- Скоростная медиаторная техника >Как совершить прорыв в скорости
- Повышаем скорость игры на гитаре
- Шаг 1
- Шаг 2
- Шаг 3
- Шаг 4
- Шаг 5
- Как увеличить скорость игры на электрогитаре?
- Параметры алгоритмов (определения)
- Линейный метод повышения скорости игры
- Аддитивный метод Увеличения скорости
- Пирамидальный метод развития скорости
- Заключение
Скоростная медиаторная техника >Как совершить прорыв в скорости
Отработка пассажей на гитаре имеет много общего со спортивными тренировками, ведь она предполагает физические усилия, повторение и целенаправленное осуществление мышечных движений с целью постоянного развития.
Поэтому я хочу поделиться с вами секретом успеха спортсменов мирового класса, который поможет вам извлечь из занятий максимум пользы при минимальных временных затратах.
С его помощью вы также сможете преодолеть барьеры в скорости, которые удерживают вас от раскрытия вашего истинного технического потенциала.
Весь этот процесс можно описать научными словами и терминами вроде «стимулирование реакции адаптации» или «активация нейромышечных соединений», но суть очень проста. Если вы хотите научиться чисто играть какой-либо пассаж на скорости 105 ударов в минуту (см. упражнения в конце данной статьи, которые можно использовать в качестве примера), а в данный момент ваш предел 100 ударов в минуту, вы сможете достичь своей цели с помощью следующих шагов:
Повышаем скорость игры на гитаре
Шаг 1
Разминка, 60 процентов от максимума (60 ударов/мин): Играйте упражнение или этюд медленно и методично, используя метроном или драм-машину/программу. Стремитесь к расслабленным, экономичным движениям и четкой артикуляции. Повторяйте упражнение в течение одной минуты без остановок и пауз.
Шаг 2
Разминка, 85 процентов от максимума (85 ударов/мин): Сделайте минутную паузу. Затем увеличьте скорость и играйте упражнение в течение 45 секунд. Как и прежде, концентрируйтесь на чистоте, четкости и ощущении расслабленности. Добейтесь плавного и ровного звучания и полной синхронизации с метрономом.
Шаг 3
Разминка, 100 процентов от максимума (100 ударов/мин): Передохните минуту и повысьте скорость до первоначального максимума. Играйте упражнение так долго, как только сможете, не теряя четкости, артикуляции и звучания. Запишите, сколько вам удалось продержаться, и в следующий раз постарайтесь продержаться еще дольше. Многие гитаристы, играя на высоких для себя скоростях, начинают дышать неровно, поэтому обращайте внимание также и на дыхание (вдох через нос, выдох через рот). Продолжайте тренироваться до тех пор, пока вы не сможете продержаться как минимум 30 секунд.
Шаг 4
ПЕРЕГРУЗКА, 110 процентов от максимума (110 ударов/мин): К этому времени вы уже устанете и почувствуете жжение в мышцах предплечья, поэтому передохните минуту (но не более!), прежде чем повышать скорость. (Осторожно! Никогда не играйте через острую боль! Умеренное жжение и/или легкое утомление — это вполне нормально, но если вы чувствуете сильную боль, немедленно прекращайте занятие.)
Пока вы отдыхаете, установите темп на 110 ударов/мин и внимательно вслушайтесь в бит. Запомните и представьте себе самые сложные моменты пассажа, постарайтесь «услышать», как вы играете упражнение в этом темпе. Представляйте себе, что вы играете так же легко и четко, как и на предыдущих этапах. Начните играть упражнение в новом темпе и приложите все усилия к тому, чтобы не отстать.
Даже если вы поначалу не сможете играть ровно и ваша техника пострадает, сделайте все, чтобы продержаться 30 секунд,
Шаг 5
Новый максимум, 105 процентов от максимума (105 ударов/мин): Не делайте перерыва после предыдущего шага. Теперь вы сможете сыграть упражнение так же четко и расслабленно, как вы играли на шаге 3, но уже с новой скоростью!
Этой техникой следует пользоваться с осторожностью и только в том случае, если тренировки с постепенным повышением темпа больше не дают результата. Или же если вы хотите быстро расправиться с надоевшей фразой.
Попробуйте этот способ на своих любимых фразах и упражнениях, а также на упражнениях, приведенных в данной статье. Удачи!
Источник
Как увеличить скорость игры на электрогитаре?
Как развить скорость игры на гитаре? Как играть на электрогитаре быстро? Чаще всего ученики спрашивают преподавателей именно об этом. Не так уж и много людей на первом занятии интересуются, как играть чисто или как красиво «петь инструментом». Подавляющее большинство как новичков, так и бывалых гитаристов буквально бредят повышением скорости игры. Кто-то хочет поливать легато как Joe Satriani, кто-то мечтает строчить пассажи переменным штрихом как Paul Gilbert, а кто-то спит и видит, как стучит даунстроком в режиме отбойного молотка свой любимый Master of Puppets.
