Музыкальный момент (Таррега)
31 января 1797 года родился знаменитейший австрийский композитор всех времен Франц Петер Шуберт. Его инструментами были скрипка и фортепиано. За свою, к сожалению, недолгую жизнь он написал около 600 песен, 9 симфоний, огромное количество фортепианной и камерной музыки. Но они не стали популярными при жизни. Его симфонии не исполнялись, а из всего количества песен и половина не была напечатана. Поэтому прожил композитор всего лишь 31 год.
Жизненные неудачи и болезни погубили талантливого музыканта. Семья маленького Шуберта приветствовала музыкальные стремления сына. Отец часто играл на виолончели, а братья на разнообразнейших инструментах. Мать была дочерью слесаря, а отец учителем в школе. Первыми учителями Франца стали отец и брат, которые собственно и научили его играть на фортепиано и скрипке. У него также был отличный сильный голос. Поэтому часто посещал и пел в церковном хоре.
Когда мальчику исполнилось 11, отец решил отдать сына в школу подготовки церковных певчих. Франц быстро учился. В школьном оркестре ему даже доверяли обязанности дирижера, играл также в группе на скрипке. В группе он исполнял самые разнообразные произведения. Он знакомится с симфониями, увертюрами, квартетами. Его любимым произведением была симфония Моцарта соль – минор. Любимым композитор стал Бетховен. В эти годы юноша начал сочинять.
Первыми произведениями стал ряд песен и фантазия для фортепиано. Его талант заметил Сальери, известный композитор, который потом начал работу совместно с Шубертом. Вскоре парень решил, что ему не нужна школа церковных певчих, томные занятия, скучные предметы. Он решил забросить это и целиком посвятить себя музыке. Отец же не разделял его предпочтений, так как прекрасно знал, насколько тяжело быть музыкантом. Пытался всячески уберечь от этого сына, запрещал в праздники быть дома.
С 1813 года он все больше и больше писал новой музыки. Таким образом он заканчивает свою первую симфонию ре-мажор. На последней странице он вывел следующую надпись: «Окончание и конец», что символизировала окончание произведения и конец школе. Хотя Шуберт постоянно чувствовал денежную нужду, он не сдавался и продолжал писать. Отцу так и не удалось уберечь сына.
Именно материальные неудачи помешали его личной жизни, женитьбе на Терезе Гроб. Последние годы жизни он провел, переезжая от одного друга к другому. Он был человеком гордым, самостоятельным. Не смотря на все это, для нас он остался гениальным мастером своего дела. Подробнее с его творчеством можно ознакомиться у нас на сайте.
Смотрите также ноты произведений композитора Франц Шуберт:
Источник
Шуберт. Музыкальный момент op.94 №3. фа минор. Музыкальная литература. Разбор
Музыкальный момент, музыкальное мгновение (франц. moment musical), — небольшая инструментальная, преимущественно фортепианная, пьеса,
характеризующаяся непосредственностью, почти импровизационностью лирического высказывания (родственна экспромту). Обозначение вошло в обиход в 30-40-х годах 19 века, когда приобрели популярность 6 Музыкальных моментов для фортепиано Ф. Шуберта, изданные в 1828 году (op. 94). По-видимому, название этим пьесам дал не сам автор, а издатель М. Лейдесдорф, одновременно являвшийся и композитором, — незадолго до этого он опубликовал свои собственные пьесы под заглавием «Moments Melancoliques»( Меланхолические моменты).
Подобно другим романтическим сочинениям малых форм (экспромт, ноктюрн, прелюдия), музыкальный момент обычно выдержан в одном настроении.
Музыкальный момент Шуберта op. 94 №3 (D. 780), фа минор, имеет жанровые признаки чешского танца польки. Это характерная ритмоформула в мелодии в размере 2/4 — восьмая, 2 шестнадцатые и 2 восьмые, характерный аккомпанемент — бас-аккорд, бас-аккорд. Однако танец здесь одухотворён. Его окутывает тонкая лирическая атмосфера. Пьеса проникнута тёплым чувством. Индивидуальность и изящество теме придают форшлаги. Форма приближается к трёхчастной. Смена минора сначала параллельным, а затем одноименным мажором ассоциируется со сменой тени и света, печали и радости. Музыкальный момент заканчивается светлым Фа мажором.
