с Завинулом и стал напрашиваться в группу басистом, уверяя, что он — лучший бас-гитарист в мире. Джо Завинул прогнал крепким словом наглого мальчишку, но, спустя время, демо-запись юного наглеца всё-таки послушал. В конечном итоге Завинул пригласил Джако в свою группу. И хотя «Weather Report» на тот момент была уже весьма популярна, Завинул неоднократно говорил, что это была популярность на уровне университетских кампусов. С приходом Пасториуса они вышли на иной уровень, приобретя поклонников во всём мире. И причина тому одна — Джако Пасториус, без преувеличения, виртуозный бас-гитарист.

После «Weather Report» у Джако был собственный коллектив — биг-бэнд «Word of Mouth», с которым он гастролировал по США и Японии. Сольные альбомы Пасториус начал записывать с 1976 года. Были альбомы с певицей Джони Митчелл и с другими известными джазовыми и рок-музыкантами.

Безладовая гитара — хаос или гармония

После 50-х годов музыканты получили возможность активно гастролировать посредством автомобильного, железнодорожного, авиатранспорта, что, конечно же, способствовало распространению музыки. Во второй половине 20 века стало очевидно, что музыка теперь не удел избранных. Но вовлечение в музыкальное пространство огромного числа новых слушателей по всему миру запустило аналогичный процесс и внутри самих музыкальных коллективов. В то же время, контрабас — основной басовый инструмент в музыкальных группах до бас гитары, стал инструментом, скорее, камерным, чем концертным. Почему? Да потому, что контрабас не только громоздок и не мобилен, его звук сложно усилить аппаратурой на больших концертах, но он ещё и требует специального многолетнего трудоёмкого обучения. Для того же, чтобы отвечать возникшим потребностям популярной музыки, с её бешеным темпом жизни и геомасштабом, нужны были музыканты и инструменты, которые были бы столь же мобильны, столь же динамичны, музыка на которых была бы столь же легко воспроизводима, как и сама эта новая музыкальная индустрия. Так, совершенно закономерно, на смену контрабасу пришла бас-гитара.
Первая профессиональная бас-гитара была произведена и выпущена в массы предпринимателем Лео Фендером (Leo Fender) в 1951 году. До этого было несколько попыток создать бас-гитару в производственных масштабах, но все они оказались неудачны. Бас-гитара Фендера музыкальным сообществом всего мира была встречена на «Ура!». И до сих пор, когда говорят «бас-фендер», имеют в виду тот самый первый классический вариант бас-гитары.
Появление бас-гитары, несомненно, стало прорывом для джаза и рока. Она в прямом смысле облегчила жизнь музыкантов, а также сделала более гармоничным и лёгким по воспроизведению звуков за счёт наличия ладов на грифе. Так считало большинство. Но только не Джако Пасториус, выведший на пьедестал именно безладовую бас-гитару.

Читайте также:  Ноты до частота гц одного тона
Как появилась безладовая бас-гитара

Первый безладовый бас был создан в 1961 году Биллом Уаймэном (Bill Wyman, «The Rolling Stones»). Билл хотел улучшить свою первую бас-гитару с износившимися ладами, удалил у неё все порожки, опробовал звук без ладов и нашёл его очень интересным, поэтому новые порожки ставить не стал и тем самым получил первый безладовый бас. Аналогично поступил и Джако Пасториус, который, спустя несколько лет после эксперимента Билла Уаймэна, взял свой отнюдь недешёвый фендер-бас и также удалил у него все лады. Кто знает, но вполне возможно, что если бы не популярность, которую снискал безладовый бас в руках Джако Пасториуса, массовое производство безладовых басов так и не началось бы.