Чтобы, наконец, расставить все точки над «i», я решил написать данную статью, в которой разъяснены несколько методов увеличения скорости игры на электрогитаре, используемых мной в образовательном процессе. Сразу хочу отметить, что в данной статье не будут затрагиваться технические проблемы, не позволяющие гитаристу набрать желаемый темп (лишние изгибы в запястьях, слишком большой отрыв пальцев, недостаточная амплитуда хода медиатора и прочее). Вышеназванные параметры несомненно важны, но для их разъяснения скорей подойдут видеоуроки, а не текстовое описание. В данной же статье развитие скорости игры на гитаре будет рассмотрено именно с методической точки зрения, а технические проблемы по умолчанию признаются решенными. Речь пойдет об универсальных методах, применение которых может помочь достигнуть желаемых темпов исполнения различных музыкальных фрагментов, которыми могут являться отдельные технические приемы, комбинированный этюд или же гитарная партия реального музыкального произведения. Применение методик будет эффективно в любом случае.
В образовательном процессе я использую 3 метода повышения скорости игры на гитаре:
Каждый из них имеет свои особенности и по-разному эффективен в различных ситуациях. Данные методы представлены в виде формальных пошаговых алгоритмов, в описании которых фигурирует несколько основополагающих понятий. Чтобы исключить возможные двусмысленные трактовки, рекомендую ознакомиться с их определениями. Итак, как же играть на электрогитаре быстро?
Параметры алгоритмов (определения)
Базис — музыкальный фрагмент, принятый в качестве основы для применения метода повышения актуального темпа. Понятие «базис» варьируемо в зависимости от поставленных задач, уровня музыканта, гитарной партии и применяемого метода. Например, если гитарист ускоряет ритм-партию, то базисом может являться фрагмент гитарного риффа. Если необходимо разогнать восходящую гамму переменным штрихом, то вполне логично сделать базисом соответствующий бокс или часть бокса, опять-таки учитывая уровень игры музыканта.
Актуальный темп — темп, в котором гитарист способен идеально сыграть базис не менее 3 раз подряд. Под идеальной игрой понимается одновременное и непрерывное выполнение ряда необходимых для конкретного базиса принципов. При этом в некоторых случаях допускаются помарки, но только при условии, что они носят несистематический характер. Если же ошибка имеет тенденциальный характер, актуальность темпа обязана ставиться под сомнение. Полный перечень принципов игры на электрогитаре описан в соответствующей статье.
Исходный темп — темп, с которого необходимо начинать очередной цикл применения метода. В самом первом цикле данный темп, как правило, представляет собой относительную величину в виде процента от актуального темпа, однако, в последствии для удобства он может приобрести абсолютное значение.
Прогресс — изменение значений переменных алгоритма, совершаемое после выполнения необходимого условия (условия прогресса).
Целевой темп — темп, который в результате применения метода, должен являться актуальным.
Теперь, вооружившись определениями, можно приступать к рассмотрению каждого метода в отдельности.
Линейный метод повышения скорости игры
Наиболее часто применяемый метод на протяжении всего периода обучения. Его смысл заключается в постепенном приросте актуального темпа при сохранении целостности базиса. Формально метод можно представить в следующем виде:
Базис: полный фрагмент
Исходный темп: 70-80% актуального темпа
Условие прогресса: идеально сыграть базис 3 раза подряд
Прогресс: увеличение темпа на 5 bpm
По сути, линейным методом пользуются практически все гитаристы. Принцип до безобразия прост: осуществлять повышение темпа только тогда, когда базис сыгран идеально не менее 3 раз подряд. Алгоритм продолжается до момента достижения целевого темпа. Стоит сказать несколько слов об исходном темпе при использовании данного метода. Поскольку достигнуть 100% актуального темпа, не прибегая к элементарной разминке, маловероятно, исходным темпом является пониженное значение.
К примеру, если вчера после пары-тройки часов занятий гитарист смог идеально сыграть секстольный пассаж по ля-минорной гамме в темпе 120 bpm не менее 3 раз подряд, то фактически, на тот момент данный темп для него являлся актуальным. Но на следующий день в первые минуты игры взятый ранее рубеж может показаться практически недосягаемым, и чтобы вновь к нему приблизиться, потребуются как разминочные упражнения, так и тренировка самого пассажа. Именно подобного рода фактор учтен в алгоритме.
Аддитивный метод Увеличения скорости
Сферой применения данного метода являются средние и длинные по объему фразы. В отличии от линейного метода, где прогресс заключается в постепенном увеличении исходного темпа при фиксированном базисе, аддитивный метод предлагает зафиксировать исходный темп. При этом базису придается переменное значение, так как именно его увеличение будет являться прогрессом. В свою очередь, условия прогресса линейного и аддитивного метода полностью совпадают.
