КЛАССИЧЕСКАЯ ГИТАРА
8(963)729-72-15
звонить после 15 часов
ЭЛЕКТРОГИТАРА ЛЕС ПОЛ
ТОНАЛЬНЫЙ ДИАПАЗОН: Свыше 3-х октав.
МАТЕРИАЛ: Дерево, струны из стали.
РАЗМЕР: Длина — 97 — 102 ст.
Гитарист Лес Пол, в честь которого названа эта гитара, сотрудничал с фирмой Гибсон в начале 1950-х гг, принимал участие в разработке «классических» электрогитар этой фирмы.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? В 1960 году эту конструкцию гитары признали устаревшей и сняли с производства. Но с подъемом движения рок- и поп-музыки, конструкция Лес Пол была заново запущена в производство и стала с тек пор «классическим» примером конструкции электрической гитары.
Электрогитара Гибсон Лес Пол — одна из наиболее популярных электрогитар во всем мире. У нее цельный корпус, два мощных электронных датчика, поверхность отделана клёном. Эта модель появилась в 1952 году и была названа в честь Лес Пола — гитариста, известного в конце 1940-х — начале 1950-х гг. Самые первые изделия фирмы Гибсон теперь : являются предметами интереса коллекционеров.
Лес Пол (полное имя — Лестер Уильям Полфус) родился 15 июня 1915 года в Ваукеша, штат Висконсин. Он начал свою профессиональную карьеру талантливым гитаристом-подростком; в 17 лет он уже выступал в передачах местных радиостанций, играя под именем Рубарб Рэд кантри, а позже ритм-н-блюз и джаз. Лестер имел прирожденные технические способности, которые он применял не только в музыке, но также и в изготовлении своих собственных музыкальных и электронных приспособлений. Молодой Лестер заинтересовался идеей усиления своей гитары. Лестер имел прирожденные технические способности, которые он применял не только в музыке, но также и в изготовлении своих собственных музыкальных и электронных приспособлений. Историки сегодня раздумывают, считать Леса Пола музыкантом или же изобретателем. Обычно они сходятся на том и другом.
В начале 30-х такие компании как Riclenbacker, National и другие начали продавать инструменты с электрическими звукоснимателями и соответствующими регуляторами, встроенными в обычную “испанскую” акустическую гитару. В середине 30-х годов, одна из наиболее успешных компаний, производящих гитары — Gibson, из города Каламазу, Мичиган — вошла на рынок “акустик с усилением” со своей моделью ES-150 и сопутствующим усилителем, точно также поступил и их основной конкурент Epiphone.
К этому времени Лестер Полфус окончательно принял сокращенный вариант своего имени — Лес Пол (Les Paul). В конце 30-х, новое джазовое трио Пола выступало на нью-йоркском радио. Сперва Пол играл на гитаре Gibson, а позже перешел на Epiphone. Компания находилась в Нью-Йорке и была основано греком Эпаминондасом Статопуло. (Имя было сокращено до Epi; а добавив “звук” по-гречески он получил Epiphone).
Лес Пол тешил свой интерес к электрическим инструментам и тягу к техническим экспериментам, дорабатывая и модифицируя свою гитару Epiphone. Он рассказывает о том, как имел обыкновение примерно в 1940 году приходить по выходным на безлюдную фабрику Epiphone и возиться с тем, что он называл “бревном”.
Прозвище “бревно” (“The Log”) возникло из-за соснового блока с сечением 4 на 4 дюйма, которые Пол вставил между половинами распиленного вдоль корпуса гитары. Используя металлические скобы, Пол прикрепил гриф к сосновому “бревну”, на которое он поместил пару неуклюжих самодельных звукоснимателей. Немного позже он переделал еще второй и третий Epiphone, на этот раз — разрезав их корпуса, чтобы вставить в них укрепляющие металлические скобы, и снова украсив их своими собственными звукоснимателями. Несмотря на свое “самопальное” происхождение, полуакустическое “бревно” и модифицированные “драндулеты” часто сопутствовали Лесу Полу на сцене и в студии в 40-х и начале 50-х годов.
Пол был не одинок в своих исследованиях. Несколько независимых исследований возможности создания электрогитар с цельным корпусом были предприняты в то время и в других местах Америки, не в последнюю очередь калифорнийскими производителями Rickenbacker, National, Bigsby и Fender.
Идея гитары с цельным корпусом была привлекательной: она заменила бы трудоемкую по конструкции акустическую гитару корпусом, сделанным из дерева или другого материала, достаточно твердого, чтобы нести на себе струны и звукосниматели. Сплошной корпус укротил бы надоедливые “заводки” усиливаемых акустических гитар. Он также уменьшил бы влияние корпуса на звук гитары в целом, более точно воспроизводя звук и сустейн струн.
В 40-х годах Пол задумал предложить свою идею “бревна” крупной компании, чтобы посмотреть, может ли он вызвать интерес к ее коммерческому потенциалу. Epiphone на тот день не могли стать серьезной силой в гитарном мире. Он помнит свой трезвый расчет: “Gibson были лидерами бизнеса, именно к ним я хотел пойти”.
Компания Gibson была безусловно большой и, без сомнения, успешной. Орвилл Гибсон родился в 1856 в семье эмигранта из Британии в Штаты, а делать струнные инструменты в Каламазу, Мичиган он начал примерно в 1890-х годах. Его необычное, но эффективное, применение выгнутых дек и боков в гитарах и мандолин привлекало внимание, и в 1902 успешный изготовитель официально создал первую компанию Gibson. Статус Gibson постоянно повышался, и компания завоевала непоколебимую репутацию среди музыкантов, благодаря отменным, привлекательным инструментам, в частности мандолины Gibson способствовали достижению широкой популярности.
