Подбор по слуху в классе гитары ДШИ
Кратко изложено на что нужно обратить внимание, когда занимаешься с учащимися подбору по слуху
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_podboru_po_sluhu_v_klasse_gitary_detskoy_shkoly_iskusstv.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема МО «Обучение подбору по слуху в классе гитары ДШИ»
Подбор музыки по слуху является одной из важных составляющих процесса занятия музыкой. Музыкант, который владеет этим навыком, будет широко востребован в любой творческой среде, ему будет проще общаться с другими музыкантами и исследовать глубины музыкального мира. Но чаще всего этому виду музыкальной деятельности не уделяется или уделяется крайне мало внимания и времени в учебном процессе подготовки музыканта, оставляя образование учащегося неполным. Многие ассоциируют навык подбора по слуху с неким «даром», который свойственен лишь единицам. Но проблема заключается в другом. Чаще всего сами педагоги упускают эту важную составляющую музыкального образования, а в образовательных программах музыкальных учебных заведений данный предмет не предусмотрен. Навык подбора музыки по слуху крайне необходим каждому музыканту и тому, кто хочет слушать музыку грамотно. Он поможет раскрыть и развивать множество необходимых профессиональных качеств музыканта: музыкальное мышление, мобильность, слух, а также способность к импровизации. Весь процесс обучения музыке станет более интересным и увлекательным. Ведь монотонная работа с нотами отнимает много времени и сил, а работа по слуху проходит куда интереснее и оживленнее. Исходя из этого, в педагогический процесс музыкального образования следует привнести подбор музыки по слуху, разработав необходимое методическое обеспечение. Это сделает процесс обучения более плодотворным, полноценным и интересным.
Проблемой подбора музыки на слух занималось большое количество исследователей и педагогов-музыкантов. Вместе с тем, работ педагогов-гитаристов по данной теме практически нет. В пособиях по обучению игре на гитаре (П.Агафошина, Э.Пухоля, Э.Шарнассе) лишь кратко упоминается, что этим видом музыкальной деятельности нужно заниматься с учащимися.
Изучая научно-педагогическую литературу, преподаватель может установить для себя, что:
1. Обучение подбору по слуху способствует формированию у детей интереса и любви к музыке, что является важной задачей музыкальной педагогики. Каждый ученик требует индивидуального подхода и выбора методов обучения подбору по слуху.
2. Подбор по слуху практически неосуществим без слухового представления, этот навык требует от ученика постоянного слухового самоконтроля и активной работы музыкального слуха.
К основным принципам творческого музицирования и развития музыкального слуха относятся: принцип триединства, который может быть выражен следующей формулой: знать + слышать + подбирать по слуху; принцип соотношения цели и средств; контакта; дифференцированного подхода; доступности и др.
3. Должны быть сформулированы основные требования к произведениям для подбора по слуху; они должны быть простыми, знакомыми ученику; с повторяющимися элементами; с постоянно возрастающей сложностью.
4. Для формирования умений и навыков подбора по слуху рекомендуется использовать пропевание мелодии, показ рукой, метод соотнесения мелодии с функциональной гармонией, подбор от разных нот.
5. Помимо индивидуальных занятий, рекомендуется проводить занятия с двумя учениками, так как это внесет в процесс обучения соревновательную атмосферу.
6. Начинать формирование навыка подбора по слуху можно еще неорганизованными руками, не следует требовать певучего звука, начинать подбирать лучше всего от первой струны.
7. В обучении навыку подбора по слуху на гитаре выделяются три стадии:
— ученик на первой струне подбирает на слух простейшие мелодии, построенные на двух-четырех ступенях;
— далее подбираются более сложные и широкие по диапазону мелодии;
8. Подбор по слуху требует достаточно большого количества времени и внимания, им следует заниматься на протяжении всего процесса музыкального обучения.
На начальном этапе формирования навыка подбора по слуху с учащимися можно использовать такие упражнения:
1. Ученик поет мелодию и показывает рукой направление движения мелодии: вниз, вверх, через лад, через струну, большой скачок.