По всей видимости, бунтарская натура Пасториуса, не терпящая ограничений, тем более ограничений, касающихся музыкального самовыражения, стало следствием выбора им гитары безладовой, то есть баса без рамок и ограничений.
Выбрав игру на безладовом инструменте, Пасториус стал восприемником старой школы, отдающей предпочтение контрабасу, но присовокупил все преимущества новой, бас-гитарной специфики. В личности Джако мы наблюдаем удивительный синтез нового и старого времен, и этот синтез по сути то, что имеет нынешняя басовая школа в плане звучания. Джако Пасториус своей неповторимой игрой открыл многим и многим двери в мир музыки.

Трагедия гения

Дальнейшая судьба Джако сложилась почти стандартно для музыкантов того времени. После 1984 года Пасториус, впав в нарко- и алкозависмость, буквально оказался на улице в положении бомжа. Музыкальное сообщество отвернулось от него. В 1987 году он умер нищим, не выходя из комы после травм, полученных в драке с «вышибалой» в одном из клубов в Форт-Лодердейле.
В 2011 году журнал Rolling Stone назвал Джако Пасториуса одним из лучших бас-гитаристов всех времен. Так, настоящее мировое признание пришло к нему после смерти, звершив тем самым, такую же закономерную трагедию гения.

Источник

Jaco Pastorius — Школа игры на бас-гитаре

Опубликовано: 2016-02-06 / Автор: Сергей Хмарук

Представляем вам сегодня один из самых известных и популярных обучающих видеофильмов «Modern Electric Bass» с не менее известным бас-гитаристом Джако Пасториусом. В этом видео он показывает правильную технику и методы игры на бас-гитаре, сделавшие его очень влиятельным басистом всех времен и народов.

Jaco Pastorius (Джако Пасториус)

Фильм снят как интервью Пасториуса с басистом Jerry Jemmott, где Джако повествует о технике игры и своем инструменте. В конце фильма небольшой джем с приглашенным гитаристом John Scofield и барабанщиком Kenwood Dennard.

Эта школа игры на бас-гитаре была выпущена в 1985 году, но тем не менее не потеряла сегодня своей актуальности. Продолжительность видео 1 ч. 25 мин. в качестве 480p. Видеошкола «Modern Electric Bass» обязательна к просмотру всем бас-гитаристам!

Похожие статьи на эту тему:

Комментариев к сатье: 4

Я за Вас голосовала! Раньше пыталась научиться играть на гитаре, было жгучее желание, потом как-то времени не стало, появился ребенок и совсем забросила, может быть теперь воспользуюсь видеоуроками которые Вы предлагаете!

Я тоже за Вас голосовала! Очень понравился дизайн и название Вашего сайта. Гитара — мой самый любимый музыкальный инструмент, но обучение давалось мне как-то не очень к сожалению… Думаю с помощью Ваших видеоуроков я все-таки научусь играть на это инструменте.

Спасибо Вам Ольга большое! Честно говоря, я даже и не ожидал, что так хорошо меня поддержат однокурсники!
Постараюсь сделать все для Вас, чтобы Вы смогли освоить этот замечательный инструмент!

Это пожалуй одна из лучших школ для басистов

Источник

Sevastopol Jazz

Пасториус Жако

Жако Пасториус (Jaco Pastorius) — влиятельный американский джазовый музыкант, композитор и бас-гитарист. Стиль игры Пасториуса «был примечателен его игрой сложных соло в высоком регистре и качеством «пения», которое он достигал на своем безладовом басу. Его множественные нововведения на электрическом басу включали использование гармоник.

Пасториус страдал от психического заболевания, включая вещества, связанные расстройства, и ему был поставлен диагноз биполярное расстройство в 1982 году. Он умер в 1987 году в возрасте 35 лет после ссоры с дракой в баре Форт-Лодердейл.

Jaco Pastorius был введен в Зал славы Down Beat Jazz Hall в 1988 году. В настоящее время он один изчетырёх басистов, удостоенным такой чести (и единственный электрический бас-гитарист).