Но и гитара тоже стала приобретать все больший вес в 1920-х и 1930-х годах, и было понятно, что любая компания, стремящаяся к вниманию со стороны гитаристов должна быть заметна в этой области, как изобретательная и смотрящая вперед. Gibson мы обязаны многим новаторским решениям для шестиструнок, включая анкерный стержень для усиления грифа (сегодня неотъемлемая часть гитары). Такие новшества модели, как эфы и “подвешенная” накладка на корпусе, практически определили внешний вид и звук ранних гитар типа “archtop”.
По мере того, как исполнители требовали от гитар все большей громкости, Gibson старательно увеличивали размеры своих инструментов, представив в середине 30-х огромный арк-топ Super 400, а также акустики с плоским верхом — jumbo — такие, как впечатляющая модель J200.
Примерно в 1946 году Пол привез свое грубоватое “бревно” в Чикаго, в CMI Морису Берлину, с целью уговорить его делать такую гитару. “Они смеялись над гитарой”, — вспоминает Пол.
Через несколько последующих лет Пол стал знаменитым. Во время Второй Мировой войны он служил в Радиослужбе Вооруженных Сил, работая в их штаб-квартире в Голливуде и развлекая войска.
Именно в этой маленькой домашней студии Пол пришел к очень эффективной технологии записи . Методом Пола было создание нескольких наложений инструментов при помощи рекордеров. Он добавлял новый материал к имеющейся записи на каждом прогоне ленты — метод, разработанный им на гастролях, как средство игры самому с собой. Пол так иногда изменял скорость ленты, что давало невозможно высокие и скоростные пассажи. С этой доморощенной технологией, а позже с настоящим средством наложения звука в виде одного небольшого ленточного рекордера, Пол создал на ленте огромный, волшебный оркестр из множества гитар, играющих запоминающиеся гитарные темы.
В 1950 маленькая калифорнийская компания, которая производила усилители и электрические стил-гитары, неожиданно открыла новый рынок, предложив первую в мире доступную коммерчески электрическую “испанскую” гитару со сплошным корпусом. Этот новаторский музыкальный инструмент сперва назывался Fender Esquire или Broadcaster, а вскоре был переименован в Fender Telecaster.
Первоначальный всплеск активности Fender не обратил моментально всех гитаристов к гитарам-“доскам”. Поначалу электрогитары компании использовались горсткой кантри- и вестерн-гитаристов. Но мало-помалу весть распространялась и восход Fender на вершину рынка электрогитар начался. Такой успех, хотя по началу и скромный, не мог остаться незамеченным другими производителями гитар — включая Gibson в Каламазу.
В 1950 году линейка электрогитар Gibson насчитывала семь моделей: ES125 за $97.50, ES140, ES150, ES175, ES300, ES375 и ЕS5 за $375. Конечно это все были “акустики с усилением” — с полым корпусом, выгнутым верхом и эфами.
Затем у Fender появилась электрогитара со сплошным корпусом. Тед Маккарти пришел вспоминает реакцию Gibson: “И вот мы начали делать гитару со сплошным корпусом сами. Нам пришлось многому научиться в отношении “досок”. Они отличаются от акустических. По-другому сделаны, по-другому звучат, по-другому откликаются”.
Маккарти говорит, что Gibson начали работу над своей гитарой с цельным корпусом вскоре после появления в 1950 году Fender Broadcaster, и что проектом занимались Маккарти и главные инженеры компании.
На вопрос, сколько именно людей были вовлечены в работу над этим инструментом, который должен был стать Gibson Les Paul, Маккарти отвечает: “Нас было, быть может, четверо. Мы в итоге пришли к гитаре, которая выглядела привлекательно, и как мы понимали имела звук, резонанс и сустейн — но не очень много. Мы целый год разрабатывали эту гитару, и Лес никогда ее не видел, пока я не привез ему ее в Пенсильванию”.
Воспоминания Пола несколько отличаются. Он говорит, что Gibson впервые связались с ним в начале 1951 года, вскоре после того, Fender начали делать свои гитары-“доски”. Он вспоминает, что Морис Берлин, босс материнской компании Gibson, CMI, поручил своему второму заместителю Марку Карлуччи связаться с парнем, с тем странным “бревном”, которое они видели мельком в 40-х годах. “Они сказали, найдите того парня, у которого веник со звукоснимателями”, — смеется Пол, — “Они пришли как раз после того, как услышали о том, что делают Fender. А я сказал, вы, парни, немного отстаете от времени, но ладно, приступим”.
Пол говорит, что он был намного сильнее задействован в разработке гитары Les Paul, чем говорится в истории Маккарти. Пол категорически заявляет: “Я разработал все, кроме выгнутого верха…”.
Gibson Les Paul Custom — это одна из самых знаменитых электрогитар в истории. Культовый инструмент, стоящий выше каких-либо сиюминутных оценок. Гитара, которая стала символом высочайшего качества изготовления, образцом красоты внешнего вида и великолепия звука. Само совершенство воплощено в этих округлых формах инструмента с женским именем. Было бы напрасным трудом с моей стороны делать анализ этой гитары с точки зрения ее функциональности и звуковых характеристик. Ведь это классика и потому все чего она заслуживает — это хороший музыкант, способный наполнить гитару прекрасной музыкой.
Так сложилось, что сейчас под именем Gibson выходит не одна модель Les Paul Custom, а более двух десятков самых разных версий знаменитой гитары и потому обычному человеку бывает трудно сразу разобраться в этом «карнавале красавиц». Попробуем систематизировать знания для того чтобы можно облегчить процесс выбора «той самой гитары».
Самый первый Les Paul Custom появился на свет в 1954 году. В то время у Gibson существовала всего одна модель Les Paul, которая так и называлась Les Paul Model безо всяких дополнительных слов типа Standard, Classic и т.д. Cо временем, когда Les Paul стал именем целой серии гитар, то эту первую модель стали называть Les Paul 1952 GoldTop. Словосочетание GoldTop напоминает нам о позолоченном покрытии корпуса гитары, а цифра 1952 обозначает год в котором появилась эта модель, и следовательно произошло рождение первой гитары Les Paul.
