Гитара какую ноту каким пальцем

Аппликатурные принципы правой руки.

В гитарных нотах обычно обозначают аппликатуру только для левой руки. Аппликатуру правой, как правило, не ставят. Или ставят только в особо сложных местах, требующих неукоснительного соблюдения одного аппликатурного варианта.

Аппликатурных вариантов правой руки может быть несколько, и предполагается что гитарист, основываясь на своём опыте, сам знает как играть правой рукой, тем более что выбор конкретного варианта это вопрос привычки или индивидуальных предпочтений в игре.

А вот ученикам в этом вопросе гораздо сложнее разобраться и всё не так очевидно.

В этом уроке я расскажу о базовых аппликатурных принципах правой руки, которых следует придерживаться в своей игре.

1. Чередование пальцев

Чередование пальцев — это основной аппликатурный принцип правой руки гитариста, который нужно неукоснительно соблюдать при обучении.

Два раза подряд одним пальцем играть нельзя. Исключение составляет большой палец (p). Пальцы ima чередуются в обязательном порядке.

Почему это так важно? Дело в том, что игра одним пальцем двух и более нот подряд нерациональна с технической точки зрения. Если темп не быстрый, сыграть одним пальцем ещё можно успеть. Но при повышении темпа рука неизбежно зажмётся, и играть будет невозможно. Вы просто не успеете сыграть нужные ноты в быстром темпе одним пальцем. Не говоря уже о качестве игры. Ни о какой лёгкости и комфорте в быстром темпе и речи быть не может при нарушении принципа чередования пальцев.

Читайте также:  Аккорд серым облаком дым

На начальном этапе обучения мы всегда играем в медленных темпах. Но это не значит, что можно играть одним пальцем. Наоборот, именно на этапе обучения, этот принцип должен соблюдаться особенно строго.

Играя упражнения и произведения в медленных темпах мы приучаем руку играть правильно, и равномерно тренируем все пальцы. Рука запоминает наиболее рациональный способ игры, вырабатываются полезные привычки. В дальнейшем, ускорение темпа не вызовет затруднений, так как заученная аппликатура будет оптимальной. И наоборот, если вы при разборе произведения не продумали аппликатуру, это произведение вы уже не сможете сыграть быстрее.

Это правило касается игры отдельными нотами. Когда пальцы ima играют аккордами по два или три звука одновременно, то, естественно, никакого чередования быть не может. Двойной звук с большим пальцем не считается аккордом, и пальцы ima в этом случае нужно чередовать.

2. Распределение пальцев по струнам

При игре классической техникой, правая рука гитариста играет четырьмя пальцами: p, i, m, a. У каждого пальца есть своя зона действия, в которой он проводит большую часть времени. Зоны действия пальцев определяются анатомическими причинами и логикой игры гитарной фактуры.

На схеме ниже показана зона ответственности каждого пальца.

Из этой схемы мы видим, что по 5 и 6 струне играет только большой палец.

По 4 струне может играть как большой палец, так и палец i.

Пальцы im могут играть по любой из трёх струн без обмотки.

Палец a может играть либо по первой, либо по второй струне, но практически никогда не играет по третьей и выше.

Это базовая схема, которой следует придерживаться в подавляющем большинстве случаев. Но, как и везде, иногда бывают исключения. Эти исключения всегда чем-то обоснованы, есть причина отклонения от нестандартной аппликатуры. Но такие случаи относительно редки.

3. Распределение ролей между пальцами ima.

3.1 Пальцы im

Пальцы im анатомически более развиты и более подвижны чем палец а, поэтому они выполняют основную работу. При этом не имеет значения, в каком порядке они чередуются, и с какого начинать.

Пальцы im играют мелодические ноты следующие одна за другой, а также практически все гармонические.

Пример использования пальцев «im» при игре мелодии:

3.2 Палец a

Палец a используется в роли вспомогательного. Как правило, он играет отдельные звуки на первой или второй струнах в тех случаях, когда пальцы im нужны для игры на других струнах. Не стоит использовать палец а без необходимости, когда то же самое можно сыграть пальцами im.

Палец а играет преимущественно отдельные мелодические ноты крупных длительностей. А также верхние гармонические ноты при игре арпеджио.

Пример использования пальца «а» при игре мелодических звуков:

Пример использования пальца «а» при игре арпеджио:

Помимо разной степени подвижности у каждого пальца есть свой тембр. Ведь пальцы разной длины, у них разное положение относительно струны в пространстве, соответственно и разный тембр звука. Пальцы im наиболее близки по параметрам, и характер звучания между ними ближе. Это ещё одна причина, по которой их следует использовать парой при игре следующих друг за другом нот.