2. Педагог исполняет на инструменте ровно и в медленном темпе несложные мелодии, а ученик показывает рукой направление движения мелодии: вверх, вниз, через лад, через струну и т.д.
Таким образом, можно сформировать у учащихся умение быстро сосредотачиваться. Прогресса можно добиться только с помощью постоянных упражнений, чтобы у ученика формировалось чувство мелодии. С каждым разом учащиеся подбирают музыку по слуху быстрее, грамотнее и осознаннее. Занятия с такими учениками носят более творческий характер, а дети относятся к процессу обучения музыке с большим интересом и активностью. Это позволяет сделать вывод об эффективности проведенной деятельности. Учащийся должен глубоко понимать, что игра по слуху необходима ему для совершенствования профессионального мастерства. В методике урока, при составлении классных и домашних заданий педагог должен стремиться к тому, чтобы учащийся ощущал практическую значимость получаемых результатов. В музыкальной школе следует живо интересоваться, как и где учащийся практически претворяет получаемые навыки. Педагогу надо иметь в виду, что если учащийся раз-другой не справляется с подбором, он может потерять веру в свои силы, вследствие чего интерес к этой важной музыкальной форме музицирования угаснет. Педагогу необходимо быть абсолютно уверенным в том, что учащийся справляется с подбором самостоятельно. Если же такой уверенности нет, рекомендуется провести определённую подготовительную работу, которая заключается в выявлении ясности и прочности музыкально-слухового представления задаваемого материала. Малый звуковой диапазон, чёткий, повторяющийся ритмический рисунок, ясность мелодических оборотов — таковы основные признаки выбора песенного музыкального материала для младших учащихся. Практика показывает, что когда ритмический рисунок мелодии уложился в сознании учащегося, то и другие элементы музыкальной речи (включая и звуковысотные соотношения) исполняются значительно успешнее. Именно с ритмической фигурации следует начинать запоминание предназначенной для подбора по слуху музыки.
Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху.
Подбор по слуху различается по видам деятельности — одно дело, когда подбирается мелодия, другое — аккомпанемент. В первом случае в основе подбора лежат мелодические музыкально-слуховые представления, во втором — гармонические. Развитие гармонического слуха осуществляется значительно интенсивнее и целенаправленнее, когда гитарист систематически и планомерно занимается подбором по слуху аккомпанемента к мелодиям.
Аккомпанемент — партия инструмента, сопровождающая сольную (вокальную или инструментальную) партию . Сольная партия (в данном случае мелодия песни) обычно исполняется голосом, а аккомпанемент (он подбирается по слуху) — на гитаре. Являясь гармонической и ритмической опорой, аккомпанемент углубляет художественное содержание мелодии, высвечивает ее характер и музыкальные образы.
Подготовительная работа к подбору аккомпанемента.
Если главным контролером мелодических представлений является пение или подбор одноголосных мелодий на инструменте, то основой проверки гармонических представлений гитариста служит выявление умения воспроизводить многоголосную музыку. Таким образом, под развитым гармоническим слухом применительно к исполнительству на гитаре логично понимать умение подбирать по слуху многоголосие и, разумеется, аккомпанемент. В процессе подбора аккомпанемента у исполнителя формируются и развиваются соответствующие слухо-двигательные представления. Прежде чем предложить учащемуся мелодии для подбора аккомпанемента (пусть простейшие!), с ним полезно провести определенную подготовительную работу. Ее цель — на основе слушания простейших звуковых сочетаний приобщить юного музыканта к умению разбираться в том, что звучит благозвучно («хорошо»), а что неблагозвучно (« плохо»). Важную роль в подготовительной работе к освоению аккордовых (затем и неаккордовых) звуков лада играют соответствующие упражнения. В работе над упражнениями (в дальнейшем и над художественным материалом) рекомендуется придерживаться следующего порядка:
— играть мелодию на инструменте и активно вслушиваться в особенности ее звучания;
— продолжая петь мелодию, пытаться подобрать к ней аккомпанемент — басы и аккорды, добиваясь общего благозвучия;
— добившись положительного результата, записать над звуками мелодии подобранный аккомпанемент.
