Гитара как заниматься с метрономом

Гитара как заниматься с метрономом

http://icon-studio.ru вебкам модель спб вакансии парням чернышевская.

https://ch.versia.ru консолидированный бюджет доходы. Налог на доходы.

Вы верите в то что заниматься на гитаре используя метрономом крайне важно для развития Ваших музыкальных навыков?

Когда гитаристы отвечают на это вопрос, они обычно делятся на два лагеря:

1. Те, кто никогда (или изредка) занимаются с метрономом.
2. И те, кто всегда (или почти всегда) используют метроном во время своих занятий.

Если гитаристов из первой группы спросить почему они так редко используют метроном, как правило можно услышать, что они предпочитают не ограничивать себя необходимостью играть точно в ритм, чтобы дать волю своим творческим способностям и музыкальности. Остальные гитаристы в этой группе просто особо не задумывались на счет использования метронома.

Гитаристы из второй группы (те, которые используют метроном практически везде) утверждают, что игра на гитаре в метроном — это ключ к успеху в развитии четкости ритм-партий, увеличению скорости игры и способности следить за прогрессом. Следовательно, гитаристы из второй группы верят, что для того чтобы наиболее быстро добиться результата, необходимо все изучать с использованием метронома.

К какой группе принадлежите вы?

В действительности обе точки зрения, приведенные выше, неполны и обманчивы. Вот основная причина:

Вам необходимо переключаться между использованием и не использованием метронома, но для того чтобы быть эффективным, Вам необходимо соблюдать определенную стратегию, а не делать это в случайном порядке. Вам нужно иметь разнообразный набор необходимых техник занятий на гитаре (и знать где и когда применять каждую из них) чтобы с успехом преодолевать любые трудности, с которыми Вы столкнетесь в процессе своего обучения. Что касается занятий с метрономом, существуют ситуации, когда использование метронома необходимо, и ситуации, в которых метроном будет отвлекать Вас от совершенствования в областях, которые в этом нуждаются.

Существует несколько способов использования метронома во время Ваших занятий. (Примером подобного способа может служить осознанный выбор в пользу “временного неиспользования” метронома). НЕДОСТАТОЧНО просто разделить время занятий на занятия с метрономом и занятия без метронома (например, 50% с метрономом и 50% без). Чтобы извлечь максимальную выгоду из использования метронома, Вам необходимо знать, когда, как и почему использовать (или не использовать) его, в зависимости от того, какие цели вы пытаетесь достичь во время данного конкретного гитарного занятия.

Несмотря на то, что описание всех возможных способов использования метронома просто не уместилось бы в этой статье, я хочу поделиться с Вами несколькими из них, играющими наиболее значительную роль в процессе обучения игре на гитаре (также я объясню Вам где/когда следует избегать его использования). Эти идеи позволят вам гораздо быстрее добиваться результатов от занятий гитарой.

Как использовать метроном для “оценки” вашего уровня игры

Вопреки популярным убеждениям, занятия на гитаре с метрономом НЕ помогут Вам “улучшить” Вашу гитарную технику или “увеличить” Вашу скорость. Как я рассказывал в бесплатном мини-курсе как быстро играть на гитаре, существуют особые элементы, которые необходимо тренировать и доводить до совершенства, иногда на крайне медленных скоростях и без метронома. Метроном в данной ситуации используется только как средство для измерения того, на сколько Вы продвинулись в применении этих элементов. Скорость, с которой Вы можете играть, поможет Вам определить нужно или нет дополнительно заниматься этими элементами (без использования метронома), для того чтобы устранить технические недоработки, мешающие Вам играть на гитаре с той скоростью, с которой Вы хотите.

Таким образом, перед тем как использовать метроном для “измерения прогресса”, Вам необходимо потратить приличное количество времени на усовершенствование фундаментальных технических компонентов, нужных для обеспечения скорости (без использования метронома). Это противоречит популярным убеждениям о том, что для того чтобы улучшить свою гитарную технику, необходимо всегда заниматься с метрономом, но данный способ гораздо более эффективен для развития этих навыков (посмотрите мини-курс, указанный выше, для того чтобы полностью понять почему это так, и как Вы должны заниматься, чтобы увеличить свою скорость игры на гитаре). Фактически, именно эти предубеждения (говорящие о том, что занятия с метрономом — это ключ к успеху в преодолении технического/скоростного плато) заставляют многих гитаристов страдать от недостатка прогресса в их обучении.