Спустя два года после своего дебюта Les Paul из одной модели превратился в серию. Помимо основной Gibson выпустили еще две модели — одна была «удешевленным упрощенным» вариантом (Les Paul Junior) для бедноты и студентов, а вторая, наоборот, «богатая навороченная» гитара для богатой элиты. Это было в первую очередь маркетинговое решение. Для того чтобы охватить своим товаром большую часть рынка — необходимо делать больше разных версий товара для разной аудитории.
Помимо внешних признаков — богатой отделки (позолоченная фурнитура и многослойная окантовка корпуса, грифа и головы) у новой гитары было несколько иное решение в плане древесины. В частности в отличие от GoldTop и вообще большинства тех гитар Gibson Les Paul новая гитара Les Paul Custom имела корпус не из двух слоев разных пород (толстый слой махагони и сверху тонкий слой клена), а только из махагони — и верхний слой и нижний. Лес Пол утверждает, что такое «решение с деревом» — это обычная ошибка компании Gibson — дескать в 1954 году было решено делать GoldTop целиком из махагони, а Custom, как более дорогую модель из махагони с кленом. А потом Gibson перепутали. Но что бы там ни было, на самом деле Custom выпускался вплоть до 1960 года с корпусами из махагони.
Все гитары Custom с 1954 до 1960 года выходили с двумя вариантами бриджа — либо фиксированный (Tune’o Mattic в сочетании со Stop Bar), либо тремоло бридж Bigsby. На голове грифа Les Paul Custom были ромбовидные инкрустации, ставшие символом этой модели на десятилетия. Эту вещь Gibson позаимствовали из оформления модели Super 400 — своей самой дорогой, престижной и большой по размерам корпуса модели. Эта джазовая легенда (Super 400) имеет свою эпохальную историю, которая началась задолго до появления «лесполов».
Les Paul Custom образца 1954 года сама по себе была черного цвета, плюс со звукоснимателями, имевшими пластиковые крышки черного цвета и плюс с накладкой на гриф из черного дерева — все это позволило Gibson использовать в рекламе словосочетание Black Beauty (черная красавица) — это словосочетание навеки закрепилось за всеми Gibson 1954-1960 годов и их переизданиями. Также, иногда этим термином называют любую черную гитару Les Paul Custom. Другой рекламный слоган используемый Gibson для продвижения новой модели — это «Fretless Wonder» (безладовое чудо). Этот термин должен подчеркивать необычайное удобство игры, в следствии очень низких маленьких ладов. Сам Les Paul (музыкант) говорил о том, что новая модель выглядит необычайно роскошно и очень подходит для концертных выступлений во фраке. Когда «все черное и только белые руки порхают над грифом».
На гитары Custom 1954-1956 устанавливалось два сингловых датчика, традиционного для Gibson дизайна — это P-90 и Alnico V. Благодаря такому решению, гитара очень хорошо звучала на чистом звуке.
В 1955 году сотрудник Gibson инженер Seth Lover (ныне сотрудничает с Seymour Duncan) изобрел первый в мире датчик типа хамбакер. В 1956 году этот датчик стали устанавливать на Les Paul GoldTop, а с 1957 года на Les Paul Custom.
Таким образом, с 1957 по 1960 год выпускался инструмент, который называется второй версией Les Paul Custom (либо просто 57 Custom), отличающийся, как сказано выше, только звукоснимателями. Новые революционные датчики были невероятно прогрессивным шагом и чтобы подчеркнуть это, а также создать видимость конкуренции со Stratocaster, новые модели стали помимо обычной версии выпускаться с тремя звукоснимателями. Однако, модели с тремя датчиками никогда не были особо популярны и от этой идеи отказались. Точно также, как и от идеи с Bigsby, которые перестали ставить на Les Paul после 1960 года.
Не смотря на то, что Les Paul Custom позиционировалась Gibson как элитарная модель, мало кто играл в те годы на этой гитаре.
Les Paul Junior, “Standard” и Custom были полностью переделаны в 1961 году. В 1963 году Gibson отказались от имени Les Paul в переделанных Les Paul Junior, Les Paul Standart и Les Paul Custom, и постепенно в своей литературе переименовали их в SG Junior, SG Standart и SG Custom.
В ретроспективе переделанные Junior, Standart и Custom, упомянутые в пункте 3 именуются коллекционерами и гитаристами “SG/Les Paul”. “SG” — ставшее позже официальным название типа корпуса, а “Les Paul” — логотип, оставшийся на моделях 1961-63 годов. Новая гитара SG во многом повторяла Les Paul, и была по идее более прогрессивным шагом. SG — это тонкий с удобными контурами корпус и два рога для быстрого доступа к 20-ым ладам на грифе. Плюс гнездо для подключения шнура находится на SG не с торца корпуса, а сверху. В общем, все это самые прямые свидетельства влияния stratocaster на умы создателей SG. Модель Les Paul (SG) Custom, как и свой старший брат имела все признаки дорогой модели — черное дерево на накладке грифа, ромбовидные инкрустации на голове грифа, позолоченная фурнитура, окантованная голова грифа, три звукоснимателя, и. свой цвет, который выделял ее из «толпы собратьев». Новая гитара была белого цвета в противовес Black Beauty.
Есть несколько историй о том, как имя Леса Пола покинуло новые модели “SG/Les Paul” в 1963 году. Тед Маккарти, все еще президент Gibson, говорит, что это было сделано по ряду факторов, из-за которых ассоциации с Лесом Полом стали иметь менее коммерческое значение, чем ранее.
Популярность Леса Пола, как артиста стала падать: Лес Пол и его жена Мэри Форд больше не выпускали на Capitol хитов c 1955 года, и покинули лэйбл в 1958 году. Они перешли на Columbia, но со скромным успехом.