— проверить правильность выбора гармонии аккомпанемента, то есть совпадение по вертикали звукового состава аккорда и приходящихся на него звуков (одного или нескольких) мелодии.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что:
1. Навык подбора по слуху является сложным навыком – это двигательный сенсорно-мыслительный навык. Он представляет собой систему сознательно выработанных движений, которые частично автоматизируются, что позволяет использовать его в целенаправленной музыкальной деятельности.
2. Процесс формирования навыка подбора по слуху включает ряд фаз: установочную, аналитическую, синтезирующую, операционно-стабилизирующую.
3. Для формирования навыка подбора по слуху обычно применяется метод «проб и ошибок». Но этого можно избежать, если разработать планомерную последовательность действий.
4. Ученики, благодаря правильно организованному учебному процессу, грамотно подобранным методам и учебному материалу, начанают подбирать на слух точнее, быстрее, грамотнее и осознанно.
Педагогические наблюдения показывают положительное влияние процесса обучения подбору по слуху на результаты обучения по другим дисциплинам: улучшается успеваемость детей по специальности, теории музыки и сольфеджио .
Источник
Учимся настраивать гитару по слуху
Для тех, кто начинает обучаться на гитаре, это очень важный вопрос, настраивать гитару, но как правило он решается довольно просто. Ученик приносит свою гитару учителю на занятие, и тот её настраивает. Есть другой неплохой вариант – надо иметь друга, родственника, соседа, который может настроить гитару, и просто обращаться, когда нужно.
Почему же так происходит? Потому что для того, чтобы настроить гитару, нужно иметь определенный слуховой опыт, который вырабатывается со временем, после регулярных упражнений. У кого-то это происходит быстрее, значит слуховые данные хорошие, у кого-то уходит больше, как говорится, тут всё зависит от способностей (у меня есть друг, тоже ученый, у него 3 класса образования). Но сразу не получается практически ни у кого. Даже людям, имеющим абсолютный музыкальный слух, нужно сначала освоиться, привыкнуть к тому, как звучат струны, а потом научиться с ними обращаться.
Ну и конечно, если не пробовать, то как получить этот самый слуховой опыт? Так что давайте пробовать! Для начала под присмотром того, кто уже умеет, чтобы он мог контролировать и исправлять в случае ошибки. И чтобы не получилось так, что остались с безнадежно расстроенной гитарой или, ещё хуже, с порванными струнами.
Главный принцип настройки гитары такой: две струны, при определенных условиях, должны звучать одинаково. Чтобы регулировать натяжение струн на гитаре есть специальные устройства – колки), на них накручиваются концы струн. Вот эти колки и нужно крутить, чтобы натягивая или ослабляя струны, добиться их одинакового звучания в следующих случаях:
- 2-я струна, прижатая на пятом ладу должна звучать одинаково с 1-ой открытой струной.
- 3-я струна, прижатая на четвёртом ладу должна звучать одинаково со 2-ой открытой.
- 4-я струна, прижатая на пятом ладу должна звучать одинаково с 3-й открытой струной.
- 5-я струна, прижатая на пятом ладу должна звучать одинаково с 4-й открытой струной.
- 6-я струна, прижатая на пятом ладу должна звучать одинаково с 5-й открытой струной.
Так, но мы кое-что упустили. А как же с первой струной? Нужно сначала настроить первую струну?
- Первую струну настраивают по звуку E (ми) второй октавы.
Если у вы не родились с абсолютным слухом, то есть у вас нет способности на слух определить высоту звука, не беда, можно воспользоваться камертоном или другим уже настроенным инструментом – синтезатором, фортепиано, баяном, другой гитарой (настроенной). Или попробовать положиться на свой слуховой опыт и настроить по своим ощущениям, как представляется должна звучать первая струна. А остальные струны уже подстраивать под нее, следуя вышеприведенной схеме. Ну и некоторые советы в помощь:
- Если трудно определить ниже или выше звук одной струны или другой, попытайтесь пропеть оба звука и по движению вашего голоса попробуйте определить, который звук выше.