Но не стоит недооценивать роль пальца а. Он хоть и играет относительно реже, но как правило, извлекает особо важные мелодические ноты в фактуре. Обычно это длинные мелодические ноты, на фоне которых пальцы im играют гармоническое заполнение в середине. Также он активно используется в тех случаях, когда по каким-либо причинам невозможно правильно чередовать пальцы im, или двух пальцев явно не хватает. Поэтому палец «а» должен быть достаточно развит, чтобы извлекать яркий, красивый звук, способный длиться продолжительное время.

Здесь стоит сказать что существует трёхпальцевая техника игры, в которой пальцы ima равнозначны и чередуются по кругу. Чаще всего в порядке ami-ami-ami-ami, но возможны и другие комбинации. Это более продвинутая техника, которая может применяться как эпизодически, так и постоянно. Начинать обучение именно с неё я не рекомендую. Сначала нужно освоить классическую двухпальцевую технику на хорошем уровне и только потом, если появится необходимость, пробовать трёхпальцевую.

Подводя итог этому разделу, можно сказать, что пальцы im выполняют основную работу. Они играют серии нот, следующие одна за другой, и гармонические ноты в середине. Палец а играет одиночные ноты в тех случаях, когда пальцы im нужны на других струнах, или двух пальцев не хватает по каким-либо причинам.

4. Распределение ролей между пальцами pi на 4-ой струне.

На 4 струне у нас могут быть басовые, гармонические и даже мелодические ноты (при проведении мелодии в среднем или нижнем регистре).

4.1 Если на 4-ой струне басовая нота

Если нота басовая по своей функции в фактуре, то однозначно играем большим пальцем. Тут без вариантов. Большой палец извлекает наиболее мощный, плотный звук, из всех пальцев он самый сильный.

4.2 Если на 4-ой струне гармоническая нота

Если нота гармоническая, то тут возможны два варианта. Либо большим пальцем, либо пальцем i. Здесь трудно вывести какое-то одно универсальное правило на все случаи, каким пальцем и когда играть. Нужно учитывать фактор рациональности, удобства, и звучания в каждом конкретном фрагменте.

У этих двух пальцев изначально разный характер звучания, и это тоже нужно учитывать при выборе.

Большой палец даёт плотный, мягкий по тембру звук. Если он без ногтя, конечно. Я играю без ногтя на большом пальце.

Палец i даёт лёгкий, но более яркий по тембру звук за счёт ногтя. Довольно продолжительное время я вообще избегал играть пальцем i по 4-ой струне из-за характерного скрежета ногтя по обмотке. Потом научился извлекать звук без призвука. Для этого нужно во-первых, убрать скольжение ногтя по струне, а во-вторых, изменить угол срыва ногтя со струны, играть чуть вверх или от себя. Решают буквально миллиметры и доли миллиметров. Тут нужно искать опытным путём.

Гармонические ноты всегда играются тише остальных, и это тоже надо учитывать при выборе пальца. Пальцем i проще всего сыграть с нужной динамикой. А вот большой палец, без осознанной корректировки, даст слишком громкий звук для гармонической ноты. Поэтому при игре гармонических нот большим пальцем нужно сознательно ослабить силу звукоизвлечения, сыграть легче, невесомее, без опоры.

Приведу пару примеров, в каких случаях каким пальцем я предпочитаю играть по 4-ой струне и почему.

Пример использования пальца «p» при игре гармонических нот на 4-ой струне:

Как мы видим, ноты Ми и Ре на 4-ой струне являются гармоническими, и я их предпочитаю играть большим пальцем в данной ситуации. Почему?

Дело в том, что для большого пальца наиболее естественным является исполнение нот при движении вниз по струнам. При игре с опорой, он просто соскальзывает по очереди с каждой из струн, как в первой части такта.

Во второй части такта, хоть большой палец и играет через струну, всё равно это для него естественное движение. В этих случаях я играю бас без опоры. Во второй части такта можно было бы изменить аппликатуру и сыграть ноту Ре на 4 струне пальцем i, а мелодическую ре на 2 струне пальцем а, это не было бы ошибкой. Но я предпочитаю играть подобные места с движением большого пальца вниз.

Пример использования пальца «i» при игре гармонических нот на 4-ой струне:

Когда идёт подобное чередование гармонических нот на 4-ой струне я предпочитаю играть их пальцем i. Указательный палец более подвижный и даёт более лёгкий звук, что и требуется в подобных местах. Если играть такие фрагменты с пальцем p, это перегрузит звучание гармонических нот, да и играть большим пальцем вверх по струнам (на обратном ходу) менее удобно, чем вниз. Сам рисунок фактуры предполагает игру с пальцем i.

