Испанская гитара. Гитара фламенко
В Испании, национальным инструментом которой, безусловно, является шестиструнная гитара, существует и одна из уникальных её разновидностей, известных сегодня во всём мире — гитара фламенко. Однако не стоит думать, что гитаристы фламенко играют на каком-то особо сконструированном инструменте. Внешне гитара фламенко не отличается от традиционной шестиструнки. Фламенко это, скорее, стиль игры на гитаре, связанный не только с музыкой, но и с поэзией и танцем, или даже своеобразная жизненная философия.
Фламенко. Краткая история
Испанский гитарист фламенко Пако де Лусия (1947—2014)
В понятие фламенко обычно входит народное песенно-танцевальное творчество Андалусии — южной области Испании, хотя более широкое понятие фламенко включает в себя и такие виды искусств, как живопись, балет, монументальное искусство, поэзия.
В истории возникновения и развития фламенко многое до настоящего времени не выяснено. Вместе с тем ряд исследователей считает, что стиль фламенко в основном сформировался во времена арабского владычества в Испании, затем под влиянием различных исторических условий видоизменялся и совершенствовался, пока не вышел на эстраду, где приобрел новые, современные черты.
Андалусия явилась как бы тиглем, в котором на протяжении тысячелетий переплавлялись элементы культур различных народов, начиная от иберов, финикийцев и кельтов и кончая арабами. При этом новые культурные наслоения не уничтожали прежние, а обогащая их, создавали новую, неповторимую культуру.
Важным фактором, повлиявшим на формирование испанской и особенно андалусской культуры, стало появление в XV веке на территории Испании цыганских племен, вытесненных из Индии Тамерланом (Тимуром) во время его похода на Дели, которые несли с собой своеобразную культуру, имеющую сходство с индийской.
В Андалусии цыгане не только впитали в себя элементы местной музыкальной культуры, но и значительно обогатили ее своим творчеством, в результате чего и возникло уникальное явление в искусстве народов мира.
Основные элементы фламенко
Основными элементами фламенко являются пение — его первооснова, музыкальное сопровождение и танец. Первые два элемента могут выступать как самостоятельно, так и совместно. В частности, такие формы фламенко, как дебла, мартинетес, саэта исполняются певцом-кантаором без сопровождения; в то же время многие формы, как, например, солеа, булерия, гранадина, таранта и другие могут исполняться инструментально, без певца.
Главная музыкальная роль в сопровождении пения и танца отводится гитаре, которая является основным сольным инструментом. Кроме гитары в качестве ударных инструментов используются барабаны, кастаньеты. Ритмический рисунок сопровождения может дополняться ударами каблуков танцоров или ударами ладоней слушателей.
В музыкальные формы фламенко входят такие, как алегрия, булерия, канья, караколес, картахенера, дебла, фанданго, мирабрас, петенера, плайера, поло, солеа, танго тьенто, тона, таранта, гранадина и т. д. — всего более пятидесяти отличающихся друг от друга форм, каждая из которых имеет свою ладовую характеристику, определенную ритмическую формулу и тип мелодического варьирования.
Музыкальные особенности фламенко
Основными характерными признаками фламенко являются импровизационность, полиритмия, тональная и ладовая переменность, наличие ориентальных элементов, исключительная эмоциональная насыщенность. Мелодика, как правило, характеризуется свободой ритмического рисунка, неожиданными тональными сдвигами, насыщена мелизматикой и хроматизмами. Обогащение музыкальной формы часто достигается методом варьирования, благодаря чему музыкальное развитие оказывается необыкновенно активным.
Мелодии фламенко строятся на системе гексахордов, специфическом ладе (лад ми), близком к фригийскому, гармоническом миноре и особом виде мажора (фригийский мажор), сочетающихся в различных вариантах. При этом преобладающим является лад ми.
Гитаристы фламенко
Народные гитаристы, в подавляющем большинстве цыгане, из поколения в поколение передавали и совершенствовали технику игры, способы вариационного развития и, наряду с народными певцами, являлись хранителями народных традиций.
В Андалусии гитара являлась основой музыкального воспитания, имела здесь такое же значение, как фортепиано в других странах, была и осталась неизменным спутником испанского народно-бытового музицирования. Роль гитары в искусстве фламенко трудно переоценить. Благодаря своим потенциальным возможностям, она выполняет роль и аккомпанирующего, и солирующего инструмента, может выступать и в качестве полноправного участника диалогов: певец — гитара, танцор — гитара. Массовое народное музицирование превратило гитару в поэтический символ испанской музыки.
Как говорит Гарсиа Лорка, страстный почитатель музыки фламенко: «Можно ли найти лучший выход для страсти, чем излить ее в шесть лирических вен этого труднейшего инструмента?» Он посвятил гитаре строки одного из своих замечательных стихотворений:
Начинается
плач гитары.