Базис: часть фрагмента
Исходный темп: 100% актуального темпа
Условие прогресса: идеально сыграть базис 3 раза подряд
Прогресс: увеличение базиса
Рассмотрим применение данного метода на примере все того же восходящего секстольного пассажа по ля-минорной гамме. Допустим, актуальный темп гитариста по отношению к полному пассажу составляет 100 bpm (для 31 ноты). Но если вырвать из контекста только первые 7 нот, то относительно них актуальный темп окажется выше — 140 bpm, например. Таким образом, в применении аддитивного метода значение 140 bpm будет являться фиксированным исходным темпом. Затем в случае выполнения условия прогресса к базису добавляются еще 6 нот. Итого необходимо идеально сыграть 13 нот из 31 не менее 3 раз подряд. Далее алгоритм следует выполнять до тех пор, пока базис не вырастет до своего 100%-го состояния (31 нота).
Хочу отметить, что лично я стараюсь наращивать базис таким образом, чтобы первая и последняя ноты базиса выпадали на клик метронома, так как в этом случае фрагмент будет удобнее и играть, и анализировать. В данном примере результатом использования аддитивного метода будет являться повышение актуального темпа игры ля-минорной гаммы в виде секстольного пассажа со 100 до 140 bpm, что само по себе довольно не плохой результат.
Пирамидальный метод развития скорости
Отличительной особенностью пирамидального метода является условие прогресса. Если в линейном и аддитивном методах прогресс допустим только, когда базис сыгран идеально не менее 3 раз подряд, то прогресс в пирамидальном методе с качеством исполнения практически никак не связан. Базисом в данном случае опять же является полный фрагмент, прогресс представляет собой ступенчатое увеличение темпа на 30 bpm (нечетный цикл) и уменьшение на 15 bpm (четный цикл), а условие прогресса — игра базиса в течение 2-3 минут.
Базис: полный фрагмент
Исходный темп: 60-70% актуального темпа
Условие прогресса: играть базис 2-3 минуты при каждом изменении темпа
Прогресс: увеличение темпа на 30 bpm (нечетный цикл), уменьшение на 15 bpm (четный цикл)
Использование данного метода оправдано, как правило, только в том случае, если применение линейного или актуального методов перестали приводить к повышению актуального темпа. По своему опыту могу сказать, что подобные ситуации возникают не ранее достижения скорости в 10-12 нот в секунду (для сравнения, 12 нот в секунду это секстоли в темпе 120 bpm, квартоли в темпе 180 bpm или триоли в темпе 240 bpm). В свою очередь, вероятность достижения таких темпов при наличии каких-либо серьезных технических проблем достаточно мала. Таким образом, можно сделать вывод, что применение пирамидального метода могут себе позволить только гитаристы, за плечами которых имеется определенный опыт и технические навыки.
Целью пирамидального метода является ознакомление мышц гитариста с работой в режиме высоких скоростей. Во время «вылазки» в запредельные для себя темпы происходит некая имитация настоящей «боевой» обстановки. Руки знакомятся с большими нагрузками, полученная информация «прошивается» в мышечную память, и когда гитарист в результате таких «учений» вернется к своему прежнему темпу и попробует применить линейный или аддитивный методы, прогресс, наконец, сдвинется с мертвой точки и актуальный темп вновь начнет повышаться.
Вернемся к ранее приведенному примеру с восходящим секстольным пассажем по ля-минорной гамме. Допустим, гитарист застопорился на отметке 120 bpm и не может ее преодолеть с помощью первых двух методов. Если его актуальный темп для данного базиса 120 bpm, то исходный темп должен составлять примерно 80 bpm и именно в нем следует поиграть базис в течение 2-3 минут. Затем необходимо проделать то же самое в темпе 80+30=110 bpm, а затем в темпе 110-15=95 bpm. И так далее: 125, 110, 140, 125, 155, 140, 170. После таких процедур актуальный темп может подскочить с отметки 120 bpm до 140 и даже более.
Заключение
Конечно же, применение линейного и аддитивного методов должно проходить только при наличии объективного самоконтроля, который невозможно осуществить без регулярных сессий звукозаписи. В идеале каждый взятый рубеж в 10-15 bpm должен сопровождаться фиксацией своего результата под клик метронома в аудиоредакторе с последующим скрупулезным анализом собственного звукоизвлечения (в том числе с использованием функции замедленного воспроизведения). Применение пирамидального метода в таком анализе не нуждается, так как его основной целью являются тренировочные «забеги на дальние дистанции» в запредельной для себя скорости на гитаре. Однако в этом случае необходимо усилить контроль за возникающими при игре ощущениями, постараться не допускать зажимов и перенапряжений, которые при безмерных стараниях могут сыграть с гитаристом злую шутку.
Поскольку у всех людей разные уровни владения инструментом, разные особенности, разные сильные и слабые стороны, выбор применяемых методов должен осуществляться в индивидуальном порядке. Как показывает практика, на различных этапах один и тот же музыкальный фрагмент целесообразно разгонять разными методами. В противном случае повышение актуального темпа может занять гораздо более продолжительный период времени. Опять же, гитаристы, которые будут применять данные методы без помощи преподавателя, обречены на самостоятельное решение всех технических проблем, которые могут существенно затормозить процесс повышения актуального темпа, а соответственно и увеличение скорости игры на гитаре. Могу лишь от всей души пожелать таким людям удачи и терпения, а также заверить, что если есть большое и искреннее желание развить скорость игры на гитаре, то обязательно все получится!
Источник