Гитара колки как наматывать

Меняй струны за пять минут, как профи!

Замена струн – процесс трудоемкий и часто непростой. Как облегчить эту задачу и менять струны припеваючи – команда Monkey Music делится секретами.

В силу разных конструкций и, как следствие, конструктивных особенностей гитар (электро, дредноуты, классические), процесс замены струн различается, но есть и общие моменты. Сначала определим такие, которые применимы для всех типов гитар, а затем рассмотрим особенности каждого в отдельности.

Замена всего комплекта

Отдельное внимание хочу уделить тому, что производится замена всего комплекта. Это профессиональная этика, которая вполне объяснима законами физики. Мне всегда нравится объяснять по-простому: когда у вас рвется одна перчатка, вы же не покупаете только одну взамен? Не объясняя, почему вторая со временем износится быстрее и вид у нее будет более состаренный, остановимся на том, что хотя бы смотреться они будут некрасиво. Еще один момент заключается в том, что замену струн мы предполагаем не на сцене, концертной площадке или в подобных экстремальных условиях (о чем поговорим позже), а дома, на студии или в подобной спокойной обстановке. Там у нас есть горизонтальные поверхности вроде стола, стула без спинки с мягкой поверхностью, чтобы не поцарапать поверхность гитары.

Хорошо было бы подложить что-то мягкое и подходящее по высоте под сам гриф. В качестве еще одного варианта может быть устойчивая гитарная стойка в сочетании с вашими коленями в положении сидя.

Читайте также:  Пресет нирваны для гитар риг

Что же нам необходимо для замены струн:

• новый комплект струн;
• ключ для гитарной механики (ключ для намотки струн);
• кусачки;
• тюнер или камертон;
• прямые руки и голова с трезвым рассудком.

Отсутствие ключа для гитарной механики не сорвет вам замену струн, однако эта недорогая вещь существенно упростит и ускорит весь процесс. Кусачки также необязательны, они необходимы для откусывания ненужной части струны на голове грифа на самом последнем шаге. Так голова грифа гитары будет смотреться красиво и аккуратно, струны в дальнейшем не будут путаться и цепляться друг за друга при настройке. Эти «остатки» не будут звенеть во время игры, попадая в резонанс. Они не будут рвать внутреннюю часть чехла или кофра также царапать голову грифа вашей гитары. Закручивать остатки струны «колечком» не считаю полезным, как в практическом, так и в эстетическом планах. Струна обычно рвется в местах, в которых она наиболее подвержена трению. Это нижний и верхний порожки, ритейнеры, реже – в районе мензуры. А поэтому оставленная часть струны после колка нам ничем не поможет, если мы не собираемся заниматься её кустарной скруткой или пайкой. Единственный случай, когда это может быть полезно, это в случае с «FloydRose».Там струна ставится буллитами со стороны головы. Мы имеем возможность раскрутить «колечко» и заново зажать струну в струнодержателе. Но и этот вариант не комильфо. Это как ходить с иголкой и ниткой, приколотыми на самом видном месте вашей одежды, «вместо брошки».

Строй гитары будет держаться в том случае, если ваши колки смазаны и закручены, хорошо прикручены к дереву и имеют плавно-туговатый ход. Все это нужно периодически проверять, т.к. дерево инструмента «дышит», со временем усыхает, механизм колка разбалтывается. Правилом хорошего тона считается следующий порядок снятия и установки струн: 6-3-5-2-4-1 (либо 6-1-5-2-4-3), что позволит избежать деформации грифа, распределяя более или менее равномерно нагрузку на него. Лично я устанавливаю последовательно с первой по шестую и практического дискомфорта не ощущаю.
Что касается направлений вращения колка, запомните: снимая струну, верхний колок вращаем по часовой стрелке, нижний – против часовой стрелки. Ставим струну, вращая верхний колок против часовой стрелки, нижний – по часовой стрелке. Если проще – снимаем струну поворотом колка «к себе», ставим, поворачивая «от себя». Это направление выбрано не случайно, т.к. натягивать струну в вашем рабочем положении стоя или сидя, вам будет удобнее.
Снятые струны можно оставить для замены в непредвиденных ситуациях. Скрутить можно по одной, но я бы советовал, как в комплектах D’Addario, по две (1-2, 3-4, 5-6). В данном случае вы не будете долго искать нужную струну для замены и не запутаетесь при их разматывании. Сам часто скручиваю сразу все шесть.

Читайте также:  Школьный корабль ноты для хора

Итак, гитара лежит на нижней деке, вы стоите со стороны ее верхней части и колков верхней части головы грифа, гриф от вас по левую руку (вы – правша).

