Ричи Блэкмор и его гитары
Даже в наши дни многое в музыкальной жизни России происходит впервые – так 8 и 11 апреля один из любимейших у нас рок-персонажей, гитарист Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) дебютировал в столице и в Санкт-Петербурге не как тихий музыкант состава Blackmore’s Night, но в качестве лидера группы, которую никому не нужно представлять, а именно Ritchie Blackmore’s Rainbow. Конечно, новый состав Rainbow вызывает массу разговоров, восторгов и вопросов одновременно, но само Событие явно провоцирует на то, чтобы еще раз окинуть взором творческий путь великого музыканта – и заодно вспомнить о том, какие же инструменты и оборудование обеспечили многократно копируемый, но естественным образом неповторимый звук Ричи Блэкмора.
Бедная и не до конца восстановившаяся после Второй Мировой войны Великобритания середины 50-х не могла обеспечить ни одного из своих юных музыкантов приличным оборудованием для начала карьеры – не стал исключением в 1956 году и 11-летний Ричи, ставший по воле отца обладателем акустической гитары Framus. Кумирами Ричи на тот момент были гитарист состава Элвиса Пресли (Elvis Presley) Скотти Мур (Scotty Moore) и сверхпопулярный в тот момент соотечественник Томми Стил (Tommy Steele); вскоре список расширился именами Бадди Холли (Buddy Holly) и Дюэна Эдди (Duane Eddy) чьи песни юный музыкант уже играл в своих школьных составах. От этой великолепной четвёрки Ричи понабрался ума-разума в смысле агрессивной ритмической игры, однако с самого начала музыканта интересовала и классическая гитара – ведь его Framus был пригоден и для исполнения музыки в стиле фламенко. Двоякий подход господствует в исполнительской манере гитариста и в наши годы: «Мне всегда было интересно играть на акустической гитаре – для меня это всегда было своего рода непростым приключением. Я использую пальцевую технику при игре на акустической гитаре, а на электрогитаре играю медиатором – и для меня это своего рода развлечение, но уж точно никакое не приключение». Как бы то ни было, а Ричи начал экспериментировать с установкой на Framus звукоснимателей (сразу трёх!) и регулятров тембра и громкости, а в 1961 году этим экспериментам был положен конец – основной гитарой музыканта стала Höfner Club 50 в комплекте с усилителем Watkins Dominator. С этим комплектом началась полупрофессиональная деятельность Ричи, а годом спустя он приобрёл редчайший ныне подержанный Gibson ES-335 (по-видимому, 1959 года) с круглыми метками на грифе. Назад дороги не было – именно с этой гитарой Ричи пришел к записи дебютного альбома Deep Purple “Shades Of Deep Purple” (1968).
Странная по нынешним временам, воистину «дохендриксовская» комбинация Gibson ES-335 и 200-ваттной головы Marshall Major и обеспечила «мягкий фуз» на первых трёх альбомах Deep Purple (1968–1969). Хотя Ричи на тот момент применял и сделанную Marshall по его заказу единственную, видимо, копию комбоусилителя Vox AC30 – «мне нужно было побольше грязи в звуке». Своеобразия тогдашнему звучанию Ричи придавало использование непоименованной фуз-педали «английского производства» и квакушки Vox (эксперты называют её аналогом Vox 847A). Что такой звук значит на практике – каждый знает по исторически первому хиту Deep Purple, кавер-версии Джо Саута (Joe South) “Hush” (1968).
Однако в 1970 году меняется всё – и состав, и музыкальная концепция Deep Purple, а Ричи уверенно занимает место лидера группы и более не делится им с клавишником Джоном Лордом (Jon Lord). Новому подходу – новая гитара: вопреки собственным заверениям Ричи, что «это случилось в 1971 году»,его окончательный переход к ставшему столь же знаменитым, как и его владелец, Fender Stratocaster состоялся во время записи исторического альбома “In Rock” (1970). Этим, кстати, объясняется и известное звуковое неудобство данной работы – Fender и Gibson используются в треках альбома попеременно. Fender Stratocaster соответствовал характеру музыканта – по его словам, это оказался «очень точный и очень строгий инструмент» при отсутствии заметного сустэйна звукоснимателей как у Gibson. Понятно, что такой мастер, как Ричи, не использовал эти гитары в исходной конфигурации – грифы в обязательном порядке скалопировались, гриф вклеивался в корпус эпоксидным бытовым клеем («у меня получался бесконечный сустэйн!») плюс в гитары устанавливался самодельный темброблок MTC (Master Tone Control), вроде бы придававшей их звучанию большую насыщенность и теплоту. Вклейка грифа была необходима потому, что Ричи совершенно не обращал внимание на критичный для многих параметр Fender Stratocaster, то есть факт выпуска отдельных моделей корпорацией CBS – и именно такие гитары одно время оснащались вместо традиционного четырёхболтового крепления не очень надёжным в те годы и расшатывавшимся трёхболтовым. При этом нужно отметить, что Ричи никогда не был фанатиком-коллекционером: он и сам толком не знает, сколько у него гитар, а всю жизнь сообщает о том, что «у меня имеется полно запасных частей от Fender Stratocaster – из них можно собрать с десяток гитар».
