Гитара канадской фирмы godin
Godin Guitars – один из самых крупных производителей гитар в Северной Америке и, пожалуй, единственный, кто держит массовое производство на собственных мощностях в Америке, не прибегая к размещению производства на чужих азиатских фабриках.
Компания имеет богатую более чем 40-летнюю историю и огромную популярность не только у массового покупателя, но и среди мировых звезд первой величины, таких как Джон Маклафлин, Стив Стивенс, Эл Ди Меола, Леонард Коэн, Билли Корган, Gipsy Kings, Los Lobos, Кирк Хэммет, Тони Йомми, Нил Шон, Алекс Сколник, Роджер Уотерс и многих других. Кроме того, Godin не обходят стороной и простых любителей гитары, производя не только профессиональные гитары, но и широкий ассортимент гитар среднего и совсем бюджетного ценового диапазона.
Если не заострять внимание на дорогих профессиональных гитарах, самые топовые из которых являются произведениями искусства, а сосредоточиться на инструментах, доступных бюджету массового потребителя, то о них можно сказать, что производитель полностью концентрируется на достижении максимального качества сборки и использовании качественных материалов, отказавшись от внешнего лоска. Эти гитары выглядят скромно, без лишнего гламура и цыганщины, но звучат просто превосходно и, что самое главное, прекрасно переносят любые самые суровые климатические перепады. Это объясняется тем, что Канада, где производятся эти гитары, — северная страна с достаточно суровым климатом, пусть не настолько суровым, как континентальная Сибирь (все-таки Америка более влажная за счет близости обоих океанов), но климатические перепады тут достаточно резкие – от суровой зимы до жаркого лета.
Все производственные процессы происходят на канадских и американских фабриках, расположенных в огромном лесном массиве по обе стороны границы между канадским Квебеком и американским Нью-Хэмпширом. Основатель и хозяин компании, Роберт Годэн – мастер высочайшего класса, но при этом очень общительный и открытый человек, с удовольствием делится любой информацией касательно гитарного производства. Он даже не пытается скрыть ни одного производственного секрета. Заядлый охотник и грибник, Роберт пользуется заслуженным уважением и авторитетом среди студентов бостонского музыкального колледжа Беркли, где он читает курс лекций, охотно делясь своим богатым опытом с молодежью.
Роберта неоднократно спрашивали, почему он до сих пор продолжает производить гитары в Америке, ведь в Китае рабочая сила гораздо дешевле и можно сэкономить на производственных затратах. На что он всегда отвечал:
«Экономия затрат не так важна, как готовый продукт. Китайцы могут поразить количеством, но пострадает качество. Можно произвести миллион гитар в месяц, но, поскольку гонка за количеством происходит в ущерб качеству, то либо вы потеряете репутацию хорошего производителя, либо покупатели просто вернут большую часть гитар назад, требуя назад свои деньги, и выигрыша не будет. Да, мы не можем позволить себе произвести миллион гитар по 100 долларов, но какой смысл, если половина из них будет непригодна для игры, мы заработаем ровно столько же, если произведем 175 тысяч качественных гитар в год. Пусть они будут продаваться вдвое или втрое дороже, но каждая из них будет верой и правдой служить покупателю, и мы найдем еще больше клиентов по рекомендациям тех, кто уже купил наши гитары».
Следует заметить, что Godin не занимаются пустым переводом сырья, даже обрезки, непригодные для изготовления гитар, идут в дело. Если вы посетите офисы или фабрики Godin, то заметите много деревянных подставок для карандашей, держателей для инструмента, да или просто багетов под семейные фото у каждого сотрудника. Все это обрезки, не попавшие в производство гитар. Ни одна щепка не пропадает даром.
На сегодняшний день Godin производят акустические гитары под марками Art & Lutherie, Norman, Seagull, Simon & Patrick, LaPatrie, а под марками Godin и Richmond – электрогитары. На первый взгляд кажется странным, почему у одной компании столько торговых марок, но если проследить за историей и модельным рядом, то все станет вполне логичным.
В этой статье я расскажу об акустических брендах и сериях Godin, чем отличается их модельный ряд, а в следующий раз поговорим об электрогитарах.