Замена струн на электрогитаре

При всем многообразии конструкции электрогитар, в частности струнодержателей, разделим их на три вида: струна вставляется не проходя сквозь корпус, струны сквозь корпус и тип «FloydRose». В первом и третьем вариантах в течение всего процесса нам удобно, чтобы гитара лежала на нижней деке. В случае варианта «струны сквозь корпус» нам придется приподнимать инструмент для того, чтобы вставить струны, и вновь положить его. Учитывая эту единственную особенность, начнем описание процесса. Детали, связанные с особенностью «FloydRose», буду выделять отдельно.

Снимаем старые струны.
1. Ослабляем струну, вращая колок. Делаем это ключом для гитарной механики, руками медленнее. Останавливаемся тогда, когда спокойно и без усилий можем вытащить пальцами струну из отверстия колка.
2. Вынимаем струну из отверстия колка.
3. Со стороны бриджевого звукоснимателя пальцами подталкиваем струну, чтобы она вышла из отверстия струнодержателя.
4. Вынимаем струну с внешней стороны струнодержателя, держась за буллет правой рукой, левой «помогаем» изогнутой струне в районе колка беспрепятственно пройти через отверстие струнодержателя.
5. Теперь не забудем привести гитару, гриф, голову грифа в порядок, протереть, проверить состояние накладки. Оценить состояние металлических частей. Об этом подробнее в другой статье.
Очень не повредит немного бытового масла или графитовой смазки на седла бриджа, прорези в верхнем порожке и ритейнеры, т.е. в места наиболее трущихся частей.

Ставим новые струны.
1. Предпочитаю по очереди продеть до конца сразу все струны сквозь отверстия струнодержателя, чтобы потом к этому не возвращаться. Обычно нижние три струны аккуратно свешиваю со стороны нижнего рога, а верхние три – со стороны верхнего рога или верхней части гитары.
2. Подготовим отверстия колков для струн. Для удобства отверстия в них должны «смотреть» вдоль грифа гитары.
3. Теперь по одной струне начинаем продевать их в отверстие соответствующего колка. Смотрим, чтобы струна села в седло, прорезь верхнего порожка и ритейнер,подтянув ее перед этим до упора буллета в стунодержатель.Правой рукой держим струну так, чтобы большой палец был сверху, а между струной и ладами были два ваших пальца в толщину одного, указательный и средний. Таким образом, вы контролируете длину струны, которую необходимо намотать. Есть и другой, не менее практичный вариант выбора длины наматываемой струны и способа закрепления ее в колке. Подтягиваем левой рукой струну на необходимую длину и начинаем крутить колок. Контролируем все время, чтобы длина струны не увеличивалась. Когда струна немного зацепилась за колок (примерно пол-оборота), указательным пальцем правой руки немного поднатягиваем струну в направлении от колка в районе первого лада, чтобы ее витки ровно ложились на штырь колка. На самОм колке при первом полном обороте струны ее свободный конец должен уйти под следующий виток, т.е. оказаться внизу, чтобы последующие витки удерживали струну, хотя есть и другие мнения. В итоге у вас тонкие струны без обмотки должны иметь два-три витка, остальные – по одному, шестая струна может иметь и неполный виток, этого достаточно.
4. Когда все струны надеты, нам нужно сделать две вещи: потянуть (растянуть) их, чтобы они лучше держали строй и еще раз проверить, чтобы каждая струна лежала на своем месте (седло бриджа, прорезь верхнего порожка, ритейнер). Тянем струну правой рукой так же, как и держали ее при натягивании: большой палец сверху, указательный и средний в толщину одного пальца снизу. Тянем ее вверх в разных местах мензуры, не боимся, но аккуратно. Это связано с тем, что новая струна должна правильно деформироваться и принять свое изначальное положение.
5. Далее берем тюнер или камертон и настраиваем гитару.

Теперь поговорим об особенностях установки струн с тремоло-системой FloydRose.
По большому счету все идентично, но струны продеваем в отверстия колков, буллеты теперь на голове грифа. Противоположный конец струны с помощью шестигранного ключа зажимаем в седле бриджа, откусив перед этим части струны без обмотки. В конце установки тянем струны и настраиваем. Повторяем эту процедуру, пока строй не перестанет «плавать». Далее затягиваем ключом топ-локи и с помощью микро-подстройки производим максимально точную настройку.

