Гитара ленинград 1977 год

Виртуальный музей советских акустических гитар

Ну что, начнём знакомство.

1. Гитара Ленинградской фабрики им. Луначарского, 1975 год. Верхняя дека — массив. До меня проходила через чьи-то другие заботливые руки, оставившие на ней чёрные полосы (под ними — заклеенные трещины деки). Однако с клеем неизвестному мастеру не повезло. Приобретена в самом конце 2014 года. Прошла замену верхнего клёца. Сейчас на гитару временно установлены две нейлоновые струны взамен лопнувших стальных. Фото см. ниже.

2. Гитара Кунгурской фабрики, год неизвестен. Верхняя дека — массив. Строго говоря, именно она — моя первая гитара, но из-за не слишком-то музыкальной в детстве натуры Ярослава Рязанца сейчас выглядит не слишком презентабельно. Частичная замена рип, замена пятки грифа. Увы — лады с 13 по 20 отпилены мной тоже очень давно. Однако играет достаточно чисто, более того, это одна из немногих известных мне советских гитар, на которую установлены колки, очень близкие по конструкции к современным, а также имеется компенсация строя разной по высоте проволокой косточки.

Слева — Кунгурская гитара, справа — Ленинградская.

3. Гитара фабрики им. Луначарского, г. Ленинград. Год известен только предположительно — 1989. С этого инструмента и начался мой опыт починки гитар. Заделка сильно разбитого бока деки. Именно про эту гитару написана моя песня http://www.chitalnya.ru/work/1735139/ На заднем плане — всё та же «луначарка» 1975 г.

Читайте также:  Как научиться нотам детям

4. Не совсем советская гитара, подаренная мне. Вестерн-дредноут «Trembita 18» (или ДГ-18), имеющий вполне себе советский винтовой крепёж грифа. 2001 г.в. Дека — фанера. На фото вместе с ней — семиструнка, о ней чуть ниже.

5. На этом фото будет сразу три гитары, поэтому о них по порядку:
Левая — гитара Кунгурского завода, год выпуска неизвестен. Дека — фанера. Подарок человека, отдавшего мне Трембиту. Полная замена пружинной системы. Вдохновляясь ей, я написал песню «Советская гитара» http://www.chitalnya.ru/work/1570229/
В центре — гитара Шиховской фабрики, 1973 г.в., 7 струн. Дека — массив. Небольшая проклейка трещин и замена верхнего порожка.
Справа — гитара Ленинградской фабрики им. Луначарского, 1981 год, дека — массив. Небольшая проклейка трещин, замена колка 4-й струны.

8. Гитара фабрики им. Луначарского (Ленинград), 1977. Выправление формы верхней деки и её заклеивание, замена колка 6-й струны. Нейлоновые струны.
9.Гитара Ивановской фабрики, 1976 год. На этикетке пафосно написано «Электрогитара», хотя это обычная адаптеризованная акустика. 7 струн. Гитара «первых дней выпуска»: именно в это время электрическую часть для этих гитар поставляла МЭФМИ, родина первой в СССР адаптеризованной акустики. Струны пока (для фото) родные.
Слева — Ивановская гитара, справа — «ленинградка».

10. Кварт-гитара фабрики им. Луначарского (Ленинград), 1957 год. В семиструнной гитаре нет детских и взрослых инструментов. Эта «малышка» настраивалась на кварту выше обычной семиструнки и выполняла солирующую функцию. Фото пока без струн — в городе, где она находится, проблемы со струнами вообще, что уж там говрить о такой экзотике. Небольшая заклейка трещин. Рядом с ней — знакомая вам по фото 2 шестиструнная «луначарка», чисто для демонстрации разницы в размерах.

11. Гитара Шиховской фабрики. 7 струн. Явно довоенная гитара «краснощёковской» формы, со слов владельца — 1939 год. К сожалению, гриф не родной, думается мне, что от Ивановской гитары 1970-х годов.
12.Ещё одна кварт-гитара Ленинградской фабрики им. Луначарского, на сей раз действительно «детская», ибо 6 струн. Ориентировочно 1969-1970 гг., а может, и раньше. Но звучит ничуть не хуже своей сестры с мензурой 610 мм. Даже по громкости отошла всего на чуть-чуть.
На ней также можно увидеть дивный пример плановыполнительного заводского самопала: верхний порожек из бруска, не очень хорошо влезающего в посадочное место, к коему сей порожек добротно прилакирован явно при производстве. Кто-то перевыполнил план, порожков не хватило? Последние гитары серии квартов (выпуск прекратили где-то в первой половине 1970-х, а ширина грифа у обычной «луначарки» и кварта отличается)? Или кража с фабрики с самым драконовским контролем выноса на выходе? Теперь уже вряд ли узнаешь.
Слева — Шиховская гитара, справа — Луначарский кварт.