Источник
Музыкальный момент Шуберта
=Музыкальный момент= Шуберта
(одна из музыкальных историй)
У великого Франца Шуберта есть небольшие инструментальные пьески, которые он назвал «музыкальными моментами». Обычно, это — легко исполняемые мелодичные произведения, доступные и непрофессионалам; некоторые из них имеют текст и исполняются вокалистами. Один из этих «музыкальных моментов», особенно известен и, вероятно, — вам тоже.
Я, врач, молодой специалист, только приехавший после окончания института в Казахстан, в Караганду, оказался тоже «причастным» к Шуберту и его «Музыкальному моменту».
Тогда в моде была, так называемая, художественная самодеятельность, в каждом учреждении она была желанна и поощряема и мы, комсомольская молодёжь, конечно же, не могли быть в стороне! Я не был искушён в драматическом и иных артистических жанрах, а вот к музыке некоторое отношение имел, как музыкант-любитель. О своём маленьком трофейном немецком баяне я уже писал в одном из своих рассказов, он и сейчас со мной и, конечно, уезжая по путёвке института в Караганду, я взял его с собой.
. К праздничному вечеру, — не помню, к какому, наверное, к какому-то революционно-патриотическому, но, может быть, и ко Дню железнодорожника, который там отмечался с не меньшим размахом (это был Железнодорожный район Караганды, и все мы там были железнодорожниками), мы подготовили своё музыкальное выступление. Мы, как вы, наверное, поняли, были медиками-железнодорожниками, работали в железнодорожной больнице, и мне даже присвоили офицерское железнодорожное звание — «Инженер(!) — лейтенант административной службы» и серебряные погоны с двумя звёздочками, чем я ужасно гордился. Итак, мы подготовили свой музыкальный номер. Мы — это четыре врача: я, недавно прихавший молодой специалист-дерматолог, несколько позже приехавшая, тоже молодая, врач-терапевт Людмила Герасимовна (фамилию вот забыл. ), врач-педиатр Асанова Валентина Петровна. А по национальностям мы, волею судьбы, распределены были так: Людмила Герасимовна — русская, Асанова — татарка, я — вообще, извините, еврей. А четвёртый, светлой памяти человек, был немцем, да. Наш музыкальный коллектив, квартет, если хотите, был бы неполным и, даже, неполноценным без Юрия Александровича Шульце, врача-отоларинголога, человека замечательного! Он и Асанова были постарше, но тоже не старые, среднего, скажем так, возраста. Немец по национальности, он был выслан, по прихоти Сталина, вместе со своим отцом, кажется, из Баку. Тогда, в пятидесятые годы, в Казахстане была масса высланных: чеченцы, ингуши, калмыки и много других, и немцы — тоже. Среди них мы жили и работали, они, в общем, были — люди, как люди! Но Шульце был необыкновенен — быстрый во всём, живчик, отличный оперирующий специалист, он всюду поспевал — умудрялся работать на три и, даже, на три с половиной (!) ставки в разных учреждениях, был прекрасным и заботливым семьянином и участвовал во всём, и был в курсе всего! Он оставался таким до конца, был у нас в гостях в Москве, а умер легко, внезапно, но рано, шестидесяти с небольшим лет. Через тридцать лет после отъезда из Казахстана я навестил Караганду-Сортировочную, место начала моего врачевания, и побывал на его могиле, она — там же, в «Сортировке».
Итак, родился новый, оригинальный и многообещающий в дальнейшем (мы так думали!) ансамбль — четыре аккордеона, то есть — три аккордеона и мой звучный баянчик, и у нас, энергичных, дело пошло! В репертуар наш мы взяли, по моей рекомендации, какой-то лёгкий фокстрот (танцы тех лет!) и этот самый «Музыкальный момент» — очень мне понравилась игривая мелодия:
Трам та-ра, рам та, трам, трам! Та
Трам та-ра, рам та, трам, трам!