Хотелось бы обратить ваше внимание еще на два достаточно важных аспекта:
1. Если вы решили поставить струны другой толщины, вам неизбежно придется корректировать положение «машины» и настраивать мензуру. Это связано с тем, что комплект струн другой толщины имеет иное натяжение, что сказывается на смещении положения «машины» и строя мензуры.
2. Не имеет практического смысла накручивать на колок всю длину струны. При многократном накручивании струна также совершает вращательные движения вокруг своей оси, что приводит к дополнительным ее деформациям, которые не оказывают полезного влияния на звучание и физическую долговечность.

Замена струн на дредноуте

Процесс замены струн на электрогитаре и дредноуте отличается только лишь освобождением струны из бриджевого струнодержателя (нижнего порожка) и установкой их туда. Конструкция вестерн гитары в нижнем порожке устроена таким образом, что струна вставляется в отверстие нижнего порожка вертикально и крепится вставлением в отверстие так называемой «кнопки» или «клыка» с желобком для струны. «Клык» вставляется желобком к грифу. Вынимаем струну в обратном порядке. Вынимается «клык». Для его выемки на вышеупомянутом ключе для гитарной механики имеется специальная вырезка. Это быстро, удобно и не повредит частям конструкции гитары. В противном случае вам придется использовать подручные средства и делать это с особой осторожностью и аккуратностью. После этого вынимается струна. Далее все аналогично процессу для электрогитары.

Замена струн на классической гитаре

При замене струн, можно пользоваться следующей инструкцией:
1. Крепление струны к подставке (бриджу).

На схеме изображены часть подставки (бриджа) и закрепляемая часть струны. Гриф находится наверху.

2. Убедитесь, что последний виток струны находится за краем подставки (бриджа).

3. Крепление струн к колковой механике.
Продеваем струну два раза в одно отверстие сверху вниз и накручиваем на колковую механику (см. видео)

Источник

luthier_hrenov

Лютнер Хренов

Способов крепления струн к колкам придумано много (так же, как и способов завязывания узелков на подставке). Говорить об этом здесь мы не будем. Любой способ, обеспечивающий надежную фиксацию струны на валу, следует признать приемлемым.

Вопрос практической значимости – в какую сторону направлять намотку: внутрь или наружу от отверстия в валу.

Многие не уделяют этому внимания и мотают, как придется, то есть, как стремится лечь сама струна.

Рекомендации на этот счет можно встретить разные.

Мое мнение таково, что при нормальных условиях нужно стремиться направить намотку наружу, то есть от центра головки грифа, в сторону крепежной планки и механизмов. Преимущество здесь в том, что точка приложения силы натяжения струны будет расположена ближе к точке крепления колка, чем в случае намотки в обратном направлении – внутрь (от планки, к центру головки грифа). Соответственно, при намотке наружу сила действует на механизм через рычаг меньшей длины, и это уменьшает нагрузку на механизм и его износ.

Исключение из этого правила представляют случаи, когда при намотке наружу не получается обеспечить свободное натяжение струны на участке между валом колка и верхним порожком.

Так, у этой гитары конфигурация прорезей в головке грифа такова, что при намотке наружу крайние струны (особенно жирная шестая) ложатся на край прорези. Этого допускать ни в коем случае нельзя (иногда этого можно избежать, просто уменьшив число витков на валу, а иногда нет).

Изменив направление намотки шестой струны на противоположное, мы можем исправить ситуацию, создав необходимый просвет между струной и головкой грифа.

Со средними струнами такой проблемы нет. Поэтому для данной конкретной гитары направление намотки будет таким: средние струны (со второй по четвертую) наматываются наружу, крайние (первая и шестая) – внутрь (см. самое первое фото).

Для другой гитары эти рекомендации могут не подойти. Изучив свой инструмент, вы можете сделать нужные выводы самостоятельно.

Источник

Как поменять струны на гитаре?

Каждый музыкант-новичок рано или поздно сталкивается с необходимостью поменять струны. На деле оказывается, что далеко не все знают и до конца понимают данный процесс. Поэтому мы решили объединить информацию из интернет-статей и видео в один материал: сегодня мы расскажем вам, как правильно поменять струны на гитаре.

Наш материал мы разделили на две части: замена металлических струн (для примера рассматриваем именно случай с акустической гитарой, процесс замены струн на электрогитаре базируется на тех же принципах, и он обычно менее сложен) и замена нейлоновых струн.

Коротко о том, почему технология перетягивания струн так разнится в зависимости от материала самих струн:

  • Нейлоновые синтетические струны более мягкие, у них слабее натяжение;
  • Металлические струны создают большее натяжение и сильнее «раскачивают» гитару: отсюда в том числе и более объемное и мощное звучание;
  • На акустических гитарах, в отличие от классических, нижний порожек имеет усиленную конструкцию. Отсюда первое правило – не ставьте металлические струны на классическую гитару – они могут попросту вырвать нижний порожек!
  • Также в акустических гитарах из-за большей жесткости струн используется анкерный стержень, который защищает гриф от искривления.

