MasterGitar.com
Гриф классической гитары часто устанавливается в корпус с помощью крепления ласточкин хвост. Фрезером можно удобно сформировать паз ласточкин хвост с помощью соответствующей пазовой фрезы. Но в статье мы разберем, как это сделать с помощью обычной пилы и простого карандаша. Крепление ласточкин хвост грифа классической гитары — соединение очень надёжное, практически не разборное и поэтому крайне ответственное.
Мы имеем подготовленный гриф с некоторым запасом по длине на глубину паза ласточкин хвост. Другими словами не забудьте учесть в длине грифа крепление ласточкин хвост.
Корпус гитары практически всегда имеет некоторую округлость в районе крепления, соответственно эта округлость должна повторятся на торце вашего грифа, чтобы не было никаких щелей между обечайками и грифом. На практике это означает, что мы будем пилить не перпендикулярно к осевой линии шейки грифа, а под некоторым углом.
Вам надо будет заблаговременно подумать, с какого места у вас начнется шип ласточкин хвост, так как из-за радиуса корпуса шип будет как бы утоплен в шейку и порой прилично почти на 2 мм. Не ошибитесь тут, так как ваша накладка должна будет поместиться на грифе.
Также помните о месте приклейки пятки. С точкой начала ласточкиного хвоста надо определятся до решения вопросов с пяткой. Фактически вы решаете вопрос длины шейки грифа, поэтому будьте внимательны. Двенадцатый лад может выступать за габариты корпуса.
Чертим линии распила
Для того чтобы начать правильно пилить надо сначала всё верно расчертить. С длиной грифа мы определились, убедимся, что у вас образуется перпендикуляр между плоскостью шейки и торцом пятки. Прикладываем угольник, как вы видите на картинке, снимаем лишнее.
Начертим линии, по которым мы будем пилить ласточкин хвост в поперечном направлении. Для этого нам надо найти перпендикуляр к оси шейки грифа. Можно использовать для этого малку.
Это вроде как угольник, только угол можно менять, что даёт возможность проводить параллельные линии, скользя вдоль края шейки или накладки в случае пропиливания ладов.
Найдём нужный угол малки. Выставляем малку на глаз, приставляем к краю шейки грифа, проводим поперечную линию, переворачиваем малку на другую сторону шейки и проводим линию в том же месте и сразу видим, насколько намётан наш глаз. Линии должны совпасть. Безусловно, вам надо предварительно обработать ровно края грифа.
Любым другим способом проводим перпендикуляр относительно осевой.
На картинке сверху видны три поперечные линии. Первая левая – это линия настройки малки. Вторая линия – это начало основания шипа ласточкин хвост. На ней как раз стоит пометка шилом. Третья линия – это линия касания шейкой корпуса. Пилить нам надо будет под некоторым углом, чтобы скомпенсировать округлость корпуса гитары.
Теперь надо провести линию вдоль пятки, точнее поставить риску на другом краю, пила сама пройдет как надо. Этот пропил напрямую влияет на угол вклейки грифа в корпус гитары.
Начертите все остальные линии, по которым будете пилить ласточкин хвост.
Осталось всё отпилить.
Постарайтесь сделать это как можно аккуратнее. Не всё так страшно.
Щель до 1мм между корпусом и пяткой, будучи зашпатлёванной, практически не видна на темном. У вас будет возможность ещё ножиком все подровнять окончательно и ровно, но не в больших пределах.
Пропилить паз ласточкин хвост в корпусе гитары, особой сложности не представляет. Можно упомянуть об одном нюансе. Сделайте этот паз ещё до приклейки дна, тогда вам не придется выбирать остаток стамеской. Пропилите паз на этапе, когда у вас уже обечайки приклеены к клёцу, т. е. изготовлена рамка. Клёц уже стоит на своём месте и легко определиться с осевой линией корпуса. Если же вы оставите изготовление паза на момент готового корпуса, то у вас будет дополнительная операция, выбрать часть паза ласточкин хвост стамеской. По прочерченным линиям вы сможете пропилить только половину паза – вам будет мешать торец дна. Но выбирать стамеской в любом случае несложно.
Каждый мастер выбирает свою форму крепления ласточкин хвост. Разной может быть ширина паза. Различаются углы сторон паза. При работе фрезером угол задаётся формой фрезы. Существует ещё один параметр – это клиноподобная форма паза ласточкин хвост, т.е. ширина уменьшается. Чем ближе паз ко дну гитары, тем ширина меньше.