Биография

Джон Фрэнсис Энтони Пасториус III (John Francis Anthony Пасториус III) родился 1 декабря 1951 в Норристаун, штат Пенсильвания, США. Его отцом был Джек Пасториус (певец и барабанщик биг-бенда), а мать Стефани Кэтрин Хапала Пасториус. Он был первым из трех детей, по происхождению финско- немецко-шведско-ирландского. Вскоре после его рождения семья переехала в Окленд-Парк, штат Флорида, (возле Форт-Лодердейл). Pastorius прошел начальную и среднюю школу в католической школе Св. Климента в Wilton Manors, и он был алтарником в соседней церкви. В эти годы ему наиболее нравилось рисование.

Жако Пасториус сформировал свою первую группу под названием The Sonics (не путать с группой из Сиэтла с тем же названием) вместе с Джоном Капуто (John Caputo) и Дином Ноэлем (Dean Noel). Он пошел в школу Northeast High в Окленд-Парк, где был талантливым спортсменом в футболе, баскетболе и бейсболе. В раннем возрасте Жако начал подбирать музыку. Он взял имя «Энтони» в подтверждение.

Жако любит бейсбол и часто смотрел его с отцом. Прозвище Жако было трансформировано из имени известного судьи Жоко Конлана (Jocko Conlan), Пасториус лишь изменил в нём одну букву. Поскольку пианист Алекс Дарку (Alex Darqui), француз, подсказал, что по-французски так более правильно. У него было также другое прозвище – «Маугли», данное младшим братом Грэгори из-за неуёмной энергии Жако. Пасториус позже основал свою музыкальную издательскую компанию Mowgli Music, отразив в её названии своё детское прозвище. В 1973 году он был преподавателем в Frost School of Music в Майами.

Музыкальная карьера

Жако Пасториус начал, следуя по стопам своего отца Джека, играть на барабанах, однако он повредил запястье при игре в футбол в возрасте 13 лет. Травма была достаточно серьезной, и, хотя проводились корректирующие операции, в конечном счете играть на барабанах он не смог. В то время он играл с местной группой Las Olas Brass, а так как бас-гитарист Дэвид Ньюбауэр (David Neubauer), решил покинуть группу, Жако взял электрическую бас-гитару из местного магазина за 15$ и начал учиться играть. Барабанщиком группы стал Рич Фрэнкс (Rich Franks).

В 1968-1969 гг Пасториус начал ценить джаз и наскреб достаточно денег, чтобы купить контрабас. Его глубокий, мягкий тон нравился ему, хотя и напряг финансово. Пасториус не смог сохранить инструмент в сохранности, чему он приписывал влажность своем доме во Флориде, в сочетании с смещением акцента своих интересов на R & B музыку. Вслед за развитием трещины в корпусе контрабаса, он, наконец, обменял его на бас-гитару Fender Jazz Bass.

Именно с этого времени и с этой бас-гитары началась карьера Жако Пасториуса как бас-гитариста.

Первый реальный успех пришел к Пасториусу, когда он получил место в группе CC Riders Уэйна Кокрена (Wayne Cochran). Он также играл на различных местных R & B и джазовых записях в течение этого времени, таких как Little Beaver, квинтет Айры Салливана (Ira Sullivan) и Woodchuck. В 1974 году он начал играть со своим другом и будущим известным джазовым гитаристом Пэтом Меттени (Pat Metheny). Они записывались вместе, сначала с Полом Блей (Paul Bley) в качестве лидера и Брюсом Дитмасом (Bruce Ditmas) на барабанах, а затем с барабанщиком Бобом Мозесом (Bob Moses). Metheny и Pastorius записали в трио альбом с Мозесом на лейбле ECM, озаглавленный Bright Size Life.

