Классическая гитара (испанская, шестиструнная)
Чтобы стать душой любой компании, нужна классическая гитара и умение играть на ней. Вплоть до прошлого века в России этому инструменту не уделялось особого внимания. А сегодня представительница струнного щипкового семейства по праву считается самым популярным инструментом наряду с акустикой.
Особенности инструмента
Различия акустики и классики заключаются, как в конструктивных особенностях, так и в стилевом предназначении. Первая больше подходит для рок-н-ролла, кантри и джаза, вторая – для романсов, баллад, фламенко.
От других видов классическую гитару отличают характерные особенности:
- отличить ее можно по количеству ладов, на классике их 12, а не 14, как у других видов;
- более широкий гриф;
- крупные габариты;
- усиление звучания только за счет деревянного корпуса, для выступлений применяют звукосниматели или микрофон;
- количество струн – 6, обычно они нейлоновые, карбоновые или металлические;
- метки ладов располагаются на боковой поверхности грифа, а не на его плоскости.
Шестиструнная гитара используется как для сольных выступлений, так и для аккомпанемента или в ансамблях. От эстрадной ее отличает техника. Музыкант обычно играет пальцами, а не медиатором.
Конструкция
Основные составные части – корпус, гриф, струны. Форма и размер инструмента остается неизменным с конца XIX века, когда испанский гитарный мастер Антонио Торрес создал классическую модель с шестью струнами, деревянными нижней и верхней декой, соединенными между собой обечайками. Каждая часть имеет свои отличительные черты.
Корпус
Нижняя и верхняя деки одинаковы по форме. Для изготовления нижней используется скрипичный клен, кипарис или другие породы дерева, для верхней – ель или кедр. Толщина доски от 2,5 до 4 мм. Верхняя дека отвечает за звучность инструмента. В ней вырезается круглый голосник диаметром 8,5 см, устанавливается подставка-струнодержатель с порожком. Подставка имеет шесть отверстий для крепления струн. Чтобы при натяжении не происходила деформация корпуса, внутри устанавливается система пружин из деревянных реек, но отсутствует анкерный стержень. Это существенное отличие классической гитары от акустической.
Крепится к корпусу килем, который еще называют «пяткой». Ширина грифа классической гитары 6 см, длина 60-70 см. Для изготовления используют кедр или другие породы дерева с твердой структурой. С обратной стороны гриф имеет округлую форму, рабочая поверхность плоская, покрытая накладкой. Гриф заканчивается головкой, которая слегка расширяется, отклоняясь назад. Классическая гитара отличается от акустической длиной грифа, у последней он короче на 6-7 см.
Струны
Правильное расположение и высота струн важны для чистого звука. Слишком низкое расположение приводит к дребезжанию, а высокое – к неудобству для исполнителя. Высоту определяют по 1 и 12 ладу. Расстояние между грифом и струнами на классической гитаре должно быть следующим:
Басовая 6 струна | Первая тонкая струна | |
---|---|---|
1 лад | 0,76 мм | 0,61 мм |
2 лад | 3,96 мм | 3,18 мм |
Замерить расстояние можно при помощи обычной линейки. Причинами изменения высоты может быть слишком низкий или высокий порожек, прогиб грифа. Для названия струн на гитаре используется нумерация. Самая тонкая – это 1-ая, верхняя толстая – 6-ая. Чаще всего все они нейлоновые – это еще одна разница между классической и акустической гитарой.
История появления
Широкое распространение инструмент получил в Испании в 13 столетии, поэтому его еще называют испанской гитарой. До XVIII-XIX вв существовали разные формы корпусов с различным количеством струн.
Большой вклад в популяризацию шестиструнного инструмента внес мастер Антонио Торрес. Он долго экспериментировал с устройством, менял строение, старался сделать верхнюю деку, как можно тоньше, чтобы добиться качественного звучания. С его легкой руки гитара получила название «классическая», стандартный строй и вид.
Первое руководство по игре, которое представляло систему обучения исполнению, было написано испанским композитором Гаспаром Сансом. В XIX веке гитару вытеснило фортепиано.
В России до XX века не было огромного интереса к шестиструнному инструменту. Игра на гитаре привлекла внимание жителей нашей страны, благодаря композитору Джузеппе Сарти. Он более двадцати лет прожил в России, служил при дворе Екатерины II и Павла I.
Первым в истории знаменитым русским гитаристом стал Николай Макаров. Отставной военный, уйдя со службы, он увлекся гитарой и по 10-12 часов в день занимался игрой. Добившись значительных успехов, он начал выступать с концертами и продолжил обучение в Вене. Макаров организовал первый конкурс гитаристов в Брюсселе в 1856 году.