Внимательный читатель может возразить, что ведь можно сыграть большим пальцем при движении от баса вниз, а на обратном ходу сыграть указательным пальцем. Действительно можно, но не желательно. По причине разного характера звучания пальцев. В этом случае потеряется однородность гармонического заполнения. Гораздо удобнее, рациональнее и логичнее сыграть сразу с пальцем i, по моему мнению.

Подведём итог вышесказанному. Большим пальцем удобнее и логичнее играть отдельные гармонические ноты на 4-ой струне при движении по струнам вниз. Палец i используем при чередовании гармонических нот на 4-ой струне, и при движении по струнам вверх.

4.3 Если на 4-ой струне мелодическая нота

Если же по 4-ой струне идёт мелодическая линия, то приоритет за пальцем i. Во-первых, большой палец нам наверняка понадобится на басовых струнах, а во-вторых, указательный палец с ногтем даёт более яркий, мелодический тембр.

При игре мелодии по 4-ой струне допускается играть пальцем i без чередования два и более звуков подряд, потому что другие пальцы скорее всего будут заняты на остальных струнах игрой гармонического заполнения. Либо же, если темп подвижный, можно подключить к игре палец m.

5. Принцип анатомического удобства

При выборе порядка чередования пальцев нужно учитывать принцип анатомического удобства. К примеру, если нам надо сыграть сначала вторую струну а потом первую, то наиболее естественно сыграть эти струны пальцами im. Палец i находится выше пальца m, и именно в этом порядке удобнее всего играть сверху вниз по струнам. Порядок пальцев mi будет в этом случае неестественным, менее удобным.

То же самое в обратной ситуации. Если нам нужно сыграть вторую, а затем третью струну, то естественным будет порядок пальцев mi.

Источник

Классическая гитара >Обозначение пальцев. Правило постановки

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола. Впервые обозначение пальцев ввели в Испании. Эти правила актуальны и по сей день.

Обозначение пальцев происходят от испанских названий.

Большой палец левой руки не участвует в игре, а служит для помощи остальным пальцам. Находится он с обратной стороны и грифа и создаёт давление при игре.

Стараться нужно, чтобы большой палец стоял перпендикулярно грифу, а остальные пальцы были более округлые. Это предаёт удобство играющему, ну и конечно эстетичный вид.

При игре правой рукой, чаще всего большой палец ставится на шестую струну (самую верхнюю), а три другие на первую, вторую, третью струны соответственно. Мизинец используется крайне редко.

Рука должна быть расслаблена. Хотя поначалу кажется, что чем больше вы её напряжёте, тем легче играть. Нет! Это заблуждение, пальцы должны быть расслаблены и плавно перебирать струны.

Сядьте правильно, операясь на предыдущие уроки, поставьте правую и левую руки правильно. Добейтесь полного удобства и комфорта. Соблюдайте осанку. Если всё получилось попробуйте попереберать струны, расслабьте руки.

Распечатала сыну ваши рисунки с обозначением пальцев и дело пошло. Теперь ребенок с большим удовольствием учится играть. Статья действительно полезная, спасибо.

Здравствуйте! Всегда хотел научится играть на гитаре,но в музыкальную школу идти не хотел. С помощью ваших уроков я «продвинулся» и за два месяца уже научился играть «дворовые» песни. Спасибо вам за уроки, они мне очень помогли.

Здравствуйте! Не так давно я решил научиться играть на гитаре, но без репетиторов и музыкальной школы. В интернете информации много,но чаще всего одна «вода». Но недавно стал заходить на этот сайт и реально стало получаться.(как играть,ставить пальцы и т.д.) Спасибо тем ,кто это все делает.:)

Такое ощущение, что статьи писали разные люди, или же просто скопированы с разных источников…здесь рекомендуют ставить палец p на 6-ую струну, в статье выше на 4-ую…не серьезно как то товарищи. Мелочь конечно, но все же

Эту статью писали 6 лет назад. В настоящее время старые статьи проверяются и редактируются..

Большой палец левой руки еще как применяют посмотрите игру Э.Клэптона и Т.Эммануэля мизинец левой руки согласен можно отрубить шутка

Источник

Гитара какую ноту каким пальцем

Очевидно, если вы взяли в руки гитару с целью изредка поиграть любимые песни в кругу друзей и не планируете в ближайшем будущем стать новым Стивом Ваем или Джимми Хендриксом – вы можете отложить изучение нот на грифе на неопределённый срок и ограничиться только информацией, которую мы даём в наших разборах.