Как отличить акустическую гитару от классической? Взгляните на изображение ниже, и вам все станет понятно. Не будем касаться отличия в размере и форме деки и грифа (все-таки они бывают разные), но обратим внимание на колковую механику и на нижний порожек. Металлические струны крепятся не на самом подструннике, а с помощью специальных пинов «утоплены» вглубь корпуса гитары.

Колковая механика для классических гитар обычно имеет пластмассовый горизонтальный вал, который шире, чем вал на акустических гитарах. В случае с акустиками он изготавливается из металла и расположен вертикально.

Как поменять металлические струны на акустической гитаре?

Данный процесс имеет несколько этапов – рассмотрим каждый из них подробно.

  1. Для начала ослабим все колки для того, чтобы струны свободно повисли над грифом и декой. Не бойтесь резкого снижения натяжения струн, которое идет в противовес усилию анкерного стержня. За те 30-60 минут, которые вы потратите на замену струн, гриф не поведет.

Для ослабления струн очень удобно использовать специальные недорогие аксессуары-вертушки.

  1. Когда струна достаточно ослаблена – можете просто аккуратно достать её из колка.

  1. Далее необходимо достать пины, которые фиксируют струны в нижнем порожке. Большинство музыкантов делает это плоскогубцами или подковыривая отверткой, что естественно оставляет на пинах царапины, потертости, а в худших случаях – трещины.

Мы с вами не такие варвары, поэтому воспользуемся специальным инструментом (кстати, на обычных вертушках для колков почти всегда есть вырез специально для демонтажа пинов).

  1. Когда пин демонтирован, мы можем достать струну, свернуть её и утилизировать.

  1. Итак, ваша гитара без струн. Обнимите и пожалейте её Протрите её от пыли, почистите гриф от грязи и жира (они собираются между ладовыми пластинами даже у самых чистоплотных гитаристов), обработайте элементы гитары специальными средствами.

  1. Пора натягивать новые струны на гитару! В целом рекомендуется делать это попарно, а не по порядку – это быстрее и удобнее. То есть сначала вы устанавливаете 6-ю и 1-ю струну, потом 5-ю и 2-ю и, наконец, 3-ю и 4-ю.

Вставляем шарик-наконечник струны в отверстие в нижнем порожке и фиксируем её пином, плотно фиксируем все элементы.

  1. Свободный конец струны сначала полностью продеваем в колок и дальше немного отодвигаем её назад (на 5-6 сантиметров) – этот запас нужен, чтобы сделать пару витков вокруг вала колка.

Формируем 1-2 витка с помощью бутона колка либо с помощью вертушки. Постарайтесь сделать не более 3 витков, при этом один из них лучше пустить над выступающим «хвостиком» струны, а остальные – под ним. Так струна будет надежно зафикисирована в колке, при этом не потребуется много витков.

Запомните: большое количество витков – это зло, которое приводит к тому, что гитара чаще расстраивается!

Поэтому мы формируем маленький аккуратный узелок. Если смотреть на голову грифа с лицевой части гитары, то 1-3 струны должны иметь намотку по часовой стрелке, а 4-6 – против часовой.

  1. Сильно натягивать струну пока не надо – важно добиться надежной фиксации в отверстии колка, а также сформировать минимально рабочее натяжение. Старайтесь наматывать и натягивать каждую струну очень плавно, без резких движений и без перетяжки.
  2. Далее воспользуемся кусачками (кстати, тут уже подойдут таковые, которые можно найти на плоскогубцах) и отрезаем лишнюю длину струны от её свободного конца до колка. Оставляйте припуск в 1-2 см.

  1. Наконец, можно настроить каждую струну по высоте тона. Не расстраивайтесь, если строй немного будет плавать, и гитара будет расстраиваться – это длиться обычно около дня из-за того, что струны «усаживаются» в рабочее состояние и немного растягиваются. Просто периодически подстраивайте её. Ускорить процесс усадки можно поделав бенды на каждой струне.

В целом, как мы и говорили, процесс замены струн занимает около получаса. Постепенно вы поймете, как менять струны именно на вашей гитаре за 10-15 минут, и сможете делать это даже в экстренных ситуациях прямо перед выходом на сцену или перед репетицией.

Как натягивать нейлоновые струны на классическую гитару?

Теперь пришло время узнать особенности замены нейлоновых струн – а их, поверьте, достаточно.

