Гитара лады звучат одинаково

Настройка гитары: интонация

Технически, электрогитара — довольно простой инструмент. Однако за последние 30 лет мастерство владения этим инструментом взлетело до таких высот, что теперь довольно трудно играть на достойном уровне. Более того, очень непросто найти свой индивидуальный звук, правильную комбинацию дерева и железа. Тем не менее, зная основы настройки инструментов, можно добиться нужного вам звука и удобства игры практически с любой гитарой.

Каждая гитара, не важно новая она или из третьих рук 30 лет спустя, нуждается в настройке, если, конечно, вам нужен инструмент для игры, а не для того чтобы висеть на стене. Есть 4 основных этапа настройки гитары: настройка анкера, настройка высоты бриджа (струнодержателя) для максимального удобства звукоизвлечения, настройка высоты звукоснимателей для оптимального звучания и сустейна, и, конечно же, настройка мензуры. Как вы уже догадались, за этой статьёй последуют другие. Таким образом у вас будет полная картина, необходимая для того чтобы уметь настраивать собственную гитару.

Правильно настроенная мензура — это просто необходимость для того, чтобы гитара правильно интонировала в разных позициях. Если мензура настроена неправильно, аккорды в одной позиции звучат хорошо, а в другой — уже не строят. Чтобы настроить мензуру, нужно чтобы сёдла, через которые проходят струны в бридже, были регулируемыми. Как правило в электрогитарах с этим нет проблем. Хотя, бывают варианты.

Если рассуждать логически, то, прижимая струну к грифу, вы натягиваете её и она по умолчанию звучит уже не так, как струна, не прижатая к грифу. Чтобы компенсировать это различие, струне нужен небольшой запас по длине. И хотя ладовые инструменты в принципе более-менее должны строить, ведь конструкция устоялась за сотни лет, тем не менее аккорды и даже просто октавы порой не звучат, особенно если вы пользуетесь нестандартными комплектами струн.

Читайте также:  Зеленая карета суханов ноты для гитары

Первый шаг в настройке мензуры — понять, высит ли струна или занижает. Самый лучший способ — взять точный тюнер. Оптимальные для настройки мензуры — игольчатые тюнеры типа BOSS TU12EX. Для начала просто настраиваем гитару в наш обычный строй. После этого проверяем по тюнеру все струны, прижатые на 12 ладу. Правильно настроенная гитара будет выдавать ту же ноту у у открытой струны и струны, прижатой на 12 ладу.

Без тюнера — не пытайтесь это сделать на слух. Вы не уловите разницу в интонации. Как вариант — брать флажолет на 12 ладу, а затем прижатую струну. Естественно, идеальной интонации во всех позициях вы не добьётесь, так как сама конструкция гитары не идеальна, но близко к идеальному — да. Если октавы на вашей гитаре звучат правильно во всех позициях — всё в порядке. Если нет — пора настраивать мензуру.

Алгоритм настройки мензуры.

Если струна, прижатая на 12 ладу звучит выше, седло нужно сдвинуть дальше от грифа. И наоборот, если струна, прижатая на 12 ладу звучит ниже, чем флажолет на 12 ладу, седло нужно подвинуть ближе к грифу. Двигайтесь маленькими шагами, чтобы не перескочить дальше, чем нужно.

Хотя расположение сёдел непосредственно влияет на интонацию, бывает, что добиться ровного интонирования при помощи перемещения сёдел не получается. Скорее всего ваши струны слишком высоко от накладки грифа и когда вы зажимаете струны в верхних позициях, натяжение становится слишком сильным и строй плывёт. Изгиб анкера также влияет на интонацию. Но это как правило — проблема гитар со стажем и мы коснёмся ее в следующей статье.

Надо также учитывать, что со временем сёдла изнашиваются и это влияет на интонацию. Замена сёдел решает эту проблему, а часто хорошим выходом является покупка нового бриджа целиком. Стоит принять во внимание и естественный износ ладов. Плоские лады и ямы в них также влияют на натяжение струны, касающейся их. Выход из этой ситуации — шлифовка ладов у гитарного мастера или полная их замена.