После революции началось массовое промышленное производство инструмента, его включили в программу обучения в музыкальных школах, появились самоучители. Классическая гитара стала инструментом бардов, песни которых на «шестиструнке» переигрывали во дворах.
Разновидности
Несмотря на определенные стандарты, существуют разные виды классических гитар:
- фанерованные – недорогие модели, подходящие для начала обучения, изготовленные из фанеры;
- комбинированные – из цельной древесины выполняются только деки, обечайки остаются фанерованными;
- из цельных пластин дерева – профессиональный инструмент с хорошим звуком.
Выглядеть красиво могут любые виды, поэтому для новичков вполне подходит фанерованная. Но для концертной деятельности лучше выбрать один из двух последних вариантов.
Как выбрать классическую гитару
Начинающим следует обращать внимание не только на внешний вид инструмента, но и на тонкости, в которых сразу будет непросто разобраться:
- На корпусе не должно быть дефектов, сколов, трещин.
- Кривой или выгнутый гриф – признак деформации и низкого качества, такую гитару будет невозможно настроить.
- При вращении колковые механизмы не должны заклинивать, поворачиваются плавно без хруста.
- Строго параллельное расположение порожков.
Подбирать инструмент нужно, учитывая размер. Стандартная модель для взрослых – 4/4. Длина такой классической гитары около 100 сантиметров, вес более 3 кг. Маленькому ребенку играть на ней будет невозможно, поэтому разработаны модели, рекомендованные с учетом роста и возраста:
- 1 – для детей от 5 лет;
- 3/4 – этот тип подходит для учеников начальной школы;
- 7/8 – используют старшеклассники и люди с маленькими руками.
При выборе нужно обратить внимание на тембр и звук. Поэтому лучше взять с собой в магазин человека, который сможет настроить инструмент и сыграть на нем мелодию. Хорошее звучание – залог правильного выбора.
Как настроить классическую гитару
В специализированных магазинах настройка осуществляется при покупке. «Испанский» строй 6-струнной гитары – ebgdAD, где каждая буква соответствует последовательности струн от первой до шестой.
Принцип настройки состоит в поочередном приведении в соответствующее звучание каждой струны на пятом ладу. Они должны звучать в унисон с предыдущей. Для настройки поворачивают колки, повышая на тон, или ослабляют, понижая.
Новичку лучше осваивать инструмент сидя на стуле, подставив под левую ногу опору. Играть на классической гитаре принято боем или перебором, используя аккорды. Стиль соответствует произведению.
«Классика» – лучший вариант для новичка. Нейлоновые струны легче зажимать, чем металлические на акустике. Но, как и за любым другим инструментом нужно уметь ухаживать за ней. Излишняя влажность или сухость воздуха приводят к рассыханию корпуса, а струны нужно регулярно очищать от пыли и грязи. Правильный уход за гитарой поможет сохранить ее целостность и чистое звучание.
Источник
Классическая гитара, детали и части.
Пожалуйста, ознакомьтесь с обзором, если Вы решили купить классическую гитару.
Давайте разберемся, из чего состоит гитара, как правильно называются ее детали и части, и какие функциональные задачи выполняют те или иные элементы. Статья носит ознакомительный характер, но может быть полезна не только для новичков, в статье подробно и правильно названы основные детали конструкции. Часто даже профессионалы называют эти детали не совсем корректно, возможно приведенная в статье информация послужит правильному пониманию смысла наименований. Гитарному мастеру статья может служить также в качестве навигатора по каталогу нашего магазина. Кликнув на ссылку, в соседнем окне можно открыть страничку с товаром.
Основные части гитары – гриф, который венчает голова, и корпус гитары.
В голову гитары вмонтирована колковая механика – механизм, позволяющий регулировать натяжение струн. Верхняя или нижняя поверхность головы чаще всего украшается накладками – из деревянной мозаики темных пород, иногда накладка может включать в себя элементы перламутра и других материалов. Наряду с эстетическими задачами, накладка укрепляет голову.
Голова крепко приклеена к шее, шеей гитары называют часть грифа от головы до пятки. Для шеи и головы используют один материал, чаще используют кедр, махагони или клен, из того же материала в нижней части приклеивается пятка грифа. Видимую снаружи часть пятки называют каблуком.
Грифом гитары называют как одно целое, так и отдельные его элементы. Чтобы быть более точными, давайте разберемся, из каких элементов состоит гриф. Верхняя часть грифа – накладка на гриф, изготавливается накладка из твердого материала – черного дерева, палисандра, махагони, современные гитарные мастера используют иногда углеводородные композитные смолы.