Роберт Годэн, как и большинство его сверстников, в юности увлекался музыкой Beatles и Ventures и мечтал стать таким же музыкантом, как и его кумиры. Закончив колледж, он устроился работать в монреальский музыкальный магазин Harmony Lab, занимаясь там мелким ремонтом и предпродажной подготовкой гитар, где не только набрался огромного опыта как мастер, но и открыл для себя множество своих собственных ноу-хау. Роберт добился огромных успехов и навыков тюнинга, и в магазин начали съезжаться музыканты сперва из Квебека, а потом и со всей Канады. Люди приезжали даже из Торонто, а ведь это в пяти часах езды! Молва о юноше с золотыми руками, который может заставить гитару петь, докатилась даже до соседних США.
В 1972 Роберт поехал поохотиться на лосей в местный лес. По дороге он встретил старика, который, узнав, что Роберт – мастер, решил похвастаться гитарой, сделанной им дома на коленке. Роберт взялся довести гитару до ума. Когда он вернулся с отремонтированной гитарой, старик рассказал, что владеет мастерской по производству оконных рам и собирается закрывать бизнес и выходить на пенсию. Деревообрабатывающая мастерская, расположенная в районе, богатом древесиной, показалась Роберту отличным шансом осуществить свою давнюю мечту, открыть собственную гитарную фабрику, и он предпринял все усилия для того, чтобы выкупить разваливающуюся лесопилку. Инвесторов он так и не нашел, но банки охотно дали бизнес-кредит молодому предпринимателю, и Роберт стал единоличным владельцем лесопилки.
Старика – владельца оконной фабрики звали Норман, а его продукция носила имя Окна Нормана. Роберт оставил имя Norman для марки гитар, дабы избежать бюрократических налоговых проволочек перерегистрации, и под этим брендом гитары производятся и по сей день.
Помимо Norman, в коллекции годэновских брендов присутствуют La Patrie, Seagull, Simon & Patrick, Art & Lutherie. Рассмотрим эти бренды подробнее.
La Patrie – имя небольшой деревеньки, в которой Роберт обнаружил «Окна Нормана» и где до сих пор стоит самая старая фабрика Godin. Сейчас это уже не та развалюха, что досталась Роберту в 1972. Это современные корпуса, оборудованные климат-контролем и самыми передовыми станками и оборудованием. Увеличение объемов производства привело к тому, что людские ресурсы маленькой деревеньки были исчерпаны. Население La Patrie – всего 800 человек, причем 600 из них работает на фабрике Godin. Это буквально все трудоспособные жители, за исключением детей, стариков и домохозяек. Роберт построил еще несколько фабрик рядом. На сегодняшний день их пять, четыре из них в Квебеке и одна в США, в Нью-Хемпшире.
Каждая фабрика, по словам Роберта, имеет свой дух, свое комюнити, свою концепцию, и поэтому на разных фабриках происходят разные производственные процессы. Одна занимается заготовкой и хранением древесины, другая – обработкой деревянных заготовок, третья – сборкой и покраской. В Берлине, Нью-Хемпшир, например, производится окончательная сборка, распайка и предпродажная подготовка электрогитар, а в Ричмонде — внедрение новых технологий и изучение акустических средств дерева и его обработки, этакая канадская Кремниевая Долина. Лесной район, где расположены три самые старые фабрики, населен негусто, и большинство его жителей занято работой на Godin.
Тут выросло уже не одно поколение гитарных мастеров, трудятся уже внуки первых работников, так что через 35 лет после переоборудования оконной фабрики LaPatrie в гитарную район заповедника Samuel-Brisson официально получил название Guitarville. И это действительно город гитарных мастеров. Практически весь материал, используемый в производстве, растет прямо тут, вокруг фабрик. Вы можете заметить логотип «95% Canadian Wood» на коробках, в которые упаковываются гитары всех марок Godin. Это значит, что практически вся древесина растет и заготавливается на месте, в Канаде, за исключением палисандра и черного дерева, которые в Канаде не растут, а поставляются из Центральной Америки. Роберт частенько, гуляя со своей собакой по заповеднику, находит поваленные вековые деревья, которые отмечает в своем навигаторе для дальнейшего использования в производстве.
Имя этой деревни, La Patrie, получило семейство классических гитар Godin.