- Или можно ещё послушать звук не на пятом, а на соседних ладах четвертом или шестом, седьмом, найти одинаковый звук и потом судя по результату – подтягивать или наоборот ослаблять струну.
Главное набраться терпения, пробуйте, чем больше тем лучше. Слушайте, анализируйте звуки – какой выше или ниже? И со временем освоите этот простой, но хитрый навык – настройка гитары.
Источник
Начальный этап обучения в классе гитары
Разделы: Музыка
Введение
Наиболее важным является начальный этап обучения. Именно в первые годы обучения закладываются те основные навыки и умения, которые создают предпосылки для дальнейшего творческого роста учащегося.
Вопрос начального обучения гитариста недостаточно полно освещается в общедоступной методической литературе. «Школы игры на 6-струнной гитаре» А.Иванова-Крамского, П.Агафошина, Е.Ларичева имеют скорее хрестоматийный характер и не могут быть использованы в качестве серьезного методического пособия.
Отличается в этом отношении «Школа» испанского гитариста и педагога Э.Пухоля. Отличительной чертой является детальное изложение всех «секретов» исполнительского мастерства. В ней тщательно разработаны наиболее существенные вопросы гитарной техники, подробно освещены этапы технического развития, дан план работы с учеником.
Данная работа является попыткой обобщить материал, касающийся вопроса начального обучения гитариста; выявить основные направления работы с начинающими, осветить основные различные вопросы современной гитарной школы.
Общие принципы работы с начинающими
На ребенка, пришедшего в ДМШ, обрушивается море новой информации. Поначалу все это кажется детям интересным; изначально каждый ребенок хочет учиться музыке и задачей преподавателя является сохранить этот интерес на протяжении всего периода обучения.
Чтобы ученик не потерял веру в себя, получал удовольствие и удовлетворение от каждой встречи с музыкой, необходимо соизмерять предлагаемые задания с интересами и возможностями ученика, а методический материал давать рационально и последовательно. Надо заинтересовать ученика так, чтобы он шел на урок с радостью и приподнятым настроением. Именно в доброжелательном общении с учеником делаются первые шаги к успеху.
Характерными чертами психологии детского возраста являются неустойчивость внимания и быстрая утомляемость. Если появляется утомляемость, следует переключить внимание ученика на другие виды деятельности или уменьшить продолжительность урока.
От искусства ведения урока, от эмоционального настроя зависит плодотворность работы, а главное – желание ученика продолжать занятие дома. Задание на дом дается ученику с первых же уроков. Именно поэтому на уроке нужно учить ребенка самостоятельно мыслить, готовить его к осознанной домашней работе. Все то положительное, что достигнуто на уроке, может быть сведено на нет неправильными занятиями дома.
Необходимо помочь ребенку в организации домашних занятий. Организация учебного процесса школьника, который посещает две школы, предусматривает рациональное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы обучения. Ребенок должен ясно представлять себе цели работы, ее смысл. Чтобы учить детей, нужно постоянно учиться и педагогу, находить новые приемы и методы работы, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство.
В работе с начинающим необходимо учитывать следующие принципы:
- Принцип систематического и последовательного обучения.
- Принцип сознательного усвоения знаний.
- Принцип прочного усвоения знаний.
- Принцип доступности обучения (связан с необходимостью учитывать возрастные особенности ученика).
- Принцип наглядности.
- Принцип индивидуального подхода.
- Принцип активности.
Посадка гитариста и постановка рук
Положение тела при игре на любом инструменте имеет большое значение, от него напрямую зависит ощущение мышечной свободы, утомляемость гитариста при занятиях, и в конечном итоге качество исполнения музыкальных произведений
Правильная, удобная поза при игре на любом инструменте – это не только верный выбор положения, но и владение своим тонусом. Понятие «тонус» связывается физиологами с уровнем рефлекторной активности нервно-мышечной системы, с длительным удержанием определенного фонового состояния мышц.