Стоит отметить и способ крепления грифа с помощью ровного шипа, не в форме ласточкиного хвоста, т. е. просто прямоугольный паз. Это также надёжное крепление. Боковая склейка хорошо держит гриф. Одним из преимуществ такого крепления грифа является его большая ремонтопригодность. Такое крепление можно разобрать.
При вклейке шейки грифа очень важен угол между плоскостью деки и шейки. У многих он не равен 180 градусам, т.е. это не одна плоскость. В статье про настройку высот струн я писал, что именно с вклейки шейки грифа и начинается эта настройка.
Хороший вопрос — а если дека с парусом, т. е. выгнута, то, как быть? Наконец, вот они пресловутые тайны гитарных мастеров! Смысл в том, что у каждого мастера свой способ и свои нюансы. Даже порядок другой. Клеят залакированный гриф с накладкой в залакированный корпус.
Верный путь — это подстановка всех деталей на сухую, т. е. без клея. Сделать подставку или её муляж, накладку и всё подгонять, зажимая струбцинками, прикладывая нитку, чтобы определить высоту струн. Разбирать, собирать, мерить, пить чай, и так много раз.
Последнее, что можно затронуть в этой статье, это склейка соединения ласточкин хвост. Я предлагаю собирать ласточку с помощью эпоксидной смолы. Вот мои аргументы.
Первое — если мы уже формируем узел клёц-гриф таким образом, что имеем склейку, то очень важна не так её толщина, как качество границы перехода из среды в среду, т. е. из клея в дерево.
Второе — даже небольшой перекос крепления шейки приведёт к серьёзным проблемам с высотой струн, поэтому некоторый регулировочный люфт может присутствовать. С ручным способом так точно. Одновременно подогнать сразу столько поверхностей очень серьезная задача. Причем попасть вы должны правильно по высоте в районе подставки.
Основное свойство эпоксидной смолы – это отсутствие усадки, что делает её незаменимой при склейках такого рода. Смола заполнит все зазоры. Узел клёц-гриф будет монолитным куском без всяких скрытых пустот, при этом у вас будет возможность всё настроить точнейшим образом.
Источник
Гитара ласточкин хвост модели
В 1999 году я разменял второй десяток лет в качестве гитарного мастера. За этот сравнительно небольшой срок я ознакомился с множеством различных вариантов конструкции гитары и в частности с четырьмя вариантами крепления грифа к корпусу (возможно что существуют и другие):
— первым и, на мой взгляд, основным способом является классическая испанская сборка, когда гриф и клец представляют собой одно монолитное целое и прикрепление грифа происходит в ходе сборки корпуса гитары. Эту сборку еще называют «на сапожок», то есть гриф имеет форму своеобразного сапога. (см. схему)
— второй способ более простой — это «ласточкин хвост», когда гриф и клец изготавливаются отдельно и гриф вклеивается в клец уже собранного корпуса. (см. схему)
— третий, с вашего позволения, я назову «русским». В этом случае гриф и корпус также изготавливаются отдельно друг от друга, а затем соединяются посредством регулировочного винта.(см. схему)
— четвертый явялется наиболее примитивным из рассмотренных. Гриф и корпус изготавливаются отдельно и крепятся друг у другу посредством шкантования через пятку в верхний клец. Разумеется, что все это промазывается клеем. Гитары такой конструкции попадались мне китайского производства, очень дешевые и не требуют большего внимания, чем то, которое уже оказано.
В ходе своей уже более чем десятилетней деятельности я перепробовал более первые три разновидности сборки, и остался приверженцем первой — испанской, с которой и продолжаю работать.
Для начала давайте рассмотрим гитару как конструкцию, которая должна выдерживать некоторые физические нагрузки. Заумных формул мы рассматривать не будем, оставим это соответствующим институтам и инженерам, которые за это зарплату получают. Все весьма просто. Наверное каждый из вас обратил внимание на то, что гриф имеет свойство изгибаться в сторону натянутых струн. Это означает то, что натяжение струн с огромной силой пытается выворотить его со своего места. А значит крепление грифа должно быть изготовлено с особой тщательностью и обладать большой прочностью. Вообще узел крепления — это особое место. Здесь собраны все главные точки напряжения, а кроме того он передает звуковые колебания от грифа к корпусу, т. е. способствует резонансу. Испанские мастера обратили на это свое внимание и, примерно, два с половиной века назад появилась сборка, именуемая «на сапожок» или просто «испанская». Суть сборки заключается, как отмечалось выше, в том, что гриф является конструктивным элементом корпуса, к которому крепятся обечайки и нижняя дека. Нижняя часть пятки грифа приклеивается к нижней деке, направляя его, как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Более того, это придает дополнительную жесткость нижней деке в верхнем овале, что очень важно для выходящих через голосниковое отверстие звуковых волн. О преимуществах и недостатках данной, а равно и других конструкций я распространяться не буду, ибо право на существование имеют все и даже четвертый вид сборки.