Конструктивно La Patrie отличаются от испанской классики, в частности, наличием анкерного стержня, который позволил сделать профиль грифа тоньше и облегчить игру. Когда Роберт предложил впервые гитары La Patrie, многие ортодоксальные классики посчитали металлический стержень в грифе святотатством, но это не смутило Роберта. Проектируя современные гитары с нейлоновыми струнами, он нашел новую нишу рынка среди исполнителей латинской музыки и джаза.
В одном из своих многочисленных интервью Роберт заметил: «Современному рынку не нужна еще одна классическая гитара. На традиционных толстых грифах неудобно играть, такое ощущение, что вы держите в руках не гитару, а бейсбольную биту». Гитары La Patrie обрели множество поклонников прежде всего у джазовых исполнителей в пальцевом стиле, тех, кто уверенно ведет полифонические партии на одном инструменте, заставляя одну гитару звучать как целый оркестр.
Замечательный отечественный гитарист Александр Винницкий играет на гитарах этой марки задолго до появления La Patrie на российском рынке.
Модельный ряд гитар невелик, чуть шире Нормана, но не такой большой, как у Seagull или Simon & Patrick.
Корпуса студенческой или домашней серии Etude изготавливают из трехслойного ламината канадской дикой вишни. Верхние деки — кедровый массив, как и у всех остальных гитар, прошедший испытание давлением. Грифы из гондурасского красного дерева. Гитары покрыты матовым лаком. Электроакустические La Patrie, как и Art&Lutherrie и большинство Seagull, оборудованы электроникой Quantum канадской фирмы EPM, в отличие от Norman с американским Fishman на борту и Simon&Patrick с финским B-Band.
Гитары этой серии повторяют спецификации Etude, но отличаются компактным корпусом, аналогичным корпусу Grand вестерн гитар Seagull и S&P или Norman Parlor. Мензура всех гитар LaPatrie (даже уменьшенных Motif) – 25.66 дюймов.
Профессиональные гитары с корпусом из массива красного дерева и кедровой верхней декой, естественно, тоже из массива, как и на всех гитарах Godin. Накладки грифа и бридж, как и на предыдущих моделях, — палисандровые. Производятся и катавэйные модели с вырезом, облегчающим доступ к высоким нотам. Гитары покрываются глянцевым лаком.
Модель с корпусом из массива палисандра и кедровым верхом, покрытая матовым лаком.
Топовая модель со спецификациями Presentation, отличающаяся глянцевым покрытием.
«Катавэйные» (с вырезом на корпусе) электроакустики. Аналогичны Concert, но помимо пьезодатчика оборудованные электретным микрофоном на гусиной шее. Предлагаются в берстовой или черной расцветке.
На сегодняшний день Norman производит 4 серии.
Гитары этой серии производятся под артикулом B-18 Cedar, что намекает на материал, из которого изготавливаются верхние деки. Это кедровый массив (массивом среди гитаристов принято называть цельное, однослойное дерево). Верхняя дека – самая главная звукообразующая деталь гитары. Для их изготовления отбирают самые прочные сорта хвойных деревьев, возраст которых может доходить до 600 лет. Суровые зимы Квебека закаляют хвойные леса, которыми покрыта территория этой канадской провинции. Чтобы выжить в таких условиях, дерево должно быть очень сильным. Прежде чем пустить готовые деки в производство, их подвергают испытанию давлением, и если дека, подвергнутая такому испытанию, не лопнула, значит дерево имеет плотную однородную структуру и обеспечит богатый гармониками звук с отличной динамикой.
Нижние деки и обечайки изготавливают из 3-слойного ламината канадской дикой вишни. Этот материал часто можно заметить у производителей акустических Hi-End колонок. Вишневый ламинат обладает отличными звукоформирующими качествами и неприхотлив в быту. Поскольку гитары этой серии рассчитаны на массового покупателя, не всегда знакомого с тем, что массив дерева требует особого ухода и соблюдения строгих климатических условий, был выбран материал, способный пережить любые самые неблагоприятные условия. Многие производители используют в строительстве гитар ламинат красного дерева или палисандра, чтобы выдать их за более дорогие материалы. Godin решили отказаться от этого. Главное – не внешняя имитация дорогих пород, а сбалансированный звук и надежность. Палисандр и красное дерево применяют в более дорогих, профессиональных сериях, но не ламинат, а массив.