Как использовать метроном для улучшения техники игры ритма

Гитаристы, которые никогда (или изредка) занимаются на гитаре используя метроном говорят, что они предпочитают не ограничивать себя необходимостью играть точно в ритм, чтобы быть более выразительными во время игры. Хотя подобный стиль игры имеет место в современной музыке (об этом ниже), большинство людей, занимающихся только без метронома, как правило чувствуют себя неуютно в ситуациях, когда требуется играть точно в ритм. Очень важно иметь возможность менять темп, динамику и другие музыкальные элементы для того, чтобы выразить себя, но также важно быть способным играть точно в ритм в данном конкретном темпе (для того чтобы выразить себя “по-другому”). Если Вы всегда держались подальше от занятий с метрономом из-за причин, отмеченных выше, высока вероятность того, что ваша способность играть точно в ритм нуждается в улучшении.

В отличии от концепций развития скорости, занятия с метрономом являются ключевым моментом в развитии ритмической точности исполнения. Когда Вы играете, Вы можете с уверенностью сказать, что попадаете в ритм, если способны заставить клики метронома “исчезнуть” на большинстве (или на всех) сильных долях. Если Вы играете абсолютно в ритм, то ноты, которые Вы извлекаете должны ложиться точно на клики метронома, создавая иллюзию того что клик стал беззвучным (исчез). Если Вы способны сделать это, Вы на верном пути.

Как (и почему) заниматься на гитаре без метронома, чтобы улучшить фразировку

Одна проблема, которая часто случается с теми, кто использует метроном слишком часто, заключается в том, что гитаристы пытаются выразить себя через мелодии и фразы, в основном состоящие из ровных долей бита (таких как длинный набор шестнадцатых нот, триолей или четвертных нот). Даже несмотря на то, что соло может звучать хорошо и попадать точно в ритм, фразировка может казаться слишком неестественной и предсказуемой (даже если Вы используете разные гаммы). Решением этой проблемы может послужить развитие так называемой техники “рубато”. Эта техника заключается в умышленном искажении ритма, увеличивая и внезапно уменьшая длительность нот во фразе. Заметьте: существует ОГРОМНАЯ (и легко заметная) разница между игрой в стиле “рубато” и игрой “не в ритм” (первое — отличная гитарная техника, второе — результат недостатка контроля над ритмом). Когда Вы используете рубато, преднамеренность искажения ритма очевидна (и в результате фразировка звучит очень сильно и выразительно). С другой стороны, когда Вы пытаетесь сыграть ноты, которые соблюдают (или должны соблюдать) точный ритмический рисунок, но не можете этого сделать точно, попадая в ритм, результат станет совершенно не похож на рубато и будет звучать как просто ноты сыгранные “не в ритм”.

Как видите, занятия только с метрономом или только без него ограничивают Вашу способность раскрыть весь Ваш потенциал. Теперь Вы знаете, что существуют определенные ситуации, когда вы должны использовать его, и определенные ситуации, когда Вы не должны этого делать.

В конце концов, метроном — это только один из многих инструментов гитариста, который должен использоваться “по назначению”, для преодоления определенных трудностей. То, как вы применяете каждый инструмент, зависит от музыкальных целей, которые Вы пытаетесь достичь, и от конкретных проблем, которые Вы пытаетесь решить. Если Вам не хватает опыта для того чтобы определить какую стратегию занятий и какой инструмент использовать, лучше всего заниматься с хорошим преподавателем, который сможет сделать Ваши занятия более эффективными.

Источник

Метроном для гитары или почему нельзя заниматься под метроном

Метроном является важным прибором для занятий на гитаре. Особенно он полезен для начинающих. Но, как любой прибор, он имеет определенные правила использования. Для правильных занятий с метрономом нужно знать, как им пользоваться грамотно.

Сейчас Интернет полон призывов обязательно заниматься под метроном – потому что это нужно, важно и очень полезно. Более того, некоторые «эксперты» заявляют, что игра под метроном – это самое главное условие правильных занятий. Но так ли это и всегда ли так нужно заниматься?

Метроном – друг или враг?

Сразу хотим сказать, что в этой небольшой статье мы лишь обозначим некоторые моменты правильного понимания назначения метронома, как прибора, помогающего развить свой ритмический слух и чувство метроритма. Мы написали этот материал для того чтобы вы могли задуматься об этих проблемах, а не слепо следовали советам некоторых недобросовестных и непрофессиональных «гуру» от музыки.