Следующей мы рассмотрим сборку «ласточкин хвост». Такое забавное название появилось, как результат особенного соединения грифа и верхнего клеца напоминающего собой хвост ласточки. Качество такой сборки напрямую зависит от качества материала и его подбора, а также характера расположения волокон пятки грифа и клеца. Такой сборкой пользуются многие российские и зарубежные мастера, а также немало известных фирм — производителей гитар. Результаты я наблюдал самые разнообразные. Причем мне попадались и наши серийные гитары с таким соединением. Кстати, скрипичные мастера используют такую же систему сборки.
Источник
Про пятки, шейки и русский зимний прострел. Часть 1.
Когда-то мы уже писали, что первоначальным и главным отличием гитарных школ служили вовсе не пружины, — как думают сейчас, а клецы. Соединение клеца с грифом – это то характерное, что до XIX века отличало школу от школы.
В XIX веке, патент венской гильдии, выданный артели Штауффера – убрал различия школ и поделил мир на две большие школы, существующие до сих пор – венскую (австрийскую) и испанскую.
Что это за такие драматические различия.
Давайте, как всегда, разбираться.
Приставной гриф.
Это самая первая конструкция гитарного грифа, позаимствованная у гитарных дедушек и прадедушек.
Если мы посмотрим на любую современную гитару, то увидим, что ее гриф – сделан отдельно от деки и расположен поверх нее. Это — накладной гриф
Накладной гриф современной гитары Crusader.
А вот старые лютье делали не так. Они ставили гриф на одном уровне с декой, а лады – продолжали уже на саму деку.
Приставной гриф гитары Страдивари 1711 года.
Это делало конструкцию более хрупкой, но, одновременно, более разборопригодной. Именно поэтому – до нас почти и не дошли нормальные гитары старой эпохи.
Чуть менялась мода – пятихорные гитары сменялись шестихорными, а те и другие – пятиструнными и шестиструнными – грифы просто выламывались и заменялись новыми, более модными.
В этом – настоящая беда гитарной истории.
Каким-то чудом у этой гитары 1770 года мастер Ганда — не потерялся оригинальный гриф. А ведь его отломали, явно намереваясь сменить на более модный.
Даже когда приставной гриф заменили на накладной – лютье-старообрядцы упорно продолжали старую традицию. В новом железном XIX веке – в равноправном ходу были гитары и с приставными грифами и с накладными.
Итальянская гитара 1860 года. Давным-давно лютье научились делать накладные грифы, но некоторые — не желали отказываться от приставных,
Накладной гриф.
Со временем лютье задумались: а так ли мудро делать хрупкую конструкцию, под которую, кстати, очень трудно регулировать подставку? Дека живет очень активно – то поднимается, то опускается – лады ползут вверх-вниз, гриф гуляет.
И решили продолжить гриф вниз – прямо на деку.
Гитара Айбанеза. Да-да, имя которого прочно связано с модными электрогитарами Ibanez. Гриф, как видим, накладной. Правда и век уже двадцатый.
Заодно пропала проблема врезания ладовых порожков в нежную хвойную древесину. Произошло это довольно поздно, причем, русские лютье – сразу перешли на такой способ крепления грифа, в то время, как их европейские коллеги еще крестились двумя перстами и сжигали себя в дубовых срубах. Другими словами – были истовыми старообрядцами.
Слева – французская гитара мастера Виктора Маршала 1830 года. Плоский приставной гриф в старых традициях
Справа – семиструнная гитара Батова 1813 года. Она сделана раньше, но несмотря на это – у нее навесной радиусный гриф на винте.
Ласточкин хвост.
Так себе, конечно, ласточкин.
Скорее – классическая трапеция. Но раз историкам полюбился поэтический эпитет – зачем нам спорить с историками? Пусть будет хвост.
