Гитара не только мужской инструмент

Гитара

К славе и популярности гитара шла не одно столетие, но сегодня сложно найти музыкальный инструмент, который бы мог конкурировать с ней. В истории музыки она переживала взлеты и падения, выглядела примитивно, камерно и брутально, прославляла талантливых исполнителей. Существуют различные виды, расширяющие исполнительские возможности инструмента. Она используется в разных стилевых направлениях от романса до рока, звучит в составе ансамблей и бэндов, является одним из самых распространенных аккомпанементов.

Устройство гитары

Конструктивные особенности обусловлены общим принципов устройства всех хордофонов. То есть инструмент имеет резонирующий ящик или коробку, а звук извлекается вследствие вибрации струн, натянутых между двумя точками. Строй гитары e-b-g-d-A-E, в партитурах ноты записываются на октаву выше звучания.

Корпус

Форма гитары узнаваема – грушевидный корпус с выраженной «талией» и резонаторной розеткой. Корпус состоит из:

За звучание отвечает верхняя дека, поэтому для изготовления гитар используется дерево специальных пород. Чаще всего это еловая или кедровая доска, толщиной не более 4 мм. В ней чуть выше середины вырезается розетка диаметром 8,5 см.

Нижняя дека может быть выполнена из кипариса или красного дерева, она повторяет форму и размер верхней. Между собой обе части соединены обечайками. Габариты корпуса зависят от разновидности. Внутри размещена система пружин (деревянных реек), которые предотвращают деформацию инструмента при натяжении струн.

В месте скрепления обечаек устанавливается гриф. Этот элемент гитары также изготавливают из дерева. Он имеет длину 60-70 сантиметров, ширину 2 см. Один конец грифа крепится к корпусу «пяткой», другой заканчивается головкой с настроечными колками.

Интересный факт. Существуют типы гитар с двумя и даже тремя грифами. Играть на них сложнее, так как на каждом струны имеют свой строй.

Гриф имеет накладку из черного дерева. На ней размещаются порожки и ладовые маркеры.

Струны

У обычной классической гитары 6 струн, но есть виды с 7-ю, 8-ю, 12-ю. Их придумали для того, чтобы расширить диапазон звучания. Материал изготовления тоже бывает разный – нейлон, сталь, бронза. Они обозначаются нумерацией, самая тонкая – первая с высоким звуком располагается ниже других. Важно одинаковое натяжение, высота над грифом, способ крепления к подструннику. Расстояние между точками крепления струн – подставки на верхней деке и порожком на основании колковой коробки называется мензурой. Ее длина 650 мм, но есть и другие размеры, например, у бас-гитары она составляет 840 мм.

История гитары

Струнные щипковые существовали еще во 2 в. до н.э. В разных странах они выглядели и назывались по-разному, но конструктивно были похожи. Пустотелый корпус изготавливался из дерева, выдалбливая его, из высушенной тыквы и даже из панциря черепахи.

В 3-4 веке китайцы изобрели юэцинь. Они перестали выдалбливать пустоты в дереве, применив другую технику – склеили верхнюю и нижнюю деки. Древние римляне и греки играли на кифаре, египтяне – на цитре, а ситар в Индии был самым распространенным инструментом в 6 веке. Происхождение гитары приписывается и Персии.

Интересный факт. Самый древний образец хранится в Парижском музее. Он был изготовлен французским мастером К.Коко.

Но исследователи музыкальной истории убеждены – родина гитары Испания. На санскритском название инструмента звучит как «кутур». Происходит слово гитара от сложносоставленного «тар» и «сангита», означает «четырехструнный».

В средние века в Испании входит в обиход инструмент с 5 сдвоенными струнами, а в XVIII веке их сменяют 6 одиночных. На его возникновение и формирование оказала влияние виуэла, а сама гитара не одно столетие конкурировала с лютней.

В России инструмент появился довольно поздно. Игра на нем казалась сложной. Большой вклад в популяризацию внес Н. Макаров, который с середины XIX века увлекался гитарой и даже организовал первый международный конкурс в Европе.

