Гитара классический вестерн что это

Гитарно-музыкальный исторический журнал

В Штатах, Мартин продолжил традиции Штауффера, вот почему американская концепция вестерн гитары корнями уходит к австрийской школе, а не к испанской. В частности, бриджевые пины – одно из таких наследий австрийской школы. Хотя позже и испанская школа оказала своё влияние. А также и немецкая, откуда Мартин позаимствовал X-образное расположение пружин, в дальнейшем оказавшееся весьма кстати. Хотя изначально, Мартин руководствовался выбором такой геометрии, чтобы не попасть случайно в пружину, высверливая отверстия для бриджевых пинов. Основным дистрибьютором гитар Martin стала компания с интересным названием Zoebisch & Sons, пока Martin не занялись распространением своих гитар самостоятельно. Обратите внимание на ключик, торчащий из пятки. Гриф крепится болтом, регулирующим угол грифа относительно корпуса, как на советских истерн-гитарах.

Эволюция вестерн-гитары

Акустической вестерн гитарой принято, в отличие от классической, называть гитару, использующую не нейлоновые или жильные, а металлические струны. И хотя отцом вестерн-гитары принято считать Кристиана Фредерика Мартина, на самом деле это не совсем так. Martin начали производить гитары в Америке с 1833 года, а металлические струны научились изготавливать лишь в самом конце 19 века, чуть ли не в 1900 году. Тем не менее, Martin – одни из тех, кто оказал наибольшее влияние на окончательно сформировавшуюся конструкцию вестерн-гитары.

А зачинателями этого дела были шведские эмигранты, братья Карл и Август Ларсон из Чикаго. Но сперва вернёмся всё-таки к гитарам Martin.

Кристиан Фредерик Мартин родился в Саксонии, в то время ещё независимой от Пруссии, в городке Маркнойкирхен, славящемся своими мастерами музыкальных инструментов. В возрасте 15 лет, по протекции своего отца-краснодеревщика, он отправился в Вену, обучаться ремеслу у Иоганна Георга Штауффера, создателя концепции Венской гитары. Именно Штауффер внедрил металлические ладовые порожки, вместо обвязанных вокруг грифа обрезков струн, колковую механику с червячной передачей, в отличие от фрикционных, державшихся в отверстии исключительно за счёт силы трения. Ему же и приписывают изобретение крепления грифа, свободно качающегося на одном болте, пущенным сквозь пятку, как на советских (я ещё называю их «истерн») гитарах.

Читайте также:  Диваны аккордеон ширина 110

Вернувшись в родной Маркнойкирхен, Мартин не смог отрыть производство гитар, так как этот бизнес полностью контролировался местной Гильдией скрипичных мастеров, не позволявших Гильдии краснодеревщиков производить и продавать музыкальные инструменты. И это несмотря на то, что дед и прадед Кристиана были скрипичными мастерами, и лишь отец краснодеревщиком. Поэтому он был вынужден эмигрировать в Америку, где не было такого давления, и возможности вести собственный бизнес были гораздо доступнее.

Одной из главных целей Мартина, впрочем, как и других производителей, появившихся в САСШ (как называли у нас в стране США до середины тридцатых годов прошлого века), таких, как, например, Washburn, было сделать гитару массовым и доступным музыкальным инструментом, и поставить производство на поток. Чтобы гитару можно было просто купить в магазине или по почтовому каталогу, а не заказывать у мастера. От этой идеи и произошли названия серий как Martin, так и многих других брэндов того времени. Style 27 означал, что гитара в розницу продавалась за 27 долларов, Style 30 -30 долларов, и т.д., пока инфляция и введение корпусов различного размера не внесли свои коррективы. Но ещё до этого, во второй половине 19 века в САСШ попадают испанские (классические) гитары Антонио де Торреса, конструкция которых превосходит гитары венской школы. Торрес довёл окончательную концепцию испанской классической гитары до той, конструкции которой производители придерживаются и по сей день. Гитары конструкции Торреса с более широким корпусом, обеспечивающим больший акустический объём и веерообразной системой пружин звучали громче, и американцам необходим был достойный ответ.