Расслабленная поза создает пассивный настрой мышц; руки становятся «тяжелыми», внимание притупляется. Подтянутая поза способствует активному настрою мышц, легкости движений, обострению внимания. При активной позе собранность всего нервно-мышечного аппарата оказывает весьма ценную помощь рабочим движениям в их организации и точности, а при пассивной позе, этого не происходит. Правильная, стройная осанка способствует лучшему поддерживанию рук корпусом именно из-за равномерного растяжения мышц спины и грудной клетки.
Гитаристу следует сидеть ближе к краю стула, чуть наклоняя корпус вперед, как бы собираясь встать. Торс не должен опираться ни на спинку стула, ни на инструмент. Кроме того, посадка должна отвечать следующим требованиям:
1. Позвоночник находится в вертикальном положении (возможен наклон вперед); плечи на одном уровне.
2. Инструмент устойчив и для его поддерживания не требуется усилия рук.
Наиболее полно отвечает этим требованиям посадка, описанная в «Школе Э.Пухоля».
Правильность постановки рук определяется следующими критериями:
– Правая рука – опирается на большое закругление обечайки предплечьем или плечом (в зависимости от длины рук), кисть в свободном состоянии, запястье не должно быть ни слишком выпуклым, ни вогнутым.
– Кисть параллельна подставке, линия первых суставов пальцев i, m, а параллельна струнам. Большой палец почти параллелен указательному и касается его краем последней фаланги.
– Палец «р» действует независимо от остальной части кисти, а поскольку его движение по направлению противоположно, он образует с указательным так называемый «крест».
– Левая рука – благодаря достаточно высокому положению грифа висит практически вертикально. Большой палец располагается на средней линии задней части грифа. Пальцы 1, 2, 3, 4 наподобие молоточков прижимают струны к грифу. Широкая часть кисти должна оставаться параллельно грифу, несмотря на разную длину пальцев.
– Кисть на некотором расстоянии от грифа. Следует избегать приближения кисти к грифу со стороны указательного пальца.
Часто при первых попытках игры на инструменте от излишней старательности или от скованности, неуверенности в себе ученик напрягает мышцы, которые не должны участвовать в игру. Необходимо, чтобы с первых же уроков ребенок учился отличать свободу и легкость в мышцах от их скованности и зажатости.
Первые несколько уроков полезно провести без инструмента, дать несколько упражнений, которые помогут ученику понять состояние «напряжения – расслабления», уяснить принципы правильной посадки. Ю. П. Кузин предлагает следующие упражнения:
– ученик сидит на стуле, руки на коленях. Наклоны туловища вперед, назад, вправо, влево.
Следить за осанкой, ноги от пола не поднимать. После каждого наклона фиксировать корпус в исходном положении;
– повороты туловища вправо, влево. Плечи не поднимать, не снимать ног со скамеечки;
– максимальное напряжение рук: сжать пальцы в кулак, затем расслабить;
– сделать глубокий вдох (корпус напряжен), затем выдох (корпус расслаблен).
После того, как ученик научился осознанно, свободно сидеть на стуле, можно приступать к занятиям с инструментом.
Прежде всего, следует усвоить исходное положение рук:
правая рука – округленные пальцы 1 т а кончиками, ближе к ногтю, поставить на 1 струну, мизинец находится около безымянного пальца, р скользит по 6 струне и постепенно принимает исходное положение под острым углом к ней.
левая рука – большой палец с тыльной стороны грифа, кисть параллельна грифу, пальцы округлены, полусогнуты на уровне 2 струны, и расставлены по ладам соответственно 1– V, 2 – VI, 3 – VII, 4 – VIII.
При проведении первоначальных упражнений по освоению инструмента следует особое внимание уделить независимости рук.