Дебютный альбом

В 1975 году Жако Пасториус был введен в группу Blood, Sweat & Tears барабанщиком Бобби Коломби (Bobby Colomby), которому был дан зеленый свет на Columbia Records, чтобы найти «новые таланты» для их «джазовой дивизии». Первым альбом Пасториуса стал одноименный Jaco Pastorius (1976), альбом-прорыв для баса. Многие считают этот альбом лучшим «басовым» в истории. Он взорвал джазовую сцену и получил широкое признание критиков. В записи альбома также участвовали ряд тяжеловесов джазового сообщества того времени, по существу, звездная группа, в том числе Херби Хэнкок (Herbie Hancock), Уэйн Шортер (Wayne Shorter), Дэвид Сэнборн (David Sanborn), Лени Уайт (Lenny White), Дон Эллис (Don Alias), Майкл Брекер (Michael Brecker) и другие. Даже легендарные R & B певцы Sam & Dave воссоединились, чтобы появиться на трек Come On, Come Over.

Weather Report

Во время записи сольного альбома Жако Пасториус познакомился с клавишником Джозефом Завинулом в Майами, где играла группа Завинула Weather Report. По словам Завинула, Жако подошел к нему однажды ночью после концерта и, говоря о выступлении, сказал, что все было в порядке, но он ожидал большего. Затем Пасториус представился Завинулу, добавив, что он наилучший бас-гитарист в мире. Джозеф Завинул сказал ему: «Убирайся отсюда». По книге автора Milkowski, в тот же вечер, Пасториус напомнил Завинулу себя, когда он был «дерзким молодым человеком» в группе Кэннобола Эддерли (Cannonball Adderley). Завинул попросил демо-кассету Жако и таким образом начал переписку между ними. Pastorius присоединился к Weather Report во время записи на черном рынке, и он стал важной частью группы в силу уникальных свойств бас-гитариста, его навыков как композитора и его буйных зрелищ на сцене.

Гостевые альбомы

Пасториус был гостем на многих альбомах других артистов, как, например, в 1976 году Mott the Hoople fame Йена Хантера (Ian Hunter), на All American Alien Boy, который снова показал David Sanborn, а также Эйнсли Данбара (Aynsley Dunbar). Другие записи включены альбом Hejira Джонни Митчелл (Joni Mitchell) и сольный альбом Эла Ди Меола (Al Di Meola), оба выпущены в 1976 году. Вскоре после этого бас-гитарист Альфонсо Джонсон (Alphonso Johnson) оставил Weather Report чтобы основать свою собственную группу. Завинул пригласил Жако Пасториуса присоединиться к группе, где он и играл вместе с Джо и Уэйном Шортером до 1983 года. За время работы с Weather Report, Pastorius оставил свой неизгладимый след в джазовой музыке, в частности, будучи показан на одном из самых популярных джазовых альбомов всех времен, номинированный на премию Грэмми Heavy Weather. Пасториус не только играет на басу в этом альбоме и является автором песен, но он также был со-продюсером с Джо Завинул и даже играл на барабанах на композиции собственного сочинения «Teen Town».

В ходе своей музыкальной карьеры Пасториус играл на десятках сессий записи других музыкантов, причём не только в джазовых кругах. Некоторые из его наиболее заметных, высоко ценимых альбомов с известной певицей и автором песен Джонни Митчелл: Hejira (1976), Don Juan’s Reckless Daughter (1977), Mingus (1979) и живой альбом Shadows and Light (1980). Его влияние было самым доминирующим в Don Juan’s Reckless Daughter, и многие из песен на этом альбоме, кажется, состоят полностью из мелодичного вдохновенного баса. Также достойно упоминания его сотрудничество с важными джаза фигурами Флорой Пурим (Flora Purim) и Аирто Морейрой (Airto Морейра). Пасториуса можно услышать на релизе Морейры 1977 года I’m Fine, How Are You? Его фирменный звук явно слышен в 1978 релизе Пурим Everyday Everynight, на котором он играл на басу мелодии в композиции Мишеля Коломбье (Michel Colombier) под названием Hope, и исполнил басовые и вокальные партии в одной из собственных композиций Las Olas.