В то время размеры гитар Martin маркировались цифрами от 0 до 5, причём градация была такова, что с увеличением цифры уменьшался размер корпуса. По сегодняшним меркам эти гитары совсем мелкие, и размер 0 соответствует гитарам типа Parlor, и в 1958 году сын Кристиана Фредерика, которого звали также как и отца, только с припиской Джуниор, ввёл размер 00, сопоставимый с гитарой Торреса. А на закате века Орвилл Гибсон начал экспериментировать с арочными деками, позаимствованными у конструкции мандолин и скрипок. Кстати, вопреки распространённому заблуждению, Орвилл не является основателем фирмы Gibson, и основана она была не в 1894, как принято это считать, а в 1902, когда пятеро местных бизнесменов купили у него патент на арктопы, выплачивая ему приличные роялти до самой смерти. А до того на гитарах Орвилла Гибсона даже не было того легендарного логотипа на голове, его место занимал полумесяц со звездой (хотя на бриджах мандолин таки был выгравирован логотип в рукописном «Script» стиле). Обратите внимание на то, что маркер грифа расположен не на девятом, а на десятом ладу, как у советских истернов.

И всё равно, акустическая гитара звучала недостаточно громко. Для салонов и камерных залов ещё куда ни шло, но на уличных ярмарках, её громкости не хватало, даже чтобы аккомпанировать скрипачу или другому солирующему инструменту, особенно на фоне громкой толпы. Поэтому размер корпуса продолжал увеличиваться, и уже внук Кристиана старшего, Фрэнк Хенри Мартин, в 1902 году ввёл размер корпуса 000, а в 1916м по заказу одного из ритейлеров, Оливера Дитсона, и D-Size, получивший прозвище Dreadnought, по аналогии классом военных кораблей, которые у нас в стране называют линкорами.

Кстати, эту форму корпуса Martin позаимствовал у сардинской гитары, на которой играют смычком, как на виолончели, настраивая её на кварту ниже стандартного строя гитары. Но вернёмся на закат века 19го.

Напомню, что все гитары 19 века использовали жильные струны, очень, кстати, дорогие, сопоставимые с недельным заработком рабочего. Поэтому, гитары принадлежали, как правило, людям среднего класса. Однако, благодаря огромной миграции поселенцев, двигавшихся на запад, возникла потребность в проволоке для ограждений, чтобы обозначить границы своих ранчо. Таким образом, были изготовлены неисчислимые тысячи миль стальной проволоки, и кому-то пришла идея адаптировать её для музыкальных инструментов. Когда стали доступны металлические струны, быстро выяснилось, что они стоят в пять раз дешевле, чем жильные, гораздо громче и долговечнее, что делало их вдвойне привлекательными для растущего массового рынка.

Вот тут-то и пришлась кстати, X-образная геометрия пружин, гитары Martin оказались лучше адаптированы под стальные струны, хотя и они не всегда справлялись с жёстким натяжением металла, и вплоть до 1926 года Martin позиционировали свои гитары как инструменты, рассчитанные на жильные струны.

И тогда появились братья Ларсон, владельцы розничного магазина музыкальных инструментов на улице Вязов (не той, что из знаменитого фильма, которая находится в Спринвуде, штат Огайо). Выкупив у Роберта Маурера его мастерскую, братья создали крепкую, прочную гитару, способную выдерживать натяжение металлических струн. Именно Larson внедрили применение анкерного механизма, посаженые с напряжением деки, а также современную усиленную конструкцию бриджа, и прошло немало лет, прежде чем другие американские производители перешли с жильных струн на металлические. Gibson пришли к этому лишь в 1922 году, а Martin и вовсе в 1926. Тогда же в двадцатые годы Оскар Шмидт ввёл в обиход двенадцатиструнки, хотя ещё на рубеже веков Holzapfel & Beitel уже экспериментировали с этой идее, но до массового производства её не довели.