Выработка базовых технических навыков
На начальном этапе обучения важно добиться правильности выполнения основных, базовых движений, что в дальнейшем обеспечит перспективу технического роста учащегося. Способы звукоизвлечения при игре на гитаре различны: для правой и левой рук. Поэтому рассмотрим отдельно те моменты, на которые следует обратить особое внимание.
а) Обычно на первых уроках используется прием «апояндо». Это объясняется тем, что при исполнении «апояндо» кисть занимает более устойчивое положение, не подпрыгивает, как при игре «тирандо». Кроме того, на «апояндо» легче получить плотный, качественный и довольно громкий звук, что важно для формирования у начинающих уверенности в своих силах.
Следует требовать от учеников именно удара пальцами по струне. Обычно, боясь «промазать», ученик сначала нащупывает струну, т.е. глушит ее, а потом извлекает звук. Ребенок должен сделать так, чтобы палец останавливался не на этой, а на следующей струне и сам отскочил от нее (точнее – полностью снимается усилие с данного пальца, что означает естественный возврат пальца в исходное положение). Практически, игра должна происходить только в одну сторону; возврат пальца в исходное положение не за счет мышечных усилий, а за счет снятия всех мышечных напряжений.
б) При игре упражнений на открытых струнах, а в дальнейшем – гамм, следует использовать различную аппликатуру в правой и руке с обязательным подключением безымянного пальца.
в) Особое внимание следует уделить большому пальцу. Этот на первый взгляд не такой уж
важный момент на практике часто оказывается причиной зажима всей руки. Самая распространенная ошибка – направление движения большого пальца в кисть. Движение должно быть направлено от струны, а не в струну (тирандо); такое положение наилучшим образом реализует так называемый «крест».
г) При освоение «тирандо» движение пальцев i т а направлено в кисть. При исполнении аккордов с басом движение кисти напоминает движение при закручивании детского волчка по часовой стрелке.
а) Особое внимание приходится уделять растяжке. Детям 7-8 лет проще начинать изучение грифа не с I, а с V лада; при этом левая рука занимает более естественное положение. Постепенно, по мере того, как ученик приспосабливается к инструменту, можно продвигаться к I ладу. Следует обращать внимание правильный разворот кисти не к 1 пальцу, а к 4.
б) При игре одноголосных гамм, тетрахордов следует придерживаться принципа сомкнутой аппликатуры (пальцы левой руки после извлечения звука остаются на ладах, не снимаются до тех пор, пока этого не потребует дальнейшее развитие-музыкального материала).
в) Смена позиций – важнейший технический элемент. Чистота работы и ловкость пальцев левой руки при смене позиций зависит не только от правильного и точного прижатия струн, но и рационального кисти и пальцев. Большой палец помогает установка кисти в другую позицию. При скольжении пальцы занимают пассивную позицию по отношению к струне. В качестве упражнения на смену позиций может использоваться любая гамма исполненная одним пальцем; также хроматическая гамма на одной струне, исполненная различными вариантами аппликатуры (1 2 3 4,1 2 3, 2 3 4 и т.д.).
г) Гитара – инструмент многоголосный; следовательно, левая рука часто прижимает несколько звуков одновременно. Подготовку руки к аккордам следует начинать заблаговременно. Поскольку любой аккорд состоит из интервалов, будет логично в отдельности изучить каждый из них. Здесь можно пользоваться упражнениями секстами, терциями октавами. Вначале звуки ставятся поочередно (с баса), затем – вместе. Следующий этап – на основе уже известных интервалов добавляется третий и четвертый звук.
д) Так как прижатие струн левой рукой требует значительных мышечных усилий, следует искать возможности для расслабления руки. Такими моментами могут быть паузы, смены позиций, звучание открытых струн.
На втором году обучения вводится такой дополнительный аспект работы, как формирование выносливости. Это важнейшее качество исполнителя. Умение играть точно чисто и долго должно быть постоянной целью в работе с учеником. Однако увеличивать время игры следует постепенно и осторожно.