Трам тарарам, тарарам пам-пам,
Та-ра-ра-ра, ра-ра-ра-ра рам, пам.
Один раз наскоро прорепетировали и решили, что достаточно сыгрались. И было утро, и был вечер, то есть — торжественный вечер. И мы вчетвером вышли на маленькую эстраду предоставленного нам клуба строителей, и были встречены щедрыми аплодисментами, которых ещё не заслужили, но они ободрили нас.
С фокстротом мы разделались довольно успешно, нам аплодировали, но сложнее было с «Музыкальным моментом» — конечно, нет нужды говорить о том, что это маленькое произведение великого классика мы исполняли отнюдь не по нотам, «на слух», и тем нанесли ему прямо-таки оскорбление,- хорошо, что он нас не слыхал, в гробу бы перевернулся, прости нас, Францхен. Но публика была невзыскательна, принимала нас тепло. Беру, однако, всю вину на себя: это я всех совратил. И вообще, после этого я так обнаглел, что на другом своём выступлении, уже — во Дворце культуры железнодорожников, я смело сыграл «Танец маленьких лебедей» из «Лебединого озера» и, даже, десятый вальс Шопена, только — в другой тональности, ввиду ограниченного диапазона моего баяна — вот что творит ненаказуемое зло.
Я выступил на шаг вперёд и бодро произнёс: «Шуберт, — «Музыкальный момент», в том же исполнении!». Раздались приличные аплодсменты и мы, по моему кивку, что называется, «рванули» в четыре инструмента, взяли старт, причём мой маленький, но звучный HOHNER явно решил перекричать всех.
Однако, не это было главным и определяющим в нашем выступлении, приблизившем и, несомненно, поднявшем(трудами нашими), уважительно внимавшую нам неизбалованную и, ещё не развращённую новейшими веяниями и приезжими гастролерами, публику, — к высотам великой музыки.
В свои права вступила артистическая темпераментность, а, конкретнее, — темп, скорость нашего забега на короткую дистанцию (хорошо ещё — не стайерскую и не марафонскую. ). Как я вам уже сообщил, побежали мы одновременно, каждый старался не отрываться от коллектива, но уже через несколько тактов я заметил, что Шульце (очевидно, не только в музыке невоздержанный!) вырвался на полголовы вперёд и побежал, не оглядываясь, пренебрегши так необходимым советским людям чувством локтя. Помнится, я, переходя на ходу (на бегу!) с «восьмушек» на «шестнадцатые» музыкального темпа, пытался догнать его, но — куда там! Всё убыстряя, он рвался вперёд — очевидно, привыкнув спешить на очередное совместительство. Я широко открывал глаза, глядя на него, я «делал» зверское лицо (руки-то у меня были заняты своим инструментом, а дирижёра у нас не было), я пытался телепатически внушить ему его ответственность и мое обещание мести за такую дисциплинарную невоздержанность — всё было напрасно, он уходил всё дальше…
Вскоре я стал замечать, что меня догоняют педиатр и терапевт; какое-то время мы шли «нос в нос», но потом они явно отстали, так как я «поднажал», стараясь не упустить Шульце, уже неясно таявшего впереди и упорно
стремившегося к финишу.
. Первым, усиленно дыша, прибежал Шульце, дав заключительный и эффектный аккорд. Вторым — я, и тоже подарил восхищённой публике свой красивый и звучный аккорд, не будучи, правда, уверен в его канонической принадлежности великому Францу, но желая, по крайней мере, выразить ему свой восторг и преклонение, а также — свою ярость и злость по поводу недисциплинированности и неуправляемости моего музыкального сподвижника.