Но еще в начале XIX столетия испанский лютье Антонио Торрес внес в конструкцию коррективы. Они касались верхней деки – мастер сделал ее тонкой и легкой. Слава об измененном инструменте распространилась очень быстро, а в 1868 специально, чтобы купить его, к мастеру приехал знаменитый гитарист Франсиско Таррега. Считается, что именно в мастерской Антонио Тарреса тогда появилась первая классическая гитара, которую с тех пор называют «испанской».

Интересный факт. В 1674 году появилось первое руководство по игре на инструменте. Его написал Гаспар Санс. Издание содержало детальное описание техники, советы мастера, теорию и приемы.

Расцвет пришелся на XX век. Она стала концертным инструментом, для которого появились классические произведения, под нее пели песни, а исполнители находили новые приемы и возможности звучания. Строение гитары тоже изменилось, появились новые виды, устроенные особым образом.

Виды гитар

Классификация основывается не только на конструктивных особенностях, но и на качестве звука. Сегодня существуют разные виды гитар, детали которых позволяют подразделять их на блюзовые, кантри, фолк и модели для исполнения рок-композиций.

Классическая

Базовая модель с широким пустым внутри корпусом. Именно на ней начинают обучение новички. Количество струн у этой гитары – 6. Все они из нейлона. Звук тихий, мягкий. Играть боем на этой модели нельзя.

Акустическая

Устройство может быть различных типов: дредноут, джамбо, фолк. Акустическая гитара – это самая распространенная концертная модель. Отличается количеством струн, резонирующих возможностей, конструктивных особенностей. На ней можно исполнять музыку в разных стилях. Семиструнная акустика была любимым инструментом Владимира Высоцкого.

Полуакустическая

Вариант, который без подключения к усилителю звука звучит тише. Конструкция полуакустической гитары дополнена резонаторными отверстиями, звукоснимателями, электроникой. Гриф у модели выпуклый, звучание мягкое.

Электрогитара

Этот тип не имеет резонаторных отверстий. Корпус дополнен звукоснимателями, электроникой. Громкое звучание обеспечивает подключение к электрическому усилителю. Предпочтительна для хард-, метал-, панк-рок-направлений.

Бас-гитара

Выполняет главную роль в ритм-секции. Имеет толстые металлические струны и глубокий «грудной» звук.

Современные гитары имеют не только разное количество струн, ладов и даже могут иметь два грифа, но и выглядят стильно, ярко, винтажно. Сегодня их предназначение четко разделено на классику, джаз, эстраду.

Размеры гитары

На инструменте играют люди разного возраста и роста, поэтому для удобства нужно выбирать модель по размеру. Их несколько:

  • 4/4 – встречается чаще всего, имеет длину 38 дюймов. «Четвертинка» размером около 100 см с мензурой 62 см подходит исполнителям, ростом более 160 сантиметров;
  • 7/8 – не слишком отличается от полноразмерной «классики», но уступает по глубине звучания. Рекомендуется для девушек и подростков;
  • 3/4 – предпочитают использовать любители путешествий, имеют более тонкий резонатор и длину 88,5 см. Подходит для обучения детей;
  • 1/2 – учебная модель с мензурой длиной 58 см. Гитара имеет сильные басы и слабую середину;
  • 1/4 – модель со слабовыраженным приглушенным звучанием. Не используется для выступлений, но подходит на начальном этапе обучения дошкольников.

Узнать размер гитары легко – просто замерьте ее при помощи рулетки. Мензура замеряется от подструнника до верхнего порожка под головкой.

Какую гитару выбрать

Попав в специализированный магазин музыкальных инструментов, новичок может растеряться, увидев разнообразие моделей. Поэтому лучше взять с собой профессионала или хотя бы того, кто хоть немного разбирается в гитарах и настройке.

Начинать учиться нужно на том виде, на котором вы собираетесь играть потом. Это логично из-за различия в технике исполнения на акустике и электрогитаре. Если предпочтителен второй вариант, то начинать лучше с электроакустической гитары.