Грифы изготавливают из клена и не вклеивают в корпус, а привинчивают двумя саморезами сквозь верхний клец, как у гитар Taylor. В условиях массового производства это очень удачное решение, позволяющее избежать возникновения горба накладки грифа в районе вклейки, чем грешат большинство китайских производителей. Если вдруг гитара подверглась хранению в неподобающем климате, достаточно лишь слегка ослабить крепление грифа и дать инструменту отлежаться в кейсе с поддержкой должного микроклимата. Больной быстро поправится и не обрастет горбом, затрудняющим извлечение нот выше 12 лада.
У каждого из брендов Godin есть своя отличительная особенность. Все гитары Norman имеют короткую мензуру 24.84 дюйма, а для электроакустических версий в качестве поставщика электроники выбран Fishman.
В качестве костяшек и порожков для всех гитар Godin используется композитный материал Tusq канадской фирмы Graphtech, по своим звуковым качествам повторяющий кость. Его так и называют искусственной костью.
Под артикулом B18 производятся дредноуты. Цветовая палитра – натуральный, черный, бургунди и тобакко берст. Все гитары покрыты матовым лаком. Электроакустические модели оборудованы электроникой Fishman. Производятся модели и с вырезом для доступа к высоким нотам, так называемым катавеем.
На сайте производителя в рамках серии Protege можно заметить модель B15, изготовленную полностью из ламината, но этих гитар производится немного, и распространяются они только на внутреннем канадском рынке.
Совсем недавно Godin запустили в производство недорогую серию Expedition полностью из вишневого ламината. Эти гитары позиционируются компанией как неприхотливые крепкие походные гитары для вылазок на природу. Производится 3 модели в корпусах дредноут, фолк и парлор (уменьшенный корпус). Электроакустические версии оборудованы электроникой Fishman недорогой серии Isys.
Внутренний артикул B20. По сути, то же самое, что и предыдущая серия, отличаются еловым верхом вместо кедрового. Чтобы обеспечить больше визуальных отличий между сериями, вишню для корпусов этой серии выбирают с более выраженными рисунками годичных колец, а головки грифа красят не в черный цвет, а в коричневый. Цветовая гамма не столь разнообразна, как у B18, только натуральные некрашеные модели. Зато модельный ряд гораздо шире, представлены как дредноуты, так фолк-гитары и мини-джамбо (гитара с широким кузовом гранд-джамбо и толщиной дредноута).
Также в рамках этой серии есть 2 люксовых дредноута, покрытых глянцевым лаком прозрачного натурального и черного цвета.
Гитары Encore звучат громче и ярче, чем Protege, с более широкой динамикой, но зато последние звучат глубже и более сбалансированы тембрально, с небольшой естественной компрессией.
Это уже профессиональные гитары для серьезных музыкантов, с использованием массива не только для верхних дек, но и для всего корпуса, а также гондурасского красного дерева для грифов. Здесь представлены три серии дредноутов и одна фолк-модель, которую я позиционировал бы как фингерстайл.
ST40. Массив красного дерева с кедровой верхней декой, покрываются как матовым, так и глянцевым лаком.
ST40 Folk. Шикарный выбор для фингерстайлеров. Годэновские фолки отличаются от традиционных гранд-аудиториум гитар. По сути, это испанская классика с вестерн грифом. У Studio 40 и гриф ближе к испанской классике. Он даже имеет головку с прорезями в винтажном стиле.
B50. Корпус из трехслойного ламината волнистого огненного клена с красивым полосатым рисунком волокон, кленовый гриф с накладкой из черного дерева, еловая верхняя дека, шикарные колки типа Waverly Butterbean с позолоченным покрытием. Покрыта глянцевым лаком.
ST68. Топовая модель во всей линейке Norman. Массив палисандра с верхней декой из ели, накладка и бридж из черного дерева, люксовые колки с перламутровыми бутонами. Эта модель ничем не уступает самым топовым Seagull и Simon & Patrick и дешевле только из-за более скромной отделки, без инкрустаций и мозаичных окантовок, выполняемых на более дорогих моделях вручную.
Seagull или, по-русски, Чайка – собственный бренд Роберта, представленный в 1982 году, после накопления 10-летних наработок с Norman. В этих гитарах Роберт осуществляет свои идеи, отличающиеся от традиционных.