Это такой способ крепления грифа в клец, при котором в клеце делается трапециевидная выемка, а в грифе, соответственно, подходящий стык.
Вот он — старый и знаменитый стык в «ласточкин хвост». Гитара 1770 года.
Мы специально подбираем фотографии древних гитар, чтобы история была наглядна.
Вся эта конструкция мазалась клеями, прочно вставлялась – таким образом закреплялась, и получалось довольно крепкое соединение, которое ругали уже в те времена, и не перестают ругать до сих пор.
Мол, и педаль гасится, и клец живет своей жизнью – то пухнет, то чахнет, да и вообще – испанцы — но пасаран, а немцы – фашики недобитые. Может ли что доброго быть от последних?
Тем не менее, австрийский клец (так прозвано это соединение) – живет и здравствует по одной и очень простой причине.
Он очень удобен для фабричного производства. Гораздо легче – сделать отдельно гриф, сделать отдельно корпус, а после – соединить их клеевым способом. Тем более, что современные клеи – такие злые, что скорее сломается дерево, а клеевой стык – проживет вечно.
Испанский сапог.
Тоже – так себе сапог.
Основная идея испанских мастеров состояла в том, чтобы отказаться от клеевого соединения грифа с клецем. Самый очевидный способ – отказаться от клеца. Или даже так – превратить клец – в продолжение грифа. Что и было сделано.
Гриф и клец — составляют одно целое, а корпус собирается прямо на этом конгломерате.
Гриф продолжили в своеобразную рамку, верх которой – подпирал верхнюю деку, а низ, понятное, дело, нижнюю. Более того – эта рамка не просто подпирала деки, а распирала их. От этого деки напрягались – и начинали буквально звенеть. Обратной стороной звона была хрупкость. Сапог давили на деку, а дека – совсем не железная. Очень часто деки гитар испанской конструкции – лопаются прямо по месту соединения с испанским сапогом.
Если на отдельном клеце обечайки собирались на нем самом, то на испанском сапоге – обечайки стали собирать прямо на грифе – в прорези между пяткой и подпорками деки.
Получалась монолитная конструкция, резонаторные способности которой были выше всяких похвал. К сожалению, у нее были (и есть) недостатки.
Она дорога в производстве. Сначала делается гриф, а корпус – нельзя сделать отдельно, потому что он собирается на грифе. Это сразу рубит поточный фабричный процесс. Конвейер при такой сборке не в состоянии двигаться, а конвейер, как известно, это то, что делает фабрику – фабрикой. Получается огромная загрузка отдельных мастеров – и, конечно, следом за этим – фантастическое удорожание конечного продукта.
Настоящие испанские гитары – страшно дороги.
И второй недостаток. Тоже очень важный. Если испанка умерла, то поздно пить боржоми. Умерла, так умерла. Монолитный механизм отремонтировать нельзя. Можно собрать новую гитару по его мотивам – из запчастей, но старой гитаре придется петь отходную.
Тем не менее, испанка – очень популярная концертная гитара. Ни при какой другой конструкции не удается добиться такого мощного, рычащего, рояльного звука.
Хитрая китайская хитрость.
Что делает аллергик, если от апельсина становится похожим на Дарта Вейдера, только без шлема, но апельсин так хочется, что прямо сил нет никаких?
Правильно вы говорите – аллергик пьет двойную дозу антигистаминных таблеточек – и с наслаждением вгрызается в сочную мякоть. А после – сшибает углы из-за побочных эффектов, проклиная день, когда Господь изобрел апельсины.
Что делают китайцы, когда понимают, что спрос на испанские гитары есть, а заводы у них заточены строго под конвейер?
Правильно вы говорите – они хитрят.
Вместо прямоугольного венского клеца, они делают распорки по типу испанского сапога, но корпус и гриф собирают все же отдельно, а после вклеивают гриф тем же старым ласточкиным хвостом.
Внешне — получается неотличимо от испанского сапога. А до звука – китайцам нет дела. Да и европейцам, по большей части, нет дела. Концертирующий классик никогда не купит гитару такой конструкции, а вот обыватель – купит с удовольствием, и даже будет хвастать: вот, мол, какая у меня гитара – испанской школы.
Зато такие гитары стоят на уровне стандартных венских. Быть может – чуть дороже, но совсем чуть – и уж точно несопоставимы по цене с подлинными испанками.
продолжение — 6 июня.
на следующей странице:
о накладном грифе на винте и о двух способах крепления головки к шейке.
Источник