Разбивается
чаша утра.
Начинается
плач гитары.
О, не жди от нее
молчанья,
Не проси у нее
молчанья!
Неустанно гитара плачет,
как вода по каналам — плачет,
как ветра над снегами — плачет,
не моли ее о молчанье!
Так плачет закат о рассвете,
так плачет стрела без цели,
так песок раскаленный плачет
о прохладной красе камелий.
Так прощается с жизнью птица
под угрозой змеиного жала.
О, гитара,
бедная жертва
пяти проворных кинжалов!
Фламенко в начале XX века
Вплоть до нашего века многие гитаристы выступали только на семейных или сельских праздниках, в домашней обстановке, часто на открытом воздухе. В начале нашего века искусство народных гитаристов проникает на концертную эстраду. Начиная с 20-х годов, гитара фламенко завоевывает большие концертные залы. В ее популяризации огромную роль сыграли истинные знатоки народного искусства Андалусии — Мануэль де Фалья и Гарсиа Лорка. Их усилиями в 1922 году в Гранаде был организован первый фестиваль фламенко, положивший начало росту популярности жанра. Крупнейшими мастерами исполнения мелодий фламенко на гитаре, пионерами возрождения фламенко являлись Патиньо, X. Молина, Р. Монтойя.
Одним из первых гитаристов Андалусии, выступавших с сольными концертами, был выдающийся виртуоз-импровизатор Рамон Монтойя, положивший начало записи игры фламенко на дискограммы. С огромным успехом он выступал не только в городах Испании, но и за границей. В игру фламенко Монтойя внес много новых элементов и различных технических приемов. Блестящими солистами и аккомпаниаторами зарекомендовали себя Мануэль и Хуан Морано, Пако Кеперо, Педро Пенья, Феликс Утрера, Ниньо Рикардо, Пако Пенья, Маноло Санлукар и другие.
Фламенко в настоящее время
В настоящее время популяризация фламенко ведется путем организации периодических фестивалей, конкурсов фламенко, сольных концертов гитаристов, гастролей театров фламенко. Сегодня всему миру известны имена таких выдающихся гитаристов-виртуозов, как Марио Эскудеро, Виктор Моих (Серранито), Маноло и Эстебан Санлукар, Паррилья де Херес, Агустин Сабикас, Мануэль и Хуан Морано, Пако де Лусия.
Сравнение первых грамзаписей музыки фламенко с современными позволяет обнаружить новые мелодико-гармонические элементы, однако, не нарушающие основных канонов и черт жанра.
Многие основополагающие элементы латиноамериканской музыки берут свое начало из музыки фламенко. В качестве примера можно привести ритмическую структуру румбы и хабанеры, заимствованную народами Латинской Америки из музыки Андалусии. С другой стороны, в мелодику фламенко проникают латиноамериканские мелодии, занимающие все более прочное место в репертуаре гитаристов Испании. К ним можно отнести коломбиану, гуахиру, милонгу и другие.
В настоящее время интерес к народной музыке Андалусии в нашей стране постоянно возрастает. Гастроли гитаристов Марио Эскудеро, Педро Солера, Мануэля Кано, Пако де Лусии, певицы и танцовщицы Кэти Клавихо, ансамбля «Луисильо», цикл телевизионных передач «Радуга», видеозаписи выступлений выдающихся музыкантов позволили познакомиться многочисленным любителям музыки с замечательным искусством фламенко.
Источник: С.Каржавин, В.Максименко. Гитара фламенко // Музыкальный альманах. Выпуск 2. Гитара. М., 1990
Источник
Гитара фламенко — Flamenco guitar
Фламенко гитара является гитара похожа на классическую гитару , но с более тонкими верхушками и менее внутренней фиксации. У него обычно нейлоновые струны, как у классической гитары, но обычно он обладает более живым и грубым звуком по сравнению с классической гитарой . Он используется в токе , гитарной части искусства фламенко .
СОДЕРЖАНИЕ
История
Традиционно мастера изготавливали гитары для продажи по широкому диапазону цен, в основном в зависимости от используемых материалов и количества украшений, чтобы удовлетворить популярность инструмента среди всех классов людей в Испании. Самые дешевые гитары часто были простыми, базовыми инструментами, сделанными из менее дорогой древесины, такой как кипарис. Антонио де Торрес , один из самых известных мастеров, не различал фламенко и классические гитары. Это различие появилось только после того, как Андрес Сеговия и другие популяризировали классическую гитарную музыку.