Личные взаимоотношения Пола и Форд стали портиться. Пара официально развелась в конце 1964 года, и Пол в 1965 году отстранился от выступлений и записи на десять лет.
Основной причиной отказа от имени Леса Пола в гитарах Gibson в 1963 году был его развод с Форд. “Контракт завершился, я думаю, в 1962 году”, — вспоминает Пол, — “как раз, когда мы с Мэри решили разойтись”. Он и Gibson договорились о том, что они отложат дальнейшие переговоры до тех пор, пока развод не произойдет. Пол не хотел подписывать никаких новых контрактов, приносящих новые деньги, пока шла процедура развода, как он сам говорит: “потому что адвокаты потребовали бы их часть в счет алиментов по разводу. Так что мой контракт завершился в 1962 году, и Gibson больше не могли делать гитары Les Paul”.
Пол также говорит, что ему не нравился новый дизайн моделей SG/Les Paul, и это было дополнительной причиной отказа от имени. Это та причина, которой обычно придают наибольшее значение. Например, в 1978 году Пол сказал Тому Уиллеру в American Guitars^ “Первые SG/Les Paul я увидел в музыкальном магазине… и мне не понравились очертания. Можно было убиться об эти острые рога. Они были слишком тонкие, и они отодвинули передний датчик от грифа, чтобы поместить туда мое имя. Гриф был слишком тонким, и мне не нравилось, как он стыковался с корпусом; там, на мой взгляд, было слишком мало дерева. Поэтому я позвонил на Gibson и попросил их снять с этой вещи мое имя. Это был не мой дизайн”.
Примерно в 1965 году приключился бум блюз-роковой музыки. Много белых гитаристов составляли ядро этого нового музыкального движения, некоторых вдохновили гитары, используемые их черными кумирами. Они обнаружили, что звук Gibson Les Paul, пропущенный через перегруженный мощный ламповый усилитель и кабинеты со множеством динамиков становится таким волшебно насыщенным, эмоциональным и очень подходящим к этому свежему веянию в музыке.
Американец Майкл Блумфилд обзавелся своим первым Les Paul, голдтопом, а позже приобрел Sunburst. Альбом Блумфилда “Super Session” (1968) со Стивом Стиллсом и Элом Купером стал платиновым бестселлером. Его появление с Les Paul Sunburst на обложке немало сделало для роста популярности гитары среди американских гитаристов.
В Британии самым заметным членом клуба любителей Les Paul был Эрик Клэптон. Будучи членом группы Bluesbreakes, Клэптон играл на Les Paul Sunburst с большим эффектом для альбома “Blues Breakers”. Этот знаменитый альбом вышел в июле 1966 за месяц до того, как у Butterfield Blues Band вышел “East-West” с Блумфилдом. Как бы то ни было со временем выхода альбомов, именно Блумфилд в Америке и Клэптон в Британии более, чем кто-либо, повернули коллег лицом к новому звуку старых Les Paul.
В Британии поиски старых Les Paul стали даже более интенсивными, по мере того, как череда уважаемых гитаристов выбрала старую модель. Кейт Ричардс из Rolling Stones был среди первых звезд, кого видели с Gibson Les Paul, когда он привез Sunburst после американских гастролей 1964 года. Джимми Пэйдж использовал Gibson с тремя датчиками, когда он был активным сессионщиком в студиях Лондона в середине 60-х, а в конце 60-х, в Led Zeppelin, он перешел на Sunburst. Джеффа Бека подвигло на переход с Fender Esquire на Les Paul Sunburst то, что он увидел, как Эрик Клэптон играет на таком в Bluesbreakers. Заменивший Клэптона в группе Майала Питер Грин использовал Sunburst с большой пользой для группы, а также для Fleetwod Mac, которую он организовал в 1967 году.
Цены на подержанные инструменты начали постепенно расти, а в музыкальной прессе появились письма музыкантов, молящих о помощи в поисках этих ускользающих Les Paul.
Большинство гитаристов были бы рады любой гитаре с надписью Les Paul. Журнал Beat отвечал: “Les Paul Custom — это очень востребованный инструмент. Невозможно найти новый, и даже подержанные очень редки. Если вы хотите такой, вам придется набраться терпения”. Дальше Beat посоветовал в качестве альтернативы рассмотреть медленно растущий поток японских копий, импортируемых в Европу и Штаты. Эти восточные “реплики” того периода были на деле неважного качества, но они по крайней мере выглядели похоже, и были доступны.
В 1968 году Gibson стали заново производить Les Paul. И одной из первых моделей стала Les Paul Custom. Она была практически в неизменном варианте за исключением пары новшеств по сравнению с вариантом 1957-1960:
— Корпуса стали делать из махагони с верхним слоем клена (как это принято у всех Les Paul)
— Цветовая палитра гитар включала в себя помимо черного еще и другие цвета (белый, «вишня», «черри санберст», «табако санберст», «сильверберст», «натурал» и т.д.), поэтому словосочетание Black Beauty потеряло свою актуальность.
— Гриф стал заметно тоньше и удобнее на взгляд большинства гитаристов. Грифы гитар более раннего периода ( профиль ’50 rounded) очень часто подвергались критике за свои размеры В 1969 году, то есть буквально спустя год, Gibson сменили владельца и это очень серьезно отразилось на конструкции гитар.
Во-первых, грифы стали делать из трех продольных кусков древесины, что было вызвано соображениями большей прочности этих грифов. Это, кстати продолжалось примерно до конца 70-ых годов.
Во-вторых, корпуса стали делать не из двух слоев древесины (махагони и клен), а из четырех слоев: слой махагони делился на два слоя и между ними была тонкая прослойка (два-три миллиметра) клена. Такие корпуса делали до середины 70-ых годов. Плюс верхний слой клена очень часто делали не из двух кусков как было принято в 50-ых (и ныне), а из трех кусков.