При выборе важны габариты, поэтому нужно сразу определить размер. Важно осмотреть корпус гитары, чтобы на нем не было сколов, трещин, дефектов. Обратите внимание на материал. Для изготовления качественных гитар используется древесина. Фанерированный инструмент прослужит недолго и будет звучать хуже.

Обязательно перед тем, как выбирать тот или иной образец, наиграйте (или попросите того, кто умеет) знакомую мелодию. Это поможет почувствовать звучание. Не стесняйтесь попросить продавца настроить инструмент, в специализированных магазинах это должны делать.

Техника игры

Научиться правильно играть можно не только в музыкально школе, но и самостоятельно по самоучителю. Пальцы левой руки зажимают струны на ладах, правой рукой музыкант перебирает струны или ударяет по ним. На некоторых видах используется плектр (медиатор).

Интересный факт. Гитарист легендарной группы «Qween» Брайан Мэй применял вместо медиатора шестипенсовые монеты, которых тогда уже не было в обороте. Для музыканта их специально выпусти монетный двор Великобритании.

При переборе (апояндо) происходит щипок струны. Этот прием подходит для гаммообразных пассажей.

Для аккомпанемента часто используется прием, который в народе называется «чес» (расреадо), когда исполнитель «проходит» по струнам 3-4 пальцами. Для игры на бас-гитаре применяется слэп – подцеп струны.

Как ухаживать за гитарой

Каждая составная часть инструмента нуждается в уходе. Струны чистят, поврежденные заменяют. Для чистки используют сухую хлопковую ткань. При загрязнении изменяется амплитуда и исчезает характерное звучание.

Во время смены струн мягкой щеткой очищают гриф и порожки. Корпус протирают мягкой, смоченной в воде и отжатой салфеткой с микрофиброй. Потом полируют специальным средством, которое продается в специализированном магазине.

Протирать гитару нужно только тканевыми салфетками, нельзя использовать жесткие мочалки. Металлические колки обрабатывают маслом, которым чистят детали швейных машин.

Как хранить гитару

На целостность инструмента и гитарный строй влияют влажность и температура. Если в комнате ниже +20 градусов, то корпус и гриф могут деформироваться. При высокой или слишком низкой влажности дерево будет разбухать или рассыхаться. Оптимальный показатель должен быть в районе 40-50 процентов.

Правильный уход за гитарой и бережное хранение помогут продлить срок службы инструмента. Хранить гитару дома нужно в чехле в вертикальном положении. Не нужно подвешивать ее на стену, это может привести к деформации грифа.

«Душа компании» – так называют гитаристов, которые могут легко подобрать любую мелодию, подыграть поющим друзьям, выйти на сцену с собственной композицией. Поэтому не стоит бояться сложностей в обучении и освоении самого популярного инструмента.

Источник

Артем Дервоед: гитара — это женщина, над ней нужно властвовать

24 марта в столице завершился XIV Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары». О сервисе «гитара на вынос», длинных ногтях и магии на сцене ОТР поговорил с художественным руководителем фестиваля, музыкантом Артемом Дервоедом.

В поисковике Яндекса после запроса «как научиться. » на втором месте идёт «играть на гитаре». (На первом — «как научиться целоваться?»). Так вот, Артём, как же научиться играть на гитаре?

— Сначала нужно научиться целоваться, а потом переходить к гитаре (смеется — прим. ОТР). Все зависит от целей. Термин «гитара» имеет широкое понятие и включает в себя несколько видов этого музыкального инструмента, техник, репертуаров. Чтобы научиться играть на классической гитаре без музыкальной школы или индивидуальной работы с преподавателем не обойтись. История с самоучителем и тремя аккордами здесь не пройдет.

Нужно ли ребёнка отдавать в музыкальную школу?

— Конечно, при чем не только на гитару, на любые инструменты. Даже, если он в итоге не станет профессионалом, музыкальная школа — невероятное подспорье для общего развития детей. Игра на инструменте развивает мелкую моторику, учит независимой работе полушарий мозга. Все это благотворно влияет на растущий органном.