Прежде всего, Seagull отличает от остальных Godin увеличенная ширина грифа, около 46 мм у верхнего порожка против стандартных 44, что придется по душе гитаристам, играющим пальцевой техникой, исключение составляют серия Entourage и модели Slim серии Original с традиционно узким грифом.
Отличается и форма корпусов дредноутов. Они не такие квадратные, а с более скругленными контурами, напоминающие Slopeshoulder или Southern Jumbo.
Кроме того, сразу же бросается в глаза конусообразная уменьшенная головка грифа. Это решение не только позволило продолжить натяжение струн без перегиба за верхним порожком, но и предотвращает тенденции к поперечному скручиванию грифа винтом. Натяжение равномерно на всем участке от пробки струнодержателя до колка.
Верхние деки отличаются не равномерным изгибом, а коническим. Они более плоские в районе плеч и более выпуклые в районе бедер. Такое неравномерное натяжение позволяет уменьшить толщину деки и улучшить ее отзывчивость без риска получить лопнувшую деку.
Серия Excurtion практически аналогична Norman Expedition, но модельный ряд шире. Кроме вишневых моделей производятся гитары с корпусами из ореха и еловой верхней декой, а также двенадцатиcтрунная модель. В отличие от большинства Seagull, эта серия оборудована электроникой Fishman вместо привычной EPM.
Серия Entourage обладает теми же спецификациями, что и Norman Protege. Производятся гитары в корпусах дредноут, мини-джамбо и гранд (уменьшенный корпус). Большинство моделей окрашено в берстовый цвет Rustic, исключение лишь модель натурального цвета с еловым верхом и пара цветных моделей с глянцевым верхом. Электроакустики оборудованы электроникой EPM канадского производства. Мензура 24.84 дюйма.
По сути, тот же самый дредноут Entourage, с кедровой верхней декой, только натурального, не берстового цвета. У гитар этой серии узорные обечайки и нижние деки, как у Norman Encore. К производившимся изначально двум длинномензурным (25.5 дюйма) акустическим дредноутам (один с таким же узким грифом, что и Entourage, другой с широким) недавно добавились несколько разноцветных короткомензурок с широким грифом.
То же самое, что и предыдущие серии, только уже с широким грифом и затонированными обечайками и низом. Производятся в корпусах дредноут, фолк и гранд, а также 12-струнные гитары. Электроника электроакустик – EPM. Мензура дредноутов – длинная, а фолк, парлор и 12-струнки – короткая.
Три электроакустики с широким грифом, дредноут, джамбо и фолк, все с электроникой B-Band на борту. Для верхних дек используется ель или кедр. Дреднаут и джамбо – длинномензурные, фолк – короткомензурный.
Отличаются от Natural Elements использованием кленового ламината вместо вишневого и электроникой EPM. Верхние деки только еловые. Фолк – короткомензурный, дредноут и джамбо – длинномензурные.
Гитары, изготовленные полностью из массива. Базовая модель аналогична Norman ST40, только вместо кедра для верхних дек выбрана ель, производятся дредноут, фолк и джамбо.
Кроме красного дерева в этой серии есть дредноут и с корпусом из палисандра, а также полностью из красного дерева, включая и верхнюю деку. Производятся как матовые, так и глянцевые модели, а гитара берстовой расцветки – Creme Brulee, матовая с глянцевым верхом. Электроакустики оборудованы канадской электроникой EPM.
Топовая серия Seagull из отборных материалов. Используется только массив. Корпуса из красного дерева с кедровым верхом (Mosaic), тигрового волнистого клена с еловым верхом (Cameo) и палисандра с еловым топом (Studio). Накладка грифа модели Mosaic – палисандровая, а Cameo и Studio – из черного дерева. Все гитары украшены инкрустацией в виде елочки, так называемой хэррингбон, а также перламутровыми логотипами чайки на голове грифа и двенадцатом ладу. Электроакустические модели помимо пьезодатчика оборудованы микрофоном на гусиной шее, электроника EPM Quantum II. Также в этой серии производится именная модель Peppino D’Agostino на базе студио, но с очень широким грифом, почти 48.5 мм.