В Национальной академии гитары мы развиваем ритмический слух и понимание законов метроритма другими способами. Но если вы хотите использовать в своих занятиях метроном, то хотя бы используйте его правильно! А для этого надо понимать некоторые законы музыки и музыкального исполнительства. Вот об этом-то мы и поговорим.

Начнем с того, что далеко не всякая музыка идеально метроритмична. Да, есть очень много жестко и четко ритмичной музыки:

  • Во-первых, это вся танцевальная музыка – марши, вальсы, польки, танго, полонезы, фанданго, фокстрот, брейк-данс и пр. и пр.
  • Во-вторых, это почти вся рок и поп-музыка, которая тоже относится к строго ритмичной музыке, где задается четкий постоянный метроритм, а биение сильных и слабых долей жестко контролируется ритм-секцией.

Но к счастью, есть и другие жанры и стили музыки. Это многие жанры нетанцевальной музыки – вокальной и инструментальной.

Если вы начнете отщелкивать нежный ноктюрн или задумчивую балладу абсолютно метрономично, как автомат, то получится форменное недоразумение. Эта музыка должна быть свободной, её дыхание не укладывается в ровное и бездушное отстукивание долей такта метрономом. В ней не только допустимы, но и необходимы небольшие колебания метроритма.

Абсолютно метрономичное исполнение музыки бездушно и мертво!

Хорошо бы помнить, что в музыке есть целый раздел, называемый агогика.

Аго́гика (от др. греч. ἀγωγή – увод, унесение) в музыкальном исполнительском искусстве – небольшие отклонения (замедления/ускорения) темпа и метра, подчинённые целям художественной выразительности .

Смотрите, сколько различных терминов описывают нюансы изменения темпоритма в музыке:

  • accelerando (ускоряя);
  • stringendo (стремительнее);
  • stretto (сжимая, сокращая);
  • ritenuto (замедляя);
  • ritardando (задерживая);
  • rallentando (замедляя, задерживая);
  • allargando (расширяя)…

И это далеко не все обозначения тончайших нюансов агогики.

Если вы будете играть совершенно метрономично музыку от начала до конца, то как тогда быть с агогическими оттенками? А ведь агогика, наряду с динамикой, артикуляцией, коллористикой, является одним из самых мощных выразительных средств в музыке! Если умело ей пользоваться. И если отказаться от агогики, играя музыку, как музыкальный автомат, то вы потеряете очень серьезный рычаг художественной выразительности.

Запомните: ни один серьезный и здравомыслящий музыкант, будь то пианист, дирижер или скрипач, никогда постоянно не занимался с метрономом! Музыканты используют его лишь для настройки на правильный темп в музыке и проверки точности исполнения каких-либо сложных ритмических формул, чтобы не сбиться в них с правильного метроритма.

Примитивно-ровное метрическое исполнение душит и выхолащивает музыку!

Прислушайтесь к игре самых выдающихся музыкантов. Вы, несомненно, почувствуете, что под их пальцами каждое произведение имеет свое особое дыхание ритма, метра и темпа! Они не играют тупо-примитивно-метрономично.

Проверить это очень просто. Попробуете подобрать частоту ударов метронома в такт исполнению, например, симфонического оркестра. Мы с уверенностью можем сказать, что вы сможете заставить ваш метроном отстукивать метр вместе с оркестром всего несколько тактов. Дальше метроном и оркестр обязательно разойдутся. Почему?

Неужели профессионалы экстра-класса, которые всю свою жизнь посвятили музыке и музицированию в огромном симфоническом оркестре, не обладают сверхразвитым чувством ритма? Нет, конечно!

Просто они понимают ритм гораздо шире и глубже, чем исполнение под равномерное механическое тиканье метронома. А ведь оркестру-то как раз гораздо легче играть метроритмически равномерно.

Но ведь играют в сложно-переменном метроритме даже там, где на протяжении многих и многих тактов не меняется размер музыки. И не потому, что у дирижера и оркестра нарушено чувство ритма. А потому, что исполнение содержательной и глубокой музыки подчинено более сложным метроритмическим законам. Здесь абсолютная метрономичность будет врагом, убивающим суть и душу Музыки.

А игра нашего гениального балалаечника Алексея Архиповского? Послушайте его «Прелесть». Попробуйте начать отстукивать ногой в такт его игре. Вы сразу почувствуете, что он играет ритмически очень сложно. Темп его игры постоянно изменяется. Но какая при этом потрясающая выразительность и одухотворенность исполнения. И ведь никто еще не поставил в вину Мэтру неметрономичность его игры! Даже всемирно известный Томми Эммануэль искренне восхищается искусством Архиповского.