Мало кто из детей хочет учить гаммы и этюды, отрабатывать технику в музыкальной школе. Родители должны заставлять их «из-под палки»?

— А современные дети вообще ничего кроме игры на компьютере не хотят. 99,9%, на вопрос: «хотят ли они изучать алгебру или геометрию?», ответят: «нет». Но в нашем обществе существуют обязательные этапы развития человека. Чтобы быть образованными, мы должны ходить в школу, получать фундаментальные знания. Если родители хотят формировать своего ребенка развитым, а музыка помогает развивать усидчивость, внимание, слух, то выбор очевиден.

— Можно ли добиться успеха без таланта?

— Я бы не смог стать тем, кем являюсь на данный момент без таланта. На трудолюбии и усидчивости можно далеко уехать, но всегда есть лимит. И однажды наступает момент, когда ты вроде бы приложил максимум усилий, а магии на сцене все равно не происходит. Магия — одна из граней таланта. То, что нельзя объяснить, но именно это и привлекает внимание зрителя, делая тебя уникальным. При этом без многочасовой ежедневной работы талант проявить невозможно.

Гитара сама по себе — это просто деревяшка. Вся ее суть — в звуке, эмоциях, которые рождает гитарист

— Гитара стоит в одном ряду с балалайкой, домрой и считается народным инструментом. Почему?

— Такой нонсенс и казус существует только в нашей стране. В 30-х гг.. ХХ в. гитару, как и все в Союзе, пытались запретить. Тогда, чтобы обойти закон, поклонники этого инструмента решили выдать семиструнную гитару за русско-народный инструмент. Мол, семь струн — это же не шесть, а значит и инструмент другой. На самом деле, семиструнка тоже не наша и пришла из Польши.

С тех пор прошло много времени, мы живет в другой стране и с другими законами, но гитара в профильных музыкальных заведениях все еще стоит на народном отделении. Мне не обидно, но этот факт неприятно сказывается даже на самом обучении музыкантов. Народными считаются инструменты русского народного оркестра, а гитара — не оркестровый инструмент. Поэтому гитаристам, вместо того, чтобы заниматься камерным ансамблем, приходится мучиться, изучая дополнительно домру или балалайку. Имидж академической гитары страдает. Мы играем классическую, а не народную музыку.

А какой характер у русской гитары?

— Гитара сама по себе — это просто деревяшка. Вся ее суть — в звуке, эмоциях, которые рождает гитарист. Поэтому у инструмента нет национальности. Но русского исполнителя действительно можно отличить по сентиментальности и душевности.

Нет такой музыки, которой бы я не смог сыграть

Большинство международных фестивалей, конкурсов показывают, что гитара — мужской инструмент. Почему так происходит?

— Некоторые инструменты делятся по гендерному признаку. Арфа считается женским инструментом. Это не связано с дискриминацией. Просто подавляющее большинство исполнителей на ней — женщины. А гитара — мужской инструмент. Что не мешает женщинам играть на ней, некоторые делают это даже очень хорошо.

Думаю, что так происходит из-за того, что гитара — это «женщина», когда на ней играет мужчина, происходит правильный баланс мужского и женского начала. Над гитарой нужно властвовать, ей нужно обладать.

— То есть физиологические особенности музыканта тут не при чем?

— На гитаре играть совсем непросто. Здесь нужна именно физическая сила. Размер руки тоже имеет значение. У большинства девушек — маленькая рука, поэтому им многие произведения не подвластны. Точно также, как, например, Рахманинов со своими огромными руками писал произведения под себя. И музыканты с маленькими руками просто не берутся их играть. У меня — хорошая растяжка. Нет такой музыки, которой бы я не смог сыграть.

— Профгитариста можно распознать по длинным ногтям на правой руке. При этом они должны быть ещё и своеобразно заточены. Тебя в детстве за такой маникюр не дразнили?