Однако на этом эволюция вестерн-гитары не закончилась. Первая гитара Gibson, рассчитанная на использование металлических струн, сконструированная Ллойдом Лоаром, давшая старт такому направлению, как джазо-выебанки, выделялась не только резонаторными отверстиями в виде скрипичных эф, но и грифом. Он заходил в корпус на двенадцатом ладу, а на четырнадцатом, открывая больше игрового пространства, однако закрепилась эта идея за Martin, изготовившими в 1929 году гитару с 14 открытыми ладами для известного гитариста и банджоиста Перри Бехтеля. Взяв за основу модель 000 и изменив форму плечей, освобождая место для двух дополнительных ладов, Martin создали то, что сейчас называют Orchestra Model (первенцем стал OM-28) или Grand Auditorium. А год спустя, проделав то же самое с D-28, Martin окончательно сформировали концепцию дредноута.

Gibson не заставил себя долго ждать, ответив флэттоповой моделью Jumbo (Slope Shoulder), а затем и Super Jumbo в корпусе ещё большего размера, поставив точку в окончательном формировании вестерн-гитары, как инструмента. На этом развитие, конечно же, не закончилось, появились гитары с катавеем (вырезом, облегчающим доступ к нотам выше 14 лада), электроникой, но ничего кардинально нового, пожалуй, за исключением параболических ложкообразных Ovation, и цельнокорпусных электроакустик без акустического резонатора, в истории вестерн гитар уже не было изобретено. Разве, что ещё гитары конструкции Марио Маккаферри, получившие распространение в цыганском джазе, и резонаторные гитары добро, но это уже самостоятельные разновидности гитары, заслуживающие отдельных статьей.

Источник

Вестерн-гитара

Музыканты всего мира, выступая на эстраде, в клубах или на фестивалях, часто выходят на сцену с гитарой в руках. Это не обычная акустика, а ее разновидность – вестерн. Инструмент появился в Америке, став продуктом эволюции классической представительницы семейства. В России он обрел популярность в последние 10-15 лет.

Конструктивные особенности

Чтобы понять, чем этот музыкальный инструмент отличается от акустической гитары, нужно знать, что вестерн-гитара создана именно для аккомпанемента солисту или группе, а не для сложных классических переборов и исполнения академической музыки. Отсюда ряд отличительных конструктивных особенностей:

  • массивный корпус с узкой, как у классической гитары «талией»;
  • узкий гриф, который крепится к корпусу на 14-ом ладу, а не на 12-ом;
  • металлические струны с сильным натяжением;
  • внутри корпус усилен рейками, внутри грифа вставлен анкерный стержень.

Часто встречаются виды с выемкой под грифом. Она нужна, чтобы музыканту было легче играть на последних ладах. Для удобства исполнителя на грифе имеются маркеры ладов. Они есть на боковой и на передней части.

История создания

В начале прошлого века в Европе и Америке музыканты, исполняющие песни под гитару, оказываются в центре внимания публики. Они собирают залы, выступают в барах, где шум толпы часто заглушает звук музыкального инструмента.

Усилителей звука гитары тогда не существовало. Чтобы сделать звучание громче, американская компания Martin & Company начала заменять привычные струны металлическими.

Исполнители оценили изменения. Звук стал сочнее, мощнее и прорывался сквозь шумную публику. Но сразу стало понятно, что необходимо увеличение корпуса, так как резонирующего пространства не хватало для полного звукоизвлечения. А за увеличением конструкции последовало усиление корпуса системой дополнительных балок – bracing (от англ. укрепление).

Большое внимание экспериментам с акустической гитарой уделял американец Х.Ф. Мартин. Он запатентовал X-образное крепление пружин верхней деки и стал известен во всем мире.