  1. Демонтируем старые струны. Можно либо воспользоваться той же схемой, что и с металлическими струнами, либо просто слегка ослабить струну, после чего перерезать её ножницами над грифом. Выбрав второй вариант, убедитесь, что достаточно ослабили струну, и она не отскочит и не поранит вас.

  1. Распутываем узелок струны на нижнем порожке и достаем её оттуда, также достаем другой конец струны из колка.

  1. Удаляем всем струны и не забываем об уходе за инструментом: протираем деку, гриф, ладовые пластины, при необходимости используем специальные средства.

  1. Теперь пора натянуть новые струны. Используем ту же попарную схему, что и в случае с акустической гитарой и металлическими струнами: натягиваем сначала 1-ю и 6-ю струну, потом 2-ю и 5-ю, заканчиваем 3-ей и 4-ой.

Но тут нас ждет самое важное отличие нейлоновых и металлических струн: ни на одном из их концов нету шарика! Рассказываем, что с этим делать.

Начнем с самой толстой струны. Протягиваем её в отверстие струнодержателя на 10-11 см.

  1. Далее формируем петлю: для этого проводим кончик струны под основной её частью.

  1. Проводим кончик вокруг струны и продеваем в петлю – получили заготовку для узелка.

  1. Теперь прижимаем основную часть струны к деке – это нужно сделать, чтобы избежать распутывания узелка в будущем.

  1. Теперь беремся за кончик струны и тянем основную часть струны и её кончик в разные стороны, тем самым затягивая узелок.

  1. Второй свободный конец струны продеваем в отверстие на валу колка.

  1. Делаем полуоборот вала колка, чтобы кончик струны оказался сверху.

  1. Оборачиваем кончик вокруг основной части струны.

  1. Далее вращаем колок и достигаем нужного натяжения. В целом для нейлоновых струн достаточно 3-4 витка.

  1. Теперь об установке струн без обмотки (обычно 1-3 струны – это чистый нейлон без металлической обмотки). Также продеваем их на 10-11 см.

  1. Начинаем формировать петлю аналогично – свободный кончик струны проводим под основной частью.

  1. Делаем оборот кончика вокруг основной части струны – но уже не один раз, а несколько. К слову, аналогично можно поступать и со струнами в обмотке – в целом это дело вкуса.

  1. Затягиваем узелок аналогично – тянем кончик и рабочую часть струны в разные стороны. Обязательно оставляйте запас на кончике струны, чтобы он не выскочил из узелка.

  1. Второй конец устанавливается в колок аналогично струнам с обмоткой.

  1. Вот и все! Осталось по аналогии натянуть остальные четыре струны.

  1. Кончики струн также аккуратно обрезаем, чтобы избавиться от некрасивых «хвостов».

В первый раз у вас уйдет немало времени (кстати, возможно у вас и что-то не получится – для теста попробуйте дешевые комплекты струн, пока не приноровитесь, например, вот такие).

Будьте готовы к тому, что процесс «усадки» и подтягивания струн в случае с нейлоном длится дольше – иногда до 6-7 дней. Чтобы ускорить процесс, можно для начала натянуть струны на четверть-полтона выше, чем необходимо. Однако будьте осторожны, если у вас комплект струн с высоким натяжением – смотрите, чтобы они не лопнули. Не забывайте о подстройке гитары.

Теперь немного лайфхаков:

  • Старайтесь формировать витки поближе к середине вала и отверстию для струны. Избегайте витков, которые формируются близко к дереву головы грифа (проблемные места обозначены красными стрелками на фото ниже) – при такой схеме натягивания риск порвать струну при очередной подстройке вырастает в разы.

  • Избегайте сильного перегиба струны после верхнего порожка в районе колковой механики (проблемное место выделено красным цветом на фото выше). Для этого формируйте витки на 1-й и 6-й струне правее отверстия для струны, а на остальных струнах – левее. Схематически эту рекомендацию мы изобразили на фото:

  • Как вы уже наверное заметили на фото выше, на самом кончике струны в районе нижнего порожка также заметны дополнительные одинарные узелки. Они носят опциональный характер и являются дополнительной страховой от выскальзывания струны из петли.

Некоторые наборы нейлоновых струн продаются уже с такой страховкой: для этого формируются утолщения струны еще на этапе производства. В таком случае дополнительных узелков не требуется.

Отметим также, что отдельные комплекты нейлоновых струн уже имеют шарики на конце по аналогии с металлическими струнами. Это дает возможность менять струны на гитаре в разы быстрее и без дополнительных манипуляций с узелками.

Источник

Оцените статью