Строительство
Традиционная гитара фламенко сделана из испанского кипариса , платана или палисандра для задней и боковых сторон и ели для верха. Этим (в случае кипарисовика и платана) объясняется его характерный цвет тела. Гитары фламенко сделаны легче с более тонкими верхними частями, чем классические гитары , что обеспечивает более «яркое» и более перкуссионное качество звука. Строители также используют меньше внутренних распорок, чтобы верх был более резонансным. Столешница обычно изготавливается из ели или кедра , хотя сегодня используются породы дерева других тонов. Громкость традиционно была очень важна для гитаристов фламенко, так как они должны быть слышны сквозь звук прибитых гвоздями туфель танцоров. Для увеличения объема можно использовать более твердую древесину, например палисандр, для задней и боковых сторон, а для верхней — более мягкую древесину.
В отличие от классической гитары, фламенко часто оснащается пластиной для крана ( golpeador ), обычно сделанной из пластика, похожей на накладку, функция которой заключается в защите корпуса гитары от ритмичных ударов пальцами или golpes .
Первоначально, все гитары были сделаны с деревянными колками, которые проходят прямо через бабку, аналогичное тем , которые содержатся на лютню , на скрипке или уде , в отличие от современных гитар в классическом стиле редукторные механизмы настройки.
Гитары «Flamenco negra» называются «negra» из-за темноты более твердой древесины, используемой в их конструкции, материалов, аналогичных материалам для высококачественных классических гитар, таких как палисандр или другая древесина плотных тонов. Более твердые материалы увеличивают объем и тональный диапазон. Типичная гитара фламенко из кипариса производит больше высоких частот и более громкую перкуссию, чем более звучная негра. Эти гитары стремятся захватить часть сустейна, достигаемого классическими гитарами концертного калибра, сохраняя при этом громкость и атаку, присущие фламенко.
Материалы
Классические гитары обычно изготавливаются с верхом из ели или кедра и задними и боковыми поверхностями из розового или красного дерева для усиления сустейна. Гитары фламенко обычно изготавливаются из ели и кипариса или платана для спины и боковых сторон, чтобы увеличить объем и подчеркнуть атаку ноты. Тем не менее, для задней и боковых стенок можно использовать другие породы дерева, такие как палисандр, клен , коа , сатин и кавиуна.
Хорошо сделанная гитара фламенко реагирует быстро и обычно имеет меньший сустейн, чем классическая. Это желательно, поскольку шквал нот, который может воспроизвести хороший исполнитель фламенко, может звучать на гитаре мутным с большим, сочным, устойчивым звуком. Звук гитары фламенко часто называют ударным; она имеет тенденцию быть ярче, суше и суровее, чем классическая гитара. Некоторым джазовым и латиноамериканским гитаристам нравится эта напористая тональность, а некоторые музыканты даже обнаружили, что широкий диапазон звучания этих гитар также хорошо подходит для контрапункционального звучания музыки эпохи Возрождения и барокко.
Методы
Фламенко играет несколько иначе, чем на классической гитаре. Игроки используют разные позы, модели бренчания и техники. Гитаристы фламенко известны как tocaores (от андалузского произношения tocadores , «игроки»), а техника игры на гитаре фламенко известна как токе .
Фламенкоисты, как правило, играют на гитаре между звуковым отверстием и бриджем, но как можно ближе к бриджу, чтобы добиться более резкого и грубого звука. В отличие от классического тирандо , где струны натягиваются параллельно деке, во фламенко струны апояндо ударяются по деке таким образом, что ударный палец захватывается и поддерживается следующей струной, отсюда и название апояндо (от испанского apoyar, означающего «чтобы»). служба поддержки»). Иногда этот стиль игры заставляет вибрирующую струну мягко касаться ладов по всей ее длине, создавая более ударный звук.
В то время как классический гитарист поддерживает гитару на левой ноге и держит ее под наклоном, гитаристы фламенко обычно скрещивают ноги и поддерживают гитару на той ноге, которая находится сверху, располагая гриф гитары почти параллельно полу. Различная позиция соответствует разным техникам игры. Многие из техник тремоло, голпе и расгуадо легче и расслабляются, если верхняя правая рука поддерживается в локте корпусом гитары, а не предплечьем, как в классической гитаре. Тем не менее, некоторые гитаристы фламенко используют классическую позицию.
Фламенко обычно исполняется с использованием цехиллы (капо), которая повышает высоту тона и заставляет гитару звучать резче и ударнее. Однако основная цель использования цехиллы — изменить тональность гитары, чтобы она соответствовала вокальному диапазону певца. Поскольку фламенко — это импровизационная музыкальная форма, в которой используются общие структуры и последовательности аккордов, каподастр упрощает это для игроков, которые никогда раньше не играли вместе. Вместо того, чтобы транскрибировать на другую тональность каждый раз, когда певец меняется, игрок может перемещать каподастр и использовать те же позиции аккордов. Фламенко использует множество сильно модифицированных и открытых форм аккордов, чтобы создать цельный эффект гула и оставить хотя бы один палец свободным для добавления мелодичных нот и движения. Написано очень мало традиционной музыки фламенко, но в основном она передается из рук в руки. Однако книги становятся все более доступными.