Примерно в это же время мастера компании Gibson применили крепление грифа к корпусу при помощи анкера. Усиление конструкции спасало устройство от деформации при сильном натяжении струн. Громкое звучание эволюционировавшего музыкального инструмента, его мощный, густой тембр понравился исполнителям.

Отличие от гитары дредноут

Оба инструмента являются акустическими, но между ними есть разница. Главное отличие во внешнем виде. Дредноут имеет более широкую «талию», поэтому его более крупный по размерам корпус еще называют «прямоугольным». Еще одно различие заключается в звучании. Многие музыканты считают, что дредноут имеет более широкие возможности в низком тембровом звучании, идеальна для исполнения джаза и блюза. Вестерн-гитара прекрасно подходит для аккомпанемента вокальным солистам.

Техника игры

Музыкант, играющий на классической акустике, не сразу привыкнет к исполнительской технике на вестерн-гитаре, в первую очередь, из-за сильного натяжения струн.

Играть можно пальцами, что демонстрируют зрителям виртуозы, но чаще применяется медиатор. Он помогает избежать повреждения ногтей музыканта при игре «боем».

Есть и другие особенности техники:

  • благодаря узкому грифу гитарист может использовать для прижимания басовых струн большой палец;
  • на тонких металлических струнах прекрасно реализуются джазовое вибрато и бенды;
  • глушение струн происходит ребром ладони, а не внутренней частью.

Технически вестерн более профессиональна для сцены и выступлений на публике, но все же она уступает другому виду – электрогитаре. Поэтому на масштабных мероприятиях музыканты все-таки используют второй вариант, а вестерн применяют для создания акустического фона.

Источник

Все о вестерн-гитарах

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

У многих вестерн-гитара ассоциируется с североамериканским Диким Западом прошлых веков. Но на самом деле к ковбоям этот музыкальный инструмент отношения не имеет, хотя его и отличает энергичное, напористое звучание. История его создания более прозаична, но, несомненно, будет интересна для ценителей музыки.

Что это такое?

Особенности строения вестерн-гитары обусловлены ее основным назначением – она задумана как аккомпанемент для вокалиста. Они заключаются в следующих моментах:

  • широкий, массивный корпус в сравнении с другими гитарами;
  • гриф, напротив, менее широкий, чем у классической гитары, поэтому на нем проще воспроизводить сложные аккорды;
  • струны для инструмента используются исключительно в металлической оплетке, чтобы музыка звучала четко и контрастно по сравнению с голосом исполнителя;
  • дека крепится к грифу на 14-м ладу, в то время как у классической гитары – на 12-м;
  • усиленная конструкция гитары.

Благодаря своему габаритному корпусу этот струнный инструмент позволяет получить громкий и «мясистый» звук. За это вестерн-гитары завоевали особую популярность в середине XX века, да и в наши дни у них немало поклонников среди музыкантов.

Жесткие струны из металла очень сильно натягиваются на вестерне. Чтобы выдержать напряжение, корпус тоже должен быть довольно мощным. По этой причине изнутри его поддерживает система реек, а внутри грифа установлен укрепляющий анкерный стержень.

Играя мелодии медиатором, на вестерне можно получить еще более чистое и правильное звучание.

Нередко на грифах вестерн-гитар присутствуют точки на нечетных ладах, как у инструмента джамбо. Есть они и на передней части грифа, и на боковой. Это позволяет аккомпаниатору быстро и правильно ставить руку на нужный лад. Кроме того, точки указывают на тоники и опорные ступени гамм. Если взять для сравнения классическую гитару, то там их можно найти лишь на боковой стороне грифа.

Немного истории

Вестерн-гитара имеет почти столетнюю историю. Ее появление ассоциируется с фирмой по производству акустических гитар C. F. Martin & Company (Нью-Йорк). В 20-30-х годах XX века ее разработчики решили модернизировать акустику таким образом, чтобы она была слышна как можно громче. Более мощная гитара была востребована среди музыкантов, выступающих в барах. Ведь усилителей звука тогда еще не изобрели, как не было тогда и электрогитар.