Если же ваши цели лежат в иной плоскости и подразумевают взаимодействие с другими музыкантами, сочинение музыки или импровизацию – вам безусловно нужно было начать учить ноты на грифе гитары ещё вчера.

Если вы уже бывали на сайте guitar-geek.ru, то наверняка обратили внимание, что в аппликатурах аккордов во всех разборах песен выделены тоники (синие кружки). Тоника – это основная нота аккорда, от которой этот аккорд построен. Если вы внимательно изучали эти аккорды, то наверняка уже ориентируетесь, где какая нота на 6 и 5 струнах, а если не ориентируетесь – придётся потратить чуть больше времени на изучение грифа.

Итак, как уже говорилось – вы должны знать каким нотам соответствуют струны вашей гитары. Сейчас мы рассматриваем 6 струну (Ми) и 5 струну (Ля). Кроме того, к этому моменту вы уже должны свободно проговаривать ноты восходящей и нисходящей гаммы До мажор.

Теперь осталось уяснить, что между нотами Ми и Фа, и между нотами Си и До – полутон (1 лад на гитаре), а между всеми остальными нотами – тон (2 лада на гитаре). Этих данных достаточно, чтобы вы смогли самостоятельно найти все ноты гаммы До мажор на 6 и 5 струнах. Это ваше первое задание. Возьмите гитару и найдите все ноты гаммы До мажор, начиная с открытых струн и до 12 лада. Нашли? Теперь взгляните на изображения ниже и проверьте себя.

До V лада проблем с запоминанием нот обычно не возникает, потому как есть привязка к открытым струнам и ориентиры в виде основных аккордов, а вот после V лада могут возникать затруднения. Чтобы преодолеть эти трудности – разложим все ноты на 4 группы.

Когда будете играть эти группы нот – старайтесь запомнить как выглядят эти последовательности нот аппликатурно на грифе.

Начнём с открытой 5 струны (Ля). Если повысить ноту Ля на целый тон (2 лада на гитаре), то вы всегда получите ноту Си. Это справедливо для любого места на грифе и для любой струны. Правило работает и для ноты До, которую можно получить, повысив ноту Си на полутон (1 лад на гитаре).

Обратите внимание на изображение ниже. Как видите, аппликатурно эта последовательность нот выглядит одинаково на 6 и 5 струнах.

Совершенно тот же принцип будет сохраняться в группе нот До – Ре – Ми, с той лишь разницей, что в этой группе между всеми нотами будет целый тон (2 лада на гитаре).

Запомните аппликатуру этой группы нот на 6 и 5 струнах. Сразу откладывайте в голове информацию, что повысив ноту До на целый тон в любом месте на грифе вы получите ноту Ре, а повысив на тон ноту Ре – всегда получите ноту Ми.

Теперь давайте сгруппируем ноты Ми – Фа – Соль. Эти ноты располагаются на участке 6 струны от открытой позиции до III лада. На 5 струне – от VII до X лада.

Чуть раньше уже упоминалось, что интервал между нотами Ми и Фа – полутон, а между нотами Фа и Соль – тон. Из этого следует, что найдя ноту Ми на грифе – следующий лад всегда будет нотой Фа, а повысив ноту Фа на один тон – вы получите ноту Соль. Теперь запомните аппликатуры этой последовательности на 6 и 5 струнах.

В последней группе нот Фа – Соль – Ля интервалы между соседними нотами составляют тон. Это значит, что найдя в любом месте грифа ноту Фа и повысив её на 1 тон – вы получите ноту Соль, а повысив таким же образом ноту Соль – получите ноту Ля.

На 6 струне эта последовательность нот играется с I до V, а на 5 струне с VIII до XII лада. Взгляните на картинку и запомните, как выглядит на грифе эта последовательность нот.

Мы разобрали основу, на которой будет построена методика запоминания нот на грифе гитары. Если здесь вы будете плавать – ничего хорошего не получится, поэтому всё, что вы только что прочитали, нужно знать как таблицу умножения.

Когда вы будете чётко видеть каждую ноту на 6 и 5 струнах до XII лада, можете приступать к дальнейшему изучению грифа. После XII лада все ноты повторяются, поэтому пока что об этом не думайте, сосредоточьтесь на первых 12 ладах.