13. Гитара Луначарской фабрики, 1967 год. 7 струн. Проклейка трещин. На фото — слева.
14. Гитара Луначарской фабрики, конец 1940-х годов. 7 струн. Проклейка трещин, формовка углубления верхнего клёца. Компенсация на ней такая отроду, причём рабочая, как ни странно. На фото — справа.

Дальнейшие пополнения коллекции — см. в посте Dreamwidth (этот больше не редактируется, мой ЖЖ остановлен): https://yaroslavryazan.dreamwidth.org/8795.html

На вопрос «Зачем мне столько гитар?» я готов ответить сразу же:
1. Каждая звучит по-разному.
2. Вы видели, что делают с дешёвыми гитарами за 200-300 р.? Нет — посмотрите на YouTube подборку «Разбил гитару». Больше всего там именно советских инструментов. Это при том, что сами по себе эти гитары очень даже неплохие. Так что надо их спасать.

О чём хотелось бы напомнить владельцам старых гитар?

Советская гитара — не классика и не вестерн, это корпус от цыганской семиструнки с различным кол-вом струн на нём. Если вам нравится звук классики либо вестерна, то вам нужны они. «Цыганочка» не обладает такой глубиной басов, зато имеет пронзительные «голоса» (три высокие струны). Как отметили на одном из сайтов, звук похож на балалайку:-) Это действительно в чём-то так.

Вторая особенность — это регулировка грифа винтом. Для его подкручивания вовсе не обязательно иметь специальный ключ. Достаточно купить простенькие пассатижи-тонконосы (другие не влезут) и зажать ими четырёхгранник винта с двух любых сторон. В случае, если вам это не нравится, либо винт стёрт, после вытаскивания можно заменить его на любой подходящий по длине и диаметру болт со шлицевой головкой. Вытаскивание винта со скрученной резьбой сводится к притягиванию гайки к клёцу и раскручиванию болта с одновременной тягой его на себя. Делать это необходимо до тех пор, пока гайка не попадёт в резьбу.

И да, не забывайте, что колки надо периодически смазывать. К советской силуминовой механике, уже и так видавшей виды, это относится больше всего.

Источник

Когда погаснет в этом зале свет, вы все уйдете домой, и только этот блюз останется со мной. Юрию Ильченко — 70!

Всем привет! Сегодня 26 апреля 2021 года музыканту, писателю, певцу и композитору Юрию Владимировичу Ильченко исполняется 70 лет.

Сразу начну с клипа. Юрий Ильченко — гитара, вокал. Александр Титов — бас-гитара, Николай Гусев — клавишные и Виктор Щедрин — гитара.

Юрий Владимирович Ильченко (литературный псевдоним Седов Б. К. ) родился 26 апреля 1951 года в Ростове-на-Дону, вскоре вместе с родителями переехал в Ленинград. В детстве освоил аккордеон. Отец Юрия, выдающийся фортепианный мастер и настройщик помог ему смастерить первую электронную (7-струнную) гитару-доску, что помогло ему стать участникам группы «МАКС» (название группы образовалось от первых букв имён участников: М ихаил Зимарёв, А лександр Большаков, К онстантин Флегонтов и С ергей Матвеев, которую организовал Константин Флегонтов из студентов Художественного училища им. В. А. Серова в Ленинграде. Музыканты исполняли как песни группы «The Beatles», так и свои. В 1968 году Ильченко покинул «МАКС», продолжив осваивать рок-н-ролл на сейшенах в ДК им. Горького, Орджоникидзе и др.

После окончания восьми классов он работал сначала на заводе, а потом рабочим сцены в Театре Кукол. В 1969 году он входит в состав группы «Радуга», а летом 1969 года — в группу «Мифы» клавишником без инструмента. Первое выступление в составе: Сергей Данилов — гитара, Геннадий Барихновский — бас-гитара, Юрий Ильченко — вокал и бубен и Сергей Петров — ударные состоялось в октябре, в клубе посёлка Парголово. В конце осени 1969 инструмент появился.

«Мифы» играли на танцевальных вечерах в Парголово и Токсово англоязычные поп-рок-стандарты, популярные в то время, — своего репертуара у группы практически не было, за исключением песни Барихновского «Я падаю, падаю» и нескольких инструментальных композиций, а также пары тривиальных зарисовок на английском языке. Вторая полновесная композиция собственного сочинения — «Сны» — появилась позже и была написана Барихновским на слова Владимира Покатова — его приятеля. Одна из самых известных песен группы «Мифы» — «Земляничные поляны».