Техническое воспитание начинающего музыканта должно не отставать от слухового, а идти в ногу с ним.
Развитие слуха
Чтобы ребенок мог полноценно воспринимать и понимать музыку, прежде всего, необходимо научить его внимательно слушать. Гитара как инструмент имеет специфические особенности звучания, которые требуют от ученика постоянного и целенаправленного слухового контроля.
Как мы знаем, невозможно управлять извлеченным на гитаре звуком и удерживать его долговременно в динамическом напряжении.
Для того чтобы ученик привыкал к звучанию и тембру инструмента, занятия по развитию слуха следует проводить под гитару. Учитель проигрывает мелодию или просто отдельные звуки, а ученик должен их спеть. На начальном этапе музыкальных занятий по развитию слуха необходимо подбирать тональность, близкую к речевому диапазону ребенка, а затем, по мере овладения навыками интонирования, постепенно его расширять.
В дальнейшем, при исполнении простейших мелодий и песенок, следует выяснить ее общий характер, настроение, образность, особенности метроритмики.
Полезно вместе с исполнением песенок петь слова или названия нот, тем самым, избегая механического исполнения.
Следует заметить, что на гитаре уже с первого года обучения исполняются пьесы, фактура которых состоит из 2-х и более голосов.
Различные фактурные варианты должны изучаться по принципу «от простого к сложному».
1) одноголосье (мелодия).
2) мелодия с басом.
3) мелодия с аккомпанементом, бас с аккомпанементом.
4) мелодия с басом и аккомпанементом.
5) простейшие пьесы с полифонической фактурой.
При изучении многоголосных произведений важно проанализировать с ребенком не только его горизонтальное развитие, но и строение вертикали: количество голосов, главенство какого-либо из них, местонахождение мелодии. Мелодия в многоголосой фактуре обычно выделяется приемом «апояндо», аккомпанемент же играется «тирандо», что в какой-то мере позволяет «разделить» два этих компонента.
Во избежание «заигрывания» полезно проигрывать каждый голос отдельно или в ансамбле с педагогом, а также петь вслух. Также нужно уделить внимание развитию тембро-динамического слуха. На гитаре можно создать разнообразные живописно-колоритные эффекты. Сочетание звучания открытых и закрытых струн, звуковое положение с тонким слуховым контролем (педаль), смещение позиции, звукоизвлечения к подставке или грифу создает богатую палитру для воплощения различных образов.
Существуют три основных положения правой руки при звукоизвлечении:
а) около розетки справа – это основная рабочая позиция.
б) на грифе, около розетки слева. Применяется для более мягкого, нежного звучания.
в) у подставки. Дает более жесткий звук; применяется в основном для подражания другим инструментам.
Также возможно менять тембр посредством изменения угла между струной и ногтем, но это уже задача более позднего обучения.
Чтение с листа
Под чтением с листа понимается умение сыграть без остановок, в характере и темпе, близких к авторским, ориентироваться во всех элементах нотного текста (мелодическая, гармоническая и ритмическая структуры), а также разбираться в специфических гитарных обозначениях: аппликатура, струны, позиции, тембр и т.д.
Даже перечисление основных элементов навыка чтения с листа говорит о его сложности.
Разумеется, чтение с листа нельзя рассматривать в стороне от общего процесса овладения инструментом.
Первым этапом обучения чтению с листа является освоение ритмической
графики. Любой ритмический элемент более понятен и близок детям в сочетании со словами. Необходимо привлечь внимание ученика к произношению (быстро или медленно говорится слог). Можно прохлопать в ладоши и записать ритм известных ребенку слов, попевок. Ребенок должен научиться свободно прохлопывать ритм знакомых ему поговорок, пословиц коротких стихов не только по слуху, но и по нотной записи. Правая рука должна ориентироваться на струнах без помощи зрения. Воспитывать этот навык нужно начинать как можно раньше. Занятия могут проводиться в игровой форме – «найди струну». Можно продолжить эту игру, но уже с левой рукой – «найди лад».