Во второй половине 70-ых годов произошло еще одно интересное событие. Gibson открыли новую фабрику в Нэшвиле и постепенно стали переводить туда все производство из Каламазу, где базировались испокон веков. На новой фабрике в Нэшвиле большая часть (но не все) Les Paul конца 70-ых производились с кленовыми грифами. Причем некоторые из них имели еще и кленовую накладку на гриф.
Не смотря на такую «радикальщину» и «негибсоновость», Les Paul с кленовыми грифами все равно звучали на 100% по-лесполовски. Уловить разницу между разными грифами (клен и махагони) бывает крайне затруднительно. Хотя по большей части надо заметить, что Les Paul с грифами из клена как правило имеют больший вес и звучат «более агрессивно и жестко», если можно так выразиться. Речь идет, понятное дело, о нюансах, но они есть.
В 70-ые годы из легендарных музыкантов не смотря на популярность Les Paul в целом, с моделью Les Paul Custom никто из звезд особо не светился. Разве что Steve Jones (из Sex Pistols) с белым Les Paul Custom, который с его слов, он украл у кого-то в Британии.
80-ые годы были относительно тихими для Les Paul Custom. Можно отметить только одно заметное событие в существовании Les Paul Custom — это появление модели Custom Lite (1987-1989). Надо вспомнить это были годы разгула тяжелого рока для которого было придумано море новых гитар. Gibson попытались внести свой вклад. Custom Lite как раз была ориентирована на тяжелую музыку.
«Более злые датчики», а также вариант гитары с Floyd Rose. Custom Lite — это была единственная модель Les Paul с Floyd Rose (если не брать в расчет самопалы типа личных «Les Paul с флойдом» Эдди Ван Халена). Особой популярности эта модель не получила, и в 1989 году ее прекратили выпускать, спустя два года после дебюта. Еще одним признаком Custom Lite являлся утонченный (в два раза тоньше) и следовательно облегченный корпус.
Что же касается, мировой рок-музыки, то лицом модели Les Paul Custom в 80-ые годы можно назвать Randy Rhoads (с его опять таки белым инструментом) из коллектива Ozzy.
В 90-ых произошло еще одно заметное событие для Les Paul Custom. Решено было поделить все гитары этой модели на две цветовые группы.
Первая группа — это просто Les Paul Custom — они имели три цвета Ebony, White, Cherry.
Вторая группа — это Les Paul Custom Plus и Premium Plus. Эти гитары стоили на 500-700 долларов дороже и их отличие заключалось в окрасках типа sunburst и специальном «красивом» клене («полосатом», «огненном» и т.д.). То есть за дополнительную красоту Gibson брали дополнительные деньги. Самые желанные санберсты — это те, у которых сквозь покрытие виден самый буйный рисунок волокон. Столяры называют эти рисунки на распиле “фигурами”, и хотя любое дерево может давать фигурный распил, причины, по которым это случается всегда непредсказуемы. Некоторые деревья его дают, некоторые — нет.
Фигуры появляются вследствие некоторой генетической аномалии растущего дерева, которая влечет за собой разрушение клеток живой древесины. Визуальный эффект такой фигуры также определяется изменением цвета по мере роста дерева, болезнью или повреждением, а там же тем, в каком месте дерева делается распил.
Радиальный распил — когда режут так, что волокна обычно смотрят с торцов полученных досок — часто дают наиболее привлекательный результат с иллюзией примерно параллельных “пальцев” или “долин и холмов” идущих поперек распила. В крайних проявлениях это выглядит зрелищно.
Такой внешний вид породил много описательных термин, наиболее общеупотребительным из которых является “flamed” — “пламенный”. Хотя с технической точки зрения он описывает другой эффект, он получил распространения среди дилеров, гитаристов и коллекционеров, и его приходится считать корректным.
Есть еще один фактор, который заставляет модели Sunburst выглядеть заметно по-разному. Краски, используемые для создания эффекта санберст, а в особенности красная, могут выцветать по-разному, что в первую очередь зависит от того, в какой степени гитара освещалась дневным светом за всю свою жизнь. Некоторые особо зоркие коллекционеры утверждают, что могут сказать, как долго гитара провисела на витрине. В некоторых случаях, оригинальный оттеночный санберст полностью исчезает, оставляя гитару в одном, довольно приятном, медовом цвете.
Однако желающих покупать «красивый рисунок» клена за такие деньги было очень мало и потому в конце 90-ых Gibson оставил в своем каталоге только три варианта Les Paul Custom — Ebony, White, Cherry.
Еще одно интересное событие 90-ых годов — это открытие отделения Gibson Custom Shop, для производства более дорогих, улучшенных гитар.
В 90-ых годах Les Paul Custom производились на двух фабриках — на Gibson USA делались обычные гитары, а на Gibson Custom Shop более специфические.
Самыми первыми Les Paul Custom в версии от Custom Shop стали делать модели, полностью копирующие Les Paul Custom 54 года и 57 годов.
Эти гитары входили в серию Historic Collection и назывались Re-Issue (переиздания). Было 6 гитар Les Paul Custom серии Historic Collection:
54 re-issue Les Paul Custom Black Beauty
54 re-issue Les Paul Custom Black Beauty w/Bigsby
57 re-issue Les Paul Custom Black Beauty
57 re-issue Les Paul Custom Black Beauty w/Bigsby
57 re-issue Les Paul Custom Black Beauty 3 pickups
57 re-issue Les Paul Custom Black Beauty 3 pickups w/Bigsby
Эти гитары были по своему звучанию получше обычных Les Paul Custom от Gibson USA. Многие отмечали, что в Black Beauty за счет отказа от клена на корпусе было больше низов и «мяса». Хотя их грифы в духе 50-ых, были толще обычных грифов Les Paul Custom и следовательно менее удобны.