Ближе к концу своей карьеры, Жако был гостем на релизах джазовых исполнителей, таких как гитарист Майк Стерн (Mike Stern), гитарист Бирели Лагрене (Bireli Lagrene) и барабанщик Брайан Мелвин (Brian Melvin). В 1985 году он записал обучающее видео, Современный электрический бас (Modern Electric Bass), при участии известного басиста Джерри Джемотта (Jerry Jemmott).

Проекты

Пасториус и Weather Report расстались в начале 1981 года, и Жако начал реализовывать свою заинтересованность в создании большого сольного проекта — группы под названием Word of Mouth, которая нашла свой дебютный слух в своём втором сольном релизе Word of Mouth. Этот альбом 1981-го также знаменит появлением в качестве гостей нескольких уважаемых джазовых музыкантов: Херби Хэнкок, Уэйн Шортер и Питер Эрскин (Peter Erskine), губной гармонист Тутс Тилеманс (Toots Thielemans) и Хьюберт Лоуз (Hubert Laws). Альбом проявил композиторский талант Пасториуса, наряду с успехами его инструментального исполнения. Он также продемонстрировал свои навыки в продюсировании и его способность справляться с материально-техническим обеспечение проекта, который был записан не только на обоих побережьях Соединенных Штатов, но и за рубежом: он записал партию Тилеманса в Бельгии.

На его 30-летие, 1 декабря 1981 года, состоялась вечеринка в клубе в Форт-Лодердейл, с участием некоторых музыкантов из его проекта Word of Mouth, и других заслуживающие внимания музыкантов, которые включали Дона Элиаса и Майкла Бреккера. Мероприятие было записано другом и инженером Питером Йенилосом, и должно было стать подарком на день рождения. Концерт остался неизданныи до 1995 года.

Жако гастролировал в 1982 году, свингуя по Японии. И именно в это время впервые появились странные рассказы об ухудшения поведения Пасториуса. Он обрил голову, окрасил лицо черным и бросил свой бас в Hiroshima Bay. Этот тур был выпущен в Японии под названием Twins I и II Twins и собран для американского релиза, который известен как Invitation.

В 1982 году Пасториус записал третий сольный альбом, который завёл его так далеко, как некоторые неполированный демо-кассеты, озаглавленный Holiday for Pans (Праздник для кастрюли), который в очередной раз продемонстрировал его как композитора и продюсера, а не исполнителя. Жако Пасториус не играл партии бас-гитары на этом альбоме. Он не смог найти дистрибьютора для альбома, и альбом не был выпущен, однако с тех пор широко разошёлся нелегально. В 2003 году сокращение от Holiday for Pans, под названием Good Morning Anya была включен в антологию Rhino Records ‘Jazz Punk.

Проблемы с поведением и со здоровьем

Пасториусу был поставлен диагноз биполярное расстройство, ранее известное как маниакальная депрессия. Жако проявлял многочисленные особенности состояния задолго до первоначального диагноза, хотя они были слишком мягкими, чтобы диагностировать в то время как психическое заболевание, скорее рассматривались как эксцентричность или недостатки характера. Это состояние на его ранних стадиях, вероятно, внесло свой вклад в успех Пасториуса как музыканта. Гипомания, циклические пики в настроении, которые отличают биполярное расстройство с униполярной депрессией, были связаны с повышенной способностью к творчеству. Друзья и семья признавали впоследствии, что эти взлёты играли важную роль в его стремления к созданию музыки.

В начале своей карьеры Жако Пасториус избегал алкоголя и наркотиков, но все чаще стал их употребляют, находясь в Weather Report. Злоупотребление алкоголем в конечном итоге усугубляет психические проблемы Пасториуса, что приводило к более неустойчивой, а иногда и анти-социальному поведению. В конце 1982 года после тура по Японии с Word of Mouth, в котором его странное поведение стало источником серьёзного беспокойства для членов его группы. Отец барабанщика Питер Эрскина, доктор Фред Эрскин, предположил, что Pastorius демонстрирует признаки состоянии и, по возвращении из тура, жена Пасториуса, Ингрид, поместила Жако в больницу Святого Креста в рамках Закона Флориды о психическом здоровье. Там была проведена диагностика и был назначен литий, чтобы стабилизировать егонастроение.