Спросите любого мастера и он вам скажет, что струны также сильно влияют на интонацию. Особенно если вы пользуетесь дешевыми марками, с недостаточным контролем качества на производстве. Помимо того, что они неправильно вибрируют, они начинают плыть или просто не держат строй. Не такие уж это большие деньги — играть на хороших струнах. По-моему удовольствие от игры и точная интонация стоит большего.

Если вы меняете марку струн или калибр, знайте, что после их установки нужно проверить мензуру. Скорее всего её придётся перестроить.

Еще один важный момент — высота порожка для струн у головки грифа. Эту вещь многие не принимают во внимание, однако слишком большая высота вынуждает нажимать на струны больше чем надо, что приводит к неправильному интонированию, особенно заметному на первых 3-4 ладах. Эту проблему легко исправить, но лучше, если это делает опытный мастер. Он спилит выемки для струн при помощи специальных напильников для порожка, сделав их пониже.

Гитара с плохим порожком практически не поддаётся настройке, так что у вас есть повод подружиться с хорошим мастером, который будет делать вашей красотке регулярный техосмотр. Если хотите совсем прокачанную версию порожка — попробуйте Earvana или Buzz Feiten. По сути это еще один набор регулируемых сёдел, который позволит решить проблему со строем на первых ладах.

Надеюсь, статья вам пригодится и после ее прочтения вы станете лучше разбираться в настройке вашей гитары. Многие вещи стоит уметь делать самостоятельно, чтобы не быть беспомощным. Так уж сложилось, что идеальная интонация и ладовые инструменты — вещь трудно совместимая. Но, мельчайшие отклонения в строе обычный слух уловить не в состоянии, особенно в условиях когда играет вся группа. Попробуйте применить эти рекомендации на практике и вы с большой вероятностью зазвучите лучше.

Удачи, и не забывайте играть ROCK!

Источник

Как легче всего понять семь ладов (лидийский, фиригийский, дорийский, локрийский, ионийский, миксолидийский, эолийский)?

Да, мы знаем, что можем извлечь все эти лады из нот единственной натуральной мажорной гаммы. Их обычно так и учат. Большая проблема в том, что знание того, откуда взять лады, на самом деле не помогает нам «понять» их. В том смысле, как они звучат, как и где мы должны их использовать. То есть такое изучение не так уж и полезно.

Можно понять эти «церковные лады» с точки зрения ступеней гаммы. Возможно, это самый простой и интуитивно понятный способ понять эти лады. Каждый интервал и ступень гаммы имеет свой собственный «характер», как ингредиент в супе.

Мажорные терции имеют «гладкость». Уменьшённые квинты («злой» тритон) — диссонирующее качество и так далее. Если вы знакомы с тем, как эти интервалы звучат сами по себе, это поможет вам понять звучание («ощущение») ладов, в которых они используются. Гаммы и лады — это просто «коллекции» интервалов.

Переходя к следующему шагу, можно подумать о ладах как о простых вариантах натуральной мажорной и минорной гамм, только с небольшими изменениями в пределах гаммы. Большинство ладов идентичны соответствующей мажорной или минорной гамме, имея лишь одну отличающуюся ноту или интервал. Вот полная классификация.

  • Ионийский лад — натуральная мажорная гамма. Никакой «хитрости» здесь нет. Это ступени 1234567, гамма «до ре ми фа соль ля си», составляющая основу западной музыки.
  • Эолийский лад — натуральный минор. Это ступени 1 2 b3 4 5 b6 b7. Этот лад так же типичен для многих западных музыкальных произведений.

Если вы понимаете эти два лада с точки зрения того, как они звучат и что с ними делать, вы на 80% уже прошли весь путь.