В начале 1970 года к группе присоединился гитарист-певец Юрий Бушев. Но в том же году Юрия Ильченко призывают в армию, и группа остаётся без основного вокалиста. В 1971 году участники группы вливаются в филармонический ВИА «Мечтатели» и группа на 2 года фактически прекращает своё существование. Однако, работа в ВИА не удовлетворяет потребностям музыкантам в самовыражении.

Отслужив положенные два года, Ильченко возвращается, и в 1972-1973 гг. идея собственной рок-группы возрождается. Сначала она воплощается в попытке Данилова и Барихновского написать и поставить собственную рок-оперу «Время». Опера осталась незаконченной, но музыканты окончательно осознали необходимость и возможность собственного творчества. Они пишут уже свои композиции на рок-н-ролльной и ритм-энд-блюзовой основе, отойдя от простеньких песенок в стиле бит. Новое звучание стало визитной карточкой группы, лишь незначительно видоизменяясь и совершенствуясь в дальнейшем её творчестве.

Первый успех пришёл в январе 1974 года, когда «Мифы» поделили 1-е место с группой «Земляне-Атлас» Евгения Мясникова в неофициальном конкурсе самодеятельных ленинградских ансамблей, Сергей Данилов был назван лучшим гитаристом. Слушаем запись 1974 года, вокал — Юрий Ильченко.

Затем на таком же конкурсе в Москве «Мифы» выступали на равных с такими коллективами, как «Машина времени» и «Цветы», к тому времени уже имевшими большую популярность. На этом конкурсе «Мифы» были недосягаемы: Барихновский был признан лучшим бас-гитаристом, а Ильченко — лучшим вокалистом.

В этом же году «Мифы» развалились, а Ильченко устроился в Новгородскую филармонию. В 1975 году он ездил по сельским клубам с группой эстрадных шабашников, аккомпанировал певице-народнице по фамилии Батура и трудился в плавучем ресторане «Корюшка». Весной 1975 года он уволился из филармонии, а осенью вернулся в «Мифы». Новый состав группы выглядел так: Геннадий Барихновский — бас-гитара, вокал, Сергей Данилов — гитара, Юрий Ильченко — гитара, вокал, Михаил «Майкл» Кордюков — ударные, Всеволод Левенштейн (в бущем Сева Новгородцев) — саксофон и Юрий Степанов — рояль, вокал.

Тогда же Юрий заинтересовался джах-роком под его влиянием в «Мифах» вскоре появилась духовая секция возглавляемая известными джазовыми тромбонистами Виктором Мусоровым и Валерием Завариным. Вернулся и Сергей Петров, сменивший Михаила Кордюкова, ушедшего в «Аквариум». Ильченко пишет мини-оперу «Мальчик, мальчик, или Звон монет»; песни: «Блюз в тональности ми-мажор», «Когда мне одиноко…», «Эй, послушай, парень», «Дождь», «Убейте крысу» и т. д.

В апреле 1976 года «Мифы» представили свою программу на I Всесоюзном Фестивале Самодеятельности Трудящихся в ДК им. Газа, но сыграли они плохо, и это усилило разногласия в группе. На их концерте состоялся ленинградский дебют неизвестной в Ленинграде московской «Машины времени». Дебют оказался успешным, и два месяца спустя они приехали в Ленинград уже звёздами. Прямо после концерта Ильченко уезжает с «Машиной времени» в Москву.

Семь месяцев Ильченко играет в «Машине времени», живёт дома у Андрея Макаревича, выступает с группой в Москве и ездит на гастроли. Несколько его песен (а также шуточный фокстрот «Мифов» — «Шок») входят в репертуар «Машины времени».

В 1977 году он приезжает с «Машиной времени» в Ленинград и решает не возвращаться в Москву. Собирает свой «маленький оркестр» и называет его «Воскресение». В состав группы вошли: Юрий Ильченко — гитара, вокал, Юрий Степанов — клавиши, вокал, Геннадий Барихновский — бас-гитара, вокал, Евгений Губерман — ударные, Владимир Болучевский — саксофон, Слава Панфилов — саксофон + духовая секция. Уже летом 1977 года «Воскресение» развалилось, до конца года он предпринимает несколько попыток реанимировать группу с новым составом.

В 1977 году Ильченко принимает участие в создании первого в стране подпольного рок-журнала «Рокси», в котором фигурирует как постоянный автор и герой рок-н-рольной хроники.