Если в классической гитаре тех времен стояли жильные струны, то в этой наконец-то появились металлические, которые мы привыкли видеть на большинстве современных инструментов. Это позволяло исполнителям пробиться сквозь шум толпы и донести свою музыку до публики. Разница в звуке новинки и гитар стандартного типа была весьма ощутимой.

Изначально ее назвали фолк-гитарой, но в народе больше укоренилось название вестерн.

Сегодня под фолком подразумевают совсем другие гитары, имеющие обычные размеры, и чтобы не возникло путаницы, термин «фолк» применительно к вестерну мы использовать не будем.

Критерии выбора

Выбирают вестерн по тем же принципам, что и любую другую гитару. Оценивается качество изделия: чтобы внутри не было клея, колки все крутились с одинаковым усилием, ровная дека и другие нюансы. Важно, конечно, и подержать инструмент в руках, ведь такая форма и натянутость струн будут совсем не для новичка. Если вы раньше не играли медиатором, то придется приспособиться еще и к новому способу игры.

Если вы хотите приобрести инструмент, выполненный в лучших традициях, то обращайте внимание на материал всех его частей. Ведь они определяют звучание в момент извлечения ноты, ее затихания. Так, для передней деки оптимально подходят ель и кедр. Для задней деки и обечайки оптимальными вариантами служат палисандр, красное дерево, клен, орех, коа. Материал грифа и накладки не так важен, но все же можно порекомендовать для первого – красное дерево или клен, а для второй – палисандр.

Все эти характеристики очень важны для истинных ценителей и экспертов, которые хотят заполучить в свою коллекцию старый добрый вестерн. Но если бюджет не позволяет приобрести гитару из древесины, то придется приглядеться к гитарам из удешевленных материалов. Когда речь идет о шпоне, то это значит, что поверх более дешевого дерева нанесен тонкий слой дерева указанной породы. Ламинат и вовсе подразумевает нанесение рисунка под дерево на обработанную поверхность.

Учитывая, что играть на вестерне с его туго натянутыми струнами и так непросто, то, конечно, модель из древесины будет гораздо предпочтительнее – она лучше звучит и позволяет раскрыть все богатство звука.

Техника игры

Отличия в техниках игры на вестерне и других гитарах есть. Расскажем о них подробнее.

  1. Для туго натянутых стальных струн обычно используется медиатор, чтобы музыкант не повредил ногти и пальцы. Хотя при высоком уровне мастерства возможен и пальцевый вариант игры.
  2. Благодаря маленькой толщине металлических струн, используемых на вестерне, гитаристу легче воспроизводить на нем разные специальные эффекты. Это слайды, бенды, джазовое вибрато.
  3. Играя на вестерне, музыканты используют прием глушения струн ребром кисти руки у подставки. Это помогает иногда приглушить слишком звонкое звучание этого инструмента.

Интересно, что подобные приемы свойственны и для электрогитары. Таким образом, играя на вестерне, можно подготовиться к ее освоению. К тому же в рок-группах акустическую партию зачастую отдают именно вестерну – за его громкость и звучность. Но возможности более современной электрогитары, несомненно, шире, поэтому с вестерном вы только сделаете первые шаги в этом направлении.

Итак, брутальная вестерн-гитара стала большим прорывом для своего времени. Она позволила вокалистам получить более качественный аккомпанемент, а музыкантам – перейти на новый уровень. Сегодня она является ценным экземпляром в коллекциях ценителей музыки, а для некоторых остается любимым инструментом для выступлений. Благодаря громкому звучанию и возможности импровизировать с блюзовыми и джазовыми «фишками» она по-прежнему востребована и ее можно найти в магазинах.

Источник

Оцените статью