В верхней части грифа устанавливается нулевой порожек, который называют косточкой, он может быть изготовлен из натуральной кости или из пластика. Косточка легко демонтируется при необходимости, она либо держится под давлением струн, либо приклеивается так, чтобы ее можно было без труда отклеить. Через косточку колеблющаяся струна сообщает энергию другим элементам конструкции гитары, ее положение может значительно повлиять на звучание гитары.
Накладка на гриф разделена на лады, определяющие позиции для извлечения звука определенной высоты, ограниченные ладовыми порожками. По мере повышения тона расстояние между ладовыми порожками уменьшается. Длина ладов высчитывается математически точно. В зависимости от мензуры гитары размеры ладов изменяются пропорционально. Для разметки ладов можно использовать специальные линейки со шкалами соответствующими длинам ладов. Каждый лад ограничен ладовым порожком.
Ладовые порожки изготавливаются из металлических сплавов различной твердости, обычно используются латунь, серебро, ниель-серебрянный сплав, мельхиор, сталь. Между ладами пропиливаются пазы для порожков, для этого мастера используют точные ножовки со специальной заточкой. Порожки вбиваются в накладку грифа специальным молотком, края порожков подрезаются клещами. После установки необходима регулировка ладовых порожков, для этого мастер может использовать специальные инструменты – линейки или глубиномеры для измерения высоты порожков и напильники для обработки поверхностей ладовых порожков.
Корпус гитары состоит из трех основных частей – верхней деки, нижней деки и обечайками между ними. Среднюю часть корпуса гитары называют талией.
Верхняя дека склеивается из двух частей, ее изготавливают из ели или кедра, реже из других пород, например секвойи. В верхней деке прорезается резонаторное отверстие, которое украшает розетка. Розетка изготавливается из деревянной мозаики, иногда в элементах мозаики используются другие материалы, например перламутр. В нижней части к деке приклеена подставка со струнодержателем и нижним порожком (косточкой). Нижний порожек передает энергию колеблющейся струны, сообщая тем самым заданную струной частоту колебания корпусу гитары. Длина открытой части струны от верхнего порожка до нижнего порожка называется игровой мензурой.
Нижняя дека и обечайки с двух сторон изготавливаются из одного материала, но выбор породы дерева намного шире, чем для верхней деки. Может быть использован разный материал: палисандр, махагони, клен, кипарис, лавр, вишня, груша и другие. Иногда эти материалы комбинируют. Дека клеится из двух частей, обечайки сгибают под нагревом, используя специальные приспособления.
Край верхней деки, а иногда и верхний край обечайки украшают кантами, канты не влияют на звучание инструмента.
Теперь перейдем к внутреннему устройству гитары.
Деки гитары очень тонкие около двух миллиметров, при этом для правильной работы конструкции мастер регулирует толщины деки с высокой точностью, используя для этого толщиномеры с погрешностью в сотые доли миллиметра. Чтобы деки выдержали мощную энергию во время исполнения, в конструкции используются дополнительные подкладки – футоры.
Футор нижней деки расположен над швом в месте склейки частей деки. С внутренней стороны специальный футор вклеивается под гитарной подставкой, кроме того в верхней части деки вклеивается футор розетки.
Кроме футоров со внутренней стороны дек приклеиваются поперечные пружины. К верхней деке, кроме поперечных пружин приклеивают веерные пружины. Пружины обеспечивают жесткость конструкции гитарного корпуса. Не менее важная задача пружин – гармоническая настройка, не даром в Испании пружины называют гармоническими.
Пружины гитары служат важным инструментом настройки инструмента при его построении. Энергия колебания струны передается конструкции в узловых точках от косточки через подставку и клоц. Задача пружин компенсировать и распределить энергию колебаний таким образом, чтобы мы могли услышать звук нужной интонации и тембра. Настройка осуществляется расположением пружин, подбором материала, изменением толщин и высоты пружин. Пружины, как и другие внутренние части гитары изготавливают из ели и кедра с хорошими резонансными свойствами.
В местах соединения дек и обечайки вклеиваются контробечайки. Рейка специально изгибается по форме обечайки. Часто между верхней декой и обечайкой роль контробечайки выполняют сухари – специальные клинья маленького размера.
На рисунке в нижней части корпуса гитары обозначена пуговица, обычно на классическую гитару пуговицу не устанавливают, так как исполнитель играет сидя, на вестерн и другие народные гитары пуговица устанавливается, чтобы можно было закрепить ремень.
На гитары со стальными струнами в гриф монтируется металлический анкер, предохраняющий гриф от деформации под напряжением струн.
Источник