  • Лидийский — мажорная (ионийская) гамма с повышенной четвёртой ступенью (1 2 3 # 4 5 6 7). Используется в джазе.
  • Миксолидийский — мажорная гамма с пониженной седьмой ступенью (1 2 3 4 5 6 b7). Обычно используется в музыке кантри и роке.
  • Дорийский — минорная гамма с мажорной шестой ступенью (1 2 b3 4 5 6 b7). Используется в джазе, блюзе и R&B музыке.
  • Фригийский — минорная (эолийская) гамма с пониженной второй ступенью (1 b2 b3 4 5 b6 b7). Вторая пониженная ступень придаёт этому ладу немного «испанского» или «арабского» ощущения. Вариант с мажорной терцией (1 b2 3 4 5 b6 7), так называемый «фригийский доминантовый лад» популярен во фламенко и другой этнической музыке.
  • Локрийский — не часто используемый звукоряд из-за его «странного» звучания, но концептуально его можно понять как минорную гамму с пониженной второй и пятой ступенями (1 b2 b3 4 b5 b6 b7). Вы также можете думать об этом как о фригийской гамме с пониженной пятой ступенью. Локрийский — единственный лад без чистой квинты, что обуславливает его меньшее практическое использование.

В гармоническом смысле каждый из ладов будет сочетаться с аккордами, построенными на традиционной мажорной гамме.

Ионийский лад работает над большими мажорными септаккордами (которые содержат 1 3 5 7). Лидийский и дорийский — тоже. Эолийский работает над малыми минорными септаккордами (1 b3 5 b7), как и фригийский. Миксолидийская гамма с её пониженной седьмой ступенью хорошо работает над доминантовыми септаккордами с их малыми септимами. Локрийский работает над полууменьшёнными аккордами m7b5.

По материалам публикации (англ).

Из комментариев

Представьте себе традиционный диатонический джазовый гармонический ряд: семь четырёхзвучных аккордов, основанных на чередовании нот из гаммы до мажор.

  • Cmaj7, Dm7, Em7, Fmaj7, G7, Am7, Bm7b5.

У каждого из этих аккордов есть лад «сопоставления», который строится от основного тона этого аккорда. Этот лад вы можете использовать для соло поверх этого аккорда в джазовой прогрессии.

Cmaj7 — до ионийский, Dm7 — ре дорийский, Em7 — ми фригийский, Fmaj7 — фа лидийский, G7 — соль миксолидийский, Am7 — ля эолийский, Bm7b5 — си локрийский.

Я предполагаю, что вы хотите импровизировать с ладами. Есть стиль джаза под названием «модальный джаз», который не пользуется особой популярностью — большинство джазовых музыкантов строят импровизацию вокруг аккордовых звуков и используют лишь несколько гамм. Поэтому убедитесь, что лады действительно для вас.

Чтобы понять семь ладов, не пытайтесь понять семь ладов сразу. Мои сыновья ходили в школу искусств, и я брал интервью у всех студентов-джазистов. Хуже всего звучали те, кто много времени «тренировал лады».

Лады — это инструменты. Каждый лад имеет звуковые качества, которые могут хорошо работать в определённых гармонических контекстах. В зависимости от музыки, которую вы хотите воспроизвести, некоторые лады будут полезны, а другие — нет. Нет смысла учиться пользоваться инструментами, которые вы не собираетесь использовать.

Найдите ресурс (учитель, книга, видео), который расскажет, в каких гармонических контекстах хорошо работает каждый лад. Есть определенные лады, которые используются чаще, чем другие. Вы можете начать с них или с того, что вам нравится.

Помните также, что существуют звукоряды помимо ладов, которые могут вам понравиться больше (блюзовая гамма, уменьшённая гамма, гамма бибопа и так далее).

Используйте диктофон или какое-либо приложение на компьютере, чтобы сделать бэкинг-трек из аккордов, которые вы хотите использовать с каким-то ладом. Сыграйте несколько паттернов в этом ладу поверх этих аккордов. Вы услышите качество звучания нот на фоне этих аккордов. Некоторые из них будут звучать «сильно», а другие — нет.