К 1986 году здоровье Пасториуса еще более ухудшилось. Он выселился из своей нью-йоркской квартире и начал жить на улице. В июле 1986 года после вмешательства его тогда уже экс-жены Ингрид с помощью его брата Грэгори, он был принят в Bellevue Hospital в Нью-Йорк , где ему был назначен уже Tegretol в дополнение к литию. Он вернулся в Форт-Лодердейле в декабре того же года, снова жил на улицах в течение многих недель.

Смерть

Пробравшись на сцену концерта Карлоса Сантаны (Carlos Santana) 11 сентября 1987 года, и будучи выброшенным из помещения, Пасториус пробрался в клуб Midnight Bottle Club в Wilton Manors, Флорида. После того, как он ударил ногой в стеклянную дверь и получил отказ на вход в клуб, он вступил в конфронтацию с вышибалой клуба Люком Хэвеном. Силы были неравны и Жако Пасториус был госпитализирован с несколькими переломами костей лица и травмами правого глаза и левой руки. Он впал в кому и был поставлен на жизнеобеспечение.

Вначале обнадеживающие признаки того, что он выйдет из комы и восстановится, вскоре исчезли. Обширное кровоизлияние в мозг через несколько дней привело к смерти мозга. Жако Пасториус умер 21 сентября 1987 года в возрасте 35 лет, в Генеральном медицинском центре Broward в Форт-Лодердейле, и был похоронен на кладбище Богоматери Царицы Небесной в Северном Лодердейл. После смерти Пасториуса, Хэвену было предъявлено обвинение в убийстве второй степени, но позже он признал себя виновным в непредумышленном убийстве. Поскольку он не имел судимостей, Люк Хэвен был приговорен к 22 месяцам тюремного заключения и пяти годам условно. Он был освобожден после четырех месяцев пребывания в тюрьме за хорошее поведение.

У Жако Пасториуса есть два сына и дочь. Феликс Пасториус играет на бас-гитаре, а Джулиус Пасториус играет на ударных. Дочь Мэри Пасториус занимается вокальным джазом.

Награды и признание

Майлз Дэвис (Miles Davis) честь покойного басиста в своём альбоме Amandla с Маркусом Миллером (Marcus Miller) включил композицию Mr. Pastorius, поскольку Жако Пасториус был источником вдохновения для Маркуса Миллера. Виктор Вутен (Victor Wooten) также удостоил памяти Jaco Pastorius в альбоме Soul Circus на треке Bass Tribute, поблагодарив Пасториуса несколько раз. Вутен и экстремальные Bass Extremes Стива Бейли (Steve Bailey) включает в себя треки Glorius Pastorius, Portrait of Tracy, а также дань интерпретации Пасториуса Donna Lee Майлза Дэвиса под названием Madonna Lee. Pat Metheny Group также отдала дань Пасториусу на их альбоме Pat Metheny Group с треком Jaco. Эта песня не была специально написана для Pastorius. Меттени написал песню, а затем понял, что основная мелодия звучала очень похоже на Come On, Come Over Пасториуса, поэтому они решили назвать мелодию Pastorius. Басист Брайан Бромберг (Brian Bromberg) записал альбом под названием Jaco, который включает в себя его интерпретации Come On, Come Over, The Chicken, Portrait of Tracy и многие другие.

Джон Маклафлин (John McLaughlin) также отдал дань памяти Пасториуса в своём альбоме Industrial Zen с песней For Jaco. Английский клавишник Род Эрджент (Rod Argent) включил трек под названием «»Pastorius Mentioned» в альбом 1979 Album Moving Home. The song Big Country, с Bela Fleck and the Flecktones. Стюарт Зендер (Stuart Zender), оригинальный бас-гитарист и один из основателей Jamiroquai, упоминает Пасториуса в качестве оказавшего на него основное влияние.