Кажущаяся банальность гитар Ричи возмещалась не самым прямолинейным набором его обработок, которыми он пользовался с 1970 по 1997 год: здесь заслуживают упоминания овердрайв Hornby Skewes Treble Booster и знаменитый переделанный бытовой катушечный магнитофон Aiwa TP-1011, работавший на сцене одновременно как ревебрератор, дилэй и предварительный усилитель. Не брезговал Ричи и иными экспериментами: в 1973 году он экспериментировал с гитарным синтезатором EMS Synthi Hi Fli (опыт будет повторён в 1985-м с синтезатором Roland) и время от времени использовал при исполнении соло бас-педали Moog Taurus. Эту идею в результате счастливо позаимствовал у него Ингви Мальмстин (Yngwie J. Malmsteen).
Конечно, почти вечная работа Ричи с гитарами Fender Stratocaster не могла не привести к созданию именной модели Fender Ritchie Blackmore Stratocaster, выпускаемой в расцветке «белый олимпийский» (Olympic White, OWT). Корпус этого инструмента выполнен из ольхи, а 21-ладовый гриф с длиной мензуры 25.5″ (648 мм) – из отборного клёна с палисандровой скалопированной накладкой. Радиус скругления грифа по профилю «U» – 7.25″ (184 мм). Крепление грифа к корпусу осуществляется посредством трёхболтового соединения через стальную штампованную опору F-Stamped w/Micro-Tilt. Голова гифа несколько увеличена, ровно так же как на трёх знаменитых гитрах Ричи выпуска 70-х годов. Корпус гитары покрыт полиэстеровым лаком, и на инструменте установлены два звукоснимателя (в нековой и бриджевой позиции) Seymour Duncan Quarter Pound Flat SSL-4 Single-Coil Strat; в средней позиции установлена лишь имитация звукоснимателя, «пустышка». Данные звукосниматели обеспечивают весьма мощный сигнал, что предопределяет возможность использования этой гитары как с ламповыми, так и транзисторными усилителями. Фурнитура хромированная, колки – штампованные, Fender Vintage F-Stamped. Тремоло – 6-Saddle Vintage-Style Synchronized Tremolo. Регулировки традиционны для Fender Stratocaster: трёхпозиционный переключатель звукоснимателей, общий регулятор уровня выходного сигнала и два регулятора тембра. В комплекте с гитарой поставляются струны Fender USA Bullets 3250L / NPS (.009-.042), рычаг тремоло и утеплённый чехол Deluxe Gig Bag.
После долгих лет работы с усилителями Marshall Ричи сделал свой выбор в пользу немецкого бренда ENGL,который был рад обеспечить Маэстро именной 100-ваттной моделью Ritchie Blackmore Signature E650,созданной по его собственной спецификации. По словам Ричи, в данной модели реализованы все преимущества винтажных Marshall, но к этому добавлена широчайшая функциональность и «безграничный набор звуков». К тому же, по словам Ричи, ему кажется, что классические Marshall звучат на малых уровнях громкости очень плоско и невнятно. Фактически ENGL E650 обеспечивает музыканту возможность работы с самыми разными тембрами и громкостями во всём вообразимом звуковом диапазоне при сохранении невероятной чистоты звучания. Вместе с Fender Ritchie Blackmore Stratocaster – это, безусловно, комплект настоящей рок-звезды, обладателем которого можете стать и вы.
___
Еще больше материалов ты найдешь у нас в соцсетях — ВКонтакте и Facebook . Не забудь подписаться! 😉
Источник