И всего через секунду-другую, почти догнав нас, достигли финиша Валентина и Людмила, разделив третье и четвёртое места! Это оригинальное исполнение знаменитой музыкальной миниатюры было по достоинству оценено нашими добрыми слушателями: публика, что называется, «визжала и плакала» и не хотела отпускать нас, желая, может быть, от полноты чувств и немного поколотить, — не знаю, мы остались невредимы; Шуберт тоже много не пострадал. Это было недавно, это было давно.
Моя дорогая, далёкая, мгновенно промелькнувшая, весёлая и грустная, щемящая душу и сердце, но полная жизни и любви, молодость, где ты.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Музыка (1569)
- Симфоническая (548)
- Фортепианная (400)
- Камерная (296)
- Скрипичная (187)
- Духовная (113)
- Хоровая (94)
- Народная (55)
- Органная (41)
- Композиторы (1511)
- Музыкальные жанры и формы (727)
- Концерт (244)
- Симфония (172)
- Соната (108)
- Вальс (81)
- Увертюра (68)
- Ноктюрн (31)
- Прелюдия (26)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (444)
- Танцовщики (198)
- Балетмейстеры (65)
- Опера (381)
- Певцы (357)
- Музыканты (354)
- Пианисты (180)
- Скрипачи (111)
- Виолончелисты (40)
- Вокальное искусство (320)
- Музыка и литература (247)
- Фестивали, конкурсы, концерты (218)
- Романс (202)
- Музыкальная культура народов мира (163)
- Музыкальные инструменты (140)
- Дирижёры (130)
- Музыкотерапия (108)
- Музыкальный словарь (102)
- Музыка и живопись (76)
- Музыкальные театры мира (63)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
- Оперетта (37)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Франц Шуберт. Сергей Рахманинов. «Шесть музыкальных моментов.»
Шуберт относится к первым романтикам (заря романтизма). В его музыке ещё нет такого сгущённого психологизма, как у более поздних романтиков. Это композитор – лирик. Основа его музыки – внутренние переживания. Передаёт в музыке любовь и многие другие чувства. Он охватил все жанры того времени. Внёс очень много нового.
Он – создатель нового жанра – вокальной баллады. Создатель романтической миниатюры (экспромты и музыкальные моменты).
Франц Шуберт — создатель музыкальных моментов.
Термин «Музыкальный момент» возник в 30-40-х годах XIX века. В 1823—1828 годах композитор Франц Шуберт написал 6 музыкальных пьес (op. 94), изданных в 1828 году. Название этим его произведениям придумал издатель М. Лейдесдорф, бывший одновременно композитором. Незадолго до этого он опубликовал свои произведения под названием «Moments Melancoliques», поэтому можно сказать, что термин «Музыкальный момент» придумал Лейдесдорф, хотя многие считают, что их придумал Шуберт. Из написанных в дальнейшем музыкальных моментов известны 6 моментов Рахманинова и 3 момента Морица Мошковского.
Шуберт. Шесть музыкальных моментов.
Особое место среди ранних фортепианных произведений Рахманинова занимают Шесть музыкальных моментов ор. 16, написанные в 1896 году уже после завершения Первой симфонии. Этот фортепианный цикл, как и относящиеся к тому же времени романсы ор. 14, выявляет новые грани творчества композитора. Многое в нем предвещает образы и настроения, которые в полный голос зазвучат в произведениях Рахманинова начала 1900-х годов. Особенно показательны с этой точки зрения пьесы подвижного, моторного характера, проникнутые действенным динамическим началом — вторая (es-moll), четвертая (e-moll), шестая (C-dur). Они до известной степени сходны между собой по самой манере изложения. Безостановочное стремительное движение широко разливающихся по клавиатуре пассажей, короткие, ритмически активные фразы восклицательного характера, звучащие на их фоне, непрерывные приливы и отливы динамики создают впечатление неудержимо рвущейся наружу раскрепощенной энергии.
Рахманинов. Шесть музыкальных моментов.
Рубрики: | Музыка/Фортепианная |
Метки: Шуберт Рахманинов музыкальный момент
Процитировано 9 раз
Понравилось: 15 пользователям
Источник