Можете послушать игру выдающихся скрипачей, пианистов, виолончелистов – вы увидите ту же картину.

Разве в их музыке нет метра, ритма, сильных долей? Все это есть, конечно! Но все это подчинено музыкальной выразительности, художественному образу.

Не музыка должна быть подчинена ритму, а ритм – музыке!

Как вы думаете, они умеют играть абсолютно ритмично? Можете не сомневаться – прекрасно умеют! Играть ритмично – гораздо проще, чем уметь заставить метроритм служить образности игры. Правильно использовать метроритм для создания художественного образа – это очень непростое искусство, которым владеет в совершенстве далеко не каждый музыкант. И этому, действительно, нужно учиться!

Кроме того, если все будут играть абсолютно ритмично, зачем тогда вообще нужен человек? Вы что, серьезно считаете, что музыкант – это некий рудимент музыкального искусства и он уже не нужен? Ведь если загнать ноты в любой музыкальный редактор, он сыграет музыку абсолютно ритмично, ровно и правильно.

Вот только слушать такое исполнение скучно и как-то не хочется!

Ну хорошо, давайте обратимся к другому примеру – к стихам. Тут тоже есть размер и метроритм: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий. Но послушайте, как читают стихи самые выдающиеся актеры. Ровно-одинаковой метрономичностью там и не пахнет! Это только бездарные чтецы, дилетанты, да школьники декламируют стихи ровно и бездушно. У мастеров же метроритм тончайшим образом подчинен образности и художественному замыслу. А ведь законы поэзии и музыки очень близки. Именно поэтому они легко слились в самом популярном музыкальном жанре – песне.

Помните: метроном может быть другом, а может – врагом, который убьет вашу музыку, превратив её в бездушное чередование сильных и слабых долей.

Так как же использовать метроном, чтобы не навредить музыке?

Правило 1: Метроном в занятиях использовать можно и нужно. Но только периодически, чередуя игру с ним и без него.

Нельзя постоянно заниматься под метроном, если вы не хотите засушить себя как музыканта и превратиться в музыкальный автомат, который не думая дергает в нужный момент нужную струну или нажимает нужную клавишу.

Правило 2: Мы не рекомендуем заниматься, играя под метроном всю пьесу от начала и до конца – это абсурд!

Метроном является проверочным прибором вашего чувства ритма, но не должен заменять его. Если Вы начинаете играть пьесу в одном темпе, а заканчиваете в другом и при этом не замечаете этого – это плохо! Вот здесь метроном поможет отследить возникающие отклонения и понять ваши взаимоотношения с метроритмом.

Нужно помнить, что есть люди разного психологического склада. Например:

  • Холерики часто постепенно ускоряют темп игры, начиная играть произведение в одном темпе, а заканчивая его в более быстром
  • Флегматики же, наоборот, склонны постепенно замедлять темп своей игры к концу пьесы

Вы должны выяснить свою особенность ощущения темпа и метра и уметь контролировать процесс игры, сдерживая или подгоняя себя.

Но метроном не должен быть костылем, от которого вы боитесь оторваться!

Вот, собственно, и все правила грамотной работы с метрономом.

У каждого из нас есть врожденное естественное чувство ритма, его надо правильно развивать, а не подменять метрономом. Поэтому используйте работу с метрономо грамотно – себе на пользу.

Если же вы хотите превратиться в музыкальный автомат, отрубив музыке её прекрасные крылья в «прокрустовом ложе» механистичности и бездушной метроритмической однообразности исполнения – продолжайте заниматься под метроном, и как можно больше!

Я же все-таки, желаю вам стать настоящими тонкими, глубокими и содержательными музыкантами, способными передавать своей музыкой самые сильные чувства и тончайшие движения души! Поэтому думайте, слушайте, учитесь, наблюдайте, сравнивайте и берите на вооружение только лучшее. И не слушайте расхожих советов «доброхотов» от музыки!

Конечно, чувтво ритма — одно из базовых качеств хорошего исполнителя-гитариста, но не единственное. Ему нужны сильные, гибкие и подвижные руки и хорошая гитара — не обязательно дорогая, но обязательно помогающая гитаристу, а не мешающая ему. Найти такую гитару можно даже среди недорогих инструментов, главное — знать, как её найти среди других гитар.

Источник

Читайте также:  Mary gu не влюбляйся милая ноты
Оцените статью