Начиная с 1997 года, ежегодное мероприятии в честь дня рождения музыканта проходит 1 декабря в Южной Флориде. Оно организовано сыновьями Юлиусом и Феликсом Пасториусом.

2 декабря 2007 года, на следующий день после пятьдесят шестой годовщины со дня рождения Пасториуса, в Форт-Лодердейл состоялся концерт «20th Anniversary (of his death) Tribute to Jaco Pastorius». Вместе с Jaco Pastorius Big Band специальными гостями выступили Питер Эрскин, Рэнди Брекер (Randy Brecker), Боб Минтцер (Bob Mintzer), Дэвид Бержерон (David Bargeron), Джимми Хэслип (Jimmy Haslip), Джеральд Весли (Gerald Veasley), сыновья Пасториуса Джон и Юлиус, дочь Пасториуса Мэри, Айра Салливан, Бобби Томас-младший (Bobby Thomas, Jr.) и Дана Пол (Dana Paul). Также были показаны эксклюзивные домашние видео и редкие кадры с концертов, а также видео выступлений Пэта Меттени, Джони Митчелл и других светил из жизни Пасториуса. Почти через 20 лет после его смерти, Fender выпустила Jazz Bass Jaco Pastorius, безладовый инструмента своей Artist Series.

1 декабря 2008 года реконструированный парк в центре города Окленд-Парк был официально назван Jaco Pastorius Park в честь знаменитого земляка.

В 2010 году музыкант The Flashbulb выпустил песню под названием «Pastorial Whiskers» на альбоме Love as a Dark Hallway (Любовь как темный коридор). Почти все бас-треки на альбоме сыграны с Роландом Жако (Roland Jaco) как дань уважения к технике игры Пасториуса.

Кроме своей карьеры в джаз-фьюжн Weather Report, Жако Пастриус получил две премии Грэмми за свой одноименный дебютный альбом. Он выиграл опрос читателей для включения в зал славы Down Beat в 1988 году, став одним из всего лишь четырех басистов, удостоенных такой чести (кроме Чарльза Мингуса, Милта Хинтона (Milt Hinton) и Рэя Брауна (Ray Brown)), и будучи единственным бас-гитаристом среди них.
В 2011 году Пасториус был признан одним из лучших бас-гитаристов всех времен согласно опросу, проведенному журналом Rolling Stone.

Стиль игры

Техника

«Рычание Жако» («Jaco growl») часто используется для лирических и мелодичных эффектов во время соло, и получается перебором струн на базе грифа. Жако достигал своего более плотного звучания, «щипая» струны прямо над струнодержателем. Пастриус использовал природные и ложные гармоники для расширения диапазона басов (например, в составе басового соло Portrait of Tracy с его одноименного альбома) и мог извлекать свои фирменные «трубные» звуки, используя безладовый гриф (покрытый полиуретановым морским лаком). Его техника игры принесла ему похвалу от критиков и зрителей. Он играл исключительно пальцевым стилем, а не slap-and-pop методом, который доминировал в R & B чартах.

Оборудование

Бас-гитары

Пасториус упоминал, что пользовался двумя «поношенными» бас-гитарами Fender Jazz с начала 1960-х годов: в 1960 обычным, а в 1962 году безладовым. Безладовый, известный у Жако Пасториуса как «Bass of Doom» («Бас судьбы»), был первоначально с ладовыми порожками, которые были затем удалены. Жако утверждал, что удалил лады сам, но позже рассказал, что он купил гитару с уже удаленными ладами. Пасториус покрыл гриф морской эпоксидной смолой (PolyPoxy Петтита), чтобы защитить дерево трения струн типа Rotosound Swing 66 , которые он использовал. Хотя Пасториус играл и на обычном и на безладовом басу, он предпочитал безладовый. Он чувствовал, что лады были помехой, поэтому называл их «лежачими полицейскими». Тем не менее, в учебном видео он говорит, что никогда не занимался на безладовом, поскольку струны «горлышком вверх» («eat the neck up.»).