Кроме гитар, Seagull производят очень интересный фолк-инструмент Merlin. Это дульцимер, или как его еще называют – страмстик. Этот четырехструнный инструмент имеет диатоническую разметку ладов. Игра на страмстике располагает к медитации, можно часами бренчать на нем в полутрансе. Очень хорошо успокаивает нервы.
Саймон и Патрик – имена сыновей Роберта, которые продолжают семейный бизнес. Руководство брендом находится полностью в руках братьев, а модельный ряд имеет прямые параллели с Seagull отца, но как бы то ни было, модельный ряд Seagull и S&P не пересекается, а дополняет друг друга.
Практически все модели S&P имеют аналоги у Seagull и отличаются традиционным «квадратным» дизайном дредноутов, грифом стандартной ширины и финской электроникой B-Band.
Еще один аналог Norman Expedition
Аналогичны сигуловским Entourage Rustic, с еловой декой вместо кедра и более темным берстом. Мензура 24.84 дюйма.
Аналогичны сигуловским дредноутам Coastline. Мензура 24.84 дюйма.
Вы, наверное, уже сами догадались, что разница только в контурах корпуса и ширине грифа, если не считать дизайна головки. Фолк – короткомензурный, остальные длинные.
Гитары, изготовленные из массива и аналогичные Seagull Maritime, только модельный ряд шире. Помимо дредноутов и фолков в линейке присутствуют мини-джамбо и гранд. Причем фолк-гитары присутствуют как со сплошной головой, так и со слоттед. У 12-струнной модели мензура короткая, у всех остальных – длинная.
Вишневые корпуса, глянцевые кедровые деки, все модели имеют катавэй и оборудованы электроникой B-Band. Фолк – короткомензурный.
Топовая серия Simon&Patrick. Производятся дредноуты с корпусами из массива красного дерева, волнистого клена и палисандра. Верхние деки из ели, накладки грифа – палисандр, а у палисандровой модели – черное дерево, все модели покрыты глянцевым лаком, головка украшена перламутровым логотипом, стилизованным под буквы S и P. Также в этой серии производится палисандровая фолк-модель со сплошной головкой грифа и короткой мензурой.
Под этой маркой производятся недорогие молодежные гитары того же уровня и с теми же спецификациями, что Norman Protege, S&P Songsmith, Seagull Entourage, окрашенные во все цвета радуги. Верхние деки — массив кедра или ели, нижние деки — вишневый ламинат. Грифы кленовые с палисандровой накладкой. Дабы внести чуть больше отличий от продукции остальных брендов, окантованы только верхние деки. Производятся дредноуты, фолки и компактные Ami, с корпусом как у Seagull или S&P гранд.
Все гитары Godin, независимо от бренда и серии, изготовлены на высочайшем уровне с предельной аккуратностью, все операции производятся вручную специалистами высшего класса, выросшими в семьях мастеров и с детства впитавшими самые лучшие навыки гитаростроения. Для того чтобы понять разницу между качеством изготовления канадских гитар и азиатских, я предложу вам простейший способ. Не смотрите на внешний экстерьер, а загляните в гитару изнутри. Возьмите зеркальце и изучите с его помощью внутренности гитары сквозь резонаторное отверстие. Внутри китайской гитары, какого-нибудь Fender или Ibanez, вы обнаружите много сюрпризов. Недоструганные пружины, задиры и щепки дек и обечаек, неровные щели между сопрягающимися деталями, подтеки клея, в которых застряли клубы пыли, мусора и даже мертвые насекомые. Зрелище не для слабонервных.
Заглянув в Godin, вы увидите тщательно подогнанные, вылизанные до блеска детали и никаких подтеков клея и прочего безобразия. Канадские мастера заботятся прежде всего о качестве произведенных гитар, а не о количестве. Не поленитесь, посетите сеть магазинов «Мир Музыки» и вы не останетесь равнодушными к гитарам Godin, а обязательно захотите купить гитару этого производителя и не ошибетесь. На сегодня Godin предлагает самое высокое качество, пропорциональное затраченным деньгам. Это не будут выброшенные на ветер деньги. Гитара Godin послужит не только вам, вашим детям, но и вашим внукам. И это правило касается также и электрогитар, о которых я поведаю в следующий раз. Это будет столь же интересная и занимательная история, что я рассказал про канадские акустики Роберта Годэна.
Источник