Следующая ступенька развития Les Paul Custom в отделении Custom Shop была модель Florentine. У нее был полуакустический корпус в духе Gibson ES-335. Эта модель выпускавшаяся в 90-ых годах достаточно большими тиражами ныне снята с производства. Она была ориентирована на джаз/блюзовых исполнителей и очень хорошо звучала на чистом звуке, либо с перегрузом. У нее также была версия Plus с более «красивым кленом».
Начиная с 90-ых годов Gibson стали делать именные модели Les Paul, чего раньше за ними не замечалось. Именные Les Paul разных музыкантов производили и производят как отделение Gibson USA так и Custom Shop. Направление Les Paul Custom отмечено тремя именными гитарами:
Ace Frehley. Это роскошная гитара музыканта из Kiss. От обычной Les Paul Custom ее отличает — три звукоснимателя DiMarzio SuperDistortion, окраска Cherry Sunburst и инкрустация грифа в духе KIss.
Peter Frampton. В России этот гитарист не очень известен. И потому ограничимся описание его модели. Это удивительный гибрид моделей B.B.King Lucille, Les Paul Classic и Black Beauty. Итак вообразите себе обычный Black Beauty Les Paul c тремя хамбакерами. Теперь снимите с датчиков крышки. На бридж поставьте «злейший» 500T с модели Les Paul Classic, тонкий профиль грифа Slim Taper также с модели Les Paul Classic, а корпус — сделайте внутри пустым, но при этом без отверстий в виде эф (как у B.B.King Lucille). В результате вы получите самую легкую по весу и удобную по грифу модель, с очень универсальным звуком. Стоит эта гитара также очень дорого, за эти деньги проще купить отдельно если не все три модели, то две точно. Но таковы необычные вкусы этого музыканта.
Zakk Wylde (три модели). Его именные гитары выросли из его личной гитары. В детские годы мама подарила маленькому Zakk белого цвета Les Paul Custom, выпущенный в конце 70-ых и имевший кленовый гриф. Zakk в конце концов поставил на эту гитару датчики EMG и разукрасил корпус «мишенью». Этот инструмент стал его фирменным стилем и визитной карточкой. Со временем он купил еще несколько старых Les Paul с кленовыми грифами, поставил на них датчики EMG и разукрасил в самые разные рисунки. Gibson через свое отделение Custom Shop копирует личные гитары Zakk для всех желающих. Стоит, правда, это очень дорого. Многие фанаты Zakk предпочитают покупать также как он старые гитары, ставить EMG и перекрашивать их. Это дешевле ровно в три раза, чем покупка Custom Shop. И звучит намного лучше.
Одна из самых странных и необычных моделей LesPaul Custom производимых Custom Shop — это модель 68 Custom. Суть этой модели в том, что это не переиздание. Gibson намерянно не пишет в ее названии слова Re-Issue и не относит ее к Historic Collectiom. Цифра 68 в этой гитаре символизирует непонятно что. В чём смысл этой гитары. Итак, на дворе конец 90-ых и начало 2000-ых годов. Если не брать в расчет именные гитары, то все что человек может купить из Les Paul Custom — это либо гитару от Gibson USA с корпусом из махагони с кленом, либо гитару от Custom Shop корпусом из махагони (Black Beauty). И все. Вот и весь выбор.
Но при этом существует какая-то часть людей, которые хотят купить Les Paul Custom с корпусом из махагони с кленом и при этом от Custom Shop с корпусом, имеющим красивый клен (а где его взять если Plus прекратили выпускать) ; гитару, которая выглядит как старый vintage инструмент (обратите внимание на слово выглядит) .
То есть существует спрос на Les Paul Custom, которые не выпускаются Gibson. Тогда чтобы заработать денег (а ради этого и существуют все гитарные фирмы) в недрах Custom Shop появляется модель Les Paul 68 Custom. При этом, модель имеет корпус из махагони с кленом. Поэтому это фактически обычный Custom, но только от Custom Shop.
Она имеет версии Custom Authentic (то есть состаренные внешне). За счет этого белая и черная версии внешне не похожи ни на Black Beauty ни на обычный Custom от Gibson USA, во-вторых желающие гитару со старым внешнем видом могут получить требуемое Она имеет варианты FlameTop «санберстовых и других цветов», с «красивым кленом», причем клен из двух кусков. В 1968 году и в 70-ых не было Les Paul Custom с двумя кусками клена, да еще и такого красивого полосатого клена. Поэтому называть гитару Re-Issue нельзя. Но есть спрос на такие цвета и такой рисунок клена. При этом за обычный вариант Plus человеку трудно переплачивать деньги, а за словосочетание Custom Shop, как гарантию того, что что гитара не только имеет более нарядный внешний вид, но еще и звучит лучше — за это можно и заплатить.
Выпуск Custom Shop моделей 54 Black Beauty, 57 Black Beauty и 68 Custom привел в начале 2000-ых годов к тому что продажи обычных Les Paul Custom от Gibson USA стали резко падать. Люди предпочитали покупать Custom Shop, при том что разница в цене была минимальна, а иногда ее и вовсе не было.
В 2004 году было принято решение перевести выпуск обычной версии Les Paul Custom из отделения Gibson USA на Gibson Custom Shop. В связи с этим конце 2004 года модели 68 Custom черного и белого цветов снимают с производства. По причине своей неактуальности. Таким образом сейчас в начале 2005 года все Les Paul Custom делают на Custom Shop и вы можете приобрести следующие модели Les Paul Custom:
— Les Paul Custom (ebony, cherry, white) — для тех кому нужен обычный новый Les Paul Custom
— Les Paul Custom 54 Black Beauty (с Bigsby либо без) — для тех кому важен чистый звук, синглы и блюз
— Les Paul Custom 57 Black Beauty (c двумя либо тремя датчиками, с Bigsby либо без) — для тех кому нужно «больше мяса» и агрессии
— Les Paul 68 Custom Figured Top — для тех кому хотелось бы иметь Les Paul Custom
санберстовых цветов с «полосатым кленом»
— Les Paul Zakk Wylde — для тех кому нужен самый агрессивный и злой Les Paul на свете Les Paul Peter Frampton — для тех кому нужен самый необычный Les Paul Custom
Таким, образом ныне Gibson пытается представить все возможные варианты Les Paul Custom.