Оба его баса Fender были похищены накануне его помещения в больницу Bellevue в 1986 году. В 1993 году одна из бас-гитар всплыла в Нью-Йорке в музыкальном магазине, с отличительной буквой «P», написанной между двумя датчиками. Гитара была в хорошем состоянии. Впоследствии она была приобретена Робертом Трухильо (Robert Trujillo), басистом группы Metallica. Хотя Трухильо в настоящее время владеет инструментом, басист дал обязательство в письменной форме отказаться от инструмента по требованию членов семьи Пасториуса в любое время по той же цене покупки.

Усилители, эффекты и струны

Жако Пасториус использовал эквалайзер «Variamp» EQ (выравнивание) со своими двумя усилителями Acoustic 360, чтобы повысить средние частоты, таким образом подчеркивая естественный рычащий тон своего безладового пассивного Fender Jazz Bass в сочетании со струнами roundwound. Он также контролировал оттенки тона с помощью стоечного цифрового устройства задержки MXR, с которого сигнал подавался на вторую установку усилителя Acoustic.

Время от времени Пасториус использовал колонки Hartke в течение последних трех лет своей жизни из-за яркого характера звука алюминиевых динамиков (в отличие от динамиков с бумажными диффузорами). Это давало яркий и четкий звук. Он обычно использовал задержку в режиме хорус, обеспечивая мерцающий эффект удвоения стерео. Жако часто использовал эффект «fuzz», встроенный в Acoustic 361. Для басового соло Slang альбома «8:30», Пасториус использовать цифровую задержку MXR, записывая цикл аккордовых фигур, а затем солируя над ними.

Jaco Pastorius — A Portrait Of Tracy

Jaco Pastorius — Come On, Come Over

Jaco Pastorius -«The Chicken»

Дискография

Solo discography
1976 — Jaco Pastorius
1981 — Word of Mouth
1981 — The Birthday Concert (released in 1995)
1982 — Twins I & II (released in 1999)
1983 — Invitation
1986 — Broadway Blues (released in 1998)
1986 — Honestly Solo Live (released in 1990)
1986 — Live In Italy (released in 1991)
1986 — Heavy’n Jazz (released in 1992)
1991 — Live In New York City, Volumes 1-7.
1999 — Rare Collection (compilation)
2003 — Punk Jazz: The Jaco Pastorius Anthology (compilation)
2007 — The Essential Jaco Pastorius (compilation)

With Weather Report
1976 — Black Market (on two tracks: Cannonball, Barbary Coast)
1977 — Heavy Weather
1978 — Mr. Gone
1979 — 8:30
1980 — Night Passage
1982 — Weather Report
2002 — Live and Unreleased
2006 — Forecast: Tomorrow

Collaborations
1974 — Pastorius, Metheny, Ditmas, Bley — Jaco
1975 — Pat Metheny — Bright Size Life
1976 — Ian Hunter — All American Alien Boy
1976 — Albert Mangelsdorff — Trilogue-Live!
1977 — Joni Mitchell — Don Juan’s Reckless Daughter
1979 — Trio of Doom — Trio of Doom (Released in 2007)
1979 — Joni Mitchell — Mingus
1979 — Michel Colombier — Michel Colombier
1980 — Joni Mitchell — Shadows and Light
1985 — Brian Melvin — Night Food
1986 — Brian Melvin — Jazz Street (released in 1989)
1986 — Brian Melvin — Nightfood (released in 1988)
1986 — Brian Melvin Trio — Standards Zone (released in 1990)
1986 — Biréli Lagrène — Stuttgart Aria

Источник

Оцените статью