Быстрота и точность действий рук играющего на гитаре при чтении с листа зависит от многих факторов. Прежде всего, нужно создать оптимальные условия для глаз: расположение нот перед учеником должно быть рациональным, – чтобы они находились в поле зрения. Пюпитр ставится примерно на уровне грифа; нужно найти такое положение, чтобы в поле зрения попадали и гриф, и пальцы левой руки, и нотный текст.
Начинать читать с листа нужно с простейших коротких мелодий без аккомпанемента, где присутствует повторение ритмических формул и нотных знаков.
Техника игры на гитаре в основном формируется из гаммаобразных пассажей, арпеджио аккордов. На начальном этапе следует выработать навыки бегло прочитать элементы мелодии вверх и вниз. Внимание ученика обращается на аппликатурные закономерности.
При чтении аккордов первыми изучаются трезвучья в тесном расположении и с открытыми струнами. Аккорды их 4-х звуков нужно начинать читать со знакомых ученику в аппликатурном плане трезвучий с добавлением баса.
Следует вырабатывать у ученика умение «видеть» во время игры с листа следующий такт, мотив фразу, и т.д.
Немаловажное значение для развития навыков чтения с листа имеет широкое использование ансамблевой игры. Очень полезно с первых уроков вводить такое музицирование. Ученик приобщается к восприятию сложного и объемного звучания произведений. Простая мелодия вместе с партией второй гитары приобретает законченность и логичность.
Как показывает практика, развитие беглости чтения с листа зависит, прежде всего, от систематических занятий. Чем больше ученик будет читать, тем больше будет развиваться этот навык. Чтение с листа формирует необходимые качества для игры на гитаре; реакция аппарата на нотный текст способствует развитию техники, аппликатурных навыков; позволяет ознакомиться с произведениями различных стилей, эпох и жанров.
Заключение
Таким образом, воспитание начинающих музыкантов – процесс объемный и многоплановый; включает в себя различные составляющие. Формы работы на уроке должны часто меняться; обучение – затрагивать каждый из вышеназванных аспектов. Педагог, работая с детьми младшего школьного возраста, сталкивается в основном с непроизвольным видом внимания. Поэтому преподносимый детям учебный материал должен обладать яркостью, необычностью, вызывать большой интерес и увлеченность, должен быть доходчивым и доступным по содержанию. Подбор репертуара должен вестись в соответствии с техническими задачами и с учетом возрастных особенностей учащегося, подчиняясь принципу последовательности и постепенности усложнения материала.
Хочется привести слова Л. Н. Толстого о «двух крайностях»: «Чтобы ученику было понятно и занимательно то, чему его учат, избегайте двух крайностей: не говорите ученику о том, чего он не может понять, и не говорите о том, что он знает не хуже, а иногда и лучше учителя». Только в преодолении трудностей раскрываются духовные возможности ребенка. Чрезмерно легкие задания вредны не только для сильного, но и для слабого ученика, так как отучают его мыслить, и задерживают развитие. Разумеется, такое обучение, которое требует от ученика активного преодоления трудностей, вовсе не отрицает необходимости преодолевать с ним последовательные ступени; слишком трудные задания могут привести к неуверенности ученика в собственных силах, понизить его самооценку; слишком легкие – скучны и малоинтересны; чуткий и внимательный педагог должен найти так называемую «золотую середину».
Литература:
1. Л. Баренбойм «Путь к музицированию».
2. Р. Сапожников «Обучение начинающего виолончелиста».
3. Полянский, П. Меламед, Е. Мурзина. Скрипка, виолончель 1 класс.
4. Ю. Кузин «Чтение с листа».
5. Ю. Кузин «Обучение начинающих».
6. В. Осипов, Ю. Чесноков «Работа с начинающими в классе ДМШ». Методические рекомендации.
7. Александров «Профессиональные заболевания и методы борьбы с ними».
8. А. Цветков «Несколько рекомендаций по первым урокам».
9. Э. Пухоль «Школа игры на шестиструнной гитаре».
Источник