Не стоит забывать о корейских и японских Epiphone, которые также делают Les Paul Custom, но только в варианте «для бедных».
Кроме того в рамках Historic Collection, выпущены весьма странные версии 57 Black Beauty
Faded Cherry, TV White — это Black Beauty которые имеют весьма не Black цвет. Такие гитары не производились в 1957 году, но если на них есть спрос, то почему бы их не сделать? Faded Cherry — это гитара как будто с Black Beaty сняли всю краску и она стала естественного цвета махагони (красно-коричневый). TV White — это белесый цвет, сквозь который видно структура дерева. Очевидно, что в 50-ых, 60-ых годах такие гитары были на свете, но они были плодом перекраски фабричных гитар кем-либо. То есть Gibson переиздает не только свои модели, но и переделки моделей, которые встречаются на вторичном рынке. Кстати, о TV White официально объявлено не было, я лично о такой модели узнал, только будучи в зарубежных гитарных магазинах и видя ее живьем.
Master Tone. Это еще одна «внефабричная переделка». На этот речь изменения коснулись ручек управления. Их всего три и они выстроены в духе stratocaster. Никто никогда не слышал чтобы в 1957 году Gibson делал подобные гитары. Однако, возможно кто-то самостоятельно переделывал оригинальную модель и вот Gibson перевыпускают ее. Еще одна грань работы Custom Shop заключается в том, что это отделение делает много гитар на основе Les Paul Custom специально по индивидуальным заказам гитаристом и в этом случае мир может получить самые удивительные гитары — ибо фантазия человека безгранична.
За многие годы Les Paul andard существенно отдалился от инструмента, которым был изначально – особенно от санберстов 1958 – 1960 годов. Эти гитары выпускались в соответствии с методами производства принятыми для всей продуктовой линейки Gibson того времени, а за годы компания обновила персонал и технику, перевела производство в новое место и внедрила более практичные методы производства. Это внесло в черты гитары изменения, которые приветствовались далеко не всеми. И вот на сцену выходит Les Paul Standard 2002, который играет роль идеального связущего звена между более дешевыми моделями и труднодоступными репликами Custom Shop.
Что сразу бросится вам в глаза, так это то, что вместо плоского во всех отношениях кленового верха с резким красно-желтым «мазком» на корпусе, вы увидите выкрашенного в мягкие классические тона, разворот клена категории AA, чья выпуклая «чашка» выглядит тоже более аутеничной. Под ним находится южноамериканский махогон, который в сочетании с верхом дает классический теплый звук с артикулированным верхом. Конечно, как обычно, используется нитроцеллюлозный лак и похоже, по крайней мере, судя по первой партии, что Gibson приняли во внимание критику, которую обозреватели высказывали в адрес качества работы именно в этой области. Лакировка более ровная, менее склонная к усаживанию, и как результат, вы смотритесь в гитару, как в зеркало.
Во-вторых, к корпусу не приделано никакой накладки, от чего он выглядит более ярким и демонстрирует больше кленового рисунка. Накладка прилагается и лежит в кейсе на тот случай, если вам захочется ее установить. Gibson не стали заранее сверлить отверстия под два винта, поэтому гитара не выглядит, как бывшая в употреблении.
Мелочи, которые так раздражали знатоков, тоже исправлены. Например, там где окантовка идет внутри выреза, она как и у старых моделей сохраняет свою глубину, а и не становится толще, следуя параллельно границе между кленом и махагоном, и оставляя тем самым только тонкую полоску клена. Другой приятный визуальный аспект – фурнитура никелированная, а не хромированная, и хотя это никак или почти никак не сказывается на звуке инструмента (хотя Eric Johnson может не согласиться), это выглядит более тепло и естественно с нитроцеллюлозным лаком
С другой стороны, профиль головы грифа стал несколько тоньше, а сама она стала наклонена сильнее, под углом 17, как было у оригинальной модели. Это может показаться малозаметной деталью, но это усиливает давление струн на верхний порожек, и многие музыканты говорят, что от этого становится сильнее резонанс и сустейн. Мы с этим тоже согласны, и добавим, что гитара еще и лучше смотрится.
Все остальное, что касается фурнитуры, такое, как и должно быть: пластиковые бутоны-«тюльпаны» колков в стиле Kluson, бридж tune-o-matic, струнодержатель на двух опорных болтах, литые рюмки для ремня, две пары янтарного цвета пластиковых ручек громкости и тембра и трехпозиционный переключатель на верхнем роге.
Что должно заинтересовать серьезных музыкантов, Gibson отныне предлагает Standard в вариантах с двумя очень разными профилями грифа. До 1960 года гриф Les Paul был характерно толстым, более подходящим для игры джаза, чем для фраз современной рок-музыки, и требовалось привести его в соответствии концепцией «тонких» электрогитар. Поэтому, на рубеже десятилетий грифы многих инструментов Gibson были существенно утоньшены. Этот гриф стал известен как «тонкий широкий», потому что уменьшение толщины создало иллюзию более широкого верхнего порожка. На деле у Les Paul всегда оставалась неизменной толщина верхнего порожка — 1 11/16” (43мм) – и эта модель не исключение. Хотя она очень отличается в ощущении.
Замечательно, что Gibson стали выпускать гитары с профилями грифа подходящими к разным стилям и привычкам музыкантов. Более толстый из двух грифов отнесен к стилю 50-х годов, хотя он вовсе не такое «бревно», как грифы Gibson, на ’59 Reissue. Он больше похож на обычный гриф Les Paul, к которому мы привыкли за годы. Он удобно сидит в руке и лады среднего размера сочетают лучшее из двух миров – достаточно высокие для хороших подтяжек и вибрато, но достаточно гладкие для точной аккордовой игры и легато левой рукой.