Чтобы быстрее запомнить ноты на 6 и 5 струнах предлагаю вам действовать следующим образом:

  • играйте все группы нот в прямой и обратной последовательности. Играйте много, играйте долго, играйте вдумчиво. Смотреть телевизор и гонять по грифу не получится. Точнее, получится, но толку от этого будет мало. В этот процесс обязательно должны быть включены не только руки, но и голова;
  • как уже говорилось, при проигрывании нот проговаривайте их названия вслух. Ещё эффективнее будет пропевать эти ноты в унисон. Это кажется бесполезным занятием, но это только кажется, поверьте. Если будете пропевать ноты, то помимо запоминания их расположения на грифе вы будете лучше запоминать, как они звучат;
  • когда у вас нет времени посидеть с гитарой часок-другой и погонять эти группы нот по грифу – используйте любое свободное время, чтобы напрягать голову. Заставляйте мозг визуализировать гриф и расположение нот. К примеру, вместо того, чтобы послушать музыку в метро – заведите блокнот, расчертите там 12 ладов и вписывайте туда ноты. Начинайте с открытой струны и заканчивайте XII ладом. Делайте это для 6 и 5 струн, в прямом и обратном порядке;
  • когда почувствуете, что можете выбрать рандомный лад на этих струнах и без промедления назвать ноту ничего не высчитывая – вы готовы продолжить изучение грифа. Обычно для этого достаточно нескольких дней сфокусированной работы.

Обязательно сохраните эту публикацию в закладках вашего браузера (Ctrl + D), чтобы вернуться сюда позже и продолжить. А если вы уже выучили ноты на 6 и 5 струнах – давайте разбираться дальше.

Возможно, для вас это будет сюрпризом, но если вы выучили ноты на 6 и 5 струнах, то вы уже выучили весь гриф. Просто вы пока об этом не знали.

Дело в том, что если вы знаете аппликатуры октав на грифе гитары – вы можете найти любую ноту, взяв октаву от ноты на уже изученных вами струнах. С интервалами, в том числе с октавами, я уже знакомил вас в статье «Как пользоваться кварто-квинтовым кругом». Если кратко, октава – это интервал между двумя нотами, при котором частота одного из них либо в два раза выше, либо в два раза ниже другого.

Гитара – это очень удобный инструмент, как вы уже могли убедиться, когда изучали аппликатуры разных групп нот. В случае с октавами ситуация практически идентичная – аппликатурно октавы выглядят одинаково по всему грифу, за исключением некоторых изменений, вызванных строем инструмента. Об этом дальше поговорим подробнее.

Это, пожалуй, самая распространённая октавная аппликатура, поэтому стоит начать именно с неё. Если выразить эту форму словами, то чтобы найти октаву – вам нужно зажать указательным пальцем ноту на 6 струне, а безымянным пальцем зажать ноту, внимание, через струну и через лад.

Например, если взять ноту Ля на V ладу 6 струны, то нота Ля на октаву выше будет на VII ладу 4 струны.

Теперь для лучшего восприятия давайте всё это визуализируем.

Октавные аппликатуры для поиска нот на 2 и 1 струнах несколько отличаются от тех, которые мы уже использовали для поиска нот на 4 и 3 струнах. Это связано с особенностью настройки гитары. На этот раз вам нужно будет зажимать ноты указательным пальцем и мизинцем и формула будет выглядеть так: через струну и через 2 лада.

Кроме того, вы знаете, что 6 и 1 струны гитары настраиваются на ноту Ми, т.е. все ноты, которые вы уже выучили на 6 струне в точности повторяются на 1.

Рассмотрим ещё одну аппликатуру, которая не так распространена, но всё равно будет очень полезна для изучения нот на грифе гитары. На этот раз формула такая: через 2 струны и через лад.

Если раньше мы строили октавы от основания к вершине, то теперь будем брать ноту на 1 или 2 струне, а безымянным пальцем или мизинцем брать октаву на 4 или 5 струнах.

Теперь давайте это визуализируем.

При прочтении этой статьи и вас мог возникнуть логичный вопрос: «Как быть с участком грифа после XII лада?». Действительно, стоит остановиться на этом подробнее, ведь мы рассмотрели гриф только до XII лада.

Дело в том, что после XII лада все ноты на грифе повторяются. Если вы зажимаете любую струну на XII ладу, то звучит та же нота, которая звучала бы на открытой струне, просто на октаву выше.

Это значит, что совершенно всё, что мы изучали ранее справедливо и для участка грифа после XII лада. Вы можете представить, что XII лад – это ваша открытая струна. Тогда первая метка на грифе после XII лада (на XV ладу) будет соответствовать III ладу и так далее. Кроме того, это значит, что все аппликатуры после XII лада тоже сохраняются.

Для лучшего понимания я это проиллюстрирую, а вы попробуйте найти 5 отличий.

Источник

Оцените статью