— Ногти — это база для гитариста. Они создают красивый звук. Мне повезло с ногтями, они крепкие и эластичные — идеальные для гитары. А в школе у одноклассников было достаточно других поводов, чтобы конфликтовать со мной, не из-за ногтей — это точно.

— Не везло с одноклассниками?

— С 12 лет я попал в спецшколу для юных дарований, где все время посвящал музыке. А до этого, мне попадались школы с недоброжелательными учителями и такими же одноклассниками. Я из тех, кто никогда не вызывал симпатии. Помогали только родителей.

— Классическая гитара, как впрочем, и любой другой инструмент, на котором играют Баха, Моцарта, не для широкой аудитории. Как исправить положение?

— А зачем? Три аккорда тоже имеют место быть. На них можно и в походе песни петь, и во дворе. Много ты видела скрипачей или пианистов на лавочке во дворе?

За классической музыкой нужно идти в консерваторию или филармонию на концерт. Для этого нужно еще узнать об этом, одеться соответствующим образом, расписание свое подстроить — потратить время и деньги.

В советское время классических музыкантов отправляли на заводы или на фронт, так сказать, для моральной поддержки бойцов и передовиков производства. Существовал своеобразный сервис «гитара на вынос». Сейчас такой практики нет. А жаль. Я бы вернул ее, потому что потребность в интересной качественной музыке никуда не делась.

Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС

— Как относишься к уличным музыкантам?

— Когда в кошельке есть деньги, всегда бросаю им, если играют хорошо. Сам тоже был на их месте. Карманных денег от родителей не хватало, хотелось заработать, вот и выходил в переход с гитарой. Это неплохая возможность выступления на публике.

— Гитара дорогой в обслуживании инструмент?

— Сам по себе инструмент может быть дорогим, но в цене он уступает скрипке или роялю. Одна хорошая гитара точно по карману музыканту. У меня — семь инструментов, все стоят по-разному, все использую в концертах. Струны приходится менять пред каждым концертом. Комплект стоит около 1 тыс.руб.

— Сколько стоит твоя самая дорогая гитара?

— В целях безопасности промолчу. Она, ведь, почти всегда со мной, за спиной. Но это точно больше 100 тыс.руб.

— Как заработать на гитаре? Вот, например, из чего строится твой заработок?

— Я живу с концертов. Базовые свои потребности закрываю. Но сказать, что мне хватает на частный самолет, не могу. Если ты хочешь ездить на Майбахе с водителем, то советую выбрать другую профессию. Педагогической деятельностью много не заработаешь. Поэтому для меня преподавание — это больше благотворительность.

— Забывал ноты на концерте? Как выходил из ситуации?

— В 2001 году была забавная история в Волгограде. У меня был концерт на фестивале Tabula rasa. Ехал на поезде Москва-Волгоград около 20 часов. Решил порепетировать. А, когда приехал в Волгоград, понял, что ноты забыл в поезде. Пытался восстановить, импровизировать, по слуху подбирал свою партию — выкрутился. Музыканты могут вести себя, как растяпы: частенько опаздывают на самолеты, забывают ноты. Но я — не такой. И это, пожалуй, был мой единственный промах.

— Давай, как в «Волке из Уолл Стрит»: вот тебе гитара, «продай» ее мне, человеку, который ничего о ней не знает.

— Я, конечно, могу показывать тебе гитару сколько угодно, рассказывая про ее красоту, редкие породы дерева, из которых она сделана. Могу рассказать о мастерах, игравших на ней, и о ее стоимости. Но все это не подействует, пока ты не услышишь ее звук и не получишь от этого удовольствие. С гитарой только такая комбинация работает.

— Какие гитарные произведения могут зацепить любого зрителя?

— Есть произведения, которые не могут оставить равнодушными. Обычно людям всегда нравится «Воспоминания об Альгамбре» Тарреги. Это красивое произведение, в котором используется сложный и необычный прием игры на гитаре. Или еще беспроигрышный вариант — концерт Родриго «Аранхуэс» для гитары с оркестром II часть.

Источник

Читайте также:  In this sentimental mood ноты
Оцените статью