В 1978 году он записывает в домашних условиях акустический альбом «Дождь», возглавивший неофициальный Топ 10 журнала «Рокси». Альбом стал популярным среди питерских меломанов, включая Колю Васина (советский и российский коллекционер, писатель-историограф, создатель крупнейшего в стране музея группы «The Beatles», учредитель «Храма любви, мира и музыки имени Джона Леннона», важная фигура в среде петербургского рок-н-ролла). В сентябре 1978 года Ильченко устраивается в Ленконцерт, а три месяца спустя возвращается к любительскому статусу.

Когда распалась «Машина времени», её участники Евгений Маргулис и Сергей Кавагоэ решили объединиться с Ильченко и тем самым воскресить идею группы «Воскресение». Ильченко подарил название «Воскресение» друзьям, а сам не смог попасть в группу, так как заболел. Так возникла легендарная московская группа «Воскресение».

В конце 1979 года Юрий становится гитаристом группы «Земляне» (где сменил Игоря Романова). В 1980 году Юрий промелькнул в видеоролике «Землян» на песню «Карате», в чёрных очках и с лысой головой, гастролировал с ними по стране, а в 1981 году покинул группу. Далее, был в составе группы «Интеграл», одного из героев рок-фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-80».

Ильченко принимает участие в записи первого альбома «Мифов» — «Дорога домой» на только что открытой студии Андрея Тропилло.

Сергей Данилов — гитара.

Юрий Ильченко — гитара, вокал.

Геннадий Барихновский — бас-гитара, вокал.

Дмитрий Калинин — клавишные.

Дмитрий Фогель — ударные.

В 1982-1983 годах в Ленинградском рок-клубе числилась загадочная «группа М под управлением Ильченко», но она ни разу не выступала. С осени 1983 до весны 1984 года Юрий Ильченко играет на танцах в парке Бабушкина с группой «Контур». С 1984 года по 1989 год занимается мелким предпринимательством, шьёт, делает струны и т. д. В 1989 году — записывает на студии Дворца Молодёжи свой второй альбом «Натуральный продукт». В этом же году записывается первый электрический альбом «Первая кровь».

Осенью 1989 года Ильченко в составе сессионной группы «Подвиги Геракла» совершает короткое турне по Германии. В ноябре 1990 года дает концерт в Василеостровском Молодёжном Центре. Песня с альбома «Первая кровь».

В августе 1991 года Ильченко появляется на сцене вместе с группой «Мифы» во время акции «Рок против танков» на Дворцовой площади. Смотрим видео с концерта.

Юрий участвовал в записи альбома «Крылья» группы «Наутилус Помпилиус» на акустической гитаре, кастаньетах. В первой половине 1990-х годов записывает два альбома на студии радиостанции «Европа Плюс» — «Концерт в студии звукозаписи «Europa Plus Studio»» 1995 года и «Крутые ребята не танцуют». Второй из них издается на компакт-дисках официально. Песня с альбома.

В мае 1996 года Ильченко собрал собственную группу «Exodus» с участие: Дмитрия Евдомаха — ударные, Игоря Клементьева — бас-гитара и Михаила Огородова — клавишные, но узнав о существовании другой группы с таким же названием изменяет название на «Исход».

Первое выступление состоялось 11 июня 1996 года в ДК «Красный Октябрь», а позже коллектив становится известным как группа «Юрий Ильченко». Она просуществовала около года, регулярно выступая в клубах, в июне 1997 года Юрий распускает группу и надолго уезжает в США. До отъезда в Штаты Ильченко совершает гастрольный тур с акустическим проектом Вячеслава Бутусова «Овалы», и записывает песни А. В. Макаревича к мелодраме Дмитрия Астрахана «Перекрёсток», он также спел вокальные партии за актёра Леонида Ярмольника.

В 2001 году написал книгу «Терминатор-3». Позже музыкант издает ещё несколько литературных трудов, пишет стихи и прозу.

Его музыкальная карьера нашла свое продолжение в начале 2005 года, когда Ильченко снова собрал Группу «Юрий Ильченко». Повторный дебют был намечен на 19 апреля, однако что-то помешало коллективу выйти на сцену, а несколько месяцев спустя она снова распалась. Только следующей весной Ильченко дебютировал в клубе «Манхэттен» с новой группой «Финскийзалиф», в составе: Борис Аксенов — бас- гитара, Владимир Савенок — клавишные, вокал и Евгений Губерман — ударные, которого позже сменил Дмитрий Евдомаха. Смотрим выступление группы на концерте «День рождения Майка»

Хочу пожелать юбиляру крепкого здоровья, счастья и творческих успехов.

Источник

Оцените статью