Практикуйте свой лад на разных аккордах во многих тональностях. Ваша цель — сказать что-нибудь убедительное. Раскройте свой творческий потенциал. Погрузитесь в один лад. Вы должны отлично звучать в одном ладу, а не посредственно во всех семи. В одном ладу можно создать бесконечное количество вещей.

Когда вы научитесь использовать один лад, переходите к другому.

Очень немногие музыканты используют «все лады и гаммы». У них есть набор инструментов, которые подходят для их стиля. Они постепенно добавляют инструменты в соответствии со своими художественными целями.

Источник

Соответствие аккордов и ладов, аккордо-ладовая взаимосвязь

Не углубляясь в дебри теории и гармонии, связь аккордов и ладов очень проста и очевидна. Все, что нам нужно — это иметь общую отправную точку для аккорда и лада. И такая точка — это тоника. Теперь весь алгоритм вычленения связи аккордов и ладов сводится к построению тонического созвучия в выбранном ладу.

Если открыть учебник по теории музыки, то можно найти классическое определение аккорда:

Аккорд — это созвучие из трех и более звуков, которые можно расположить по терциям.

Хочу обратить ваше внимание на то, что тоническое созвучие не всегда может иметь терцовую структуру. Не вникая сейчас, почему и зачем, будем строить созвучия из трех и четырех звуков. (Мне кажется все эти созвучия, трезвучия… немного страшновато звучат, но если вдумываться в слова, то все становится очевидно.)

Давайте возьмём для примера F (Фа) и построим от неё несколько ладов:

1. Мажорный лад. Это наше все! 15 веков формирования диатоники + пять веков освоения того, что сформировали. F G A Bb C D E — так выглядит Фа мажорный лад. Теперь через одну ноту (в данном случае — по терциям) строим аккорды и получаем: F A C — Фа мажорное трезвучие (F) и F A C E — Фа большой мажорный септаккорд (Fma7).


2. Дорийский лад. Пользуясь одним из описанных ранее способов, получаем — F G Ab Bb C D Eb. Аккорды: F Ab C (он же Fm) и F Ab C Eb (Fm7).

3. Миксолидийский лад. F G A Bb C D Eb. Аккорды: F A C (тоже Фа мажорное трезвучие) и F A C Eb (F7).


4. А вот это уже интереснее: лад называется Цыганская мажорная гамма, и ноты от Фа будут следующими — F Gb A Bb C Db E. Это один из настоящих народных ладов. Причем, имен у него очень много. На википедии можно найти статью про него. Аккорды: F A C (трезвучие F) и F A C E (Fma7).


5. Ивато (Iwato) — на одном из гитарных сайтов так называют обращение японского лада. Очень колоритно звучит и имеет несколько сюрпризов. F Gb A# B Eb. Аккорды: F A# Eb и …. пожалуй все, нот то всего 5. Невозможно построить 4-х звучные аккорды. Хотя со мной можно поспорить… В первый раз Ивато я услышал у Стива Вая в одном из обращений.

Как вы видите, одному аккорду может соответствовать несколько ладов, причём, совершенно разных. С другой стороны, в качестве тоники могут быть разные типы аккордов для одного и того же лада. Очень важно понимать, что трезвучие — это не септаккорд. В тоже время, в качестве тоники может быть и не терцовое созвучие вовсе.

Другими словами, если сейчас звучит Фа мажорное трезвучие, то поверх можно сыграть: Мажорный лад, Миксолидийский, цыганскую мажорную гамму и многие другие (можно послушать в треке ниже). Но условия использования и звучание у всех будет различным.

О том, какие есть способы правильно выбрать лад, мы поговорим в другой раз. Здесь я только хотел показать как связаны между собой лады и аккорды.

Чувствуйте себя свободно спросить что-либо в комментах, делитесь статьей в ваших любимых соц. сетях!

Источник

Оцените статью