Отделка на грифа в целом тоже стала намного лучше. Хотя качество установки ладов Gibson никогда не вызывало сомнений, они нередко оставались неотполированными и не отточенными – за эти деньги недопустимое отношение. Однако, эта новая модель, похоже, открывает новый этап в борьбе за качество Gibson.
Взяв в руки экземпляр цвета Heritage Cherry Sunburst с более плоским грифом в стиле 60-х, скажем, что он отличается, но в то же время типично гибсоновский. Он не лучше для какого-то конкретного стиля, просто будет более привычным для тех, кто играет на современных гитарах, таких как Ibanez и Jackson и хочет иметь в арсенале Les Paul. Мы бы посоветовали всем, кто впервые берет в руки Les Paul попробовать оба варианта в течение достаточного времени, потому что, хотя более тонкий гриф может показаться более привлекательным, нам кажется, что более толстый вариант – такой как на нашем образце цвета honeyburst – более комфортен в длительной перспективе.
В пересмотренных Standard новшества затронули и звукосниматели. Специально разработанная модель Burst Bucker (вышедшая всего несколькими месяцами ранее) дает более классический звук, чем 490R и 498T, используемые до них. Les Paul Standard никогда не отличались самыми мощными хамбакерами, но что в них всегда было замечательным, так это то, что они сохраняют полноту звука, теплоту и прозрачность, позволяя поддать жару вашему усилителю. Именно так был создан замечательный классический звук Allman Brothers, Bluesbreakers и Free. Не слишком мощные датчики также делают инструмент более гибким, поскольку присущая звукоснимателям певучесть украшает чистый звук и позволяет добиться читаемого блюзового брейк-апа.
Хороший чистый звук – а это превосходный чистый звук – основа потрясающего перегруженного звука. Через комбо Mesa Recto-Verb combo он огромный, теплый и насыщенный обертонами, обеспечивая все от «женского» саунда Clapton до пронзительного «парижского» соло Gary Moore и резковатого взаимодействия обоих датчиков. Как только вы разберетесь с тем, как использовать настройки громкости, чтобы контролировать гейн, варианты звука становятся практически неисчислимыми, конечно в рамках палитры Gibson. Это чистый, подлинный Les Paul, который мы обожаем.
Мы действительно надеялись, что нам понравятся новые Les Paul Standard. Мы отметили их еще на NAMM 2002, просто на основе их внешнего вида. И когда мы нещадно протестировали их, оказалось, что все наши надежды оправдались. К нашему великому удовольствию, они звучат так же отлично, как смотрятся. Gibson действительно собранно отнеслись к новым Standard. Проблемы с отделкой остались в прошлом, комфорт игры такой же как у любого Gibson, звук более соответствует философии модели, а мелкие недоработки дизайна вычищены.
Теперь плохие новости. Цены Gibson в последнее время стремятся ввысь, и хотя эта модель не превосходит в цене ту, которой пришла на смену, продукция компании существенно дорожает.
Les Paul Standard – это самая старая модель Les Paul, она выпускается с 1952 года. Первоначально эта модель называлась просто Les Paul Model. Затем когда в 1954 году были выпущены еще две модели (Custom и Junior), то Les Paul Model стали неофициально называть Standard, либо GoldTop (поскольку с 1952 по 1957 год эта модель имела окраску корпуса GoldTop). В 1958 году окраску GoldTop заменили на Sunburst, а модель неофициально продолжали называть Standard (либо Sunburst). Официально слово Standard вошло в название гитары только в 1976.
Начиная с 2002 года модель Les Paul Standard выходит в двух вариантах, различающихся профилем грифа. Благодаря этому каждый музыкант может выбрать гитару, которая будет более комфортна для него лично.
Последние несколько лет пластиковая накладка (pickguard) не устанавливается изначально на гитары Les Paul Standard, а просто идет в комплекте поставки. Она лежит отдельно от гитары (в кейсе) для того, чтобы гитаристы могли сами в зависимости от своего желания устанавливать либо не устанавливать ее на корпус.
До 2005 года модель Les Paul Custom выпускалась отделением Gibson USA и только начиная с 2005 года Les Paul Custom делают в мастерской Custom Shop.
Les Paul Custom имеет корпус, который немного толще корпусов остальных моделей Gibson Les Paul.
Модель Gibson Les Paul Classic впервые была представлена в 1990 году.
Звукосниматели на гитарах Les Paul Classic не имеют крышек, благодаря чему смотрятся более агрессивно. Характер звучания этих звукоснимателей соответствует внешнему виду – это самые «злые» датчики Gibson.
Маркеры на грифе моделей Les Paul Classic, в отличие от большинства моделей Les Paul, имеют зеленоватый «состаренный» оттенок, какой со временем приобретают маркеры на гитарах, выпущенных 20-30 лет назад.
На пластиковой накладке (pickguard) на корпус имеется позолоченная гравировка «1960», символизирующая родство этой модели с гитарами 1960-го года выпуска, когда Gibson стали делать инструменты с более «тонким» профилем грифа, который ныне называется “1960 Slim taper”.
Модель Gibson Les Paul Class 5 впервые была представлена в 2001 году.
Модель Les Paul Studio впервые появилась на рынке в 1983 году.
У модели Les Paul Studio отсутствуют окантовка корпуса и грифа, за счет чего гитара смотрится более строго. Именно на основе Les Paul Studio несколько лет назад была создана именная гитара Les Paul Gary Moore.
Модель Gary Moore Les Paul была одной из первых гитар Gibson, на которой появились новые звукосниматели Gibson Burst Burst-Bucker. Разновидность Burst-Bucker, устанавливаемая на эту гитару копирует датчики с личного инструмента Gary Moore («санберстовый» Les Paul 1959 года, который ранее принадлежал Piter Green)
Источник