И аккомпанемент, и соло гитары фламенко основаны как на модальных, так и на тональных гармониях; чаще всего сочетаются оба.
В дополнение к технике, характерной для классической гитары, техника гитары фламенко уникальна:
- Тирандо: натягивание или перещипывание струн — «обычное» перещипывание струн указательным, средним и безымянным пальцами при игре на фальцетах.
- Пикадо : Однострочные пассажи, выполняемые поочередно указательным и средним пальцами, поддерживая другие пальцы на струне, расположенной непосредственно над ними. Альтернативные методы включают быстрое нажатие большого пальца на соседние струны, а также попеременное использование большого и указательного пальцев или объединение всех трех методов в одном отрывке.
- Расгеадо : игра, производимая движением пальцев правой руки наружу, выполняется различными способами. Получается красивый ритмичный перекат, якобы напоминающий ступни баладора (танцора фламенко) и перекатывание кастаньет . Rasgueo может быть выполнен с 5, 4, 3 или пальцами.
- Альзапуа: техника большого пальца, уходящая корнями в технику уд плектра. Большой палец правой руки используется как вверх, так и вниз для однострочных нот и / или игры на нескольких струнах. Оба они быстро комбинируются друг с другом, чтобы придать ему уникальный звук.
- Арпеджио (Arpegio): Во фламенко оба «обычных» — струны вверх от нижних нот к более высоким; и «обратный» — вниз по струнам от высоких нот к более низким; или два вместе — вверх по струнам, затем обратно вниз от более низких нот к более высоким и снова вниз на более низких нотах.
- Лигадо: использование только пальцев левой руки для «забивания» струны в последовательных восходящих ладах для звучания нот снизу вверх, в то время как правая рука удерживается от струн; также «потянув» за струну последовательно нисходящими ладами, чтобы звучать ноты от более высоких к более низким.
- Тремоло : быстрое повторение одной высокой ноты, часто вслед за басовой нотой. Тремоло фламенко отличается от тремоло на классической гитаре, на нем обычно играют с использованием паттерна пиами для правой руки, что дает 4-нотное тремоло. На тремоло на классической гитаре играют пами, что дает 3-нотное тремоло. Или его можно использовать как украшение для аккорда, и в этом случае это делается на струне самого высокого аккорда, заканчивая большим пальцем по всем струнам, составляющим аккорд. Это создает очень быструю трель, за которой следует насыщенный большой палец.
- Глисандо: удерживая палец на ноте на одном ладу, перемещая палец вверх по ладам этой струны, чтобы скользить пальцем по серии нот вверх или вниз (от более низкой к более высокой или от более к более низкой); иногда также используется во фламенко.
- Seco, или иногда называемый «Sorda» (буквально «тихий», но здесь означает «приглушенный»; в отличие от «Fuerte» — «сильный»): техника, при которой левая рука демпфирует струны в аккордовой тонике и правая рука играет чисто ритмические компоненты. Это создает пыхтящий звук, который сильно акцентирует ритм, позволяя певцу или танцору отыгрывать ритм, создавая ощущение сильного контраста.
- Golpe : Ударное постукивание пальцем по деке в области над или под струнами. Для этого требуется golpeador (метчик) для защиты поверхности гитары.
Гитара фламенко использует широкий спектр ударных и ритмических техник, которые придают музыке ее характерное ощущение. Часто восьмые триоли смешиваются с шестнадцатыми нотами в одном такте. Даже колеблющиеся ноты обычно смешиваются с прямыми нотами, а гольпы используются с компасом различных типов ритмов (например, булерией, солеей и т. Д.), Как и игра на струнах, затухающих для длинных пассажей или отдельных нот.
В более широком смысле, с точки зрения стиля и способностей, можно сказать:
- Toque airoso («изящный»): живой, ритмичный, с блестящим, почти металлическим звучанием.
- Toque gitano o flamenco («цыганский» или «фламенко»): глубокий и очень выразительный, с множеством грациозных нот и контртемпов.
- Toque pastueño (от корриды для спокойного, бесстрашного быка): медленный и мирный.
- Toque sobrio («трезвый»): без украшений и хвастовства .
- Виртуоз Toque : с исключительным владением техникой; риск чрезмерных эффектов.
- Toque corto («короткий»): с использованием только базовой техники.
- Toque frío («холодный»): противоположность гитано или фламенко , невыразительный.
Источник